Дедовщина в армии

Борьба

Дедовщина в армии – это явление, с которым все стараются бороться. Но насколько это действенно, судить сложно. В большинстве случаев всё очень умело маскируется под устав и наказания за проступки, благо, придраться всегда есть к чему.

Единственный совет, который тут можно дать, – не надо жаловаться на дедовщину. Ну, посадят «деда» за «издевательства», старших офицеров накажут финансово, а жертву переведут в другую часть. Вот только ничего не поменяется, а станет только хуже. Слухи распространяются, и «стукача» возненавидят в новой части уже все, включая и офицеров, и тех, кто призывался одновременно с ним.

А за случаи, в которых солдаты «гибнут из-за дедовщины», ответственны психологи и психиатры, допустившие неуравновешенного человека к службе.

Напоследок хотелось бы уточнить. Данная статья вовсе не призвана защитить дедовщину или тех, кто убивает солдат срочной службы. Но подобные «существа» есть везде, и не только в армии. Грабители, насильники, убийцы встречаются и в повседневной жизни и точно так же либо уходят от наказания, либо получают смехотворные сроки. Главная задача данной темы – показать, что во многом отношения в армии зависят от самого призывника и от того, как он поставит себя в коллективе.

Дедовщина и уставщина в российской армии

Никуда не исчезли издевательства в рядах Вооруженных Сил и во времена независимой России. Наоборот все случаи жестокого обращения стали придаваться широкой огласке. Еще во времена СССР в 1960-х солдат сдавали в аренду в качестве рабочей силы. Такие трудовые отношения были незаконными, и чтобы держать «молодых» в узде сержантам и старослужащим разрешались нетрадиционные методы воспитания. А в случае неповиновения человека либо загоняли уставщиной в угол, либо систематично избивали. В Российской Федерации случаев незаконного использования труда солдат стало еще больше, в том числе и в элитных воинских частях, войсках специального назначения.

Почему дедовщина возрождается?

Нетрудно догадаться, что послужило основной причиной

Возможно, вы уже обратили внимание, что реформы «вора Сердюкова» носили отчасти противоестественный характер: ведь фактически «разворовавший армию» Сердюков настоял на том, чтобы отныне армия платила за то, что раньше всегда получала бесплатно. То, понимаешь, «всегда» туалеты в казармах чистили зубными щетками сами же солдаты со своим окладом в 2 тысячи рублей — а тут вдруг расхититель народного добра заставляет за это платить каким-то гражданским уборщикам, и совсем не 2 тысячи, а много больше

Это ведь явный резерв для экономии, не правда ли? И для этого даже не надо обращаться к высокому начальству и требовать «вернуть все по-старому»: достаточно снова перевести солдат «на самообслуживание» явочным порядком, а деньги, выделяемые для «гражданских уборщиков», просто поделить по-братски между фирмачами и командованием части. Командирам — прибавка к жалованью, ну а солдаты просто служат «как положено», «как при Советской власти», несут «все тяготы и лишения воинской службы». По уставу!

То есть все просто: если призывную армию «оставить в покое» и предоставить самой себе — она тут же входит в свое естественное состояние. С дедовщиной.

Решающий конфликт рядового Шамсутдинова в ЗАТО Горный Забайкальского края разгорелся с офицером именно по поводу унитаза. Офицер требовал, чтобы рядовой его еще раз вымыл, Шамсутдинов не хотел. Тогда, по одной из версий, офицер схватил рядового и несколько раз макнул его головой прямо туда, «приучал к чистоплотности».

Шамсутдинов «в долгу не остался» и, начиная свою бойню, убил этого офицера первым.

Уставщина

Возможно, для многих это станет откровением, но, кроме неуставных взаимоотношений, существуют и уставные. А вот что из этого хуже – спорный вопрос.

Зачастую в частях, в которых процветает дедовщина, это происходит из-за того, что офицерский состав плюёт на подчиненных. То есть офицерам безразлично, чем занимаются солдаты. Их гоняют на работы редко, и единственной проблемой таких частей становится скука. Поэтому в них и процветают «деды».

В уставных показательных частях дедовщины, конечно, нет. Просто потому, что даже у «дедов» не остаётся сил на то, чтобы издеваться над новоприбывшими. В таких воинских подразделениях солдату придется работать вплоть до самого дембеля. И это основная причина, по которой дедовщина в ВДВ и других десантных боевых подразделениях – редкость.

Если же говорить об обычных, рядовых, воинских частях, то солдаты обычно сами выбирают дедовщину. Если срочник был переведён из уставной части в «дедовскую», то, по его словам, это все равно что попасть на курорт. Странно, но факт. Те, кто отслужил, прекрасно знают, что лучше полгода потерпеть «дедов», чем весь срок службы стелиться перед офицерами.

Яркий пример. Собирают части со всей области на концерт в каком-нибудь городке. Солдатики из части с дедовщиной спокойно стоят и курят в сторонке, а воспитанники «уставщины», даже чтобы отойти покурить, спрашивают разрешения у сержанта. Согласитесь, даже иллюзия свободы позволит намного легче перенести лишения военной службы.

Труд

Еще один момент, в котором проявляется дедовщина в армии, – наряды. «Дедушки» стараются получить самые лёгкие места для нарядов, в то время как «молодые» горбатятся где попало.

К сожалению, это заложено в саму человеческую природу. Затюканные предыдущими «дедушками», нынешнее старшие призывники желают самоутвердится за счет «молодых». Это нормальное явление. Подобный круговорот остановить очень трудно, поэтому любые заверения о том, что дедовщина в российской армии побеждена – полные враки.

Повышенная частота заступления в наряд у молодого пополнения – это один из основных признаков дедовщины в конкретном подразделении. Но при этом следует помнить, что любой срочник, который писал маме и жаловался на то, как с ним обращаются «дедушки», с радостью побежит точно так же издеваться над следующим после него призывом.

Так что это, скорее, норма для любой части. Первые полгода работает «молодой», вторые полгода – следующий призыв.

Призыв

Для того чтобы лучше разобраться в проблеме, начнем рассматривать весь год армейской жизни призывника по порядку. Итак, представьте, что молодой человек получает повестку, устраивает проводы, а наутро отправляется на призывной пункт. Его ожидает медицинская комиссия, а затем – распределение.

Первая проблема, с которой предстоит столкнуться молодому пополнению, – отношения со срочниками, которые служат на распределительном пункте. Дело в том, что с собой рекомендуется брать еду на 2–3 дня, но на практике она не съедается. Старослужащие частенько подходят и просят поделиться. Если вы им откажете, а вас оставят служить именно тут, то какое отношение может проявиться к жадине? Ясное дело, что за такое призывника могут частенько отправлять на самую грязную работу. Дедовщина? Да. Пережить можно? Конечно. Не стоит делать из этого трагедию.

Откуда берется дедовщина

Объяснить природу дедовщины достаточно просто на элементарном вопросе: кто будет мыть унитаз? Имеется в виду — вот есть армейское подразделение, 30—40 бойцов и сержантов. Они живут вместе в казарме, проводят боевую учебу (что бы это ни значило), все строем ходят есть в столовую и, конечно же, регулярно пользуются уборной в той же казарме. Вопрос — кто будет мыть унитаз (или, по-народному, «очко») в этой казарме?

Сомнений в том, что туалеты, которыми пользуются 40 молодых и энергичных мужчин, необходимо мыть, причем мыть тщательно и часто, нет никаких. Это вопрос даже не столько эстетики, сколько гигиены и предотвращения заразных болезней. Но кто это должен делать? И почему?

Мытье унитазов — работа тяжелая, грязная, неприятная и даже, пожалуй, унизительная для молодого мужчины. Почему все его сверстники, извините, гадили — а он должен за ними за всеми убирать? Причем не один раз в виде исключения, а периодически, регулярно, в каждом своем «наряде»?

Правда заключается в том, что чистить унитазы никто не хочет. В этой работе нет романтики, к «защите родины» она имеет крайне опосредованное отношение, о ней не похвастаешь после службы ни любимой девушке, ни будущим внукам. Может быть, за нее хотя бы платят?! Нет. Доплачивают? Тоже нет. Что бы солдат ни делал, пусть он даже проведет «на унитазах» все 30 дней в месяц, ему все равно заплатят одно и то же «денежное довольствие» в размере 2 тысяч рублей (согласно недавнему приказу министра обороны — раньше было еще меньше).

И если бы только в нарядах «на туалеты» было дело. В армии есть еще масса тяжелых, грязных и очень неприятных работ, которые тем не менее необходимо делать, — необходимость постоянного мытья полов, наряды по кухне (где надо мыть посуду и всю кухонную утварь уже за несколькими сотнями едоков), всякие погрузки-разгрузки, строительные работы (ведь казармы и подсобные помещения старые, их надо постоянно латать) и т. д. Но и это не всё. Ведь есть еще такие специфически армейские требования, как, например, строевая подготовка — физически крайне тяжелые, даже изматывающие упражнения типа «тянуть носок» и «стоять на одной ноге» по несколько часов в день.

Где солдату найти мотивацию, чтобы делать все это? Напомним — он ведь даже не доброволец. Он пошел в армию, потому что в противном случае ему грозил трибунал. В реальной армии реальный солдат не хочет ни мыть унитазы, ни заниматься шагистикой (совершенно не нужной для «гражданки») — он бы всегда предпочел, чтобы это делал за него кто-то другой.

Суть дедовщины предельно проста: старший «призыв» (отслужившие более половины срока, «деды») заставляют «младших» (новобранцев, «духов», «салаг» и т. п.) делать всю грязную и неприятную работу «за себя и за того парня». Заставляют в прямом смысле — путем насилия и устрашения.

Иерархия в армии

Сама суть дедовщины проста — создание иерархической лестницы, положение на которой определялось сроком службы. Причем у солдат каждой ступени имелись свое название, права и обязанности. Так, солдаты, еще не принявшие присягу, назывались «запахи» или «духи». После присяги их переименовывали в «салабоны», «отцы» и «чижи» (человек, исполняющий желания). Как правило, эта категория была самой бесправной и понукаемой. Изначально считалось, что они — тупицы, и лишь «наставничество» старослужащих поможет им понять суть службы.

После полгода службы давление на молодых солдат начинало ослабевать, ибо в часть прибывали новые призывники. Теперь уже полугодичники, именуемые «слоны», «шнурки», «гуси» или «вороны», сами становились на одну ступень выше. После года службы солдат именовался «черпаком», «черепом» или «годком». Эта категория наиболее зло относилась к молодым. Ибо они уже были достаточно зрелыми, чтобы понять сущность дедовщины, но не имели возможности воплотить ее на практике.

Наконец, самая привилегированная каста — это деды, солдаты, отслужившие полтора года и ожидавшие приказа о демобилизации. Хотя имелись и те, кто был выше дедов — дембеля (солдаты, дослуживающие уже после выхода приказа), но они считали себя уже почти гражданскими и не оказывали влияния на процессы в части.

Вся эта иерархия был связана с множеством ритуалов, неприятных для молодых солдат и увлекательных для старших. Например, перевод из «духа» в «слона» осуществлялся несколькими чувствительными ударами пряжкой ремня по ягодицам. А вот перевод из «черпаков» в дембеля имел театральную окраску. Переводимый ложился на кровать, ему клали 2-3 подушки на попу и «хлестали» по ним ниткой. Под кроватью лежал молодой солдат, кричащий за дембеля, якобы от боли.

Также в почете у дедов были ночные представления, когда молодые трясли его кровать, а кто-то лежал под ней и ударами ног имитировал стук по рельсам. «Проводник» в белом халате приносил чай, а на соседней кровати певец под гитару пел песни Магомаева, якобы из радио, и объявлял станции. Все это было бы, возможно, забавно, если бы не было так грустно. Помимо унизительных ритуалов, молодые часто подвергались избиениям и унижениям. В частности, дед мог заставить не только заправлять свою кровать, но и стирать его нижнее белье и носки. У молодых отбирали деньги и сигареты, не разрешали им есть вне столовой.

Невыполнение требований грозило физической расправой в туалете или «темной». На строптивого солдата, называемого «быком», могли воздействовать и психологическими методами. Например, заставляли всех солдат его призыва отжиматься или петь гимн СССР по ночам, в то время как сам он просто стоял. После этого ненавистью к нему проникались
уже его одногодки, считая, что страдают из-за этого «быка». Морально слабые солдаты не выдерживали всего этого физического и психологического прессинга и часто ломались. Они кончали жизнь самоубийством, уходили в побег или, как Сакалаускас, расправлялись с сослуживцами.

Нельзя сказать, что с этим явлением не боролись. Летом 1982 года в части поступил секретный приказ № 0100 о борьбе с неуставными отношениями. Однако пользы от него оказалось мало. Дедовщина и после распада СССР продолжалась в Российской армии. Только сокращение службы по призыву до одного года и усилившийся контроль командиров позволили серьезно уменьшить ее проявления.

Дедовщина и уставщина в царской армии

Уставщина или жизнь в соответствии с уставом является полной противоположностью дедовщине, так как иерархия строится по принципу старшинства. Весьма характерна уставщина для учебных частей. Правда, некоторые называют уставщину видом дедовщины, ведь в основном солдату растолковываются его обязанности, а про права ему советуют забыть до поры до времени. Телесные наказания в данном конкретном случае не применяются. А характерным видом наказания считаются усиленная строевая подготовка, внеочередное выполнение работ, активные уставные тренировочные мероприятия типа подъем-отбой.

И дедовщина и уставщина хорошо известны еще со времен Царской Руси. Наверное само понятие дед пришло именно со времен Российской Империи, когда срок службы составлял 25 лет, и увольнялись как правило уже настоящие деды. Формирование неуставных отношений многие связывают именно с Царской Россией. Ведь в солдаты набирали крепостных, которые всегда считались бесправными. И поэтому удары и даже убийства солдат не несли зачастую для офицера никакой ответственности.

Но самым ярким примером проявления дедовщины во времена российской монархии стали юнкерские училища. Так в пажеском корпусе, самом престижном училище Российской Империи, молодых курсантов заставляли бегать ночью по кругу, как лошадей в зале, при этом их нещадно лупцевали плетьми.

Быть или не быть

Как давно существует дедовщина? В советской армии данное явление также имело место быть. Конечно, это не относится к периоду войны, но в большинстве частей, особенно в далёких и труднодоступных, дедовщина процветала всегда. Ведь самая главная причина ее появления – это скука. За два года срочной службы и заняться было нечем.

Дедовщина в советской армии в основном выражалась в физических наказаниях и использовании солдат в качестве игрушек. Особенно популярной была игра «Дембельский поезд». Молодое пополнение раскачивает кровать «дедушки» и изображает звуки паровоза. Так старшие призывники представляли себе путь домой.

Сейчас, в эпоху смартфонов и плееров, подобные издевательства уходят в прошлое, и то, что было описано в данной статье, – это зачастую максимум, на который способны «деды».

Внешний вид

Саму службу в армии можно разделить на множество взаимосвязанных аспектов. Начнем мы с того, что проверяется каждое утро офицерами, – с внешнего вида военнослужащего. Есть несколько основных параметров, по которым оценивается внешность:

  • стрижка;
  • наличие щетины на лице;
  • чистота одежды и ботинок;
  • подшитые воротнички;
  • подстриженные ногти.

За каждое упущение в любом из пунктов «дедушка» может наказать молодого бойца. Наказания бывают самые разные, от нескольких отжиманий до чистки туалета. Вроде бы зверство: просто за то, что не побрился, надо драить унитаз. Но взглянем на это с другой стороны. 2 и 5 пункты должен делать любой уважающий себя человек. Подстригаться необходимо для того, чтобы в антисанитарных условиях не завелись вши. 3 и 4 пункт – это самоуважение любого человека. Да и окружающим вряд ли приятно смотреть на немытого оборванца. Получается, что, несмотря на то, что людей угрозами заставляют что-либо делать, все действия направлены исключительно на их же благо.

Куда смотрят офицеры?

Вы спросите: куда же смотрят офицеры? Ответ простой: офицеры смотрят на унитазы. Ведь их задача — обеспечить, чтобы унитазы были чистыми. Но чистить их никто не хочет, и никакой позитивной мотивации офицер солдатам не может предложить. Слова про «учиться военному делу настоящим образом» в туалетном аспекте никого не убеждают. Ни сократить срок службы, ни дать больше денег офицер тоже не может. Он может только грозить трибуналом (но это муторно, да и не посадишь же все подразделение). Остается или бить солдат самому (но тогда офицер сам рискует пойти под трибунал за рукоприкладство)… или пустить дело на самотек, то есть — просто не мешать дедовщине.

Почему солдаты соглашаются на дедовщину? Ответ также очень прост: потому что так называемая уставщина — то есть перспектива мыть унитазы на протяжении всего срока службы — их привлекает еще меньше. В этом и заключается системность явления дедовщины: в ней есть «плюсы» для всех — и для старослужащих, и для «салаг», и для «господ офицеров». И главная, основная причина явления — безусловно, то, что сама по себе срочная служба в «уставном» варианте по сути своей чрезвычайно неприятна и некомфортна для всех участников процесса.

В чем же была суть «реформ Сердюкова», которые почти позволили взять дедовщину под контроль? Сердюков произвел в армии мини-революцию тем, что запустил в армию «аутсорсинг» — то есть фирмы с гражданским персоналом, которые — за деньги! — взяли на себя большую часть армейской «грязной» работы — уборку, стирку, работу в столовой и т. д. Этим была подорвана «экономическая» основа дедовщины: если становится меньше неприятных и тяжелых «неромантических» работ — уменьшается необходимость в принуждении одних солдат другими. Меньше принуждения — меньше насилия, меньше страдает достоинство принуждаемых, меньше становится почвы для убийств и самоубийств.

ДЕДОВЩИНА — КРЕСТ РУССКОЙ АРМИИ

Есть даже научное определение данному явлению в армии. Дедовщина – это разновидность неуставных отношений, которое представляет собой сформированные иерархические неофициальные отношения в армии между военнослужащими низшего звена (солдаты, сержанты), включающие в том числе и дискриминацию касательно срока службы.

Многие уверены, что неуставные взаимоотношения появились только в Советское время. Но как показывает история – это крест русской армии, который она уже несет не одно десятилетие. И не только армия Российской Федерации пропитана этой отравой насквозь. Многие страны отвергают наличие неуставщины в своих вооруженных силах, но, тем не менее, она есть даже там, где комплектация воинских должностей осуществляется по контрактному принципу или же стремится к таковой. В воинских формированиях Франции, Германии, США, Австралии факты неуставных взаимоотношений имеют место быть. Просто факты неуставного обращения старослужащих с молодежью тщательно скрываются, а если информация и просачивается в прессу, то только благодаря большой случайности.

* Скандал разразился вокруг подводного флота Австралии. На общественный суд попала пленка, на которой было запечатлено посвящение «молодых» в моряки: голых матросов поливали из шланга забортной весенней водой. До этого момента подводные силы Австралии считались чуть ли не эталоном воинской дисциплины.

* Миф об отсутствии дедовщины в армии США, где комплектование войск осуществляется исключительно по контрактному принципу был развеян на базе Манас в Киргизстане. Здесь не проходит и года, что бы какого-нибудь сержанта военный трибунал не обвинил в превышении служебных полномочий, в том числе и жестком обращении с новобранцами, их избиении и даже принуждениям к гомосексуальным половым связям.

Уже много лет ученые пытаются найти дедовщине хоть какое-то объяснение. И, начиная 1960-х, было немало версий о ее природе: психологической, культурной, социальной и т.д.

Вообще дедовщина имеет множество проявлений. Самым обыденным и менее криминальным является принуждение молодых к выполнению хозяйственных работ вместо старослужащих. Также сюда могут входить и безобидные шутки, розыгрыши и подколы. Но иногда при абсолютной безнаказанности, попустительстве командиров, а также в следствии с личной неприязни, зачастую подогретой выпитыми алкогольными напитками такие штучки нередко переходят границу и превращаются в банальное групповое избиение, или даже жестокие пытки и издевательства, принуждение к гомосексуализму.

Нередки случаи, когда морально подавленный человек идет на суицид или же совершает убийство «старших товарищей», например, во время несения службы в карауле.

* Множество безобидных розыгрышей описывается в книге ДМБ. Например: игра в дембельский поезд.

Но в любом случае дедовщина в рядах российской армии вызывает больший общественный резонанс ведь в частях проходят службу наши дети, братья, внуки женихи и друзья. И никто не желает чтобы близкого ему человека унижали или даже избивали. Кроме того, наличие в Вооруженных силах неуставных отношений отпугивает очень много юношей, которые ранее мечтали о том, чтобы надеть на себя военный мундир и дать клятву верности своей Родине, Российской Федерации.

КМБ

Это курс молодого бойца – период до приведения парня к присяге и официальной службе в армии. Кажется, что солдат еще не причислен к какой-либо роте или дивизиону, но дедовщина в армии начинается именно здесь.

Например, заходит в расположение «дедушка» и требует, чтобы при этом весь молодняк поднялся с табуреток (кроватей), а кто-то один обязательно крикнул: «Встать!» Является ли это дедовщиной? Кому-то может показаться, что да. Однако на практике это приучает молодое пополнение подниматься, когда в расположение заходит старший офицер. А это уже устав воинской службы, и чем раньше молодой боец приучится его исполнять, тем лучше для его подразделения. Ведь главный принцип в любой армии: «Косячит один – страдают все».

Еще один пример. Нужно точно знать, что требует от призывника конкретная воинская часть. Дедовщина во время КМБ зачастую направлена на воспитание и приучение к армейскому быту «молодняка». В некоторых «секретных» армейских частях запрещено пользоваться мобильником. В таких случаях «дедушки» частенько запугивают новичков тем, что отберут телефон, если заметят. На практике это приносит только пользу. Ведь иначе мобильный заберёт офицер, и вернуть его будет очень сложно. Поэтому призывник приучается скрывать свой гаджет как можно раньше.

Дедовщина и уставщина в советской армии

В 1919 году трое военнослужащих РККА избили насмерть 18-летнего новобранца за то, что тот отказался выполнить за них хозяйственные работы. По приговору военного трибунала за совершенное преступление военное время все трое были расстреляны. После этого на долгие годы о дедовщине все забыли. Уставщина заменила ее и практически полностью вытеснила. Но в 1967 году обязательная воинская служба была сокращена на суше с трех до двух лет, а на флоте с четырех до трех.

Согласно принятого Постановления, те кто на момент принятия нормативно–правового акта уже проходил службу в войсках, должен был служить три (четыре) года. А те, кто был призван уже после подписания Постановления, должны были отслужить всего лишь два (три) года. Таким образом, получилось, что солдаты служащие два года и три года должны были увольняться в одно время.

Естественно у определенного контингента это вызывало чувство глубочайшей обиды и несправедливости, ставшее выливаться в конфликты, в том числе и нанесение побоев.

При этом демография страны, сильно пострадала поле Великой Отечественной войны, и по предварительным прогнозам армия в 5 миллионов человек могла не получить треть всего личного состава для укомплектования должностей. Поэтому было принято решение о призыве в армию людей с криминальным прошлым, тех кто совершил незначительные преступления. Поток бывших уголовников привнес в военную жизнь не только блатной жаргон, но также тюремные понятия и устои. В это время в строю уже практически не было офицеров, которые прошли огнь войны, и для кого поддержание дисциплины и хорошего микроклимата в коллективе было равноценным выполнению поставленной воинской задачи.

Это дало новый виток тому, что неуставные отношения в армии активизировались. Хотя по заявлениям некоторых исследователей, само явление дедовщины никуда не исчезло в 1919 году. Просто оно было глубоко завуалировано. При этом даже сами «светлые головы» исследовавшие эту проблему говорили о том, что до 1960-х особых успехов в изучении данной проблемы не наблюдалось.

И только Глоточкин смог осуществить продвижение и развитие своих работ.

В 1982 году с началом Афганской войны дедовщина приобрела еще больший размах. При этом Министерством Обороны СССР был направлен в войска тайный приказ, обязывающий командиров всех уровней бороться с появлением неуставных дискриминационных отношений. Правда, чем больше в армию стали призывать людей из неблагополучных семей, тем больше дедовщина крепла и процветала. В период гласности огромный резонанс получил случай, когда солдат срочной службы Сакалауская находясь в карауле расстрелял семерых старослужащих.

Советская дедовщина

К тому моменту такое явление, как дедовщина, давно цвело в Советской армии махровым цветом. Заключалась она в том, что солдаты второго года службы имели превосходство над новобранцами. Причем это превосходство в разных частях варьировалось от простого авторитета до чудовищных случаев вроде изнасилования. Последним часто грешили солдаты с Кавказа.

Узнавая от своих сыновей, дембельнувшихся в 1980-х, о таких случаях, их отцы никак не понимали, как такое могло появиться в армии. Ведь те, кто служил еще в 1960-х, не могли
даже представить, чтобы молодых гоняли в мороз по плацу в нижнем белье или заставляли совершать «марш-бросок» ползком под кроватями в казарме. Обычно это оформлялось как наставничество с подтруниванием над неопытностью новобранцев.

Дедовщина

Историки утверждают, что дедовщина в русской армии была всегда. И даже не столько среди солдат, сколько среди кадетов и курсантов. По воспоминаниям князя П.Кропоткина, даже в таком элитном учреждении, как Пажеский корпус, старшие воспитанники «собирали ночью новичков в одну комнату и гоняли их в ночных сорочках по кругу, как лошадей в цирке. Одни камер-пажи стояли в круге, другие вне его и гуттаперчевыми хлыстами беспощадно стегали мальчиков».

Эксперты считают, что в Советской армии дедовщина появилась в середине 60-х годов XX века. В 1967 году срок срочной службы в армии был уменьшен в сухопутных войсках с трех до двух лет‚ а на флоте с четырех до трех лет. Это вызвало озлобление части срочников, ибо в роте порой служили солдаты разных призывов, но с одинаковой датой демобилизации. На этой почве солдаты, уже отслужившие год, старались всячески унизить новобранцев, и традиция укрепилась, с каждым годом обрастая ритуалами.

Вторым, более существенным фактором появления дедовщины стал призыв на службу ранее судимых парней. Считалось, что армия поможет им встать на путь исправления. Но произошло ровно наоборот. Криминальная субкультура проникла в армию и стала ее частью среди рядового и сержантского состава. В тот момент это совпало с массовым оттоком из частей командиров-фронтовиков, понимавших, что здоровый моральный климат в подразделении — залог успеха в бою.

Вы не видите дедовщину? А она есть…

На самом деле в существование в армии мудреной дедовщины многие не верят — и даже требуют заменить это слово каким-нибудь простым и более понятным, например «криминал» или «неуставные отношения». На худой конец просто «бардак». В советское время термин «дедовщина», как известно, вообще практически был запрещен к употреблению в официальных документах — причем именно по идеологическим соображениям. Офицерам и политработникам настоятельно рекомендовалось говорить только и исключительно про «неуставные отношения» или «иногда встречающиеся нарушения воинской дисциплины» — а дедовщину отрицать. Почему? Потому что военный агитпроп в СССР не желал говорить о дедовщине как о явлении, то есть — отказывался признавать ее системный характер.

Ведь «криминал», «нарушения дисциплины», неуставные (то есть неправильные) отношения — это все по смыслу «отклонения от нормы», когда за норму признается «дружный воинский коллектив». Тогда понятно, что все нарушители — это «отдельные ненормальные», этакие паршивые овцы, которых надо просто или вовремя изъять, или вовсе постараться не допускать в армию, — и в ней тогда все сразу станет хорошо. А если же начать рассуждать о дедовщине как о явлении — получится, что это какая-то альтернативная норма, «неправильный образец», который будет только смущать и дезориентировать солдат.

Многие и до сих пор так думают, требуя узнать, кто снова впустил в «очищенную» армию «эту заразу», найти зачинщиков и изгнать, чтобы все опять «наладилось».

Увы, даже советские идеологические работники были не в силах отменить реальное положение вещей. Горькая правда состоит в том, что нормой для любой призывной армии является именно состояние дедовщины, а вот для того, чтобы ее пусть не уничтожить, но хотя бы загнать в рамки, необходимо постоянно принимать искусственные, требующие больших усилий меры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector