Зоря-машпроект

История[править | править код]

9 июля 1946 года Совет Министров СССР принял постановление о создании завода по строительству судовых паровых турбин в Николаеве, который имел мощный производственный потенциал и судостроительные заводы. Для нового завода исполком Николаевского городского совета депутатов трудящихся выделил площадь на юго-восточном предместье города. В 1948 году было дополнительно выделено ещё 62 гектара. Одновременно с комплексом завода был спроектирован жилой массив для рабочих.

Подготовительные работы по строительству начались в марте 1948 года. В течение пяти лет были введены в эксплуатацию основные сооружения завода.

В январе 1953 года проведён первый организованный набор рабочих и инженерно-технических работников. 17 октября 1953 министром транспортного и тяжёлого машиностроения Вячеславом Малышевым был издан приказ, согласно которому Южный турбинный завод в Николаеве частично введён в эксплуатацию.

Однако осваивать производство паровых турбин заводу не пришлось. Уже в марте 1954 года на заводе по заданию правительства работала комиссия в составе конструкторов и технологов Министерства авиационной промышленности для выявления возможности изготовления на заводе газовых турбин для судов Военно-морского флота.

7 мая 1954 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании базы для производства газотурбинных установок. Согласно этому постановлению, министр тяжёлого машиностроения Николай Казаков 18 мая 1954 года издал приказ следующего содержания:

В августе 1954 года из Казани для работы на Южном турбинном заводе в конструкторском бюро была переведена группа специалистов во главе с главным конструктором Сергеем Колосовым. В Николаев вместе с Колосовым прибыло 60 специалистов, из них 20 конструкторов, 31 рабочий, остальные — экспериментаторы и эксплуатационники.

В сентябре 1956 года начался серийный выпуск газотурбинных установок.

Постановлением Совета министров УССР от 12 апреля 1961 года № 530-0046 «Союзное проектное бюро „Машпроект“» было выделено из состава завода в самостоятельную хозрасчётную организацию с экспериментальными цехами и базой, исследовательской станцией. «Машпроект» занимался разработкой и изготовлением опытных и головных образцов газотурбинной техники. Основным серийным изготовителем этих разработок являлось «Производственное объединение „Зоря“».

1 января 1989 года на базе «Союзного проектного бюро „Машпроект“» было создано Научно-производственное объединение (НПО) «Машпроект». В объединение вошли СПБ «Машпроект» и КБ «Энергия» (в городе Кривой Рог).

С 1992 года НПО «Машпроект» перешёл в подчинение Министерства машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии Украины (с 1997 года — Министерство промышленной политики Украины).

В 1993 году на базе объединения создано «Научно-производственное предприятие „Машпроект“».

Приказом Министерства промышленной политики Украины от 2 ноября 2001 года «Производственное объединение „Зоря“» и «Научно-производственное предприятие „Машпроект“» объединены в единое государственное предприятие «Научно-производственный комплекс газотурбостроения „Зоря — Машпроект“».

В 2003 году завод получил статус спецэкспортёра.

[править] История

В 2008 году «Зоря — Машпроект» подписало самый крупный в своей истории контракт на поставку ста ГТУ мощностью 25 МВт для газовой и энергетической отраслей Ирана.

В сентябре 2011 года «Зоря — Машпроект» получило в банке, входящем в группу «Райффайзен-Аваль», возобновляемую кредитную линию с лимитом 20 миллионов евро и овердрафт (кредит без обеспечения) на 55 миллионов гривен.

В 2012 году ГП «Зоря-Машпроект» продолжило стабильный и уверенный рост. В 2012 году было выпущено и поставлено заказчикам 94 двигателя. В 2011 году этот показатель составил 87 двигателей. Около 2/3 всего объема произведенной продукции составляют двигатели мощностью 25 МВт. В 2012 году более чем на 10 % вырос доход от реализации продукции. В 2011 году реализация составила 2 млрд 652 млн гривен, в 2012‑м — 2 млрд 980 млн гривен.

В структуре экспорта 2012 года 56 % продаж приходится на газоперекачивающее оборудование, 21 % — морская продукция, 19 % — оборудование для энергетики.

В течение 2013 года на производственных мощностях компании «Зоря-Машпроект» было изготовлено 99 двигателей различной мощности.

На 8,4 % вырос доход от реализации продукции. В 2013 году чистый доход от реализации составил 3 млрд 230 млн гривен, в 2012-м — 2 млрд 980 млн. На 5,4 % возросла чистая прибыль комплекса.

Крупнейшими покупателями продукции предприятия стали Россия, Ближний Восток, Китай и Индия. 37,5 % поставленного оборудования предназначено для газотранспортных магистралей, 35,4 % — продукция морского применения, 23 % — электрогенерирующее оборудование, 4,1 % — научно-техническая продукция.

В 2014 году компания «Зоря-Машпроект» договорилась о поставке оборудования морского назначения для ВМС Индии.

В 2016 году на ГП «Зоря-Машпроект» продолжилась реализация программ модернизации производственных мощностей. Объем инвестиций в 2016 году в целом сохранился на уровне 2015 года и составил 155,8 млн гривен.

Наиболее крупным результатом инновационной деятельности компании «Зоря-Машпроект» в 2016 году стал выпуск опытного образца нового двигателя мощностью 32 МВт.

Первые газотурбинные когенерационные электростанции поизводства завода «Зоря»

В начале 70-х годов прошлого века предприятие начало выпускать конверсионные газотурбинные двигатели для оснащения плавучих когенерационных электростанций «Северное сияние» с газотурбинными генераторами ГТГ- 10 (10 МВт)ми ГТГ-12(12МВт), работающие на дизельном топливе и природном газе, газотурбинных поездов «Маяк» с ГТГ-4000 (4 МВт) и «Факел» с ГТГ-12 (12 МВт). В это же время были созданы первые стационарные электростанции с использованием газотурбинных двигателей КР-12, ГТГ-20 (18 МВт) и ГТГ-22 (18,5 МВт).

В 1975 году была построена первая газотурбинная установка М-25 с главной газовой турбиной с утилизацией тепла.

В конце 70-х годов заводом «Зоря» разработаны и стали серийно производится газотурбинные агрегаты ГПА-10 мощностью 10000 л.с. для газоперекачивающих станций.

С 1971 по 1985 годы были разработаны и серийно производились двигатели 3-го поколения М70, М75, М90 с КПД 30-35% для использования в газотурбинных установках кораблей любого класса и для применения в промышленности. Выпускались газотурбинные установки М15, М16, М21, М35.

В 1981 году начато производство двигателей 4-го поколения М80, ДН-70 с КПД 36-37%. Созданы однокаскадные двигатели для привода генераторов блокированной схемы ГТД2500, ГТД110.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector