«мое дело

Прототип Верещагина обучался у полковника Верещагина

Михаил Поспелов родился в мае 1884 года в городе Орле. Получив домашнее образование, он поступил в Тифлисское пехотное училище, которое окончил по второму разряду.

Вот еще любопытный момент: когда Поспелов поступил в Тифлисское училище, его начальником был герой русско-турецкой войны, участник Памирской кампании, полковник Александр Васильевич Верещагин.

После выпуска Поспелова определили на службу в Либавский пехотный полк. Служба протекала спокойно, что молодого деятельного офицера не радовало. Осенью 1910 года он добился зачисления в пограничную стражу в 7-й округ на среднеазиатскую границу.

В 1913 году поручик Поспелов, отлично зарекомендовавший себя на новом месте, получает назначение в 30-ю Закаспийскую бригаду, которая охраняла границу с Персией и побережье Каспийского моря.

Русско-персидская граница была очень неспокойным местом. Здесь постоянно действовали шайки контрабандистов, с сопредельной стороны бандиты совершали набеги на туркменские поселения, захватывая девушек для продажи в рабство в Персии.

А теперь — цитаты

―Восток — дело тонкое.

―Мертвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно. А что у тебя с этим, с Джавдетом?

―Ты как здесь оказался?―Стреляли.

―Слушай, хоть женщин возьми.

―Эт точно.

―Товарищи женщины! Не бойтесь! С вашим мужем-эксплуататором мы покончим, а пока вы поступаете в распоряжение товарища Сухова. Он будет вас кормить и защищать. Он хороший человек.

―Список, товарищ Сухов.―Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай. Гюльчатай!

―Отметить надобно — народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком…

―Так что вам зазря убиваться не советуем. Напрасное это занятие.

―Вопросы есть? Вопросов нет. За мной!

―Тебя как, сразу прикончить или желаешь помучиться?―Лучше, конечно, помучиться.

―Здорово, отцы! Прощенья просим! Где взяли?―Давно здесь сидим.

―Товарищи женщины! Революция освободила вас. У вас нет теперь хозяина, нет господина. И называйте меня просто товарищ Сухов. Забудьте вы к чертям свое проклятое прошлое. Вы будете свободно трудиться и у каждой будет отдельный супруг.

―Гюльчатай, открой личико, а?

―Господин назначил меня любимой женой!

―Зачем ты убил моих людей, Саид? Я послал их сказать, чтобы ты не искал Джавдета в Сухом ручье. Его там нет. Возвращайся в Педжент. Твой отец был другом моего отца.

―Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.

―Сухов, говоришь? Сейчас мы поглядим, какой это Сухов.Прости меня, грешного. Держи!―…Заходи.

―Я не пью.―Правильно. Я вот тоже сейчас это допью… и брошу. Пей!

―Вот что, ребята, пулемет я вам не дам.

―Павлины, говоришь?

―А разве ты не можешь сказать, что Гюльчатай твоя любимая жена? Разве она обидится?

―Простите великодушно, небольшая заминка. Докончу в следующий раз.

―Мы верны тебе, господин!―Джамиля, разве ты не была любимой женой? Обидел я тебя хоть раз? Почему ты не умерла?

―Абдулла, руки-то опусти.

―Не говори никому, не надо.

―Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала.

―Я рассчитывал на тебя.―Если меня убьют, кто отомстит Джавдету?―Я рассчитывал на тебя, Саид.

―И встать, когда с тобой разговаривает подпоручик!―Че это ты?―Да гранаты у него не той системы.

―Абдулла, у тебя ласковые жены, мне хорошо с ними.

―Иди, иди! Хорошая жена, хороший дом, что еще надо человеку, чтобы встретить старость?

Договориться с таможней…

―Слышь, Абдулла! Не много ли товару взял? И все, поди, без пошлины?―Так нет же никого в таможне. Кому платить — неизвестно. Хочешь, мы заплатим золотом?

―Ты ведь меня знаешь, Абдулла, я мзду не беру. Мне за державу обидно.―Аристарх! Договорись с таможней.

―Верещагин! Уходи с баркаса!

―Абдулла! Таможня дает добро!

―Махмуд! Зажигай!

―Ты как с Джавдетом? Может, помочь?―Нет, Джавдет мой. Встретишь, не трогай его.

―Добрый день, веселая минутка. Здравствуйте, бесценная Катерина Матвевна. За прошедшую отсрочку не обессудьте, видно, судьба моя такая. Однако ничего этого больше не предвидится, а потому спешу сообщить вам, что я жив, здоров, чего и вам желаю.

Борьба с болезнью

Разумеется, болезнь продолжала давать о себе знать. Актер периодически лежал в больницах. В 1966 году состояние ухудшилось, и врачи настаивали на ампутации ног до колен. Однако это означало бы полный конец карьеры. Луспекаев просит о компромиссе – удалении пальцев ног. После этого его стали мучить ужаснейшие фантомные боли, и врачи прописали принимать пантопон – по сути, болеутоляющий наркотик. Как это часто бывает, Павел стал привыкать к лекарству. Он вообще не любил зависеть от чего-либо. Имел пристрастие к алкоголю и курению, но постоянно с этим боролся. Осознав, что доза доходит уже до шести ампул в день, Луспекаев твердо решил: надо бросать. Это стоило ему неимоверных усилий: неделю артист провел почти в полубессознательном состоянии, ничего не ел. О его бедственном положении узнала министр культуры Екатерина Фурцева и распорядилась достать заграничные лекарства, а также протезы. Благодаря новым медикаментам, зависимость постепенно стала отступать. Павел Борисович вел дневник, где отмечал в том числе и каждый новый день, прожитый им без наркотика. Вскоре роковая потребность отступила – но не болезнь…

Факты

Памятник Верещагину в Москве

  • Исполнитель роли Верещагина Павел Луспекаев на момент съёмок пережил ампутацию обеих стоп и каждый эпизод давался ему ценой невероятных волевых усилий. Как и персонаж, актёр испытывал личную драму, понимая, что он обречён.
  • Первоначально режиссёр Владимир Мотыль планировал снимать Павла Луспекаева на костылях, но после первой встречи с ним и разговора между ними он решил изменить свои планы.
  • Вот как характеризуют образ Верещагина режиссёр Владимир Мирзоев:

и писатель Владимир Шаров:

  • Павел Верещагин считается символом таможенной службы.
  • Песня «Госпожа удача» в исполнении Павла Луспекаева является неофициальным гимном таможенной службы.

Открытие памятника таможеннику Верещагину в городе Курган.

  • В 2001 году, на территории Амвросиевской таможни Украины был установлен памятник Павлу Верещагину. Памятники Павлу Верещагину установлены также в городе Кургане у здания таможни в 2007 году и в Москве. Памятник Верещагину и Петрухе в 2019 году появился в Южно-Сахалинске.
  • На могиле Павла Луспекаева на петербургском Северном кладбище установлен памятный знак «С поклоном от таможенников Северо-Запада», на Дальнем Востоке в его честь назван патрульный корабль «Павел Верещагин».
  • Павел Артемьевич Верещагин погибает, подорвавшись на мине, так же, как и его однофамилец — художник Василий Васильевич Верещагин.

Преодолевая трудности

Во время съемок не обходилось без сложностей, причем далеко не все они были связаны с изнурительными погодными условиями. Например, исполнитель роли Петрухи Николай Годовиков заболел дизентерией и едва не поставил под угрозу съемочный процесс. В тот день, когда должны были снимать сцену разговора Петрухи с Гюльчатай, у актера поднялась высокая температура, и он едва стоял на ногах. Когда Годовиков пожаловался Мотылю на самочувствие, режиссер убедил его потерпеть и отработать материал. В итоге все прошло гладко, но, когда эпизод был отснят, обессилевший актер отошел в сторону и потерял сознание. К счастью, медики быстро поставили «Петруху» на ноги, и создание фильма с его участием продолжилось.

На этом злоключения киношников не закончились. В Дагестане их обокрали местные бандиты. Чтобы впредь этого не повторилось, режиссер отважился предложить главному криминальному авторитету по имени Али небольшую роль в обмен на спокойствие и безопасность съемочной группы. Бандит не только согласился и сыграл соратника главного злодея (персонаж в красной рубашке), но и произнес фразу, ставшую крылатой: «Таможня дает добро!».

«Гюльчатай, открой личико!»

Труднее всего на съемках пришлось Павлу Луспекаеву, исполнившему роль таможенника Верещагина. Личность этого прекрасного актера и сильного духом человека настолько впечатлила режиссера Мотыля, что он специально переработал часть сценария и в 1968 году пригласил Луспекаева сниматься.

В годы Великой Отечественной войны Павел Борисович получил сильное обморожение ног и всю оставшуюся жизнь боролся с болезнью сосудов. Из-за нее актеру пришлось ампутировать часть ступней, но от любимой профессии он не отказался. Снимаясь в «Белом солнце пустыни», Луспекаев принял решение почти все трюки выполнять самостоятельно, передвигаться без дублеров и костылей. Чтобы он мог ходить, не опираясь на трость, в его сапоги вмонтировали специальные металлические опоры. К сожалению, легендарная роль Верещагина стала для актера последней: 30 марта 1970 года фильм вышел в прокат, а 17 апреля в возрасте сорока двух лет Павел Борисович скончался.

Павел Луспекаев в роли таможенника Верещагина

Разработка и сценарий

Режиссер Владимир Мотыль сказал, что на него повлияли такие фильмы, как « Дилижанс» и « Ровно полдень», и назвал этот фильм «коктейлем» из авантюрной русской сказки и вестерна . Первоначально фильм предлагали нескольким режиссерам, в том числе Андрею Тарковскому и Андрею Кончаловскому , но они отказались, утверждает Мотыль, по двум основным причинам. Во-первых, Кончаловский считал, что только американские актеры могут сыграть главную роль в вестерне, а во-вторых, сценарий сочли слабым. Мотыль также сначала отклонил предложение, но затем оказался в ситуации, когда у него не было выбора, так как ему не дали бы снимать какой-либо другой фильм.

После того, как «Мосфильм» отклонил первую версию фильма, Валентину Ежову и Рустаму Ибрагимбекову было поручено доработать сценарий. Ибрагимбеков был выбран по национальности как знаток Востока, хотя на самом деле он вырос в России и никогда не был в этом регионе. Ветеран войны рассказал Ежову историю о гареме, брошенном лидером басмачей на бегу, которая стала стержнем нового сценария. Дальнейшее переписывание произведено Мотылем после того, как он сменил Кончаловского на посту директора. Мотыль полностью переделал и выдвинул персонажа Верещагина — все его диалоги, а также около 60% всего сценария были переписаны и импровизированы во время съемок. Мотыль также придумал раскрыть личность Сухова через его сны, в которых он пишет письма любимой жене. Эти письма написал друг Мотыля Марк Захаров .

Спустя годы Кончаловский назвал финальный сценарий шедевром.

Производное творчество[править]

  • Видеоигра от «1С» «Белое солнце пустыни» (2004 г.) жанр Adventure. По мотивам фильма.
  • Одноименная новеллизация. Авторы — Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков. Включает внушительный пласт событий из жизни всех героев до того, что было показано собственно в кино.
    • Адские тренировки — их прошёл Абдулла. Причём это подсвечивается в описании финального экзамена в пустыне.
    • Белые волосы, тёмная кожа — Сухов сравнивает одного встреченного старика с негативным снимком: белые волосы и борода и чёрная кожа.
    • Внезапная мистика — загробный мир показан вполне существующим. Умершие отцы Абдуллы и Саида, бывшие друзьями, на том свете играют в шахматы, а позже и смотрителя музея Лебедева принимают к себе. «Перейдя в иной мир, Лебедев наконец избавился от своего вечного одиночества: Исфандияр и Искендер приняли его в свою компанию. Лебедев оказался неплохим игроком в шахматы».
    • Не было бы счастья… — «А если бы он меня не расстрелял, так я бы погиб вместе со всеми ни за хрен…»
    • Неконсумированный брак — Абдулла не возлег с младшей женой Гюльчитай: она его слишком испугалась, а он особо и не настаивал, а потом уже не до того стало.
    • Подглядывать за голыми — Сухов в молодости подглядывал за купающимися девушками, из воды, используя в качестве маскировки половину арбуза с прорезями для глаз. Навык пригодился на войне, чтобы взорвать дамбу.
  • Хлипкие верёвки, слабые замки

    Шайтан — Сухова за дерзкий подрыв дамбы красноармейцы из местных прозвали именно «шайтаном» и очень сильно зауважали.

    — когда Сухов откопал Саида, тот одним движением освободил руки от стягивающего их ремня.

Пародииправить

  • Программа НТВ «Куклы»:
    • «Восток дело тонкое» (эфир 13.05.1995)
    • «Зелёное солнце пустыни» (эфир 14.10.2001)
  • Номер группы «Экс ББ» с Петрухой-Укупником.
  • Короткометражка начала девяностых «В пустыне солнце белое».
  • Одноименный спектакль «Кривого зеркала» только чуть-чуть осовремененный

Ранние годы

Родился Павел 20 апреля 1927 года в городе Луганске. Настоящая фамилия его отца была Луспекян – он происходил из нахичеванских армян. Мать – Серафима Авраамовна – донская казачка. Богдасар (Борис) Гукасович работал мясником и характер имел горячий, нередко напивался и поколачивал жену на глазах сына. Маленький Паша, как мог, пытался утешить мать, а отца недолюбливал и побаивался. Однако многое унаследовал от него – например, взрывной характер.

В начале 1940-х парень поступил в ремесленное училище, подрабатывал слесарем. В 1943-м в возрасте шестнадцати лет ушел на фронт добровольцем, попал в партизанский отряд и неоднократной участвовал в боях. Был тяжело ранен (пуля раздробила локтевой сустав). Павла направили в госпиталь и стали готовить к ампутации. Юноша был в полубессознательном состоянии, однако в нужный момент усилием воли заставил себя проснуться. Увидев, что находится на операционном столе, он взял с хирурга слово, что тот сохранит ему руку. Врач пообещал, и руку действительно удалось спасти. После восстановления молодого человека определили на штабную службу, а в 1944 году он демобилизовался. Уже в ранней молодости дала о себе знать непреодолимая сила воли Луспекаева…

Утомленные солнцем

Начать придется все-таки со сценария. Его переписывали многократно, выкидывали целые эпизоды, правили и вставляли вновь. Известно, что писем к Катерине Матвеевне ни в одном из вариантов не было, их придумал Мотыль, чтобы разбавить революционную героику (он же снимал не истерн, а «приключенческий историко-революционный фильм») фольклорным элементом, а сочинил — Марк Захаров.

Но, честное слово, не в фольклоре дело. Давайте просто вспомним персонажей фильма и зададим себе простой вопрос: а где злодей? Где главный движитель любого вестерна, антагонист, на фоне которого так выигрышно смотрится главный герой? Абдулла? Полноте — ну какой он злодей. Так, что называется, не сошлись во взглядах — с Суховым по вопросу эмансипации, с Верещагиным — о границах дозволенного в период всеобщей анархии. Спрятанный в броню подаренного англичанами френча и собственной едкой иронии человек, который, конечно, преступник — но где нам найти ангелов в том времени и месте? Разве Абдулла бессмысленно жесток? Патологически лжив? Разве он предатель? Он ведь, в сущности, даже не басмач, не идейный враг новой власти — просто контрабандист, решающий извлечь свой небольшой гешефт от царящего вокруг бардака.

Вестерн без антигероя? Да разве такое бывает? Бывает — и, что удивительно, в лучших образцах жанра вроде фильма «Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне, где, как известно, Хороший вовсе не так уж хорош, Плохой вызывает не меньше сочувствия, чем Хороший, а Злой вообще самый симпатичный персонаж. Неизвестно, видел ли Мотыль фильм Леоне, но совпадение получилось просто поразительным. (Разумеется, настоящий злодей в «Белом солнце» есть — это Джавдет, да вот только он на экране не появляется).

Белое солнце пустыни

Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы (справа)

Фото: РИА Новости

Вторая важная вещь, которая сделала фильм Мотыля шедевром, — фантастически точная интонация нарратива, в первую очередь — нарратива актерского. Действие происходит в 1920 или 1921 году. Окончена тяжелейшая, кровавая война, которая, в общем, шла не с 1918-го даже, а с 1914 года. И единственное чувство, которое объединяет всех героев фильма, — нечеловеческая усталость. Устал от бесконечного сражения Сухов, устал от хаоса и падения государственных институтов Верещагин, невероятно, до обморока устала его жена. Утомлен своей нескончаемой и даже ему самому кажущейся бессмысленной вендеттой Саид. Да и Абдулле уже, в общем, ничего не нужно, ни контрабанды, ни гарема, ни свободы. Среди желтой песчаной пыли несколько смертельно усталых мужчин устраивают свои довольно-таки частные разборки — идеальный, классический ход вестерна, куда более важная его составляющая, нежели все кольты и кони.

Сюжет[править]

Демобилизованный красноармеец Фёдор Сухов возвращается домой через прикаспийскую пустыню. По дороге он находит Саида, обреченного на мучительную смерть: его зарыли по шею в раскалённый песок люди басмача Джавдета. Сухов спасает Саида, после чего продолжает свой путь. Но недалеко ему удается уйти: бывший коллега, товарищ Рахимов, сбрасывает ему на руки гарем бывшего контрабандиста и нынешнего басмача Чёрного Абдуллы, который тот бросил, намереваясь уйти морем в Иран.

Сухов и преданный ему юный красноармеец Петруха доводят женщин до приморского городка и размещают в музее, чтоб те дождались Рахимова — но становится известно, что в городок вот-вот нагрянет Абдулла, который хочет воспользоваться баркасом для переправы в Иран. Узнав, что его гарем побывал в руках другого мужчины, Абдулла считает делом чести убить всех женщин. Его банда насчитывает несколько десятков человек — а противостоять им должны Сухов и Петруха. Саид покидает Сухова, опасаясь, что, если он погибнет в бою с Абдуллой, некому будет отомстить Джавдету за убитого отца. Сухов пытается привлечь союзника — бывшего таможенника Верещагина, коротающего чуждую ему войну в уединенном домике с павлинами…

Бросать

На роль был выбран Георгий Юматов , но его уволили за пьяную драку прямо перед съемками. Поэтому Мотыль позвал Кузнецова, который был вторым выбором при отборе.

Павел Луспекаев в роли Павла Верещагина — бывшего царского таможенника. Верещагин живет одинокой жизнью, будучи единственным русским вместе со своей женой в глухой деревне. Стены его дома украшены изображениями военных походов, в которых он был награжден и ранен. Гражданская война оставила его без официальной работы и места, куда можно было бы поехать. Он крупный мужчина и простой человек, склонный к алкоголизму из-за ностальгии по своему прошлому. У него есть арсенал оружия, который в какой-то момент фильма приводит обе конфликтующие стороны (Сухова и людей Абдуллы) к нему домой. Первоначально нейтралитет, но со временем встает на сторону Сухова.

Это была последняя роль Луспекаева. Ветеран Второй мировой войны и опытный актер театра, ему ампутировали обе ноги в 1960-х годах из-за прошлых травм. Учитывая состояние Луспекаева, Мотыль написал сценарий для человека на костылях . Луспекаев отказался, аргументируя это тем, что его персонаж должен предстать не калекой, а сильным человеком, скончавшимся преждевременно. Во время съемок он ходил на протезах и регулярно отдыхал из-за боли. Он умер в 1970 году.

Спартак Мишулин в роли Саида — немногословный человек. Он хочет отомстить Джавдету , главарю басмачей, который убил его отца, ограбил его семью и похоронил его в песке для медленной смерти; в остальном его мотивы и реакции неясны и неожиданны. Например, после того, как Сухов выкопал его, Саид вместо того, чтобы поблагодарить его, говорит: «Зачем ты меня выкопал? Пока Джавдет жив, покоя не будет». Саид внезапно появляется то и дело, чтобы помочь Сухову против бандитов, но когда его спрашивают, почему, он просто отвечает, что он «слышал стрельбу», создавая впечатление, что он просто ищет Джавдета через любой вооруженный конфликт поблизости. Его отношения с Суховым хорошо описывает следующий диалог:

В отличие от Луспекаева, это была одна из первых ролей в кино для Мишулина, хотя ранее он активно работал на телевидении и в театральной постановке.

Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы — хитрый лидер басмачей, не уважающий человеческую жизнь. И он, и Саид происходят из бедных семей, и их отцы были друзьями. Однако, в отличие от Саида, Абдулла встал на путь бандитизма.

Кавсадзе, грузин по национальности, очень хорошо вписался в роль лидера азиатской банды. Однако он никогда не ездил на лошади, в то время как его персонаж должен был быть заядлым наездником. На самом деле он в фильме никогда не ездит верхом, а только сидит на лошади или даже на плечах помощника.

Николай Годовиков в роли Петрухи — молодого красноармейца. Он пытается ухаживать за Гюльчатаем, стремясь создать семью.

По совпадению, Годовиков начал встречаться с Денисовой (одной из актрис, сыгравших Гюльчатай) после съемок.
  • Раиса Куркина — Настасья , жена Верещагина — спутница жизни Верещагина, домохозяйка, уравновешивающая его психическую нестабильность.
  • Галина Лучай в роли Катерины Матвеевны , жены Сухова — она ​​появляется в фильме только во сне Сухова, чтобы раскрыть его характер.
Жены Абдуллы
  • Алла Лименес — Зарина
  • Татьяна Кричевская, Галина Дашевская и Галина Умпелева в роли Джамили
  • Зинаида Рахматова в роли Гюзель
  • Светлана Сливинская в роли Саиды
  • Велта Чеботаренок ( Деглав ) в роли Хафизы
  • Татьяна Ткач в роли Зухры
  • Лидия Смирнова в роли Лейлы
  • Зинаида Рахматова в роли Зульфии
  • Татьяна Федотова и Татьяна Денисова в роли Гюльчатай — самой молодой и любознательной жены Абдуллы. Она единственная жена, которая общается с посторонними — Суховым и Петрухой.

Большинство жен Абдуллы изображали непрофессиональные актеры. Поскольку большую часть времени они носили паранджи , их часто заменяли другие женщины и даже солдаты-мужчины из воинской части, дислоцированной поблизости. Мотыль снял несколько сцен в полуобнаженном виде с участием некоторых жен для развития персонажей, но эти сцены были вырезаны цензурой.

Honorifics

В сценарии используются различные уровни почетности русского языка. Все местные жители известны только по именам. Незнакомцы зовут Верещагина по фамилии, а по имени — от жены. Сухова называют по фамилии, часто с добавлением символического названия «Красноармеец» (солдат Красной Армии) или «Товарищ» ( товарищ ). Верещагин сначала тоже называет его Суховым, но к концу фильма он переходит к менее формальному и более почтительному «Федору Ивановичу».

«Красный шайтан»

Сначала под началом Поспелова находился пост «Гермаб» («Чистые ключи»), а затем и весь Гермабский погранотряд, контролировавший 100-верстный участок границы, имевший в своей структуре 4 конно-сторожевых кордона: «Гермаб», «Сулюкли», «Мерген-Улья» и «Сарам-Сакли».

Поспелов был великолепным воином: в совершенстве владел элементами кавалерийской подготовки, за успехи в соревнованиях по стрельбе был награжден шестью императорскими призами. Награды были прикреплены к ножнам шашки, которую он долго хранил.

Но дело было не только в отличном владении оружием и большой физической силе. Поспелов, что называется, душой болел за порученное ему дело. Он обустраивал быт своих подчиненных, решал их проблемы, наладил тесные связи с местным населением.

Поспелов помогал жителям приграничных селений, а они помогали пограничникам, видя в них свою единственную надежную защиту от бандитов.

Благодаря этому командир Гермабского погранотряда организовал хорошо разветвленную сеть разведки, что позволяло пограничникам знать заранее места и время набегов бандитов и попыток прорыва контрабандистов.

Его уважали и боялись враги, давшие ему прозвище «Красный шайтан». Это было ещё до появления большевиков — причиной стали не политические взгляды Поспелова, а его роскошные огненно-рыжие усы. Он появлялся внезапно для контрабандистов в самых неожиданных местах, из-за чего наиболее суеверные бандиты стали подозревать, что этот русский офицер обладает ещё и навыками боевой магии.

Михаил Поспелов. Фото: Кадр youtube.com

Выдержанное, крепкое

Известно, что «Белое солнце пустыни» задумывалось как чисто коммерческая история, финансировалось по остаточному принципу (в тот год все силы советской киноиндустрии были брошены на киноэпопею «Освобождение») и снималось с тем особым разгильдяйством, которое присуще всем проектам, осуществляемым по принципу «с бору по сосенке». На площадке царила анархия, сопровождавшаяся эксцессами алкогольного характера, не только в массовке, но и в эпизодах снималась толпа любителей (например, почти все жены Абдуллы и его нукеры — непрофессиональные актеры), погиб один из каскадеров. Фильм едва не закрыли из-за перерасхода бюджета, и он категорически не понравился в Госкино. Дальше начинаются легенды про Брежнева, который пришел в восторг (а вслед за ним и остальные зрители), но не в Брежневе суть. Знаете, какое место фильм Мотыля занял в советском кинопрокате в 1970 году? Десятое. Уступив не только монструозному «Освобождению» и задорному «Черному тюльпану», но и унылейшему «Послу Советского Союза» и таким произведениям искусства, как «Мазандаранский тигр» иранского производства и пакистанская «Сайха». Более того, в ежегодном опросе журнала «Советский экран» только 4% зрителей назвали «Солнце» лучшим фильмом года — и столько же… худшим.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Ситуация начала меняться уже к концу десятилетия. Нет, товарищ Сухов не поселился на телевизионных экранах, фильм показывали вовсе не часто, правда, песня про госпожу-удачу исправно входила во всевозможные «киноконцерты». Но в 1979 году одному из сценаристов ленты, Рустаму Ибрагимбекову, дали премию Ленинского комсомола за несколько сценариев — в том числе и за «Белое солнце пустыни». Фильм наконец разглядели киноведы, слово «истерн» вошло в оборот. Ну а потом пал Советский Союз и общество быстро устало от отсутствия внятных эстетических ориентиров, на федеральных каналах начался, теперь уже понятно, что вечный, «советский проект», Сухов и Абдулла, Саид и Верещагин замелькали на экранах с частотой рекламных роликов — и неожиданно выяснилось, что Мотыль снял не просто любимое всеми кино, растасканное нацией на цитаты. У него получилась картина, в которой сошлись утраченное ныне ремесленное мастерство, толстенный слой кинематографических и культурных аллюзий, блестящая работа со словом и с актерами, двойное и даже тройное смысловое дно. А что нам дает такой набор ингредиентов. Да ничего особенного — просто шедевр. Может быть, и не лучший фильм, снятый на русском языке, но уж точно — главный.

«Красный шайтан»

Сначала под началом Поспелова находился пост «Гермаб» («Чистые ключи»), а затем и весь Гермабский погранотряд, контролировавший 100-верстный участок границы, имевший в своей структуре 4 конно-сторожевых кордона: «Гермаб», «Сулюкли», «Мерген-Улья» и «Сарам-Сакли».

Поспелов был великолепным воином: в совершенстве владел элементами кавалерийской подготовки, за успехи в соревнованиях по стрельбе был награжден шестью императорскими призами. Награды были прикреплены к ножнам шашки, которую он долго хранил. 

Но дело было не только в отличном владении оружием и большой физической силе. Поспелов, что называется, душой болел за порученное ему дело. Он обустраивал быт своих подчиненных, решал их проблемы, наладил тесные связи с местным населением.

Поспелов помогал жителям приграничных селений, а они помогали пограничникам, видя в них свою единственную надежную защиту от бандитов.

Благодаря этому командир Гермабского погранотряда организовал хорошо разветвленную сеть разведки, что позволяло пограничникам знать заранее места и время набегов бандитов и попыток прорыва контрабандистов.

Его уважали и боялись враги, давшие ему прозвище «Красный шайтан». Это было еще до появления большевиков — причиной стали не политические взгляды Поспелова, а его роскошные огненно-рыжие усы. Он появлялся внезапно для контрабандистов в самых неожиданных местах, из-за чего наиболее суеверные бандиты стали подозревать, что этот русский офицер обладает еще и навыками боевой магии.

Кино и театр

В 1950 году Павел заканчивает училище и с семьей переезжает по распределению в Тбилиси. В 1957 году Луспекаевы перебираются в Киев, а затем – в Ленинград. Павла приглашают в легендарный БДТ. Актер был занят в спектаклях «Иркутская история», «Варвары», «Пять вечеров», «Не склонившие головы». В последнем он играл с Ефимом Копеляном – и все отмечали их потрясающий актерский дуэт. Спектакль быстро стал популярным, о Луспекаеве заговорили как о большом таланте.

Однажды игру Павла Борисовича на сцене БДТ увидел приехавший в СССР с визитом знаменитый актер и режиссер Лоуренс Оливье. Он был потрясен одаренностью артиста и заявил: «Вот этот актер поистине гениален! Но я не могу выговорить его фамилию, извините…»

С Е. Копеляном в спектакле «Не склонившие головы»

Параллельно артист снимается в кино – в основном в ролях второго плана: «Тайна двух океанов», «Балтийское небо». В 1962 году во время съемок картины «Капроновые сети» дала о себе знать старая фронтовая травма: как-то во время разведывательной вылазки ему пришлось четыре часа

неподвижно пролежать на снегу. Сильное обморожение вскоре дало о себе знать – ноги с тех пор постоянно беспокоили Луспекаева. Но в тот роковой год случился кризис, и артист надолго попал в больницу: ему сделали операцию на носоглотке и на ступнях (удалили несколько фаланг пальцев). В 1965 году ему присвоили пенсию по инвалидности, и в 1967-м Павел Богдасарович окончательно покинул театр, при этом продолжая периодически сниматься в кино. Одна из запоминающихся ролей этого периода – Косталмед в фильме «Республика ШКИД».

Абдулла – «иностранный агент»?

Многим зрителям хорошо запомнился яркий образ антагониста – Черного Абдуллы, роль которого исполнил ведущий актер Тбилисского академического театра Кахи Кавсадзе. По сюжету Абдулла был одним из предводителей басмачей. В реальности их соединения насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч человек и располагались в труднодоступных районах. Басмачи убивали сторонников советской власти и не щадили местных, внезапно нападая на них. К 1919 году, в разгар Гражданской войны, повстанческое движение получило распространение почти по всей Средней Азии. Басмачи пользовались поддержкой зажиточных слоев населения, сторонников традиционного уклада (как тут не вспомнить недоумение жен Абдуллы, услышавших от Сухова о жизни свободной советской женщины), а также щедро финансировались и получали оружие из-за рубежа, например, от Великобритании. Неслучайно внимательные зрители во время просмотра «Белого солнца пустыни» заметили сходство между френчем Абдуллы и формой интервентов. Предлагаем нашему читателю тоже провести сравнение и сделать самостоятельные выводы насчет этого любопытного наблюдения.

Кахи Кавсадзе в роли Черного Абдуллы и интервенты периода Гражданской войны

С этой книгой читают

Шпион из Калькутты. Амалия и Белое видениеМастер Чэнь

Новый роман Мастера Чэня — новая неожиданность для его поклонников. Да, действие книги тоже происходит в Азии. И это тоже шпионский детектив. Но уже не средневековый, а…

4
 (1)

Закон пустыниЖак Кристиан

Древний Египет. Великая пирамида Хеопса разграблена. Вместе с сокровищами злоумышленники похитили священный папирус — «завещание богов», договор, заключенный между…

3.9
 (1)

Триумф солнцаСмит Уилбур

Книга, которой предстоит стать классикой историко-приключенческого романа XXI века!

Увлекательная история европейцев, волей случая втянутых в водоворот кровавого…

4.5
 (4)

Белое тангоВересов Дмитрий

Новый авантюрно — приключенческий роман «Белое танго» безусловно станет национальным бестселлером. Многие герои романа, знакомые читателям по книге Дмитрия Вересова…

3
 (1)

Белый ягуар — вождь араваков. ТрилогияФидлер Аркадий

В трилогии («Остров Робинзона», «Ориноко», «Белый Ягуар») польского писателя и путешественника Аркадия Фидлера рассказывается о судьбе потомка польских переселенцев,…

2.9
 (2)

Солнце полуночиМайер Стефани Морган

«Сумерки» от лица Эдварда. 27 глав.

4.57
 (7)

Белый пудель Куприн Александр Иванович

«Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок…

4.4
 (7)

1993. Расстрел «Белого дома»Островский Александр Николаевич, Островский Александр Владимирович

Исполнилось 15 лет одной из самых страшных трагедий в новейшей истории России. 15 лет назад был расстрелян «Белый дом»…За минувшие годы о кровавом октябре 1993-го…

4.3
 (2)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector