Военная доктрина рф: основные положения и изменения

Содержание:

Содержание обновленной российской Военной доктрины

В классификации войн и военных конфликтов изменений не произошло. Некоторыми военными экспертами выражалось сожаление, что даже обновленный документ по-прежнему не дает четкого определения понятию «войны», а такие неопределенности кроме всевозможных передергиваний ни к чему хорошему пока не приводили.

https://youtube.com/watch?v=pGURuad8ZhI

Некоторые эксперты еще в 2016 году предлагали свои толкование термина «война». Вот одно из них. Войной можно называть высшую форму разрешения коренных межгосударственных противоречий среди коалиций государств, социальных групп народонаселения одного из государств с применением вооруженного насилия высокой интенсивности, которые могут сопровождаться иными видами противоборств (например, политико-экономических, информационных, психологических, и пр.) для завоевания обусловленных политических целей.

По технологическому уровню развития борющихся сторон:

  • Война технологически слаборазвитых государств;
  • Война технологически высокоразвитых государств;
  • По смешанному типу: война высокоразвитых и слаборазвитых государств.

По применению стратегии для достижения целей:

  • Война с использованием стратегии по сокрушению противника, преимущественно физически;
  • Война с использованием стратегии непрямых воздействий. Это могут быть мероприятия по дестабилизации в политике и экономике государств, по организации внутри государств ситуаций, так называемого «управляемого хаоса», по косвенной или прямой военной поддержке вооруженных оппозиционных сил для завоевания власти нужными политическими силами;
  • По смешанному типу: «гибридная война» — война, сочетающая на разных этапах комплекс применения стратегий, как сокрушения, так и непрямых воздействий.

По использованию средств вооруженной борьбы война может быть:

  • Ядерной;
  • С использованием полного потенциала ОМП (оружия массового поражения);
  • С использованием исключительно обычных видов вооружений;
  • С массовым использованием оружия с новыми физическими принципами.

По отношению к нормам международного права война может быть:

  • Справедливой — для защиты независимости, суверенности, нацинтересов;
  • Несправедливой — попадающая под международную классификацию «агрессия».

По составу участников вооруженного противоборства война может быть:

  • Среди двух государств;
  • Среди коалиций государств;
  • Среди коалиции и одного государства;
  • Гражданской.

Локальная война — это война, которая может преследовать ограниченную военно-политическую цель. Боевые действия ведутся в пределах противоборствующих государств и затрагивают главным образом интересы исключительно этих государств (территориальные, экономические, политические и другие). В определенных обстоятельствах локальные войны могут перерастать в региональные или даже крупномасштабные.

Региональная война — это война, участие в которой принимают несколько государств, представленных в одном регионе. Она может вестись с задействованием национальных или коалиционных вооруженных сил. В процессе ее проведения сторонами обычно преследуются значимые для них военно-политические цели.

Крупномасштабная война — это война среди коалиций государств или крупнейших государств в мировом сообществе. Такие войны развязываются сторонами, как правило, для преследования радикальных военно-политических целей.

Проект 1992 г.

Проект доктрины 1992 года показал, что первые российские мысли о внешних угрозах были не более чем копией советского мышления. В документе говорилось, что, хотя угроза мировой войны значительно снизилась, «источники военной опасности» в международных отношениях остались теми же, что и при СССР.

Первым из этих «источников военной опасности» было названо «стремление отдельных государств или коалиций государств к доминированию в мировом сообществе или в отдельных регионах и их склонность к разрешению спорных вопросов военными средствами».

Вряд ли можно сомневаться в том, что Генеральный штаб , подготовивший эту статью, имел в виду Соединенные Штаты и НАТО, когда писал ее. Немного ниже было заявлено, что Россия не рассматривает какое-либо государство или коалицию как врага, произошло сокращение между старой и новой, развивающейся средой безопасности. Были также упомянуты «мощные группировки вооруженных сил» у границ России, наращивание военной мощи «определенных государств», международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения

Россия также осторожно отменила свое обязательство о неприменении ядерного оружия первым, указав, что обычные атаки на ядерное оружие, электростанции и «другие потенциально опасные объекты» (предположительно химические или биологические объекты) будут рассматриваться как первое применение оружия массового уничтожения.

Военная доктрина

Виктор Литовкин: Будет осуществляться выполнение государственной программы вооружения, которая была запланирована в 2011 году, будут повышать бдительность и боеготовность вооруженных сил. Никаких экстраординарных мер Россия предпринимать не будет, она уже их предпринимает. Например, в Арктике создано новое оперативно-стратегическое командование, размещены гарнизоны на островах и архипелагах Северного Ледовитого океана, в Крыму повышена боевая готовность войск, там добавлены наши части, российская армия получает новые системы вооружения, армия регулярно участвует в учениях, где демонстрирует готовность овладеть этими системами. На итоговой коллегии Министерства обороны было признано, что наши вооруженные силы находятся в высокой степени боевой готовности. Мы никого не боимся, мы просто будем спокойно, по-деловому, вежливо, но серьезно относиться к изменениям, которые происходят на наших границах.

ДН: Означает ли это, что даже на фоне кризиса расходы на оборонную промышленность не будут уменьшаться?

Виктор Литовкин: Уже было неоднократно заявлено, что расходы на гособоронзаказ, которые были запланированы в 2011 году и уточнены при планировании бюджета на 2015-2017 гг., сокращаться не будут, потому что обеспечение обороноспособности государства на сегодняшний день – главная задача, которая поможет решить проблему повышения благосостояния нашего народа.

Военно-экономическое обеспечение

В пятом разделе ВД РФ все посвящено военно-экономическому обеспечению обороны. Важнейшими целями являются:

Формирование условий для устойчивости в развитии и поддержании потенциалов военно-экономических и военно-технических возможностей в государстве на том уровне, который потребуется для осуществления настоящей военной политики.

Основные задачи военно-экономического обеспечения обороны

Задачами по военно-экономическому обеспечению обороны могут быть:

  • Оснащение ВС вооружением, военной и специальной техникой;
  • Обеспечение ВС, иных организаций материальными средствами.

В заключение можно заметить, что текст обновленной редакции российской В/доктрины указывает на четкие ориентиры порядка, способов и форм по использованию военной мощи государства. Она досконально обосновывает необходимую защиту суверенитета, территориальной целостности, конституционного строя, национальных интересов российского государства. Указывает на выполнение обязательств перед союзниками, международного партнерства, разрешение военных конфликтов. Доктриной определяются приоритеты военного строительства и формирования ВС РФ.

НЕОБХОДИМОСТЬ В РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ РФ

Необ­ходимость создания единого до­кумента под названием «Военная доктрина РФ» появилась в кон­це прошлого века. Практически во всех развитых государствах к этому времени уже были соз­даны комплексы нормативных документов военно-политиче­ского характера, и их существо­вание полностью оправдывалось. Например, в США  комплекс основополагающих концепту­альных документов США по во­просам обеспечения националь­ной и военной безопасности представлен Стратегией национальной безо­пасности, Стратегией нацио­нальной обороны (аналог нашей Военной доктрины) и весьма актуальной Национальной во­енной стратегией. На основе по­следнего документа осуществля­ется оперативное планирование применения Вооруженных Сил, вырабатываются перспектив­ные стратегические и оператив­ные концепции их применения, которые, будучи доведенными военной наукой до уровня те­ории, кладутся в основу уста­вов Вооруженных Сил и планов по их реформированию.

Кроме того, в США суще­ствует механизм коррекции положений документов посредством ежегодных докладов министра обороны конгрессу и «Белой книги» председателя Комитета начальников штабов видов вооруженных сил.

В России также в ноябре 1993 г. Президентом РФ был утвержден документ под названием «Основные положе­ния Военной доктрины РФ». Появлению документа предшествовали широкая дискус­сия в СМИ, а также результативная военно-научная конференция в ВАГШ, на которой были об­суждены и впоследствии опубликованы в научном сборнике академии основы теории во­енной доктрины.

Содержащееся в тексте дей­ствующей доктрины ее опре­деление в целом соответствует требованиям теории: «Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на под­готовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Россий­ской Федерации».

По сути, это официально принятые и провозглашенные в государстве взгляды военно-политического руководства на применение вооруженного насилия в интересах достиже­ния политических целей. Именно поэтому в соответствии с требованиями теории Воен­ная доктрина России отвечает на следующие пять основных вопросов:

  • с какими противниками и как предотвратить военные конфликты;
  • каков может быть характер вооруженной борьбы в кон­фликтах, цели и задачи, стоя­щие перед государством и его вооруженными силами в ходе их ведения;
  • какую военную организа­цию необходимо создать для этого и в каких направлениях ее развивать;
  • в каких формах и какими способами вести вооружен­ную борьбу;
  • как осуществлять подготов­ку страны и ее военной орга­низации к войне или приме­нению силы в вооруженных конфликтах.

В связи с этим содержание военной доктрины РФ в первую очередь определяется долговре­менными экономическими ин­тересами государства, которые необходимо защитить, а также уровнем возможностей страны по ведению вооруженной борь­бы, зависящих от ее экономичес­кого развития, состояния соци­ального и научно-технического прогресса общества.

Военная доктрина несет нормативную, организационную и информа­ционную функции, которые и определяют ее исключитель­ное значение в деле подготовки страны и ее военной органи­зации к защите национальных интересов с применением военной силы.

В Артику?

интересах России в Арктике

Виктор Литовкин: Как Вы знаете, в международном праве пока нет четкого разграничения территории в Арктике. Это вопрос, который должна решить Организация Объединенных Наций. Россия претендует только на ту часть Арктики, которая принадлежит ей по праву. Россия подала заявку в ООН на эту территорию и ждет, пока за ней её закрепят. Арктика – это естественная территория, которая является продолжением российских территориальных вод. 12 миль – это территориальные воды России, еще 400 км – это зона наших экономических интересов. Если вы посмотрите на карту Северного Ледовитого океана и отмерите 400 км от тех островов, которые принадлежат России, то вы увидите, что весь северный морской путь – это территориальные воды нашей страны. Естественно, Россия собирается контролировать северный морской путь не только как экономическую структуру нашей страны, но и как территорию, которую надо охранять и оборонять от незваных пришельцев, потому что там могут оказаться и чужие подводные лодки с крылатыми ракетами, подводные лодки с ядерными баллистическими ракетами и подводные корабли с противоракетами. Поэтому Россия заботится о своей безопасности и обороноспособности.

Военная доктрина 2000 г.

Как в проекте 1992 г., так и в официальном документе 1993 г. проводилось различие между источниками внешней военной опасности и непосредственными военными угрозами. Это различие исчезло в последнем доктринальном заявлении, которое было впервые обнародовано в виде проекта в октябре 1999 г., а затем окончательно утверждено указом президента в конце апреля 2000 г.

Хотя в документ были внесены многочисленные изменения между его стадией разработки и окончательной формой, раздел о внешних военных угрозах остался практически прежним. Первая угроза рассматривается как территориальные претензии к Российской Федерации и вмешательство во внутренние дела России, формулировки взяты непосредственно из раздела о внешних опасностях 1993 года. Во-вторых, было упомянуто игнорирование интересов России в разрешении международных конфликтов и противодействие укреплению России как одного из центров многополярного мира. Ссылка на многополярность перекликается с удаленными разделами из проекта 1999 года, в которых были обозначены две противоречивые тенденции: с одной стороны, тенденция к однополярному миру, основанному на господстве одной сверхдержавы — явно США — и военное решение ключевых проблем. а с другой — тенденция к формированию многополярного мира, основанного на верховенстве международного права и равноправии людей и наций.

Военная доктрина Российской Федерации: военные угрозы для страны

Во втором разделе документа произошли самые большие изменения. Главным образом, в нем отмечено очевидное возрастание уровня напряженности в самых разнообразных сферах межгосударственных и межрегиональных взаимодействий при общих осложнениях в международной обстановке. Это объясняется усиленной глобальной конкуренцией и соперничеством, неустойчивыми процессами развития экономик, а также процессами перераспределения влияния на темпы мирового развития на пользу новых центров силы. Признаны опасными и тенденции по смещению военных угроз в сторону информационного пространства и внутренней сферы РФ. Тут же отмечено, что на некоторых направлениях военная опасность для российского государства усиливается.

Источники внешней военной опасности

Новой редакцией Военной доктрины конкретизируются употребительно к складывающейся тенденции развития военно-политических обстоятельств растолкованные Стратегией национальной безопасности источники возникновения внешней военной опасности.

Источниками возникновения внешней военной опасности могут быть:

  • Прежде всего, наращиваемый силовой потенциал и развертывание блока НАТО на востоке, близость его военных инфраструктур к российским границам;
  • Расшатывание обстановки в отдельно взятых странах или регионах.

Опасным представляется развертывание войсковых группировок иностранными государствами (в их числе вооруженные международные радикальные группировки и иностранные частные военные компании) на территориях сопредельных с Россией, на прилегающих акваториях. К числу этих же источников можно отнести подрыв глобальной стабильности созданием и развертыванием комплексов стратегической противоракетной обороны, а также милитаризацию космоса. Кроме того, прибавился еще один новый источник. Это развертывание и шантаж стратегическими неядерными системами с высокоточным оружием для осуществления теории так называемых «быстрых глобальных ударов».

Прямая внешняя военная опасность для РФ

Прямой внешней военной опасностью для России могут быть:

  • Территориальные претензии как к ней самой, так и к ее странам-союзницам;
  • Вмешательство во внутренние их дела;
  • Вооруженные конфликты в сопредельных с Россией государствах;
  • Распространение ОМП, ракетных технологий, либо самих ракет;
  • Возрастание численности государств, которые имеют ядерное оружие;
  • Самораспространение международного терроризма.

Основные внутренние военные опасности для России

К основным внутренним военным опасностям российской Военной доктриной рассматриваются:

  • Усилия по насильственному изменению конституционного строя в РФ;
  • Дестабилизация внутриполитических и социальных условий в государстве;
  • Дезорганизация в нормальном функционировании органов государственной власти, особо важных государственных, либо военных объектов, а также информационной составляющей в государстве.

Особую озабоченность вызывают террористические организации, их информационные воздействия на народонаселение, чтобы подрывать исторические, духовные и патриотические традиции в сфере защиты Отечества, а также подстрекательство для создания очага межнациональной или социальной напряженности, разжигание этнических и религиозных противоречий.

Российская Военная доктрина: главные угрозы для РФ

Главными угрозами Военной доктриной признаются:

  • Резкие обострения в военно-политической обстановке (межгосударственных отношениях);
  • Образование условий для пользования военной силой;
  • Создание препятствий для работы систем государственным и военным управлением РФ;
  • Нарушения бесперебойной работы в российских стратегических ядерных силах, системах раннего оповещения о ракетных нападениях, контроля над космическим пространством. Кроме того, в местах, где хранятся ядерные боеприпасы, на АЭС, на объектах с высокой потенциальной опасностью, включая атомную и химическую промышленность.

Кроме того, военными угрозами могут быть признаны:

  • Организация и б/подготовка незаконных милитаризованных формирований, их деятельность на российской территории или союзнической к России территории государства;
  • Демонстрирование военной мощи при проведении военных учений на пограничных с российской территориях.

Немаловажной может считаться угроза активизации деятельности в вооруженных силах некоторых государств (отдельных групп государств), которые могут проводить частичную или полную мобилизацию, переводить органы государственного и военного управления этих стран для работы в условиях военного времени

Мнение эксперта: «НАТО приблизилось вплотную к нашим границам»

Корреспондент «Деловых Новостей» обсудил, какие угрозы действительно стоят перед Россией с Виктором Литовкиным, военным обозревателем ТАСС, полковником в отставке. По мнению эксперта, данная доктрина является адекватным ответом на ухудшающиеся обстоятельства в мировой политике и международных отношениях.

ДН: Чем вызвана необходимость принятия новой военной доктрины РФ?

Виктор Литовкин: Во-первых, военная доктрина – живой развивающийся документ, он не бывает застывшим раз и навсегда. Доктрина должна отражать те изменения, которые происходят в политике, в международных отношениях, в конкретной стране, в вооруженных силах этой страны.

С 2010 по 2014 год произошли серьезные изменения: НАТО приблизилось вплотную к нашим границам, разместив там свои базы; натовские корабли ходят в моря, которые омывают границы России; США размещают системы ПРО на наших рубежах; их самолеты, способные нести атомные бомбы базируются на территории Европы; при участии НАТО произошли переворот в Ливии, война в Сирии, война в Ираке; образовалось Исламское Государство Ирака и Ливанда. Новая редакция доктрины должна отразить все эти события и выработать политику России по отражению возможных угроз, которые появились в последнее время.

Движение в НАТО

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Нынешняя численность армии может остаться на «достигнутом уровне» Среди приоритетов Украины — реформирование армии для достижения оперативной и технической совместимости с вооруженными силами НАТО.

Одним из условий для восстановления территориальной целостности называют реформу системы безопасности до уровня, приемлемого для членства в ЕС и НАТО.

А уже к 2020 году, согласно доктрине, сотрудничество с НАТО должно достичь уровня полной совместимости ВСУ с силами НАТО.

Доктрина предполагает отказ от внеблоковой политики, которая заменяется стремлением к членству в ЕС и НАТО, но не указаны сроки возможного вступления в альянс.

Более того, в среднесрочной перспективе Украина намерена «использовать собственные возможности» для обеспечения суверенитета.

Военная политика российского государства

В третьем, основном разделе Военной доктрины разъясняются вопросы, посвященные российской военной политике. Понятие «военная политика» документом предлагается рассматривать как государственную деятельность, связанную с организацией и осуществлением обороны и обеспечением безопасности российского государства, включая и интересы его государств-союзников.

Отчетливо определены направления военной политики. Это политика:

  • Сдерживания и предотвращения военных конфликтов;
  • Совершенствования военной организации государства;
  • Совершенствования форм и методов использования ВС, иных войск и организаций;
  • Повышения мобготовности для обеспечения надежной обороны и безопасности РФ и ее государств-союзников.

В связи с этим Российской Федерацией отстаивается право применения ядерного оружия в качестве ответа на применение против нее и ее союзников ядерного и иных видов ОМП, а также по факту агрессии против России с использованием обычных видов вооружений, если это несет угрозу самому существованию государства, как таковому.

Третьим разделом также отражаются вопросы использования военных организаций. Военная доктрина утверждает правомерное использование силы при отражении агрессии, поддержании (восстановлении) мира, а также при обеспечении защиты российских граждан, которые находятся за пределами государства. Использование ВС или иных организаций должно осуществляться с полной решительностью, целенаправленностью и комплексным подходом с учетом предварительной и постоянной аналитики военно-политических и военно-стратегических обстоятельств и требований международного законодательства.

Появились определения основных задач военной организации государства в мирный период, при нарастании угрозы агрессии, а также в период военного времени. Следует отметить, что в обновленной Военной доктрине к задачам мирного времени добавилась готовность обеспечения российских национальных интересов на территории Арктики.

В ряд основных задач в развитии военной организации добавили:

  • Развитие мобилизационных баз и обеспечение мобилизационных развертываний ВС или иных организаций;
  • Усовершенствование методик по укомплектованию и подготовке мобилизационных людских резервов и ресурсов;
  • Усовершенствование системы РХБЗ.

Мобилизационная подготовка

Отличием от предшествующих текстов доктрины является то, что в четвертом разделе обновленной ВД РФ немало внимания уделили мобилизационной подготовке и мобготовности.

Доктриной определено, что цель мобилизационной подготовки — это подготовка государства, его Вооруженных Сил и иных организаций к обеспечению защиты государства от вооруженных атак, а также удовлетворение государственных потребностей и нужд народонаселения в период военного времени.

Этим продемонстрировано то, что Президент РФ придает значение возрастанию вероятного втягивания нашего государства в процесс крупномасштабной войны. Это может потребовать тотальную мобилизацию многих человеческих и государственных сил.

Военная доктрина 2014 г.

Последний пересмотр военной доктрины был обнародован 26 декабря 2014 года. В доктрине перечислены различные военные действия, включая «реализацию концепции глобального удара» и «намерение разместить оружие в космическом пространстве». В нем также говорится, что одной из основных задач российских вооруженных сил является «противодействие попыткам некоторых государств или группы государств достичь военного превосходства путем развертывания систем стратегической противоракетной обороны, размещения оружия в космическом пространстве или развертывания стратегических не -ядерные системы высокоточного оружия ». Свидетельства указывают на то, что Россия активно разрабатывает и испытывает целый комплекс космического оружия.

Специфичность военных конфликтов наших дней

Этот же раздел Военной доктрины РФ рассказывает о характерных чертах и особенностях военных конфликтов современности.

В основном это:

  • Комплексное использование военных сил, невоенных сил и средств протестным потенциалом народонаселения и силами спецопераций;
  • Массированность применения нынешних комплексов вооружения и в/техники, а также основанного на новых физических законах и соизмеримых по результативности с образцами ядерного оружия;
  • Спецвоздействие на противника по всей глубине его территории синхронно по всему глобальному информационному пространству, по воздушно-космическому пространству, по суше и по морю;
  • Избирательное с высокой степенью поражение объектов, стремительность маневрирований войск (сил) и огня, использование самых разнообразных мобильных войсковых группировок;
  • Сокращенные временные параметры при подготовке к проведению военных действий;
  • Усиленная централизация и автоматизация управления войсками и вооружением при переходе от строгой вертикальной системы управления к глобальной сетевой автоматизированной системе управления войсками и вооружением;
  • Образование в расположениях противодействующих сторон стабильно функционирующего района военных действий.

Тем не менее, новым считается:

  • Использование в военных действиях иррегулярных вооруженных формирований и частных военных компаний;
  • Пользование непрямыми и асимметрическими способами воздействий;
  • Пользование финансируемыми и управляемыми извне политическими силами и общественными движениями.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector