Реактивное усовершенствование: какие возможности получили российские модернизированные танки т-80бвм

«Реактивный» танк

В настоящее время на завершающем этапе испытаний находится ещё одна модернизированная версия позднесоветского танка. Речь идёт о Т-80БВМ, которая по своим тактико-техническим характеристикам будет сопоставима с боевыми возможностями Т-72Б3.

Контракт на модернизацию Т-80БВ был заключён между Минобороны РФ и нижнетагильским предприятием 24 августа 2017 года на международной выставке «Армия». Как уточнили в «Уралвагонзаводе», соглашение носит «долгосрочный характер», а объём первой партии может составить два танковых батальона (60—80 машин).

  • Модернизированный танк Т-80БВМ на демонстрации бронетанковой техники в честь Дня танкиста на территории 33-го общевойскового полигона. Луга (Ленинградская область), 09.09.2017

Официальные источники не сообщают количество Т-80БВ в войсках РФ. Согласно подсчётам IISS, на начало 2017 года на вооружении российской армии состояло 450 Т-80 в версии «БВ» и «У». При этом на хранении находилось 3 тыс. Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У.

О решении военного ведомства модернизировать часть парка Т-80 СМИ сообщали в конце 2016 года. Работы были поручены двум предприятиям, входящим в структуру УВЗ, — АО «Омсктрансмаш» и АО «СКБ транспортного машиностроения» (Санкт-Петербург).

Также по теме


Т-80 для чайников: тест-драйв легендарного танка от корреспондента RT

В воскресенье, 10 сентября, свой профессиональный праздник отмечают российские танкисты. Накануне корреспондент RT Илья Петренко…

В сценарии сухопутной войны с НАТО предполагалось использовать Т-80 как одно из основных средств прорыва обороны противника. В ответ на агрессию альянса группировка машин с газотурбинными двигателями должна была нанести молниеносный асимметричный удар. Поэтому детище СКБ-2 в шутку прозвали «танком Ла-Манша».

Скорость Т-80 достигает 80 км/ч (против 65 км/ч дизельного Т-72). Шум двигателя Т-80 оглушителен и напоминает звук взлетающего истребителя. По этой причине танк получил ещё одно прозвище — «реактивный».

Т-80БВМ, как Т-90М, будет оснащён комплексом защиты «Реликт». Огневая мощь танка не изменится. Как и прежде, на нём будут стоять 125 мм пушка и два пулемёта калибра 7,62 мм и 12,7 мм. Изменения коснутся системы управления огнём. Известно, что Т-80БВМ получит всепогодный тепловизионный прицел «Сосна-У», способный обнаруживать танки противника на расстоянии до 5 км, и автоматизированное цифровое оборудование.

Мощность газотурбинного двигателя (ГТД) модернизированного танка составит 1250 л.с. Обновлённая силовая установка будет менее «прожорливой», чем на предыдущих моделях. Расход топлива позднесоветского Т-80 составлял до 8 л на 1 км, а у Т-72 и Т-90 этот показатель не превышает 4 л.

Чтобы сократить расход топлива, петербургское СКБ разработало систему синхронного включения генератора и стартера запуска двигателя Т-80БВМ. Ожидается, что на один километр пути модернизированный танк будет тратить 4—5 л топлива, сохранив все свои прежние преимущества, включая «всеядность».

  • Т-80БВМ

Немаловажное преимущество ГТД перед дизельным двигателем заключается в быстроте запуска в условиях мороза (3 минуты при -40 °C против 30 минут у дизельной установки). Силовая установка Т-80 заменяется в течение 3—4 часов (у дизельного аналога — 6—12 часов)

Однако ремонт ГТД требует демонтажа и отправки в цех, что в полевых условиях превращается в недостаток.

Т-72Б3М

По сообщениям СМИ, в марте 2016 года УВЗ получил контракт стоимостью 2,5 млрд рублей на модернизацию 150 танков в вариант «Б3». Согласно контракту, работа включает переоснащение на В-92С2Ф мощностью 1.130 л.с. (специальная разработка для установки в габаритах силового отделения строевой техники) и установку комплекта динамической защиты «Реликт» вместо более древнего «Контакт-5».

Также сообщается о замене гусеничных траков на более надёжные, с параллельным шарниром. Размещение боеприпасов и топлива в танке оптимизировано, установлена система климат-контроля, дополнительные защитные экраны и решётки. Используются отечественные матрицы ИК приборов вместо импортных. На отдельных танках установлен новый панорамный прицел командира, что улучшило возможности по поиску целей и точному наведению оружия.

Опыт Ближнего Востока нашёл отражение в установке автоматической коробки передач, позволяющей быстрее давать задний ход. Сирийские танкисты часто применяли Т-72Б3 в ходе боёв в населённых пунктах, быстро выдвигаясь из укрытия для выстрела по противнику, и, не мешкая, возвращаясь обратно, чтобы не попасть под ответный огонь.

Фото автора
Т-72Б3М выставлялись на площадках форума «Армия».

Танки модификации «Б3» нового облика и более мощные с недавних пор привлекаются к участию в парадах, соревнованиях и выставках. На площадках форума «Армия», включая статическую экспозицию у «Конгресс-Центра» в Кубинке, выставлялись образцы с таблицами данных к ним, что дало возможность сравнить их с более ранними экспонатами.

Согласно таблицам, масса в боевом снаряжении увеличилась с 45,6 до 46,5 тонн, а мощность двигателя возросла с 840 л.с. (первые партии Т-72Б3 сохраняли В-84, прошедшие капремонт) до 1.130 л.с. (при установке нового В-92С2Ф). Максимальная скорость по шоссе сохранилась на уровне 60 км/ч. Запас хода по шоссе сократился на полсотни километров, до пятисот.

Выступая 6 сентября с.г. по итогам Армейских Игр-2020, Сергей Шойгу сказал, что «появилась не уступающая по своим характеристикам, а в чём-то и превосходящая современные зарубежные танки». «В планах Министерства обороны провести модернизацию всех имеющихся на вооружении танков Т-72 до данной модификации», — заявил он.

Модификации танка Т-80

За те годы, когда Т-80 оставался основным боевым танком советских и российских Вооруженных сил, его отдельные узлы и агрегаты получили не один десяток поправок и новшеств. Технические характеристики танка Т-80 существенно улучшились. Были применены и серьезные изменения, позволившие говорить о создании новых модификаций боевой машины. Не вдаваясь в особенности всех моделей семейства Т-80, динамику развития танка можно проследить на трех из них.

Модификация
Боевая машина Т-80 Т-80Б Т-80УМ-1 «Барс»
Завод производитель Кировский завод   г.  Ленинград
Принят на вооружение 1976 г. 1978 г. 1997 г.
Вес танка Т-80 42 т 42,5 т 47 т
Наличие   и тип защиты
Динамичная Нет «Контакт-1» «Контакт -5»
Активная Нет Нет «Арена»
КОЭП Нет Нет «Штора -1»
Броня Литая и накатанная комбинированная
Вооружение
Пушка/калибр 2А46-1/125 мм 2А46-1/125 мм 2А46М/125 мм
Дальность стрельбы (м) 0…5000
Боекомплект 38 40 45
Пулемет       1х12,7 мм 1х7,62 мм
Силовая установка
Тип двигателя Газотурбинный
Мощность двигателя л.с. 1000 1100 1250
Макс. скорость по шоссе 65 70 70
Расход топлива (л/км) 3,7
Запас хода макс. (км)                                         350

К сожалению, в таблице невозможно отразить все ТТХ танка Т-80 и его конструктивные особенности, которые вносились в очередные модификации боевой машины. Но на самых важных из них остановиться необходимо:

  • модель Т-80 УК — командирский, с дополнительной радиостанцией и навигационной системой;
  • модель Т-80 УД была оснащена дизельным двигателем и предназначалась для экспорта;
  • большинство модификаций с конца 70-х годов комплектуются управляемыми оружейными комплексами «Кобра» и «Рефлекс». Проще говоря — это ракеты, пуски которых производятся из штатной пушки. Целями являются вертолеты, танки, ДОТы.

Птур «Рефлекс»

  • через несколько лет после начала серийного производства Т-80, постепенно все модели стали оснащать автоматическими системами управления работой двигателя. Она выбирает наиболее экономичный вариант движения, способствует сокращению расхода топлива;
  • последняя из модификаций «восьмидесятки», Т-80УМ-1 «Барс» оснащена более совершенной системой управления огнем. Она определяет дальность до цели, ее скорость, вносит данные о ветре и температуре, и с учетом скорости самого танка выдает прицельные данные. Специалисты высоко оценивают ТТХ Т-80У;
  • не забывают разработчики новых моделей и о комфорте экипажа. На «Барсе» создана удачная система кондиционирования.

Отдельно надо остановиться на результатах работы по дальнейшему совершенствованию системы защиты и обеспечения живучести танка. Речь идет об оснащении Т-80УМ-1 комплексом активной защиты «Арена» и КОЭП «Штора-1».

«Штора»
комплекс оптико-электронного подавления предназначен для нарушения работы лазерных дальномеров и систем лазерного наведения противотанковых средств

Два инфракрасных прожектора, установленных на башне танка, испускают модульное излучение. В секторе действия луча (20 градусов по горизонтали и 4 — по вертикали каждый) на дистанции 2-2,5 километра происходит подавление работы системы наведения противотанковых реактивных снарядов. Попавшие в сектор действия прожекторов ракеты получают ложный сигнал и не достигают цели.

Танк Т-80 УМ-1 с комплексом активной защиты «Арена»
«Арена»
этот комплекс активной защита включает систему направленных мини взрывов

Комплекс активной защита «Арена»— система направленных мини взрывов, уничтожающих артиллерийские кумулятивные снаряды и ПТУРы на подлете к танку. Она состоит из бортовой РЛС, контролирующей пространство вокруг боевой машины и 26 узконаправленных быстродействующих снарядов.

Варианты

  • БРЭМ-80У (БРЭМ-80 )-бронированная эвакуационная машина( БРЭМ ) на базе Т-80У, с большой надстройкой на передней половине шасси, большим 18-тонным краном квадратного сечения на левой стороне корпуса и 35-тонной лебедкой. (в отличие от более ранних советских БРЭМ, которые имели легкие стреловые краны).
  • БТУ-80 — Бульдозер на базе Т-80.
  • MTU-80 — Мостовой мост на базе шасси Т-80.
  • ПТС-4 — десантный транспортёр на базе Т-80.
  • Ладога — Первоначально называвшийся «Дебют», этот БТР предназначен для эвакуации советских властей из Кремля в аэропорт при ядерной / химической / биологической атаке. В «Ладоге» используются гусеницы от Т-80У, а также система подвески и газотурбинная силовая установка. Экипаж — 2 человека. Он также имеет четырехместную кабину, оборудованную средствами жизнеобеспечения экипажа для защиты пассажиров от радиологического, химического и бактериологического загрязнения окружающей среды.
  • БРЭМ-84 — украинская БРЭМ , созданная на базе Т-80УД, но оснащенная двигателем 6ТД-2 от Т-84.
  • 2С19 «Мста-С» — Самоходная 152-мм артиллерийская установка на базе ходовой части Т-80 и дизельного двигателя Т-72. Существует также версия со 155-мм стволом НАТО.

Модернизированный «Владимир»

В ближайшие месяцы на вооружение российской армии будет принят основной боевой танк Т-90М «Прорыв-3» (объект 188М). Первая партия, которая поступит в войска, составит 30—40 машин. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ).

По информации Международного института стратегических исследований (IISS), в российских войсках на ходу 350 T-90 и T-90А. С 2011 года УВЗ не производит эту машину, а в 2015 году стартовали опытно-конструкторские работы (ОКР) по «Прорыву-3».

  • Танки Т-90
  • РИА Новости

Т-90М будет отличать новый боевой башенный модуль с улучшенной системой управления огнём и более современной системой заряжания. При этом орудия останутся теми же: 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-4, спаренный 7,62 мм пулемёт ПКТМ и 12,7 мм НСВ «Утёс».

Осведомлённость экипажа Т-90М значительно возрастёт. На танке установлена система видеонаблюдения за окружающим пространством и многоканальный панорамный тепловизионный прицел, который позволяет вести бой в любом направлении в любое время суток.

Современный программно-технический комплекс связи позволит Т-90М действовать на театре военных действий (ТВД) в рамках единого информационного пространства. Машина фактически интегрирована в автоматизированную систему управления тактического звена.

Также по теме


Минобороны России опубликовало видео работы экипажа танка Т-90

Ко Дню танкиста Минобороны России опубликовало видео работы экипажа боевой машины Т-90. Как сообщает оборонное ведомство, особый…

На Т-90М установят двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. Силовая установка будет снабжена программируемым подогревателем, который уменьшит время запуска в холодное время года. Снабжение электрических приборов при отключённом двигателе будет осуществляться с помощью дизель-генераторной установки.

Также конструкторы УВЗ поработали над улучшением защитных свойств танка. За лобовую часть будут отвечать клиновидные элементы динамической защиты «Реликт» разработки московского НИИ стали (2006 год). Комплекс способен уберечь машину от большинства современных снарядов, а модульная компоновка облегчает ремонт и замену повреждённых конструкций.

«При создании комплекса дополнительных средств защиты были учтены особенности предыдущих проектов. Результатом этого стало определённое сокращение ослабленных зон дополнительной защиты, что положительным образом сказалось на общих параметрах живучести техники. В сочетании с активной защитой всё это должно давать значительный прирост реальной эффективности», — отметили в УВЗ.

Применение в боевых условиях

Танки Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У приняли участие в первой Чеченской войне, где понесли достаточно серьёзные потери, составившие за 1994-1996 гг. 16 машин. Причём практически все эти потери были связаны не с недостатками конструкции танка, а с его недостаточно грамотным тактическим применением и слабой выучкой экипажей. Известны случаи, когда повышенный расход топлива у Т-80 оказывался неожиданностью для танкистов, обездвиживая технику прямо на марше.

Брошенные на штурм Грозного танки встречали грамотно организованное сопротивление со стороны боевиков. Кормовая часть любого танка в городских условиях становится крайне уязвимой для внезапного поражения противотанковыми средствами, а лобовой броне Т-80 зачастую приходилось испытывать сосредоточенный огонь в упор из десятка и более РПГ одновременно.

В дальнейшем, вместо массированного применения бронетехники, широко использовались небольшие бронегруппы в составе танков Т-80 или Т-72 и двух-трёх БМП. В населённые пункты такие бронегруппы уже не входили, разрушая оборону противников с безопасного расстояния. Кроме того, танки привлекались к сопровождению автоколонн, направляя головным танк с навешенным минным тралом.

Россия после первой Чеченской войны не стала проводить серьёзную модернизацию Т-80 и не использовала эти танки ни во второй чеченской кампании, ни в ходе непродолжительного конфликта с Грузией в 2008 году. Украина не применяла Т-80 при активных боестолкновениях в зоне конфликта вокруг Донбасса, но затем широко демонстрировала эти танки в районе проведённого разграничения воюющих сторон.

Танки Т-80 в современном Йемене

В настоящее время местом достаточно активного применения Т-80 является Йемен. В эту страну танки в количестве 66 единиц были поставлены Беларусью в 2011-2012 годах. Белорусские танки Т-80БВ к тому времени были модернизированы и оснащены динамической защитой. В ходе обострения внутреннего конфликта в этой стране Т-80 попали в руки обеих противоборствующих сторон, значительная часть их к настоящему времени потеряна.

Акцент на защите

Перед поставкой в войска Т-80БВМ проходят достаточно жёсткие испытания. Помимо проверки качества вооружений, на заводском полигоне танки должны преодолеть маршрут, на котором чередуются увалы высотой от 3 до 7 м, грунтовые дороги без уклонов и труднопроходимые участки с множеством поворотов.

«После этого производится приёмка изделий представителем заказчика. На финальной стадии в сборочном цехе проверяется работа системы управления огнём и механизма заряжания, проводится техническая обработка, окраска и окончательное укомплектование запасными частями, инструментами и принадлежностями», — уточняется на сайте госкорпорации «Ростех», в которую входит «Уралвагонзавод».

В Минобороны считают, что перевооружение на Т-80БВМ значительно усиливает боевой потенциал танковых подразделений. В частности, эти машины позволяют военнослужащим выполнять такой сложный элемент профессиональной подготовки, как фланговая стрельба, когда экипаж движущегося вдоль мишенного поля танка должен вести огонь по различным объектам, имитирующим технику противника.

  • Танк Т-80БВМ во время парада Победы на Красной площади
  • РИА Новости

По мнению Сергея Суворова, модернизация парка Т-80БВ направлена на улучшение эксплуатационных характеристик и повышение живучести на современном театре военных действий, где широко применяются разнообразные противотанковые средства.

«В результате модернизации была значительно усилена защита лобовой проекции от всех типов поражающих средств. Также удалось обеспечить высокую вероятность защиты кормовой и бортовых проекций Т-80БВМ», — подчеркнул Суворов.

Алексей Леонков также полагает, что омские специалисты делали акцент на повышении защищённости газотурбинного танка, в том числе от управляемых ракет. Кроме того, модернизация позволила усовершенствовать ходовую часть Т-80БВМ и системы управления машиной.

«В экстремальных условиях»

Т-80БВМ — это глубоко усовершенствованная версия советского танка, принятого на вооружение ещё в 1985 году. Модернизация происходит на мощностях АО «Омсктрансмаш» (входит в «Уралвагонзавод») в рамках государственного оборонного заказа.

Как пояснили эксперты, предприятие монтирует новые агрегаты, оборудование и вооружение на образцы Т-80БВ, которые серийно производились в советский период и в 1990-е годы. Такая схема позволяет существенно сократить расходы.

«Благодаря установке современного оборудования в том же самом корпусе танка российская армия получает фактически новую боевую единицу. Такая машина практически ничем не уступает новому образцу, при этом её стоимость для заказчика будет примерно на 70% ниже», — рассказал военный эксперт Алексей Леонков.

  • Один из представителей семейства Т-80 во время стрельб в рамках учений Кантемировской танковой дивизии
  • РИА Новости

Экипаж Т-80БВМ составляет три человека, масса — 46 т, мощность мотора — 1250 л.с., скорость — до 70 км/ч. В арсенал танка входят модернизированная 125-мм пушка 2А46М-4, пулемёты Никитина — Соколова — Волкова (НСВТ) и Калашникова (ПКТ) калибра 12,7 мм и 7,62 мм соответственно.

Также Т-80БВМ оснащён стабилизатором вооружения, новейшими средствами связи и системой управления огнём «Сосна-У», в состав которой входят лазерный дальномер, прицелы командира и наводчика с дневным и ночным каналами.

Также по теме


«Сила быстрого реагирования»: на что способны Воздушно-десантные войска России

2 августа исполняется 90 лет со дня создания ВДВ. Первоначально Воздушно-десантные части входили в состав ВВС, но позже стали…

«В ходе модернизации танки (Т-80БВМ. — RT) получили комплекс управляемого вооружения «Рефлекс», использование которого даёт преимущество в увеличении дальности стрельбы, а также способность поразить танк или иной защищённый объект противника на дистанции до пяти километров», — говорится в материалах Минобороны РФ.

Ключевая особенность обновлённого танка и других представителей семейства Т-80 заключается в наличии единого газотурбинного двигателя (ГТД). На различных модификациях Т-72Б3 и Т-90, которые находятся на вооружении российской армии, установлены дизельные силовые агрегаты.

К преимуществам газотурбинного двигателя относят высокую скорость, манёвренность оснащённых им машин, возможность старта в холодную погоду практически без предварительного прогрева. Однако ГТД меньше защищён от воздействия пыли и потребляет гораздо больше топлива, чем дизельные установки. 

Как рассказал RT кандидат военных наук Сергей Суворов, чтобы начать эксплуатацию танка с дизельным агрегатом при низких температурах, требуется от 20 до 45 минут прогрева, а для машины с ГТД достаточно порой менее минуты. В связи с этим Т-80 хорошо приспособлен для эксплуатации в высоких широтах и в условиях суровых морозов, которые периодически наблюдаются в Центральной России.

По информации Минобороны РФ, омские специалисты устанавливают на Т-80БВМ модернизированные ГТД с новыми системами управления. Усовершенствованные двигатели расходуют меньше топлива, надёжны и неприхотливы, особенно в условиях низких температур.

В целом, как отмечают российские военные, Т-80БВМ «обладают улучшенными характеристиками манёвренности и мобильности, оснащены новыми устройствами, повышающими боевую эффективность, уровень защиты и надёжности эксплуатации в экстремальных условиях».

History

The T-80BVM is a current program for the Russian army in the modernization of Soviet T-80BV tanks to the level of the T-72B3 and T-90M main battle tanks, as well as unification with them. The modernization includes an up-to-date fire control system with a duplicate sight for the commander, and the ability to operate the 9M119 tandem ATGMs, as well as the «Relikt» ERA pack instead of outdated «Kontakt-1». Thanks to the latter, the protection of the vehicle from HEAT and AP projectiles was significantly increased.

The modernization of the T-80BVM takes place at the facilities of the Omsk heavy machinery plant (Omsktransmash) and enter service with units of the marines and motorized infantry of the Armed Forces of the Russian Federation.

— Taken from Devblog.

Плюсы и минусы ГТД

Газотурбинный двигатель дает множество преимуществ при
установке на танки и другие тяжелые боевые машины:

— Компактность;

— Гораздо более высокая мощность при меньших, чем у дизеля
размерах — это обеспечивает высочайшие динамические характеристики танка;

— По ресурсу ГТД в
два-три раза превосходят поршневые двигатели;

— Низкая шумность. Спереди танк с ГТД почти не слышно, сзади
он издает характерный гул и свист, похожий на работу реактивного двигателя
самолета;

— Быстрый запуск в холодную погоду без предварительного
прогрева. Чтобы завести и прогреть дизель в мороз нужно 20-30 минут, для ГТД достаточно
минуты.

Но при этом газотурбинные двигатели имеют и ряд серьезных
недостатков:

— Высокий расход топлива, а значит и меньший запас хода;

— ГТД очень чувствительны к качеству очистки воздуха от пыли.
В отличие от авиационных турбин, танковые работают у самой земли в сверхзапыленных
условиях;

— Очень высокая стоимость. В 1980-х годах новый дизельный двигатель
В-46 для танка Т-72 обходился государству в 9600 рублей, тогда как ГТД-1000 — в
104 000 рублей.

Но в итоге плюсы перевесили минусы. Огромную роль в продвижении
газотурбинных танков сыграл министр обороны Дмитрий Устинов. Он был убежденным
сторонником внедрения новейших технологий. Для него был важен и тот факт, что
развитием танковых турбин тогда активно занимались Соединенные Штаты.

Таблица технических характеристик

Характеристики моделей Т-80
Т-80 (Обьект 219) Т-80Б (Обьект 219Р) Т-80БВ (Обьект 219РВ) Т-80А (Обьект 219А) Т-80У (Обьект 219АС) Т-80УД » Береза » (Обьект 478Б)
Вес (метрические тонны) 46 42,5 43,7 51,9 46,0 46
Длина (метры) 7 6,98 7.01 7,085
Ширина (метры) 3,60 3,58 3,60 3,56
Высота (метры) 2,20 2,22 2,20 2,74
Основное орудие 125 мм 2А46-1 гладкоствольный 125 мм 2А46М-1 (Д-81ТМ «Рапира-3») гладкоствольный 125-мм гладкоствольный
ствол КБА3
Пулеметы) 7,62 мм ПКТ коаксиальный бак (1250 патронов) 12,7 мм НСВТ зенитный тяжелый (500 патронов) 7,62 мм KT-7,62 коаксиальный (1250 патронов) 12,7 мм KT-12,7 зенитный тяжелый (450 патронов)
ПТУР (обозначение НАТО) Никто 9М112 Кобра (АТ-8 Songster) (6 ракет) 9М119М Рефлекс (снайперский АТ-11Б) 9М119 Свирь (снайперский АТ-11) и 9М119М Рефлекс (снайперский АТ-11Б)
Двигатель Многотопливная газовая турбина ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. (746 кВт)
ГТД-1000Т (ГТД-1000ТФ для Т-80Б обр.1980 г.) многотопливная газовая турбина мощностью 1000 л.с. (746 кВт) (1100 л.с. (820 кВт) для ГТД-1000ТФ) Многотопливная газовая турбина ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с. (820 кВт)
Многотопливная газовая турбина ГТД-1000М мощностью 1200 л.с. (895 кВт)
ГТД-1000Ф (ГТД-1250 для Т-80У обр.1992 г.) многотопливная газовая турбина мощностью 1100 л.с. (820 кВт) (1250 л.с. (932 кВт) для ГТД-1250) 6ТД двухтактный, многотопливный, 6-цилиндровый с жидкостным охлаждением, развивающий 1006 л.с. (750 кВт)
Скорость (км / ч) 70 (дорога) 48 (внедорожник) 65 (дорога) 45 (внедорожник)
Рабочий диапазон (км) 500 (дорога) 335 (внедорожник) 600 (дорога, дополнительные баки) 500 км (дорога) 335 (бездорожье) 900 (дорога, дополнительные баки) 580 км (по бездорожью) 450 км (по бездорожью)
Удельная мощность (л.с. / тонна (кВт / тонна)) 21,7 (16,2) 23,5 (17,6) (25,9 (19,3) для Т-80Б обр.1980 г.) 25,2 (18,8) 23,1 (17,2) 23,9 (17,8) (27,2 (20,3) для Т-80У обр.1992 г.) 21,9 (16,3)

Историческая справка

Основная статья: История Т-80

В декабре 1942 года прототип 080 успешно прошёл полигонные испытания и был принят на вооружение РККА под индексом Т-80. Однако организация его выпуска планировалась не на ГАЗе, поскольку переход горьковского автогиганта на производство «восьмидесятки» мог повлечь за собой снижение объёма выпуска танков и самоходок СУ-76, которое нельзя было допускать в условиях военного времени. Поэтому задачу освоения выпуска Т-80 поручили вновь организованному Мытищинскому заводу № 40.

Серийный выпуск Т-80 был начат в Мытищах на заводе № 40 в феврале 1943 года. Объёмы выпуска были невелики, до окончания производства в октябре 1943 года выпустили около 80 машин. Общее число выпущенных Т-80 остаётся неясным. По документам Главного бронетанкового управления РККА, всего было построено 75 «восьмидесяток». Однако отчёты народного комиссариата танковой промышленности содержат несколько иные цифры. По данным этого ведомства, за 1943 год был выпущен 81 танк Т-80, а за всю войну — 85. Однако в это число могут быть включены прототипы, опытные и предсерийные машины. Также некоторые авторы включают построенные ГАЗом опытные машины в общее число выпущенных Т-80.

Прекращение выпуска Т-80 было в известной степени обусловлено несколькими причинами : в меньшей степени — ненадёжной работой форсированной двигательной установки М-80 (в источниках её обозначения также разнятся — упоминаются индексы М-80 или ГАЗ-203Ф); в большей же степени причинами послужили недостаточная огневая мощь и бронезащита «восьмидесятки» по состоянию на 1943 год и крайняя потребность РККА в самоходно-артиллерийских установках СУ-76М. К концу 1943 — началу 1944 года форсированную двигательную установку довели до приемлемого уровня надёжности, но о возобновлении выпуска Т-80 вопрос вообще не стоял.

По состоянию на 2007 год в архивах и мемуарах пока не найдено никаких подробностей боевого применения лёгких танков Т-80. В литературе иногда упоминаются жалобы из войск на перегруженность и недостаточную надёжность силовой установки танка, однако это может быть следствием отчётов о войсковых испытаниях машины выпуска середины 1943 года, где действительно были отмечены эти недостатки. Из фронтовых рапортов известно о применении в 1944 году нескольких Т-80 в самоходно-артиллерийских полках. Также имеется информация о получении в пополнении 5-й гвардейской танковой бригадой 15 февраля 1945 года двух танков Т-80, прибывших из ремонта. Также ничего не известно о применении Т-80 в армиях других государств помимо СССР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector