Ил-78 модификации

История создания и эксплуатации

Инженерное проектирование самолета-заправщика ИЛ-78 началась в середине 80-х годов. Необходимость в самолетах подобного класса была обусловлена отсутствием используемых на практике универсальных моделей самолетов-заправщиков. Успешные испытания провели 26 июня 1983 г. Базой для начала разработок послужил ИЛ-76МД. Первые попытки конструирования заправщика нового поколения были осуществлены еще в 1968 г., однако, они оказались несостоятельными, так как созданный прототип самолета ИЛ-76 не отличался выдающимися техническими характеристиками и был способен на передачу только 10 т топлива.

Расширение авиационного парка тяжелыми бомбардировщиками и истребителями делало вопрос о внедрении самолета-заправщика все более актуальным. Постановлением Совмина СССР были поставлены приоритетные задачи по обеспечению ВВС СССР самолетами этого класса. В короткие сроки конструкторское бюро под руководством Р.П. Папковского подготовило проект ИЛ-78 на базе ранее разработанного ИЛ-76. 26 июня 1983 г. проведены первые успешные испытания в условиях заводского аэродрома, расположенного в Ташкенте. После официальных государственных проверок, ИЛ-78 поступает в серийное производство в 1984 г., при этом выпуск ИЛ-76 не прекращается. На вооружении ВВС он находится с 1987 г. Самолеты ИЛ-78 в советское время обеспечивали работу фронтовой и бомбардировочной авиации, а также часть их была перебазирована на дальневосточные и арктические аэродромы для боевого дежурства и снабжения патрулирования стратегических авианосцев.

Распад СССР внес свои коррективы. Самолеты, находящиеся на территории Украины оказались невостребованными по своему прямому назначению. Активно реализовывалась их транспортировочная функция, также происходила сдача в аренду, лизинг, продажа иностранным авиакомпаниям. В ВВС России первый самолет поступил в начале 1989 г. в распоряжение 1230 АПЗС (Энгельс). География их деятельности покрывала всю территорию СССР. К концу 1991 г. в производство было выпущено 45 самолетов как ИЛ-78, так и ИЛ-78М, на балансе ВС РФ в 2013 г. находилось 20 единиц заправщиков.

О поставке самолетов ил-78

Переговоры по контракту на поставку самолетов-топливозаправщиков Ил-78 Минобороны России действительно ведутся, однако о конкретных условиях и предположительной дате заключения данного соглашения пока говорить рано.

Об этом 12 марта 2013 года сообщило РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Объединенной авиастроительной корпорации. Не так давно в средствах массовой информации стали появляться материалы о вероятной поставке ОАК 31 самолета Ил-78 для Министерства обороны России.

Позже появилась информация о том, что данный контракт находится «в стадии подписания».

«Если эти цифры будут анонсированы Минобороны, тогда они станут публичными, а сейчас мы о них говорить не можем. Когда контракт будет подписан, по факту, я думаю, мы все это объявим», — сказал источник агентства.

Источник — РИА Новости.

Сейчас он является единственным специализированным типом самолетов-заправщиков в ВВС России, также может использоваться как военно-транспортный самолет. Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М.

Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78.

В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.

Модификации самолёта Ил-78:

  • Ил-78 — Базовая модификация
  • Ил-78М — Усиленное шасси. Не герметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак.
  • Ил-78МКИ (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС.
  • Ил-78МП — Переоборудовались серийные машины.
  • Ил-78МК-90 — (проект) Проект самолёта-заправщика на базе Ил-76МД-90А (Ил-476) с двигателями ПС-90А-76.
размах крыла (м) 50,5
длина самолета (м) 46,6
высота самолета (м) 14,76
площадь крыла (кв. м) 300
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд 25
диаметр фюзеляжа (м) 4,8
тип, модель двигателя ТРДД, Д-30КП, сер. 2
количество двигателей (шт) 4
максимальная взлетная тяга (MCA, H=0) (кгс) 4 х 12000
максимальная взлетная масса (т) 210
максимальная полезная нагрузка (т) 48
скорость полета (км/ч) 750
скорость полета при заправке (км/ч) 440-600
длина разбега (м) 2200
длина пробега (м) 1000
летный экипаж 6
размах крыла (м) 50,5
длина самолета (м) 46,6
высота самолета (м) 14,76
площадь крыла (кв.м) 300
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд 25
диаметр фюзеляжа (м) 4,8
тип, модель двигателя ТРДД, ПС-90А-76
количество двигателей (шт) 4
максимальная взлетная тяга (MCA, H=0) (кгс) 4 х 16000
максимальная взлетная масса (т) 210
максимальная полезная нагрузка (т) 52
скорость полета (км/ч) 740-800
скорость полета при заправке (км/ч) 400-600
длина разбега (м) 1550
длина пробега (м) 960
летный экипаж 6

Самолет-заправщик Ил-78МК (конвертируемый) разработан на базе самолета Ил-78М и предназначен для заправки топливом в полете до 3-х самолетов различного назначения. Дозаправка может производиться днем и ночью в условиях визуальной видимости.

Самолет может быть использован для наземной заправки до четырех самолетов одновременно.

Самолет-заправщик Ил-78МК-90 (конвертируемый) разработан на базе самолета Ил-78МК. В варианте топливозаправщика предназначен:

  • для заправки самолетов в воздухе. Имеет три точки заправки;
  • для заправки на земле четырех потребителей одновременно. Имеет четыре точки заправки.

В транспортном варианте предназначен для перевозки различных грузов, техники общим весом до 52 тонн и личного состава. На самолете установлены новые двигатели ПС-90А-76, за счет этого:

  • повышена экономическая эффективность самолета;
  • увеличена максимальная, полезная нагрузка.
  • увеличено количество отдаваемого топлива на рубежах заправки.

Список самый известных модификаций

  • Ил 78 – изначальная, базовая модификация.
  • Ил 78В – разработка возможности дозаправки самолетов западного типа.
  • Ил 78М – усиленное шасси, грузовая кабина не герметичная, добавлен третий фюзеляжный бак.
  • Ил 78М 2 – модернизация Ил 78М, проект.
  • Ил 78М 90А – самолет-заправщик, разработанный на базе Ил 76МД 90А, проект.
  • Ил 78МК – еще одна модернизация Ил 78М, рассчитанная на транспортную конфигурацию, проект.
  • Ил 78МК 90 – проект летательного аппарата на базе Ил 78МК с двигателями ПС-90А-76.
  • Ил 78МКИ – модификация Ил 78М, которую поставляли по контракту государства индийским ВВС.
  • Ил 78МП – специальное обозначение для четырех самолетов, что были поставлены компанией Укрспецэкспорт в Пакистан по контракту.

Кроме СССР попытки изменения и улучшения Ил-76 проводили в Ираке. Стоит заметить, что еще в 1988 году самолет типа Ил-76МД оснастили приобретенным еще в Советском Союзе подвесным агрегатом заправки (УПАЗ), и крепился он на основной стойке грузолюка, что находилась по центру. Благодаря данной характерной черте створку люка приходилось поднимать в момент взлета и посадки, заправщик этого типа был способен одновременно заправлять только Миг-27 или Су-22М.

Самой важной характеристикой со времен появления летательных аппаратов была дальность их полета, поэтому дозаправка могла бы существенно увеличить эту характеристику. Другим же вариантом было увеличение объема переносимого топлива, и в следствии, увеличение массы самолета

Благодаря использованию технологии дозаправки можно сократить не только взлетную массу аппарата, а и длину взлетно-посадочной полосы.

Как российский Ил-78МД-90А обогнал европейца Airbus-330 MRTT в Индии

Фото: Dammit

Индия ведет переговоры с Россией о закупке партии самолетов-топливозаправщиков для своих Военно-воздушных сил (ВВС). Кроме поставленных ранее шести самолетов Ил-78МКИ, российская сторона впервые предложила Нью-Дели модификацию новейшего военно-транспортного Ил-78МД-90А. Реализация этого проекта может принести российским авиастроителям около 2 млрд долларов.

Ещё до отказа от закупки победивших в тендере 2015 года и внезапно подорожавших самолетов Airbus-330 MRTT Нью-Дели присматривался к российским глубоко модернизированным воздушным судам Ил-76МД-90А. Снижение цен на топливо сделало российские самолеты конкурентоспособнее.

Индия – один из главных стратегических партнеров России в сфере военно-технического сотрудничества, и всегда требует наиболее современную боевую технику.

Совместные российско-индийские предприятия (в Индии) в ближайшее время произведут 250 истребителей Су-30 МКИ, 200 вертолетов Ка-226, около 1 тысячи танков. Военно-транспортный самолет Ил-78МД-90А способен подкрепить эту тенденцию.

Самолет XXI века с высокой репутацией

Индия может позволить себе многое на мировом рынке вооружений (ежегодный прирост ВВП страны составляет 9%), и выбор самолетов Ильюшина не случаен.

Топливозаправщик Ил-78М-90А – это модификация транспортного самолета Ил-76МД-90А. Проектирование и производство реализованы в цифровых технологиях, с использованием современного высокоточного оборудования.

Самолет приспособлен для дозаправки в воздухе воздушных судов дальней, фронтовой и специальной авиации. Может взлетать с укороченной (грунтовой) взлетно-посадочной полосы длиной 1540 метров.

Ил-78МД-90 является глубокой модернизацией ставшего легендарным транспортника Ил-76. Самолет отличается модифицированным крылом, новыми двигателями и системой управления, имеет большую грузоподъемность (60 тонн) и объем перевозимого на борту топлива.

52 тонны полезной нагрузки со скоростью 800 км в час доставит на расстояние в 5000 км (20 тонн перевезет на 8500 км). Система топливозаправки модульная, и при необходимости новейший воздушный танкер без проблем превращается в обычный транспортный самолет.

Самолет ИЛ-76МД-90А во время тренировочного полета участников перед Международным авиационно-космическим салоном «МАКС-2013» в Жуковском.

Опытный образец строится на ульяновском предприятии «Авиастар-СП» и станет первым самолетом-топливозаправщиком, произведенным в России (ранее все военно-транспортные самолеты Ильюшина собирали в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова). Запуск самолета-топливозаправщика Ил-78МД-90А в серию планируется в 2018 году.

Ранее Минобороны РФ заказало 39 транспортных Ил-76МД-90А, два из которых уже получены. С учетом растущего спроса компания намерена увеличить ежегодный выпуск самолетов этой серии до 10-11 единиц к 2018-2019 годам (сейчас выпускается 2-3 машины).

Всего в рамках производственной программы Объединенной авиастроительной корпорации до 2025 года будет произведено свыше 170 перспективных воздушных судов на базе Ил-76МД-90А.

Сборка самолета ИЛ-76МД-90А в цехе окончательной сборки на Ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП». Июнь 2016 года

Перспективы производства

Параллельно предприятие приступило к модернизации первого самолета-топливозаправщика Ил-78, которая позволит продлить эксплуатационный срок воздушного танкера (Ил-78-2) до 40 лет. Модернизация касается пилотажно-навигационного, радиосвязного, светотехнического и бытового оборудования, средств обороны.

В России создают лазерный комплекс авиационного базирования для подавления разведывательных средств противника на Земле и в космосе.

Возможно, базовый Ил-76МД-90А  станет достойным носителем новейшего оружия.

К модернизированным военно-транспортным самолетам Ильюшина проявляют широкий интерес заказчики из  государств СНГ, Юго-Восточной Азии и Африки. Это определяет перспективы развития производства.

Сборка самолета ИЛ-76МД-90А в цехе окончательной сборки на Ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП». Июнь 2016 года

ЗАО «Авиастар-СП» – крупнейшее предприятие России по выпуску авиационной техники.

Завод специализируется на производстве транспортных самолетов Ил-76МД-90А, пассажирских и грузовых самолетов семейства Ту-204, сервисном обслуживании транспортных самолетов Ан-124 «Руслан».

Александр Хроленко, обозреватель МИА «Россия сегодня»РИА Новости

Модификация ИЛ-78М

Последующей разработкой становится ИЛ-78М, в которую вносятся существенные конструкторские изменения. Его создатели отказываются от возможности перепрофилирования заправщика в транспортный самолет, так как эта функция на практике оказалась невостребованной. В свою очередь, ИЛ-78М получает возможность увеличения собственной взлетной массы до 210 т, по сравнению со 190 т его предшественника. С этой целью грузовой отсек самолета оборудуется несъемными цилиндрическими баками, объем которых составляет 36 т топлива, что на 8 т больше, чем у его предшественника. Также при проектировании пришлось отказаться от грузового погрузочного люка, десантно-транспортного оборудования. Такие изменения позволили уменьшить собственный вес самолета на 5 тонн.

Система передачи топлива была усовершенствована, и самолет получил обновленную УПАЗ 1М, что позволило увеличить скорость передачи топлива до 2900 л/м. Кроме того, это расширило возможности для проведения заправки самолетов «тяжелого» класса. Свой первый полет Ил-78М совершил 7 марта 1987г. Успешно пройдя испытания, он поступил на вооружение наравне с ИЛ-78. На сегодняшний день РФ осуществляет поставки самолетов ИЛ-78 в Индию, Пакистан, КНР.  

«Новые решения»

Предполагается, что самолёт Ил-78М-90А станет основным заправщиком для самолётов дальней, фронтовой и специальной авиации.

Такой самолёт способен заправлять в воздухе одновременно два самолёта фронтовой авиации — такие как Су-27 или МиГ-29. Заправка самолётов такого типа проводится с помощью агрегатов, установленных на крыле.

Самолёты дальней и специальной авиации могут заправляться при помощи хвостового агрегата заправки Ил-78М-90А. В этом случае речь также идёт о воздушной заправке. При этом заправка топливом может проводиться и днём, и ночью.

Находясь на земле, Ил-78М-90А способен заправлять топливом одновременно четыре самолёта.

  • Самолёты Су-27 и МиГ-29

Как пояснил в беседе с RT заслуженный лётчик РФ, генерал-майор Владимир Попов, такая возможность появилась у самолёта благодаря дополнительным системам топливной автоматики.

«Одновременную заправку в воздухе двух самолётов достаточно легко реализовать технически, но трудно психофизически. Для лётчиков самолётов-заправщиков сложно выдерживать заданный режим полёта, но автоматика помогает в данном случае», — отметил эксперт.

Новый топливозаправщик оснащён четырьмя турбореактивными двигателями нового поколения ПС-90А-76.

Также по теме


Защита на высоте: как Россия совершенствует костюмы для военных лётчиков

В России разрабатывается новый защитный костюм для пилотов Воздушно-космических сил. Об этом рассказал начальник…

Как сообщается на сайте ОДК «Пермские моторы», двигатели ПС-90А-76 были сертифицированы в 2003 году, серийное производство началось на ПМЗ с 2004 года. Договор о поставке двигателей для Ил-78М- 90А был подписан в 2013 году.

По словам экспертов, именно новым российским двигателям Ил-78М-90А обязан своей повышенной грузоподъёмностью и дальностью полёта.

«Те улучшенные характеристики, которыми обладает Ил-78М-90А, во многом связаны именно с установкой на него двигателей нового поколения. Сегодня в России есть технологическая платформа для создания мощных, эффективных моторов», — пояснил Юрий Кнутов.

Похожей точки зрения придерживается и Владимир Попов. По словам эксперта, улучшенные характеристики нового самолёта связаны как с двигателями, так и с новой авионикой, автоматикой, модернизированным фюзеляжем и крыльями.

«Благодаря новым конструкторским решениям эффективность машины повысилась», — добавил эксперт.

Техническая библиотека

Самолет Ил-78 предназначен для дозаправки военных самолетов в воздухе, прежде всего в целях увеличения их радиуса действия. Кроме того, дозаправка боевых самолетов в воздухе дает возможность взять на борт больше боевого груза или существенно увеличить продолжительность патрулирования в воздухе. Самолет Ил-78 был создан в начале 80-х годов его испытания проводились в 1983 году.

При разработке самолета за основу был принят военно-транспортный самолет Ил-76МД, в конструкцию которого были внесены следующие изменения: в грузовой кабине установлены два цилиндрических топливных бака общей вместимостью 28 000 кг топлива, кабина стрелка кормовой пушечной установки переоборудована в кабину оператора дозаправки с оснащением ее необходимыми приборами, под каждой из консолей крыла и в задней части фюзеляжа с левой стороны установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А Сахалин, усовершенствовано радиоэлектронное оборудование, в частности, установлена система ближней навигации «Встреча», позволяющая осуществлять взаимный поиск и сближение воздушного танкера и боевого самолета на дистанции 300 км в сложных метеорологических условиях и в любое время суток.

Стандартными вариантами передачи топлива в воздухе считаются дозаправка одного самолета класса «тяжелый бомбардировщик» с подфюзеляжного подвесного агрегата или двух самолетов класса «истребитель» — с подкрыльевых агрегатов.

В зависимости от выбранного режима заправки производительность при раздаче топлива составляет 900-2200 л/мин.

Особенностью первого варианта самолета-заправщика Ил-78 является то, что после снятия агрегатов заправки и демонтажа установленных в грузовой кабине топливных баков самолет может использоваться в качестве транспортного, так как грузовой люк с рампой и створками на нем сохранился.

Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М. Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78.

Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.

Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60 000 — 65 000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32 000 — 35 000 кг — на дальности 4000 км.

ЛТХ: Модификация Ил-78 Размах крыла, м 50.50 Длина самолета,м 46.59 Высота самолета,м 14.76 Площадь крыла,м2 300.0 Масса, кг пустого самолета 40000 максимальная взлетная 190000 Внутренне топливо, л 82000 Тип двигателя 4 ТРДД Авиадвигатель Д-30КП Тяга, кгс 4 х 117.

68 Максимальная скорость, км/ч 850 Крейсерская скорость, км/ч 800 Скорость при дозаправке, км/ч 400-600 Практическая дальность, км 7300 Дальность действия, км 3650 Практический потолок, м 12000 Экипаж, чел 6 Полезная нагрузка: Максимальная нагрузка — 65000 кг топлива Типовая нагрузка: Крыльевые баки — 14800 кг топлива

Фюзеляжные баки — 28000 кг топлива

Боролись до конца

В состав экипажа разбившегося самолета входили опытнейшие испытатели компании «Ил». Командиром был Герой Российской Федерации Николай Куимов, заслуженный летчик-испытатель РФ. Именно он 30 марта 2019 года провел первый испытательный полет опытного образца Ил-112В.

Летчик-испытатель родился 16 декабря 1957 года в городе Подольске Московской области. Окончил Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков имени М.М. Расковой в 1979 году и Московский авиационный институт им. Орджоникидзе в 1985 году.

После окончания Центра подготовки летчиков-испытателей (ЦПЛИ) Государственного летно-испытательного центра им. В.П. Чкалова продолжил служить в должности старшего летчика-испытателя. Участвовал в испытаниях самолетов Ан-72, Ан-124, Ил-80.

С 1994 года был шеф-пилотом в ОКБ им. С.В. Ильюшина. Поднял в небо «президентский» Ил-96-300ПУ, транспортные Ил-76МД-90 и Ил-96-400ТД, первый серийный Ил-76МФ, воздушный танкер Ил-78М-90А, пассажирский Ил-114-300. Участвовал в испытаниях Ил-86, Ил-114-100, Ил-103. В общей сложности освоил более 35 типов самолетов.

Двигательная недостаточность

Шеф-пилот Николай Куимов во время приветствия после успешного испытательного полета на новом российском военно-транспортном самолете Ил-112В, март 2019 года

Фото: ТАСС/Евгений Срибный

В 2005-м выполнил боевые пуски ракет по морским целям с противолодочного самолета Ил-38. 29 декабря 2006 года Николаю Куимову присвоено звание Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при испытании авиатехники.

Второй пилот разбившегося Ил-112В, заслуженный летчик-испытатель РФ Дмитрий Комаров родился 10 сентября 1969 года. В 1990 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище. Служил в строевых частях ВВС.

Став летчиком-испытателем ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина», в качестве второго пилота поднял в небо самолеты Ил-76ТД-90ВД, Ил-114-300. Участвовал в тестировании Ил-103, Ил-114, Ил-76МД-М.

Бортинженер-испытатель 1-го класса Николай Хлудеев с самого начала испытывал Ил-112В. Вместе с экипажем проверял режимы работы двигателей, устойчивость и управляемость самолета во время первых тестовых полетов. Ранее он проходил службу в Военно-воздушных силах, но потом закончил школу летчиков-испытателей и стал бортовым инженером в ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина».

Игорь Маликов, бывший заместитель начальника летного испытательного центра, заслуженный летчик-испытатель, Герой России в беседе с «Известиями» выразил искренние соболезнования родным и близким экипажа. С бортинженером Николаем Хлудеевым он был знаком лично и вспоминает о нем как о прекраснейшем человеке.

Двигательная недостаточность

Летчик-испытатель Николай Куимов, летчик-испытатель первого класса Дмитрий Комаров и бортинженер-испытатель первого класса Николай Хлудеев на летно-испытательной станции Воронежского авиастроительного объединения

Фото: Воронежское авиастроительное объединение/vaso.ru

— Работа пилотов, которые садятся на опытные машины, — это всегда большой человеческий риск и величайший труд, — рассказал Игорь Маликов. — После просмотра видео можно сказать, что, по всей видимости, произошел пожар двигателя — такой пожирает самолет за очень короткий промежуток времени. Пережигаются все управляющие системы, алюминиевые конструкции. Безусловно, летчики — герои, они боролись до конца. Случилось это на очень малой высоте — с парашютом не спрыгнешь, катапульты на транспортном самолете не предусмотрены.

Возгорание в воздухе всегда очень критично, отметил эксперт. В 70% таких случаев происходит потеря машины.

— Есть, конечно, противопожарные системы, но, видимо, пожар развивался так, что лился большой поток топлива, — предположил он. — Это демонстрирует длинное пламя, которое доходило практически до хвоста.

Прототипы

Первый прототип Ил-78 (СССР-76556) выполнил первый полет 26 июня 1983 года на заводском аэродроме Ташкентского авиационного производственного объединения им.В.П.Чкалова (ТАПОиЧ).

До 1999 года самолет был задействован в различных программах летных испытаний, после чего его передали в 203-й отдельный гвардейский полк самолетов-заправщиков, дислоцированный на авиабазе Дягилева под Рязанью. В программе летных испытаний также принимал участие доработанный первый прототип военного Ил-76 (СССР-76501 ), который оборудовали двумя подкрыльевыми узлами для подвески УПА3. От Ил-76МД прототип Ил-78 отличается доработанными крылом, топливной системой, бортовым оборудованием.

Отработка дозаправки в воздухе самолета Ту-160 от Ил -78, снимок сделан в конце 1980-х годов.

Оборонительное вооружение не установлено, а на месте стрелка оборудовано рабочее место оператора дозаправки в воздухе, под хвостовой частью фюзеляжа смонтированы две мощные фары для подсветки нижней поверхности самолета во время выполнения ночной дозаправки в воздухе.

Операторы

Ил-78 имитируя дозаправку с микросхемой Ту-95 МС во время Парада Победы в Москве 9 мая 2009 года.

Ильюшин Ил-78 ВВС США обеспечивает дозаправку в воздухе двух истребителей Mirage 2000 .

Ил-78МКИ на вооружении ВВС Индии

Ил-78 ВВС Пакистана в аэропорту Ататюрк в Стамбуле в 2013 году.

 Алжир

ВВС Алжира — 4 Ил-78 на вооружении

 Ангола

ВВС Анголы — 1 Ил-78 заказан в Украине в 2001 году. Утилизировано заправочное оборудование и переоборудован в Ил-76ТД.

 Китай

ВВС Китая — 3 Ил-78МП на вооружении

 Индия

ВВС Индии — на вооружении находятся 6 самолетов Ил-78МКИ. ВВС Индии относится к самолетам , как «МАРС» (Mid Air Заправки System) и подняли новый блок 78 авиаотряда . Индия также рассматривает возможность закупки еще шести Ил-78 после расторжения сделки с Airbus.

 Ливия

ВВС Ливии — 1 самолет Ил-78Э, купленный в 1989 году. Самолет не замечался в воздухе с 2005 года.

 Пакистан

ВВС Пакистана — 4 Ил-78МП были заказаны из украинских излишков самолетов со съемными топливными баками и заправочными контейнерами УПАЗ. Первый из четырех самолетов был поставлен в декабре 2009 года. Всего по состоянию на май 2012 года СУП были поставлены четыре Ил-78МП.

 Россия
  • ВВС России — 19 Ил-78 / 78М на вооружении

    • 43-й центр боевого применения и подготовки летных экипажей дальней авиации — Дягилево (авиабаза) , Рязанская область

      203-й гвардейский заправочный авиаполк

Бывшие операторы

 Советский Союз
  • Советские ВВС — самолеты были переданы ВВС Украины после распада Советского Союза .

    • 106-я авиадивизия тяжелых бомбардировщиков — авиабаза Узин , Киевская область , Украинская ССР

      409-й авиационный полк самолетов-заправщиков

 Украина
  • Украинские ВВС — унаследовали 21 Ил-78 после распада Советского Союза. С 1993 года некоторые самолеты были утилизированы от заправочного оборудования и использовались в качестве грузовых самолетов , другие были проданы в Алжир, Индию, Пакистан и Китай для дозаправки в воздухе.

    • 106-я авиадивизия тяжелых бомбардировщиков — авиабаза Узин , Киевская область

      409-й авиационный полк самолетов-заправщиков

 Соединенные Штаты

Ил-78 украинских ВВС был куплен и импортирован компанией North American Tactical Aviation Inc (NATA) в 2005 году и вылетел в Соединенные Штаты в июле 2006 года с намерением использовать этот самолет для дозаправки в воздухе по контракту с вооруженными силами США. . Последний перешел в собственность компании Air Support Systems LLC и получил гражданский регистр в США N78GF. После этого он был законсервирован в региональном аэропорту Северного Техаса , штат Техас, на 2,5 года. В 2009 году он вылетел из аэропорта с украинским экипажем, нанятым NATA, и направлялся в региональный аэропорт Виттман , штат Висконсин, для дозаправки, прежде чем покинуть Соединенные Штаты по пути в Пакистан для фазового обслуживания самолета. Однако он был перенаправлен в международный аэропорт Сойера , штат Мичиган, где и находится до сих пор. В 2010 году самолет был конфискован Доверенным лицом Банка Юты, а в 2019 году продан международной консалтинговой фирме Meridican Inc из Филадельфии, штат Пенсильвания. В настоящее время самолет проходит модернизацию кабины для международных полетов.

Эксплуатация Ил-78

Первые 5 серийных машин в 1985 году поступили в Учебный центр ВТА, находящийся в Иванове, откуда 4 из них переданы в Узин (1986 год) и входили в состав дальней авиации.

Ил-78 в июне 1987 года приняли официально на вооружение ВВС.

В Советском Союзе, помимо работы с фронтовой и бомбардировочной авиацией, в числе задач самолета было обеспечение боевого дежурства и патрулирование стратегических ракетоносцев над Атлантическим и Тихим океанами, Арктикой. Для этого часть машин перелетала на дальневосточные и арктические аэродромы.

Авиаполки имели на вооружении Ил-78:

  • 409 авиаполк самолетов-заправщиков;
  • 106-я тяжелая бомбардировочная авиадивизия;
  • Украинская ССР, Узин. В полку на 1992 год находилось двадцать четыре Ил-78. При нем сформировали техническую базу для обучения личного состава и обслуживания самолетов;
  • 201-я тяжелая бомбардировочная авиадивизия;
  • Энгельс, РСФСР;
  • 12030-й авиаполк самолетов-заправщиков. В отдельной авиационной группе 6950 гвардейской авиабазы в городе Рязань числился двадцать один самолет (по состоянию на 2013 г.).

Операторы

Ил-78 имитируя дозаправку с микросхемой Ту-95 МС во время Парада Победы в Москве 9 мая 2009 года.

Ильюшин Ил-78 ВВС США обеспечивает дозаправку в воздухе двух истребителей Mirage 2000 .

Ил-78МКИ на вооружении ВВС Индии

Ил-78 ВВС Пакистана в аэропорту Ататюрк в Стамбуле в 2013 году.

 Алжир

ВВС Алжира — 4 Ил-78 на вооружении

 Ангола

ВВС Анголы — 1 Ил-78 заказан в Украине в 2001 году. Утилизировано заправочное оборудование и переоборудован в Ил-76ТД.

 Китай

ВВС Китая — 3 Ил-78МП на вооружении

 Индия

ВВС Индии — на вооружении находятся 6 самолетов Ил-78МКИ. ВВС Индии относится к самолетам , как «МАРС» (Mid Air Заправки System) и подняли новый блок 78 авиаотряда . Индия также рассматривает возможность закупки еще шести Ил-78 после расторжения сделки с Airbus.

 Ливия

ВВС Ливии — 1 самолет Ил-78Э, купленный в 1989 году. Самолет не замечался в воздухе с 2005 года.

 Пакистан

ВВС Пакистана — 4 Ил-78МП были заказаны из украинских излишков самолетов со съемными топливными баками и заправочными контейнерами УПАЗ. Первый из четырех самолетов был поставлен в декабре 2009 года. Всего по состоянию на май 2012 года СУП были поставлены четыре Ил-78МП.

 Россия
  • ВВС России — 19 Ил-78 / 78М на вооружении

    • 43-й центр боевого применения и подготовки летных экипажей дальней авиации — Дягилево (авиабаза) , Рязанская область

      203-й гвардейский заправочный авиаполк

Бывшие операторы

 Советский Союз
  • Советские ВВС — самолеты были переданы ВВС Украины после распада Советского Союза .

    • 106-я авиадивизия тяжелых бомбардировщиков — авиабаза Узин , Киевская область , Украинская ССР

      409-й авиационный полк самолетов-заправщиков

 Украина
  • Украинские ВВС — унаследовали 21 Ил-78 после распада Советского Союза. С 1993 года некоторые самолеты были утилизированы от заправочного оборудования и использовались в качестве грузовых самолетов , другие были проданы в Алжир, Индию, Пакистан и Китай для дозаправки в воздухе.

    • 106-я авиадивизия тяжелых бомбардировщиков — авиабаза Узин , Киевская область

      409-й авиационный полк самолетов-заправщиков

 Соединенные Штаты

Ил-78 украинских ВВС был куплен и импортирован компанией North American Tactical Aviation Inc (NATA) в 2005 году и вылетел в Соединенные Штаты в июле 2006 года с намерением использовать этот самолет для дозаправки в воздухе по контракту с вооруженными силами США. . Последний перешел в собственность компании Air Support Systems LLC и получил гражданский регистр в США N78GF. После этого он был законсервирован в региональном аэропорту Северного Техаса , штат Техас, на 2,5 года. В 2009 году он вылетел из аэропорта с украинским экипажем, нанятым NATA, и направлялся в региональный аэропорт Виттман , штат Висконсин, для дозаправки, прежде чем покинуть Соединенные Штаты по пути в Пакистан для фазового обслуживания самолета. Однако он был перенаправлен в международный аэропорт Сойера , штат Мичиган, где и находится до сих пор. В 2010 году самолет был конфискован Доверенным лицом Банка Юты, а в 2019 году продан международной консалтинговой фирме Meridican Inc из Филадельфии, штат Пенсильвания. В настоящее время самолет проходит модернизацию кабины для международных полетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector