Какие дуэли считались неправильными в 19 веке

Иногда бой проходил с обнаженным торсом

Считалось, что, во-первых, женская одежда стесняет движения, а, во-вторых, корсет может слишком хорошо защитить от ударов клинка, да и спрятать под ним броню было гораздо легче. Ну и, в-третьих, кусочки одежды могли попасть в рану, что привело бы к заражению. Разумеется, такой поединок проводился в чисто женском обществе, даже слуги-мужчины должны были отойти на приличное расстояние и ждать отвернувшись, пока их не позовут.

Иногда случалось и так, что дама вынуждена была сражаться с мужчиной. Понятное дело, что никто бы не принял вызов от женщины, опасаясь быть опозоренным (вне зависимости от исхода), и тогда в ход шли уловки и переодевание.

Во Франции жила мадемуазель Ла Мопен (1673-1707), известная тем, что убила на дуэлях несколько мужчин и любила, переодевшись в мужскую одежду, танцевать на королевских балах, а когда ее оттуда пытались вытурить, угрожающе обнажала шпагу. И, хотя король Людовик XIV запрещал дуэли, на ее выходки падкий до женских прелестей монарх смотрел сквозь пальцы.

Также в 17 веке во Франции некий офицер, воспользовавшись гостеприимством, самовольно занял комнату графини Сен-Бельмон и вел себя вызывающе. Через некоторое время он получил вызов от некоего «шевалье де Сен-Бельмон». И какого же было изумление бравого капитана, когда сеньор не только обезоружил его в поединке, но и обратился к нему со словами: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь, я — мадам де Сен-Бельмон. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».

В Россию мода на дворянские дуэли пришла из Европы, и особенно ярко они проявили себя во времена Екатерины II, которая и сама в молодости дралась на дуэли с троюродной сестрой, так что на шалости своих подданных смотрела сквозь пальцы. В эту эпоху прославилась и княгиня Екатерина Воронцова-Дашкова, которая в 1770 году, во время пребывания в Лондоне, поссорилась с местной аристократкой, немедленно отправившись драться с ней на шпагах в саду. Получив незначительные раны, дамы разошлись с миром.

Позже, в 19 веке, дворянки организовывали свои закрытые дуэльные клубы, для прикрытия называвшиеся «литературными салонами». Так в салоне некой госпожи Востроуховой, по некоторым данным, в 1823 году прошло семнадцать женских поединков. Конечно, столичная мода докатывалась и до провинций, и вот, в июне 1829 года, помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова сражаются на саблях своих мужей, при этом так рьяно, что погибают обе. Их дело подхватили взрослеющие дочери, и через пять лет уже Александра Заварова зарубила Анну Полесову на такой же дуэли, о чем она с удовлетворением записала в своем дневнике, откуда мы и знаем подробности.

К началу 20 века дуэльная лихорадка сошла на нет, превратившись в фарс. К примеру, из-за внимания известного композитора Листа французская писательница Жорж Санд дралась на ногтях с возлюбленной композитора, Марией д’Агу, а их избранник сидел в это время в соседней комнате и ожидал финала схватки своих фурий.

К счастью, в наше время девушки не так часто используют оружие для доказательства своей правоты, хотя интернет пестрит видео жесточайших женских драк, но тут хотя бы используют лишь кулаки и ноги, так что летальный исход редок. Поединки с участием женщин показывают нам, что воинское искусство не чуждо прекрасным дамам, а оружие в руках сильно уравнивает шансы.

Обычаи золотого века

Дуэль в эпоху золотого века была настолько привычной, что чуть ли не все знаменитости того времени отметились участием в поединке или, по крайней мере, вызовом к барьеру.

На ту же тему Дуэль: как средневековая традиция дожила до XX века

Множество раз дрались Пушкин и Рылеев, чуть было не стрелялся с Тургеневым молодой Лев Толстой. А другой граф Толстой — Фёдор, известный по прозвищу Американец, — прославился как первый бретёр(заядлый дуэлянт, готовый драться по любому, даже самому ничтожному поводу; бретёры часто намеренно провоцировали поединок. — Прим.ред.) России. За что он был даже лишён офицерского чина, который, впрочем, вскоре вернул себе благодаря необычайной храбрости. Он несколько десятков раз дрался на дуэли и убил одиннадцать противников. С ним даже чуть было не подрался Пушкин, воспевший великого дуэлянта, философа и картёжника в своих стихах.

Порой возникает ощущение, что русские дворяне дрались или чтобы продемонстрировать собственное благородство, осознанно отводя ствол в сторону, или же стремясь гарантированно убить обидчика.

Пушкин с Дантесом стрелялись с дистанции в 20 шагов, каждый должен был пройти ещё пять шагов до барьера и сделать выстрел на расстоянии всего десяти шагов(меньше, чем на поединке Новосильцева и Чернова). Такие условия иначе как смертельными не назовёшь.

Считалось нормальным отказаться от выстрела, но противник мог счесть это оскорблением и потребовать повторной дуэли.

Пушкин в повестиВыстрел» описывает, как один из дуэлянтов оставил за собой право на последний выстрел. Такое хотя и могло произойти, было крайне маловероятно: считалось, что если поединок завершился и дуэлянты разошлись удовлетворёнными его результатами, то требовать продолжения будет бесчестным поступком.

Последняя дуэль Пушкина

Когда в 1822 году сам Пушкин стрелялся с Зубовым, он после выстрела офицера просто опустил пистолет и ушёл, после чего дуэль завершилась сама собой.

На дуэль вызывали даже особ царственной крови. Вызовы получали и цесаревич Константин, и император Николай I. Но драться с носителем короны считалось недостойным, ведь член царствующей фамилии в ответе не только за свою честь, но и за всё государство. Поэтому такие вызовы заканчивались извинениями и примирением сторон.

Кому запрещалось участвовать в дуэлях

Во-первых, оба участника дуэли должны были занимать равное положение в обществе. Если вызов бросал представитель низшего сословия или подчиненный, знатная сторона могла его отклонить, и это не считалось трусостью.

В дуэли не могли участвовать женщины, поэтому их честь обычно защищал брат, родственник, опозоренный муж. Кстати, из-за женщин дуэли случались, пожалуй, чаще всего.

Запрещалось брать в руки оружие инвалидам, больным, психически ненормальным людям. Но если мужчина был допустим, инвалидом войны, и его честь была задета — он старался найти представителя, который выступил бы на дуэли вместо него.

Женские дуэли

Как вы представляете себе типичного бретера? Камзол, широкий плащ, лихой закрученный ус и широкополая шляпа? А как бы вы отреагировали на тот факт, что некоторые из дуэлянтов носили пышные юбки и были очень внимательны к укладке волос? Да, речь идет о женских дуэлях, которые, конечно же, случались реже мужских, но отнюдь не были чем-то из ряда вон выходящим.

Одна из самых известных дуэлей между двумя женщинами состоялась в 1892 году в Лихтенштейне между графиней Кильмансегг и принцессой Паулиной Меттерних

Барышни не сошлись во взглядах по чрезвычайно важному вопросу: как лучше украсить зал для музыкального вечера. При этом присутствовала баронесса Любиньска – одна из первых женщин-докторов медицины

Именно она предложила соперницам драться топлес, но не для пущей пикантности (ее и так хватало), а чтобы не занести инфекцию в раны. Можно поспорить, но такое зрелище было куда круче современных женских боев. Правда, мужчин на женские дуэли не допускали, ни в качестве секундантов, ни, тем более, «чтобы посмотреть». А зря.

Тот поединок в Лихтенштейне закончился двумя легкими обоюдными ранениями: в нос и в ухо. Однако далеко не все женские дуэли заканчивались так безобидно.

Первый задокументированный поединок между представительницами прекрасного пола относится к 1572 году. Дело было так: две очаровательные сеньориты сняли комнату в женском монастыре святой Бенедикты, что около Милана, и закрылись к ней, объяснив монашкам, что им нужно срочно помолиться. Однако, оставшись наедине, дамы достали не молитвенники, а кинжалы. Когда дверь в комнату была взломана, в ней обнаружили страшную картину: одна из женщин была мертва, а вторая умирала, истекая кровью.

Причем поединки между женщинами были крайне жестоки. Если в дуэлях между мужчинами того времени одна смерть приходилась примерно на четыре поединка, то практически каждая женская дуэль приводила к появлению трупа. Характерно, что женщины практически не соблюдали правил во время дуэлей.

Во время женских поединков использовалось стандартное оружие: шпаги, рапиры, кинжалы, даги, реже пистолеты. От европеек не отставали и наши дамы, внося в эту потеху милый отечественный колорит: русские помещицы Заварова и Полесова рубились на саблях. Княгиня Дашкова отправилась в Лондон, где она не сошлась во взглядах в литературном споре с герцогиней Фоксон. Результатом ссоры стало проколотое плечо Дашковой. Ходили слухи, что даже будущая российская императрица Екатерина II в четырнадцатилетнем возрасте выясняла на дуэли отношения со своей троюродной сестрой. Учитывая темперамент Екатерины, данный факт не вызывает большого удивление.

Одной из самых известных дуэлянток, настоящим бретером в юбке, была мадам де Мопен – знаменитая оперная певица, блиставшая на сцене Гранд Опера. Счет жертв этой дамы идет на десятки.

Еще одной знаменитой женской дуэлью является поединок между герцогиней де Полиньяк и маркизой де Несль, который состоялся в Булонском лесу осенью 1624 года. Причиной схватки был мужчина. Барышни выясняли, кто из них милее герцогу Ришелье. Не тому знаменитому кардиналу, а его родственнику, в будущем маршалу Франции, который был весьма падок до женского пола.

Александр Грибоедов

Одна из самых скандальных дуэлей произошла в 1817 г. с участием Грибоедова. Ему тогда было всего 22 года. Он жил вместе с камер-юнкером графом А. Завадовским. Молодые люди вращались в театральных кругах и хорошо знали известную балерину, 18-летнюю Авдотью Истомину. Завадовский ухаживал за красавицей, но потерпел неудачу: девушка выбрала юного кавалергарда Василия Шереметева. Безумный ревнивец, Шереметев влюбился в Истомину по уши. Он фактически жил у нее, и все было великолепно, пока они однажды не поссорились. Шереметев съехал, но буквально следил за Истоминой.

И вот, пока они были в ссоре, Грибоедов (вероятно, по просьбе Завадовского) пригласил Истомину «на чай» после очередного театрального представления. Чай был настолько хорош, что Истомина пила его в доме Завадовского и Грибоедова два дня. Разумеется, Шереметев обо всем узнал. Обсудив ситуацию с другом, офицером А. Якубовичем, Шереметев решил, что не только Завадовский, но и Грибоедов (за пособничество) должен получить пулю. А Якубович предложил себя как второго дуэлянта — стреляться с Грибоедовым. Со стороны Якубовича это был лишь акт дружбы, у него ведь не было личного повода стрелять в писателя.

Когда настал день дуэли (ее прозвали позже «четверной»), Шереметев уже помирился с Истоминой и узнал, что у нее была связь с Завадовским. Так что он испытывал сильнейшую злобу, когда встал перед барьером. Взбешенный, он выстрелил сразу же после сигнала, почти не целясь. И промахнулся. Завадовский же получил преимущество. Секунданты молили его пощадить Шереметева. Но подойдя к барьеру вплотную, Завадовский выстрелил и попал в живот Шереметева. Вскоре камер-юнкер скончался в ужасных мучениях.


Дуэль. (Pinterest)

Дуэль Грибоедова и Якубовича пришлось отложить. Они встретились уже в 1818 г. в Тифлисе. Якубович ранил Грибоедова в руку, а тот нарочно выстрелил мимо. После этого Грибоедов отправился в Тегеран, где был убит и позже опознан лишь по следам от раны, полученной на той дуэли.

Одно удовлетворение за одно оскорбление

  1. За одно оскорбление должно и может быть только одно удовлетворение.
  2. Если за одно оскорбление следует два или несколько вызовов, то может и должен быть принят только один. Остальные должны быть отклонены.
  3. Вызов, сделанный от имени нескольких лиц, всегда должен быть отклонён, и получившему его принадлежит право совершить выбор в пользу одного из вызвавших его, уже обязательный для последнего.

Коллективное оскорбление:

  1. Коллективным оскорблением называется оскорбление одним лицом:

    • общества, организации или факультета как такового,
    • лиц, состоящих членами этого общества, организации или факультета (без называния конкретных имён).
  2. Оскорблённое общество имеет право послать одного из своих членов требовать удовлетворения за оскорбление, при этом данный представитель выбирается только по жребию. Если представитель был выбран не по жребию, то оскорбитель имеет право отклонить вызов.
  3. Если общество имеет главу, который считает оскорбление нанесённым себе лично, то он имеет право лично требовать удовлетворения, и оскорбитель не вправе отклонить вызов.

Оскорбление обществом одного лица:

  1. При оскорблении, нанесённым обществом одному лицу, оскорблённый имеет право потребовать удовлетворения от любого из его членов по своему усмотрению, причём избранный не имеет права отказаться.

Андрей Белый и Александр Блок

Едва не дошло до дуэли и у Андрея Белого и Александра Блока. Оба влюбились в Любовь Дмитриевну Менделееву, дочь прославленного ученого. Сперва казалось, победителем в борьбе за ее сердце вышел Блок — Любовь вышла за него в 1903 г. Но Белый продолжал ухаживания, и их переписка и встречи затянулись на годы.


Трио писателей. (aif.ru)

Любовь Дмитриевна металась между двумя поэтами: «Я Борю (настоящее имя Белого — прим. ред.) люблю и Сашу люблю, что мне делать…» И все не могла решить, кого же она любит «подлинно», а кого — «как брата». В итоге летом 1906 г. отчаявшийся Белый вызвал Блока на дуэль, но тот отказался, сказав, что «повода нет». Белый отступил, и боя не было. Поэты с трудом примирились, а страсти со временем поутихли.

Крепость Ям

О. Косвинцев «Крепость Ямгород. XV век» (2004) (Кингисеппский историко-краеведческий музей)

Сейчас это город Кингисепп Ленинградской области, а в XIV веке Новгородская республика построила на берегу реки Луги крепость для защиты от Ливонского ордена. Возведенная в рекордные 33 дня, крепость Ям выдержала все многочисленные осады.

Остатки угловой башни (Дмитрий Кудряшов)

Потом ее перестроили — она была захвачена шведами, те ее опять перестроили, и наконец в 1703 году ее отбил обратно Петр I. Опасность со стороны шведов миновала и крепость разобрали.

Вал крепостной стены — сейчас часть Летнего сада в городе Кингисепп, Ленинградская область (Екатерина Борисова)

В настоящее время на месте крепости находится парк, а также крупная археологическая площадка — здесь находят останки стен, построенных в разные века.

Оскорбление и его виды

Также депутат предложил дать определение оскорблению. В законопроекте сказано, что:

При этом все оскорбления могут быть разделены на три вида по степени тяжести:

  1. Оскорбление простое (первой степени) направленно против самолюбия, не затрагивает честь. В частности, это — нарушение вежливости, несоблюдение известных обязанностей относительно лица, исполнение которых последнее вправе ожидать.
  2. Оскорбление тяжкое (второй степени) направлено против чести или достоинства лица. К нему, в частности, относится диффамация, оскорбительные жесты, не переходящие в область оскорбления действием.
  3. Оскорбление действием (третей степени) — это реально выраженное агрессивное действие одного лица по отношению к другому.

В соответствии с документом оскорбленный чиновники получает право на выбор оружия — шпаги, сабли или пистолета. В особо тяжких случаях он может выбирать также способ проведения дуэли, а также использовать собственное оружие. Лица младше 18 лет, старше 60 лет и инвалиды смогут выставить на дуэль вместо себя других людей. Дуэлянтам полагаются секунданты. А за одно оскорбление должно и может быть получено только одно удовлетворение.

Наймита вызывали?

С тех пор правила проведения судебных поединков строго оговаривались русским законодательством, и власти внимательно следили за их соблюдением. К примеру, в договоре 1229 года между Смоленском и Ригой отдельным пунктом отмечалось, что русский князь не должен вмешиваться в поединки иноземцев на русской территории, а иноземцы обязывались у себя не мешать разбираться русским людям. Были предприняты ряд мер для того, чтобы судебные бои как можно реже оканчивались смертью участников. Согласно Новгородской судной грамоте XV века, противники обязательно бились в доспехах и дубинками, а за боем наблюдал лично посадник — выборный глава Новгородской республики. По Псковской судной грамоте бой проходил в полном вооружении, но наблюдающие за поединком судебные приставы, если видели явный проигрыш одной из сторон, могли в любой момент остановить сражение, чтобы избежать гибели побеждённого. Думаете, дуэль забава не детская? Где угодно, только не на Руси! Никаких ограничении по возрасту или полу не было: бросить вызов имел право даже ребёнок, старик или женщина. Закон лишь тщательно следил за честным соотношением сил противников. Если, например, спор шёл между здоровым мужиком и женщиной (стариком, инвалидом, монахом, ребёнком), последний имел право выставить вместо себя приглашённого бойца, как родственника, так и наёмника. Существовала целая профессия: люди, называемые наймитами, за определённую плату готовы были в любой момент выйти в «поле» вместо нанимателя. Но если конфликт возникал между равными соперниками, например между двумя женщинами, наём посторонних запрещался — истец и ответчик должны были сами выйти на «божий суд».

«Благородная» дуэль лишила жизни Пушкина

В России существовал довольно разнообразный перечень видов дуэлей.

Наиболее распространенной была так называемая «подвижная дуэль с барьерами». На дорожке размечалась «дистанция» (10-25 шагов), границы её о, в качестве которых могли применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещались на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинали сходиться — двигаться навстречу друг другу. Идти можно было с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен был остановиться. Порядок выстрелов мог оговариваться, но чаще стреляли по готовности, в произвольном порядке. Согласно русским правилам, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.

Дуэль с расстояния 15 шагов считалась «благородной», ибо вариант смертельного исхода в данном случае был не так вероятен. Тем не менее, Александр Сергеевич Пушкин получил смертельное ранение в дуэли с 20 шагов.

Гражданам нанесли оскорбление?

Хотя никто из экспертов не воспринял всерьез инициативу Сергея Иванова, а многие оценили его чувство юмора и отметили, что многие положения своего Дуэльного кодекса он позаимствовал из подобного документа, который действовал в России в царское время еще до запрещения дуэлей, некоторые отметили, что своим кодексом депутат оскорбил большинство россиян. Так, в частности, считает адвокат Алексей Михальчик, который рассказал журналистам, что законопроект является официальным документом и при этом подчеркивает неравенство между государственными и муниципальными служащими и обычными людьми. Правозащитник отметил, что:

Кроме того, адвокат напомнил об уголовной ответственности за убийство и нанесение телесных повреждений, которые не отменяет предложенный проект Дуэльного кодекса. По его словам:

На какой стадии будет отклонен или отозван этот законопроект пока не известно, профильный комитет Госдумы пока не высказал точку зрения на этот счет. Но всем очевидно, что реальных перспектив быть принятым у этого документа нет. Кроме того, всем очевидно, что именно послужило причиной для его появления. 11 сентября 2018 года в интернете был опубликован видеоролик, в котором директор Росгвардии Виктор Золотов вызывает оппозиционера Алексея Навального на дуэль.

Дуэль Озвучек / Дуэль Чтецов

На озвучку текста дуэлянтам отводится несколько дней. Когда озвучки готовы, они выкладываются самими участниками по
инструкции. Работы публикуются без указания авторства, чтобы сохранить анонимность. По завершении дуэли авторство указывается.

Следующие несколько дней читатели (слушатели) голосуют, указывая чья работа им понравилась больше и почему. Голоса без комментариев в расчет не берутся.

Подводится итог, и дуэлянт, набравший большее количество голосов, объявляется победителем. Каждому победителю вручается памятная медаль.

Принимаются голоса только от зарегистрированных пользователей

Варианты дуэли озвучек:

  1. Озвучка одного и того же произведения: участники озвучивают один и тот же текст, а слушатели выбирают у кого получилось лучше
  2. Озвучка разных текстов: участники озвучивают разные тексты на, заранее установленную администрацией или самим участниками, тему. 

Требование к работам:

  • Принимаются новые озвучки. 
  • Озвучивать можно как свои тексты, так и классические произведения или работы других авторов (хорошим тоном считается спросить у автора текста разрешение на озвучку). Исключением может послужить особое условие или тема дуэли. 
  • Можно озвучивать не только прозу, но и стихи. Если иное не оговорено в правилах конкретной Дуэли Озвучек. 
  • Объем: 10 мин. Превышение: минута — минус Голос.
  • Работу необходимо опубликовать самостоятельно на сайте http://litclubbs.ru/, следуя вот этой простой инструкции:http://litclubbs.ru/pages/duel-public.html

Технические моменты:

Зачитать текст можно на любое звукозаписывающее устройство.
Наложить аудиозапись на статичное видео. Это очень просто сделать самостоятельно с помощью сервиса например:

https://moviemakeronline.com/ — ограничение записи 10 минут

https://clideo.com/ru/editor/video-maker — больше 10 минут
Если у вас не получается или вы не знаете как это сделать, мы поможем. Пришлите нам ваш аудиофайл с записью на почту konkurs@litclubbs.ru или ссылкой на файл на любом файлообменнике. В теме письма укажите «Дуэль Озвучек». А также приложите картинку, которую мы вставим в видео. Еще укажите информацию по тексту: Название, автора, ссылку. Мы подготовим видеофайл, загрузим на youtube-канал Бумажного слона и вышлем вам ссылку.
Получившийся видеофайл вышлите на почту konkurs@litclubbs.ru или ссылкой на файл на любом файлообменнике. В теме письма укажите «Дуэль Озвучек». Мы загрузим видеофайл на youtube-канал Бумажного слона и вышлем вам ссылку.

Вы можете пропустить этот шаг, если загрузите видео на свой youtube-канал.
Добавить свою озвучку на сайт, указав ссылку в поле «Видео на Youtube». Озвучка добавляется в раздел: Дуэли Озвучек. Можете воспользоваться прямой ссылкой: Добавить Озвучку на дуэль

Теперь там появилось новое поле, куда нужно вставить ссылку на видео на Youtube.

Важно! Необходимо чтобы каждый участник самостоятельно добавил свою озвучку в дуэль.
В тэгах к озвучке укажите «Дуэль Озвучек»

Если у вас что-то не получается, не стесняйтесь обращаться за помощью к 
B.Slon

Дуэль озвучек без требований к анонимности. Потому что:

  • Голос чтеца гораздо проще узнать, чем стиль повествования автора
  • Дуэли проводятся ради соревнования, разминки, тренировки, веселья и движа.
  • Здесь нет денежных призов, есть только интерес проверить себя.
  • Как итог, нет ничего страшного, если кто-то узнает голос чтеца. В таких дуэлях это ожидаемо. Однако не видим в этом ничего страшного, и тем более это не повод отменять такие битвы. 
  • Однако! Участником активной дуэли запрещено что-либо писать в комментариях у дуэльным работам, а также вступать в споры или обсуждения. Все это можно делать после завершения дуэли. 

Как принять участие:

  1. Напишите сообщение B.Slon, что хотите участвовать в Дуэли Озвучек и мы вам сами назначим тему и противников

Наказание для дуэлянтов

Ни одно дело об офицерской дуэли в период с 1894-го по 1910-й годы не дошло до судебного рассмотрения и не привело к осуждению кого бы то ни было из участников. Тогда как еще за полвека до того судебное решение по поводу дальнейшей судьбы дуэлянтов и их помощников было обязательным (хотя и далеко не всегда строгим). Но официальное законодательство России успело существенно смягчиться за два с половиной столетия истории русской дуэли.

«Дуэль Печорина с Грушницким». Иллюстрация Михаила Врубеля к роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», 1891 год

Во времена, когда дуэлянтами выступали исключительно офицеры-иностранцы из состава «полков иноземного строя», существовал лишь запрет на поединки, но без серьезных последствий. В частности, указ царевны Софьи Алексеевны от 25 октября 1682 года гласил, что «в целях прекращения в столице своевольств и поединков» разрешено в Москве хождение с оружием всем, кто в настоящий момент не исполнял служебных обязанностей, ответственность наступала только в случае «учинения ссор, поединков и произнесения грубых слов». Гораздо строже карал за дуэли появившийся в 1716 году «Военный устав» Петра I и вошедший в него «Артикул воинский». В частности, статья 139-я главы 17-й этого артикула гласила, что «все вызовы, драки и поединки… запрещаются», чтобы никто «не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединок с ним на пистолетах, или на шпагах битца». Наказание за нарушение этого требования было одно как для дуэлянтов, так и для секундантов – повешение (причем вешать полагалось даже погибших во время дуэли — за ноги).

Петровские правила наказания для дуэлянтов действовали вплоть до середины XIX века, хотя уже в 1787 году Екатерина II повелела участников бескровных дуэлей штрафовать, а виновника ссылать в Сибирь. В 1845 году император Николай I, хотя и слывший категорическим противником дуэлей, вообще освободил секундантов и наблюдавших за поединками врачей от ответственности, а наказание для дуэлянтов резко смягчил: теперь им грозило заключение в крепости на срок от шести до десяти лет без лишения титула, звания и имущества, как в петровские времена. Эти нормы действовали до самой Октябрьской революции для всех подданных России, кроме военных, которым в конце позапрошлого столетия дуэли были официально разрешены.

«Дуэль». Картина художника Ильи Репина, 1897 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector