Мусульмане-сунниты

Содержание:

Шииты

Что обозначает название

Шийа – «приверженцы», «последователи».

Когда возникло

После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

По разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.

Основные районы проживания

Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак, Ливан.

Идеи и обычаи

Признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка – халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе – главной святыне магометан в Мекке.

Шиитов отличает убеждение в том, что руководство уммой (мусульманской общиной) должно осуществляться высшими духовными лицами, избранными Аллахом – имамами, посредниками между Богом и человеком.

Признают святыми первые двенадцать имамов из рода Али (живших в 600 — 874 гг. от Али до Махди).

Последний считается таинственно исчезнувшим («сокрытым» Богом), он должен появиться перед Концом Света в виде мессии.

Основное течение шиитов – шииты-двунадесятники, которых традиционно и именуют шиитами. Школа права, которая им соответствует – джафаритский мазхаб. Шиитских сект и течений очень много: это исмаилиты, друзы, алавиты, зейдиты, шейхиты, кайсаниты, ярсан.

Святые места

Мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле (Ирак), мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак), мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), мечеть Али-Аскари в Самарре (Ирак).

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Акыда

ДУМК: Является ли акыда имама Матуриди заблудшей?

Вопрос: Ассаляму алейкум! Правильно ли придерживаться акыды имамов Ашари и Матуриди? Некоторые утверждают, что придерживаться этой акыды …

9 464

7 ноября, 14

Фикх

Что делать, если имам совершает масх на простые носки?

Вопрос: Я понимаю, что делать масх на обычные носки во время вуду не является допустимым. Но, в офисе я замечаю, что большинство людей п…

16 985

7 ноября, 14

Течения и секты

Современная наука опровергает убеждения, что Аллах находится буквально «вверху»

«Достоверные научные данные подтверждают, что Земля вращается вокруг собственной оси. Это приводит к постоянному смещению ее сторон, так …

6 611

16 октября, 14

Фикх

Высказывания имамов муджтахидов о таклиде

Утверждение о запрете имамов следовать их суждениям в случае выявления более достоверных доказательств, а также о велении отбросить их мн…

6 856

7 июля, 14

Хадис

Дайте определение сахих хадисам, не совершая таклид

Когда шейх был в Медине, к нему подошел один человек и сказал: «Я хочу обсудить с вами некоторые вопросы. Однако, у меня есть условие: мы…

7 383
12 июня, 14

Манхадж

Кто знает лучше?

Некоторые наши современники, принижающие фикх четырех Имамов и их последователей, на самом деле поступают так из-за того, что рассматрива…

9 847

25 апреля, 14

Шииты

Основные пункты, чем шииты отличаются от суннитов:

  • Убеждение в том, что руководить общиной мусульман должны имамы из числа потомков пророка, а не выборные халифы.
  • Они признают только одного Праведного халифа – Али ибн Абу Талиба. Он жил с 599 по 661 год, а шиитским имамом был с 632 по 661 годы.
  • Признают 12 имамов из рода Али.
  • Есть отличие и в изучении сунны. Шииты изучают только часть сунны, где идет речь о пророке Мухаммеде.
  • Пять столпов веры.
  • Шииты верят в приход мессии – “скрытого имама”.

В шиизме выделяют несколько направлений – исмаилиты, двунадесятники, вакифиты, шуккариты, зайдиты, алавиты. Хадж в Мекку они совершают также, как и сунниты.

На планете около 150 млн шиитов. Самая большая по численности община проживает в Иране. Также это направление популярно в Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Ливане, Афганистане (у народности хазарейцев), Пакистане (1/5 жителей), Индии, Иордании, Йемене и в самой Саудовской Аравии, где ислам и появился. В России одним из центров шиизма является село Мискинджа в Дагестане.

Рис. 3. Али ибн Абу Талиб.

Мутазалиты

1. Адепты и распространение.

В настоящее время мутазалиты является малочисленной философской школой в исламе шиитского толка. Последователи мутазалита встречаются в разных странах мира, при этом не играя нигде активной роли в жизни общества.

2. Название.

Мутазалит (المعتزلة‎) переводится как «отделившиеся, отшельники». Сами себя называют «последователи справедливости и единобожия».

3. История возникновения.

Возникновение мутазалитства относят к периоду большой смуты в мусульманской умме (конец 7 – начало 8 веков). Часть исламской общины, поддержавшая неудачное восстание Зейда ибн-Али против власти халифов Омейядов, подверглась преследованию и репрессиям. В результате они вынуждены были скрываться в пустынях, горах и прочих уединённых местах, что и послужило причиной их названия. После свержения династии Омейядов, гонения на мутазалитов прекратились и они смогли занять высокие посты при Дамасских и Багдадских халифах. Расцвет мутазалитства пришёлся на 9 – 12 века, после чего их влияние на жизнь мусульманского общества пошло на спад.

4. Идеология и обычаи.

Мутазалитство во многом схоже с другими шиитскими течениями ислама – зейдизмом или хариджизмом. В основе мутазалитства лежат пять постулатов: божественная справедливость, единобожие, неотвратимость божьего наказания, возможность промежуточного состояния человека (между верой и неверием), борьба со злом.

Течения

Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.

Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции – растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.

Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.

Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.

Сунниты и их убеждения

Самой многочисленной (около 90% всех мусульман) в исламе является группа суннитов. Они следуют по пути Пророка и признают его великую миссию.

Второй после Корана основополагающей книгой для этого направления религии выступает Сунна. Изначально ее содержание передавалось устно, а затем было оформлено в виде хадисов. Приверженцы такого направления очень трепетно относятся к этим двум источникам их веры. Если в Коране и Сунне нет ответа на какой-либо вопрос, людям разрешается принимать решение по своему рассуждению.

Сунниты отличаются от шиитов, салафитов и других течений подходом к трактовке хадисов. В некоторых странах следование предписаниям, основанным на жизненном примере Пророка, доходило до буквального понимания сущности праведности. Случалось, что даже длина бороды мужчин, детали одежды должны были в точности соответствовать указаниям Сунны. Это их главное отличие.

Сунниты, шииты, салафиты и прочие направления по-разному смотрят на связь с Аллахом. Большинство мусульман склоняются к тому, что для восприятия слова Бога им не нужен посредник, поэтому власть передается выборным путем.

Противоречия

Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.

Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда. По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина

По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.

Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.

Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.

Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.

Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.

В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.

Идейные течения Ислама

С самого становления исламской религии разногласия по различным вопросам вероубеждения возникали среди мусульман достаточно часто, и эти вопросы можно разделить на несколько общих групп:

  1. К первой группе можно отнести вопросы, которые касаются сущности Всевышнего Аллаха и Его атрибутов, возможное или невозможное среди Его качеств, сама возможность толковать качества Его сущности и качества Его действий. В таких вопросах имеют расхождения течения саляфитов, каррамитов, ашаритов, мутазилитов, муджассимитов.
  2. Ко второй группе вопросов можно отнести те, которые связаны с Божественной справедливостью, предопределением жизненного пути, свободной волей и принуждением человека, понятием касба. Расхождения в этих вопросах имеют такие исламские течения, как наджжариты, каррамиты, кадариты, джабариты и ашариты.
  3. К третьей группе относятся вопросы, которые связаны с покаянием и верой, условиями отсрочки и угрозы наказания, случаями обвинения в заблуждении и неверии. По таким вопросам расходятся во мнении такие направления ислама, как мурджииты, каррамиты, ашариты и мутазилиты.
  4. Еще к одной группе вопросов можно отнести те, которые связаны со Священной Книгой Коран, понятиями зла и добра, разума и Божественной благодати, а также непогрешимости в пророчестве и имамата, условий его установления и передачи. По таким вопросам расходятся во взглядах хариджиты, шииты, мутазилиты, каррамиты и ашариты.

Как сложилось исторически среди ашаритов преобладает число последователей шафиитского мазхаба (Чечня, Дагестан, Ирак, Сирия, частично Египет, Индонезия) и маликитского мазхаба (Север Африки). Матурдиты же в большинстве своем являются последователями ханафитского мазхаба – Южная Азия, Турция, Средняя Азия, Башкортостан, Татарстан. По своим взглядам они ближе к ашаритам.

Духовные школы

Существуют две основные богословские школы: ахаризм и матуридизм . Третий — атаризм .

  • Ash’ari (буквализм и рационализм), основанный Абу аль-Хасан аль-Ach`arî (873-935) является одним из ведущих богословских течений. Среди прочего, он был принят среди маликитов Магриба Аль-Мазри и среди хафитов Аль-Газали , мистиком и правоведом, который считает, что откровение выходит за рамки человеческого разума. Однако эта богословская школа отличается от традиционалистов-атаристов, считая, что иногда необходимо добавить аргументы к откровению, содержащемуся в Коране и сунне, чтобы объяснить определенные двусмысленности и опровергнуть определенные мысли, считающиеся еретическими, такие как антропоморфизм . Эта методология богословских рассуждений называется калам и позволяет проводить определенную осторожную и ограниченную интерпретацию текстов, а не строго буквалистскую. Таким образом, ашаризм смог показать совместимость раскрытых текстов с разумом.
  • Матуриди основан Абу Мансур аль-Матуриди (944). Вполне меньшинство до принятия его турецкими племенами Средней Азии , в то же время, когда они приняли ханафитскую юридическую школу . Матуридизм — богословская школа, идентичная аш’аризму и особенно распространенная среди суннитов ханафитской юриспруденции. Имам-основатель этой доктринальной школы был современником имама Абу аль-Хасана аль-Ахари. Вместе они остаются основным ориентиром для суннитов с точки зрения веры.

Сунниты, а именно ашариты и матуридиты, объяснили, что человек не создает свои действия, а приобретает их. Другими словами, человек направляет свою волю на действие, и именно Бог его создает.

Кораниты

1. Адепты и распространение.

В мире насчитывается несколько сот тысяч последователей этого философско-религиозного течения. Его последователи спорадически распределены среди суннитских общин во многих странах.

3. История возникновения.

Основателем считают ан-Наззама, афганского философа 9 века. Современный коранизм основывается также на трудах индийского хадисоведа Джараджпури.

4. Идеология и обычаи.

От традиционного ислама кораниты отличаются тем, что признают только Коран в качестве священного писания, отвергая сунну пророка. Также ими отвергаются обязательное ношение хиджаба, бороды, отрицается обязательность хаджа и обрезания. Допускают принятие женщиной сана имама.

Основные отличия суннитов от шиитов

По настоящему трудно сказать, что разница между этими течениями велика. Например в христианстве намного больше противоречий между католиками и православными. К какому бы из двух течений не относился мусульманин, он почитает лишь одну книгу — «Коран». Бытует ложное мнение будто у шиитов к «Корану» есть дополнение из десяти заповедей, это не более чем выдумка.
Вот самые распространенные выдумки, которые рассказывают сунниты про шиитов:

  • Сунниты думают, будто шииты считают настоящим Пророком не Мухаммеда, а Али, на самом деле это абсолютная лож. Ни один уважающий себя шиит никогда с этим утверждением не согласится. Они уважают власть Али, лишь из-за того, что он имеет родственные связи с самим Мухаммедом. Авторитет самого Пророка Мухаммеда здесь не подлежит сомнению.
  • Еще одно заблуждение, многие сунниты думают, что шииты признают имамов равными Мухаммеду. В реальности это совсем не так. Все началось с 12 потомков Пророка, ставших в последствии имамами, все они почитаются и уважаются шиитами. Они были не обычными детьми Али, они были кровными родственниками Пророка. Только за эту связь они и пользуются таким огромным авторитетом, считается что имамы — это потомки Мухаммеда, неуважительно относится к ним, значит уменьшать авторитет самого Пророка.
  • У мусульман существует такой налог, как закят — это обязательное пожертвование, его сбором занимаются специальные сборщики закята, все средства полученные таким путем идут на помощь нищим. Шииты признают этот налог, но считают что выплачивать его необходимо не сборщикам закята, которые могут распорядиться частью этих средств по своему личному усмотрению, а напрямую самим нищим. Так же у шиитов есть еще один налог — хумс, пятая часть свободных от основных расходов денег отдается в пользование имама.

Шииты Ирана

Сунниты Ирака

Основные различия между суннитами и шиитами

Несмотря на длительную историю раскола, основных отличий между суннитами и шиитами не так много.

Характеристика Сунниты Шииты
Отношение к имаму Руководитель мечети, религиозный деятель и представитель духовенства. Уважения заслуживает лишь добившийся этого имам Является посредником между Аллахом и человеком. Высказывания имамов столь же важны наряду с Кораном и Сунной
Наследники Мухаммеда Четыре «праведных халифа» Али и его наследники, т. е. потомки Мухаммеда
Ашура и Шахсей-вахсей Пост в день Ашуры в дань памяти Мусе, спасшемуся от войск фараона 10-дневный траур по имаму Хусейну. В Ашуру некоторые шииты участвуют в шествии в ходе которого избивают себя цепями. Самобичевание с кровопусканием считается почётным и праведным
Сунна Изучают весь текст Сунны Изучают текст Сунны, касающийся описания жизни Мухаммеда и членов его семьи
Особенности намаза Совершается 5 раз в сутки (по 5 молитв в ходе одного намаза) Совершается 3 раза в сутки (также по 5 молитв)
Пять основных столпов Благотворительность, вера,  молитва, паломничество, пост Божественное правосудие, божественное лидерство, вера в пророков, вера в судный день, монотеизм
Развод Не признают временного супружества, развод с момента его провозглашения супругом Признают временные браки, не признают, что момент развода с его провозглашения супругом

Азракиты и надждиты

Считается, что ваххабиты – самое радикальное течение ислама, однако в прошлом существовали куда более нетерпимые направления.

Что обозначает название

Название азракитов по имени духовного лидера – Абу Рашида Нафи ибн аль-Азрака, надждитов – по имени основателя Наджды ибн Амира аль-Ханафи.

Когда возникло

VII век.

Идеи и обычаи азаркитов

Радикальное ответвление хариджизма. Отвергали шиитский принцип «благоразумного сокрытия своей веры» (например, под страхом смерти и других крайних случаях). Считали неверующими халифа Али ибн Абу Талиба (почитаемого многими мусульманами), Усмана ибн Аффана и их приверженцев. Неподконтрольные территории азракиты считали «землей войны» (дар аль-харб), а проживающее на ней население подлежало уничтожению. Азракиты испытывали переселившихся к ним тем, что предлагали убить раба. Того, кто отказывался, убивали сами.

Идеи и обычаи надждитов

Существование халифа в религии не обязательно, в общине может быть самоуправление. Убийство христиан, мусульман и других нехристиан дозволено. На суннитских территориях можно скрывать свои вероубеждения. Совершивший грех, не становится неверным. Неверными могут стать лишь упорствующие в своем грехе, совершающие его неоднократно. Одна из сект, впоследствии отколовшаяся от надждитов, и вовсе допускала браки с внучками.

Численность и места проживания суннитов и шиитов

Сколько всего суннитов и шиитов в мире? Большая часть мусульман, проживающих сегодня на планете, относится к суннитскому направлению ислама. По разным оценкам, они составляют от 85 до 90% последователей этой религии.

Больше всего шиитов проживает в Иране, Ираке (более половины населения), Азербайджане, Бахрейне, Йемене и Ливане. В Саудовской Аравии шиизм исповедует примерно 10% населения.

Как правило, между приверженцами этих течений ислама не возникает конфликтов при совместном проживании на одной территории. Сунниты и шииты нередко посещают одни и те же мечети, и это также не вызывает конфликтов.

Нынешняя ситуация в Ираке и Сирии – скорее исключение, вызванное политическими причинами. Этот конфликт связан с противостоянием персов и арабов, уходящим своими корнями в мрачную глубину веков.

Ханафитский мазхаб

Что обозначает название

По имени богослова Абу Ханифа

Когда возникло

VIII век

Страны

Албания, Турция, Индия, Афганистан, Бангладеш, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Египет, Сирия, Азербайджан, Уйгурия. В России — татары, крымские татары, башкиры, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, черкесы, кабардинцы, абазины, часть кумыков в Дагестане.

Положения

Источники религиозного права — Коран, сунна, высказывания сподвижников пророка, иджма (единое мнение богословов), суждения по аналогии, предпочтительные и целесообразные решения при отсутствии убедительно хадиса или ясного указания в Откровении, урф (распространенные обычаи и мнения, не отраженные в шариате).

Ханафитский мазхаб

Что обозначает название

По имени богослова Абу Ханифа

Когда возникло

VIII век

Страны

Албания, Турция, Индия, Афганистан, Бангладеш, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Египет, Сирия, Азербайджан, Уйгурия. В России — татары, крымские татары, башкиры, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, черкесы, кабардинцы, абазины, часть кумыков в Дагестане.

Положения

Источники религиозного права — Коран, сунна, высказывания сподвижников пророка, иджма (единое мнение богословов), суждения по аналогии, предпочтительные и целесообразные решения при отсутствии убедительно хадиса или ясного указания в Откровении, урф (распространенные обычаи и мнения, не отраженные в шариате).

Современные разделения взглядов

Являясь второй по величине религией мира, ислам со временем породил множество сект, направлений и взглядов на суть религии. Салафиты и сунниты, разница между которыми будет рассмотрена далее, возникли в разный промежуток времени. Сунниты изначально были фундаментальным направлением, а салафиты появились гораздо позже. Последние сегодня считаются более экстремистским течением. Многие религиоведы утверждают, что салафитов и ваххабитов можно назвать мусульманами лишь с большой натяжкой. Появление таких религиозных сообществ происходит именно из сектантского ислама.

В реалиях современной политической ситуации именно экстремистские организации мусульман становятся причиной кровавых конфликтов на Востоке. Они обладают значительными финансовыми ресурсами и могут осуществлять революции, устанавливая свое господство на исламских землях.

Разница между суннитами и салафитами довольно большая, но это на первый взгляд. При более глубоком изучении их принципов вырисовывается совершенно другая картина. Чтобы ее понять, следует рассмотреть характерные черты каждого из направлений.

Ваххабиты

Что обозначает название

Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба

Когда возникло

В XVIII веке.

Сколько приверженцев

В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.

Основные районы проживания

Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления – Аравия.

Идеи

Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.

Асария

Суннитская теологическая школа, главным направлением деятельности которой является акида, основанная на строго традиционалистском толковании положений Корана. Акида – один из столпов мусульманской религии, форма раскрытия истинности учения Мухаммеда посредством набора религиозных идей, догм, цитат пророков и т.д.

1. Адепты и распространение.

Последователями асарии являются в большинстве своём салафиты и члены других радикальных течений в суннизме. На сегодня они составляют лишь небольшую часть от общего числа верующих.

2. Название.

По-арабски название данной школы акиды звучит как «Ахль-уль-асар» (أهل الأثر‎ ) — «люди предания». Что подразумевает следование пути Мухаммеда посредством сунны (сборника преданий о делах и мыслях пророка).

3. История появления.

Возникновение данной теологической школы относится к 9 веку, как результат борьбы за «чистый ислам». Основы асарии были разработаны богословом ибн-Ханбалем, который ставил главной своей целью борьбу против многочисленных еретических течений, основывавшихся на переосмыслении Корана и придании словам пророка неких метафорических значений.

4. Идеология и обычаи.

Особенностью асарии является осмысление высказываний Корана, основанное на дословном их понимании. Последователи асарии отрицают всяческие иносказательные толкования священного писания, считая их попытками исказить истинность веры. Асарии считают, что человек не должен давать своего толкования любому божественному аяту Корана, даже самому неясному и туманному.

Ашариты

Школа религиозной философии, на которую опираются правовые школы шафиитов и маликитов.

Что обозначает название

По имени философа IX-X веков Абуль-Хасана аль-Ашари

Когда возникло

X век.

Идеи

Находятся между мутазилитами и сторонниками школы асарии, а также между кадаритами (сторонников свободы воли) и джабаритами (сторонниками предопределения).

Коран сотворен людьми, однако его смысл – творение Аллаха. Человек лишь присваивает действия, сотворенные Богом. Праведники могут видеть Аллаха в Раю, однако объяснить это невозможно. Разум приоритетней религиозной традиции, а шариат лишь регулирует бытовые вопросы, но все же любые разумные доказательства опираются на основные догматы веры.

Основные различия между суннитами и шиитами

1. Принцип власти и преемственности

Сунниты считают, что правом быть правителем правоверных и их духовным наставником обладают мусульмане, обладающие необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманской среде. В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада (с.г.в.). В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов – Абу Бакра (р.а.), Умара (р.а.) и Усмана (р.а.), признаваемых, наряду с Али (р.а.), в суннитском мире. Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными.

2. Особая роль имама Али (р.а.)

Сунниты почитают Пророка Мухаммада (с.г.в.) как Посланника Всевышнего (с.г.в.), ниспосланного Господом в качестве милости для миров. Шииты же, наряду с Мухаммадом (с.г.в.), в одинаковой мере почитают и имама Али ибн Абу Талиба (р.а.). При произнесении азана – призыва на молитву – шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества.

3. Подход к рассмотрению сунны Пророка (с.г.в.)

Суннитами признаётся достоверность тех хадисов Пророка (с.г.в.), что содержатся в 6 сборниках: Бухари, Муслима, Тирмизи, Абу Дауда, Насаи, Ибн Маджи. Для шиитов таким бесспорным источником служат хадисы из так называемого «четверокнижия». То есть те хадисы, что были переданы представителями рода Пророка (с.г.в.). У суннитов критерием достоверности хадисов служит соответствие цепочки передатчиков требованиям честности и правдивости.

Это интересно: 2428,Кто такие западники и славянофилы, кратко о главном

Хариджиты

Хариджизм (от араб. خوارج‎ х̮ава̄ридж — выступившие, покинувшие) — религиозно-политическое движение преимущественно радикального толка. Возникло в период правления халифа Али после битвы Сиффин. Часть воинов Али, недовольных результатом третейского суда, объявили себя врагами как Али, так и Муавии, и начали против них активные диверсионные и военные действия.

В конце VII века, после череды расколов, среди хариджитов сформировалось несколько течений: мухаккимиты, азракиты, надждатиты, байхаситы, аджрадиты, саалабиты, ибадиты, суфриты и др. Численность хариджитов в конце XX века, по разным оценкам, составляла от 1 до 3 миллионов человек. Хариджизм господствует преимущественно в Омане, где представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам.

Алавиты, алевиты

2. Название.

Алавиты является общим названием для нескольких религиозных групп шиитов, проживающих в Сирии и Турции. Крупнейшие из них нусайриты (в Сирии) и кызылбаши (в Турции). При этом термин «алавит» принят среди арабов, а «алевит» — у турков. Оба слова означают «почитающие Али» (халифа Али ибн-Талиба, двоюродного брата пророка).

3. История возникновения.

Возникновение алавизма связывают с пророком Нусайрой, от которого и произошло арабское наименование алавитов. Обособление алавитов от остальных шиитов произошло в 9 веке. К середине второго тысячелетия алавитские шейхи становятся весьма влиятельной политической силой, с которой вынуждены считаться даже Османские султаны. К 17 веку алавиты устанавливают свой контроль над большей частью Леванта. Их политическое доминирование в этом регионе продолжается до сих пор: в Сирии алавитский клан во главе с Асадом удерживает власть над страной, где 80% населения составляют мусульмане-сунниты.

4. Идеология и обычаи.

По мнению многих мусульманских теологов, алавиты настолько далеко ушли от первоначального ислама, что уже вряд ли могут считаться мусульманами. В этом они схожи с друзами. В культе алавитов большое место занимают гностика и эзотерия, философские осмысления и понятия. По своей сути алавизм является смесью ислама, христианства и древних местных религий. Так, халиф Али считается воплощением солнца и луны. Алавиты обожествляют Мухаммеда и его семью, но в то же время почитают и ряд христианских святых. Алавитами могут быть только мужчины, женская же часть не допускается до богослужений и религиозных обрядов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector