Гарнизонная служба пожарной охраны

Перспективы и оплата труда

Движение по карьерной лестнице зависит от диплома, личных качеств и умения выполнять поставленные задачи.

Наличие документа об окончании колледжа позволяет занять должность начальника оперативного расчета, стать инспектором пожарной охраны.

Высшее образование предполагает неограниченное продвижение вверх.

Официальный оклад в подразделениях МЧС не превышает уровня средней заработной платы по стране. Но благодаря надбавкам (от 40 до 60%), ежегодной дополнительной материальной помощи, проездным льготам уровень дохода специалистов пожарного дела достаточно высок. Даже новичок в профессии может рассчитывать на получение 30–40 тысяч в месяц.

Границы

Границами гарнизонов являются:

  • территориального гарнизона – границы субъекта Российской Федерации;
  • местного гарнизона – границы одного или нескольких граничащих между собой муниципальных образований.

В муниципальных образованиях, расположенных в границах местных гарнизонов, функции по профилактике и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и других неотложных работ, в том числе при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее – проведение АСР), возложенные на подразделения гарнизона, могут выполняться подразделениями корпуса сил добровольной пожарно-спасательной службы, включающими в себя силы и средства Государственной противопожарной службы (далее – ГПС), муниципальной пожарной охраны и добровольной пожарной охраны, организационно-методическое руководство которыми осуществляется начальником местного гарнизона.

Информационное обеспечение деятельности гарнизонов осуществляется соответствующими центрами управления в кризисных ситуациях (далее – ЦУКС).

Карта Павлоградского местного пожарно-спасательного гарнизона в границах Павлоградского муниципального района Омской области

Нештатный орган управления гарнизоном

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в гарнизоне создается нештатный орган управления гарнизоном (далее – Управление гарнизона) и назначаются следующие нештатные должностные лица гарнизона:

  • начальник гарнизона;
  • заместитель (заместители) начальника гарнизона (по оперативному реагированию, по взаимодействию со службами жизнеобеспечения, по тыловому обеспечению, по проведению профилактических мероприятий);
  • оперативный дежурный гарнизона;
  • диспетчер гарнизона;
  • начальники нештатных служб гарнизона (оперативного реагирования, газодымозащитной, технической, связи, профилактики пожаров, радиационно-химической, охраны труда).

Более подробно о должностных лицах пожарно-спасательного гарнизона (начальник и его заместитель, оперативный дежурный, диспетчер) в материале:

Пожарно-спасательный гарнизон

В случае создания местного гарнизона на территории нескольких муниципальных образований, в целях координации подразделений гарнизона, находящихся на удалении, при необходимости может назначаться отдельный заместитель начальника гарнизона из числа должностных лиц указанных подразделений.

В Управление гарнизона могут включаться представители администрации субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, служб жизнеобеспечения и подразделений, входящих в состав гарнизона.

Порядок создания Управления гарнизона, перечень должностных лиц гарнизона и их обязанности определяются приказом начальника территориального органа МЧС России – органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее – ГУ МЧС России).

В целях организации и проведения совместных мероприятий подразделений гарнизона начальником гарнизона ежегодно разрабатывается и утверждается План гарнизонных мероприятий.

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в пожарно-спасательных гарнизонах создаются нештатные службы гарнизона.

О них читайте далее в материале:

Нештатные службы гарнизона

3 дежурная смена СПТ

Разработка и корректировка Перечня объектов (сельских населенных пунктов) республики (области, края), на которые необходимо разрабатывать планы и карточки тушения пожаров, схемы и планы подвалов сложной планировки. Осуществление контроля за своевременной разработкой, отработкой и корректировкой планов и карточек тушения пожаров, схем и планов подвалов сложной планировки. Контроль за порядком хранения данной документации на пунктах связи (дежурных диспетчерских служб) пожарных подразделений, на центральном пункте пожарной связи гарнизонов, единых дежурных диспетчерских служб (ЕДДС) органа управления подразделениями пожарной охраны. Проведение ежегодного анализа данной работы;

Подготовка сведений о боевой работе подразделений, основных показателей работы Главного управления МЧС России по субъекту и отчет по форме 1-ПО;

Контроль за эксплуатацией и ведением рукавного хозяйства в подразделениях ГПС субъекта, правильностью и своевременностью ведения соответствующих документов. Ведение учёта наличия рукавов в подразделениях республики (области, края), контроль за их списанием;

Проведение работы по расширению и оборудованию рукавных постов (баз) механизмами и приспособлениями, заменяющими тяжёлый ручной труд;

Определение порядка доставки рукавов на пожары и их обмен, обобщение и распространение передового опыта работы в этой области;

Определение количества и контроль наличия на пожарных автомобилях ранцев с рукавами для работы на высотах, переходных соединений различного диаметра для соединения пожарных рукавов;

Подготовка анализа показателей оперативного реагирования подразделений ГПС республики (области, края). Контроль за качеством и правильностью составления карточек действий по тушению пожаров в подразделениях;

Отработка вопросов подготовки и тушения пожаров в зданиях повышенной этажности и механизированных складов. Ведение их учёта в местных гарнизонах (отрядах) республики (области, края) с указанием характеристик. Анализ и разработка рекомендаций по организации тушения пожаров на этих объектах. Обобщение и распространение положительного опыта, проведение разборов анализа таких пожаров. Ведение учёта специализированных отделений по тушению пожаров в зданиях повышенной этажности. Контроль за организацией данной работы в местных гарнизонах пожарной охраны;

Ведение учёта пожаров с гибелью людей и анализ работы пожарных подразделений на данных пожарах, разработка мероприятий по исключению имеющихся недостатков, подготовка информации, обзоров и рекомендаций по данному вопросу. Ведение оперативного учёта спасённых людей на пожарах;

Проверка знаний начальствующего, личного состава и водителей пожарных автомобилей подразделений ГПС по субъекту требований по организации рукавного хозяйства;

Контроль за разработкой и корректировкой инструкций по взаимодействию со службами жизнеобеспечения городов (объектов) республики (области, края) при ликвидации пожаров и аварий согласно специализации смены, их наличием в подразделениях;

Ведение документации с описаниями пожаров с гибелью людей, журнала учёта разбора пожаров и схем тушения пожаров. Контроль за своевременным проведением разборов пожаров в пожарных частях;

Контроль за составлением анализа боевых действий подразделений;

Организация и контроль подготовки начальствующего и личного состава по вопросам тушения пожаров на объектах добычи, переработки нефти, нефтехимии и на магистральных нефтегазопроводах, элеваторах, на мукомольных и комбикормовых предприятиях. Учёт этих объектов. Анализ организации тушения пожаров, происшедших на таких объектах в республике (области, крае) и в Российской Федерации. Разработка рекомендации для подразделений по совершенствованию тушения таких пожаров и обеспечение их внедрения в пожарных частях. Обобщение и распространение положительного опыта, и проведение разбора таких пожаров;

Подготовка отчетов по специализации смены.

Гарнизонная служба n Гарнизонная служба пожарной охраны

Гарнизонная служба

n Гарнизонная служба пожарной охраны организуется для централизованного и квалифицированного руководство пожарными подразделениями. Подразделения, а также учебные заведения пожарной охраны, расположенные в населенном пункте независимо от их ведомственной принадлежности, составляют гарнизон пожарной охраны.

Гарнизоны образуются на территории субъектов Российской Федерации (территориальные), городов и сельских районов (местные). Гарнизоны городов и сельских районов входят в состав соответствующих гарнизонов субъектов Российской Федерации.

Границы местного гарнизона определяются приказом начальника соответствующего территориального органа управления ГПС субъекта Российской Федерации (далее — УГПС или ОГПС).

n n Основными задачами гарнизонной службы являются: создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона для тушения пожаров; создание единой системы управления силами и средствами гарнизона; организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения; организация и проведение общегарнизонных мероприятий. |

Совет

Нештатные службы гарнизона n n Нештатные службы гарнизона являются нештатными органами управления.

гарнизоном, создаются и возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава ГПС на основании приказа начальника УГПС(ОГПС).

В состав нештатных служб включаются должностные лица и подразделения ГПС, выполняющие функции обеспечения гарнизонной службы. В территориальных и местных гарнизонах создаются следующие нештатные службы: -управления -газодымозащитная -техническая -связи

Должностные лица гарнизона -начальник гарнизона; n -оперативный дежурный; n — диспетчер гарнизона; n — начальник НГДЗС n — начальник НТС n — начальник НСС n

Оперативный дежурный гарнизона n Оперативным дежурным гарнизона (далее оперативный дежурный) является старшее должностное лицо дежурной смены СПТ, если иное не установлено начальником гарнизона.

При отсутствии в гарнизоне СПТ оперативным дежурным назначается в соответствии с утверждаемым начальником гарнизона графиком должностное лицо среднего или старшего начальствующего состава подразделений ГПС (за исключением начальников караулов).

Диспетчер гарнизона n Диспетчером гарнизона является старшее должностное лицо дежуркой смены ЦППС, а при отсутствии ЦППС — дежурный диспетчер (радиотелефонист) подразделения ГПС, осуществляющий прием вызовов по телефонным линиям связи с номером «01». Диспетчер гарнизона в оперативном отношении подчиняется оперативному дежурному, а по вопросам эксплуатации и технического обслуживания средств связи — начальнику НСС.

Обратите внимание

Начальник нештатной газодымозащитной службы. n Начальником НГДЗС назначается в соответствии с требованиями статьи 18 устава должностное лицо ГПС, имеющее допуск к работе в кислородных изолирующих противогазах или аппаратах на сжатом воздухе (далее — изолирующих противогазах).

Начальник нештатной технической службы n Начальником НТС назначается в соответствии с требованиями ст. 18 Устава должностное лицо ГПС, имеющее удостоверение на право управления автомобилем.

Начальник нештатной службы связи n Начальником НСС назначается в соответствии с требованиями ст. 18 Устава должностное лицо ГПС, имеющее допуск к работе со средствами связи. Существует принципиальная схема автоматизированной системы связи и оперативного управления гарнизона.

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ ДИСПЕТЧЕР ЦППС АССО УПО ОТДЕЛЕНИЕ ЭВМ ОТДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ОБЪЕКТ ОТДЕЛЕНИЕ СВЯЗИ ДЕЖУРНЫЕ СВЯЗИСТЫ ПСЧ

проводится с учетом складывающейся обстановки передислокация сил и средств подразделений гарнизона уточняется порядок взаимодействия со Структурными подразделениями МВД, ГУВД, воинскими подразделениями, службами жизнеобеспечения города (района, объекта), региональными центрами и территориальными штабами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Усиливается охрана зданий и территорий подразделений гарнизона; создается необходимый дополнительный резерв горючесмазочных материалов и огнетушащих веществ; организуется при необходимости постовая и дозорная служба.

Направления и принципы взаимодействия пож охраны по вопросам организации тушения пож другими службами Взаимодействие гарнизона пожарной охраны с водопроводной, коммунальной, энергетической, медицинской и другими городскими службами.

По тыловому обеспечению

Заместитель начальника гарнизона по тыловому обеспечению назначается в целях руководства работой по тыловому обеспечению гарнизона. Непосредственно подчиняется начальнику гарнизона.

В случае временного отсутствия заместителя начальника гарнизона по тыловому обеспечению, его обязанности возлагаются на соответствующее старшее должностное лицо.

Обязанности

Заместитель начальника гарнизона по тыловому обеспечению обязан:

  • знать оперативную обстановку на территории гарнизона;
  • организовывать контроль за правильным хранением, сбережением и освежением запасов материальных средств;
  • организовывать контроль за ведением в установленном порядке материального учета, своевременным оформлением и представлением соответствующих первичных учетных документов;
  • организовывать своевременное истребование по установленным нормам (штатам, табелям) материальных средств, их получение и выдачу;
  • организовывать контроль за доведением до личного состава материальных средств по установленным нормам;
  • организовывать контроль за своевременным представлением отчетов и донесений по службам материально-технического обеспечения;
  • организовывать своевременное списание имущества, непригодного к дальнейшему использованию;
  • организовывать контроль за целевым и эффективным использованием материальных средств.
  • организовывать проведение инвентаризаций материальных средств;

Права

Заместитель начальника гарнизона по тыловому обеспечению имеет право:

  • проверять готовность подразделений гарнизона к тушению пожаров и проведению АСР, в части касающейся;
  • пользоваться правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, Присягой и контрактом;
  • знакомиться с решениями руководства Главного управления и принимать участие в их разработке;
  • запрашивать у учреждений гарнизона информацию необходимую для исполнения своих функций;
  • организовывать и контролировать планирование материально-технического обеспечения деятельности учреждения;
  • осуществлять контроль и проверку исполнения приказов и указаний управления материально-технического обеспечения, Главного управления, МЧС России по вопросам материально-технического обеспечения подразделений;
  • требовать от подчиненных должностных лиц исполнения приказов, распоряжений, нормативных документов по вопросам оперативно-служебной деятельности нештатных служб территориального и местных гарнизонов;
  • запрашивать и получать требуемую информацию о деятельности нештатных служб территориального и местных гарнизонов, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам их организации и функционирования;
  • вносить руководителям органов управления и подразделений ГПС предложения по совершенствованию оперативно-служебной деятельности нештатных служб территориального и местных гарнизонов;
  • вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений ГПС предложения о поощрении и наказании должностных лиц нештатных служб территориального и местных гарнизонов.

Диспетчер экстренной службы

Диспетчер пожарной службы является важнейшим звеном в современной части. Он первым принимает поступивший звонок с сигналом бедствия, фиксирует точное место возгорания и количество людей в горящем объекте.

После объявления сигнала тревоги радиотелефонистом по карте определяется точное месторасположение ближайшего гидранта. К нему вычисляется самая короткая дорога.

Работа диспетчера является достаточно сложной, так как он быстро принимает поступившую заявку о пожаре и оперативно занимается разведкой сложившейся ситуации. После сопоставления всей полученной информации диспетчер принимает решение о выезде направляемых на тушение расчётов.

Для принятия решения пожарный диспетчер обязан ориентироваться в сложившейся обстановке того места, куда должен выехать пожарный расчёт, располагать необходимыми сведениями о нахождении рядом с пожаром взрывоопасных объектов. Он обязательно учитывает рабочие характеристики пожарной техники, направляемой для тушения конкретного возгорания.

После выезда спасательной бригады на место пожара диспетчер дальше работает с заявкой. Он сообщает пожарному расчёту о характере произошедшего возгорания, основных особенностях объекта, окружающем уровне загазованности и радиационной обстановке, а также о возможном ближайшем изменении погодных условий. Диспетчер поддерживает связь с помощью рации и при необходимости принимает решение о выезде подкрепления.

Главной обязанностью этого сотрудника части является оперативное оформление путёвки для выезда техники к месту возгорания. Если из пожарной части на тушение отправлены все расчёты, диспетчером в расположение вызывается дополнительный состав.

Эти лица заступают в караул в современной пожарной части. Ночью отдых караула осуществляется по установленному порядку. Заступать в караул могут сотрудники, которые получили специальное образование и сдали зачёт по знанию правил пожарной безопасности.

Численность людей в карауле определяет штат подразделения. Дежурящий личный состав при появлении критической ситуации увеличивается за счёт привлечения другого караула или личного состава другого гарнизонного подразделения, а также привлечения добровольных пожарных.

Другие полезные статьи:

  • Строение пожарной машины
  • Функциональные виды связи пожарной охраны
  • Ранг пожара
  • Деятельность и история службы пожарной охраны

Гарнизон пожарной охраны

При возникновении серьезной катастрофы возникает потребность в консолидации возможностей нескольких подразделений под системным руководящим центром.

Что это

Гарнизон пожарной охраны – это команда, объединенная на одной территории и состоящая из представителей аппарата управления, подразделений МЧС, учебных заведений ведомства, научно-исследовательских институтов, добровольных бригад тушения пожаров и прочих предприятий, участвующих в предотвращении и ликвидации возгораний, независимо от того, к какому ведомству они относятся и какая у них форма собственности.

Цель создания

Пожарно-спасательные гарнизоны организу-ются для формирования единого координа-ционного центра на случай катастрофы на определенной местности.

Для оперативного гашения возгораний, проведения действий по спасению создаются планы использования доступных технических средств и ресурсов для тушения пожаров в этой местности. Составляются графики выездов бригад МЧС в зоны катастроф.

Задачи

Основное назначение создания таких подразделений – в эффективном распре-делении технических и человеческих ресурсов в критической ситуации.

Пожарный гарнизон – это единый центр управления структурами, принимающими участие в тушении возгораний, который:

  • обеспечивает совместное обучение разных организаций;
  • проводит проверки подчиненных подразделений на их готовность к участию в тушении возгораний;
  • организует тактико-техническую подготовку для слаженного взаимодействия в критической ситуации;
  • имеет право прервать отдых сотрудников, привлечь их к тушению возгорания или для участия в АСР;
  • разрабатывает схемы расстановки существующих бригад на пожаре при осуществлении аварийно-спасательных работ (АСР);
  • взаимодействует с отделами жизнеобеспечения;
  • изучает опыт работы на крупных возгораниях, готовит мероприятия, позволяющие устранить причины возникновения пожаров, быстро ликвидировать огонь;
  • контролирует наличие необходимого технического оснащения и сотрудников.

Структура

Для исполнения задач, стоящих перед гарнизоном, создается структура управления, состоящая из:

  • Руководителя.
  • Заместителей:
    • оперативный;
    • отвечающий за службы жизнеобеспечения;
    • занимающийся снабжением;
    • организующий обучение и профилактику возгораний.
  • Дежурного.
  • Диспетчера.
  • Руководителей, отвечающих за нештатные службы пожарно-спасательного гарнизона:
    • газо- и дымозащитной;
    • технической связи;
    • охраны труда;
    • по оперативному реагированию;
    • радиационной, химической;
    • профилактики возгораний.

Это интересно: Взрывоопасное вещество

Диспетчер

Этот специалист обязан выполнять следующие функции:

  • принимать актуальную информацию о происшествиях по всем каналам связи, обрабатывать данные и направлять отряды, согласно расписанию;
  • принимать участие в круге своих компетенций в дислокации караулов и других отрядов;
  • обобщать сведения по гарнизонным ресурсам;
  • контролировать качество технических коммуникаций между службами и отрядами;
  • сообщать командному составу о выезде отрядов и обстановке на месте происшествия;
  • сообщать ответственным сотрудникам об изменениях обстоятельств;
  • передавать распоряжения командиров личному составу;
  • вести профильный документооборот.

Положение о пожарно-спасательных гарнизонах

Этот документ является первым приложением к приказу №467 МЧС от 25.10.2017 г.

Его параграфы:

  • основные положения, в которых дано определение структуры и общая суть документа;
  • порядок организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов;
  • регламент привлечения ресурсов в зоны бедствий.

К Положению прилагаются образцы:

  • плана мероприятий гарнизона;
  • записки с указанием сведений по личному составу (строевой);
  • расписания (графика) выезда;
  • распределения техники по объектам (плана вовлечения ресурсов);
  • оценки потенциала опорного пункта (расчет);
  • описания техники и оборудования бригады;
  • списка документов для регламентирования действий частей;
  • перечня параметров пожароопасных предприятий;
  • списка поселений и предприятий в них (с планируемыми мероприятиями в случае возникновения возгорания);
  • программы составления необходимых документов по датам;
  • книги учета работ.

Это интересно: Табун

Гарнизон пожарной охраны: цель создания и их виды

Гарнизон пожарной охраны – это совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, иных, предназначенных для тушения пожаров, противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Внимание!!! С 2015 года используется термин: Пожарно-спасательный гарнизон

Построение местного гарнизона пожарной охраны г. Омска

Цель создания

Гарнизоны пожарной охраны создаются с целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Виды

Гарнизон пожарной охраны образуется на территории субъекта Российской Федерации (территориальный), города и сельского района (местный). Гарнизоны городов и сельских районов входят в состав соответствующих гарнизонов пожарной охраны субъектов Российской Федерации. Границы местного гарнизона определяются приказом начальника соответствующего территориального органа управления ГПС (см. Государственная противопожарная служба МЧС России) субъекта Российской Федерации.

Начальники (руководство) и их обязанности

Начальником гарнизона является старший по должности начальник пожарной охраны. Он является старшим руководителем тушения пожара в гарнизоне и несет персональную ответственность за четкость организации гарнизонной службы.

Общее руководство территориальным гарнизоном пожарной охраны осуществляется начальником Главного управления.

Начальниками гарнизонов пожарной охраны являются:

  • территориального – старшее должностное лицо Главного управления, из числа начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее – ФПС), допущенное в установленном порядке к руководству тушением пожаров;
  • местного – начальник подразделения ФПС по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования или сотрудник ФПС, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожара; при отсутствии на территории муниципального образования ФПС – должностное лицо подразделения иных видов пожарной охраны, определяемое начальником Главного управления по согласованию с органом местного самоуправления и имеющее обязательный допуск для выезда на пожары в качестве руководителя тушения пожара.

Начальники территориального и местного гарнизонов пожарной охраны, являющиеся сотрудниками ФПС, назначаются приказом начальника Главного управления по согласованию с начальником соответствующего регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Начальник местного гарнизона пожарной охраны, не являющийся сотрудником ФПС, назначается приказом руководителя органа местного самоуправления и согласовывается с начальником соответствующего Главного управления.

Начальник гарнизона управляет силами и средствами пожарной охраны гарнизона через оперативного дежурного по гарнизону и старшего диспетчера (радиотелефониста) Центрального пункта пожарной связи (ЦППС).

Основные обязанности начальника гарнизона пожарной охраны:

  • организация и контроль гарнизонной службы;
  • определение должностных лиц гарнизона пожарной охраны и разработка их должностных обязанностей;
  • определение порядка руководства тушением пожаров;
  • определение порядка выезда оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны на пожары и проведение аварийно-спасательных работ, а также их компетенции;
  • организация в установленном порядке получения допусков на право руководства тушением пожаров оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны;
  • руководство нештатными службами гарнизона пожарной охраны;
  • организация пожарно-тактической подготовки в гарнизоне пожарной охраны;
  • обобщение передового опыта несения службы пожарной охраны;
  • организация и руководство работой опорных пунктов по тушению крупных пожаров (далее – ОПТКП);
  • организация нештатных оперативных штабов пожаротушения, определение порядка их привлечения к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
  • контроль за выполнением правил охраны труда при несении гарнизонной службы.

Вам может быть интересно:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector