Федеральная резервная система

Заседания Банка Японии в 2021 году

Ежемесячно Управляющий совет (Policy Board) Банка Японии проводит свои заседания, принимая решения по кредитно-денежной политике страны и уровне процентных ставок. Подробности проведения заседания Банка Японии публикуются дважды: в кратких итогах заседания (Summary of Opinions), которые публикуются через 7-10 дней после события, и в протоколе, который размещается спустя 7-8 недель. Особого влияния на рынки данные публикации обычно не оказывают. Всего в течение года Банк Японии проводит 8 таких заседаний.

21 января (заседание и решение о процентной ставке),29 января (резюме),24 марта (протокол заседания);———————————————————————————————————————————19 марта (заседание и решение о процентной ставке),29 марта (резюме),6 мая (протокол заседания);———————————————————————————————————————————27 апреля (заседание и решение о процентной ставке),11 мая (резюме),23 июня (протокол заседания);———————————————————————————————————————————18 июня (заседание и решение о процентной ставке),28 июня (резюме),21 июля (протокол заседания);———————————————————————————————————————————16 июля (заседание и решение о процентной ставке),28 июля (резюме),28 сентября (протокол заседания);———————————————————————————————————————————22 сентября (заседание и решение о процентной ставке),1 октября (резюме),2 ноября (протокол заседания);———————————————————————————————————————————28 октября (заседание и решение о процентной ставке),8 ноября (резюме),22 декабря (протокол заседания).———————————————————————————————————————————17 декабря (заседание и решение о процентной ставке),27 декабря (резюме),10 февраля 2022 (протокол заседания).
———————————————————————————————————————————

Чем занимается ФРС

Как и другие главные финрегуляторы своих стран, ФРС США устанавливает особую процентную ставку. От нее зависят кредиты, которые ФРС выдаст коммерческим банкам. Те в свою очередь выдадут кредиты гражданам и юрлицам. Короче, подобие ключевой ставки российского ЦБ. Поэтому финансисты следят за этим показателем и отслеживают его по графикам.

В настоящий момент ключевая ставка США составляет 0,25 %. Последнему по времени снижению способствовала администрация президента Дональда Трампа — для поддержания экономики и предпринимательской активности в период пандемии коронавируса.

Ключевая ставка ФРС США за пять последних лет

Евгений Маришин, доверительный управляющий инвестиционно-финансовой компании «Солид»:

— Снижение ставки — мера вынужденная. ФРС придерживается такой политики в периоды экономических спадов. В 2020 году это как никогда актуально. Низкие ставки повышают привлекательность доллара для бизнеса и позволяют немного поддержать экономику. Правда, этих мер уже недостаточно, ведь капитализация рынка США на сегодня превышает денежную массу в 15 раз. Если в ход пускают денежный станок, это также решает проблему, но только на время.

Функции ФРС

Текущими функциями ФРС являются:

  • выполнять обязанности центрального банка страны
  • поддерживать баланс между коммерческими банками и общенациональными вопросами
  • обеспечивать надзор и регулировать банковские учреждения
  • защищать кредитные права потребителей
  • управлять денежными эмиссиями (с часто конфликтующими целями: минимизацией безработицы, поддержанием стабильного уровня цен, обеспечением умеренной процентной ставки)
  • обеспечивать стабильность финансовую систему, контролировать системные риски на финансовом рынке
  • предоставлять финансовые услуги для депозитариев, в том числе властям США и представителям официальных международных учреждений
  • участвовать в функционировании систем международных и внутренних способов оплаты
  • устранять проблемы с ликвидностью на местных уровнях

ФРС в действии

Истории известны примеры эффективного влияния ЦБ США на экономику, наиболее яркие из них — преодоление высокой инфляции 1979 года и мирового финансового кризиса 2008 года. На отрезке в 30 лет ставка 10-летних казначейских облигаций проделала впечатляющий путь вниз от своего исторического максимума до минимума около нуля.

В 1979 году инфляция в США взяла 10-процентную планку, достигнув 13,29%. Тогда же до 15% подскочила ставка по 10-летним гособлигациям. Американцы в панике ожидали финансового апокалипсиса. Но ужесточение денежной политики назначенным в том же году главой ФРС Полом Волкером обуздало инфляцию, уже в 1982 году сократившуюся до 3,83%.

Кстати, в то же время Волкером было сделано одно из самых резонансных заявлений ФРС, повлиявших на рынок. Фактически он изменил денежную политику, в результате чего предполагались сильные и резкие колебания процентных ставок. Так как доходность всех видов облигаций определяется в первую очередь именно ей, то инвестиционные банки мира быстро осознали, что прежняя «тихая гавань» облигаций в новых условиях превращается в финансовое казино. Так что не случайно именно на 80-е годы пришелся расцвет рынка ипотечных и мусорных облигаций.

Преодолеть последствия кризиса 2008 года Штатам позволила политика количественного смягчения, или QE (Quantitative easing). Тут уже наоборот процентная ставка оказалась слишком низкой и стандартная мера регулятора — ее дальнейшее понижение для оживления бизнеса — означала бы уход доходности облигаций в отрицательную зону. Это реально случилось в Европе, однако США поступили по-другому. С ноября 2008 по октябрь 2014 Федрезерв реализовал три программы QE, выкупив колоссальный объем обесценившихся долгов банков, крупных корпораций и частных компаний — в основном ипотечных агентств. Эти меры спасли финансовый рынок путем рекапитализации банковских и других кредитно-финансовых организаций, тем самым оживив экономику.

Структура ФРС

Лучше уяснить, как проходит деятельность ФРС сегодня, поможет анализ ее структуры, позволяющий одновременно полнее разобраться с устройством всей банковской системы США.

Глава ФРС

Организацию возглавляет глава ФРС, которого назначает президент США по согласованию с законодателями.

Смена хозяина Белого Дома отнюдь не всегда влечет перестановку на посту руководителя FED. Один глава пережил четырех президентов и занимал пост целых 19 лет. Но сегодняшний американский лидер Дональд Трамп сместил Джанет Йеллен, чья миссия окончилась 3 февраля 2018, и назначил на ее место Джерома Пауэлла.

Как политическая система США разделена на две основные партии, так и взгляды руководителей нацелены на одно из двух приоритетных направлений: увеличение рабочих мест или борьба с инфляцией. Для двух последних глав ЦБ США приоритетом были именно рабочие места — что впрочем неудивительно ввиду низкой инфляции, на которую мало влияет даже крайне низкая процентная ставка.

Насколько значимой фигурой является руководитель FED, несложно судить по тому, что не только на каждое выступление главы ФРС, но уже в преддверии оного рынки часто бурно реагируют сменой котировок. Кстати, на 2018 год анонсировано постепенное повышение процентной ставки ФРС США.

Наряду с главой высшее руководство составляет Совет управляющих (Board of Governors) численностью семь человек.

Федеральные резервные банки

Систему составляют 12 региональных резервных банков, которые:

  • носят названия по топонимам городов, в которых располагаются (ФРБ Нью-Йорка, ФРБ Атланты, ФРБ Бостона и так далее);

  • помимо этого имеют собственные буквенные и цифровые обозначения (ФРБ Нью-Йорка — 2 B, ФРБ Чикаго — 7 G, ФРБ Далласа — 11 K и т. д.);
  • реализуют надзорные полномочия и финансовую политику ФРС на региональном уровне в тех штатах, на которые распространяется их деятельность;
  • имеют собственные руководящие органы — советы управляющих, по 9 человек в каждом.

Федеральный комитет по открытому рынку

Фед. комитет по открытому рынку (Federal Open Market Committee, FOMC) — орган, принимающий решения о значениях (размерах) основных процентных ставок в США. Комитет проводит по этому вопросу 8 (восемь) заседаний ФРС в год, расписание которых заблаговременно публикуется на сайте ФРС: federalreserve.gov.

В состав Комитета (FOMC) входят 12 человек:

  • 7 членов Совета Управляющих

  • президент ФРБ Нью-Йорка (как крупнейшего)

  • 4 президента остальных ФРБ, проходящих ежегодную ротацию

На заседаниях вправе присутствовать, дискутировать и вносить предложения все руководители ФРБ, но не входящие на данный момент в Комитет лишены права голоса.

Консультативные советы

Структура ФРС также включает три консультативных совета:

  1. Федеральный консультативный совет — 12 влиятельных банкиров, каждый представляет свой регион ФРС;
  2. Потребительский консультативный совет — 30 представителей финансовых кругов, делегатов от потребсоюзов, юристов по вопросам прав потребителей, ученых-экономистов;
  3. Консультативный совет сберегательных учреждений — состоит из представителей сберегательных банков, ссудо-сберегательных ассоциаций и других депозитных организаций.

Члены консультативных советов де-юре обладают исключительно правом совещательного голоса, де-факто — способны влиять на решения, принимаемые Советом управляющих.

Банки-члены ФРС

Банки-члены — владельцы акций ФРБ. Это более половины кредитно-финансовых организаций США, как крупнейших, так и более мелких.

Преимущество членства в ФРС помимо упомянутого дивиденда 6% годовых — доступ к займам центробанка на более выгодных условиях. Главный недостаток — часть собственного капитала банка-члена лежит в FED бездоходным резервом. Общее количество работников системы ФРС оценивается немного менее, чем 20 000 человек — тогда как у российского Центробанка более 50 000 служащих.

Рождение ФРС

Местом рождения Федеральной Резервной Системы США стал остров Джекил, расположенный в штате Джорджия. В 1886 году группа миллионеров купила этот остров и превратила его в закрытый клуб, где было модно проводить зимы. В 1900 году на острове отдыхали семьи, в руках которых была сосредоточена шестая часть денег планеты — Асторы, Вандербильты, Морганы, Пулитцеры, Гулды и другие.

Показательно, что попасть на остров Джекил могли только люди, входившие в состав клуба. Клубмены отказались допустить на свой курорт молодого британского офицера из очень родовитой семьи Уинстона Черчилля (будущий премьер-министр Великобритании) и известного политика, будущего президента США Уильяма Маккинли.

На пике популярности острова Джекил в США начались дебаты о создании системы централизованного управления финансовой деятельностью. Причиной этого стали четыре крупных финансовые кризиса, потрясшие США в период с 1873 по 1907 годы. Американцы тогда крайне негативно относились к самой идее создания центрального банка. Аналогичные структуры в Европе действовали неэффективно и даже деструктивно. Кроме того, европейские центральные банки позволяли правительствам практически бесконтрольно тратить бюджетные средства.

Через год после кризиса 1907 года (принято считать, что его «организатором» был один из «курортников» Джон Морган), Конгрессом США была создана Национальная Денежная Комиссия, которая должна была выяснить причину нестабильности банковской системы США.

Историк Дон Аллен, автор книги «Директора Федерального Резерва: Исследование Корпоративного и Банковского Влияния», пишет, что в 1910 году была создана другая группа, в которую вошли руководители крупнейших корпораций и банков США. Они тайно встречались на острове Джекил, где и разрабатывали концепцию органа, который должен был превратиться в Федеральную Резервную Систему. Известно даже имя человека, который создал концепцию центрального банка США — Пол Варбург, высокопоставленный руководитель банка Kuhn, Loeb and Co, член «клана Ротшильдов».

Варбург предложил простой план. Во-первых, центральный банк не должен был называться «центральным банком», поскольку американцы негативно относятся к передаче рычагов управления финансами одной госструктуре. Во-вторых, центральный банк должен контролироваться Конгрессом, однако большинство его управляющих должно назначаться частными банками, которые также будут владеть его акциями. В-третьих, была предложена система, согласно которой в США образовывался не один, а целых 12 федеральных банков. Помимо всего прочего, причиной было желание не создать впечатления, что центральный банк контролируется «акулами Уолл-Стрита», точнее финансовыми королями Нью-Йорка. Учитывались также значительные размеры территории США и наличие бесчисленного количества частных банков, действовавших практически бесконтрольно.

В 1912 году Национальная Денежная Комиссия опубликовала доклад, в котором рекомендовалось создать в США центральный банк. Эдвард Гриффин, автор книги «Творение Острова Джекил» отмечает, что большинство ее рекомендаций было основано на идеях Варбурга. В 1913 году Конгресс США принял Закон Оуэна-Гласса, иначе называемый Законом о Федеральной Резервной Системе, согласно которому и была создана Федеральная Резервная Система. Закон был подписан президентом Вудро Вильсоном Woodrow Wilson 23 декабря 1913 года и немедленно вступил в силу. Показательно, что Федеральный Резервный Банк Нью-Йорка — города, где была сконцентрирована львиная доля капитала США — получил определенные преференции.

Впоследствии были приняты и иные законы, регулировавшие деятельность ФРС, например, Закон о Банковской Деятельности (1935 год), Закон о Занятости (1946 год), Закон о Банковских Холдингах (1956 год), Закон о Международной Банковской Деятельности и Закон о Полной Занятости и Сбалансированном Росте (1978 год), Закон о Дерегуляции Депозитарных Учреждений и Денежного Контроля (1980 год), Закон о Реформе Финансовых Учреждений и о Восстановлении их Деятельности (1989 год), Закон о Совершенствовании Деятельности Федеральной Корпорации Страхования Депозитов (1991 год) и т.д..

Клуб на острове Джекил был закрыт в 1942 году. Пятью годами спустя остров приобрел штат Джорджия. Ныне это туристический объект — в одном из старых отелей до сих пор показывают две комнаты, носящие название Federal Reserve.

  1. www.rokf.ru

Период кризиса для Evergrande

Имеющий задолженность китайский застройщик Evergrande в четверг должен выплатить проценты по облигациям в размере $83,5 млн; при этом инвесторы считают, что вероятность дефолта высока.

То, что такая крошечная сумма может стать переломным моментом для гигантской компании стоимостью $355 млрд, имеющей более чем 1300 объектов по всему Китаю и обязательств на сумму более чем $300 млрд, показывает, насколько плохи его дела.

Второй по величине застройщик в Китае изо всех сил пытается собрать деньги, продавая квартиры и доли в своей разветвленной бизнес-сети, но без особого успеха.

Опасения по поводу того, что Evergrande может объявить дефолт по своим долгам, распространяется на финансовом рынке Китая и даже рискует распространиться на рынки за его пределами.

Автор Норин Берк

Закон о Федеральном резерве

Сенатор Нельсон Олдрич стал основателем двух комиссиях: одной с целью глубокого изучения американских денежных систем, другой (во главе которых стоял сам Олдрич) — с целью изучения и подготовления отчётов по эффективности европейских банковских систем. Хотя он приехал в Европу с отрицательным отношением к центральному банку, Олдрич изменил свою точку зрения по ходу изучения немецкой банковской системы, и пришёл к пониманию её преимуществ перед системами облигаций, которые выпускает государство. Мысль о системе центральных банков поначалу столкнулась с жёсткой критикой со стороны политиков оппозиции, которые относились к ней довольно подозрительно и даже начали выдвигать против Олдрича обвинения в том, что он необъективен из-за своих близких отношений с некоторыми из богатых банкиров (например, как Дж. П. Морганом) и про причине брака его дочери с Рокфеллером-младшим.

1910 год отметился тем, что ведущие финансисты США (в том числе сам Нельсон Олдрич, и некоторые банкиры США) на протяжении 10 дней проводили «мозговой штурм» находясь на острове Джекил с целью выработать компромисс в отношении структуры и функций будущих центральных банков. В результате получилась схема, с которой Олдрич предстал перед Конгрессом США.

Олдрич выступил за полноценно частный вид центрального банка с минимальным процентом вмешательства властей, однако и уступил в том, что власти должны иметь представителя в совете директоров такого банка. Большая часть республиканцев одобряла план Олдрича, однако размер их поддержки был недостаточен для того, чтобы закон прошёл в Конгресс. Представители прогрессивных демократов отдали предпочтение резервной системе, которая бы находилась в собственности и под полным управлением властей, и не была бы подконтрольной банкирам и биржевикам. Представители консервативных демократов были готовы защищать идею частных, однако децентрализованных резервных систем, которые через ситуацию децентрализации была бы выведена из-под контроля Уолл-стрит. Согласно закону о Федеральном резерве, который был принят Конгрессом в 1913 году, было возможно отражать мнение преимущественного количества представителей Демократической партии; большая часть из республиканцев выступала против него.

Согласно событиям 1923 года, с целью координации действий ФРС создали Комитет инвестиций открытого рынка. В него входили управляющие каждого федерального резервного банка из некоторых американских городов, среди которых были Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Чикаго и Кливленд.

В 1930 году Комитету решили заменить Ассоциацией политики открытого рынка, который теперь представляли управляющие и члены советов директоров 12 федеральных резервных подразделений банков.

1933 год отметился формированием Федеральной корпорации страхования депозитов. Совет ФРС смог получить право на внесение изменений в список резервных требований банков, которые входили в ФРС.

В 1935 году после того, как приняли Банковский закон (Banking Act), структуру ФРС поменяли и придали вид, который существует и до сих пор: Совет переименовали в Совет управляющих ФРС, который состоял из 7 человек. Один из них назначается председателем Совета. В состав Совета больше не могли входить министр финансов и контролеры денежных управлений. Управляющие резервных банков были теперь переименованы в президентов, Ассоциацию политики открытого рынка назвали Федеральным комитетом открытого рынка.

Современная история ФРС

В 1979 году президент США, которым на тот момент был Джимми Картер, дал назначение председателя ФРС Полу Волкеру. Это было мудрое решение: Волкер смог обуздать чрезмерную инфляцию, сократив её темпы до 1 % через сокращение денежной эмиссии и установления более жестокой денежной политики. Пост председателя ФРС после Пола Волкера в 1987 году занял Алан Гринспен. В феврале 2006 года председателем ФРС стал Бен Бернанке, а в феврале 2014 его сменила Джанет Йеллен.

Миф №2: ФРС – пирамида

На самом деле эмиссия доллара обеспечена облигациями федерального казначейства. ФРС не может произвольно манипулировать курсом доллара, т. к. регулирование наличной денежной массы тесно связано с активностью ФРС на рынке облигаций. Покупая облигации казначейства, ФРС тем самым производит эмиссию доллара. В свою очередь, доход, получаемый ФРС от находящихся на её балансе бумаг, формирует основную часть прибыли организации. Остальные источники дохода – разнообразные операции с ценными бумагами. После выплаты жалования членам Совета управляющих и прочим сотрудникам, а также дивидендов банкам-членам ФРС оставшаяся часть прибыли перечисляется в доход федерального бюджета.

Тем не менее, наращивание объёма бумаг на балансе ФРС требует от казначейства финансирования выплаты дохода по данным бумагам. В этом смысле аналогия финансовой системы США с пирамидой всё же есть, что наглядно проявилось в ходе политики количественного смягчения. Вопрос не в том, возможен ли в принципе дефолт США по государственному долгу, который растёт по закону геометрической прогрессии, а в сроках его наступления. Это напоминает принцип математического предела: в теории он существует, но на практике не достигается.

Миф №1: ФРС – полностью частная организация

Сторонники этого мифа утверждают, что ФРС – частная компания, фактически владеющая всей финансовой системой США и диктующая правила игры на основных рынках. В реальности же ФРС – скорее, часть государственной системы США. Руководство ФРС состоит из семи членов Совета управляющих. Все они назначаются президентом США и утверждаются Конгрессом. Срок полномочий управляющего – 14 лет. За это время он теоретически может успеть поработать при четырех разных президентах.

В рамках своих полномочий управляющий абсолютно самостоятелен. Из числа Совета управляющих президент США назначает председателя, которого затем утверждает Сенат. Срок полномочий председателя совета – 4 года.  В дальнейшем он может быть назначен повторно, но общий срок его полномочий не превышает 14 лет. Члены Совета управляющих не являются госслужащими, хотя уровень их зарплаты утверждается Конгрессом США.

Совет управляющих ФРС руководит деятельностью двенадцати т. н. федеральных резервных банков (ФРБ). Эти банки имеют акционерную форму собственности, но не проводят линию каких-либо влиятельных финансовых групп. Акционерами ФРБ могут быть только т. н. банки-члены ФРС. Это крупнейшие коммерческие банки, их список можно посмотреть здесь: www.federalreserve.gov/releases/lbr/current/default.htm. Чтобы стать членами ФРС, они обязаны приобрести акции ФРБ. По этим бумагам выплачиваются дивиденды в размере 6% от вклада коммерческого банка в уставной капитал ФРБ.

Во главе каждого ФРБ находится Совет директоров, состоящий из девяти человек. Из них трое – руководители крупных американских банков, а остальные – видные общественные деятели и финансисты, не работающие в банковском секторе. Совет директоров назначает президента банка, а затем его утверждает Совет управляющих ФРС. Таким образом, ФРБ не проводят самостоятельной денежной политики, а реализуют решения, принимаемые Советом управляющих ФРС. Одна из функций ФРБ – эмиссия наличных долларов. Разумеется, её объёмы, а также номиналы и серии банкнот строго регламентируются ФРС. Информация о том, каким банком произведена эмиссия, наносится на лицевой стороне банкнот. Например, на банкноте ФРБ Сан-Франциско название банка вписано в окружность с буквой L:

Важнейшие для бизнеса решения – по процентным ставкам и объёмам денежной эмиссии – принимает центральная структура ФРС, называемая Комитет по операциям на открытом рынке (Federal Open Market Committee). Благодаря своей значимости, FOMC часто отождествляется с ФРС. FOMC состоит из двенадцати человек. Из них семь —  это уже знакомый нам Совет управляющих ФРС, а остальные – президенты наиболее влиятельных ФРБ. На этой схеме наглядно представлена структура ФРС и её взаимодействие с органами государственной власти:

Лента

Призраки, которые мешают найти работу
Статья|
сегодня в 16:57

М.В. Величко. Ответы на вопросы читателей блога «Восстановление смыслов», август 2021 г., ч. 2
Видео|
сегодня в 10:47

Собственное технологическое удушение
Видео|
вчера в 20:05

Нас мало, но КПД за 100 процентов!
Статья|
вчера в 11:48

Так мы ликуем или мы не ликуем, сир ?
Видео|
позавчера в 15:49

Эмиссия рисков – триллер с участием финансовых корпораций
Аналитика|
23 сентября в 22:44

Методологическая философия. Этика первоиерархов. Божественная этика
Статья|
23 сентября в 20:05

Мечта, тяга трёхфазного двигателя и Слава
Статья|
22 сентября в 12:41

Сир, вы будете принимать ликование России ?
Видео|
21 сентября в 13:09

Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры
Видео|
21 сентября в 08:27

«Балансирование, поддерживающее стабилизец»
Новость|
20 сентября в 23:43

Инстинкты против личной жизни
Статья|
20 сентября в 16:30

Парус судьбы: От боли душевной в резонанс сердец!
Статья|
20 сентября в 16:19

Власть и общество
Видео|
20 сентября в 11:55

Глобализация и Образ будущего
Видео|
18 сентября в 20:12

Стратегия региональной цивилизации
Видео|
18 сентября в 19:52

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector