«становится центром притяжения американских сил»: почему польша продолжает наращивать военный контингент сша

Силы НАТО — что это и как устроены.

Под определением выражения «Силы NATO», не следует понимать какую-то определенную армию, которая полностью располагается в конкретной стране. Сама концепция Североатлантического Альянса построена таким образом, что страны участники в соответствии с установленными квотами предоставляют под нужды союза определенное количество солдат и военной техники. Это значит, что в зависимости от необходимости, штат вооруженных сил НАТО, может меняться в количественном и техническом плане. Таким образом командование альянса может в кратчайшие строки сформировать необходимую военную бригаду необходимую под конкретную задачу.

Помимо использования собственных вооруженных сил, Североатлантический Альянс часто прибегает к помощи армий стран партнеров, которые не являются членами блока. Данное становится возможным благодаря заключению индивидуальных партнерских соглашений в сфере военной поддержки и сотрудничества.

Военные преступления НАТО

В интернете блок НАТО часто сравнивают с Вермахтом — армией Третьего Рейха

При широкомасштабном интенсивном ведении боевых действий редко удаётся избежать военных преступлений. Преступления, нарушающие различные конвенции, воинский устав и моральные принципы происходили, происходят и будут происходить во всех армиях мира. Так было и во время Второй Мировой войны во всех участвующих сторонах, не исключая и СССР. Только в отличие от немецкой нацистской армии, такие действия в советской армии строго наказывались, вплоть до расстрела, это поспособствовало снижению уровня преступлений до минимума. Совершались преступления и во время Чеченской войне, но всякий раз, когда об этом узнавала пресса или вышестоящее командование, немедленно заводились уголовные дела и лица совершившие противоправные действия наказывались лишением свободы, а их прямые начальники понижались или освобождались от должности.

Кардинально отличается подход к военным преступлениям в НАТО. Там преступления не только не пресекаются — виновные остаются без наказания даже когда преступление освещается на весь мир, а рядовые граждане требуют привлечь явных преступников к ответственности. Войска НАТО, имеющие на своём вооружении передовое, высокоточное оружие, регулярно наносят бомбовые удары по мирным территориям и объектам с рядовыми гражданами, которые не имеют прямого отношения к боевым действиям.

Солдаты НАТО фотографируются на «дембельский» альбом с убитым иракским подростком

К наиболее известным военным преступлениям НАТО относятся следующие:

  • Многочисленные бомбардировки госпиталей, жилых районов, гуманитарных конвоев, школ, инфраструктурных объектов и других целей, не связанных с вооружёнными силами противника.

Члены

Основная статья: Расширение НАТО

Дата Страна Примечания
страны-основатели
4 апреля 1949  Бельгия
4 апреля 1949  Великобритания
4 апреля 1949  Дания
4 апреля 1949  Исландия Исландия — единственный член НАТО, у которого нет регулярных ВС, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана (БОХР). Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО.
4 апреля 1949  Италия
4 апреля 1949  Канада
4 апреля 1949  Люксембург
4 апреля 1949  Нидерланды
4 апреля 1949  Норвегия
4 апреля 1949  Португалия
4 апреля 1949  США
4 апреля 1949  Франция С июля 1966 Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 вернулась во все покинутые структуры.
первое расширение
18 февраля 1952  Греция С 1974 по 1980 Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряжённых отношений с другим членом блока — Турцией.
18 февраля 1952  Турция
второе расширение
9 мая 1955  Германия Присоединилась Западная Германия. Саар воссоединился с ФРГ в 1957, с 3 октября 1990 — объединенная Германия.
третье расширение
30 мая 1982  Испания Не участвует в военной организации НАТО.
четвёртое расширение
12 марта 1999  Венгрия
12 марта 1999  Польша
12 марта 1999  Чехия
пятое расширение
29 марта 2004  Болгария
29 марта 2004  Латвия
29 марта 2004  Литва
29 марта 2004  Румыния
29 марта 2004  Словакия
29 марта 2004  Словения
29 марта 2004  Эстония
шестое расширение
1 апреля 2009  Албания
1 апреля 2009  Хорватия

Отношения НАТО и России

Отношения Российской Федерации с блоком НАТО строились на основе Основополагающего акта о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности. Его подписали и утвердили в 1997 г. с одной стороны руководители всех стран-участниц альянса, а с другой — Президентом России.

Для эффективного проведения консультаций и организовать сотрудничество в рамках этого соглашения был учрежден Совместный постоянный совет, который в 2002 г. был заменен Советом Россия-НАТО. Последнюю структуру утвердили в рамках римской встречи на высшем уровне. Положения о работе Совета Россия-НАТО заложили основы для конкретизации принципов совместной деятельности и сотрудничества сторон на условиях равноправного партнерства, совместной выработки решений и усилий по обеспечению безопасности в пределах Евро-Атлантического региона.

Совет заседает не реже, чем 1 раз ежемесячно. В нем принимают участие послы и военные представители сторон. Председательствует генсек НАТО. Два раза в год совет собирается в составе министров ИД, обороны и начальников генштабов. Главы государств и правительств принимают участие по мере возможности.

В августе 2008 г. после проведения военной операции российских войск на территории Грузии с последующим признанием независимости Южной Осетии и Абхазии Совет приостановил свою работу. В марте 2009 г. министрами иностранных дел стран-участниц альянса принято решение вернуться к сотрудничеству с РФ. Стороны добились сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом, пиратством, катастрофами природного и техногенного происхождения, однако по фундаментальным проблемам разногласия остаются, а в ряде случаев обостряются.

К числу вопросов, по которым не удается добиться консенсуса, отнесены:

  • проблемы активизировавшегося расширения Североатлантического альянса, особенно в Восточной Европе;
  • размещение систем ПРО на европейской территории;
  • превышение положений концептуальных основ обеспечения союза стран оборонительной направленности;
  • соблюдение положений ДОВСЕ и ряд других разногласий.

В то же время стороны активно работают над преодолением этих разногласий.

Политика

  • 15 сложных планов по блоку «Политика»
  • Базовые термины по политике, которые проверяют на экзамене
  • Социальная политика и социальные гарантии государства

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Региональные команды

В рамках союзного командования в Европе функционируют две региональные команды:

  • Союзные силы Северной Европы: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша и Чехия; штаб-квартира находится в г. Брунсаме, Нидерланды;
  • Союзные силы Юга Европы: Венгрия, Греция, Италия, Испания и Турция; штаб-квартира — г. Неаполь, Италия.

Верховное командование в Атлантике состоит из пяти штабов:

  1. Восточная Атлантика,
  2. Западная Атлантика,
  3. Южная Атлантика,
  4. Ударный флот,
  5. Союзное командование подводными кораблями.

Официальные языки НАТО — английский и французский.

Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

Вооружённые силы

Силы НАТО не являются армией в привычном понимании. У них нет определённой дислокации. Каждая конкретная страна-участница, в зависимости от необходимости, обязана предоставить блоку требуемое количество профессионально обученных солдат, вооружение и военную технику. Таким образом, удаётся быстро мобилизовать все необходимые силы для решения конкретной задачи.

Вооружённые структуры альянса делятся на 2 категории:

  • объединённые (ОВС);
  • находящиеся в подчинении своей страны.

Численность военнослужащих на 2010 г. составляла около 3,2 млн человек. Из них 1.3 млн — это солдаты США. Роль Америки в Североатлантическом блоке огромна. Так, в 2016 году страна потратила 664 млрд бюджетных долларов на военные расходы НАТО.

В сентябре 2014 года произошла встреча лидеров государств, участвующих в НАТО. На ней рассматривалось создание специальной оперативной группы, обладающей повышенной готовностью. Это воинское подразделение, состоящее из 4 тыс. солдат необходимо для быстрой реакции на агрессивные действия России, направленные против любой страны-участницы альянса. Центральная база и командование силами быстрого реагирования находится в Великобритании. В случае необходимости группа быстро перебрасывается к границам РФ.

Заглядывая в будущее

Попытки предсказать развитие европейского континента на многие десятилетия вперёд нельзя воспринимать серьёзнее, чем обычный футурологический прогноз. Но одно можно сказать наверняка: Организация Североатлантического договора сохранит своё значение и существование и в ближайшей, и в среднесрочной перспективе. Эта структура проверена временем и успела доказать свою эффективность в обеспечении стабильности и безопасности на континенте. Она является залогом успешного экономического и социального развития участвующих в ней государств. Одной из важнейших тенденций в развитии организации является постепенное смещение акцентов из военно-политических направлений в гуманитарные. В частности, в обеспечение проведения спасательных работ при преодолении последствий значительных природных катаклизмов и техногенных катастроф.

Не менее важной сферой приложения усилий для альянса является противодействие всем формам террористических и экстремистских проявлений. Образно выражаясь, структуры НАТО являются своеобразным силовым каркасом, обеспечивающим существование так называемого «общеевропейского дома»

Часто приходится слышать вопрос о том, возможна ли интегррация Российской Федерации в Организацию Североатлантического договора на правах полноценного члена? На вопрос этот сложно дать однозначный ответ. С определённостью можно только констатировать, что если такое и произойдёт, то будет это очень нескоро. Тем не менее, высшее руководство Российской Федерации не исключает полностью такой возможности в отдалённой перспективе. Но сегодня, на фоне обострившейся международной обстановки, говорить об этом не представляется возможным.

Военные расходы

Соединенные Штаты имеют большие расходы на оборону, чем все остальные страны вместе взятые. Критика организации президентом США Дональдом Трампом вызвала разную реакцию американских и европейских политических деятелей, от насмешек до паники. Опрос, проведенный Pew Research Center в 2016 году среди его государств-членов, показал, что, хотя большинство стран положительно относятся к НАТО, большинство членов НАТО предпочитают сохранять свои военные расходы на прежнем уровне. Реакция на то, должна ли их страна оказывать военную помощь другой стране НАТО, если она окажется в серьезном военном конфликте с Россией, также была неоднозначной. Только в США и Канаде более 50% людей ответили, что должны.

Государство-член численность населения ВВП (номинальный) Расходы на оборону (долл. США) Персонал
В миллионах % реального ВВП На душу населения
 Албания 3 074 579 16,75 198 1,26 58 6 800
 Бельгия 11 720 716 529,55 4921 0,93 392 26 000
 Болгария 6 966 899 70,13 1,079 1,61 132 25 000
 Канада 37 694 085 1,810,00 21 885 1,27 569 72 000
 Хорватия 4 227 746 63,17 1072 1,75 238 15 000
 Чехия 10 702 498 261,73 2 969 1.19 236 26 000
 Дания 5 869 410 360,51 4 760 1,35 760 17 000
 Эстония 1,228,624 32,74 669 2,13 429 6 300
 Франция 67 848 156 2 770,00 50 659 1,84 709 208 000
 Германия 80 159 662 3 980,00 54 113 1,36 591 184 000
 Греция 10 607 051 222,79 4844 2,24 431 105 000
 Венгрия 9,771,827 180,50 2,080 1,21 178 20 000
 Исландия 350 734 24,24 N / A N / A N / A N / A
 Италия 62 402 659 2,010,00 24 482 1,22 385 179 000
 Латвия 1,881,232 36,77 724 2,01 325 6 400
 Литва 2,731,464 56,23 1,084 2,13 336 20 521
 Люксембург 628 381 72,99 391 0,55 552 900
 Черногория 609 859 5,69 92 1,65 126 1,600
 Нидерланды 17 280 397 930,99 12 419 1,35 655 41 000
 Северная Македония 2 125 971 13,33 108 1.09 51 7 200
 Норвегия 5 467 439 422,06 7 179 1,70 1 308 20 000
 Польша 38 282 325 606,73 11 971 2,01 296 123 000
 Португалия 10 302 674 243,23 3 358 1,41 299 30 000
 Румыния 21 302 893 261,87 5 043 2,04 225 69 000
 Словакия 5 440 602 111,87 1 905 1,74 322 13 000
 Словения 2 102 678 56,85 581 1.04 253 6 800
 Испания 50 015 792 1,440,00 13 156 0,92 264 121 000
 Турция 82 017 514 813,81 13 919 1,89 225 435 000
 Объединенное Королевство 65 761 117 2 720,00 60 376 2,13 979 144 000
 Соединенные Штаты 332 639 102 22 320,00 730 149 3,42 2,072 1,338,000

Перечень стран НАТО и особенности структуры альянса

В настоящее время Североатлантический блок достиг пика своего могущества. Максимальной является и общая территория, которую занимают страны НАТО. На 2014 год это: Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Соединённые Штаты Америки, Турция, Франция, Хорватия, Чехия, Эстония. Официальная штаб-квартира Организации Североатлантического договора находится в столице Бельгии — Брюсселе.

Возглавляет альянс в настоящее время Андерс Фог Расмуссен. Это двенадцатый по счёту Генеральный секретарь НАТО. Командная система военно-политического блока структурирована на пять штабов. Их деятельность разделяется как по географическому признаку, так и по родам войск. Штабы контролируют Восточный, Западный и Южный секторы Атлантики, а также Ударный флот и Союзное командование подводными кораблями.

Армии стран НАТО подчиняются единому наднациональному командованию. Их уставы, экипировка и вооружение приведены к единому стандарту

Несмотря на то что основой боевой мощи стран альянса является их термоядерный потенциал, обычным видам вооружений в странах НАТО уделяется очень большое внимание. А это означает, что членство в организации сопряжено для её участников с довольно значительным уровнем военных расходов

Военные бюджеты государств-членов НАТО проходят согласование с руководством альянса.

​Расширение НАТО

Для того чтобы определить, какие страны входят в НАТО, необходимо познакомиться с историей расширения этого военно-политического блока на протяжении времени его существования.

​Условия вступления в организацию

В уставе организации указывается, что она открыта для вступления любого государства. Для вступления в НАТО претендент должен соответствовать ряду требований. В целом их смысл можно свести к следующему:

  • стабильная социальная и экономическая ситуация внутри страны;
  • соответствие развития армии нормам, принятым внутри альянса;
  • наличие в бюджете страны достаточно больших расходов на развитие армии;
  • соблюдение демократических прав и свобод, наличие в стране развитого гражданского общества;
  • соблюдение мирных и дружественных международных отношений в соответствии с нормами ООН.

На сегодняшний день претендентами на вступление в Североатлантический альянс являются три бывшие советские республики: Украина, Молдавия, Грузия. В статусе претендентов находятся несколько восточноевропейских держав: Сербия, Македония, Босния и Герцеговина.

​Партнерство во имя мира

НАТО — очень мощная организация, деятельность которой влияет на политическую, экономическую и социальную ситуацию во многих регионах мира. Для успешного взаимодействия со странами, не состоящими в альянсе, но сотрудничество с которыми необходимо для обеспечения эффективных действий и решений острых вопросов, в 1994 была создана программа «Партнерство во имя мира».

Начиная с 1994 года в программе участвуют Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Украина, Россия, Туркмения, Узбекистан, Финляндия, Швеция. С 1995 по 2017 годы к этой программе присоединились и являются ее участниками Австрия, Беларусь, Босния и Герцеговина, Македония, Мальта, Сербия, Таджикистан, Швейцария.

​Постсоветский период

Кризис советской системы управления в странах Восточной Европы и развал СССР прекратили существование блока ОВД. Многие полагали, что самороспуск НАТО будет естественным продолжением этих событий. Но произошел обратный процесс. После исчезновения «советской угрозы» произошло самое большое расширение Североатлантического альянса. К нему присоединились многие восточноевропейские страны и бывшие советские республики. Эти страны очень негативно настроены в отношении преемницы СССР — России, что отражается в их антироссийской риторике, и враждебных действиях во внутренней и внешней политике.

Отношения с Россией, которая активно участвует в партнерской программе НАТО, остаются настороженными, а в последнее время являются откровенно напряженными. Руководство альянса объявило Российскую Федерацию основной угрозой для своей организации и усилило активность около западных российских границ. Этому способствует расширение списка участников блока в начале XXI века с помощью стран, непосредственно граничащих с Россией.

«Заявление о намерениях»

LITPOLUKRBRIG была создана в сентябре 2014 года. Бригада получила наименование в честь гетмана Константина Острожского, который был военным и государственным деятелем Великого княжества Литовского. За свою политическую карьеру он возглавлял несколько кампаний против русского государства.

Основу бригады LITPOLUKRBRIG составляют польские военнослужащие — 3000—3800 человек. Украина выделила 545 военных, Литва — 150—350. Штаб-квартира формирования расположена в Люблине. Оперативную способность оно получило в 2017 году.

Также по теме


«Щедрости от Варшавы ждать не стоит»: удастся ли Украине и Польше преодолеть разногласия

Президент Польши Анджей Дуда 12—13 октября посетит с рабочим визитом Украину, где встретится с Владимиром Зеленским. Лидеры обсудят…

Бригада предназначена для участия в международных миротворческих и гуманитарных операциях, в том числе под эгидой Евросоюза, ООН и НАТО. Варшава рассматривает LITPOLUKRBRIG «как инструмент трёхстороннего сотрудничества в рамках НАТО» и площадку для обмена опытом в борьбе против «российской агрессии».

С точки зрения Киева, появление LITPOLUKRBRIG стало сигналом Москве о готовности трёх государств дать «консолидированный ответ» на «любое проявление агрессии». В конце июля глава МИД Украины Дмитрий Кулеба назвал трёхстороннюю группировку «полноценной натовской бригадой, способной выполнять «самые сложные задания по поддержке мира и безопасности».

Между тем эксперты не разделяют мнения о высокой боеспособности LITPOLUKRBRIG. По мнению директора Института миротворческих инициатив и конфликтологии Дениса Денисова, функционирование бригады преследует в основном цели «пропагандистского характера».

«Номинально данное формирование призвано развивать взаимодействие между ВС трёх стран. Входящие в неё части проводят учения, но на этом всё, по сути, и заканчивается. Сложно представить, чтобы в оперативном плане LITPOLUKRBRIG где-нибудь и когда-нибудь применялась. Её существование необходимо скорее для демонстрации того, что страны НАТО сотрудничают с представителями Украины», — заявил в комментарии RT Денисов.

  • Военнослужащие LITPOLUKRBRIG на учениях

Схожей точки зрения придерживается директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберёзкин. В разговоре с RT эксперт выразил мнение, что в деятельности LITPOLUKRBRIG отсутствует «реальное содержание». Аналитик напомнил, что Украина не входит в НАТО и взаимодействие в рамках многонациональной бригады не предполагает покровительства Североатлантического альянса.

Россия и НАТО

Российской Федерации как историческому наследнику Советского Союза была предложена особая роль в сотрудничестве с альянсом. В мае 1997 года в Париже был подписан Основополагающий акт, регламентирующий отношения России с НАТО. Согласно этому документу, альянс обязан информировать Российскую Федерацию о подготовке значимых документов, однако правом вето на принятие решений Россия не обладает. По программе «Партнёрство ради мира» наша страна принимает участие в действиях альянса в миротворческих операциях в Европе и разных странах мира. Страны-участницы НАТО вынуждены считаться с ядерным статусом Российской Федерации.

В общественно-политическом поле российского социума преобладает негативное отношение к Североатлантическому военно-политическому альянсу. Это обусловлено исторической памятью нескольких поколений советских людей, в сознании которых армии стран НАТО отчётливо идентифицировались с силами мирового зла. Образ врага формировался на протяжении многих лет и десятилетий, и ситуацию невозможно быстро изменить простыми декламациями о том, что альянс не считает своим врагом Россию. Но глядя на совокупный военно-промышленный потенциал североатлантического блока, сложно найти в мире другую, сопоставимую с ним по величине военную силу, против которой развёрнута эта мощь. Поэтому у Российской Федерации есть основания относиться с недоверием к заявлениям о миролюбивом характере альянса.

Ситуация обостряется тем обстоятельством, что новые страны-члены НАТО нередко выступают с отчётливо выраженной антироссийской риторикой. Речь, прежде всего, идёт о странах Прибалтийского региона — Эстонии, Латвии и Литве. А также о новых членах НАТО из числа восточноевропейских государств, прежде всего, о Польше. Важнейшим принципом внешней политики Российской Федерации двух последних десятилетий является противодействие расширению Североатлантического альянса в восточном направлении. Но особого успеха в этом достигнуть не удалось — карта стран НАТО 2014 года свидетельствует о приближении территории организации к западным рубежам России. Наибольшим провалом внешней политики Российской Федерации следует считать всё более разгорающийся украинский кризис, разразившийся после того, как эта страна обозначила свой вектор развития в направлении Европейского союза с возможной интеграцией в структуры НАТО. Дальнейшее развитие этих событий предсказать невозможно. Но в настоящее время имеет место очевидное обострение напряжённости в отношениях между Россией и Организацией Североатлантического договора.

Со статусом, но без членства

Как считают эксперты, LITPOLUKRBRIG и военно-политическое сотрудничество с Польшей Украина рассматривает как значимые шаги на пути к интеграции в Североатлантический альянс.

Во время общения с журналистами по итогам встречи с Дудой Зеленский назвал «укрепление» литовско-польско-украинской бригады «примером успешного взаимодействия между Украиной и Польшей». Также, по словам украинского лидера, Варшава помогает ВСУ адаптироваться к стандартам НАТО.

В свою очередь, Дуда сообщил, что «Польша стоит плечом к плечу с Украиной в вопросе украинских границ» и «возвращения» контроля над Донбассом и Крымом

По этой причине на прошедших переговорах было уделено большое внимание вопросу безопасности, заметил польский лидер

Также по теме


Политическая геометрия: зачем Польша, Украина и Литва создали «Люблинский треугольник»

Министры иностранных дел Польши, Украины и Литвы объявили о создании нового формата партнёрства, получившего название «Люблинский…

«Господин президент (Зеленский

— RT) обратил внимание на председательство Польши в Совете ЕС в 2025 году, но я обратил внимание на то, что в 2022 году Польша будет председательствовать в ОБСЕ. И там также, уверяю вас, господин президент, вопросы Украины, её суверенитета и границ будут на повестке дня, и мы будем помнить об этом, и Украина может рассчитывать на польскую поддержку», — приводит слова Дуды сайт президента Украины

Денис Денисов считает, что Варшаву и Киев сближают антироссийские устремления. В то же время Польша не обладает настолько мощными позициями в Североатлантическом альянсе и западном сообществе, чтобы оказать положительное влияние на вопрос о вступлении Украины в НАТО.

«Будет ли Украина в альянсе или нет — это вопрос, к которому Варшава никакого отношения, по сути, не имеет. Здесь играет роль международная конъюнктура и геополитические условия, которые последнее время меняются очень быстро, но окончательное решение всё равно принимают США. На данный момент мы не можем говорить, что существует реальное движение Украины в НАТО», — констатировал Денисов.

Между тем Киев возлагает большие надежды на перспективу вступления в Североатлантический альянс. В недавнем интервью для программы ВВС HARDtalk Зеленский заявил, что Киев не собирается отступать от курса на интеграцию в НАТО. По его словам, членство страны в военном блоке не является «фантазией», как говорит ряд высокопоставленных европейских чиновников.

«Мы сегодня уже стали партнёрами НАТО с расширенными возможностями. Мы идём в НАТО… НАТО — это безопасность в нашем регионе. Мы это понимаем… Членство в НАТО — это очень важный сигнал Российской Федерации, и это самая важная поддержка», — приводит слова Зеленского сайт президента Украины.

Зеленский выразил удовлетворение статусом партнёра с расширенными возможностями, который Киев получил от альянса в июне 2020 года. Аналогичным статусом обладают Грузия, Финляндия, Швеция, Иордания и Австралия. Он позволяет реализовывать с военным блоком индивидуальные программы, но не является гарантией вступления в альянс. Как говорится в сообщении на сайте НАТО, статус Киева как партнёра с расширенными возможностями никак не влияет на какие-либо решения о его членстве в альянсе. 

  • Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг и президент Украины Владимир Зеленский

Как полагает преподаватель РАНХиГС Сергей Маргулис, Североатлантический альянс в перспективе может поставить ВСУ определённую номенклатуру вооружений по коммерческим контрактам, увеличить количество учений, но на полноценное членство Киеву рассчитывать не приходится.

«Запад крайне неохотно рассматривает возможность присоединения к альянсу стран, имеющих территориальные споры», — отметил в беседе с RT Маргулис.

По мнению эксперта, статус партнёра с расширенными возможностями был предоставлен Киеву из-за нежелания ведущих западных государств обострять в данный момент отношения с Москвой. Маргулис также придерживается мнения, что Польша не играет настолько весомой роли в НАТО, чтобы способствовать вступлению Украины в альянс.

Расширение Североатлантического альянса

Чтобы правильно ответить на вопрос о том, какие страны входят в НАТО, прежде всего, следует уточнить, о каком периоде времени идёт речь. Дело в том, что Североатлантический альянс за время своего существования пережил целых шесть этапов, после которых количество стран-участников договора увеличивалось. История доказала эффективность этого военно-политического блока. Членство в нём для его участников является привлекательным. Помимо международного престижа, оно гарантирует безопасность всем участникам договора.

Поэтому карта стран НАТО, включающая в себя большую часть Европы и два крупнейших государства Северной Америки, не является стабильной. Территория стран, входящих в Североатлантический альянс, на ней имеет устойчивую тенденцию к расширению. Особенно ярко это проявилось в начале двадцать первого века, когда на европейском континенте образовалось значительное число независимых государств, ранее входивших в состав Советского Союза и Югославии.

Процесс интеграции в структуру альянса происходит постепенно, в несколько этапов. Решение о приёме той или иной страны в члены организации принимает Совет НАТО на основе консенсуса. То есть у любой из стран-членов организации есть право заблокировать вступление в неё новых государств. Страны-участницы НАТО обязаны соответствовать целому комплексу критериев военных, организационных и экономических. Поэтому кандидатам предписывается ряд условий, которые они должны выполнить для вступления в организацию, — так называемая «Дорожная карта».

Её выполнение сопряжено со значительными трудностями и финансовыми затратами. Иногда это растягивается на долгий срок. Поэтому вопрос о том, сколько стран в НАТО, следует задавать только в привязке к конкретной исторической дате. Не следует забывать при этом о государствах, находящихся в процессе интеграции. Это означает, что скоро могут появиться новые страны НАТО. На 2014 год их насчитывается 28. И цифру эту нельзя считать окончательной.

Отношения

СССР, Россия

Основная статья: Россия и НАТО

Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс, однако эта инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, — Варшавский договор.

После распада Организации Варшавского договора и СССР блок НАТО, создававшийся, согласно официальным документам, для отражения советской угрозы, не прекратил своё существования и начало расширяться на восток. И если ранее блок заявлял своей основной целью отражение советской угрозы, то ныне, по словам американского левого публициста Ноама Хомского, «задачей является контролирование международной энергетической системы, морских путей, трубопроводов — и всего остального, что решит контролировать гегемония».

В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости», А. И. Солженицын заявил:

«Хочет быть в авангарде»

Переезд штаба американских войск на восточном фланге НАТО из Германии в Польшу можно расценивать как перебалансировку отношений между США и ФРГ, отметил в беседе с RT ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН, американист и политолог Константин Блохин.

«Вашингтон видит попытки Германии вести независимую от американской стороны политику и осознаёт, что с Берлином уже не получается говорить в ультимативном стиле. Между США и Германией есть большие разногласия, в том числе и из-за «Северного потока — 2», антироссийских санкций и требований Трампа увеличить расходы на НАТО», — рассказал эксперт.

По словам Блохина, военный контингент США перенаправляют в Польшу, поскольку республика сама стремится к этому и «хочет быть в авангарде сдерживания России».

Согласно оценке RMF FM со ссылкой на неофициальные источники, размещение американских войск в Польше будет обходиться Варшаве примерно в $50 млн ежегодно. Эта сумма не учитывает расходы на строительство и реконструкцию необходимой инфраструктуры, которые оцениваются в интервале от $1 млрд до $2 млрд.

  • Штаб-квартира НАТО
  • Reuters

По мнению военного историка Бориса Юлина, перенос штаба американских войск на восточном фланге НАТО из ФРГ в Польшу говорит о том, что блок продолжает вести свою деятельность «с позиции силы».

«Альянс в очередной раз цинично нарушает своё обещание не распространять войска на восток. НАТО таким образом демонстрирует, что никакие обещания, которые давались советскому руководству в обмен на разоружение и вывод войск из Восточной Европы, выполняться не будут», — заявил эксперт.

По словам собеседника RT, перенос штаба в сторону «возможного театра военных действий» наглядно демонстрирует устремления Североатлантического альянса.

Специалист добавил, что увеличение численности американского военного контингента в Польше «усилит диктат со стороны Вашингтона в адрес Москвы» и «повысит вероятность начала военных действий».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector