Суда на воздушной подушке

Малый десантный корабль проекта 12322 «Зубр»

В конце прошлого века опыт десантных операций показал, что флоту остро необходим корабль, который был бы способен на большой скорости приблизиться к побережью, преодолеть инженерные сооружения противника и высадить роту морских пехотинцев с техникой, а кроме того, при необходимости поддержать их огнем.

Заказ на создание «Зубра» «ЦМКБ Алмаз» получило от ВМФ в 1978 году. Богатый опыт постройки таких катеров на воздушной подушке как «Скат», «Кальмар» и «Джейран» позволил им создать десантный корабль, который на голову превосходил своих конкурентов.

Главным достижением конструкторов стала скорость «Зубра». 5 двигателей катера общей мощностью по 10 тысяч лошадиных сил позволяют ему двигаться с фантастической для корабля скоростью в 60 узлов (примерно 112 км/ч). При этом катер способен брать на борт :

· 3 основных танка (150 тонн);

· или 10 бронетранспортёров (131 тонны) и 140 человек десанта;

· или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 тонн;

· или 8 плавающих танков.

· без боевой техники катер может перевести 500 десантников в полной экипировке.

Благодаря большой скорости «Зубры» позволяют добиваться тактической внезапности. Кроме того, они делают высадку десанта возможной там, где не пройдет ни один другой корабль: при использовании катеров «Зубр» десантодоступность побережий возрастает с 17 до 70%.

Они способны преодолевать противодесантные заграждения в воде и на суше высотой до 2,5 м., преодолевать ледовый покров мелководья, равнинные и заболоченные участки местности, а также проводить маневр в тактическую глубину обороны противника. Катер движется в отрыве от поверхности воды, а значит, уничтожить его при помощи мин и торпед сложнее, чем обычный корабль.

«Зубр» оснащен двумя пусковыми установками системы А-22 «Огонь» для 140,3-мм неуправляемых ракетных снарядов и двумя 30 мм автоматическими установками типа АК-630. Ракетное вооружение катера — 8 комплектов переносных ЗРКтипа «Игла» .

«Зубр» был включен в боевой состав ВМФ в 1988 году, однако развернуть его массовое производство помешал экономический и политический кризис в стране. К началу 1990-х на вооружении состояло 8 «Зубров», 3 из которых после распада СССР были переданы Украине. Сегодня в ВМФ числятся катера «Евгений Кочешков» и «Мордовия» в составе Балтийского флота.

В 2014 году глава Минпрома Крыма Андрей Скрынник заявил, что производство десантных кораблей планируется возобновить на базе судостроительного в Феодосии.

Фото: Министерство обороны РФ

Альтернативные концепции десантирования

Транспортное средство, имеющее колесную или гусеничную ходовую часть, может передвигаться по суше и преодолевать сложные препятствия, но диапазон высот преград ограничен. Есть бронированные технические средства, способные плавать, но их судоходные качества обычно не соответствуют понятию «судно», они тихоходны и относительно беспомощны до момента входа на берег. Существуют военные корабли специального назначения, предназначенные для перевозки и высадки десанта, в составе которого могут присутствовать несколько единиц бронетехники и живая сила. У этих плавсредств также есть недостатки, они уязвимы в силу тихоходности, для успешного выполнения боевой задачи им требуется подходящий берег. Только 14% всех пляжей пригодны для высадки с МДК (аббревиатура означает малый десантный корабль) водовытесняющего типа, причаливающих вплотную и открывающих аппарели.

Есть и еще одна концепция, разработанная в последние десятилетия. Это загоризонтное десантирование. Суть ее состоит в том, что основной корабль находится вдали от побережья, а доставка бронетехники осуществляется специальными самоходными маломерными судами. Именно к такому десантированию готовы вертолетоносцы класса «Мистраль». Высаживаться таким способом можно, конечно, лишь в условиях полного господства суше, в воздухе и на воде. Что произойдет с десантом, если у противника есть эффективные средства противодействия (комплексы береговой обороны, например), можно легко представить. Ему предстоит послужить кормом для рыб.

Десантный корабль «Зубр» быстр, он не останавливается на берегу, его огневая мощь сама по себе представляет опасность для обороны противника. В общем, это почти идеальное средство высадки. Он может обслужить 78 процентов всего мирового морского и океанского побережья.

Литература и источники информации

Литература

Корабли ВМФ СССР. Справочник в четырех томах. Том IV. Десантные и минно-тральные корабли. СПб: «Галея Принт», 2007. — 188 стр., ил.

Ссылки

  • https://nevskii-bastion.ru/12322/
  • https://topwar.ru/6675-zubr-samyy-bolshoy-korabl-na-vozdushnoy-podushke.html
  • https://korabley.net/news/2009-01-28-149
  • https://knigarekordovrossii.ru/index.php/rekordy/kategorii/tekhnika/833-krupnejshee-sudno-na-vozdushnoj-podushke.html
  • https://skuky.net/79510
  • https://www.odnako.org/blogs/dobro-pobezhdaet-kak-kiev-ukral-u-rossii-zubra-i-chto-iz-etogo-vishlo/

Рождение

Главной проблемой увеличения скорости судна является сопротивление воды. Для увеличения скоростных характеристик появились футуристические работы по отделения судов от водной поверхности для уменьшения сопротивления и увеличения скоростей. Так появились суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке (СВП). Основными преимуществами судов на воздушной подушке являются скорость и навигационный период, который неограничен. СВП могут ходить и в летнее, и в зимнее времена года. Недостатком СВП является большой расход топлива, связанный с необходимостью мощных двигателей для нагнетания воздушной подушки.

Первые в мире опытные катера на воздушной подушке скегового типа были построены в 1934-1939 годах советским конструктором Владимиром Левковым. Одним из первых экспериментальных образцов скоростных пассажирских судов на воздушной подушке был речной теплоход «Нева», построенный в 1962 году на экспериментальном заводе в Ленинграде по проекту ЦТКБ, под руководством главного конструктора В. Липинского. Одновременно в Горьком на заводе «Красное Сормово» было создано амфибийное СВП «Радуга», водоизмещением в 3 тонны.

Опыт, накопленный при создании и испытаниях СВП «Радуга» позволил приступить к созданию СВП «Сормович». Проектированием нового судна (проект 1872) с 1963 года занимался ОГК завода «Красное Сормово». Имя для нового пассажирского гиганта дали исходя из наименовании завода его породившим. Судно было предназначено для скоростной перевозки пассажиров на магистральных и боковых реках с возможностью прохода через мелководные и пересыхающие участки и выходом на берег для приема и высадки пассажиров. «Сормович» планировался к круглогодичной эксплуатацией.

Газотурбоход «Сормович» был построен в 1965 году. После чего приступил к прохождению заводских испытаний. Испытания и доводки судна длились до 1968 года. При испытаниях на тихой воде СВП «Сормович» показало скорость 120 км/ч, поднималось над поверхностью земли на высоту 0.25–0.3 м, легко преодолевало мелководье и выходило на отлогий берег

По результатам испытаний для увеличения мореходности подушку судна оборудовали гибким ограждением (юбкой). Вспоминали, что первую юбку изготовили на заводе «Красное Сормово», но она быстро пришла в негодность. В дальнейшем вторую “юбку” для судна по спецзаказу изготовил знаменитый Ярославский шинный завод. После успешных испытаний, СВП «Сормович» сдали в опытную эксплуатацию для пассажирских перевозок.

Примечания

  1. «Зубр» самое большое судно на воздушной подушке в мире.
  2. Строительство кораблей «Зубр» для ВМФ РФ могут возобновить в Феодосии
  3. Морякам построят летающие корабли
  4. Кораблестроители: «Зубры» для ВМФ начнут строить не раньше 2019—2021 годов
  5. Украина приступила к выполнению контракта с КНР на поставку 4 кораблей «Зубр»
  6. Китай может остаться без украинских десантных кораблей на воздушной подушке. 7.4.2014
  7. ФСК «МОРЕ» ЗАВЕРШУЄ БУДІВНИЦТВО МДК «БІЗОН» ДЛЯ КНР (ВІДЕО) (недоступная ссылка — история ). Проверено 21 сентября 2012. Архивировано 22 мая 2014 года.
  8. Десантный корабль «Евгений Кочешков» вернется на Балтфлот. 29.11.2013
  9. Десантный корабль БФ «Евгений Кочешков» прибыл к месту постоянного базирования после ремонта. 11.3.2014
  10. Десантный корабль «Евгений Кочешков» отработал высадку морского десанта. 6.8.2014
  11. Китай купил у Греции
  12. Китай принял на вооружение десантный корабль на воздушной подушке украинского производства. 27.3.2014

«Хаска 10»: многоцелевой «воздухоход»

В 2018 году конструкторы Рыбинской верфи, входящей в концерн «Калашников», приступили к разработке СВП скегового типа «Хаска 10». Судно рассчитано на многоцелевое применение и создается в рамках государственной программы по освоению шельфовых месторождений. С его помощью станут более доступными регионы Сибири, Дальнего Востока, Арктики и рек Волго-Камско-Балтийского региона.

«Хаска» может перевозить до 10 тонн груза и разместить на борту, к примеру, трехосный тягач «КАМАЗ». Длина судна – 20,8 м, ширина – 12,5 м, высота – 7,4 м, водоизмещение – 35,7 тонны, мощность силовой установки – 4х800 л.с., скорость – 40 узлов. Управляется судно экипажем из 3 человек. В автономном режиме судно может проводить до 3 дней с дальностью плавания до 400 миль.


Схема «Хаска 10». Фото: Рыбинская верфь

Особенностью конструкции «Хаски» являются гибкие ограждения-скеги. Именно скеги считаются одним из слабых мест СВП этого типа. Если для амфибий повреждение «юбки» не является критичным, то вывод из строя жесткого скега превращает скеговое судно в обычный водоизмещающий корабль с потерей скорости и всех остальных преимуществ СВП. Гибкие скеги отчасти решают эту проблему, они более устойчивы к воздействиям и могут огибать препятствия.

В данный момент работы по «Хаска 10» идут полным ходом. Рыбинская верфь занимается строительством совместно с заводом «Вымпел», еще одним предприятием судостроительного кластера «Калашникова». Премьера нового судна на воздушной подушке должна состояться уже в текущем году.


Модель «Хаска 10». Фото: Рыбинская верфь

СВП скегового типа имеют хорошие перспективы как в военно-морском флоте, так и на «гражданке». По многофункциональности и скоростным возможностям в классе судов водоизмещением до 1000 тонн им нет равных. Скеговая конструкция подходит для создания скоростных транспортных паромов, десантных кораблей, для поисково-спасательных работ. Есть идеи по созданию вертолетоносцев на базе скеговых СВП. Благодаря таким разработкам, как «Хаска 10», остается надежда, что богатейший опыт отечественных конструкторов в создании скеговых «воздухоходов» будет востребован и в будущем.

Емкость

Десантные катера класса « Зубр» имеют грузовую площадь 400 квадратных метров (4300 квадратных футов) и запас топлива 56 тонн. Он может нести три основных боевых танка (до 150 тонн) или десять бронетранспортеров со 140 военнослужащими (до 131 тонны), или 8 бронетранспортеров общей массой до 115 тонн, или 8 плавающих танков или до 500 военнослужащих. (при 360 человек в грузовом отсеке).

При полном водоизмещении судно способно преодолевать уклоны до 5 градусов на необорудованных берегах и на вертикальных стенах высотой 1,6 м (5 футов 3 дюйма). Класс « Зубр » сохраняет мореходность в условиях моря до 4. Судно развивает крейсерскую скорость 30–40 узлов (56–74 км / ч; 35–46 миль / ч).

Достоинства и недостатки

Существенный недостаток судов на воздушной подушке — высокий уровень шума и заметность

К достоинствам судов на воздушной подушке относят их ходовые свойства. Преодоление участков суши позволяет входить в акваторию рек и десантировать войска в глубоком тылу противника. Также «Зубр» способен ходить в северных морях в период ледохода.

Подчеркивается десантная вместимость корабля. Проект изначально разрабатывался для увеличения грузоподъемности с ориентиром на технику и десант. Однако имеется и ряд недостатков, связанных с общими свойствами судов на воздушной подушке:

  • высокий уровень шума, делающий скрытность операции минимальной;
  • уязвимость для большинства вооружений, включая легкое стрелковое;
  • зависимость скорости и дальности хода от погодных условий и ветра.

Десантирование с ветерком

Надо сказать, что теория судов на воздушной подушке существует давно. Шведский философ Эммануил Сведенборг в 1716 году высказал идею такого принципа движения судов. В конце XIX сразу несколько изобретателей запатентовали различные способы управления «полетом корабля» и механизмы для создания воздушной подушки.

В первой половине ХХ века к теории движения на воздушной подушке приложил свою руку и Константин Эдуардович Циолковский в работе «Трение и сопротивление воздуха». Начались и практические попытки создания такого рода судов, которые имели более исследовательский, чем практический характер, о чем свидетельствует то обстоятельство, что ни одна из таких работ не завершилась серийным производством.

В Советском Союзе первые эксперименты со скегивыми катерами на воздушной подушке проводил в 30-е годы прошлого века конструктор Владимир Израилевич Левков. С 1934-го по 1939 год вначале в Ленинграде, а затем в Москве им были построены и испытаны десять катеров водоизмещением от 1,5 до 15 тонн. Командование ВМФ проявило интерес к этим работам, и можно было бы в скором времени ожидать практических результатов – то есть построения небольшой серии быстроходных катеров для нужд морского флота. Однако началась война, и все работы были свернуты. В мирное время адмиралы охладели к работам Левкова. И конструктор дослуживал отпущенный ему природой срок профессором на кафедре гидравлики Московского технологического института пищевой промышленности.

И уже потом, в середине пятидесятых годов, британский изобретатель Кристофер Кокерелл запатентовал судно на воздушной подушке SR-N1, на котором при большом стечении зевак в 1959 году пересек Ла-Манш за 20 минут. Именно он и считается отцом данного направления морской техники.

В середине 80-х годов ЦМКБ «Алмаз» завершило создание МДКВП проекта 12322 «Зубр», который стал рекордсменом практически по всем характеристикам. Корабли «Зубр» развивают скорость в 60 узлов. Они при этом и самые крупные среди КВП. При сравнительно небольшом водоизмещении в 555 тонн их длина достигает 57,3 метра, а ширина – 25,6 метра.

На двух заводах, Приморском ССЗ и ССЗ «Море», было построено 17 кораблей проекта «Зубр». Не все они дожили до нынешнего дня – многие были утилизированы, часть продана Греции и Китаю. Лишь два корабля – «Евгений Кочешков» и «Мордовия» – находятся в строю Балтийского флота. Сейчас им по три десятка лет – не такой уж и почтенный возраст для боевых кораблей. К тому же самый роковой период они уже пережили – 90-е и начало нулевых годов, когда собратья «Кочешкова» и «Мордовии» массово шли на слом или продавались в ВМС других стран.

Фантастическая скорость хода обусловлена высочайшей мощностью, подаваемой как на нагнетающие воздух под днище механизмы, так и на движители. Суммарная мощность газотурбинной силовой установки равна 50 тыс. л. с. Воздушную подушку создают четыре агрегата с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 метра. Движение корабля обеспечивают установленные на корме три толкающих воздушных винта диаметром 5,5 метра. Винты с регулируемым шагом способны работать и в реверсивном режиме, обеспечивая торможение корабля.

При весьма скромном водоизмещении «Зубр» способен брать на борт 150 тонн полезной нагрузки, к коей относятся десантники и их специальная техника. Корабль может перевозить три основных боевых танка и 140 десантников. Или 500 десантников без техники. На такое не способен ни один скоростной десантный корабль.

Надо сказать, что столь скоростной ход, который следует называть полетом, накладывает на конструкторов дополнительные задачи. Необходимо бороться с вибрациями, повышенным шумом и тряской, которая возникает при ударах корабля о волны даже при незначительном волнении моря. А «Зубр» способен выполнять боевые задания даже при волнении в восемь баллов. И эти задачи «Алмазу» удалось решить в значительной степени. Для компенсации негативных механических и акустических явлений были широко использованы демпфирующие и звукопоглощающие материалы. Для экипажа созданы комфортные условия. Например, в кубриках и прочих помещениях установлены кондиционеры.

Конструкция

Опытная эксплуатация головного корабля позволила выявить все недостатки и исправить их в последующих серийных кораблях проекта. На серийных МДК было усилено оборонительное вооружение (установлены две 30-мм установки АК-230 с РЛС управления огнём «Рысь») и улучшены условия обитаемости, а сам корпус корабля вместо клёпанного был выполнен сварным из сплава АМГ-61.

Грузовой отсек имеет сквозной проезд для техники и расположен у диаметральной плоскости. Служебные отсеки разнесены по бортам. На полном ходу десантные корабли «Джейран» управляются воздушными рулями, размещенными за движителями, а на малых скоростях — струйными рулями с отбором воздуха от осевых вентиляторов-нагнетателей. Маршевые движители представляют из себя четырёхлопастные винты регулируемого шага диаметром 3,5 метра.

Полное водоизмещение кораблей «Джейран» достигало 353 тонн, скорость полного хода — 50 узлов, дальность плавания — 300 миль, автономность — 5 суток. Главная энергетическая установка этого малого десантного корабля состояла из двух газотурбинных двигателей ДТ-4 общей мощностью 32000 л. с., приводящих в действие нагнетатели и четыре воздушных винта.

Конструкция

Особенности конструкции

«Зубp» в плавучем доке

Корпус корабля полностью сварной и изготовлен из алюминиево-магниевого сплава.

В основе корпуса «Зубра» лежит платформа прямоугольной формы, которая является основной несущей частью корпуса. На платформе размещается надстройка, разделенная переборками на три отсека. В средней части находится перевозимая техника. В кормовом отсеке располагаются главные и вспомогательные силовые установки, и системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения. В носовом отсеке находятся помещения для личного состава десантных подразделений и экипажа.

Конструкция «Зубpа» позволяет преодолевать вертикальную стену высотой до 1,6 м, и выходить с полной загрузкой на необорудованный берег имеющий уклон до 5°. Мореходность корабля позволяет выход в море при волнении до 5 баллов и использовать вооружение при движении на воздушной подушке при волнении до 2 м и скорости ветра любого направления до 12 м/с.

Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки, «Зубp» может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДК «Зубp» доступно для высадки десантов до 70 % общей длины береговой линии морей и океанов мира.

«Зубp» схема.

Для высадки и погрузки десантных подразделений с боевой техникой используются носовая и кормовая аппарели.

Корабль на воздушной подушке не имеет якоря, его функцию выполняет гибкое ограждение, которое в не рабочем состоянии опускается, и судно остается неподвижным. Рабочим состоянием «юбки» считается подъем на высоту до 6 метров от земли, при помощи нагнетаемого под нее воздуха, который, в свою очередь, не выходит за ее пределы и создает подъемную силу. При использовании трех ходовых двигателей и рулей, корабль имеет хорошую маневренность.

Центральный командный пункт оборудован штурвалом авиационного типа. Управляет судном один человек, официально называемый пилотом. Со своего рабочего места пилот с помощью пяти экранов контролирует состояние ходовых и подъёмных двигателей, генераторов и других систем корабля.

«Зубpу» свойственна легкая управляемость. За согласованную работу всех элементов управления отвечает АСУ «Флора-32», с высокой точностью удерживающая корабля на курсе. Управление движением корабля и его техническими средствами может быть централизованным дистанционным, дистанционным автоматизированным и автоматическим. Управление судном может осуществляться с выносных пультов управления, когда на мостике вообще никого нет.

Энергетическая установка

Лопасти нагнетателя

Двигатель судов проекта 12322 типа «Зубp» обладает мощностью в 50 тысяч лошадиных сил. Двигатель представляет собой силовую установку М35, произведенную на николаевском предприятии «Зоря-Машпроект». Судно имеет четыре нагнетательных агрегата НО-10 с пропеллером, диаметр которых 2,5 метра. Их вращение расходует всю мощность силовой установки. Три реверсивных винта отвечают за горизонтальное движение «Зубpа». Диаметр каждого 4-лопастного винта составляет 5,5 метра.

Три главных ГТД расположены над верхней палубой на пилонах в специальных гондолах. Для повышения тяги воздушные винты поместили в кольцевые насадки. На КВП пр. 1232, например, четыре винта диаметром 6,2 м перерабатывали мощность 32 000 л.с. и обеспечивали ход 50 уз. На более крупном КВП пр. 12322 три винта примерно того же диаметра перерабатывают мощность 30 000 л. с. и обеспечивают ход 60 уз (при 15 °C) или 40 уз (при 35 °C). В отличие от прототипа на «Зубpе» два ГТД (такие же, как и главные ГТД) работают на привод нагнетателя воздушной подушки. Благодаря такой конструкции удалось отказаться от сложной системы трансмиссий.

Для предотвращения засаливания главных ГТД воздух для них отбирают из ресивера нагнетателей (как и в пр. 12321), а затем осуществляют трехступенчатую очистку: на первой и третьей ступенях — через вихревые очистители малого диаметра (100 мм) типа «Циклон», а на второй — через пористые фильтры с коагуляцией капель воды.

Максимальная скорость составляет 111 км/ч, дальность хода 555 километров.

Экипаж и обитаемость

Про обитаемость информации мало. Отсеки экипажа располагаются в носовой части судна. На корабле установлена система вентиляции, кондиционирования, отопления и звукоизолирующие покрытия. Автономность составляет для экипажа 5 суток, для экипажа и десанта 1 сутки.
Видео (смотри раздел «видео») дает представление об уровне комфорта рядового состава «Зубpа».

Вооружение

ПУ ЗРК А-22 «Огонь»

А-22 «Огонь»

Выстрелы к А-22 «Огонь»

140-мм реактивная система залпового огня — огнеметно-зажигательный комплекс. Система создана и производится ГНПП «Сплав» (г.Тула) и предназначена для вооружения речных и десантных кораблей, а так же судов на воздушной подушке.

Наведение — оптический прицел «Шелонь-14» (дальномерно-визирное устройство — ДВУ-3-БС, масса 300 кг). Дальномерно-визирное устройство предназначено для дистанционного управления стрельбой комплекса по береговым и надводным целям,а также для поиска и обнаружения целей в светлое и темное время суток при условии их метеорологической видимости. ДВУ-3-БС обеспечивает выработку полных углов горизонтального и вертикального наведения и автоматическую передачу их на пусковую установку.

Пусковая установка — МС-227, 22 ствола, в походном положении убирается под палубу, перезарядка вручную.

Размеры (ДхШхВ) 2125 мм х 1735 мм х 2200 мм

Угол наведения по вертикали — от -10 до +65 град
Угол наведения по горизонтали — сектор 320 град
Масса ПУ — 1430 кг (без боезапаса), 1700 кг с боезапасом
Масса комплекса:
— без/с боезапасом — 2000 кг/2600 кг

ТТХ артиллерийской части:
Калибр снаряда — 140 мм
Калибр ствола ПУ — 140,3 мм

Дальность действия — 800-4500 м
Скорость снаряда на срезе ствола — 27-40 м/с
Скорость снаряда в конце активного участка — 400 м/с
Скорость носителя максимальная при стрельбе — до 30 узлов
Время реакции комплекса — 8 с
Волнение моря при стрельбе — до 3 баллов
Температура эксплуатации — от -40 до +50 град.С

30мм автоматические установки типа АК-630

АК-630

АК-630 устройство

30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка, созданная под руководством В. П. Грязева и А. Г. Шипунова. В наименовании «6» означает 6 стволов, 30 — калибр. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Огневые характеристики:

Калибр: 30 мм
Патрон: 30×165 мм
Длина ствола: 54 калибра
Скорострельность: 4000-5000 выстр./мин

Длина очереди:

6 очередей по 400 выстрелов с перерывом 5 с
6 очередей по 200 выстрелов с перерывом 1с
Масса патрона: 0,83 кг
Начальная скорость снаряда: 1030 м/с
Дальность стрельбы: 4000 м

Вертикальная плоскость: от −12 до +88 град
Максимальная скорость поворота в вертикальной плоскости: 50 град/сек
Горизонтальная плоскость: от +180 до −180 град
Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости: 70 град/сек

Другие характеристики:

Масса: 3800 кг

Система подачи боеприпаса: ленточное, непрерывное
Боевой расчёт: 1 чел.
Боезапас: основной — 2000 ед., запасной бункер — 1000 ед. (только у АК-630М)

Ракетный комплекс «Игла»

«Игла» (индекс ГРАУ — 9К38, по классификации МО США и НАТО — SA-18 Grouse (рус. Шотландская куропатка)) — российский/советский переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. Комплекс принят на вооружение в 1983 году.

Средства связи, обнаружения и управления

Для навигационных задач, безопасности плавания во всем диапазоне
скоростей хода «Зубp» оборудован интегрированной навигационной системой,
гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиодоплеровским
дрейфолагом РДЛ-3-АП100, радиопеленгатором, центральной гироскопической
системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой навигационной
аппаратурой.

Корабль может также производить прием, перевозку мин и постановку
активных минных заграждений. Предусмотрена возможность приема и постановки
20-80 (в зависимости от типа) мин.
На «Зубpе» установлен автоматизированный комплекс радиосвязи «Буран-
6», обеспечивающий связь с надводными кораблями и береговыми пунктами
управления в KB, MB и ДМВ диапазонах в телефонном и телеграфном режимах.

Десант

Десантный отсек

Десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа проекта 12322
«Зубp» может принимать на борт с оборудованного или необорудованного берега
боевую технику и личный состав передовых отрядов морских десантов, перевозить
их морем, высаживать на необорудованное побережье и поддерживать десант огнем.

В десантном отсеке «Зубpа» можно разместить три средних танка типа Т-80Б (Т-72А, Т-64Б, Т-62) или 10 легких боевых бронированных машин (БТР-80, БТР-70 или
БТР-60ПБ), или от 360 до 500 десантников.

Кроме того, корабль мог обеспечивать переброску морем до 8 боевых машин пехоты БМП-1 (БМП-2) или
легких танков ПТ-76Б. Предусмотрен также вариант перевозки техники и 140
десантников.

Дополнительное оборудование

В зависимости от того где и как вы будете эксплуатировать cуднo, вам нужно сразу позаботится о приобретении дополнительного необходимого оборудования. За счет невероятной проходимости кaтepа, его обладатели не раз застревали в настолько труднодоступных местах, что возвратиться они могли потом только с помощью вертолета или другого СВП. Рация, спутниковый телефон или другое средство связи обязательно должно быть при вас, если речь идет о дальних поездках в места, где редко ступает нога человека. 

Отправляясь в путь помните о моменте, который летчики называют «точкой не возврата», когда топливные баки опустели ровно на половину. Но во время путешествия от переполняющих эмоций обладатели кaтepа на вoздушнoй пoдушкe часто забываются и нередко попадают в неприятные ситуации. Заранее подумайте о дополнительном аварийном запасе топлива.

Ни одна продажа кaтepа на вoздушнoй пoдушкe не обходится без тщательного подбора запасных расходных частей и простого, но такого незаменимого в экстренной ситуации, дополнительного оборудования. 

История проекта

К концу 1970-х годов советские конструкторы обладали достаточно богатым опытом постройки кораблей на воздушной подушке. В серию запущены и давно[когда?[когда?

]ровались такие корабли, как «Скат», «Кальмар» и проект 12321 «Джейран».

Для развития концепции военных судов на воздушной подушке в 1978 году командование ВМФ дало задание «ЦМКБ Алмаз» на создание более мощного десантного корабля. Конструкторское бюро приступило к началу работ, назвав проект 12322 под шифром «Зубр». В план входило увеличение скорости хода, десантной нагрузки и артиллерийского и радиоэлектронного вооружения. Проект, ставший развитием «Джейранов», возглавили главные конструкторы Л. В. Озимов, Ю. М. Мохов и Ю. П. Семенов, под наблюдением капитана 2 ранга В. А. Литвиненко (позднее капитана 2 ранга Ю. Н. Богомолова) от ВМФ. Оригинальная компоновка корабля являлась заслугой заместителя главного конструктора Г. Д. Коронатова, разработавшего эскизный проект.

Головной МДКВП под номером МДК-95 являлся опытным и построен в 1986 году и, после продолжительных испытаний, вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 году. По результатам этих испытаний остальные корабли серии получили некоторые изменения в конструкции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector