Чем различаются шииты и сунниты?

История шиитов и суннитов

В общем-то, это было лишь началом многовекового, если и не конфликта, то спора и порой ярого противостояния суннитов и шиитов. Наиболее значимые события представлены ниже:

Год Событие Описание
630-656 гг. Правление четырёх «праведных халифов» Спор между шиитами и суннитами по вопросу наследника пророка привёл к последовательному избранию 4 халифов, т.е. фактической победе суннитов
656 г. Избрание пятым халифом Али ибн Абу Талиба Лидер шиитов таки стал главой праведного халифата спустя 26 лет. Однако противники обвинили его в причастности к убийству предыдущего халифа. Началась Гражданская война
661 г. Али был убит в мечети в г. Куфа Между лидером суннитов Муавией и сыном Али Хасаном был заключён мир. Муавия становился халифом, но после смерти должен был завещать правление Хасану
680 г. Смерть Муавии Своим наследником халиф объявил вовсе не Хасана, а своего сына Язида. Вместе с тем, Хасан умер задолго до этого, а обещание Муавии вовсе не распространялось на потомков Хасана. Сын Хасана Хусейн не признаёт власти Язида. Начинается очередная Гражданская война
680 г. Смерть Хусейна Война продлилась недолго. Войска халифа взяли город, где находился Хусейн, убили его, двух его сыновей, многих сторонников. Произошедшая резня в Кербеле сделала Хусейна мучеником для шиитов. Сын Хусейна Зайн аль Абидин признал власть Язида
873 г. Смерть Хасана аль Аскари Род Али прервался. Всего правило 11 имамов, которые были прямыми потомками Али

В дальнейшем шиитской общиной продолжать руководить имам, однако, в большей степени как духовный лидер. Политическая же власть сохранялась за суннитскими правителями.

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Акыда

ДУМК: Является ли акыда имама Матуриди заблудшей?

Вопрос: Ассаляму алейкум! Правильно ли придерживаться акыды имамов Ашари и Матуриди? Некоторые утверждают, что придерживаться этой акыды …

9 464

7 ноября, 14

Фикх

Что делать, если имам совершает масх на простые носки?

Вопрос: Я понимаю, что делать масх на обычные носки во время вуду не является допустимым. Но, в офисе я замечаю, что большинство людей п…

16 985

7 ноября, 14

Течения и секты

Современная наука опровергает убеждения, что Аллах находится буквально «вверху»

«Достоверные научные данные подтверждают, что Земля вращается вокруг собственной оси. Это приводит к постоянному смещению ее сторон, так …

6 611

16 октября, 14

Фикх

Высказывания имамов муджтахидов о таклиде

Утверждение о запрете имамов следовать их суждениям в случае выявления более достоверных доказательств, а также о велении отбросить их мн…

6 856

7 июля, 14

Хадис

Дайте определение сахих хадисам, не совершая таклид

Когда шейх был в Медине, к нему подошел один человек и сказал: «Я хочу обсудить с вами некоторые вопросы. Однако, у меня есть условие: мы…

7 383
12 июня, 14

Манхадж

Кто знает лучше?

Некоторые наши современники, принижающие фикх четырех Имамов и их последователей, на самом деле поступают так из-за того, что рассматрива…

9 847

25 апреля, 14

История раскола шиитов и суннитов

Это трагическое и глупое разделение не основывается на каких-либо серьезных и глубоких различиях. Оно, скорее, традиционное. Летом 632 года пророк Мохаммед умирал, а за занавеской из пальмовых волокон уже начался спор, кто заменит его — Абу Бекр, тесть Мохаммеда, или Али — зять и двоюродный брат пророка. Борьба за власть и была первопричиной раскола. Шииты считают, что первые три халифа — Абу Бекр, Осман и Омар — некровные родственники пророка — незаконно узурпировали власть, и только Али — кровный родственник — обрел ее законно.

В одно время даже существовал Коран, состоящий из 115-ти сур, в то время как традиционный Коран содержит 114. 115-я, вписанная шиитами, названная «Два светила», была призвана поднять авторитет Али на уровень пророка Мохаммеда.

Борьба за власть в конце концов привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербела (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов. В наше время, в так называемый день Ашуры (по мусульманскому календарю в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, люди наносят себе удары цепями и саблями. Сунниты тоже чтят Хусейна, но считают излишним такой траур.

Во время хаджа — паломничества мусульман в Мекку — разногласия забываются, сунниты и шииты вместе преклоняются Каабе в Запретной мечети. Но многие шииты совершают паломничество в Кербела — туда, где был убит внук пророка.

Шииты пролили много крови суннитов, сунниты — шиитов. Самый длительный и серьезный конфликт, с которым сталкивается мусульманский мир — это не столько конфликт между арабами и Израилем, или между мусульманскими странами и Западом, сколько конфликт внутри самого ислама из-за раскола между шиитами и суннитами.

«Теперь, когда осела пыль войны в Ираке, стало ясно, что неожиданными победителями в ней оказались шииты, — писал вскоре после свержения Саддама Хусейна научный сотрудник лондонского Королевского Института по международным делам Май Йамани, — Запад осознал, что местонахождение основных запасов нефти совпадают с теми районами, в которых шииты составляют большинство — Иран, Восточная провинция Саудовской Аравии, Бахрейн и Южный Ирак». Именно поэтому американское правительство заигрывает с шиитами. Даже убийство Саддама Хусейна — это своеобразная подачка шиитам. В то же время — свидетельство того, что сценаристы иракского «правосудия» пожелали внести еще больший раскол между шиитами и суннитами.

Сейчас нет мусульманского халифата, из-за власти в котором и началось разделение мусульман на шиитов и суннитов. Значит, нет уже предмета спора. А теологические различия настолько надуманны, что могут быть нивелированы ради единства мусульман. Нет большей глупости, чем суннитам и шиитам вечно держаться этих различий.

Пророк Мохаммед незадолго до смерти сказал собравшимся в мечети мусульманам: «Смотрите же, не становитесь после меня заблудшими, которые рубят друг другу головы! Присутствующий да известит об этом отсутствующего». Затем Мохаммед обвел людей взглядом и дважды спросил: «Довел ли я это до вас?» Все это услышали. Но сразу после смерти пророка мусульмане стали «рубить друг другу головы», ослушавшись его. И до сих пор не желают услышать великого Мохаммеда.

Не пора ли остановиться?

Кто такие сунниты

Сунниты от шиитов отличаются тем, что являются последователями самого крупного течения в исламе (порядка 80-90% или около 1 550 млн. человек). Они составляют большинство в арабских странах Африки, Ближнего Востока, Средней Азии, а также Афганистане, Пакистане, Бангладеше, Индонезии и некоторых других стран.

В мусульманских странах (за исключением Ирана) большинство населения составляют сунниты, при этом права шиитов могут быть значительно ущемлены. Примером может служить Ирак. На территории государства проживают сунниты и шииты, количество которых не влияет на внутреннюю политику.

Приверженцы обоих течений считают своим священный город Кербела и иногда враждуют из-за него. Вместе с тем и местное население и паломники подвергались разного рода дискриминации.

Сунниты

В последнее же время общины шиитов всё чаще заявляют о себе, стремясь преодолеть экономическое и политическое господство суннитов. Зачастую это происходит в агрессивной форме, однако, и среди суннитов встречаются сторонники радикальных мер. Примерами тому могут служить движения «Талибан», ИГИЛ.

Сунниты Чечни против салафитов Саудовской Аравии

Чтобы был понятен резонанс, который вызвали и сама конференция, и фетва, принятая на ней, стоит разъяснить ряд важнейших религиозно-политических моментов. Дело в том, что фетва Чеченского муфтията, принятая ещё в 2005 году, была одной из первых, которая благословляла на борьбу с ваххабизмом, при этом не давая чёткого определения того, что такое ваххабизм. Грубо говоря, ваххабиты считались «заблудшими братьями по вере». Нынешняя фетва, говоря языком аналогий, фактически «анафема». Отсечение салафитских течений от уммы, непризнание за ними статуса мусульман.

Богословская тонкость заключается в том, что в рамках религиозного мышления физическая смерть – это, в общем-то, не катастрофа. Более того, даже война между верными и заблудшими верными — это ещё не самое плохое, что может быть. Но вот смерть духовная – это нечто совсем из ряда вон выходящее, полный крах всего для мусульманина. Тем более что в мусульманской среде есть вполне адекватное для всех традиционных религий стремление к сохранению единства: «Ислам один и един».

Всемирная конференция в Чечне фактически объявила на всю умму, что ваххабиты духовно мертвы. Шаг этот, наверное, можно сравнить с расколом мусульман на суннитов и шиитов. Нужно ли говорить о том, как оскорбились наследники учения аль-Ваххаба?

Саудовская Аравия  – родина одиозного проповедника, именно салафизм, или ваххабизм, считается доминирующим государственным исламским течением в этой стране, поэтому ответ саудитов последовал незамедлительно. Ответ, кстати, весьма характерный. Так, саудовский богослов Мухаммед бен Абдельрахман объявил главу Чечни Рамзана Кадырова «неверным», а кровь чеченского лидера «дозволенной», назвав Кадырова «врагом Ислама», и сообщил последователям-салафитам, что по этой причине у них есть право убить главу Чеченской Республики.

Кстати, что характерно, самого Рамзана Кадырова на открытии августовской конференции не было, у него в этот день была встреча с Владимиром Путиным

Для стороннего и светского наблюдателя в заявлении саудовского богослова самое важное и радикальное – про «дозволенную кровь», а для человека религиозного – про «врага ислама и неверного». Именно из логики этих взаимных «отлучений от уммы» и исходят те, кто пишет, про назревающий раскол

На самом деле, правильнее вести речь не о расколе, а о давно назревшем отсечении от суннитского сообщества тех религиозных групп, которые настолько своеобразно исповедуют ислам, что назвать их мусульманами не поворачивается язык у всё большего количества последователей учения Пророка. Более того, об этом свидетельствует сама чрезвычайно жестокая реакция саудитских проповедников, которые назвали Кадырова «неверным» и, по сути, объявили ему «малый джихад».

Главной целью грозненской фетвы является вынесение глобального салафизма «за скобки» традиционного ислама. Изменение мировоззрения суннитской уммы к салафитам во всём мире.

И, судя по резонансу, эта цель была в той или иной мере достигнута.

Суннитов суфийского толка, собравшихся в Грозном, можно понять и с чисто человеческой точки зрения. Уже много лет «заблудшие братья-ваххабиты» режут, взрывают и уничтожают именно умеренных мусульман. В этом плане российский Кавказ так и не стал окончательно умиротворённым после завершения чеченских кампаний. Но гораздо хуже приходится странам и мусульманам Ближнего Востока, где Саудовская Аравия, пользуясь безусловным политическим и религиозным доминированием, сеет семена ваххабизма, которые всходят в виде террористических организаций.

Именно радикальной политикой Саудовской Аравии объясняется то, что в самой Всемирной конференции приняли участие богословы из Египта, а Иран и официальная Сирия приняли и поддержали Грозненскую фетву. Какие глобальные религиозно-политические процессы произойдут после этого – тема отдельная и очень интересная, но заявление саудитов, что единственной целью конференции было исключение Саудовской Аравии из списка стран – «последователей Сунны», недалеки от истины. Это была далеко не единственная и даже не самая важная цель, но она была достигнута.

Таджикистан — это перекресток торговых путей и многих мировых религий

Таджикистан (тадж. Тоҷикистон), официальное название — Республика Таджикистан (тадж. Ҷумҳурии Тоҷикистон) — государство в Центральной Азии, расположенное в предгорьях Памира и не имеющее выхода к морю.

Это светское государство, при этом большинство населения страны исповедует ислам ханафитского толка суннитского направления.

В восточной части страны — в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), где памирские народы составляют основную часть населения, больше всего распространён исмаилизм. Так называют одно из специфических течений шиитского ислама.

Герб Республики Таджикистан. Таджикистан — государство светское, но ислам в стране преобладает. Фото: upload.wikimedia.org

Последователей традиционного шиизма в Таджикистане проживает не много. Практически все они — представители малочисленной диаспоры среднеазиатских иранцев Таджикистана. Кроме того, к ним также относятся малочисленные иммигранты из Ирана и Афганистана.

В результате в стране официально не существует ни одной мечети или медресе традиционного шиизма. Кроме того, в Таджикистане активно действуют представители различных экстремистках исламистских движений.

Республика Таджикистан — светское государство.

На сегодняшний день в стране в Таджикистане зарегистрированы 85 немусульманских религиозных объединений. Большинство из них — христиане. Кроме того, также в стране зарегистрированы 4 общины бахаистов, одна — зороастрийцев, и одна — иудейская община.

Практически все зороастрийцы Таджикистана являются представителями памирских народов, которые проживают в ГБАО.

Также к зороастрийцам принадлежит крайне незначительная доля этнических таджиков и ягнобцев, проживающих преимущественно на востоке страны. В ГБАО существует несколько десятков зороастрийских храмов.

Горно-Бадахшанская автономная область. Большинство представителей религиозных меньшинств живут в Таджикистане в Горном Бадахшане. Фото: upload.wikimedia.org

Большинство христиан в стране — православные. На территории Таджикистана действует примерно 6 приходов Душанбинской епархии Русской православной церкви.

Протестанты (10 тысяч человек) представлены пятидесятниками (4,7 тыс.), включая корейское движение «Сонмин Сунбогым»), пресвитерианами из миссии «Сонмин Грейс» (1,5 тыс.), адвентистами, баптистами (Союз евангельских христиан-баптистов Таджикистана), лютеранами.

Истоки проблемы

«Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его», — так гласит краткое выражение сути ислама. После того как носитель божественной воли скончался в 632 году, среди последователей мусульманской религии произошёл раскол. Случилось это, как бы выразились современники, по политическим причинам.

Смерть Мухаммеда поставила перед верующими сложную задачу: выбрать человека, который станет наместником бога на земле и поведёт мусульман дальше к истокам истины. У пророка оказалось два доверенных лица: Али ибн Абу Талиб и Абу Бакр ас-Сиддик. Первый правоверный был двоюродным братом Мухаммеда и его зятем, а второй считался правой рукой пророка, так как часто проводил намазы, когда наместнику бога на земле нездоровилось, и первым после самого Мухаммеда принял ислам.

Таким образом, мнения разделились: одни мусульмане считали, что халифом должен быть кровный наследник Мухаммеда, а другие — что направлять верующих прямая обязанность избранных народным голосованием имамов. Если говорить кратко, то различия между шиитами и суннитами связаны с тем, кто должен вести мусульман за собой.

История сохранила сведения о том, как Али Талиб готовился к похоронам двоюродного брата, а мусульмане в это время тайно проголосовали и избрали имамом Абу Бакр. Вышедший из скорби по Мухаммеду Али спохватился и напомнил народу, что наместник Аллаха на Земле завещал ему вести паству за собой, но склонить чашу весов на свою сторону он не смог. Бакр и его преемники правили страной 30 лет, и только потом власть перешла к наследнику Мухаммеда Али Талибу.

Вести верующих за собой зятю пророка довелось недолго, и через некоторое время его убили заговорщики. И на этом мстящие за смерть предыдущих имамов не остановились, они уничтожили сына Али Талиба. Апогеем кровавой расправы над потомками Мухаммеда стала бойня под Кербелой, где были перебиты практически все наследники пророка по крови. В настоящее время центром шиитов считается Иран, где лидером является кровный потомок наместника бога на земле Али Хаминей.

https://youtube.com/watch?v=QlU3L2p9gGk

Конфликт между мусульманами-шиитами и суннитами

В некоторых странах напряженность и даже физический конфликт являются обычным явлением между шиитами и суннитами, особенно в период важных религиозных праздников (например, День Ашура) или важных политических событий и беспорядков.

Более поздние конфликты включают следующие события:

Октябрь 2014 г .: Amnesty International публикует отчет о похищениях и убийствах суннитов шиитскими ополченцами в Ираке.

Июнь 2014 г .: По мере обострения межконфессионального насилия в Ираке бесчисленное количество иракцев бегут и становятся беженцами в соседних странах . Экстремисты-сунниты в ИГИЛ бомбят и разрушают шиитские мечети в Мосуле, Ирак .

Январь 2014 г .: В результате взрыва автобуса в Пакистане погибло 22 мусульман-шиитов .

Июль 2013 г .: В Бахрейне межрелигиозная напряженность приводит к тому, что шииты и сунниты совершают акты вандализма и нападают на мечети друг друга .

Июнь 2012 года. В результате бомбовых ударов суннитов по целям шиитов погибли десятки людей.

Январь 2012: мусульмане-шииты выражают растущую тревогу из-за того, что их преследуют суннитские экстремисты в Ираке, Афганистане, Пакистане и Бахрейне.

Политика и ислам

Как видно из вышеописанного материала, отличие суннита от шиита небольшое. Однако именно это позволило исламу разделиться на два противоборствующих течения, которые на протяжении нескольких последних десятилетий имели кровавые конфликты на некоторых территориях земного шара. То, что началось давным-давно, продолжается до сих пор, и конца этому не видно.

Следует заметить, что в войне суннитов и шиитов немаловажную роль сыграло то, что на территории исламских стран были обнаружены немалые запасы нефти. Конечно, это не могло не заинтересовать правящие верхушки некоторых других государств. Сегодня многие политики утверждают, что весь конфликт и был построен по программе Запада, в частности США. Это государство имело свой интерес на данных территориях, не только ресурсный, но и банальное обогащение за счет поставки вооружения как одной, так и другой стороне конфликта. Помимо этого, существует негласная поддержка радикальных организаций (оружием и финансово) на каждой территории конфликта, что, естественно, приводит к увеличению хаоса и насилия.

Итак, если вы хотите разобраться в хитросплетениях конфликтов на Востоке, то следует смотреть гораздо глубже. Увидеть, что довольно много заинтересованных в том, чтобы война продолжалась. Как говориться, ищите тех, кому это нужно. К примеру, в конфликте в Йемене очень четко проступает роль правителей в регионе, которые хотят завоевать лидерство на территориях между Саудовской Аравией и Ираном. И совсем это не война между суннитами и шиитами, а банальная борьба за власть и ресурсы.

Христиане в Таджикистане — это религиозное меньшинство

Христиане в Таджикистане составляют религиозное меньшинство. Дело в том, что в этой стране любая миссионерская деятельность представителей не ислама запрещена. Среди таджикских христиан больше всего православных.

В основном это русские, проживающие в центральных районах страны. По состоянию на 2010 в Таджикистане насчитывается около 80 тыс. православных, что составляет около 1,2 % населения страны.

80 тыс
или 1,2% населения Таджикистана — православные христиане

Территория Таджикистана входит в состав канонической территории Русской православной церкви. Из-за этого обстоятельства большинство таджикских православных являются членами Душанбинской епархии Русской православной церкви с епархиальным управлением в Душанбе (кафедральный храм — Собор Николая Чудотворца (Душанбе)).

Святоникольсая Церковь в Душанбе Православная церковь в Душанбе Таджикистан. Большинство православных в Таджикистане являются прихожанами Душанбинской епархии

Протестантизм является вторым по числу верующих направлением христианства в стране. Социологи насчитывают в современном Таджикистане от 9 до 12 тыс. протестантов.

В это число входят пятидесятники (4,7 тыс., включая корейское движение «Сонмин Сунбогым»), пресвитериане из миссии «Сонмин Грейс» (1,5 тыс.), адвентисты, баптисты, лютеране и др.

Протестанты шире всего представлены в крупных городах страны: в Душанбе и Худжанде, а также на севере республики, в Согдийской области. Обычно протестантизм в стране исповедуют корейцы, русские, украинцы, немцы, армяне, осетины. Растёт количество новообращенных таджиков.

В Таджикистане в наши дни живет не более двухсот католиков.

В Таджикистане неоднократно отмечаются случаи дискриминации, преследования и террора против протестантов. Кроме того, преследованиям со стороны родственников и соседей подвергаются протестанты, обращённые из ислама.

Принятый в 2009 году закон о религии существенно усложнил процедуру регистрации религиозных общин; правительство отказывается регистрировать некоторые протестантские организации, как правило, посылаясь на административные причины.

Духовный центр церкви адвентистов седьмого дня в Душанбе. Последователи протестантизма указывают на случаи гонений протестантов в Таджикистане

Католицизм в Таджикистан принесли немцы в 1944 году, когда сюда была переселена большая часть советских немцев. Современная католическая община страны немногочисленна и не превышает 200 человек.

Таджикские католики объединены в три прихода (в Душанбе, Курган-Тюбе и Бустоне), которых окормляют 5 священников. Необходимо отметить также то обстоятельство, что в 1997 году в стране появилась община Свидетелей Иеговы. В настоящее время она находиться на нелегальном положении.

Две ветви

Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восток охватила волна вероотступничества. Арабы погрузились в пучину смут и раздора. Среди последователей пророка возник спор, кому должна принадлежать духовная и политическая власть в Арабском халифате.

Ключевой фигурой в разделении мусульман стал двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. После его убийства часть верующих считала, что только потомкам Али принадлежит право стать наследными халифами, так как их связывают кровные узы с пророком Мухаммедом. В итоге победило большинство, которое выступало за выборных халифов.

Это коренным образом повлияло на распределение сил: сунниты на протяжении столетий доминировали на арабском Востоке, в том время как шииты вынуждены были оставаться в тени.

Сунниты — это в первую очередь история таких могущественных государств как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя. Шииты – их извечная оппозиция, подчиняющаяся принципу «такия» («благоразумие» и «осмотрительность»). Вплоть до конца XX столетия взаимоотношения двух ветвей ислама обходились без серьезных вооруженных столкновений.

Эскалация конфликта

Исламская революция 1979 года в Иране коренным образом повлияла на взаимоотношения суннитов и шиитов. Если в 50-е и 60-е годы XX столетия вслед за обретением арабскими странами независимости был взят курс на их сближение (к примеру, браки между суннитами и шиитами считались нормой), то теперь арабы оказались втянуты в открытое вооруженное противостояние.

Революция в Иране способствовала росту религиозного и национального самосознания шиитов, которые заметно укрепили свои позиции в Ливане, Ираке и Бахрейне.

Суннитским большинством Саудовской Аравии это расценивалось как «иранская экспансия», и саудиты незамедлительно вступили в соперничество с постреволюционным Ираном.

Уже давно нет халифата за власть над которым когда-то сражались сунниты и шииты, а их теологические разногласия настолько незначительны, что не могут служить причиной войны. Было очевидно, что шиитско-суннитское противостояние из религиозного русла окончательно перешло в политическое.

Так, ирано-иракский конфликт рассматривался с позиции «войны персов и арабов», а для США, вторгнувшихся в Ирак в 2003 году, это был вопрос поддержки шиитского меньшинства «угнетенного» суннитским режимом Саддама Хусейна. Пройдет время и уже шиитский Иран окажется главной угрозой для американского Госдепартамента.

Но растущая популярность идей шиизма и влияние Ирана в первую очередь беспокоили Саудовскую Аравию. Ее политические элиты, связанные с Западом военными и финансовыми нитями, не стеснялись в выборе средств для решения своих проблем. Маховик раскола был запущен. Шиитско-суннитские противоречия оборачиваются масштабными терактами в Ливане, восстанием в Саудовской Аравии, гражданской войной в Сирии.

Кто такие шииты

Чтобы понять непримиримость вероучений, к которым относятся сунниты и шииты, в чем разница противоречий у правоверных, следует знать, что представителями второго по численности течения в исламе (порядка 10%) опровергаются значение Сунны в Исламе.

Общины существуют во множестве стран, хотя большинство мусульман они составляют лишь в Иране. Также шииты проживают в Азербайджане, Афганистане, Бахрейне, Ираке, Йемене, Ливане, Турции и некоторых других странах.

На территории РФ общины шиитов встречается в Дагестане.

Название происходит от арабского слова, которое можно перевести как последователь или приверженец (однако, слово «шиа» может быть переведено и как «партия»). Со времён смерти Мухаммеда шиитов возглавляли имамы, которым в рамках этого течения отдаётся особое уважение.

Даже после смерти Хусейна в 680 году, имамы продолжили быть руководителями шиитской общины, хотя де-юре не имели политической власти.

Бахрейн, шииты или сунниты во время клятвы на верность Аллаху

Однако имамы обладали и обладают колоссальным духовным влиянием на шиитов. Особенно у них почитают 11 первых имамов, а также 12-го, т. н. скрытого имама. Считается, что у Хасана (сына Али) был сын Мухаммад, который в пятилетнем возрасте был скрыт богом и появится на Земле в необходимый момент. Прийти на Землю «скрытый имам» должен как мессия.

Во многом сущность шиизма сводится к культу мученичества.

По сути, это было заложено в первые годы образования течения. Этой отличительной чертой течения в частности воспользовалась организация «Хезболла», которая первой стала использовать террористов-смертников в 1980-е, вербуя именно шиитов.

Все точки над «И»

Переводя исламскую религиозную полемику на светский язык, можно сказать, что фетва, принятая в Грозном, не провоцирует раскол, а устанавливает в рамках официального богословия давно уже очевидную вещь: ваххабиты – это не мусульмане, а сектанты, которые имеют крайне мало общего с традиционным исламом. В данном случае произошла операция религиозного отсечения от уммы не просто лишнего, а вредоносного элемента. Говоря христианским языком, «они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (Первое Послание Иоанна, Глава 2, стихи 18-21).

В контексте международной политики понятно, что отныне между мусульманским сообществом России и Саудовской Аравией расставлены все точки над «И».

И это хорошо, поскольку ясное и прямое противостояние всегда лучше, чем завуалированная, подковёрная вражда с недомолвками и вежливыми улыбками, сквозь которые проступает оскал.

Что же касается Совета муфтиев России, то его излишне резкая и эмоциональная позиция по поводу Грозненской фетвы больше играет на раскол внутри российской суннитской уммы, чем та (фетва) якобы раскалывает мировое мусульманство. Деятелям СМР, прежде чем чего-то требовать от муфтия Чечни и уважаемых в мире богословов, лучше отказаться от слишком плотных контактов с весьма одиозными организациями и отдельными лицами, замеченными в экстремистских высказываниях. Мусульмане России благодаря чеченской инициативе выразили абсолютное неприятие любого радикализма в своей религии, и все исламские организации получили прекрасный шанс подписаться под этим решением и провести самоочищение, избавившись от радикалов в своих рядах. Те, кто это не сделает, окажется вне ислама.

Киев выступил за введение визового режима с Россией

Раскол шиитов и суннитов

Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.

Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

Ислам — самая распространенная религия в Таджикистане

Зачем нужна религия

Ислам в Таджикистане является самой распространенной религией. Высшее Собрание страны в 2009 году признало ислам в трактовке Ханафитского мазхаба официальной религией.

Госдепартамент США по состоянию на этот же год говорил о том, что 80 % населения Таджикистана — это мусульмане (95 % − сунниты, 5 % −шииты и некоторое количество суфиев).

При этом необходимо отметить, что мусульманское духовенство Таджикистана находится под жестким постоянным контролем государственной власти.

Медресе в Истаравшане. Большинство жителей Таджикистана — мусульмане-сунниты

Ислам был привезен в Центральную Азию арабами-проповедниками в VII веке и с этого момента он играл основную роль в жизни таджикского общества. С установлением Советской власти ислам оказался в Таджикистане в более выигрышной ситуации по сравнению с другими религиями.

Так, например. Советскими властями разрешалась деятельность религиозных судов, решавших дела по шариату, постольку, поскольку его нормы не противоречили советским законам. В 1960 — 1980-х годах Духовным управлениям мусульман разрешили издавать Коран.

80%
столько жителей Таджикистана — мусульмане

В конце 1970-х начале 1980-х годов наблюдалась явная активизация мусульманских религиозно-националистических настроений в среднеазиатских республиках СССР, чему способствовали война в Афганистане исламская революция в Иране.

В 1990-е году в стране активизировались радикальные исламские группировки. В результате во время гражданской войны Духовное управление мусульман Таджикистана приняло участие в конфликте в составе Объединённой таджикской оппозиции.

Собрание таджикских женщин. Несмотря на то, что ислам — главенствующая религия в Республике Таджикистан, здесь запрещено ношение хиджаба

По состоянию на 2014 год в стране было 3424 мечети, в том числе 344 соборных и 40 центральных соборных. Государство в Таджикистане проводит жесткую политику по отношению к мусульманскому духовенству, стараясь поставить религию под контроль.

Так Таджикское правительство регулярно закрывает нелегальные мечети.

3424
столько мечетей насчитывалось в стране в 2014 году

В стране запрещено ношение хиджабов для детей, а также использование громкоговорителей для призыва на молитву и посещение мечетей женщинами.

Стоит отметить, что большинство таджиков являются суннитами, при этом представители малочисленных памирских народов, проживающие преимущественно в Горно-Бадахшанской области, относятся к исмаилитам-назаритам

Страны, которые поддерживают шиизм

Те, кто являются последователями Али, считаются малочисленными относительно суннизма, в мире их не более десяти процентов. Однако в некоторых случаях они занимают целые страны. Шииты, которые живут, к примеру, в Иране, по своей численности занимают практически всю его территорию.

Помимо этого, последователями Али являются больше половины населения Ирака, а также достаточно большая часть тех, кто исповедует ислам в Азербайджане, Ливане, Йемене, Бахрейне. Более малочисленное их количество наблюдается и в других странах Востока. К примеру, набирают численность чеченцы-шииты при поддержке властей (конечно, это событие находит своих недовольных). Многие приверженцы “чистой религии” – суннизма — считают провокационными действиями те, когда литература и учение шиизма находится в свободном доступе, что приводит к увеличению количества верующих.

Таким образом, можно сказать, что шииты являются довольно серьезной политической силой, особенно в последнее время, когда внутреннее противостояние между двумя течениями вылилось в военную форму.

Заключение

Итак, теперь мы видим, какие есть различия суннитов и шиитов

Конечно, все это в большей степени находится в головах верующих, ведь не так важно полное соблюдение всего свода правил, гораздо важнее, что происходит в душе. С именем Господа на устах творились многие беззакония в мире, и история тому большое доказательство

Очень просто разжечь вражду между противоборствующими течениями, гораздо труднее привести их к миру и терпимости.

В заключение следует вспомнить слова Пророка Мухаммеда, которые он сказал перед своей смертью. А именно о том, чтоб не стать заблудшими, не рубить головы своих единоверцев. Также Пророк повелел донести об этом до всех тех, кого не было подле него. Пожалуй, это был самый главный завет, который очень нужно вспомнить и соблюсти именно теперь, когда распри поглотили наш мир. Когда так называемая “арабская весна” заполонила восточный мир, когда кровавые конфликты не желают останавливаться и гибнет все больше и больше простых людей. Политологи же смотрят на эту ситуацию с возрастающей тревогой, так как в этой войне не может быть победителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector