Эфес меча и особенности строения рукояти

Как сделать меч в домашних условиях из дерева

Меч можно изготовить из любого материала. Давайте попробуем изготовить его из дерева. Такое изделие прекрасно подойдёт для тренировок или для игр в рыцаря ребёнку.

Выбираем породу дерева

Первым делом необходимо определиться с породой дерева, специалисты рекомендуют:

  • осину;
  • ясень;
  • клён;
  • дуб;
  • берёзу;
  • орех.

Осмотрите будущую заготовку, она должна быть без сучков, гнили или повреждений. Рекомендуется перед изготовлением брусок необходимо замочить в воде. А затем тщательно его просушить.

Необходимые инструменты и материалы

Произведя с заготовкой предварительные манипуляции, следует приготовить необходимый инструмент и материалы. Обязательно накидайте эскиз будущего меча. Он будет помощником в работе.

Примеры чертежей меча из дерева

Для изготовления потребуются следующие материалы:

  • картон для шаблона;
  • деревянная доска;
  • полосы натуральной кожи или капроновая нить;
  • малярная кисть, валик и краска;
  • клей ПВА, карандаш или маркер;
  • шлифовальная машинка;
  • наждачная бумага разного зерна;
  • рубанок, долото, стамеска и киянка;
  • струбцины, нож и изолента;
  • электролобзик, ножовка или циркулярная пила;
  • фрезерный станок.

Перечисленный электроинструмент, может найтись не у каждого начинающего мастера. В принципе все манипуляции можно производить и без них. Единственный минус, работа займёт больше времени. Но беспокоиться не стоит, глаза боятся – руки делают.

Работы по изготовлению меча

Подготовив весь инструмент, можно приниматься за работу. Чтобы сделать меч своими руками, даю вам пошаговую инструкцию:

  1. Заранее подготовленный шаблон необходимо перенести на брусок, обведя его карандашом или маркером.
  2. Далее, при помощи электролобзика или ножовки выпиливаем заготовку из бруска.
  3. Изготавливаем перекрестие.
  4. Затем обрабатывается рукоять, если вам кажется, что заготовка тяжеловата – снимите ещё небольшой слой древесины. В данном случае всё зависит от назначения клинка.
  5. Необходимо следить за балансировкой изделия. Гарда получилась массивной, будьте внимательны.
  6. Собираем все детали воедино. Далее следует нанести на клинок разметку, по которой будут выполнены спуски. И шлифовальной машиной аккуратно снимает древесину по всей длине.
  7. Все места соединений проходим шпаклёвкой.
  8. На заключительном этапе необходимо всё изделие обработать наждачной бумагой от крупного зерна к мелкому. В данном случае может пригодиться шлифовальная машинка. Грунтуем и красим меч.

Пример переноса эскиза и готовые работы.

В завершении, по желанию меч можно покрасить. Рукоять неплохо бы обернуть кожаной полосой, для хорошего сцепления с ладонью. Работы не займут более одного дня или нескольких часов. А в результате вы получите прекрасный тренажёр или игрушку без особых затрат.

Необычные мечи Мира

В XVI веке стоит отметить специфичную разновидность цвайхандера — широкий меч фламберг. Его клинок был волнистым, и оставленная им рана имела эффект пилы. Даже если противник выживал, то мертвые лепестки плоти оставались в ране и, загнивая, приводили к смерти воина. Фламберг быстро запретили, а попавшего в плен воина с таким оружием зачастую в качестве наказания лишали руки или казнили.

Широкий меч фламберг

В наше время делаются копии из кино и игр. Например, можно приобрести боевой меч — холодное оружие Ведьмака и даже световой из Звездных Войн.

Существуют и созданные умельцами варианты, которыми в реальной ситуации невозможно сражаться и служат они чисто декоративным целям.

Волчья погибель — как получить и кому подходит

Волчья погибель — двуручный меч с пятью звездами и 46 единицами базового урона. Его пассивка увеличивает силу атаки на 20-40%. А при успешном ударе по раненому противнику, у которого осталось меньше 30% хитпоинтов, меч увеличивает силу атаки всех союзников на 40-80% в течение 12 секунд. Второй эффект возникает раз в 30 секунд.

Такое оружие лучше использовать на второстепенном дамагере, который добивает уже избитых противников, тем самым активируя самый главный бонус — массовый бафф к урону. Если вы качаете на вторых ролях Эолу, Дилюка, Чун Юнь, Бэй Доу — смело снаряжайте их Вольчей погибелью. Но при желании можете использовать перечисленных персонажей в качестве основных дамагеров — они выиграют от пассивного повышения урона. 

Как получить Волчью погибель? В молитвах, альтернатив нет.

Бастард

Среди средневековых полутораручных мечей отдельного упоминания заслуживают бастарды,
или «незаконнорожденные» мечи. Ассоциации с «полудворянином»
вызывала маленькая дополнительная гарда. Она отгораживала нижнюю часть клинка,
которая не затачивалась и могла служить как для парирования, так и для
удержания оружия.

Дополнительная гарда обязана своим появлением изменению
баланса мечей. Длина и масса клинков росли, уравновешивание лезвия «яблоком»
становилось все более и более накладным. Ведь металл, сосредоточенный в
рукояти, лишь утяжелял оружие, но ничего не добавлял ни к его прочности, ни к
его пробивной силе.

Центр тяжести, вблизи которого удобнее всего удерживать
оружие, сместился на первую четверть клинка — под дополнительную гарду.
Перехватив меч за верхнюю рукоять, можно было быстро занести его. При удержании
же за нижнюю центр тяжести, естественно, «смещался»
вверх, и удар выходил очень сильным.

Вторая гарда нередко принимается за «дополнительные лезвия».

Сигилль

Техника ковки, при которой клинок представлял собой
«бутерброд» из полосы стали, окованной снаружи железом, в средние века была
наиболее распространенной, но не единственной. Описанный Сапковским сигилль, лезвие которого
имело стальную оболочку и железный сердечник, имел реальные прототипы. Причем
такая ковка не только не представляла собой уникального ноу-хау гномов, но и
исторически предшествовала «бутербродной». Наиболее характерна она была для
старинных скандинавских мечей.

Если оковать железную полосу сталью, заточить и только потом закалить, рубящая кромка
меча получалась острой и твердой. Удары обычных одноручных мечей в лучшем
случае лишь портили кольчугу, без существенного ущерба для ее обладателя, но
тяжелый и острый норманнский меч легко разрубал ее.

Тем не менее подобное оружие имело
очень существенный недостаток. Обычный меч можно было «править». При стачивании
железа на поверхность выходила «свежая» стальная кромка. Затупленный же клинок
со стальной оболочкой восстановлению уже не подлежал. Хрупкая сталь на его
лезвии лишь крошилась под точильным камнем.

Что может быть лучше для ведьмака, чем меч, удары которым повторять не нужно?

Одноручный меч противостоит пластинчатым доспехам

Реплика одноручного меча

Простые кольчуги начали усиливать металлическими пластинами в конце 18 века. Так появились пластинчатые виды защитного обмундирования. Данные разработки также видоизменяли и форму клинка у мечей. Прорубить пластины в защите меч уже не мог, теперь делался упор на оружие точечного воздействия. Клинок меча стал уже, появился явно выраженный острый наконечник. Теперь сечение клинка при изготовлении оружия делали более ромбовидным, появилось дополнительное ребро жесткости. Ведь основная нагрузка клинков ушла на остриё. Оружие обзавелось более колющим клинком.

Теперь появилась совершенно иная группа мечей. Здесь оружие по типу клинка сильно различается. Несмотря на то, что пришло время более длинного клинка у меча, одноручные мечи имеют место. Чем же выделяются данные мечи: гарды, изогнутые в сторону лезвия, рукоять удлинилась, мечи имеют клинок широкий у основания и сужающийся к острию. Гарда предохраняет руку бойца от повреждения. Оружие имело вес клинка в среднем около 1 кг. Длина клинка обычно у таких мечей была около 75 см, рукоять — около 10 см.

Дайсё – большой и маленький меч

Известно, что самурай носил два меча – длинный и короткий. Такая пара называлась Дайсё (букв. “больший и меньший”) и состояла из Дайто (“большего меча”), мы будем называть его Катана, бывшего основным оружием самурая, и Сето (“меньшего меча”), в будущем Вакадзаси, служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал Кусунгобу или Танто. Если ношение большого меча Катана разрешалось только войнам самураям и аристократам, то Вакадзаси имели право носить и ремесленники и торговцы.

Кусунгобу – кинжал для ближнего боя

Итак, длинный меч назывался Дайто (Катана) – 95-120 см, короткий – Сето (Вакадзаси) – 50-70 см. Рукоять Катаны рассчитана обычно на 3,5 кулака, Вакадзаси – на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей – около 3-х см, толщина спинки – 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес Катаны около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она “цуба”.

Катана и другие японские мечи хранили на специальной подставке – Катанакакэ.

Катана, имеет несколько разновидностей, одна из них – Ко-катана (кокатана) – вариант короткого катана, входящего вместе с катаной в обычный самурай-комплект холодного оружия. Рукоять кокатана прямая без дужки, клинок мало изогнутый. Описанный в отечественной литературе экземпляр имеет длину 690 мм, длину клинка 520 мм.

Кокатана разновидность катаны

Катана крепился на поясе или за спиной. Привязывался специальным шнуром Сагэо, этот шнур мог также использоваться для связывания противника. Для ношения катана за спиной использовались специальные ножны (Ватаримаки часть ножен японского клинкового оружия, касающаяся спины при ношении).На ножнах есть Муфта – кольцо, охватывающее ножны, с помощью которого и производится крепление к портупее или поясу.

Катана – это наиболее современный и совершенный вид японского холодного оружия, его производство совершенствовало веками, предшественниками катана были:

  • Тати – меч, распространенный в Японии с X по XVII в, по длине равный Катана. Хотя мечи Катана также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше, чем у Тати. Отличается также их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже, чем у Тати. Имеет круглую цубу. Тати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной.
  • Танто – малый самурайский меч.
  • Козука – японский боевой нож, используемый как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни выполнял роль бытового ножа.
  • Та-чи – однолезвийный меч малой кривизны, носимый за спиной. Общая длина 710 мм.

Помимо Дайсе самурай мог носить еще и Нодати – “полевой меч” с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м., иногда его длина достигала трех метров! Таким мечем орудовало сразу несколько самураев и единственное применение его было – поражение конных войск.

Нодати

Экскалибур

Наверное, про легендарный Экскалибур короля Артура слышали все. Его невозможно было сломать, а ножны дарили владельцу неуязвимость.

Название Экскалибура вероятно происходит от валлийского «Каледвулх», что можно перевести как «тяжело разящий». Впервые он упоминается в валлийском эпосе Мабиногионе (XI век). Согласно одной из версий, название пошло от латинского «chalybs» — сталь, а приставка «exc» означала усиленные свойства.

По одной легенде, Артур достал Экскалибур из камня, чем и доказал свое право быть королем, но в большинстве текстов, он получил его от феи озера, после того, как сломал свой первый меч. Перед смертью он приказал вернуть его законной владелице, выбросив в воду.

За мифом об Экскалибуре определенно скрывается исторический прототип, как и за фигурой короля Артура. Только это не конкретное оружие, а традиция. Например, обычай затопления оружия в Северной и Западной Европе. Страбон описывает такой ритуал у кельтов в окрестностях Тулузы, археологические раскопки в Торсбъерге свидетельствуют о наличии такой традиции в Ютландии (оружие датируется 60 – 200 годами нашей эры).

Меч Александра Невского обладал волшебными свойствами?

В битве на Неве славянские войска были в меньшинстве, однако многие шведы бежали с поля боя ещё до того, как началось сражение. Был это тактический ход или роковая случайность – не ясно.

Русские воины стояли лицом к восходящему солнцу. Александр Невский был на возвышении и поднял меч вверх, призывая воинов к битве, – в этот момент лучи солнца попали на клинок, заставив сталь светиться и напугав противника.

Согласно летописям, после Невского сражения меч отнесли в дом старейшины Пелгусия, где хранились и другие драгоценные вещи. Вскоре дом сгорел, а погреб был засыпан землёй и обломками.

С этого момента мы начинаем путешествие по шаткому миру домыслов и догадок:

  1. В 18 веке монахи недалеко от Невы возводили церковь. При строительстве они обнаружили сломанный надвое меч Александра Невского.
  2. Монахи справедливо решили, что обломки клинка должны защищать храм от напастей, а потому положили их в фундамент здания.
  3. Во время революции 20 века церковь и сопутствующие ей документы уничтожили.
  4. В конце 20 века учёные обнаружили дневник Андрея Ратникова (это белый офицер), несколько страниц которого были посвящены легендарному клинку.

Сколько весил меч Александра Невского? Одно мы можем сказать наверняка: не 5 пудов, скорее всего как обычный клинок 1,5 кг

. Это был прекрасный клинок, принёсший воинам Древней Руси победу, повернувшую ход истории!

Антикварное холодное оружие никого не оставляет равнодушным. Оно всегда носит отпечаток замечательной красоты и даже магии. Создается ощущение, что попадаешь в легендарное прошлое, когда эти предметы применялись очень широко.

Конечно подобное оружие служит идеальным аксессуаром для отделки помещения. Кабинет, украшенный великолепными образцами старинного оружия станет выглядеть более импозантно и по-мужски.

Такие предметы, как, например, мечи средневековья, становятся интересны множеству людей как неповторимые свидетельства событий, происходивших в старинные времена.

Стратегии

В стратегическом жанре гегемония мечей выражена слабее. Войска стараются вооружать разнообразно, а игрок не может переукомплектовать их на свой вкус.

Если выделить в многообразии игр общее, то можно заметить вот что. Чаще всего мечники — профессиональная и недешевая пехота, в отличие от копейщиков, но уступает в цене алебардщикам или каким-нибудь обладателям странного оружия.

Двуручные мечи — однозначный признак элиты (и это правильно). Со времен Shogun игроделы постепенно осваивают истину: «двуручный меч нужен для прорыва копейного строя». До той поры он в основном отличался повышенным уроном или улучшенным пробоем защиты. Однако самураи с но-дачи наглядно показали, как на самом деле используется оружие этого класса.

У конницы меч спорит в популярности с пикой. Как правило, это та же спата, у всяких восточных народов — сабля или скимитар.

Как ни странно, несмотря на обилие мечей как в стратегиях, так и в ролевках, анимации мечевого боя все еще оставляют желать много лучшего. Чаще всего нам демонстрируют могучий удар сплеча

Titan Quest. Художественная резьба мечом по кости.

Двуручные мечи — и того хуже: перед нанесением удара воин чуть ли не описывает полный оборот, а до того во время замаха его легко проткнул бы насквозь даже дряхлый старец.

Во многом проблема не в том, что мечевая техника незнакома игроделам: смоделировали бы хотя бы спортивную технику саблиста, уже было бы приятнее посмотреть. Дело в том, что большинство игр не старается добиться отбивания ударов клинком о клинок. Трудно синхронизировать анимации! А раз так, то остается только «бой» в стиле «ирландского ваньки-встаньки»: колотим по очереди, пока тот, кто слабее, не свалится. Именно это изображают анимации.

Даже в римских легионах — о ужас! — я неоднократно наблюдал гордый рубящий замах гладием. Центурион за такие штучки сломал бы о голову легионера свой жезл, велел бы ему вырубить новый и сломал бы его тоже! Рубящий стиль боя лишает гладий всех мыслимых преимуществ.

Впрочем, изменения в этой части не за горами

В ролевые игры приходит богатый арсенал спецприемов, на анимацию внимание все серьезней, и можно надеяться на скорое улучшение. А в остальном мечу в играх и так нечего желать

Самое популярное оружие — и точка.

Какие надписи встречаются на русских мечах романского типа?

На романских мечах и в Европе и на Руси встречаются три группы надписей и значки двух видов. Мы расскажем обо всех видах клейм на мечах, и сделаем это прямо сейчас.

Заметим только, что сперва клейма на клинках кузнецы делали «на каролингский манер», то есть, по-старинке. Кузнец зубилом надсекал поверхность клинка, делая в нем углубления по форме надписи. Затем разогревал клинок и вколачивал в них медную проволоку.

Оставалось заполировать клинок, и сделанное клеймо превращалось в подобие «водяного знака» на банкноте. Но уже к концу XIII столетия, когда эпоха романских мечей завершалась, мастера остановились на менее трудоемком способе и с тех пор просто выбивали свои надписи на клинках.

Имена кузнецов

Про меч из Львовского музея, снабженный клеймом Ingelrii мы рассказали вот в этой статье —

Встречается еще такое клеймо:

Ctclinmefecit — это латынь, причем без пробелов между словами. Читать надо «Ctclin me fecit», а переводится фраза как «Ctclin меня сделал«. Часто эта надпись повторялась у разных мастеров, менялись только имена.

Вторая надпись, на обратной стороне клинка, читается «+In Nomini Domini+». По-русски она будет звучать как «Во имя Божие» или же «Именем Бога».

И тут мы логично переходим к следующей группе надписей. Это религиозные слоганы и, как видно, ничто не мешало наносить их на те же самые клинки,что и имена кузнецов.

Религиозные слоганы

Они наполняют меч духовным содержанием. Помимо «+In Nomini Domini+» широко распространена была надпись Homo Dei, что в переводе с латыни на русский значит «Человек Божий». Именно так, людьми Господа именовали себя те, кто шли в Святую Землю освобождать Иерусалим от поругания неверных.

Кстати, мы недавно уничтожили 14 мифов о крестовых походах — рекомендуем почитать, там много интересного. Аж на 4 статьи вышло! ))

Встречаются и другие интересные надписи, например Lign(…) Анатолий Кирпичников встретил ее на мече, обнаруженном в низовьях реки Паши, и склонен считать, что переводиться она как «Крест Господень».

Труднопроизносимые сокращения

Третья группа надписей на мечах кажется бредом шизофреника. Ну разве можно как-то понять смысл надписей, подобных той, что украсила романский меч из Макарецкой дачи (Черниговская область):

На обеих сторонах клинка — надпись «+(…)ACPVNEDERUEO(…)EDACPVNESЪ+» . Она, возможно, читается так:

A C P V N E D, E R U, E O…E D. A C P V N E S.

Перевод: «Я взял оружие ради победы имени вечного Бога, вечного Царя вселенной, вечного Всемогущего . . . вечного Бога. Я взял оружие ради победы Святого имени».

Символы неалфавитные

Вот например один из мечей с такими неалфавитными символами — с территории Украины.

Конечно же, эти символы можно было бы отнести к следующей группе — логотипы, однако им для этого не хватает распространенности. Логотип, все-таки, должен повторяться на большом количестве предметов.

Первые логотипы

Самый знаменитый логотип это «волк», которым клеймили свои изделия немецкие оружейники из города Пассау. В то время он был важным центром оружейного дела и удерживал свои позиции довольно долго. Поэтому клеймо, даже если его делали в одном стиле, со временем все равно немного изменялось.

Метательное оружие ниндзя

Сюрикэн переводится как «лезвие, спрятанное в ладони» это японское метательное оружие. Оно без проблем пряталось в одежде, не создавая дискомфорт ниндзя, а когда требовалось, им наносились удары. Сюрикэны – небольших размеров, выглядят как обычные обиходные вещи.

Делали сюрикены из железа или стали, их могли изготавливать практически под любой предмет – звездочку, иглу, гвоздь, нож, монету.

Зачастую на них выбивали разные ритуальные значки, что говорит о вере японцев в мистицизм. Умельцы, изготовляющие оружие, и пользующиеся ими ниндзя, верили, что высшие силы способны помочь в нужной ситуации.

Умение пользоваться сюрикэнами называется сюрикэндзюцу, его преподавало много школ:

  • ягю-рю;
  • катори синто-рю;
  • итто-рю;
  • кукисин-рю;
  • тогакурэ-рю.

К основным видам сюрикэнов относятся:

  1. Бо-сюрикэны.
  2. Сякэны.

Также существуют разные типы сякэнов, хира-сюрикэны, сэмбан-сюрикэны, тэпан-сюрикэны. Историки провели немало исследований, но точную информацию о происхождении бо-сюрикэнов (японское слово «бо» означает игла) так ничего не выяснили. Связывают это с тем, что мастерство сюрикэндзюцу окутано тайной, в стране в те времена было немало мастеров, изготавливающих метательное оружие. В длину бо-сюрикэны достигали 12-21 см и весили – 35-150 г.

В основном у них затачивался один конец, правда, есть образцы, заостренные с двух концов. Острие могло быть четырехугольным, восьмигранным, круглым.

Металлические пластины были тонкими, их получали из обыкновенных вещей: монет (хиси-ган), плотницких инструментов (куги-нуки), из них изготавливали хира-сюрикэны. Они делались в форме звезды с отверстием посредине, надевались на веревку для удобного ношения и вытаскивания.

Жуайёз

Клинок Жуайёз (в пер. с фр. «joyeuse» — «радостная»), по легенде, принадлежал основателю Священной римской империи Карлу Великому, и долгие годы служил ему верой и правдой. По преданию, он мог до 30-ти раз в день менять цвет лезвия и яркостью своей затмевал Солнце. В настоящее время существует два клинка, которыми мог владеть знаменитый монарх.

Один из них, долгие годы использовавшийся в качестве коронационного меча французских королей, хранится в Лувре, и вот уже сотни лет не утихают споры относительно того, действительно ли рука Карла Великого сжимала его рукоять. Радиоуглеродный анализ доказывает, что это не может быть правдой: сохранившаяся старая часть выставленного в Лувре меча (за прошедшие сотни лет его не раз переделывали и реставрировали) создана между X-м и XI-м веками, уже после смерти Карла Великого (император скончался в 814-м году). Некоторые полагают, что меч был изготовлен после разрушения настоящего Жуайёза и является его точной копией, либо в нём присутствует часть «Радостной».

Вторым претендентом на принадлежность легендарному королю считается так называемая сабля Карла Великого, находящаяся сейчас в одном из музеев Вены. Относительно времени её изготовления мнения специалистов расходятся, но многие признают, что она всё-таки могла принадлежать Карлу: вероятно, он захватил оружие в качестве трофея во время одного из своих походов в Восточную Европу. Конечно, это не знаменитый Жуайёз, но, тем не менее, сабля не имеет цены как исторический артефакт.

Важный проект

Расскажите о проекте «The Narrow Road». Что это за фильм и какой у него сюжет? Кто в нем снимается, кто его режиссирует и где можно его посмотреть?

«The Narrow Road» (Узкая дорога) – амбициозный кинопроект, который сейчас находится в производстве. Я сотрудничаю с проектом последние 2 года. Мы все еще находимся на стадии подготовки к производству, поэтому дата выхода фильма на экраны еще не известна.

Я работаю в проекте ведущим художником-конструктором, кузнецом-оружейником, консультантом и техником-оружейником, а также графическим веб-дизайнером.

Фильм основан на классической книге Джона Баньяна «Путешествия Пилигрима». Эта книга была впервые опубликована в 1678 году (она оказала большое влияние на таких авторов, как Толкиен, Льюис, Честертон), и ее считают величайшим аллегорическим произведением всех времен.

Роман считается английской классикой, и уже на протяжении многих поколений расходится по всему миру миллионными тиражами и переведен на десятки языков. Это эпическое произведение описывает путешествие пилигрима в поисках спасения от надвигающегося рока.

Кристиан, главный герой книги, пилигрим, должен одолеть на своем пути много препятствий и повстречать самых разных персонажей – странных, необузданных и даже злых – по дороге в прекрасный Небесный Град.

Эта книга – прекрасная аллегория жизни верующего человека, борьбы с грехами, и спасения в Боге, который только и может дать нам избавление от грехов и страданий. Она излагает глубокие вопросы теологии простым, доступным, но ярким языком. Читатели, полюбившие книгу за ее идейный посыл, простоту и интересные приключения, я думаю, примут и полюбят и этот фильм, который следует букве и духу романа Баньяна.

Идут съемки «Узкой дороги»

В фильме будут использоваться современные технологии кинематографии, чтобы действие развивалось в мире, похожем на сон, как у Баньяна, а художественное оформление, хоть и будет фантастичным, будет напоминать средневековый мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector