Ту-160

Право на УДО

Абсолютно любой, даже самый жестокий преступник может иметь право на УДО (условно-досрочное освобождение), но подать ходатайство получится только после 25-летней «отсидки». Сложность еще заключается в том, что чтобы получить возможность увидеть сводобу, все 25 лет осужденный должен четко соблюдать режим колонии и не получать ни единого замечания. Хоть и кажется, что это невозможно, однако случаи досрочного освобождения из «Белого лебедя» были.


Фото: КМВ Новости

В 1999 году Алексей Быков был осужден за тройное убийство, но в 2010-м ему удалось добиться пересмотрения дела в Верховном суде. Срок отбывания наказания сменили с пожизненного на 20 лет, и Быкова перевели из «Белого лебедя» в исправительную колонию строго режима ИК №1. Оттуда он через два года вышел по УДО.

Бывший заключенный Владимир Пахомов сумел доказать суду, что пересидел в тюрьме лишние несколько лет и даже получил компенсацию от государства в размере 60 тыс. рублей. Первый свой тюремный срок мужчина получил в 1981-м за кражу и с тех пор практически не выходил из тюрьмы. В его «послужном списке» появились разбойное нападение в составе преступной группы, грабежи, кражи, убийство. В 1993 году Пахомова признали опасным рецидивистом и приговорили к смертной казни, однако мораторий спас ему жизнь. Владимир попал в «Белый лебедь», откуда вышел уже в 2014-м.

Из «Белого лебедя» по УДО также вышли Александр Щеголев (в 2008-м) и Владимир Дорохин (в 2009-м).

История разработки бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь»

В 60-е годы прошлого века в СССР активная разработка стратегических бомбардировщиков фактически не велась. Военно-политическому руководству страны долгое время казалось, что время самолетов уходит, и лучше сосредоточить усилия на строительстве баллистических ракет. Эта ситуация изменилась лишь в 1967 году, когда правительство дало задание оборонной промышленности подготовить проект принципиально нового бомбардировщика. В постановлении Совета Министров были указаны желательные параметры этой машины, включая крейсерскую (даже не максимальную!) скорость в 3 500 километров в час при дальности полета в 13 тысяч километров – совершенно фантастические даже для сегодняшнего дня характеристики.

Наибольшим опытом создания тяжелых бомбардировщиков обладало конструкторское бюро А.Н. Туполева, однако, оно поначалу в проектировании новой машины не участвовало.

Так мог выглядеть Т-4МС – бомбардировщик, спроектированный в КБ П. О. Сухого

Были привлечены два других КБ – П.О. Сухого и В.М. Мясищева. Первое из них разрабатывало проект Т-4МС, основанный на аэродинамической схеме «летающее крыло». В то же время инженеры КБ Мясищева подготовили к 1972 году сразу два перспективных варианта. Один из них, М-18, был по внешнему виду довольно близок к американскому B-1B, который тогда еще только создавался, а второй, М-20, использовал аэродинамическую схему «утка».

В 1972 году советское Министерство авиационной промышленности провело конкурс, по итогам которого предполагалось выбрать один из проектов стратегического бомбардировщика для последующей «доводки» конструкции и серийного производства. Вариант, предложенный КБ Туполева, был признан наиболее неудачным. Т-4МС произвел сильное впечатление на конкурсную комиссию, однако, военные высказали опасение, что КБ П.О. Сухого не сможет одновременно вести работы по созданию истребителя Су-27, что тогда являлось приоритетным направлением.

Проект Мясищева — М-18 — на этом фоне выглядел наиболее приемлемым. Схожесть с B-1 была скорее плюсом, чем минусом: она указывала на то, что, по крайней мере, компоновка бомбардировщика уже является «проверенной».  В то же время КБ Мясищева не обладало собственной производственной базой и не имело опыта создания сверхзвуковых самолетов.

Один из вариантов «альтернативного» проекта М-20, созданного в КБ Мясищева наряду с М-18

Итоговое решение комиссии выглядело парадоксальным: победитель назван не был, а все дальнейшие работы поручили КБ А.Н. Туполева, предложив другим участникам передать в его распоряжение всю техническую документацию.

Глядя на современный «Белый лебедь» Ту 160, может показаться, что за его основу был взят проект Мясищева М-18, но это не совсем так. В частности, далеко не сразу «туполевцы» остановились на варианте самолета с крылом переменной стреловидности. Долго не могли выбрать и наиболее оптимальную компоновку. Окончательное решение о создании бомбардировщика под обозначением Ту-160 вместе с общим техническим заданием, оговаривавшим требуемые характеристики, было зафиксировано в декабре 1975 года специальным постановлением правительства СССР.

Параллельно с работой по созданию самого самолета осуществлялось проектирование его бортового оборудования, силовой установки и системы вооружения. Все эти задачи были необычайно трудными, но их удалось решить в поставленные сроки.

Первые экземпляры Ту-160 были построены в Москве, а серийная сборка осуществлялась затем в Казани. Отдельные части планера при этом изготавливались в Иркутске, Воронеже и Куйбышеве (ныне Самара).

Утилизация «украинского» Ту-160 на аэродроме Прилуки

Дальнейшая судьба стратегического бомбардировщика складывалась сложно, иногда даже трагично. Часть уже выпущенных серийных машин оказалась после распада СССР на территории Украины, где из-за постоянной нехватки финансирования эти самолеты не получали необходимого обслуживания. В итоге 8 из 19 «украинских» Ту-160 были переданы России, один стал экспонатом музея, а 10 были распилены в присутствии не скрывавших своего злорадства американских сенаторов.

Производство модернизированных Ту-160 может быть возобновлено в ближайшие годы, однако, сообщения об этом пока носят довольно противоречивый характер.

https://youtube.com/watch?v=tnOppcTTyAQ

Общая информация о самолете

Ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 предназначен для поражения объектов в удаленных географических районах и глубоком тылу. Белый лебедь – это самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет. Из его особенностей стоит отметить изменяемую геометрию крыла и самый большой вес среди бомбардировщиков.

Другие названия

За плавность линий и грациозный внешний вид Ту-160 прозвали Белым лебедем (Belyy Lebed, White Swan). В кодификации НАТО этот стратегический бомбардировщик называется Blackjack (Блэкджек).

История происхождения

Самолет был разработан конструкторским бюро Туполева в СССР в 1970-х гг., а предыстория его создания началась в 1967-ом. В тот год правительство поручило оборонной промышленности подготовить проект принципиально нового дальнего бомбардировщика.

Окончательное решение о создании бомбардировщика под обозначением Ту-160 вместе с общим техническим заданием, оговаривавшим требуемые характеристики, было зафиксировано в декабре 1975 года специальным постановлением правительства СССР.

Прототип Ту-160 был сфотографирован случайным пассажиром на аэродроме Жуковский в ноябре 1981 года, примерно за месяц до первого полета самолета 18 декабря 1981 года. Производство было запущено в 1984 году на базе Казанского авиационного ПО.

Статус и новости

Ту-160М2 — BLACKJACK-M — проект возобновления производства Ту-160. Обсуждение возобновления производства Ту-160 начато весной 2015 г.

В июле 2015 г. сообщается, что ОКБ Туполева совместно с КАПО им. Горбунова начата проработка возобновлена производства Ту-160. Заявлены планы на производство 50 новых Ту-160 (источник).

17 октября 2015 г. Министерство обороны России сообщило о проведении совещания межведомственной рабочей группы по вопросу воспроизводства Ту-160. В совещании принимали участие представители:

  • Министерства обороны,
  • Министерства промышленности и торговли,
  • ОАК,
  • ОДК,
  • ПАО «Туполев»,
  • РАН и КАПО им. Горбунова.

Заслушаны доклады о создании электронной документации, оптимизации технологии производства и реализации «дорожной карты» по воспроизводству самолетов и запуску опытно-конструкторских работ по Ту-160М2 (источник).

2 марта 2016 г. главком ВКС России Виктор Бондарев сообщил СМИ, что первый полет нового Ту-160 ожидается в 2019 г., а серийный выпуск Ту-160М2 начнется в 2023 г. (источник).

13 октября 2016 г. заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил СМИ, что всего планируется произвести 50 Ту-160М2 (цифра может быть скорректирована позже), а так же то, что уже начато производство ряда элементов нового самолета (источник).

27 февраля 2017 г. министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что первый Ту-160М2 поднимется в воздух в 2018 г., а в 2020 г. начнется серийное производство самолетов.

В декабре 2016 г. ожидалось завершение создания цифрового комплекта документации на самолет — её создание завершено (источник). 6 марта 2017 г. генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов заявил СМИ, что поставки Ту-160М2 в войска начнутся в 2021 г.  (источник).

02 июня 2017 г. в СМИ заявлено, что промышленностью начато производство агрегатов нового самолета (источник). Предположительно на первом этапе речь идет о сборке задела на Казанском авиазаводе.

19 июня 2017 г. заявлено, что в перспективе ВВС будут получать 3-4 Ту-160М2 в год, а всего планируется поставить 50 Ту-160М2. Первый полет первого Ту-160М2 ожидается в марте 2018 г.  (источник).

Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) представил в Геленджике, в рамках 12-й международной выставки «Гидроавиасалон-2018», модель легкого сверхзвукового делового самолета, который сможет совершать сверхзвуковые полеты без ограничений над населенной территорией суши.

Подробней: ЦАГИ борется с ударной волной.

25.01.2018 года, подробнее: Владимир Путин посетил Казанский авиазавод и посмотрел демонстрационный полёт Ту-160М «Пётр Дейнекин».

Президент РФ Владимир Путин посетил Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова, где для главы государства был организован демонстрационный полёт нового сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту-160М «Пётр Дейнекин» по программе лётных испытаний.

Полёт проходил на высоте 300 метров и длился около семи минут. Лётчики выполнили манёвры, которые позволяли проверить устойчивость и управляемость самолёта в воздухе. Погодные условия были достаточно сложные: аэродром накрыло снежным зарядом. Президент попросил поблагодарить пилотов от его имени.

Владимир Путин заявил, что новый самолёт Ту-160М, за полётом которого он наблюдал в Казани, укрепит ядерную триаду РФ. «Это серьезный шаг в развитии высокотехнологичной сферы и в укреплении обороноспособности страны, потому что это один из элементов нашей ядерной триады в воздухе», — отметил он в беседе с работниками Казанского авиационного завода имени Горбунова.

Глава государства назвал проведённую работу по созданию самолёта «большим успехом коллектива завода». Президента пригласили через полтора года совершить полёт на этом самолёте, в ответ на что Путин напомнил, что уже летал на самолёте-предшественнике.

«Белый лебедь»

Вообще, зона «Белый лебедь» рассчитана на 510 заключенных, но фактически в ее стенах находятся более 2000 человек. В 2002 году здесь окончил свои дни террорист-экстремист Радуев. Первые 10 лет нахождения в «Лебеде» нельзя ни переписываться, ни видеться с кем-либо из родни. Лишь на 11-м году отсидки можно написать первое письмо.

Существование в 3-местных камерах, работа в столярной мастерской и на огороде да баня раз в неделю — вот из чего состоит жизнь местных заключенных. На территории зоны имеется храм, в котором регулярно проводятся службы.

«Белый лебедь» известен тем, что здесь многие заключенные становятся глубоко верующими.

Достоинства и недостатки Ту-160

Ту-160 во время перелета в Венесуэлу. Рядом летит F-16 норвежских ВВС

Несмотря на то, что некоторые американские политики пытаются демонстрировать пренебрежительное отношение к «Белому лебедю», этот самолет и сегодня обладает вполне достаточным потенциалом. К его плюсам, в частности, относятся:

Большая грузоподъёмность – до 45 тонн. Ни один другой стратегический бомбардировщик не способен поднять в воздух столь внушительную массу;
Высокая скорость полета. По этому показателю Ту-160 уникален;
Большой боевой радиус. Если B-1B в этом отношении ближе к тактическим самолетам, то «Белый лебедь» по дальности полета довольно близок к куда более медленным Ту-95 и B-52;
Высокий уровень надёжности. Сегодня Ту-160 по этому показателю опережает, к примеру, средний бомбардировщик Ту-22М3.

Из недостатков машины можно отметить в первую очередь её неспособность применять обычное бомбовое вооружение. Это в значительной мере ограничивает практическое использование Ту-160, особенно в региональных конфликтах. Возможно, в дальнейшем данный недостаток будет устранен.

Тюрьма «Белый лебедь»: история названия

Наименование является неофициальным. Существует несколько версий того, почему она так называется. По одной из них, оно произошло от способа перемещения осужденных по территории. Они идут, наклонившись вперед почти под 90 градусов. При этом их руки закинуты за спину. Такая поза носит название «лебединая». Вторая версия связана со скульптурами, которые располагаются на территории повсеместно. Над входом в здание, в котором сидит начальник учреждения, на решетке, за которой стоят этапированные лицом к стене, присутствуют лебеди. Даже мусорные урны выполнены в виде этих птиц. Обе версии представляются весьма правдоподобными и вполне объясняющими неофициальное название этого исправительного учреждения.

Применение

До 2001 года бомбардировщики применялись исключительно для нужд ВВС РФ. В боевом состоянии находились все 15 единиц техники. Шесть ракетоносцев имели на своём борту ядерные боеголовки. В 2002 г. Минобороны заключил соглашение с Казанским авиазаводом на модернизацию этих 15 бомбардировщиков. В 2007 в отремонтированном состоянии находилось 14 летательных аппаратов (один разбился во время испытаний). С 2008 по 2017 было изготовлено ещё 2 военных самолёта. Сейчас их количество — 16 штук. Модернизированные воздушные судна Ту-160 М появились в 2016. До 2019 все летательные аппараты должны быть модернизированы до стандарта М.

В 2008 г. два военных самолёта с учебным вооружением отправились в Венесуэлу. Их полёт сопровождали истребители Су-27. В Венесуэле боевые машины совершили тренировочные вылеты над нейтральной водной поверхностью Атлантического океана. После выполнения миссии вернулись на свой аэродром под г. Энгельс.
Боевые летательные аппараты применялись в Сирии в 2015 г. для урегулирования военного конфликта. Боевые самолёты осуществляли вылеты и уничтожали вражеские цели. Удары наносились современными ракетами Х-555.

Вы считаете Ту-160 устаревшим “музейным экспонатом”?

ДаНет

История создания

Согласно приказу, изданному Советом Министров Советского Союза в 1967 году, отечественные производители приступили к проектированию нового бомбардировщика. В разработке проекта принимали участие как сотрудники предприятия «Мясищева» и «Сухого», внося на протяжении нескольких лет различные предложения по создаваемому проекту.

По каким-то причинам представители авиакомпании, названной в честь Туполева, не принимали участие в конкурсе, несмотря на то, что ранее инженеры именно этого бюро смогли разработать и ввести в действие проект относительно создания нескольких моделей бомбардировщиков, а также сверхзвукового летательного аппарата Ту-144. Рассматриваемое военно-воздушное средство является основой ядерной мощности России. А подтверждают этот факт отменные технические характеристики Ту-160.

Белый лебедь стратегического назначения

Перед инженерами-конструкторами были поставлены конкретные цели относительно создания будущего военной машины:

  • дальность перелета воздушного транспорта должна приравниваться к 13 тыс. км на примерной высоте в 18 тыс. км при скорости в 2450 км/ч;
  • к назначенной цели военно-воздушный транспорт должен суметь приблизиться в скоростном дозвуковом крейсерском режиме;
  • вес нагрузки относительно общей массы должен приравниваться к 45-ти тоннам.

Первый пробный вылет военной машины был произведен в конце 1981 года на территории военного аэродрома «Раменское». Испытания прошли успешно, что подтвердил опытный летчик Б. Веремеев, пилотирующий первую модель.

Кабина Ту-160

Сверхзвуковой российский ракетоносец был запущен в серийное производство спустя 3 года после успешно произведенного пробного вылета. Новые модели воздушно-военной техники изготавливались специалистами, работающими на авиапредприятии в Казани. Первая модель серийного производства смогла подняться в небесный простор в конце 1984 года, в дальнейшем авиапроизводитель ежегодно изготавливал по одной единице востребованных военно-воздушных машин.

По приказу Б. Ельцина, в начале 1992-го года было решено прекратить серийное производство моделей Ту-160. Данное решение действующий в те времена президент принял в ответ на решение США приостановить производство не менее мощных американских военных бомбардировщиков В-2.

Габариты

Ту-160 за красоту лётчики назвали «Белым лебедем». Он считается самым крупным и тяжёлым военным самолётом. Бомбардировщик может на своём борту поднять крылатые ракеты последней версии, имеющие ядерные боеголовки.

Натовцы дали этому самолёту название — «Blackjack», или «дубинка». На вооружении ВВС РФ он с 1987 года. Всего было изготовлено всего лишь 35 таких боевых машин. Правда, в рабочем состоянии к 2013 году осталось лишь 16 бомбардировщиков. Все они прошли модернизацию до стандарта Ту-160 М, а до 2023 года ожидается изготовление новых версий — М2.

Этот самолёт имеет высоту — 13,1 м и длину — 54,1 м. Бомбардировщик может без посадки пролететь 13 000 000 м, развить скорость до 2 200 км/ч и подняться в небо на высоту 18 000 м.

Стоимость и возможности российского авиастроения

Не секрет, что с нуля машины класса Ту-160 не выпускаются с момента распада СССР. Более того, была утеряна возможность производства двигателей НК-32, необходимых для полёта машины. Однако в прошлом году было объявлено, что ОАО «Кузнецов» восстанавливает производство НК-32, а к 2016 году должна будет быть выпущена первая партия двигателей. Производство данной силовой установки необходимо для поддержания имеющихся Ту-160 в лётном состоянии, кроме того на её основе будет создан двигатель для ПАК ДА. Что касается остального — будет однозначно непросто, однако вся документация на месте — ключевым моментом являются инвестиции в станки и другое оборудование, необходимое для производства. Приблизительная стоимость одного Ту-160 в 1993 году составляла $250 млн — с тех пор, конечно, «поработала» инфляция, однако с учётом применения более современных технологий производства, будем считать такую цену актуальной и по сей день. В таком случае, стоимость программы производства 20 новых Ту-160М составит минимум $5 млрд, а возможно и больше.

Деньги это не маленькие — но и не слишком большие, особенно учитывая то, что производство такой партии самолётов будет достаточно сильно растянуто во времени. Так что остаётся ждать и наблюдать за тем, получит ли импульс производство стратегической авиации РФ. Успехи последних лет в строительстве тактической боевой авиации внушают здоровый оптимизм. Пока же все мы сможем понаблюдать за нашими «Медведями» и «Лебедями» на Параде Победы 9 мая.

Редкая птица

А теперь о печальном. На вооружении России находится всего 16 таких машин. Этот дефицит произошел из-за сокращения вооружений в период перед развалом СССР и привел к тому, что каждый самолет имеет свое собственное имя. Американских аналогов в строю находится не менее 61.

С этим связана ещё одна примечательная история. Когда произошел развал СССР, на территории Украины осталось 19 таких машин, причем в рабочем состоянии из них находилось только 6. Учитывая экономическое состояние новообразовавшегося государства, содержать и обслуживать эти машины не было никакой возможности. Ведь даже для одного учебного полета требуется заправить в машину около 40 тонн топлива.

Дизайн

Вид из кабины Ту-160

Смешанный профиль крыла

Ту-160 — самолет с изменяемой геометрией крыла. В самолете используется электродистанционная система управления со смешанным профилем крыла , полнопролетные предкрылки используются на передних кромках, с двухщелевыми закрылками на задних кромках и крестообразным оперением . Ту-160 имеет экипаж из четырех человек (пилот, второй пилот, бомбардир и оператор оборонительных комплексов) на катапультных креслах К-36ЛМ .

Ту-160 оснащен четырьмя турбовентиляторными двигателями Кузнецова НК-32 с форсажным двигателем, самыми мощными из когда-либо установленных на боевых самолетах. В отличие от американского B-1B Lancer , который снизил исходные требования к Маха 2+ для B-1A для достижения меньшего радиолокационного сечения , Ту-160 сохраняет изменяемые рампы впуска и способен развивать скорость 2,05 Маха на высоте. Ту-160 оборудован системой дозаправки в воздухе пробно -тормозной системы для полетов с увеличенной дальностью полета, хотя она используется редко. Внутренний запас топлива Ту-160 составляет 130 тонн, что дает ему примерно 15-часовую автономность полета при крейсерской скорости около 850 км / ч (530 миль в час), 0,77 Маха на высоте 9 100 м (30 000 футов). В феврале 2008 года в ходе учений по воздушным боям отработали дозаправку в воздухе бомбардировщики Ту-160 и заправщики Ил-78 , а также МиГ-31 , А-50 и другие российские боевые самолеты.

Самолет несет TsNPO Ленинец Обзор-К (обзору, НАТО: моллюск труба) радар для отслеживания наземных и воздушных целей, и отдельная Сопка Рельефного следования радара . Хотя Ту-160 был разработан с учетом пониженной заметности как для радиолокационного, так и для инфракрасного излучения , это не самолет-невидимка . Тем не менее, заявил, что Ту-160 удалось незамеченным проникнуть в американский сектор Арктики 25 апреля 2006 г., что привело к расследованию ВВС США по данным российского источника.

Туполев Ту-160 на параде Победы в Москве 2013

Оружие перевозится в двух внутренних отсеках, каждый из которых может вместить 20 000 кг (44 000 фунтов) оружия свободного падения или для ядерных ракет; дополнительные ракеты также могут нести внешние. Общая грузоподъемность вооружения составляет 40 000 кг (88 000 фунтов). Защитного оружия не предусмотрено; Ту-160 — первый советский бомбардировщик после Второй мировой войны, лишенный такой защиты.

Ту-160 с ракетой-носителем Бурлак

С 2020 года ВВС России планируют вооружить Ту-160 новыми гиперзвуковыми ракетами, в частности Х-47М2 «Кинжал» .

Внешне похожий на американский B-1 Lancer, Ту-160 представляет собой боевой самолет другого класса; его основная роль — противостоящая ракетная платформа (стратегический ракетоносец). Ту-160 также больше и быстрее, чем B-1B, и имеет немного большую боевую дальность, хотя B-1B имеет большую комбинированную полезную нагрузку с внешней полезной нагрузкой. Еще одно заметное отличие состоит в том, что цветовая схема B-1 обычно приглушена темно-серым, чтобы уменьшить видимость; Ту-160 окрашен в белый цвет с защитой от вспышек , что дало ему прозвище среди российских летчиков «Белый лебедь».

Особенности конструкции

Самолет Ту-160 представляет собой интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности. Конструкция оснащена трехопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем. Кабина у истребителя общая для всех четырех членов экипажа (командир и пилот – на передних креслах, бомбардир и офицер-оборонщик – позади них).

Одна из основных особенностей конструкции – поворотное крыло переменной стреловидности. Угол наклона передней кромки изменяется в диапазоне от 20° до 65°. Механизация крыла включает предкрылки и двухщелевые закрылки, для контроля крена есть интерцепторы и флапероны.

Бомбардировщик оснащен четырьмя двухконтурными турбовентиляторными двигателями НК-32, созданными на Куйбышевском моторном заводе. Двигатели установлены попарно в мотогондолах в нижней части фюзеляжа.

Основные материалы, применяемые при изготовлении Ту-160 – это титан, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы и композиционные материалы.

Топливные емкости машины вмещают 130 тонн топлива, что обеспечивает 15-часовую дальность полета без дозаправки при скорости около 850 км/ч. Бомбардировщик также оборудован системой дозаправки в полете для дальних перелетов.

Технические характеристики

Общие технические характеристики машины:

  • экипаж: 4 человека (пилот, второй пилот, бомбардир, офицер оборонительных систем);
  • длина: 54,1 м;
  • размах крыльев: при 20° – 55,7 м, при 65° – 35,6 м;
  • высота: 13,1 м;
  • площадь крыла: 400 кв. м;
  • вес без топлива и вооружения: 110 000 кг;
  • вес с топливом и вооружением: 267 600 кг;
  • максимальный взлетный вес: 275 000 кг;
  • силовая установка: четыре турбореактивных двигателя NK-321.

Летно-технические характеристики:

  • максимальная скорость: 2220 км/ч;
  • крейсерская скорость: 960 км/ч;
  • дальность полета: 12 300 км;
  • дальность боя: 2 000 км;
  • динамический потолок: 16 000 м;
  • скорость набора высоты: 70 м/с;
  • нагрузка на крыло: 742 кг/кв. м;
  • отношение тяги к массе: 0,37.

Вооружение

В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках размещается различное вооружение общей массой стандартно – 22 500 кг, максимально – до 40000 кг и две внутренние поворотные пусковые установки на шесть крылатых ракет Raduga Kh-55SM / 101/102/555 (первичное вооружение) или 12 AS-16 Kickback с ядерными ракетами малой дальности.

Перехватчик Ту-128 — видео

https://youtube.com/watch?v=VGgBLgLDXf8

Первую попытку создать подобный комплекс предприняло в середине 1950-х гг. КБ С.А. Лавочкина, в котором был создан опытный дальний сверхзвуковой истребитель-перехватчик Ла-250. Однако испытания и доводки Ла-250 затянулись на четыре года и в конце концов были прекращены. Авиация ПВО продолжала оставаться без столь нужного ей дальнего истребителя-перехватчика. Учитывая создавшуюся обстановку с дальним перехватчиком, командование авиации ПВО в 1957 г. обратилось непосредственно к А.Н. Туполеву с предложением создать в кратчайшие сроки на базе опытного фронтового сверхзвукового бомбардировщика «98» авиационно-ракетный комплекс (АРК) дальнего перехвата. Предложение было принято, и уже в июне 1957 года в отделе С.М. Егера начались изыскательские работы по теме, получившей по КБ обозначение самолет «128», официальное — Ту-28.4 июля 1958 г. вышло постановление СМ N9 608-293, согласно которому КБ А.Н. Туполева как головная организация по созданию АРК должно было обеспечить создание комплекса Ту-28-80 в составе дальнего истребителя-перехватчика Ту-28 с двумя ТРД АЛ-7Ф-1, с ракетной системой «воздух-воздух» К-80 и системой наведения перехватчика на цель «Воздух-1».

Сложность работы по комплексу состояла не только в создании самого истребителя-перехватчика, но и организации четкого взаимодействия большого количества предприятий и организаций, участвовавших в проектировании АРК. Главным конструктором был назначен И.Ф. Незваль. В июне 1959 г. предъявили эскизный проект, разработанный с учетом результатов продувок моделей в аэродинамических трубах. Для обеспечения высоких сверхзвуковых скоростей полета применили крыло с профилями малой относительной толщины и фюзеляж, выполненный по «правилу площадей». В январе 1960 г. состоялась макетная комиссия, которая в целом одобрила макет. Коллектив КБ Ф.Ф. Волкова создавал бортовую РЛС «Смерч» с дальностью обнаружения 50 км, а КБ М.Р. Бисновата впервые в СССР создавало ракеты К-80 класса «воздух-воздух». Большая дальность ракеты и обнаружения целей не требовала точного наведения самолета-носителя на цель с помощью наземных средств наведения.

Строительство опытного самолета Ту-128 на заводе ОКБ и было закончено летом 1960 г. 18 марта 1961 г. летчик-испытатель М.В. Козлов и штурман-испытатель К.И. Малхасян подняли самолет в воздух. Осенью 1962 г. были выполнены первые успешные перехваты и уничтожение целей-мишеней. Еще до завершения испытаний 10 ноября 1962 г. Госкомиссия дала предварительное заключение для запуска самолета в серию, что позволило выиграть время для его освоения. 30 апреля 1965 г. комплекс принимается на вооружение авиации ПВО. Серийное производство осуществлялось на заводе в Воронеже. Всего с 1962 по 1970 г. завод построил 198 машин различной модификации. В 1990 г. самолет Ту-128 был снят с вооружения ВВС страны.

«Белый лебедь». 10 фактов о самом мощном бомбардировщике России (12 фото)

18 декабря 1981 года состоялся первый полет стратегического бомбардировщика Ту-160. Русские летчики дали самолету красивое имя – «Белый лебедь», потому что в полете самолет действительно походит на эту птицу. В свою очередь в NATO бомбардировщик прозвали «Blackjack», что означает «дубинка». Это мощное и страшное оружие, на борту могут переноситься ракеты и бомбы, в том числе ядерные.

Ту-160 — самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт с изменяемой геометрией крыла, а также самый тяжёлый боевой самолёт в мире.

Российские летчики прозвали Ту-160 «Белым лебедем», а по кодификации НАТО он называется Blackjack («дубинка»).

Максимальная скорость полета Ту-160 — 2 220 км/ч, а дальность полета без дозаправки — 12 300 км.

Ту-160 является обладателем 44 мировых рекордов.

Первым американцем, побывавшем на борту Ту-160, стал министр обороны США Фрэнк Карлуччи, посетивший авиабазу в Кубинке в 1988 году. Пытаясь попасть в кабину самолета, он ударился головой о электрощиток. Впоследствии летчики стали называть его «щитком Карлуччи».

Ту-160 оснащен ракетами Х-55СМ с ядерной боеголовкой. Дальность полета каждой ракеты – около 2500 км.

Стоимость Ту-160 по состоянию на 1993 год составляет 250 миллионов долларов США.

В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

Каждый из состоящих на вооружении самолетов носит имя крупного авиаконструктора или знаменитого летчика: Игоря Сикорского, Андрея Туполева, Павла Тарана, Виталия Копытова и многих других.

До 2020 года на вооружение ВВС России будут поставлены 10 самолетов модификации Ту-160М.

Подковёрные игры с самолётами

С созданием Ту-160 связана загадочная история. В те времена в нашей стране работало несколько конструкторских бюро, которые могли «потянуть» такой сложнейший проект. Это было ОКБ Сухого, которое работало надо проектом Т-4 — бомбардировщика, который мог стать самым быстрым самолётом в мире с максимальной скоростью 3200 км/ч, ОКБ Мясищева, разрабатывавшее проект М-18 с изменяемой стреловидностью крыла. Старейшее конструкторское бюро Туполева, которое уже имело опыт разработки сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 и бомбардировщиков Ту-95 и Ту-22, в конкурсе не участвовало.

Победителем был признан проект ОКБ Мясищева, но отпраздновать победу конструкторы так и не успели: через некоторое время правительство приняло решение о закрытии проекта в ОКБ Мясищева и передаче всей документации по М-18 в… ОКБ Туполева, которое подключилось к конкурсу со своим «Изделием-70» (будущим Ту-160).

Вооружение

Бомбардировщик ТУ-160 «Белый Лебедь» поднимает максимальный боевой груз до 45 тонн, который располагается в двух специальных отсеках. Существуют 3 варианта вооружения:

  1. Двадцать четыре баллистические ракеты (мощностью 300 килотонн) с дальностью полета до 300 км и скоростью передвижения равной 5 МАХ (т. е. в пять раз быстрее звука);
  2. Двенадцать крылатых ракет Х-55 (мощностью до 500 килотонн), которые передвигаются со скоростью 850 км/ч и могут преодолевать 3500 км.
  3. Двенадцать крылатых ракет серий Х-101 и Х-102, мощность которых достигает 1 мегатонны, а дальность полета — 5500 км.

Породы лебедей и их характеристики

Существует 7 разновидностей, схожих друг с другом по образу жизни.

  1. Лебедь-кликун. Обитает в тундровых и таежных лесах Евразии — от Исландии на западе до Сахалина на востоке. Получил свое название за издаваемые им трубные раскатистые крики. Отличием породы является желтый цвет клюва и форма шеи. Она прямая, а не изогнутая, как у других представителей. Вес тела от 8 до 12 кг. Окрас пера — белоснежный, ноги черные. Молодые особи имеют серый цвет. Летает птица высоко — известен случай, когда стая поднялась на высоту 8200 м. Гнездятся кликуны на берегах рек или болотах, всегда в одних и тех же местах.

  2. Лебедь-шипун. Длина туловища может достигать 180 см. Вес самца — 10—16 кг, самки на 2 килограмма легче. Красный клюв птицы украшает большой черный нарост. Лебедь издает громкие шипящие звуки. Ареал — север и юг Евразии, Австралия и Южная Африка. Птицы селятся на болотах, заросших прудах и озерах, стараются держаться далеко от человека. Во время плавания шипун немного приподнимает крылья, что отличает его от других лебедей.
  3. Лебедь-трубач. Крупные водоплавающие с белым оперением и длиной тела 160—180 см. Характерной особенностью пернатой является большой черный клюв с продольной розовой полосой. Голос птицы нельзя спутать ни с чем. Возвещая о своем взлете, трубач издает протяжный крик и мотает головой. Сейчас в мире существует 2 колонии птиц. Одна из них — на территории североамериканских Скалистых гор, другая — в южной части Аляски.
  4. Черный лебедь. Проживает только на территории Австралии. Не является перелетной птицей. Размер взрослой особи достигает 130 см, вес — 7 кг. Оперение имеет черный цвет, лапы тоже черные. Клюв ярко-красный, украшенный белой окантовкой. Интересный факт: шея пернатой состоит из 31 позвонка, что дает птице возможность добывать пищу глубоко под водой.
  5. Американский лебедь. Самый малый представитель вида. Туловище, покрытое перьями белого цвета, достигает 140 см. Вес — 4—9 кг, размах крыльев — до 190 см. Жизнь представителя американской породы проходит в труднодоступных тундровых лесах Америки и северной части Дальнего Востока. Зимуют стаи на побережье Тихого и Атлантического океана.
  6. Черношейный лебедь. Длина птицы составляет 120—140 см, вес достигает 6,5 кг. Отличительный признак подвида — характер оперения. Туловище птицы белое, а голова и шея окрашены в черный цвет. Глаза окаймлены белой полосой. На темно-сером клюве расположен массивный красный нарост. Черношейный лебедь распространен в Южной Америке — от Чили до Фолклендских островов. Обитает на берегах озер, болот и в морских бухтах. На зимовку птицы улетают на север Парагвая.
  7. Малый лебедь. Внешним видом схож с кликуном. Длина туловища — 112—125 см, вес — около 6,3 кг. Цвет оперения белый. Клюв черного цвета, у основания желтый. Малый лебедь обитает исключительно в тундровых лесах России. Существует западная и восточная популяция вида. Первая имеет гнездовья на территории Ямала и Таймыра, вторая — в лесотундрах долины реки Енисей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector