«нужны титанические усилия» о чем молчит руководство волгоградского оборонного гиганта?

Хорошая школа

За 70 лет работы здесь сформировалась собственная конструкторская школа, помогающая поддерживать и развивать высокий интеллектуальный потенциал коллектива. Но основополагающая роль по-прежнему отводится начальному звену профессиональной подготовки специалистов, вузовской. Работа кафедры «Автоматические установки» Волгоградского технического университета на базе ФНПЦ «Титан-Баррикады» – пример продуктивного взаимодействия науки и производства. В канун 90-летнего юбилея легендарного МАИ (Национального исследовательского университета) стоит подчеркнуть вклад этого учебного заведения в развитие волгоградского ЦКБ: Московский авиационный институт стал alma mater для ряда представителей нынешнего ядра конструкторского коллектива «ФНПЦ «Титан-Баррикады». Отсюда, в частности, началось профессиональное становление В. А. Шурыгина, выпускника факультета «Летательные аппараты» 1969 года.

— Заведовал нашей кафедрой академик Василий Павлович Мишин – первый заместитель Сергея Павловича Королёва, один из руководителей разработки первых отечественных баллистических ракет, – рассказывает Виктор Александрович. – Мишиным были предложены многие проектно-конструкторские решения, позволившие реализовать уникальную схему первой в мире космической ракеты-носителя и обеспечившие возможность ее последующей глубокой модификации и экономически эффективного использования. Академик возглавлял работы по лунной программе, созданию первой в мире советской орбитальной станции «Салют» и нескольких модификаций транспортного корабля «Союз», в том числе и предназначенной для выполнения программы «Союз-Аполлон» в 1975 году. Вот такой выдающийся человек руководил образовательным процессом, и не только в годы моей учёбы – порядка 30 лет.

При этом МАИ давал будущим конструкторам не просто высокий уровень квалификации, но и «горение» профессией.

— Лекции читали представители лучшей столичной профессуры, военспецы, космонавты, поэтому интерес к делу у тех, кто приходил осваивать профессию, был нешуточным, и профессиональная база закладывалась надежная, – подчеркивает Виктор Александрович.

Умножая возможности

Важнейшей вехой в истории ФНПЦ «Титан-Баррикады» стал 2014 год, когда было решено вновь объединить интеллект и производство, ЦКБ «Титан» и ПО «Баррикады». Мощный эффект не заставил себя ждать: были достигнуты новые рубежи эффективности работы.

Сегодня ЦКБ продолжает традиции конструкторов и заводчан предыдущих поколений, создавая уникальные по своим характеристикам машины для армии и прогрессивную гражданскую продукцию высочайшего уровня. Активно ведется работа над перспективной тематикой. В числе ярких достижений последних лет – участие коллектива в разработке и производстве РК «Ярс», за создание которого В. А. Шурыгин удостоен Государственной премии РФ. В гражданской сфере одним из наиболее интересных направлений остается развитие нефтегазодобычи на морском шельфе. Выполняя поручение Президента РФ по диверсификации ОПК, предприятие в уже сложившемся сотрудничестве с ведущими научно-производственными центрами страны принимает активное участие в разработке современного импортозамещающего подводного устьевого оборудования для освоения ресурсов морского шельфа. В конце 2019 года в рамках выполнения госконтракта с Минпромторгом России волгоградскими конструкторами был спроектирован, а заводчанами изготовлен опытный образец крайне сложного элемента системы подводной добычи: подвеска насосно-компрессорной трубы для обустройства Южно-Киринского НГКМ и инструменты, необходимые для ее спуска, установки, тестирования и извлечения. В течение 30 лет НКТ должна будет удерживать колонну труб весом 300 тонн при номинальном рабочем давлении 690 атмосфер и воздействии агрессивных сред и перепадов давлений и температур. Работа была представлена на IX Петербургском международном нефтегазовом форуме. Также здесь провели проработку конструкции оборудования для разведочного бурения нефтегазовых скважин и обустройства месторождений углеводородов на континентальном шельфе арктических морей.

Так что сегодня с полным основанием можно говорить: бренд «Титан-Баррикады» держится не на громкой славе прошлого века, а на современных успехах. И во многом благодаря усилиям специалистов Центрального конструкторского бюро.

Сила конструкторов – слава предприятия

Конструкторский потенциал предприятия стал формироваться еще до войны. Первый значительный успех пришел к коллективу ЦКБ в 1939–1940-е годы, когда конструкторами завода «Баррикады», как тогда называлось предприятие, под руководством знаменито­го создателя артиллерийского вооружения И. И. Иванова были созданы самые эффектив­ные отечественные орудийные комплексы – «Триплекс» и «Дуплекс». Они стали ключевой ударной силой на линии Маннергейма.

Великая Отечественная вписала в историю предприятия и конкретно конструкторского коллектива страницы не только страшные, но и героические. Люди не покидали рабо­чих мест сутками, сражались с врагом на под­ступах к заводу в составе отрядов народного ополчения, а после эвакуации продолжили вы­полнять заказы для фронта на предприятиях 17 городов страны. В частности, сталинград­цам принадлежит серьезный вклад в создание 85-мм пушки для танка Т-34, благодаря чему знаменитая «тридцатьчетверка» прославилась как лучший танк Второй Мировой. За эту рабо­ту бывший главный конструктор И. И. Иванов и будущий главный конструктор предприятия Г. И. Сергеев были удостоены Сталинской пре­мии 1-й степени.

В ходе боев за Сталинград «Баррикады» были практически уничтожены, промышлен­ный гигант пришлось восстанавливать из руин. Однако с окончанием войны производство не просто возобновилось – было существенно расширено. Помимо оборонной, здесь стали выпускать продукцию гражданского назначе­ния: буровые установки, экскаваторы, поковки роторов для электростанций, и каждая из ра­бот начиналась в конструкторских подразде­лениях. А с наступлением 1950 года в летописи завода открылась новая глава.

Специальное, Особое, Центральное. Новый вектор развития

28 января 1950 года стало отправной точ­кой активного развития волгоградского обо­ронного предприятия во второй половине XX и начале XXI века. Приказом министра во­оружения СССР здесь создается Специальное конструкторское бюро по проектированию и отработке крупных морских и сухопутных ар­тиллерийских систем, в скором времени пере­росшее в Особое конструкторское бюро, в дальнейшем – Центральное конструкторское бюро. Так на заводе начался выпуск продук­ции по конструкторской документации соб­ственной разработки, и эта техника по праву вошла в ряд лучшей, самой мощной, не имею­щей мировых аналогов.

Послужной список коллектива ширился от десятилетия к десятилетию, становясь всё более впечатляющим. В 50-х его открывали оборудование для исследовательского тепло­физического корпуса и силовой атомной энер­гетической установки первого в мире атом­ного ледокола «Ленин», для старта первого пилотируемого космического корабля «Вос­ток». В дальнейшем список был расширен за счет разработанных здесь наземных агрегатов лучших отечественных ракетных комплексов и артсистем: «Луна-М», «Темп-С», «Темп-2С», «Точка», «Точка-У», «Ока», «Пионер», «То­поль», «Скорость», «Курьер», «Тополь-М», «Искандер-М», «Ярс», «Булава», 203-мм пуш­ки для САУ «Пион», 152-мм гаубиц «Мста-Б», «Мста-С», артиллерийского комплекса бере­говой обороны «Берег» и другой уникальной техники в интересах укрепления обороноспо­собности страны, а также десятков видов вы­сокотехнологичного оборудования для атом­ной энергетики и нефтегазодобычи, идущего в том числе на экспорт.

1950—1990 годы[править | править код]

В январе 1950 года при заводе было воссоздано специальное конструкторское бюро СКБ-221, руководителем стал Георгий Сергеев. Основным направление деятельности в 1950-е годы стало проектирование и запуск в серийное производство артиллерии крупного и среднего калибров. Так же выполнялись заказы на проектирование буровой техники и оборудования для атомной промышленности СССР:

  • качающейся части 305-мм башенных орудий СМ-33 и СМ-31 для крейсера типа «Сталинград»;
  • пушка С-23;
  • ;
  • пушка Д-74;
  • пушка-гаубица Д-20;
  • переводу на колёсный ход гаубицы Б-4 и пушки Бр-2, после модернизации получили названия Б-4МБР и Бр-2М;
  • береговые подвижные артиллерийские установки СМ-4 и СМ-4-1;
  • береговое орудие СМ-9;
  • корабельное зенитная установка СМ-4;
  • корабельная зенитная установка СМ-27 (вместе с ЦКБ-34);
  • 1200-мм ствола полигонной установки МК-1 для испытаний авиабомб БРАБ-1500 и БРАБ-3000;
  • корпуса атомного реактора ВМ-А для подводных лодок (вместе с ОКБ Горьковского завода № 92);
  • стенда реактора БР-224 для института имени Курчатова;
  • буровой установки для малых глубин БУ-40 (вместе с ГИПРОнефтемаш);
  • буровой установки БУ-75БР и БУ-50БР;

В 1960-е годы СКБ-221 приобретает новую специализацию — разработка пусковых установок ракетных комплексов малой и средней дальности, сопряжение пусковых установок с гусеничным и колёсным шасси (ЯМЗ-214, ЗИЛ-135Е):

  • ракетный комплекс Марс;
  • ракетный комплекс ;
  • ракетный комплекс Темп-С.

В 1973 году конструкторское бюро было разделено на 2 направления: ОКБ-1 (отдельное конструкторское бюро) по направлению стратегического ракетного вооружения под руководством Соболева, ОКБ-2 по артиллерии и оперативно-тактическим военным комплексам под руководством Сергеева. Оба КБ в 1970-х годах продолжали работу по своему профилю:

  • ракетный комплекс Темп-2С;
  • ракетный комплекс Точка (вместе с КБ Машиностроения);
  • ракетный комплекс Пионер;
  • ракетный комплекс Ока;
  • пушка 2А44 к самоходному орудию «Пион»;
  • буксируемая гаубица 2А65 «Мста-Б»;
  • гаубица 2А64 самоходного орудия 2С19 «Мста-С»
  • комплекс береговой обороны АК-222 «Берег».

В 1983 году ОКБ-1, ОКБ-2 и цеха опытного производства были слиты в единое Центральное конструкторское бюро (ЦКБ). Главным конструктором ЦКБ назначен Соболев, Сергеев и Константин Есин его заместителями. В сентябре 1990 года ЦКБ переводится на самостоятельный баланс в составе ПО «Баррикады» и получает название ЦКБ «Титан». За 1980-е годы была выпущена продукция:

  • ракетный комплекс Тополь (головной разработчик — МИТ);
  • ракетный комплекс Точка-У;
  • ракетный комплекс Курьер.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector