Проект 23560: самые мощные эскадренные эсминцы типа «лидер»

Список кораблей

Номер вымпела Название Верфь-строитель Дата закладки Дата спускана воду Дата вступления в состав флота Дата вывода из состава флота Судьба
F99 (F30,L69) HMS Valentine Cammell Laird 07.08.1916 24.03.1917 27.06.1917 15.05.1940 Получил критические повреждения в результате воздушного нападения 15 мая 1940 года и выбросился на берег возле города Тернеузён (Нидерланды), где находился до 1953 года.
D44 HMS Valhalla Cammell Laird 08.08.1916 22.05.1917 31.07.1917 17.12.1931 Утилизирован 17 декабря 1931 года.
F05 (D61) HMS Valkyrie William Denny and Brothers Limited 25.05.1916 13.03.1917 16.06.1917 24.08.1936 Утилизирован 24 августа 1936 года.
L00 HMS Valorous William Denny and Brothers Limited 25.05.1916 08.05.1917 21.08.1917 04.03.1947 Утилизирован 4 марта 1947 года.
D68 HMS Vampire (HMAS Vampire) J. Samuel White 10.10.1916 21.05.1917 22.09.1917 09.04.1942 Потоплен японской авиацией 9 апреля 1942 года в Бенгальском заливе.

Общие сведения

История разработки бронированного лидера проекта 47 делится на два периода.

Первые работы по проекту были начаты с началом Второй мировой войны, когда опыт проведения боевых операций на море позволил более четко определить роль кораблей такого класса в составе военно-морских сил. В 1939 году специальной комиссией, созданной наркоматами ВМФ и Судостроительной промышленности для определения новых требований к данному классу кораблей, было сформулировано техническое задание на проектирование бронированного лидера. Фактически оно являлось дальнейшим развитием идей и решений, заложенных в ранее прорабатываемый проект 24.

К началу 1941 года, после проведения работ про предэскизному проектированию, стало ясно, что уровень кораблестроения и машиностроения тех лет не позволит в полной мере реализовать предъявляемые к кораблю требования.

К идее создания бронированного эсминца вернулись уже после окончания Великой Отечественной войны. Имея некоторый опыт включения корабельной брони в обеспечение общей прочности и опираясь на технологии сварки танковой брони, отработанные в годы войны, кораблестроители сделали попытку проектирования бронированного лидера, бортовая обшивка и палубы которого были выполнены из броневой стали. Такое решение позволяло почти полностью исключить вес брони из нагрузки масс корабля и заставить её работать не только для защиты от снарядов, но и для обеспечения общей прочности корпуса.

Проект был разработан в двух вариантах, отличавшихся составом вооружения. Первым вариантом, наиболее сбалансированном по наступательным и оборонительным качествам, предусматривалось оборудовать корабль тремя башнями орудий главного калибра. Второй вариант оснащался только двумя башнями. Для обоих вариантов был разработан единый теоретический чертеж корпуса.

Поводом для прекращения работ по проекту 47 стали недостаточно отработанные как в теории так и в практическом применении технологии сварки корабельной броневой стали.

История появления

HMS Swift

Бурное развитие миноносцев в начале XX века, усиление состава их вооружения сделало актуальным создание «противоминных» кораблей, которые могли бы успешно бороться с миноносцами противника. Кроме того, появилась потребность в кораблях, выводящих эсминцы в торпедную атаку, чтобы преодолевать сопротивление сил охранения противника.

Ведущие мировые державы, ещё перед началом Первой мировой войны, начали строительство «больших» эсминцев («суперэсминцев»). Эти корабли имели усиленное артиллерийское вооружение и превосходили эсминцы в скорости хода. Одним из таких суперэсминцев стал британский опытный миноносец HMS Swift. Его водоизмещение составляло 1800 тонн, вооружение состояло из четырёх 102-мм орудий и двух торпедных аппаратов. Корабль значительно превосходил минные крейсера русского флота по составу вооружения и водоизмещению.

Несмотря на все преимущества, для своих размеров HMS Swift имел слабое вооружение. Имея сравнительно высокую скорость хода в 35 узлов, он имел ограниченный радиус действия. В 1911 году У. Черчиллем англ. Winston Churchill был создан Крейсерский комитет (англ. Cruiser Committee). В его задачи входило и создание нового типа малого крейсера для разведки и лидерства эсминцев. Развитие проекта Swift не принесло ожидаемых результатов, поэтому был разработан новый проект корабля Super Active, впоследствии ставший типом Arethusa.

Вооружение

Главный калибр

Составлявшие артиллерию главного калибра три 130-мм двухорудийные башенные установки Б-2ЛМ, располагались в диаметральной плоскости, две из них в носу на полубаке и одна в корме. Носовые установки имели продольно-возвышенное расположение, установка № 2 имела более высокий барбет, обеспечивающий возможность стрельбы над первой. Для управления стрельбой использовалась система «Мина». В ее состав входил командно-дальномерный пост КДП-4, установленный на носовой надстройке с визиром центральной наводки ВМЦ-2 и двумя ночными визирами 1-Н. Дистанция до цели измерялась двумя дальномерами ДМ-3. Расчет углов наведения производился с помощью центрального автомата стрельбы ЦАС-2.

Характеристики орудий главного калибра:

Двухствольная 130-мм орудийная установка Б-2ЛМ

Характеристика Значение
Калибр 130 мм
Полная длина ствола 50 клб.
Угол вертикального наведения -5°; +45°
Скорость вертикального наведения 9,85 град/сек
Скорость горизонтального наведения 9,7 град/сек
Масса башни 48230 кг.
Скорострельность 12 выстр/мин
Начальная скорость снаряда 870 м/с
Дальность стрельбы 25,4 км
Масса снарядов 33,5 кг

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Зенитная артиллерия лидеров состояла из одной 76,2-мм спаренной башенной установки 39-К, размещенной на кормовой надстройке. Управление стрельбой осуществлялось с помощью МПУАЗО «Союз», в котором основным прибором определения координат цели был стабилизированный визирный пост СВП-29 со стереоскопическим дальномером ДМ-3 и визиром наводки ВН-2. С помощью приборов обеспечивалась центральная и прицельная наводка, а также вырабатывался угол прицеливания.

Характеристики зенитной установки:

Спаренная 76,2-мм зенитная установка 39-К

Характеристика Значение
Калибр 76,2 мм
Полная длина ствола 55 клб.
Угол вертикального наведения -5°; +87°
Скорость вертикального наведения 11 град/сек
Скорость горизонтального наведения 18 град/сек
Масса башни 12300 кг.
Скорострельность на ствол 20 выстр/мин
Начальная скорость снаряда 800 м/с
Дальность стрельбы 13 км
Досягаемость по высоте 9,8 км
Масса снарядов 11,5 кг

Для решения задач ПВО в дополнение к зенитной установке лидеры вооружались четырьмя 12,7-мм спаренными турельными пулеметными установками ДШКМ-2Б. Установки были располагались побортно две передних — на полубаке в задней его части, задние — на растре задней дымовой трубы. Пулеметные турели давали возможность вести круговой обстрел с вертикальным наведением от — 10° до + 85°. Их скорострельность составляла 80-125 выстр/мин на ствол при дальности стрельбы 1800 м. и досягаемости по высоте 1500 м.

Минно-торпедное вооружение

На лидерах в качестве торпедного вооружения планировалась установка двух пятитрубных 533-мм торпедных аппаратов 2-Н. Поворотные установки аппаратов располагались на верхней палубе в диаметральной плоскости. Для управления торпедной стрельбой использовалась система «Мина II очереди», позволяющую производить определение курса и скорости движения цели, выработку рекомендаций на маневрирование своего корабля для занятия позиции залпа, выработку аппаратного угла для наводки торпедных аппаратов и подачу команды «залп» с главного командного пункта корабля. Боезапас лидеров составлял 16 торпед.

Для постановки минных заграждений корабли могли принять на борт 68 морских мин КБ или до 84 мин заграждения образца 1926 года или до 124 мин образца 1908-1939 года.

Противолодочное вооружение

Два бомбосбрасывателя установленные на кораблях предназначались для борьбы с подводными лодками. В бомбосбрасывателях могли размещаться 10 больших глубинных бомб Б-1 и до 40 малых М-1

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Для обнаружения, опознавания и связи с подводными лодками на лидерах предполагалось использовать систему звуко-подводной связи «Полярис».

Примечания

  1. рус. Форж э шантье́ де ла Медитерране́ фр. Forges et chantiers de la Méditerranée) — бывшая французская судостроительная компания в Ла-Сен-сюр-Мер, неподалёку от Тулона.
  2. рус. Брест (фр. Brest) — город на западе Франции, расположен в 240 км к западу от Ренна, на побережье Атлантического океана, на крайнем западе полуострова Бретань. Брест — важный торговый и военный порт на Атлантическом океане.
  3. рус. Лорья́н (фр. Lorient) — портовый город на западе Франции, в регионе Бретань
  4. рус. Кибро́н (фр. Baie de Quiberon) — бухта Бискайского залива, на западном побережье Франции, в департаменте Морбиан
  5. рус. По́ртсмут (англ. Portsmouth) — город и порт на берегу пролива Те-Солент, отделяющего Англию от острова Уайт. База британских ВМС.
  6. рус. Алба́ния (алб. Shqipëria) — государство в западной части Балканского полуострова.
  7. рус. Ита́лия (итал. Italia) — государство в Южной Европе, в центре Средиземноморья. Занимает Апеннинский полуостров, крайний северо-запад Балканского полуострова, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния.
  8. рус. Ора́н (араб. وهران‎) — город-порт на средиземноморском побережье Алжира.
  9. рус. Гибралта́р (англ. Gibraltar) — заморская территория Великобритании на юге Пиренейского полуострова, включающая Гибралтарскую скалу и песчаный перешеек, соединяющий скалу с Пиренейским полуостровом .
  10. рус. Танже́р (араб. طنجة‎) — крупный портовый город на севере Марокко, у побережья Гибралтарского пролива.
  11. рус. Азо́рские острова́ (порт. Açores) — архипелаг в Атлантическом океане.
  12. острова Зелёного Мыса в Атлантическом океане в 600 км западнее от побережья Африки.
  13. рус. Ла-Ма́нш или Английский канал (фр. la Manche англ. the English Channel) — пролив между побережьем Франции и островом Великобритания.
  14. рус. Бристо́ль (англ. Bristol) — город в Англии, крупный порт в Юго-Западной Англии в Великобритании, расположенный на реке Эйвон.
  15. рус. Сен-Назер (фр. Saint-Nazaire) — портовый город во Франции, в устье Луары .
  16. рус. Шербу́р (фр. Cherbourg) — портовый город на северо-западе Франции,.
  17. рус. Кана́да (англ. Canada фр. Canada) — государство в Северной Америке.
  18. рус. Исла́ндия (lang-is|Island}}) — островное государство, расположенное на западе Северной Европы в северной части Атлантического океана .
  19. рус. Бе́лфаст (англ. Belfast) — город в Великобритании, столица Северной Ирландии.
  20. рус. Мерс-эль-Кебир (фр. Mers el-Kébir) — портовый город и военно-морская база Алжира в западной части залива Оран.
  21. рус. Картахе́на (исп. Cartagena) — город, порт в Испании.
  22. рус. Марсе́ль (фр. Marseille)) — город на юго-востоке Франции в регионе Прованс — Альпы — Лазурный Берег, крупнейший порт страны и всего Средиземноморья, .
  23. {{lang-ru|Туло́н|| (фр. Toulon)— город на юго-востоке Франции в регионе Прованс — Альпы — Лазурный берег, d Тулонском порту размещается важнейшая военно-морская база Франции.

На стапеле и на кульмане

Эстафету поколений подхватывает «Хабаровск»

Минувший год показал, что у России есть достаточно современный и мощный флот, способный выполнять реальные задачи. Как учебные, когда стратегические ракетоносцы успешно поражали мишени в других частях света, в том числе залповыми пусками «Булавы», так и боевые. Большие десантные корабли, не привлекая до поры до времени внимания, обеспечили развертывание целой военной базы в Сирии. Малые ракетные корабли из Каспия поразили жизненно важные объекты террористов запрещенного в России ИГ. Столь же высокоточной стрельбой на сотни километров из подводного положения, чуть ли не мимоходом, отметилась ДЭПЛ «Ростов-на-Дону», следовавшая с Севера к месту службы на ЧФ.

История создания

Предпосылки к созданию

Опыт прошедшей войны в которой эсминцы типа «Новик» зачастую исполняли роль крейсеров показал, что эти корабли хотя и считались относительно современными, но по своей огневой мощи уже уступали некоторым эсминцам конца Первой мировой и тем более образцам послевоенных проектов. К тому же в ближайшее время не приходилось надеяться на массовую постройку новых советских эсминцев, а легкие крейсера во флоте на тот момент практически отсутствовали. В этих условиях самым актуальным классом корабля становился лидер эскадренных миноносцев. Причем по аналогии британских лидеров — как корабль способный расчистить от эсминцев противника дорогу «новикам» в точку торпедного залпа.

Еще одной причиной к созданию первых советских лидеров послужило то, что потенциальный противник на Черном море — Румыния предполагала ввести в состав своих ВМС в 1930 году два больших эсминца Regele Ferdinand и Regina Maria, прототипом для которых выбрали английский лидер HMS Shakespeare.

Проектирование

Первоначальный вариант лидера проекта 1

В марте того же года оперативное управление Штаба РККФ разработало требования и элементы нового большого эсминца-«торпедоносца»: водоизмещение около 4000 т, два трехтрубных торпедных аппарата калибром 533 мм, четыре 180-мм, два 102-мм или 127-мм орудия, 100 мин, 20 глубинных бомб и три прожектора. Скорость полного хода — до 40 узлов, дальность плавания экономическим ходом 26 узлов — 3000 миль. Осадка — не более 4,88 м. Пред­усматривалось также наличие средств для спуска и подъема гидросамолета «истреби­тельного типа» и даже катапульта. Первона­чально предполагалось построить 8 — 12 та­ких кораблей.

В мае 1928 года было утверждено новое тактико-техническое задание (ТТЗ), а в сентябре НТК УВМС предложил эскизный проект эскадренного миноносца со скоростью 40 узлов и водоизмещением 2100 т, воору­женного пятью 130-мм и четырьмя 37-мм ору­диями, четырьмя зенитными пулеметами и двумя трехтрубными торпедными аппарата­ми. Проект не удовлетворил руководство ВМФ и 1 ноября было утверждено очередное ТТЗ, а в мае 1929 года в НТК УВМС под руководст­вом преподавателя Морской академии, вид­ного кораблестроителя Ю.А. Шиманского на­чалось эскизное проектирование лидера.

В 1929 году РВС СССР принял решение о постройке сначала трех эсминцев для Черного моря, а затем еще трех для Балтики. В фев­рале 1930 года командование РККФ одобрило первый вариант эскизного проекта эсминца-«торпедоносца», который после проработки получил номер 1. Согласно проекту скоростной небронированный корабль водоизме­щением 2250 т и полной скоростью хода не менее 40,5 узла должен нести эффективное артиллерийское вооружение, а также два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 20 глубинных бомб и 80 мин заграждения образца 1926 года. Общий проект будущего лидера выполнял­ся с сентября 1930 года. Теоретический чертеж был оптимизиро­ван по результатам испытаний нескольких десятков моделей в Опытовом бассейне.

Отдавая дань модному тогда увлечению авиационным вооружением, конструкторы первоначально планировали оснастить лиде­ры гидросамолетом со складывающимися крыльями, который должен был спускаться на воду стрелой. Тип самолета определен не был: рассматривались два варианта — Ju-20 фир­мы Junkers либо СПЛ (самолет для подвод­ных лодок типа «К»).

22 февраля 1932 года Совет Труда и Обороны СССР принял поста­новление «По строительству ВМС РККА на 1932 г.», которым предписывалось заложить три эскадренных миноносца проекта 1 со сро­ком ввода их в строй к концу 1933 года.

Описание конструкции

Корпус

Внешний вид лидера проекта 48

Корпус лидеров с полубаком клепаной конструкции выполнялся из легированной марганцевой стали. Он имел наклонный форштевень, транцевые обводы кормы, и две наклонных дымовых трубы. Силовая схема корпуса смешанная: в средней части — продольная, в носу и корме — поперечная. Корпус делился 13-ю водонепроницаемыми переборками на 14 отсеков, по всей его длине шло двойное дно. Корабль имел развитую трехярусную носовую надстройку и небольшую кормовую. На третьем ярусе носовой надстройки находился главный командный пункт, а на ее крыше дальномерный пост. Они защищались 8-мм броней. Борта и палуба бронирования не имели.

Энергетическая установка и ходовые качества

Котлотурбинная энергетическая установка лидеров проекта 48 имела продольно-эшелонное расположение. Пар для турбин вырабатывали три нефтяных шатровых вертикальных водотрубных котла с боковым экраном и односторонним потоком газов, снабженные петлевыми пароререгревателями. Параметры производимого пара: давление 27 кг/см², температура 340°C. Нормальный запас топлива составлял 600 тонн, полный — 750.

Три главных турбозубчатых агрегата двухкорпусного типа с двухкорпусными редукторами расчетной мощностью по 27000 л.с. приводили в движение три гребных вала с трехлопастными винтами. Контрактная скорость лидеров по расчетам должна была составлять 42,5 узла, а дальность плавания 4100 миль 15,2-узловым ходом при минимальном запасе топлива.

Вспомогательное оборудование

Электроэнергетическое оборудование составляли два турбогенератора суммарной мощностью 330 кВт и два дизель-генератора по 75 кВт. Электрооборудование лидеров работало на постоянном токе при напряжении сети 230 В.

В состав рулевого управления входил один полубалансирный руль, расположенный в диаметральной плоскости. Посты управления рулём находились в ходовой рубке, на кормовом мостике и в румпельном отделении.

Шлюпочное вооружение лидеров состояло из одного разъездного (командирского) катера, расположенного в районе носовой трубы на верхней палубе по правому борту, большого моторного баркаса на левом борту, и двух шестивесельных ялов, размещенных побортно у кормовой надстройки.

Экипаж и обитаемость

Экипаж лидера состоял из 269 человек — 21 офицера (в том числе пять из них находились в составе штаба соединения кораблей), 50 старшин и 198 матросов. Жилые и служебные помещения на лидере должны были иметь улучшенную теплоизоляцию.

Примечания

  1. ↑ 100 000 л.с. по данным Качура П. И.
  2. Центральное конструкторское бюро спецсудостроения – В 1930 г. из техбюро Северной верфи было выделено Бюро специального проектирования судов (БСПС), которое в 1931 г. было преобразовано в ЦКБС-1, затем в ЦКБ спецсудостроения. В 1936 г. получило наименование ЦКБ-17. Исторически Бюро тесно связано с Кировским (бывшим Путиловским) заводом.
  3. Центральный научно-исследовательский институт военного кораблестроения (ныне Научно-исследовательский институт кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия») – создан в соответствии с приказом Начальника Морских сил РККА от 3 сентября 1932 года на базе Опытового бассейна и кораблестроительной секции Научно-технического комитета ВМФ
  4. Следует отметить, что критическая максимальная скорость для водоизмещающих кораблей находится на рубеже 43-44 узла. При дальнейшем повышении скорости всего на 1 уз в связи с резко возрастающим волновым сопротивлением движению корабля требуется значительное — до 40%, увеличение мощности энергетической установки. На то время не только уровень развития отечественной техники, но и промышленности передовых стран не позволял реализовать такой проект.
  5. ↑ Учитывая то, что в предэскизном проекте для близкого по характеристикам варианта №4 скорость хода была определена в 42,5 узла, можно предположить, что на реальных испытаниях скорость полного хода могла составить 42-44 узла.

Атомный «Лидер»: чем удивит самый мощный корабль российского флота

Эсминцы «Лидер» будут оснащены элементами противоракетной и противокосмической обороны, став «опорными точками в Мировом океане». Каждый из них будет нести двести пусковых установок крылатых ракет «Калибр» или «Циркон», а в перспективе электромагнитные пушки и боевые лазеры. Строительство кораблей этого проекта прописано в концепции развития Военно-Морского Флота до 2030 года.

«Лидер» существует пока только в виде макета. Корабль водоизмещением в 17 тыс. тонн и длиной в 200 метров был показан в рамках выставки-форума «Армия-2017». Это не первая презентация перспективного эсминца. Однако она важна тем, что впервые объявлено о том, что его облик и боевой потенциал наконец-таки приобрели законченный вид. По замыслу конструкторов и военных эсминец станет универсальной боевой единицей. Он заменит сразу три класса кораблей в составе ВМФ России: собственно, эсминцы, большие противолодочные корабли (БПК) и, возможно, ракетные крейсера проекта 1144 типа «Орлан». Корабль сможет развивать скорость до 30 узлов, его вооружение должно быть сопоставимо с американскими ракетными эсминцами типа «Arleigh Burke».

По словам замминистра обороны Юрия Борисова, благодаря атомной энергетической установке корабль сможет обеспечить постоянное присутствие российского флота в Мировом океане. Сегодня такой корабль в составе ВМФ только один — тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Автономность семейства эсминцев типа «Лидер» будет скована только физическими возможностями экипажей.

При этом, как отмечают специалисты, мощность атомной энергетической установки «Лидера» будет сопоставимой с аналогичной на самом современном американском эсминце «Zumwalt». Большая энерговооруженность реактора позволит, как и в случае с американцем, в перспективе установить на корабле оружие, работающее на новых физических принципах. Например, лазерные или электромагнитные пушки.

По своим размерам «Лидер» будет немногим меньше «Орлана». Зато его арсенал в два раза превзойдет корабли 1144 проекта. Даже после модернизации крейсеров типа «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий» они будут существенно уступать по боевым возможностям «Лидеру». Проект эсминца предусматривает, что на его борту будет установлено двести ракет большой дальности «Калибр», противокорабельных сверхзвуковых «Оникс». В перспективе с появлением гиперзвукового оружия их заменят ракетами «Циркон».

«Лидер» станет первым кораблем, на котором будет установлена морская версия зенитной ракетной системы С-500 «Прометей». Известно, что этот комплекс будет универсальным и сможет бороться не только с крылатыми, баллистическими ракетами, самолетами и вертолетами противника, но и поражать цели в космосе. Например, атакующие гиперзвуковые летательные аппараты, спутники и космические платформы.

Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера» представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой (АФАР). На корабли будут установлены 2 боевых модуля корабельных версий ЗРПК «Панцирь-М». Наконец, «Лидеры» получат универсальные артиллерийские установки А-192 калибра 130 мм. Перспективный российский эсминец также планируется оснастить двумя шеститрубными торпедными аппаратами СМ-588 калибра 324 мм комплекса «Пакет-НК». Корабль получит и посадочную площадку с ангаром для двухпалубных вертолетов типа Ка-27/Ка-32 или Ка-52 «Катран».

Планы ВМФ пересматривают строительство серии из 8 кораблей типа «Лидер». Их появление должно быть увязано со строительством первого атомного авианосца «Шторм» и больших десантных вертолетоносцев типа «Лавина»/«Прибой». Это корабли дальней морской зоны, которым необходимо надежное охранение. При этом эсминец сможет действовать самостоятельно. Арсенала его ударных средств достаточно для выполнения одиночных миссий.

Утверждение эскизного проекта «Лидера» – важный этап в создании корабля. Документ говорит о том, что промышленность и командование Военно-Морского Флота окончательно определились с обликом корабля. Открытым остается только вопрос цены и сроков начала строительства. Любая перспективная высокотехнологичная разработка стоит немалых средств. Тем более что по своим характеристикам «Лидер» соберет самые современные из них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector