Завод климова: история и продукция

Содержание:

Газотурбинные двигатели типа ТВ3-117

Официальное обозначение заказчика * Внутреннее обозначение КБ Шифр ОКР Тип Применение Статус
ВК-800В турбовальный двигатель Ми-54 опытный
ВК-800С турбовинтовой двигатель проект
ВК-1500Б турбовинтовой двигатель Бе-32К опытный
ВК-1500ВК турбовальный двигатель Ка-60, Ка-62 опытный
ВК-1500ВМ турбовальный двигатель Ми-8 опытный
ВК-1500П турбовинтовой двигатель Бе-132МК опытный
ВК-1500С турбовинтовой двигатель Ан-3 опытный
ВК-2500 (ТВ3-117ВМА-СБ3) 783 турбовальный двигатель серийное производство
ВК-2500-01 турбовальный двигатель Ка-52 серийное производство
ВК-2500-02 турбовальный двигатель Ми-24ВМ, Ми-35М, Ми-28Н серийное производство
ВК-2500-03 турбовальный двигатель Ми-17В5 серийное производство
ВК-2500П турбовальный двигатель проект
ВК-2500ПС турбовальный двигатель опытный
ВК-2500ПС-03 турбовальный двигатель Ми-171А2 опытный
ТВ3-117 серии 0 турбовальный двигатель Ми-24А серийное производство на заводе №478
ТВ3-117 серии 1 турбовальный двигатель Ми-24А серийное производство на заводе №478
ТВ3-117 серии 2 турбовальный двигатель Ми-24А, Ми-24Б серийное производство на заводе №478
ТВ3-117 серии 3 78 турбовальный двигатель Ми-24Д серийное производство на заводе №478
ТВ3-117В турбовальный двигатель В-80, Ми-24В, Ми-24П, Ми-24ВП серийное производство на заводе №478
ТВ3-117ВИ турбовальный двигатель опытный
ТВ3-117ВК турбовальный двигатель Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-32К, Ка-32С, Ка-32Т серийное производство на заводе №478
ТВ3-117ВКР турбовальный двигатель Ка-28 серийное производство на заводе №478
ТВ3-117ВМ серии 01 турбовальный двигатель Ми-8МТВ, Ми-8АМТ, Ми-28 серийное производство на заводе №478
ТВ3-117ВМ серии 02 турбовальный двигатель Ми-171, Ми-172 серийное производство на заводе №4788
ТВ3-117ВМА серии 01 турбовальный двигатель Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-50, Ми-28А, Ми-28Н серийное производство на заводе №478
ТВ3-117ВМА серии 02 турбовальный двигатель Ка-32А, Ка-32А1, Ка-32А2, Ка-32А7, Ка-32А11ВС серийное производство на заводе №478
ТВ3-117ВМА серии 03 турбовальный двигатель Ми-28Н опытный
ТВ3-117ВМА-С турбовинтовой двигатель Ан-38 опытный
ТВ3-117ВМА-СБ2 турбовинтовой двигатель Ан-140 опытный
ТВ3-117ВМА-СБ2М турбовинтовой двигатель Ан-140 опытный
ТВ3-117ВМА-СБМ1 турбовинтовой двигатель Ан-140, Ан-140-100 разработка ОКБ-478; серийное производство на заводе №478
ТВ3-117ВМА-СБМ1В турбовальный двигатель Ми-8МТВ-5-1 разработка ОКБ-478; опытный
ТВ3-117ВМА-СБМ1И турбовинтовой двигатель разработка ОКБ-478; проект
ТВ3-117ВМА-СБМ2 турбовинтовой двигатель разработка ОКБ-478; проект
ТВ3-117ВМА-Ф турбовальный двигатель Ка-50, Ка-52, Ми-28Н опытный
ТВ3-117ВМАР турбовальный двигатель Ка-28 серийное производство на заводе №478
ТВ3-117ВМР турбовальный двигатель Ка-28 серийное производство на заводе №478
ТВ3-117Д турбовальный двигатель опытный
ТВ3-117КМ турбовальный двигатель Ка-27 серийное производство на заводе №478
ТВ3-117М турбовальный двигатель Ми-14 серийное производство на заводе №478
ТВ3-117МВ турбовальный двигатель опытный
ТВ3-117МТ турбовальный двигатель Ми-8МТ, Ми-17 серийное производство на заводе №478
ТВ3-117Ф турбовальный двигатель Ми-30 проект
ТР3-117 74 турбореактивный двигатель Ту-143 серийное производство на заводе №478
ТР3-117А турбореактивный двигатель Ту-243 серийное производство на заводе №478

Газотурбинные двигатели ВК

Официальное обозначение заказчика * Внутреннее обозначение КБ Шифр ОКР Тип Применение Статус
ВК-1 турбореактивный двигатель Р-1, Ил-28, Ла-176, Ла-200, МиГ-15бис серийное производство на заводах №45, №16, №24, №26, №500
ВК-1А турбореактивный двигатель Ил-28, Ла-200Б, МиГ-17 серийное производство на заводах №45, №16, №19, №24, №26, №500
ВК-1ТМ газотурбинный двигатель тепловые машины переоборудование ВК-1, ВК-1А, ВК-1Ф
ВК-1Ф турбореактивный двигатель с форсажной камерой Ла-200БФ, МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ серийное производство на заводе №45
ВК-2 турбовинтовой двигатель опытный
ВК-3 двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой И-380, И-410, И-420 опытный
ВК-5 турбореактивный двигатель Р-2, Ил-28РМ, Ил-28С, Ту-93 опытный
ВК-5Ф турбореактивный двигатель с форсажной камерой СР-2 опытный
ВК-7 турбореактивный двигатель с форсажной камерой И-370 опытный
ВК-7Ф турбореактивный двигатель с форсажной камерой опытный
ВК-9 турбореактивный двигатель с форсажной камерой Ла-250, Ту-98 опытный
ВК-9Ф турбореактивный двигатель с форсажной камерой проект
ВК-11 турбореактивный двигатель с форсажной камерой опытный
ВК-11Ф турбореактивный двигатель с форсажной камерой опытный
ВК-13 двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой Ф-57, П1, Як-30 опытный
ВК-15 турбореактивный двигатель с форсажной камерой Ла-325 проект
ВК-15Б турбореактивный двигатель с форсажной камерой проект
ВК-15М турбореактивный двигатель с форсажной камерой проект
ВК-15Ф турбореактивный двигатель с форсажной камерой проект

300 винтов

Общие производственные мощности петербургского предприятия теперь позволят выпускать до 300 двигателей в год, из них 250 для вертолётов. Кроме вертолётных «ОДК–Климов» производит турбореактивные двигатели семейства РД–33 для истребителей «МиГ–29» и «МиГ–35». На предприятии также рассчитывают существенно увеличить число испытаний реактивных двигателей РД–93МА. Серийный выпуск планируется начать в 2021–2022 годах и далее экспортировать.

Работы по реконструкции испытательных стендов длились около 2 лет, без остановки текущего производства. Объём инвестиций в проект компания оценивает примерно в 2 млрд рублей, это собственные вложения и средства госкорпорации «Ростех» («ОДК–Климов» входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию (ОДК) «Ростеха»).

В том числе в ходе работ на предприятии создали новый участок из 16 стендов для испытаний агрегатов авиационных двигателей и полностью заменили инженерные сети. Всего в состав испытательного комплекса предприятия входят 27 стендов, включая 11 для газотурбинных двигателей и три для двигателей типа РД–33.

«Здесь все делает электроника»

После разрыва с Украиной в 2014 году климовцы наладили серийное производство двигателей ВК-2500 из 100% российских комплектующих. И если в начале таких моторов было выпущено около десяти, то в последние годы — до 400 в год.

ВК-2500 создан на смену вертолетному двигателю ТВ3-117, выполнен в трех модификациях — мощностью 2000, 2200 и 2400 л.с. Он имеет низкую цену, а самое главное — низкую стоимость ремонта, что значительно уменьшает стоимость всего жизненного цикла изделия. В семействе этих моторов используется современная цифровая электронная система управления и контроля (БАРК-78), что позволяет обеспечивать более высокие эксплуатационные характеристики.

Ударный вертолет Ми-28НМ

Источник изображения: Сергей Бобылев/ТАСС

ВК-2500П — последняя разработка, считается лучшим мотором. В нем полностью цифровое управление. С этим мотором будут летать наши новые вертолеты Ми-28НМ, которые в скором времени начнут поступать в российские войска.

На сегодняшний день начаты госиспытания, сертификация для Минобороны ВК-2500П. И одно из основных отличий двигателя — использование электронной системы автоматического управления типа FADEC. Преимущество, которое получает вертолет, — это то, что двигатель ВК-2500П может устанавливаться на все объекты, на которых штатно стоят двигатели ТВ3-117 и ВК-2500. Мы считаем, что очень целесообразно переходить на этот мотор, потому что он имеет совершенно другие ресурсы, облегчает процесс управления машиной. Ни у кого ничего подобного нет

Александр Ватагин, исполнительный директор АО «ОДК-Климов»

Климовцы создали такой мотор, который даже в случае полного выхода из строя электроники не теряет управление над двигателем, и вертолет не падает. «То есть с точки зрения боевой живучести это уникальная вещь, такого еще никто не реализовал», — говорит Ватагин.

Двигатель ВК-2500

Источник изображения: Петр Ковалев/ТАСС

Кроме того, удалось добиться того, что характеристики российского ВК-2500 по сравнению с украинским стали значительно выше. К примеру, в лопатках, которые производятся на «Мотор Сич», применяется совсем другая технология изготовления, что в значительной степени снижает эффективность. Рассказывают на предприятии и еще об одном преимуществе мотора — когда раньше на вертолете требовался дополнительный отбор мощности для тех или иных потребностей, то пилот это сразу ощущал, ему приходилось выполнять определенные манипуляции, чтобы удержать машину и сохранить параметры полета. Здесь все это делает электроника.

Если, к примеру, на Ми-8, где стоял двигатель ТВ3-117, поставить этот новый мотор ВК-2500, мы получим другой вертолет с отличными характеристиками

Александр Ватагин, исполнительный директор АО «ОДК-Климов»

Еще одна модификация — ВК-2500ПС-03 — в серию пошла относительно недавно. В 2018 году эти двигатели в составе силовой установки вертолета Ми-171А2 принимали участие в демотуре по Юго-Восточной Азии. Версия ВК-2500ПС-02 будет ставиться на вертолет Ка-32. Технические решения, примененные в нем, позволяют точно определить реальное состояние двигателя, что в свою очередь исключает влияние человеческого фактора.

Двигатель ВК-2500ПС

Источник изображения: Петр Ковалев/ТАСС

«Сегодня по ключевому нашему продукту — двигателям ВК-2500 и ТВ3-117 — у нас локализация порядка 35%, и мы не намерены ее увеличивать. Потому что есть предприятия, где мы можем получить ту же номенклатуру по меньшей цене. При этом мы однозначно ставим задачу иметь по каждой номенклатуре двух-трех поставщиков, чтобы была конкуренция», — говорит глава предприятия, отмечая, что такая модель работает во всем мире и именно за ней будущее. Такой же концепции придерживается и ОДК.

Однако именно климовцы были первыми в отстаивании такой позиции. Сначала никто не верил в возможности реализации именно этой модели. «Нам потребовалось пять лет, чтобы всех убедить, что необходимо строить предприятие по такой модели, — аутсорсинг, за ним будущее. С 2010 по 2019 год мы реализовали это и будем дальше развивать, сегодня в корпорации это поддерживают», — говорит Ватагин.

Послевоенные годы

После войны для разработки отечественного турбореактивного двигателя в Ленинграде создается ОКБ №117 под руководством Владимира Климова и завод под тем же номером. В 1947 году над Красной площадью во время парада впервые пролетают самолеты Як-15 с реактивными двигателями РД-10 разработки Климова.


Турбореактивный двигатель ВК-1

В 1948 году разработан первый советский серийный турбореактивный двигатель ВК-1, который устанавливался на серийных самолетах МиГ-15бис, МиГ-17, Ил-28, Ту-14. Всего было выпущено около 50 000 этих двигателей, а самолеты с ВК-1 состояли на вооружении около 40 стран.

В 1951 году был выпущен первый отечественный двигатель с дожиганием топлива в форсажной камере ВК-1Ф. В 1951-1952 годах в ОКБ Климова были разработаны двигатели ВК-5, ВК-5Ф, ВК-7. Практически ко всем двигателям, выпущенным предприятием в 1950-1960 годы, применимо слово «первый». Выходят в свет двигатели для боевых вертолетов и истребителей, ракет и танков, уникальные по своим характеристикам.

После смерти В.Я. Климова в 1963 году предприятию было присвоено его имя. С 1960 года завод возглавляет еще один выдающийся конструктор Сергей Петрович Изотов. В годы расцвета завода имени Климова здесь трудились более 6000 сотрудников. Четко отлаженные схемы взаимодействия позволяли заниматься работой сразу по нескольким направлениям. Одновременно в разработке коллектива были десятки тем. В 1975 году заводу были приданы несколько предприятий, в том числе ленинградский завод «Красный Октябрь», и он получил новое название − Ленинградское научно-производственное объединение им. В.Я. Климова. 


Двигатель РД-33 

В 1970-е годы на заводе разрабатывается двухконтурный турбореактивный двигатель РД-33 для легкого фронтового истребителя четвертого поколения МиГ-29. Он был выпущен в количестве около 5000 штук и стал одним из самых массовых в своем классе.

Ярким примером разработки конверсионной продукции можно назвать создание факела для московской Олимпиады 1980 года. Это небольшое изделие заняло месяцы напряженной работы – к главному олимпийскому символу предъявлялись повышенные требования. И с этим заданием климовцы успешно справились, выпустив к Олимпиаде 6200 факелов.
 

Газотурбинные двигатели типа РД-33

Официальное обозначение заказчика * Внутреннее обозначение КБ Шифр ОКР Тип Применение Статус
РД-33 серии 0 59 двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой МиГ-29 опытный
РД-33 серии 1 88 двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой МиГ-29 серийное производство на заводе №500
РД-33 серии 2 88 двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой МиГ-29 серийное производство на заводах №500, №29
РД-33 серии 3 88 двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой МиГ-29С, МиГ-29СЭ, МиГ-29СД, МиГ-29СМТ серийное производство на заводе №500
РД-33 серии 4 88 двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой МиГ-29 серийное производство на заводах №500, №29
РД-33АС стартовый турбореактивный двигатель А-42ПЭ проект
РД-33Б двухконтурный турбореактивный двигатель проект
РД-33И 88И двухконтурный турбореактивный двигатель Ил-102 опытный
РД-33К 21 двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой МиГ-29К, МиГ-29М опытный
РД-33НБ двухконтурный турбореактивный двигатель проект
РД-33МК (РД-133) серии 3М 42 двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой и УВТ МиГ-29К, МиГ-29КУБ, МиГ-35 серийное производство на заводе №500
РД-33-ОВТ двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой и УВТ МиГ-29-ОВТ опытный
РД-93 93 двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой FC-1 серийное производство на заводе №500
РД-5000Б двухконтурный турбореактивный двигатель БПЛА «Скат» проект
СМР-95 (РД-33Н) 95 двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой Super Mirage F1, Super Cheetah D-2 опытный

ОДК-Климов после войны и в наше время

В 1946 году в Ленинграде под руководством В.Я. Климова образовано опытно-конструкторское бюро (ОКБ), которое впоследствии было переименовано в Государственный союзный машиностроительный завод №117. Окончание Второй мировой войны совпало с началом эры реактивной авиации. Практически ко всем двигателям, выпущенным предприятием в 50-60 годы, применимо слово «первый». Выходят в свет двигатели для боевых вертолетов и истребителей, ракет и танков, уникальные по своим характеристикам. После смерти В.Я. Климова в 1963 году предприятию было присвоено его имя.


Группа работников ОКБ завода №26. 1945 г.

В 1991 году Ленинградское научно-производственное объединение им. В.Я. Климова становится НПО «Завод им. В.Я. Климова». В 1990-е годы конструкторы осваивали абсолютно новые для предприятия сферы: проектирование морских двигателей, создание энергетических установок. Опыт 1990-х годов продемонстрировал, как коллектив предприятия, сохранив фундаментальную конструкторскую школу, перестроился под новый экономический формат и обогатил современную историю двигателестроения полезными новаторскими решениями.

Сегодня основная линейка продуктов ОДК-Климов включает семейство вертолетных и самолетных двигателей ТВ7-117, двигателей ВК-2500 (ТВ3-117), реактивных двигателей РД-33 и РД-33МК («Морская оса» для истребителя морского базирования). АО «ОДК-Климов» является также разработчиком и производителем систем автоматического управления (САУ), которые осуществляют функции как управления, так и контроля, повышают надежность и эксплуатационные характеристики двигателя. Предприятие входит в структуру Объединенной двигателестроительной корпорации, являющейся частью Ростеха.  

М-105 – мотор Победы

Легендарный мотор М-105, с 8 марта 1944 года носящий имя ВК-105 в честь своего создателя – Владимира Климова, к началу Великой Отечественной войны значился в планах руководства СССР как «авиамотор №1». 105-й и его модификации устанавливались на 36 типах самолетов, 15 из которых строились серийно. Среди них − знаменитый истребитель Як-1 и «двухмоторная летающая лодка» МДР-6. За время войны было выпущено свыше 75 000, а всего – около 100 000 двигателей этого класса. Истребители легендарного полка «Нормандия-Неман», сформированного из французских летчиков, работали на моторах В.Я. Климова. 


Обслуживание мотора М-105 истребителя Як-1 в полевых условиях

Относительно недорогой, технологически простой, легко модифицируемый, М-105 был впервые собран на ленинградском заводе №234 в декабре 1940 года и стал основным двигателем боевой авиации. Стоит ли говорить, что с началом войны производство моторов для фронта стало абсолютным приоритетом, а решение о переводе завода №234 в глубокий тыл – единственной возможностью обеспечить выполнение этой задачи. 

М-105 в различных модификациях был самым массовым советским двигателем Великой Отечественной войны, во многом определившим превосходство нашей авиации над асами немецких ВВС. За успешную работу по созданию и внедрению в серийное производство новых образцов авиационных двигателей во время войны коллектив завода №26 был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, а коллектив Опытно-конструкторского бюро завода − Орденом Ленина. Правительственные награды получила большая группа работников завода. 

[править] Показатели

Финансы

Выручка ФГУП «Завод имени В. Я. Климова» в 2004 году составила 1,1 млрд рублей.

В 2009 году выручка «Климова» составила 3,31 млрд рублей.

В 2010 году выручка «Климова» составила 5,49 млрд рублей. Доля военной продукции в выручке составила — 58 %, гражданской — 42 %.

Выручка «Климова» в 2011 году выросла на 25,5 % и составила 6,89 млрд рублей.

В 2012 году выручка «Климова» составила 9,19 млрд рублей.

В 2013 году выручка АО «Климов» составила 9,54 млрд рублей, в том числе НИОКР на сумму 1 095,7 млн рублей. Доля военной продукции в выручке составила — 59,8 %, гражданской — 40 %. Прибыль от продаж Общества составила 527 млн руб., чистая прибыль — 245 млн руб.

Выручка АО «Климов» от реализации продукции в 2014 году выросла на 3,7 % — до 9,89 млрд руб.

Объём реализации продукции компании в 2015 году составил 15,1 млрд рублей.

В 2015 году выручка компании «Климов» составила 15,2 млрд рублей, чистая прибыль — 484 млн рублей.

В 2016 году выручка компании «Климов» составила 14,9 млрд рублей, чистая прибыль — 238 млн рублей.

Выручка компании «ОДК-Климов» в 2019 году составила 21,7 млрд рублей. Это почти на 4 млрд больше аналогичного показателя предыдущего года.

По итогам 2020 г. выручка компании «ОДК-Климов» составила 21,4 млрд руб. (по сравнению с 21,7 млрд руб. годом ранее).

Производство

За 2019 год на «ОДК-Климов» выпущено более 230 двигателей ВК-2500/ТВ3-117, в три раза по сравнению с 2018 годом увеличено количество изготовленных двигателей ТВ7-117.

В 2020 году компания «ОДК-Климов» выпустила 215 двигателей ВК-2500/ТВ3-117.

НИОКР

Поршневые двигатели

  • М-100 — Hispano-Suiza 12Ydrs построен по лицензии
  • М-103 — улучшенный М-100
  • М-105 — улучшенный М-103; позже переименован в ВК-105
  • М-110
  • М-120 — прототип рядный 18-цилиндровый с тремя блоками М-103А в перевернутой Y-образной конфигурации; отменен из-за неисправности двигателя
Во время Великой Отечественной войны обозначения были изменены с М (мотор) на ВК (инициалы ведущего конструктора).
  • ВК-106 — прототип, разработанный на базе М-105 с улучшенными характеристиками на малых высотах; отменен из-за проблем с охлаждением
  • ВК-107
  • ВК-108 — опытный образец ВК-107 мощностью 1850 л.с. на взлете; никогда не производился
  • ВК-109
  • ВК-110
  • ВК-150

Печатная машинка «Мерседес»

В 2012 году музей посетил гражданин Германии. Отец его матери воевал в этих краях в то же время. Он погиб в апреле 1942 года во время боёв у деревни Дегтянка. Получив возможность посетить место гибели своего деда, Питер Лейнерт передал в дар музею копию последнего письма своего дедушки, которое тот написал за день до гибели. Кроме того, он передал и книгу на немецком языке о боевом пути 131 дивизии, которая воевала в окрестностях Вязьмы.

Еще один интересный экспонат — печатная машинка марки «Мерседес». Несмотря на то, что произведена она в Германии, клавиши на ней с русскими литерами. Это говорит о том, что машинка была получена до начала военных действий, в те времена, когда с Германией существовали торгово-экономические отношения.

История находки этого уникального экспоната поистине удивительна. Перед выходом из окружения, в землянке Шпырёвского леса командарм приказал спрятать опечатанные сейфы с документами, наградными листами и самими наградами. Координаты «клада» знали несколько человек, но все они погибли, выходя из окружения. Долгие годы «клад» не могли найти ни историки, ни поисковики, ни «черные копатели».

И лишь несколько лет назад отряд «Судьба человека» в ходе плановых поисковых работ в Шпырёвском лесу наткнулся на часть спрятанного. Два металлических сейфа, а рядом та самая печатная машинка, прикрытая обветшавшей шинелью с петлицами майора.

По решению автора книги «Последний бой генерала Ефремова» и руководителя поискового отряда – Владимира Михайловича Мельникова один из найденных сейфов, пробитый снарядом чугунок и печатная машинка были переданы в музей.

Всего одна комната, сравнительно немного экспонатов, но как о многом они могут рассказать. Фотографии погибшего командарма, его личные вещи, всё это живые свидетели той страшной войны и подвига тысяч людей. Посетив этот музей, каждый откроет для себя еще одну страницу истории, еще одну страницу жизни талантливого командарма и настоящего русского солдата.

Газотурбинные двигатели типа ТВ2-117

Официальное обозначение заказчика * Внутреннее обозначение КБ Шифр ОКР Тип Применение Статус
ТВ2-117 79 турбовальный двигатель Ми-8 серийное производство на заводе №19
ТВ2-117А турбовальный двигатель Ми-8 серийное производство на заводе №19
ТВ2-117АГ турбовальный двигатель Ми-8АТ, Ми-8ТП серийное производство на заводе №19
ТВ2-117ДС турбовинтовой двигатель Ан-24АТ проект
ТВ2-117С турбовинтовой двигатель Ан-3 проект
ТВ2-117ТГ турбовальный двигатель Ми-8ТГ серийное производство
ТВ2-117Ф турбовальный двигатель Ми-8ПА, Ми-8ФТ серийное производство
ТР2-117 турбореактивный двигатель опытный

Образование завода №26

17 декабря 1941 года произошло слияние всех эвакуированных заводов в один производственный коллектив. Ему присвоили номер головного завода, он стал называться Уфимский моторостроительный завод №26. Директором объединения был назначен В.П. Баландин, одновременно являвшийся заместителем наркома авиационной промышленности, главным инженером − П.Д. Лаврентьев, а главным конструктором − В.Я. Климов.


Руководство Уфимского моторостроительного завода №26. Слева направо: главный конструктор В.Я. Климов, парторг ЦК ВКП(б) Д.И. Голованев, директор В.П. Баландин, главный технолог А.М. Мыздриков, главный инженер П.Д. Лаврентьев. 1941 г.

По воспоминаниям очевидцев, Владимир Яковлевич Климов постоянно  находился на территории предприятия, и это очень помогало в решении многих рабочих вопросов. Обратиться к нему всегда можно было напрямую.

Прибывшие с рыбинского завода моторокомплекты позволили сразу приступить к сборке и испытанию двигателей. Первый мотор был собран также из рыбинских деталей. Специалистам пришлось немало поработать во всех направлениях, пока не получилось добиться заданных параметров. План по выпуску двигателей завод выполнил в следующем 1942 году досрочно.

За предвоенные и военные годы конструкторский коллектив В.Я. Климова выпустил целый ряд моторов семейства М-100: М-103, М-104, М-105, ВК-106, ВК-107, ВК-108 и их модификаций общим количеством около 100 тыс. единиц. На этих моторах летало около половины истребительной (Як-1, Як-3, Як-7, Як-9, ЛаГГ-3, Пе-3 и др.) и бомбардировочной (Пе-2, Ар-2, СБ, Ер-2, Як-2, Як-4 и др.) советской фронтовой авиации. 

Газотурбинные двигатели

ТРДК Климов РД-33 от МиГ-29

Климов ТВ7-117 турбовальный

Ми-38 на базе Климова ТВ7-117

Климов ВК-800 турбовальный

  • РД-10 (вдоль А.И. Ивченко Прогресс (Мотор Сич), КМПО и СНТК Кузнецов (ОАО Моторостроитель), др.)
  • РД-33 и варианты, производные: РД-5000Б для БЛА БПЛА типа МиГ Скат
  • РД-93МА является производным от РД-33 и специально разработан для однодвигательных легких истребителей. Использует систему автоматического управления БАРК-93МА.
  • Климов ВК-10М от 22 до 24 200 фунтов (97,87 — 107,647 кН)
  • РД-35 , договор со словацкой PSLM ZVL
  • РД-45
  • ГТД-350
  • РД-500 , копия Rolls-Royce Derwent V
  • ТВ2-117 (построил Исотов в 1959–1964 гг.)
  • ТВ3-117 варианты
ТВ3-117ВМ ВМА для вертолетов Миля и Камова
Турбовинтовой ТВ3-117ВМА-СБМ1 для Ан-140 , МиГ-110, Бе-32К

ТV7-117 варианты

Турбовинтовой ТВ7-117С для самолетов
  • Климов Т.В. и В.К. разработали силовые установки турбовинтовых и турбовентиляторных двигателей.
  • Климов ТВ17-117 новый перспективный движок, продолжение семейства ТВ
  • ВК-1
  • Турбореактивный ВК-3
  • Турбореактивные двухконтурные двигатели ВК- (и ТВ-), газовые турбины, турбовальные турбовальные двигатели
  • ТРДД ВК-13
  • Турбореактивный ТР3-117 для БПЛА Ту-143
  • ВК-800 , ВК800В также в Мотор Сич
  • Вариант ВК-1500 или производная от двигателя ТВ3-117
  • ВК-2500 усовершенствование ТВ3-117
  • ВК-650В 400 5 — турбовальный двигатель мощностью 750 л.с. для Ка-226 . Проект ВК-1600В для Ка-62
  • ПДВ-4000 4 турбовальный, мощностью 5000 л.с. (3,8 МВт), турбовинтовой
  • ВК-3000 (ВК300В также в ОМКБ ОМО Баранов), ВК3500 (ТВа-3000) также в Мотор Сич, перспектива ВК-5000 и / или ВК-6000
  • ГТУ-18П ГТУ-14Ф ГТУ-24Р Газовые турбины ГТУ-28Н
ОБТ и автомобили, вагоны-локомотивы ГТ
  • ГТД-1000Т, ГТД-1250
  • ГТД-1400, ГТД-1500

Первые годы

Не успело предприятие начать работу, как началась 1-я мировая война. Обществу поступили заказы на военную продукцию. Прежде всего военное ведомство интересовали тяговитые моторы, которые можно было бы устанавливать на транспортные средства, бронетехнику и даже аэропланы. Завод Климова начал собирать и ремонтировать силовые установки серии Renault 12F.

К 1916 году это было уже крупное предприятие с производственными мощностями в Петербурге и Рыбинске. В Северной столице работало порядка 10 000 человек, многие из которых имели высокую квалификацию. Кстати, авиамоторы «Рено», производимые в России, использовались как на аэропланах французской конструкции, так и на отечественных моделях. В частности, они устанавливались на тяжелом аэроплане Слесарева и самолете-гиганте «Илья Муромец» конструкции Сикорского.

Согласно полученному уровню риска рекомендуется провести дополнительную проверку и сбор документов в отношении Контрагента:

  • Получить у Контрагента комплект Уставных документов, лицензии (копии), бухгалтерскую отчётность за последний период.
  • Получить у Контрагента подтверждение полномочий Руководителя (его представителя), а также копии документа, удостоверяющего личность.
  • Получить у Контрагента копии договора аренды/собственности помещений, необходимых для осуществления деятельности, контактных данных, проверить достоверность предоставленной информации.
  • Проверить наличие персонала, материально-технической базы, необходимых ресурсов у Контрагента для осуществления деятельности, убедиться в наличии условий для осуществления соответствующей экономической деятельности.

Продукция

Сегодня ассортимент силовых установок для вертолетов компании «Климов» насчитывает 6 основных моделей, не считая многочисленных модификаций. Это:

  • ТВ2-117 (относятся к классу мощности 1500 л. с.).
  • ТВ3-117 (2000-2400 л. с.).
  • ТВ7-117В (2500-3000 л. с.).
  • ВК-800В (500-800 л. с.).
  • ВК-2500 (2500 л. с.).
  • ВК-2500П(ПС) (2500-2800 л. с.).

Также предприятие выпускает 5 моделей авиационных моторов:

  • РД-33 и модификации (класс тяги 8000-9000 кгс).
  • РД-33МК.
  • СМР-95 (8300 кгс).
  • ТВ7-117С и модификации (2500-3000 л. с.).
  • ВСУ (турбостартер).

Самым массовым является РД-33. Он устанавливается на фронтовые легкие истребители «МиГ-29» и его модификации.

Современная история

В 1990-е годы конструкторы осваивали абсолютно новые для предприятия сферы: проектирование морских двигателей, создание энергетических установок и систем автоматического управления двигателями. Опыт 1990-х годов продемонстрировал, как коллектив предприятия, сохранив фундаментальную конструкторскую школу, перестроился под новый экономический формат и обогатил современную историю двигателестроения полезными новаторскими решениями.

Сегодня основная линейка продуктов «ОДК-Климова» включает семейство вертолетных и самолетных двигателей ТВ7-117, двигателей ВК-2500 (ТВ3-117), реактивных двигателей РД-33 и РД-33МК.

Высокоэффективный ТВ7-117В устанавливается на многоцелевые вертолеты Ми-38 и по своим параметрам превосходит конкурентов. Турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ поднимает в воздух новый российский военно-транспортный самолет Ил-112В, а двигатель ТВ7-117СТ-01 – пассажирский Ил-114-300. А самый массовый современный двигатель «ОДК-Климова» ВК-2500 в различных модификациях позволяет эксплуатировать вертолеты ОКБ Миля и Камова в сложных погодных и географических условиях. 


ВК-2500ПС-03 – новейшая модификация двигателя ВК-2500 

Самый массовый в своем классе реактивный двигатель РД-33 применяется в составе силовой установки истребителя МиГ-29, состоящего на вооружении в ВВС 25 стран. Сверхманевренный МиГ-29ОВТ благодаря модификации двигателя с отклоняемым вектором тяги может демонстрировать сложнейшие фигуры высшего пилотажа. А для истребителя морского базирования создана модификация РД-33МК «Морская оса». 

Линейка двигателей продолжает развиваться, создаются новые двигатели мощностью 400-650 л.с. и 1400-1800 л.с. В рамках программы импортозамещения в кооперации с предприятиями ОДК выстроено производство отечественных комплектующих для двигателей.


Двигатель ТВ7-117СТ

АО «ОДК-Климов» является также разработчиком и производителем систем автоматического управления, которые осуществляют функции как управления, так и контроля, повышают надежность и эксплуатационные характеристики двигателя. Сервисное сопровождение в течение всего жизненного цикла является одной из ключевых компетенций предприятия. «ОДК-Климов» входит в структуру Объединенной двигателестроительной корпорации, являющейся частью Ростеха.

Великая Отечественная война и эвакуация завода

Летом 1941 года основная часть завода №234, как тогда называлось предприятие, была эвакуирована в Уфу. На оставшемся в Ленинграде оборудовании была организована авиационная ремонтная бригада, где восстанавливали авиамоторы и другую технику для фронта, а также собирали минометные «Катюши». Много сотрудников завода ушло в армию и ополчение.


Главный конструктор завода № 26 В.Я. Климов со студентами, изучающими авиамотор М-17, 1940 г. 

В декабре 1941 года в результате слияния эвакуированных предприятий появился Уфимский моторостроительный завод №26. Главным конструктором завода стал Владимир Яковлевич Климов. Объединенное предприятие приступило к серийному выпуску мотора М-105.

На запуск завода ушло всего 6 недель. Серийные образцы мотора М-105 с индексом «Р» (редукторные) массово устанавливались на бомбардировщики Пе-2 и Ер-2 и тяжелые истребители Пе-3, а двигатели с индексом «П» (пушечные) шли на основные типы и модификации истребителей ОКБ Яковлева. Больше половины фронтовой советской авиации тогда летало на «сто пятых». Истребитель Як-3 и бомбардировщик Пе-2 с моторами Климова стали лучшими советскими самолетами в своем классе. За время войны было выпущено свыше 100 000 двигателей семейства М-105. За успешную работу по созданию и внедрению в серийное производство «мотора Победы» коллектив завода был представлен к наградам.


Предполетный осмотр двигателя М-105 на самолете Пе-2

В марте 1944 года в название климовских двигателей были введены инициалы конструктора – ВК. Последним мотором, исчерпавшим потенциал 105-й серии, стал ВК-105ПФ2, поднимавший в небо истребители Як-3 и Як-9. Следующая модель Климова, двигатель ВК-107, прошла длительную череду испытаний и доработок и устанавливалась на серийные самолеты Як-9У, Пе-2 и ряд опытных машин. ВК-107 стал последним серийным поршневым двигателем, вышедшим «из-под пера» команды Климова. Реактивные моторы отодвинули поршневую технику на второй план.

История

ОКБ Климова было образовано в начале 1930-х годов для производства и усовершенствования поршневого двигателя Hispano-Suiza 12Y V-12 с жидкостным охлаждением, на который в СССР была получена лицензия. В то время Климов производил и мотоциклы.

В 1946 году британское правительство разрешило Rolls-Royce продать Советскому Союзу ряд турбореактивных двигателей Nene и Derwent V. Перед ОКБ Климова стояла задача «метрифицировать» британские разработки, без ведома и разрешения Запада, как ВК-1 и РД-500 .

Климовская объединенная моторная компания теперь находится в Санкт-Петербурге .

Он использовал национализированные здания, первоначально построенные в 1914 году в нынешнем Выборгском районе города для акционерного автомобильного завода « Русский Рено» , добавив новую мастерскую и административные помещения на участке на Большом Сампсониевском проспекте рядом с нынешней Кантемировской улицей . К 2020 году помещения освобождены под перепланировку под жилой проект.

Газотурбинные двигатели типа ТВ7-117

Официальное обозначение заказчика * Внутреннее обозначение КБ Шифр ОКР Тип Применение Статус
ВК-3000В (ТВ7-117В) турбовальный двигатель опытный
ВК-3000ВК (ТВ7-177ВК) турбовальный двигатель проект
ВК-3000ВМ (ТВ7-117ВМ) турбовальный двигатель Ми-382, Ми-383 опытный
ВК-3500 (ТВа-3000) турбовальный двигатель опытный
ТВ7-117К газотурбинный двигатель КВП опытный
ТВ7-117С турбовинтовой двигатель А-100, Бе-114, Ил-114, Ил-114Т серийное производство на заводах №117, №500, №29
ТВ7-117СМ 65 турбовинтовой двигатель Ил-114-300 опытный
ТВ7-117СТ (ТВ7-117 серии 2) турбовинтовой двигатель Ил-112В, Ил-112Т опытный
ТВ7М-117 турбовинтовой двигатель Ил-114М проект
ТР7-117 турбореактивный двигатель Т8 проект
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector