Авианосцы типа unryū

Наши дни

Судя по отзывам, многих интересует, сколько авианосцев у Японии сегодня? Дело в том, что в 2020 г. были заявления, что уже в следующем году флот Страны восходящего солнца не будет использовать корабли данного класса. Тем не менее уже в декабре 2020 г. правящей Либерально-демократической партией страны было созвано совещание по вопросам обороны, на котором было предложено развивать производство авианесущих судов. Современные авианосцы Японии призваны защитить страну от возможных агрессивных действий со стороны Китая, ведь в последнее время особенно усилился интерес вражеского флота и авиации к островам Синкаку.

В составе японского военно-морского флота таких кораблей два: Izumo и Kaga. Каждый новый японский авианосец будет использоваться для перевозки бомбардировщиков-истребителей пятого поколения F-35B американского производства. Новые судна с водоизмещением 19,5 тонн довольно крупные: их длина составляет 248 м, ширина — 38 м. Как утверждают специалисты, изначально истребители создавались американцами специально для формирования авиагрупп, которым бы комплектовались десантные суда LHA-6. Поскольку своими габаритами (длина 257 м, ширина 32 м) эти корабли практически не отличаются от японских авианосцев американские самолеты идеально подойдут для «Ицумо» и «Кага». Эти корабли оборудованы двумя грузовыми лифтами с грузоподъемностью 37,5 тонны. С их помощью истребители будут подыматься на палубу. Примечательно, что вес полностью укомплектованного F-35B не превышает 22 тонны. Садиться данные авиационные аппараты на палубу будут, используя вертикальную посадку. Таким же образом они будут взлетать. В ходе испытаний выяснилось, что для старта истребителя требуется разбег всего 150 м. Как убеждены специалисты, более эффективное использование подобных истребителей будет возможно после небольшой модернизации кораблей. Предположительно японцы достроят помещения для оборудования техобслуживания и склады для горючего и боеприпасов.

Поскольку F-35B во время посадки и взлета использует не реактивные двигатели, а турбовентилятор, на палубу будет оказываться сильное воздействие реактивной струи. По этой причине для усиления авианосца конструкторы будут использовать жаропрочное покрытие.

Источник

Японские наступления (1941–42)

Битва за Гонконг, 8 декабря 1941 г., Центр. Британский Гонконг под налетом японской авиации

Карта японского наступления с 1937 по 1942 год.

Императорский флот Японии совершил внезапное нападение на Перл-Харбор, Оаху, территория Гавайев, в воскресенье утром, 7 декабря 1941 года. Тихоокеанский флот ВМС Соединенных Штатов и его обороняющие ВВС и военно-морские силы понесли значительные потери. Основная цель атаки состояла в том, чтобы вывести Соединенные Штаты из строя на достаточно долгое время, чтобы Япония смогла создать давно запланированную империю в Юго-Восточной Азии и защитные буферные зоны. Однако, как опасался адмирал Ямамото, атака не нанесла серьезного ущерба ВМС США с такими приоритетными целями, как три цели Тихоокеанского флота

авианосцы в море и жизненно важные береговые сооружения, разрушение которых могло бы нанести ущерб флоту, не принимались во внимание. Из более серьезных последствий, общественность США сочла нападение варварским и предательским актом и сплотилась против Японской империи

Соединенные Штаты вошли в Европейский театр и Тихоокеанский театр в полную силу. Четыре дня спустя Адольф Гитлер из Германия, и Бенито Муссолини из Италия объявил войну США, объединив отдельные конфликты. После нападения на Перл-Харбор японцы начали наступление на союзные войска в Восточной и Юго-Восточной Азии с одновременным наступлением на Британский Гонконг, Британская Малайя и Филиппины.

Карта Кентербери в Новой Зеландии, подготовленная японскими военными после нападения на Перл-Харбор.

Юго-Восточная Азия

Кампании в Юго-Восточной Азии предшествовали годы пропагандистской и шпионской деятельности, проводимой в этом регионе Японской империей. Японцы поддержали свое видение Сфера совместного процветания в Большой Азии, и Азия для азиатов народам Юго-Восточной Азии, которые жили под властью Европы в течение нескольких поколений. В результате многие жители некоторых колоний (особенно Индонезии) фактически встали на сторону японских захватчиков по антиколониальным причинам. Тем не менее этнический китаец, которые были свидетелями последствий японской оккупации на своей родине, не встали на сторону японцев.

Японские войска маршируют по улицам Лабуан, Борнео 14 января 1942 г.

Гонконг сдался к японцам 25 декабря. Малая японцы сокрушили армию союзников, состоявшую из британцев, индийцев, Австралийский и малайский силы. Японцы быстро смогли продвинуться вниз по Малайский полуостров, вынудив союзные войска отступить в сторону Сингапура. У союзников не было прикрытия с воздуха и танков; у японцев господство в воздухе. В затопление HMS принц Уэльский и HMS Отпор 10 декабря 1941 г. это привело к тому, что восточное побережье Малайи подверглось высадке японцев и лишилось британской военно-морской мощи в этом районе. К концу января 1942 года последние силы союзников пересекли пролив Джохор и вошли в Сингапур. В Филиппины, японцы подтолкнули объединенные филиппино-американские силы к Полуостров Батаан а позже остров Коррегидор. К январю 1942 г. Генерал Дуглас Макартур и президент Мануэль Л. Кесон мы вынужден бежать перед лицом японского наступления. Это стало одним из самых страшных поражений, понесенных американцами, в результате чего более 70 000 американских и филиппинских военнопленных оставались под стражей японцев.

Битва за Сингапур, Февраль 1942 года. Победоносный марш японских войск через центр города. (Фото из Имперского военного музея)

15 февраля 1942 г. Сингапуриз-за подавляющего превосходства японских войск и тактики окружения, попал к японцам, вызывая самый большой сдаваться британских военнослужащих в истории. Приблизительно 80 000 индийских, австралийских и британских солдат были взяты в военнопленные, присоединившись к 50 000, взятым в Японское вторжение в Малайю (современный день Малайзия). Многие позже использовались как принудительный труд строительство Бирма Железная дорога, сайт печально известного Мост через реку Квай. Сразу после вторжения в Британскую Малайю японские военные провели чистка китайского населения в Малайе и Сингапуре.

Затем японцы захватили ключевые нефтедобывающие зоны Борнео, Центральная Ява, Маланг, Cepu, Суматра, и Голландская Новая Гвинея последнего Голландская Ост-Индия, победив Голландские войска. Однако саботаж союзников не позволил японцам восстановить добычу нефти до довоенного пика. Затем японцы укрепили свои линии снабжения, захватив ключевые острова Тихий океан, включая Гуадалканал.

Звания и знаки различия

Императорский флот Японии

ВНИМАНИЕ!!! Знаки различия:

  • матросов и старшин до Ноября 1942 года показаны только для синей формы;
  • офицеров на летной форме не приведены — обозначения на шевронах соответствует нарукавным;
  • офицеров специальной службы в таблице отсутствует — под нарукавными полосами располагались мичманские символы цветка вишни, на погонах же использовался узкий галун.
Звания Знаки различия Действие звания Год версии знаков различия
Оригинальное название Вариант на латинице Перевод на русский язык Погоны На рукаве Петлицы
四等水兵 Yontōsuihei Матрос 4 класса До 1942
三等水兵 Santōsuihei Матрос 3 класса До 1942
二等水兵 Nitōsuihei Матрос 2 класса До 1945 1941
一等水兵 Ittōsuihei Матрос 1 класса До 1945 1942
上等水兵 Jōtōsuihei Старший матрос 1942-1945
水兵長 Suiheichō Ведущий матрос 1942-1945
三等兵曹 Santōheisō Старшина 3 класса До 1942
二等兵曹 Nitōheisō Старшина 2 класса До 1945 1942
一等兵曹 Ittōheisō Старшина 1 класса До 1945 1942
上等兵曹 Jōtōheisō Главный старшина 1942-1945
兵曹長 Heisōchō Мичман До 1945
海軍少尉 Kaigun shōi Младший лейтенант До 1945
海軍中尉 Kaigun chūi Лейтенант До 1945
海軍大尉 Kaigun taii Капитан-лейтенант До 1945
海軍少佐 Kaigun shōsa Капитан 3 ранга До 1945
海軍中佐 Kaigun chūsa Капитан 2 ранга До 1945
海軍大佐 Kaigun taisa Капитан 1 ранга До 1945
海軍少将 Kaigun shōshō Контр-адмирал До 1945
海軍中将 Kaigun chūjō Вице-адмирал До 1945 1943
海軍大将 Kaigun taishō Адмирал До 1945 1943
元帥、海軍大将 Gensui kaigun taishō Адмирал флота До 1945 1943
Звания Знаки различия
Оригинальное название Вариант на латинице Перевод на русский язык Шеврон на рукаве темной формы Шеврон на рукаве белой формы Миниатюрный шеврон Облегченные погоны
2等海士 Nitō Kaishi Матрос 2 класса
1等海士 Ittō Kaishi Матрос 1 класса
海士長 Kaishi-chō Старший матрос
3等海曹 Santō Kaisō Старшина 3 класса
2等海曹 Nitō Kaisō Старшина 2 класса
1等海曹 Ittō Kaisō Старшина 1 класса
海曹長 Kaisō-chō Главный старшина
Звания Знаки различия
Оригинальное название Вариант на латинице Перевод на русский язык Погоны Погоны облегченные Внизу рукава в районе запястья Шеврон
准海尉 Jun Kaii Мичман
3等海尉 Santō Kaii Лейтенант 3 ранга
2等海尉 Nitō Kaii Лейтенант 2 ранга
1等海尉 Ittō Kaii Лейтенант 1 ранга
3等海佐 Santō Kaisa Капитан 3 ранга
2等海佐 Nitō Kaisa Капитан 2 ранга
1等海佐 Ittō Kaisa Капитан 1 ранга
海将補 Kaishō-ho Младший адмирал
海将 Kaishō Адмирал
幕僚長たる海将 Bakuryō-chō taru Kaishō Главнокомандующий ВМФ

Тренеры

Учебно- тренировочные самолеты Императорского флота Японии времен Второй мировой войны часто модифицировались по сравнению с боевыми самолетами и отличались суффиксной буквой «K». Японские учебно-тренировочные самолеты были красно-оранжевыми, там, где боевые самолеты должны были быть замаскированы.

Самолет Кодовое имя
союзников
Первый полет Количество построенных обслуживание
Учебно- тренировочный подводный бомбардировщик специального назначения ВМС Aichi M6A1-K Nanzan н / д 1943 г. 2 IJN
Kawanishi N1K2-K Shiden Navy Land Interceptor модифицирован как учебно- тренировочный истребитель Георгий 1943 г. IJN
Kyushu K10W1 Navy Type 2 Наземный тренажер среднего уровня дуб 1941 г. 176 IJN
Kyushu K11W1 Shiragiku Navy инструктор по эксплуатации военно-морского флота н / д 1942 г. 798 IJN
Кюсю Q1W1-K Токай-Рен Лорна 1943 г. 1 IJN
Mansyu Ki-79 Army Type 2 Advanced Trainer (Учебно-тренировочный комплекс армейского типа 2) Нейт 1936 г. 1329 IJA
Mitsubishi A5M4-K Navy Carrier Fighter Type 96, модель 4 Клод 1935 г. 103 IJN
Зик 1939 г. 243 IJN
Автомобиль Mitsubishi G3M1 / 2-K Нелл 1935 г. 1048 IJN
Бетти 1939 г. IJN
Учебно-тренировочный самолет Mitsubishi K3M Navy Type 90 сосна 1930 г. 625 IJN
Накадзима A4N1-K н / д 1934 г. 221 IJN
Tachikawa Ki-9 Армейский тренажер среднего класса 95-1 Ель 1935 г. 2618 IJA
Tachikawa Ki-17 Army Type 95-3 Тренажер базового уровня Кедр 1935 г. 560 IJA
Тачикава Ki-55 Army Type 99 Advanced Trainer Ида 1939 г. 1389 IJA
Йокосука K5Y1 Ива 1933 г. 5770 IJN
Yokosuka MXY-7 Ohka Модель 43 K-1 Kai н / д 1944 г. 45 IJN
Йокосука MXY-8 Акигуса н / д 1945 г. 50-60 IJN

О подводной авианесущей субмарине

По мнению военных экспертов, авианесущие судна, выпускаемые в Соединенных Штатах и Великобритании, использовали более совершенное вооружение. Кроме того, техническое состояние кораблей было лучше, чем в императорских кораблях. Однако в создании своих авианосцев, Япония могла удивить подходом к проектированию военной техники. Например, это государство располагало подводным флотом. В каждом японском подводном авианосце могло транспортироваться несколько гидросамолетов. Перевозились они в разобранном виде. Если требовалось произвести взлет, то самолет, используя специальные полозья, выкатывали наружу, собирали, а затем посредством катапульты подымали в воздух. По мнению специалистов, японский подводный авианосец не использовался в крупных битвах, однако он был довольно эффективен, если нужно выполнить какую-либо сопутствующую задачу. Например, в 1942 году японцами были запланированы масштабные лесные пожары в штате Орегон. Для этой цели подводный авианосец Японии I-25 приблизился к берегу Соединенных Штатов, а затем выпустил находящийся внутри гидросамолет Yokosuka E14Y. Пролетая над лесами, пилот произвел сброс двух 76-килограммовых зажигательных бомб. В силу невыясненных причин ожидаемого эффекта не произошло, но появление над Америкой японского самолета серьезно напугало военное командование и руководство страны. Как утверждают специалисты, подобный случай, когда война могла зацепить непосредственно саму Америку, был единичным. О том, какие использовались японские подводные лодки-авианосцы, далее.

Разрушители

Эсминцы 1-го класса

  • Ураказе класс (1915)

    • Ураказе
    • Кавакадзе
  • Класс исокадзе (1916–1917)

    • Исокадзе
    • Амацукадзе
    • Hamakaze
    • Tokitsukaze
  • Класс Канран (1917-1919 гг. На правах аренды в Королевском флоте)

    • Канран (HMS Nemesis )
    • Сендан (HMS Minstrel )
  • Кавакадзе класс (1917–1918)

    • Кавакадзе
    • Таникадзе
  • Класс Minekaze (1919–1922)

    • Minekaze
    • Sawakaze
    • Окикадзе
    • Shimakaze
    • Надаказе
    • Яказе
    • Hakaze
    • Shiokaze
    • Акикадзе
    • Юкадзе
    • Тачиказе
    • Hokaze
    • Ноказе
    • Намикадзе
    • Numakaze
  • Камикадзе класс (1922–1925)

    • Асакадзе
    • Асанаги
    • Харукадзе
    • Hatakaze
    • Хаяте
    • Камикадзе
    • Мацукадзе
    • Oite
    • Юнаги
  • Класс Муцуки (1925–1927)

    • Фумизуки
    • Кикузуки
    • Кисараги
    • Микадзуки
    • Minazuki
    • Мотидзуки
    • Муцуки
    • Нагацуки
    • Сацуки
    • Узуки
    • Яёи
    • Юзуки
  • Класс Фубуки (1927–1931)

    • Акебоно
    • Амагири
    • Асагири
    • Аянами
    • Фубуки
    • Хацуюки
    • Исонами
    • Миюки
    • Муракумо
    • Оборо
    • Сагири
    • Сазанами
    • Шикинами
    • Shinonome
    • Сиракумо
    • Шираюки
    • Уранами
    • Ушио
    • Usugumo
    • Югири
  • Класс Акацуки (1931–1932)

    • Акацуки
    • Хибики
    • Иказучи
    • Инадзума
  • Класс Хацухару (1932–1934)

    • Ариаке
    • Хацухару
    • Хацусимо
    • Nenohi
    • Вакаба
    • Югуре
  • Класс Сирацую (1935–1937)

    • Харусаме
    • Кавакадзе
    • Мурасаме
    • Самидаре
    • Шигуре
    • Сирацую
    • Сузукадзе
    • Умикадзе
    • Ямакадзе
    • Юдачи
  • Класс Асасио (1936–1937)

    • Редкий
    • Арасио
    • Асагумо
    • Асасио
    • Касуми
    • Мичишио
    • Minegumo
    • Нацугумо
    • Ōshio
    • Ямагумо
  • Кагеро класс (1938–1941)

    • Акигумо
    • Амацукадзе
    • Араши
    • Hagikaze
    • Hamakaze
    • Хацукадзе
    • Хаясио
    • Исокадзе
    • Кагеро
    • Куросио
    • Майкадзе
    • Нацусио
    • Новаки
    • Оясио
    • Сирануи
    • Таникадзе
    • Tokitsukaze
    • Ураказе
    • Юкикадзе
  • Класс Югумо (1941–1944)

    • Акишимо
    • Асасимо
    • Fujinami
    • Хаманами
    • Хаянами
    • Хаясимо
    • Казагумо
    • Кишинами
    • Киёнами
    • Киёсимо
    • Макигумо
    • Макинами
    • Наганами
    • Окинами
    • Онами
    • Судзунами
    • Таканами
    • Таманами
    • Югумо
  • Акизуки класс (1941–1944)

    • Акизуки
    • Фуюцуки
    • Ханадзуки
    • Харуцуки
    • Хацузуки
    • Мичизуки (не завершено)
    • Нацузуки
    • Niizuki
    • Шимоцуки
    • Сузуцуки
    • Терузуки
    • Вакацуки
    • Ёидзуки
  • Класс Shimakaze

    Shimakaze

    (1942)

  • Класс Мацу (1944–1948)

    • Хиноки
    • Каэдэ
    • Каши
    • Кая
    • Keyaki
    • Кири
    • Кува
    • Маки
    • Мацу
    • Моми
    • Момо
    • Нара
    • Сакура
    • Суги
    • Сумире
    • Брать
    • Цубаки
    • Цута
    • Умэ
    • Янаги
  • Класс Татибана (1944–1945)

    • Азуса (не запущен)
    • Enoki
    • Хаги
    • Хацууме
    • Хацудзакура
    • Хиши (не запущен)
    • Каба
    • Каки
    • Кацура (не завершена)
    • Кусуноки
    • Кузу (не запущен)
    • Наши — позже JDS  Wakaba  (DE-261)
    • Нире
    • Odake
    • Сакаки (не запущен)
    • Ши
    • Сумире
    • Татибана
    • Точи (не завершено)
    • Цута
    • Вакадзакура (не запущен)
    • Ядаке (не завершен)
    • Яэдзакура (не завершено)

Эсминцы 2-го класса

  • Сакура класс (1911-1912)

    • Сакура
    • Татибана
  • Каба- класс (1915)

    • Каба
    • Кашива
    • Сакаки
    • Кацура
    • Суги
    • Каэдэ
    • Умэ
    • Кири
    • Кусуноки
    • Мацу
  • Класс Момо (1916–1917)

    • Момо
    • Каши
    • Хиноки
    • Янаги
  • Класс Эноки (1917–1918)

    • Enoki
    • Маки
    • Нара
    • Keyaki
    • Кува
    • Цубаки
  • Класс Моми (1919–1922)

    • Моми
    • Кая
    • Нире
    • Кури
    • Наши
    • Брать
    • Каки
    • Цуга
    • Кику
    • Аой
    • Хаги
    • Susuki
    • Fuji
    • Цута
    • Аши
    • Хиши
    • Хасу
    • Сумире
    • Ёмоги
    • Вараби
    • Таде
  • Wakatake класс (1922-1923)

    • Вакатаке
    • Куретаке
    • Санаэ
    • Савараби
    • Асагао
    • Югао
    • Fuyo
    • Карукая

Эсминцы 3-го класса

  • Класс Муракумо (1898–1922)

    • Муракумо
    • Shinonome
    • Югири
    • Сирануи
    • Кагеро
    • Usugumo
  • Класс Икадзути (1898–1926)

    • Иказучи
    • Инадзума
    • Акебоно
    • Сазанами
    • Ниджи
    • Оборо
  • Класс Акацуки (1901–1920)

    • Акацуки
    • Касуми
  • Класс Сиракумо (1901–1926)

    • Сиракумо
    • Асасио
  • Класс Харусаме (1902–1926)

    • Харусаме
    • Мурасаме
    • Хаятори
    • Асагири
    • Ариаке
    • Фубуки
    • Редкий
  • Камикадзе класс (1905–1930)

    • Камикадзе
    • Хацусимо
    • Яёи
    • Кисараги
    • Асакадзе
    • Сирацую
    • Шираюки
    • Мацукадзе
    • Харукадзе
    • Шигуре
    • Асацую
    • Хаяте
    • Oite
    • Юнаги
    • Югуре
    • Юдачи
    • Микадзуки
    • Новаки
    • Ушио
    • Nenohi
    • Хибики
    • Широтае
    • Хацухару
    • Вакаба
    • Хацуюки
    • Узуки
    • Минацуки
    • Нагацуки
    • Кикуцуки
    • Уранами
    • Исонами
    • Аянами

Расположение знаков различия

Знаки различия ВМС Японии отличались разнообразием вида и местом расположения как в первой, так и второй половине ХХ-го века, причем это касалось, прежде всего, офицеров.

Матросы и старшины Императорского Флота Японии имели шевроны на рукаве, расположенные в районе плеча. Причем до Ноября 1942 года существовали круглые шевроны с фоном различного цвета для формы всех трех видов окраса (и с изображенными символами специальностей) — белой, синей или цвета хаки: позже был введен универсальный пятиугольный шеврон (на котором специальность теперь обозначалась только цветом символа сакуры).

Нагрудная эмблема адмирала флота

А вот у офицеров и адмиралов знаки различия зависели от формы:

  • на белой или зеленой форме использовались погоны;
  • на синей форме знаки различия находились на рукаве в районе запястья и на петлицах;
  • на форме сухопутных сил Императорского Флота Японии, а также в некоторых случаях у экипажа кораблей могли присутствовать только петлицы;
  • также на рабочей форме одежды знак отличия мог представлять собой вариант петлицы, которая крепилась на груди;
  • на летной форме офицерского состава морской авиации и воздушных десантников флота использовался шеврон в районе плеча со знаками различия;
  • на парадной форме до конца 30-ых годов кроме нарукавных знаков у запястья также находились эполеты и специальные воротнички;
  • адмиралы перешли к использованию петлиц только после 1942 года — до этого момента на воротничок крепились значки в виде цветка вишни: их число совпадало с количеством этих знаков на погонах.

Адмиралы флота также носили на правой стороне груди специальную эмблему.

Расположение знаков различия Императорского Флота Японии
Матрос, шеврон на рукаве, с Ноября 1942 Офицер, белая форма, погоны Офицер, синяя форма, знаки различия на рукаве и петлицы Офицер, только петлицы
Офицер, знаки различия на груди Офицер, парадная форма, эполеты, знаки различия на рукаве, воротничок, 1927-1938 Офицер-пилот, шеврон на рукаве Адмирал, пальто, знаки различия на воротничке, 1919-1942

Морские Силы Самообороны же имеют еще большее разнообразие вариантов размещения знаков различия:

  1. матросы и старшины имеет нарукавные шевроны отдельно для светлой и синей форм;
  2. также и вышеуказанные звания, и офицеры располагают облегченной версией погон;
  3. существуют миниатюрные версии знаков различия — это шевроны, которые матросы и старшины размещают на груди, а офицеры — на рукаве, в районе плеча.
Расположение знаков различия Морских Сил Самообороны Японии
Матрос, белая форма, шеврон на рукаве Матрос, синяя форма, шеврон на рукаве Старшина, белая форма, шеврон на рукаве Старшина, черная форма, шеврон на рукаве Старшина, миниатюрный шеврон на груди
Старшина, погоны Офицер, рукав Офицер, погоны Офицер, шеврон на рукаве

Экскурс в историю

В самом начале своего появления авианосцы активно не применялись. Ведь боевой потенциал самолета как основного носителя вооружения еще не был до конца раскрыт. Первая Мировая война, казалось, навсегда похоронила еще неокрепшее дитя. И хотя между двумя мировыми войнами этот класс кораблей продолжал развиваться, ни одно из государств даже не задумывалась о том, чтобы отдать пальму первенства на море авианесущему кораблю. Балом правили линейные корабли и линейные крейсера. Имея мощную артиллерию, калибр которой мог превысить 400 мм, они были мощнейшим средством разрушения.

Во время Второй Мировой войны были спущены такие гиганты, как «Бисмарк» и «Ришелье», «Ямато» и «Айова».

Первыми тревожными звонками для линкоров стали ноябрь 1940 и декабрь 1941 годов. В первом случае атака британской палубной авиации на линейный флот Италии позволила Великобритании захватить инициативу в Средиземном море. Во втором разрушительный налет японской авиации на Перл-Харбор полностью уничтожил линейный флот американцев. После окончания битвы у Мидуэй в июне 1942 года стало ясно, что господство в открытом море могут обеспечить только авианосцы.

Юджин Эли взлетает с палубы USS Pennsylvania 18 января 1911 г.

Во Второй Мировой войне авианосцы получили бурное развитие, выполняя самый широкий спектр задач. Появились отдельные классы авианосцев: тяжелые, легкие, эскортные, вспомогательные, учебные и т.д.

Эскортный авианосец предназначался для противовоздушной и противолодочной обороны конвоев и ведения разведки. Он имел водоизмещение до 24 тыс. т и скорость до 20 узлов (37 км/ч). Вооружение: 25–30 самолётов, до 50 зенитных автоматов. Экипаж до 1000 человек. Большая часть эскортных авианосцев была переоборудована из транспортных судов, не имевших бронирования.

Легкий авианосец предназначался для противовоздушной обороны соединений боевых кораблей, конвоев, десантных отрядов, уничтожения кораблей (судов) противника в море, авиационной поддержки морских десантов. Он имел водоизмещение до 20 тыс. т и скорость до 32 узлов (59 км/ч). Вооружение: до 50 самолетов, около 70 зенитных автоматов. Экипаж до 1400 человек.

Тяжелый авианосец предназначался для разгрома (уничтожения) соединений боевых кораблей, транспортов и десантных судов противника, завоевания господства в воздухе в районе боевых действий. Он имел водоизмещение до 55 тыс. т и скорость до 33 узлов (61 км/ч). Вооружение: до 100 самолетов, до 12 орудий калибра до 200 мм и до 120 зенитных автоматов малого калибра. Экипаж до 4000 чел.

В ходе войны было построено 194 авианосца, значительная часть которых переоборудована из заложенных ранее линкоров, крейсеров и транспортных судов. Практически каждый пятый был потоплен.

В послевоенный период большинство морских держав начали массово списывать свои боевые корабли, избавляясь от линкоров, авианосцев и крейсеров. Великобритания окончательно потеряла статус великой морской державы, а Япония не могла даже мечтать о былом величии. Мощный авианосный флот остался только у американцев, уничтожать его они не спешили. Более того, стратеги в Пентагоне продолжали активно развивать этот тип кораблей.

Вступление в строй в 1961 году авианосца «Энтерпрайз» с ядерной силовой установкой открыло новую эру в развитии авианосцев. На тот момент это был самый большой надводный корабль за всю историю флота с практически неограниченной автономностью плавания. Этот год можно смело считать годом рождения ядерного авианосного флота США.

Авианосец «Энтерпрайз» с ядерной силовой установкой

На протяжении последних семидесяти лет авианосцы активно участвовали во многих локальных войнах. Это войны в Корее и Вьетнаме, Фолклендский кризис, операция «Буря в пустыне», бомбардировка Белграда и др.

Авианосец эволюционировал и стал универсальной боевой платформой, смертельно опасной для потенциального противника. Наличие на борту различных по назначению типов летательных аппаратов позволяет авианосцу выполнять множество боевых задач. Это поиск и уничтожение авиации, подводных лодок и кораблей противника, высадка десанта на побережье и нанесение ракетно-бомбовых ударов по береговым целям и в глубину. До появления стратегических ядерных подводных лодок на авианосцах размещались даже бомбардировщики с ядерным оружием. Авианосцы были неотъемлемым инструментом в стратегии США по уничтожению СССР.

История создания

Предпосылки к созданию

Чертёж проекта Unryu

В 1934 году Япония расторгла договор об ограничении вооружений. В конце 30-х годов между Японией и США возникла «гонка вооружений». Авианосцы проекта планировалось построить в противовес американским кораблям. Японцы хотели строить авианосцы по проекту Taiho и в 1941 году Морской Генеральный Штаб утвердил постройку трёх таких кораблей. Однако спустя некоторое время проекты двух кораблей изменили и строили их по проекту модифицированного IJN Hiryu водоизмещением 17 тыс. тонн. Плановая стоимость постройки составляла 110 млн. иен.

К середине 1942 года японцы потеряли в сражениях с американцами 5 авианосцев. К тому времени на постройке в верфи находился только один авианосец IJN Taiho. В результате совещания 20 — 21 июня 1942 года было принято решение разработать новые тактические приёмы для авианосцев и увеличить их количество. Разработанная адмиралом Симада Сигэтаро и начальником Морского Генерального Штаба адмиралом Нагано Осами на совещании новая программа постройки кораблей предполагала строительство 5 авианосцев типа Taiho и 15 средних авианосцев типа Unryu. В окончательном варианте программы остались только средние авианосцы, а строительство больших планировалось начать лишь в 1943 году. Как оказалось, и в 1943 году Японии не удалось начать их постройку.

Проектирование

Чертёж IJN Unryu

Для упрощения постройки, первый корабль серии IJN Unryu строился по модифицированному проекту на верфи в Йокосука. В нём были исправлены некоторые недостатки проекта Hiryu, сокращено количество самолётоподъёмников до двух, и надстройка была размещена на правом борту. На IJN Unryu, IJN Amagi, IJN Kasagi были установлены механизмы, специально заказанные для авианосцев, а на IJN Katsuragi и IJN Aso механизмы, стандартные для эсминцев. Была усилена противоторпедная защита, ангары были оборудованы огнеупорными жалюзи, системами пожаротушения. Машинные и котельные отделения, погреба боезапаса и топливные ёмкости были защищены сверху 45-мм бронёй. Конструкция полётной палубы также была усилена. После сражения за Мидуэй, в проект внесли еще несколько изменений и строительство авианосца началось 1 августа 1942 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector