Адмирал трибуц (бпк)

В составе ВМФ СССР

БПК «Адмирал Чабаненко»

В конце 50-х годов ХХ века в СССР было принято решение создать эшелонированную противолодочную оборону, где в дальней зоне лодки перехватывались вертолётоносцами (проекта 1123) и базовой противолодочной авиацией, а в ближней — ракетными сторожевыми кораблями, первыми из которых стали БПК проекта 61. Стоит отметить, что временно в состав ВМФ СССР включались также корабли проекта 61МЭ, которые строились по заказу ВМС Индии. Позже в составе индийского военного флота эти БПК были переклассифицированы в эсминцы.

Дальнейшим развитием БПК проекта 61 стали большие противолодочные корабли с усиленным вооружением — проект 1134 «Беркут», решение о проектировании которых было принято ЦК КПСС и Советом Министров СССР 30 декабря 1961 года.

Позже проект 1134 получил развитие в виде БПК проектов 1134А и 1134Б. Несмотря на большую схожесть названий этих проектов, по сути это были существенно отличающиеся друг от друга корабли.

По тактико-техническому заданию 1972-1973 годов Северным проектно-конструкторским бюро был разработан проект новых противолодочных кораблей проекта 1155. Всего было построено 12 таких БПК.

В середине 1970-х годов в СССР начались работы по созданию нового корабля, который должен был стать ответом на создание в США крупной серии современных эсминцев УРО типа Spruance. Однако созданные эсминцы проекта 956 не удовлетворяли требованию универсальности из-за недостаточно эффективных противолодочных средств. По этой причине на основе БПК проекта 1155 был создан новый проект — большие противолодочные корабли проекта 11551. Всего планировалось построить 10 кораблей данного типа, однако до развала СССР были заложены только 3 из них, а достроен только один — «Адмирал Чабаненко».

Кроме перечисленных типов, к БПК также относили переоборудованные из эскадренных миноносцев боевые единицы — проекты 57А и 56-ПЛО. Также до 1977 года к большим противолодочным относились корабли проекта 1135, которые позже переклассифицировали в сторожевые (СКР).

Список больших противолодочных кораблей ВМС СССР

БПК проекта 57А БПК проекта 61 БПК проекта 61МЭ БПК проекта 1134 «Беркут» БПК проекта 1134А БПК проекта 1134Б БПК проекта 1155 БПК проекта 11551
«Гневный» (1958) «Комсомолец Украины» (1960) «Надёжный» (1977) «Адмирал Зозуля» (1965) «Кронштадт» (1968) «Николаев» (1969) «Удалой» (1980) «Адмирал Чабаненко» (1992)
«Упорный» (1959) «Сообразительный» (1961) «Губительный» (1978) «Вице-адмирал Дрозд» (1968) «Адмирал Исаков» (1968) «Очаков» (1971) «Вице-адмирал Кулаков» (1980)
«Гремящий» (1959) «Проворный» (1962) «Ловкий» (1979) «Владивосток» (1968) «Адмирал Нахимов» (1969) «Керчь» (1972) «Маршал Василевский» (1981)
«Жгучий» (1959) «Огневой» (1963) «Твёрдый» (1983) «Севастополь» (1969) «Адмирал Макаров» (1970) «Азов» (1973) «Адмирал Захаров» (1982)
«Зоркий» (1960) «Образцовый» (1964) «Толковый» (1986) «Маршал Ворошилов» «Петропавловск» (1974) «Адмирал Спиридонов» (1983)
«Бойкий» (1959) «Одарённый» (1964) «Адмирал Октябрьский» (1971) «Ташкент» (1975) «Адмирал Трибуц» (1983)
«Дерзкий» (1960) «Отважный» (1964) «Адмирал Исаченков» (1972) «Таллин» (1976) «Маршал Шапошников» (1985)
«Гордый» (1960) «Славный» (1965) «Маршал Тимошенко» (1973) «Симферополь» (1987)
«Храбрый» (1961) «Стройный» (1965) «Василий Чапаев» (1974) «Адмирал Левченко» (1985)
«Стерегущий» (1966) «Адмирал Юмашев» (1976) «Адмирал Виноградов» (1987)
«Красный Кавказ» (1966) «Адмирал Харламов» (1988)
«Решительный» (1966) «Адмирал Пантелеев» (1988)
«Смышлёный» (1966)
«Строгий» (1967)
«Сметливый» (1967)
«Смелый»
«Красный Крым» (1969)
«Способный» (1970)
«Скорый» (1971)
«Сдержанный» (1972)

Примечания

  1. ↑ Данные о суммарной мощности энергоустановки БПК проекта 1155 разнятся от источника к источнику — например, справочник Бережного описывает её как 4 агрегата по 20000 л. с. (всего 80000 лошадиных сил). Значение в 62000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича, как более заслуживающим доверия. Согласно этой работе (раздел «Газотурбинный бросок в океаны») — суммарная мощность каждого из двух газотурбинных агрегатов М9 складывается из основного двигателя ДТ59 в 22500 л. с. и маршевого ГТД ДО63 в 8500 л. с., что даёт 31000 л. с. на один агрегат и 62000 л. с. на энергоустановку в целом.
  2. По датам строительства корабля есть серьёзные расхождения в различных источниках; кроме указанных здесь, называется также дата закладки 11.04.1982 и спуска 28.08.1984 или 02.1983. В статье указаны даты закладки/спуска 25.03.1983/5.11.1983, как лучше всего согласующиеся со сроками формирования экипажа, а также строительства предыдущего заказа на ПСЗ — БПК «Адмирал Захаров».
  3. Головные образцы ЗРК «Кинжал» прошли корабельные испытания на ТАКР «Баку» только в 1987 году.
  4. Мыс Финистерре на западе Пиренейского полуострова считался южной границей ответственности Северного флота, далее начиналась уже зона ответственности Тихоокеанского флота СССР.
  5. Вывод в резерв вполне исправного корабля по причине непрохождения планового осмотра ГТД может выглядеть перестраховкой, но авария двигателя и пожар на однотипном БПК «Адмирал Захаров» в феврале 1992 года убедительно доказали, что пренебрегать штатными процедурами нельзя.

Дизайн

«Адмирал Трибуц» — шестой корабль из двенадцати классов проекта 1155 «Фрегат» (также известного как « Удалой» ). Судно обозначено как большой противолодочный корабль ( Большой Противолодочный Корабль , БПК) в соответствии с его основной задачей по противодействию подводным лодкам и эсминцу со стороны НАТО .

Судно имеет длину 163 м (534,8 фута), ширину 19,3 м (63,3 фута) и осадку 7,8 м (25,6 фута). Водоизмещение составляло 6 200 т (6 102 длинных тонны) стандартное и 7900 т (7 775 длинных тонн) при полной загрузке. Мощность обеспечивается четырьмя силовыми установками GTA M-9 мощностью 23000 кВт (31000 л.с.), каждый из которых включает в себя двигатель M-62 мощностью 6300 кВт (8500 л.с.) и M-8KF мощностью 16800 кВт (22500 л.с.), приводящие в действие два гребных винта фиксированного шага. который давал максимальную скорость 29,5 узлов (55 км / ч; 34 миль / ч). Дальность плавания составляла 6882  морских миль (12745 км; 7920 миль) при скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час) и 4000 морских миль (7408 км; 4603 мили) при скорости 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час).

Вооружение

Для борьбы с подводными лодками « Адмирал Трибуц» устанавливает две счетверенные пусковые установки для восьми ракет в противокорабельном комплексе «Метел» вместе с двумя 12-ствольными ракетными пусковыми установками РБУ-6000 для непосредственной обороны. Судно также оснащены два четырехугольный 553 мм (21,8 дюйма) ЧТА-53-1155 торпедных для 53-65K, SET-65 торпедами . В кормовом ангаре размещены два вертолета Камов Ка-27 для борьбы с подводными лодками. Защита от самолетов обеспечивалась восемью ракетами 3К95 «Кинжал », установленными в вертикальных пусковых установках, дополненными 100-мм (4 дюйма ) пушками АК-100 ДП и четырьмя 30-мм (1,2 дюйма) пушками АК-630 Гатлинга.

Электронная война

Судно оснащено системой воздушного и надводного поиска MR-760 Fregat-MA (по классификации НАТО Top Plate), воздушно-надводной системой MR-320V Topaz-V (Strut Pair) и MR-212 / 201-1. Навигационные РЛС «Вайгач-У» вместе с РЛС управления огнем МР-350 «Подкат» («Кросс-меч») и К-12-1 («Горячая вспышка»). Гидролокационный комплекс МГК-355 «Полином» (объединяющий носовые гидролокаторы «Конская челюсть» и гидролокаторы переменной глубины «Конский хвост») дополнен двумя противодиверсионными гидролокаторами МГ-7 «Браслет» и системой подводной связи МГ-35 «Штиль-2».

Постройка и испытания

Очередной БПК проекта 1155 был зачислен в списки кораблей ВМФ 28 июля 1981 года. 25 марта 1983 года его заложили на стапеле Прибалтийского судостроительного завода (ПСЗ) «Янтарь» в городе Калининграде с присвоением заводского номера 113. На стапеле ПСЗ корпуса кораблей проекта 1155 строились перпендикулярно воде. По мере готовности корпуса переводились в передаточный док, в котором уже спускались на воду. Легкосплавные надстройки БПК проекта 1155 заранее формировались и насыщались оборудованием в закрытом цеху, далее на специальном трейлере подвозились к строящимся корпусам кораблей и 80-тонным краном устанавливались на место.

5 ноября 1983 года БПК торжественно спустили на воду. Корабль получил наименование «Адмирал Спиридонов» в честь советского адмирала Эмиля Николаевича Спиридонова (1925-1981), в 1979-1981 годах командующего Тихоокеанским флотом и погибшего в авиакатастрофе 1981 года вместе с большей частью своего штаба.

Экипаж корабля (войсковая часть 30940) начал формироваться на Тихоокеанском флоте с 1 мая 1983 года, и 20 марта 1984 года прибыл в Калининград к месту постройки БПК. С момента прибытия на Балтику экипаж и корабль временно включили в состав 67-го отдельного дивизиона строящихся и ремонтирующихся кораблей ДКБФ.

После прохождения заводских и Государственных испытаний на полигонах Балтийского моря, 30 декабря 1984 года корабль вступил в строй.

Биография

В 1918 году добровольно вступил в ряды ВМС. После Гражданской войны окончив Высшее военно-морское училище и Военно-морскую академию, служил на Балтийском флоте на линкоре «Марат» а позже и на эсминце «Яков Свердлов». С февраля 1938 года — начальник штаба Балтийского флота. В апреле 1939 года был назначен командующим флотом. 28 января 1940 года присвоено очередное воинское звание флагман 1-го ранга, 4 июня 1940 года переаттестован в вице-адмиралы.

В первые годы Великой Отечественной войны руководил действиями сил флота, который содействовал сухопутным войскам на приморских направлениях, в обороне Таллина, Ханко, Моонзундского архипелага, нарушал коммуникации противника в Балтийском море.В августе 1941 года руководил Талинским переходом. В котором потери в боевых кораблях во время Таллинского перехода составили 19 единиц а потери транспортов и вспомогательных судов составили 43 единицы. Главное причиной гибели судов были мины 15 боевых кораблей и 16 транспортов и вспомогательных судов. Принял участие в организации и осуществлении обороны Ленинграда, на всех её этапах (1941—1943), взаимодействуя с сухопутными войсками в операциях, проводившихся Красной Армией.

В 1943 был повышен в полные адмиралы. По инициативе Трибуца были созданы группы морской артиллерии, вместе с артиллерией Ленинградского фронта наносили мощные ответные удары и уничтожали наиболее активные вражеские батареи. В 1943—1944 годах участвовал в разработке и проведении операций по разгрому противника и прорыву блокады в районе Ленинграда, а также в Выборгской, Свирско-Петрозаводской наступательных операциях, в ходе которых содействовал войскам Ленинградского и Карельского фронтов огнём кораблей и береговой артиллерии, высадкой морских тактических десантов, действиями морской авиации.

Командуя флотом в десантной операции по овладению островами Моонзундского архипелага оказывал содействие приморским флангам в наступательных операциях в Прибалтике, Восточной Пруссии и Восточной Померании.

С марта 1946 года до мая 1947 года командовал 8-м ВМФ (СБФ).

С 28 мая 1947 — заместитель главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам. В июне 1948 года его отозвали в Москву. В сентябре 1948 — январе 1949 — стал начальником Управления военно-морских учебных заведений и старший морской начальник в Ленинграде. В марте 1949 — декабре 1951 — начальник Гидрографического управления ВМФ СССР. В июне-сентябре 1948 и январе-марте 1949 года оставался в распоряжении главкома.

С января 1952 года перешёл на должность начальника кафедры и факультета Военной академии Генштаба им. К. Е. Ворошилова. Сначала — начальник кафедры надводных кораблей, с августа 1953 — начальник кафедры тактики высших соединений, с декабря 1953 по июль 1956 — начальник военно-морского факультета. С июля 1956 по август 1957 — начальник группы исследования оперативно-тактических проблем Главного штаба ВМФ. До февраля 1961 года — адмирал-инспектор инспекции ВМФ Главной инспекции МО СССР.

Уйдя в отставку в 1961 году Трибуц руководил сектором Всесоюзного института научной и технической информации (ВИНИТИ). Находясь в отставке, занимался историей советского флота. Подготовил свыше 200 публикаций, написал 4 книги про непростой труд моряков. По совокупности науч­ных трудов в 1970 году ему присуждена учёная степень доктора исторических наук.
За время службы был удостоен

  • 2 ордена Ленина (1940, 1945)
  • Орден Октябрьской Революции (1970)
  • 4 ордена Красного Знамени (1943, 1944, 1944, 1948)
  • 2 ордена Ушакова I степени (1944 — № 1, 1945)
  • Орден Нахимова I степени (1945)
  • Орден Красной Звезды (1935)
  • Медали
  • Именное оружие (1930)

Иностранные награды

Орден «Крест Грюнвальда» I степени, Польша (1946)

Литературные труды

  • Подводники Бал­тики атакуют (1963)
  • Балтийцы наступают (1968)
  • Балтийцы вступа­ют в бой (1972)
  • Балтийцы сражаются (1975)

Общие сведения

При проектировании новых БПК в 1970-е годы конструкторы постарались максимально учесть опыт строительства и службы предшествующих серий кораблей этого класса, устранив присущие им недостатки и применив наиболее совершенные и перспективные образцы вооружений. Газотурбинная энергетическая установка нового поколения, отличаясь компактностью и экономичностью, должна была сбалансировать проект, позволив уложиться со всем необходимым вооружением и оборудованием в пределы ограниченного водоизмещения. БПК проекта 1155 «Фрегат» получились мощными и современными боевыми единицами, вполне эффективными для задач ПЛО. Задуманные для совместной работы с эсминцами проекта 956, они взаимно дополняли боевые возможности друг друга, обеспечивая широкий спектр задач от охранения океанских соединений и противолодочной борьбы до поддержки десантов.

После 1991 года, в условиях резкого сокращения оборонных расходов и списания большей части корабельного состава, именно БПК этого проекта остались в числе немногих активно продолжающих службу кораблей российского флота. Вплоть до настоящего времени БПК проекта 1155 образуют основу океанских соединений ВМФ России, при необходимости обеспечивая эскорт более крупных боевых единиц (авианосного или ракетных крейсеров) в дальних походах и демонстрируя отечественный Военно-Морской флаг в различных точках Мирового океана.

«Адмирал Спиридонов», однако, был не так удачлив, как другие корабли его типа, и прослужил недолго: уже в 1993 году его перевели в резерв 2 категории, а в 2002 году исключили из состава флота и утилизировали.

Служба

Введён в состав ВМФ 18 февраля 1986 года.

В 1986—1990 годах нёс боевую службу в Индийском океане и Персидском заливе.

18 — 23 ноября 1987 года посетил порт Аден (Южный Йемен), 16 — 21 мая 1990 года — Пинанг (Малайзия).

В 2001 году совершил визит в порт Сосебо (Япония). В 2004 году совершил визит в порт Ипгхоп (Республика Корея)

В 2005 году в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота совершил дальний морской поход с деловым визитом в Вишакхапатнам (Индия), где 14 и 20 октября принял участие в совместном российско-индийском учении «Индра-2005», после чего посетил ряд портов: 28 октября — Танжиприок (Индонезия), 4 ноября — Черги (Сингапур), 15 ноября — Саттахип (Таиланд) и 27 ноября — Дананг (Вьетнам).

С 30 июля по 15 октября 2009 года в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота (танкер «Борис Бутома», морской буксир МБ-99) участвовал в миссии ООН по борьбе с пиратством у берегов Сомали. За время патрулирования в Аденском заливе провёл 13 караванов, 101 судно из 26 стран мира. Дальний поход длился 141 сутки (с 29 июня по 16 ноября 2009 года). Деловые заходы в порты Виктория (Республика Сейшельские острова), Келанг (Малайзия). 16 ноября прибыл во Владивосток.

С 29 июня по 8 июля 2010 года принял участие в морской части оперативно-стратегических учений Восток-2010. В рамках первого эпизода с борта корабля в воздух был поднят вертолёт Ка-27ПЛ, который обнаружил подводную лодку «противника» и передал данные о ней на корабли противолодочного охранения корабельной ударной группы — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» Северного флота, гвардейский ракетный крейсер «Москва» Черноморского флота и корабли охранения. В четвёртом эпизоде артиллерийским огнём прикрывал высадку морского десанта.

25 июля 2010 года корабль принял участие в параде кораблей на рейде Амурского залива во Владивостоке в рамках празднования Дня ВМФ.

27 июля 2010 года в заливе Петра Великого Японского моря совместно с большим противолодочным кораблём «Адмирал Пантелеев», эсминцем «Хиэй» и фрегатом «Дзинцу» морских сил самообороны Японии принял участие в российско-японских учениях по поиску и спасению корабля, терпящего бедствие в открытом море.

15 января 2012 года сформирован 7-й по счёту отряд в составе БПК, морского буксира МБ-37, танкера «Печенга», для несения службы по охране судов в Аденском заливе.

26 марта 2012 года завершена 3-х месячная служба отряда, проведено 5 конвоев. 11 апреля корабль зашёл в порт Хошимин, затем отправился в воды Жёлтого моря для проведения российско-китайских учений «Морское взаимодействие 2012»

24 апреля 2012 года — начало совместных учений с Китаем, с участием с российской стороны трёх БПК «Адмирал Трибуц», «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников», в учениях разыграны условия по отражению воздушных атак, штурм вод, опасных от подводных лодок, осуществлены практические стрельбы из реактивных бомбомётных установок, нанесение ударов по морским целям, проведены поисково-спасательные действия по спасению захваченного судна

С 2012 года БПК «Адмирал Трибуц» находился на плановом ремонте на «Дальзаводе». Передача корабля флоту состоялась в июле 2016 года.

С октября по ноябрь 2016 года отряд кораблей Тихоокеанского флота в составе БПК «Адмирал Трибуц» ЭМ «Быстрый» и БМТ «Борис Бутома» нёс боевую службу в Тихом и Индийском океанах, после чего БПК «Адмирал Трибуц» и БМТ «Борис Бутома» с официальным визитом посетили порт Саттахип Королевства Таиланд. 6 декабря корабли покинули Таиланд. С 14 декабря 2016 года корабль принял участие в российско-индийских военно-морских учениях «Индра Нэви–2016».

6 января 2017 года БПК «Адмирал Трибуц» и танкер «Борис Бутома» зашли в порт Манилы для пополнения запасов продовольствия и отдыха. В порт прибыл президент Филиппин Родриго Дутерте, который осмотрел корабль и поприветствовал «российских друзей».

С 1 апреля 2019 года совершает дальний морской поход с заходами в порты государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Принял участие в российско-китайском военно-морском учении «Морское взаимодействие-2019».


«Адмирал Трибуц» в бухте Золотой Рог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector