Космический полёт гагарина: что следует знать об одном из главных событий xx века

Размер гонорара

Сведения о поощрении героя, покорившего внеземное пространство, длительное время были под грифом «секретно». Впервые информация с полным перечнем подарков космонавтам в СССР была опубликована в 2008 г. в сборнике «Советская космическая инициатива в государственных документах 1946-1964 гг.».

Для определения уровня поощрения сравним размер премии с ценами и доходами простых людей. Средняя зарплата в то время была 81,3 руб. Получается, что герою выплатили 184 оклада обычного трудящегося в СССР. То есть чтобы получить 15 000 руб., советскому гражданину потребовалось бы почти 15 с половиной лет.

Таблица 1. Цены на продукты в 1961 г.

Наименование руб. за 1 кг (литр)
Молоко разливное 0,28
Картофель 0,10
Мясо свинина 2,10
Сахарный песок 0,94
Масло растительное 1,70
Рыба (треска, хек) 0,56

Некоторые вещи действительно стоили копейки:

  • коробок спичек – 1;
  • проезд в городском транспорте – 5;
  • такси – 10 за 1 км;
  • электроэнергия – 4 за 1 кВт/час.

Фотоаппарат «Зенит» можно было купить за 140 руб. По данным RBC.ru, за катушечный магнитофон «Романтик» в 1960-х просили 160 руб., за пылесос – 40-50 руб.

На гонорар Юрий Алексеевич мог купить 3 «Волги» (цена 5 100 руб.) или 6 «Москвичей» (2 500 руб.).

Как Вы думаете, подвиг Гагарина стоил дороже?

Конечно, и на много
Награда была большой по тому времени

На заметку. В 1962 г. в Звездном городке установили следующие оклады в месяц: слушатель – 200-300 руб., космонавт – до 350 руб., инструктор – до 400 руб., старший инструктор – 450 руб. (из Постановления Совмина СССР от 21.04.1962 г.).

На орбиту

“Восток” стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года утром, в девять часов с небольшим. Это было очень важным событием для всей планеты, и гагаринский позывной “Кедр” узнали все. Сохранилась телевизионная запись, где Гагарин в кабине говорит свое знаменитое слово “Поехали!”.Ракета в целом отработала неплохо, была небольшая проблема, но это не стало помехой. Гагарин облетел землю, и во время космического путешествия рассказывал о своих впечатлениях. Его рассказы записывались на магнитофон. Он выполнил задачу, затем катапультировался. Полет продолжался 108 минут.
Рис. 6. Копия ракеты «Восток». ВДНХ. МоскваПо одним данным, на Земле его встретили военнослужащие воинской части, в расположении которой он оказался, по другим – жена и внучка местного лесника. На поиски выслали вертолет, который не сразу нашел Гагарина, потому что тот с места приземления ушел сам, поймал грузовик и стопом поехал в город Энгельс. В конце концов, вертолетчики его нашли, доставили на аэродром, где ему сразу же вручили медаль “За освоение целинных земель”.Из Энгельса его перевезли в Куйбышев (сейчас этот город на Волге называется Самарой). Гагарина резко повысили в звании – в космос он улетал старшим лейтенантом, а в Москву два дня спустя он вернулся уже майором. Торжественную встречу ему устроили везде — в аэропорту Внуково, на московских улицах, куда вышли все жители, на Красной площади.
В этом же году он стал курсантом Военно-воздушной академии им. Жуковского. Курс обучения длился почти семь лет.

Полёт в космос

Начался 1961 год, появились сведения, что во второй половине апреля американцы планируют запустить ракету с человеком на борту. Соперничество между СССР и США подтолкнуло к тому, чтобы быстрее определиться с выбором первого космонавта и совершить полёт в начале апреля. До полёта оставалось меньше месяца, когда назвали первого человека, который полетит в космос. Им стал Юрий Гагарин, запасным назначили Германа Титова.

3 апреля 1961 года на заседании правительства Советского Союза было принято постановление о запуске человека в открытый космос. 8 апреля было утверждено первое в истории задание человеку, которое необходимо выполнить во время космического полёта.

По причине спешки полёт на корабле «Восток» был рискованным, опасность для жизни Гагарина существовала, и немалая. Некоторые важные системы на корабле не были продублированы.

Весь мир знает, как 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин взмахнул рукой, сказал: «Поехали!», и корабль взлетел с космодрома «Байконур». Но не каждый знает, что Гагарин поднялся на 100 км выше, чем планировалось. Если бы возникла хоть малейшая проблема с тормозной установкой, он возвращался бы на Землю ровно месяц, а запас еды и воды у него был на 10 дней.

Но Юрий приземлился благополучно, правда, не в том месте, где планировалось. Первыми его обнаружили жена местного лесника с внучкой, вскоре на место приземления подоспели колхозники и военные, Юрия отвезли в посёлок, откуда он и рапортовал руководству о завершении полёта и успешном выполнении задания.

Так как всё это делалось с высочайшей секретностью, о прорыве Советского Союза в космос народ узнал только на следующий день, и в одно мгновение Гагарин стал звездой, героем и кумиром всемирного масштаба.

В качестве наград первый человек, побывавший в космосе, получил от правительства Звания Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, а также многочисленные медали, ордена, дипломы и почётные гражданства, премию 15 000 рублей, машину «Волгу», 4-комнатную квартиру с мебелью и множество подарков.

«Поехали!»

Наступило историческое 12 апреля 1961 г. В 9 часов 7 минут «Восток-1» стартовал с платформы Байконура. Из уст космонавта прозвучало знаменитое «Поехали!»

Гагарин стал первым, кто увидел Землю из космической дали. Он поразился тому, насколько она красива. Об этом Юрий Алексеевич многократно рассказывал потом с непреходящим восторгом. Космонавт облетел вокруг планеты только один раз, и этот виток занял всего 1,5 часа. Но что пришлось ему пережить за полтора часа! Тогда об этом никто не знал – военная тайна. Шокирующие факты были преданы гласности много лет спустя.

Риск был велик. ТАСС подготовил варианты текста для сообщения по радио не только об успешном полете, но и о гибели космонавта. А сам Юрий Алексеевич написал прощальное письмо, которое должны были передать в случае его смерти жене Валентине Ивановне, дочерям Лене и Гале…

Трижды за 1,5 часа Гагарин оказывался на грани гибели. Он мог задохнуться, сгореть, утонуть. Из-за соперничества Советского Союза и США сроки подготовки эпохального проекта были минимальными. Инженеры были вынуждены использовать в конструкции «Востока» не самые лучшие, а наиболее простые и быстро реализуемые идеи. Некоторые из них не успели осуществить. Так, в корабле отсутствовала автоматика аварийного спасения космонавта во время старта. Не было системы мягкой посадки. Пришлось отказаться и от дублирования тормозной установки.

Первое ЧП случилось уже в самом начале полета. Из-за отказа системы радиоуправления двигатели третьей ступени ракеты-носителя не выключились, и «Восток» улетел на 100 км выше. Чтобы сойти с такой высоты, могло потребоваться минимум 20 дней, но запасы кислорода, воды, пищи, все системы жизнеобеспечения были рассчитаны лишь на 10…

А в конце полета, перед вхождением в слои атмосферы, «Восток-1» из-за сбоя в тормозной автоматике 10 минут совершал жуткие «кульбиты» со скоростью 60 оборотов в минуту. Вскоре из-за температуры в несколько тысяч градусов стала гореть обшивка корабля, и иллюминаторы закрыли струи расплавленного металла. Потом капсула с космонавтом никак не могла отделиться…

После катапультирования долго не открывался клапан для доступа воздуха в герметичном скафандре Гагарина, и он едва не задохнулся. Кроме того, приземлявшаяся капсула с космонавтом оказалась не под Сталинградом, как было запрограммировано, а под Энгельсом Саратовской области. Парашют стремительно нес Гагарина в Волгу, и в ледяной воде он мог утонуть. Только виртуозное управление стропами спасло его, и Юрий приземлился вдали от берега реки…

Тем не менее полетное задание было выполнено. Достойно и в полном объеме. Главное – было практически доказано, что человек далеко от Земли может жить и полноценно трудиться в условиях многократных перегрузок, невесомости, жесткой радиации. Космический полет Гагарина – беспрецедентный пример мужества и безграничности человеческих возможностей.

Первый полет в космос

Полет на космическом корабле «Восток» сопровождался серьезными рисками для Юрия Гагарина.

Поскольку руководство страны требовало произвести запуск ракеты как можно быстрее, конструкторы не успели полноценно ее оборудовать. На «Востоке» отсутствовали системы мягкой посадки и аварийного спасения космонавта.

12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома «Байконур» был произведен долгожданный старт. Перед подъёмом ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали!».

Вскоре поступили сообщения о первых технических неполадках. Оказалось, что корабль поднялся на 100 км выше расчетной точки. Если бы тормозная система дала сбой, то возвращение Юрия Гагарина на Землю могло бы проходить в течение нескольких недель.

За это время он мог бы умереть от голода, поскольку на борту корабля был ограниченный запас продовольствия.

Пробыв в космосе менее 2-х часов, Юрий Гагарин не без трудностей спустился на Землю. Интересно, что корабль «Восток», в связи с отклонением от заданного курса, приземлился не в запланированном месте.

Однако самое главное заключалось в том, что Юрий Гагарин все-таки побывал в космосе и возвратился обратно целым и невредимым.

В процессе полета Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать.

Все свои наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.

Здесь следует упомянуть еще об одном интересном факте. Дело в том, что до первого полета человека в космос, еще было не известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе.

Вследствие этого была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля или испортить аппаратуру.

Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с математической задачей, при решении которой получался код разблокировки панели управления.

Семья Гагарина

Со своей будущей женой Валентиной Юрий Гагарин познакомился в Оренбурге, когда приехал учиться в Военно-авиационное училище. Знакомство произошло на дискотеке, парень сразу заприметил симпатичную, скромную девушку невысокого роста с темными волосами и карими глазами. В этот вечер Юрий проводил Валю домой и назначил свидание. Девушка согласилась на следующую встречу, хотя молодой человек ей не очень-то и понравился. Но все-таки чем-то он ее “зацепил”.

Молодые люди учились, встречались. Валя получала образование в Медицинском техникуме, чтобы стать фельдшером. Спустя 4 года Юрий и Валентина поженились. Почти сразу после свадьбы в 57-м, молодой супруг уехал служить на север — в Заполярье. Через некоторое время Валентина перебралась к мужу. Весной 59-го у них родилась первая дочь Лена. Вторая девочка Галя появилась на свет уже в Звездном городке, за месяц до полета Гагарина в космос.

Информация о запуске ракеты с человеком на борту была засекречена и Валентина не знала о том, что муж полетит в космос. Юрий Алексеевич написал трогательное прощальное письмо супруге на тот случай, если бы полет завершился смертельным исходом. Но оно не пригодилось. Его Валентина прочитала только через 7 лет, в 1968 году, после трагической гибели супруга.

Супруга Ю.А.Гагарина была надежным тылом своего мужа: она во всем его поддерживала. Пока Юрий Алексеевич достигал высот в своей карьере, она обустраивала быт и уют в доме и занималась воспитанием дочерей. После славы, обрушившейся на их семью, Валентина ничуть не изменилась, она оставалась такой же милой, доброй и отзывчивой женщиной.

Юрий Гагарин очень любил жену и своих дочерей.

Биография Гагарина до дня полёта

Юрий Алексеевич Гагарин появился на свет 9 марта 1934 года в обычной семье рабочих. Большую часть детства он провёл в городке Гжатске (теперь этот город в Смоленской области называется Гагарин) и соседних деревнях, пережил, будучи маленьким мальчиком, фашистскую оккупацию. В октябре 1955 года Гагарина призвали в вооружённые силы и направили в Чкалов (этот город сегодня называется Оренбург) в местное авиационное училище. Учился Гагарин у лётчика Ядкара Акбулатова, который в то время считался одним из лучших специалистов в своей сфере.

В учёбе Юрий по всем предметам имел весьма высокие оценки и его даже назначили помощником командира взвода. Но при этом он никак не мог в совершенстве овладеть посадкой — нос самолёта всё время немного клонился вниз. В один момент из-за этого было даже принято решение отчислить его. Но Гагарин умолял дать ему ещё шанс, заявлял, что не представляет свою жизнь без неба. В итоге ему удалось осуществить идеальную посадку. В октябре 1957 года документ об окончании училища всё-таки был выдан Юрию Гагарину.

Затем он два года служил в истребительном авиаполку под Мурманском. А в конце 1959 года его включили в список кандидатов в космонавты и попросили приехать в столицу на медкомиссию. К этому времени он имел звание «старлея» (старшего лейтенанта).

Испытание советского космонавта

Полёт в космос мог закончиться для Гагарина либо гибелью, либо триумфальным возвращением. Во время спуска на землю Юрий Алексеевич был на грани гибели, но обошлось. Он приземлился на парашюте, и на ноги поднялся уже совершенно другой человек: ещё утром он был старшим лейтенантом, обычным лётчиком-истребителем, а после 108 минут в космосе его статус резко изменился.

Первым делом Гагарин получил медаль «За освоение целинных земель». Затем на вертолёте космонавта доставили на аэродром, расположенный в городе Энгельс. Естественно, его уже все с нетерпением ждали. Космонавт получил телеграмму с поздравлением от правительства. После чего героя усадили в машину и отвезли в командно-диспетчерский пункт, а оттуда — в штаб.


Советская пресса о полёте Гагарина. (v-kosmose.com)

Через некоторое время на аэродроме приземлились два самолёта — это прибыл заместитель командующего ВВС Агальцов в сопровождении журналистов. Пока военные налаживали связь с Кремлём, Гагарина отдали на растерзание представителям СМИ. Как только связь появилась, Юрий Алексеевич доложил Хрущёву и Брежневу об успешном выполнении задания.

И лишь после этого Гагарина на самолёте отправили в Куйбышев (сейчас — Самара). Боясь излишней шумихи, военные приняли решение посадить крылатую машину на заводском аэродроме «Безымянка». Но советских людей нельзя было так легко провести. Все работники завода быстро узнали, что к ним прилетел первый в истории космонавт! И, конечно, отправились его встречать. Здесь были не только заводчане, инженеры и начальники. Прибыло и партийное руководство Куйбышева. Важные лица не могли пропустить визит Гагарина.

Юрий Алексеевич спустился по трапу, поприветствовал собравшихся. После этого его в очередной раз посадили в машину и отправили в путь. Теперь уже на обкомовскую дачу. И только здесь Гагарин смог привести себя в порядок и поесть. Но тишина и покой длились всего несколько часов. В Куйбышев прилетел Сергей Королёв, а также представители Госкомиссии. Ужин обещал затянуться до глубокой ночи.


Гагарин даёт автографы на приёме в Большом Кремлевском дворце, 14 апреля 1961 года. (gazeta.ru)

Поскольку никто не мог точно предугадать результат полёта, то никаких масштабных мероприятий по этому поводу в Москве не планировалось. Но когда Гагарин доложил Хрущёву об успехе, тот решил отпраздновать. В космос Юрий Алексеевич отправлялся в чине старшего лейтенанта. А в газетах уже писали, что полёт совершил майор. По поводу присвоения знания, минуя капитана, есть две версии. По одной, инициатором повышения был лично Никита Сергеевич, который потребовал у министра обороны Малиновского повысить космонавта. По второй, этим вопросом занимался Дмитрий Устинов, в то время заместитель председателя Совета министров СССР. Так или иначе, но уже 12 апреля Гагарин стал майором.

14 апреля Юрий Алексеевич прилетел в Москву. Его самолёт в компании почётного эскорта из истребителей МиГ-17 пролетел над городом и совершил посадку во Внуково. Космонавта встречала огромная разношёрстная толпа: и журналисты, и обычные люди, и партийное руководство. От трапа к трибуне вела красная ковровая дорожка. По ней и шёл Гагарин, а его шаги сопровождал оркестр, исполнявший авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». После короткого доклада Хрущёву Юрий Алексеевич совершил поездку в автомобиле «ЗИЛ-111В». Космонавт стоял во весь рост и приветствовал ликующую толпу.

Затем был торжественный приём в Кремле. И Гагарин удостоился звания Героя Советского Союза. О спокойной жизни первый космонавт мог забыть. Уже на следующий день он принял участие в пресс-конференции с иностранными журналистами.

Освобождение

Первой зимой над Клушиным разбросали листовки с новостью о разгроме немцев под Москвой. В январе 1942 года Красная армия подошла к Смоленщине. Понадобилось ещё более года, прежде чем был освобождён райцентр Гжатск. В январе 1943-го немцы стали забирать на принудительные работы клушинскую молодёжь. У Гагариных угнали 17-летнего Валентина и 15-летнюю Зою. «Мать вместе с другими женщинами долго бежала за колонной, заламывая руки, а их отгоняли винтовочными прикладами, натравливали на них псов», — вспоминал Юрий.


Памятник матери Гагарина. (wikimapia.org)

Красноармейцы с боями освободили Гжатск 6 марта 1943 года. Клушино находилось в 13 км от города и поэтому уцелело. А вот от райцентра остались руины. Немцы отступали с обмороженными лицами, укутанные в обрывки одеял и тряпьё. Уходя, они заминировали деревенскую дорогу.

После освобождения Алексея Ивановича всё-таки призвали в армию — его отправили на восстановление Гжатска. На два года Юра стал старшим мужчиной в семействе. Некоторые биографы связывают этот факт с рано проявившимися у него лидерскими качествами. В том же марте мальчик вернулся на учёбу в школу. Из-за войны он был «переростком» и учился с детьми на два года его младше. Валентин и Зоя, оказавшиеся в немецком трудовом лагере, вернулись домой лишь с концом войны.

В 1945-м Гагарины переехали в Гжатск. Алексей Иванович разобрал деревенский дом и собрал его заново уже в райцентре. Сейчас это музей первого космонавта. В 1968-м Гжатск переименовали в Гагарин.


Дом Гагариных. (Wikimedia Commons)

После войны Смоленщина была усеяна минами и осколками снарядов. Все мальчишки не понаслышке знали об оружии. Им обменивались, его чистили и смазывали. Это были шмайсеры, ППШ, наганы, парабеллумы, вальтеры, генеральские браунинги. По воспоминаниям одноклассника Льва Толкалина, Гагарин уже в детстве умел заряжать, стрелять, ремонтировать. Запчасти и патроны прятались в огороде. Родители «драли за оружие нещадно».

Ярким воспоминанием детства для Юры остался эпизод (ещё до оккупации), когда он впервые увидел самолёты. Это были «Як» и «Лагг» с красными звёздами на крыльях. Один из них подбили в воздушном бою. Лётчику удалось выпрыгнуть над самой землёй. Другой пилот не оставил товарища в беде и приземлился следом. Клушинские мальчишки сразу же прибежали туда. Из воспоминаний Гагарина: «Каждому из нас захотелось летать, быть такими же храбрыми и красивыми, как они». Каждый ждал, что лётчики переночуют именно в его доме, но те провели ночь у самолёта, а утром улетели, «оставив о себе светлые воспоминания».

Мечты об авиации исполнились не сразу. Сначала (в 1949 году) Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище на формовщика-литейщика. В 1951-м — в Саратовский индустриальный техникум на то же литейное отделение, где вступил в аэроклуб ДОСААФ. Там Юрий совершил первый самостоятельный полёт на «Яке». Наконец, в 1955-м Гагарина призвали в армию и направили в авиационное училище в Оренбурге. До космоса было уже не так далеко.

Юность

По окончании войны семья Гагариных переехала в город Гжатск (в 1968 году был назван в честь Гагарина), где в мае 1949 года мальчик закончил шестой класс. Далее он стал учеником Люберецкого ремесленного училища и одновременно с этим вечерней школы молодежи. Июнь 1951-го в биографии будущего космонавта отмечен окончанием училища с отличием и получением первой своей специальности — формовщика-литейщика.

Также в 1951 году, но уже в августе, Гагарина зачислили в ряды студентов Саратовского индустриального техникума, одновременно с этим юноша начал заниматься в местном аэроклубе. Через четыре года, в 1955 году, Юрий получил новую профессию на этот раз по специальности «литейное производство». Техникум он окончил с отличием. Также будущий космонавт в то время увлекся авиацией. К моменту окончания техникума Гагарин уже совершил 196 полетов на своем первом летательном аппарате, которым стал самолет Як-18.

В том же году парень совершил еще одно открытие для себя, прыгнув в первый раз с парашютом ПД-47 с высоты 800 метров.

И взрослые, и дети знают, что Юрий Гагарин – космонавт. Биография этого легендарного человека богата интересными фактами и ярками событиями.

Военная служба

Осенью 1955 года Юрия Алексеевича призвали в ряды Советской Армии и направили на учебу в Оренбург. Теперь будущий космонавт становится студентом Первого Чкаловского военного училища имени Климента Ворошилова. В 1957 году гагарин выпускается. Теперь он имеет квалификацию летчика-истребителя.

В декабре 1957 года Юрий поступает на службу в 769-й истребительный авиационный полк 122-й дивизии ВВС Северного флота, который находился в поселке Луостари-Новое Мурманской области.

Биография Гагарина для детей во все времена являлась примером того, как своим упорным трудом человек может достичь поистине космических высот.

КОСМОНАВТИКА

В 1959 г. Гагарину присвоено было звание старшего лейтенанта. Тогда же он стал военным летчиком первого класса. В это время начался отбор кандидатов для первого состава отряда космонавтов. Узнав об этом, Юрий Алексеевич немедленно подал рапорт, в котором выразил просьбу зачислить его в этот отряд.

Главным критерием отбора претендентов стили не их заслуги либо навыки, а физические данные. Первые космические корабли обладали существенным ограничениями по грузоподъемности и размерам. На этот раз небольшой рост, из-за которого Юрия едва не отчислили из училища, сослужил ему хорошую службу. Он стал одним из тех факторов, благодаря которым заявка молодого офицера на зачисление в отряд космонавтов в итоге была одобрена.

Юрий Гагарин стал одним из двадцати членов отряда космонавтов. К тренировкам он приступил весной 1960 года.

В отряде была жесточайшая конкуренция. Несмотря на это, Юрий пользовался всеобщей любовью. Доброжелательный, сильный, надежный юноше ни к кому не испытывал зависти, упорно работал и с легкостью брал инициативу на себя. Он обожал небо и всецело отдавался занятиям. Когда в отряде был проведен анонимный опрос на предмет того, кто более всех подходит для самого первого полета в космическое пространство, большинство назвало Гагарина. Хотя Юрий ни в одной дисциплине не был лидером, по сочетанию показателей психологической устойчивости, черт характера и имеющихся навыков именно он оказался лучше всех приспособлен для полета в космическое пространство.

Юность

Юрий всё-таки поехал в столицу и поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10, а школьную программу продолжил изучать в вечерней школе рабочей молодёжи. В конце 1949 года Гагарин вступил в комсомольскую организацию. В училище Юра увлёкся баскетболом и совсем скоро стал капитаном команды.

В мае 1951 года Гагарин успешно окончил вечернюю школу, а в июне с отличием училище. Теперь у него была профессия – формовщик-литейщик. Этим же летом он стал студентом литейного отделения Саратовского индустриального техникума. Здесь юноша продолжил показывать отличные результаты в физкультуре, был даже избран секретарём добровольного спортивного общества «Трудовые резервы». Именно здесь, в Саратове, Юрий Гагарин впервые пришёл в аэроклуб, где стал с увлечением заниматься. В клубе часто читали доклады основатели космонавтики. Юра слушал, и идея полёта человека за пределы Земли буквально покорила его сознание.

В 1955 году он с отличием окончил техникум и получил диплом. В аэроклубе у него были не меньшие успехи, Гагарин совершил самостоятельный полёт на учебно-тренировочном самолёте Як-18.

Его награды и достижения

После того, как Юрий Гагарин стал героем космоса, его приставили к огромному множеству наград, в числе которых имелись такие, как:

  1. Орден Карла Маркса.
  2. Орден Звезды.
  3. Орден Государственного знамени.
  4. Золотая звезда Героя Труда.
  5. Золотая звезда Героя Соцтруда и орденом г. Димитрова.
  6. Золотая звезда Героя Советского Союза.
  7. Орден Ленина.

За ранние достижения Юрия ему была вручена медаль «За освоение целинных земель». Приземлился Юрий Гагарин после своего первого полета в космос в Саратовской области, и именно этот факт натолкнул правительство на награждение такой медалью летчика. При этом были еще и другие награды у Гагарина Юрия Алексеевича, и их число приравнивалось к двадцати. Помимо медалей и орденов космонавт был награжден премией Галабера по астронавтике, а также бесчисленным количеством почетных грамот и дипломов, несколькими воинскими медалями. Позднее Гагарин стал почетным гражданином нескольких десятков советских городов.

Легендарный полёт: 108 минут, которые изменили историю

«Восток-1», пилотируемый Юрием Гагариным, стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года в 09:07 (время московское). Руководителем старта являлся ракетный инженер Анатолий Кириллов — он давал команды по стадиям пуска ракеты и осуществлял контроль за их выполнением, следя за ситуацией из командной рубки.

Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал то самое знаменитое слово: «Поехали!». В целом ракета-носитель исполнила свои функции без каких-либо проблем. Лишь на заключительной стадии не сработала система, отвечающая за отключение двигателей третьей ступени. Двигатели выключились лишь после того, как сработал дублирующий механизм. К этому моменту корабль-спутник уже находился на сто километров выше запланированной орбиты.

Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о собственных наблюдениях. Он в окно иллюминатора смотрел на Землю с её облаками, горами, океанами и реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды. Ему понравился открывшийся ему вид нашей планеты. Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать её. Больше всего Гагарина впечатлила линия горизонта — она отделяла земной шар от очень чёрного неба.

Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом. В какой-то момент он отпустил карандаш, и тот сразу же начал уплывать от него. Гагарин пришёл к выводу, что подобные вещи в невесомости следует фиксировать.

До полёта оставалось загадкой, как психика человека может отреагировать на условия космоса, поэтому внутри корабля была реализована особая защита от умопомешательства пилота. Чтобы управлять кораблём, Гагарин должен был перейти на ручное управление. А для этого ему необходимо было открыть конверт с одним листочком, на котором была записана математическая задача. Только решив её, можно было узнать код доступа к панели управления.

В целом полёт прошёл спокойно, серьёзных нештатных ситуаций не случилось. Длительность этого полёта составила 108 минут, за это время корабль-спутник сделал один-единственный оборот вокруг земного шара.

Но при возвращении на Землю, во время посадки, тормозная система немного подвела и произошло небольшое отклонение от курса.

На высоте семи километров в полном соответствии с планом Гагарин осуществил катапультирование, после чего модуль и космонавт в скафандре стали спускаться вниз на двух разных парашютах (этот способ посадки использовался, кстати, и в других пяти ракетах «Восток»). Регулируя парашютные стропы, космонавт смог избежать попадания в прохладные воды Волги и приземлился на берегу. Так закончился этот космический полёт.

Спуск на Землю…

В 10:25 будет включена тормозная система, невесомость исчезнет, Гагарина снова вдавит в кресло гораздо сильнее, чем на старте. 10G – колоссальные перегрузки даже для очень тренированного человека. Юрию покажется, что у него расплющится лицо. Через 10 секунд спускаемый аппарат по плану должен будет отделиться от ракетоносителя.

Пройдет минута, вторая, разделения не будет, более того, корабль со страшной скоростью начнет вращаться вокруг своей оси. Гагарин поймет что-то не сработало, но на Землю об этом он не сообщит. Время еще есть, паника только помешает. Система сработает с опозданием на 10 минут, Гагарин катапультируется.

В момент отделения парашюта с космонавтом от спускаемого аппарата, неожиданно заклинит воздушный клапан гермошлема. 6 минут космонавт будет между жизнью и смертью. Кислород не поступает, он задыхается, немеют руки, уже теряя сознание, он каким-то чудом справиться с поломкой.

В 10:50 Гагарин коснется ногами земли, но 8 часов утра 12 апреля о том, как все это произойдет, не знал еще никто.

Спускаемая капсула Юрия Гагарина

Инженеры возятся с крышкой люка уже полтора часа, Гагарин спокоен. Наблюдая за ним, Королев понимает, что выбор космонавта номер один, абсолютно верный. Сам Королев в этом не сомневался никогда, но у других такой уверенности не было. Даже за 5 дней до старта еще были сомнения.

7 апреля 1961 года, личные дела претендентов на первый полет Гагарина, Титова и Нелюбова легли на стол Хрущева. Последнее слово в выборе первого космонавта оставалось за первым секретарем ЦК КПСС.

По непонятной причине, анкету Нелюбова Никита Сергеевич отложил не читая. Две другие он полистал и выбрал крестьянского сына Юрия Гагарина. Главу государства не смутил крайне щекотливый пункт анкеты Гагарина – «во время войны жил на временно оккупированных территориях». С этим клеймом тогда было трудно даже поступить в институт или устроиться на приличную работу, а тут первый космонавт планеты. «Ничего», – сказал Хрущев. – «Если пережил такие ужасы, значит смелый парень».

Через 1 час 45 минут,  после начала устранения неполадки, инженеры, наконец-то, сообщают: «Еще немного и люк будет задраен».

Всю эту затянувшуюся операцию с ремонтом, мог так стоически выдержать только очень тренированный человек – Гагарин таковым был.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector