Катер «грачонок»

Корабли

Противодиверсионный корабль класса Грачонок

Имя Корпус No. Строители Положил Запущен Введен в эксплуатацию Флот Положение дел
ВМФ России
Нахимовец 889 Зеленодольский ССЗ 8 февраля 2008 г. 25 апреля 2009 г. 23 ноября 2009 г. Балтийский флот Активный
Кадет 840 Зеленодольский ССЗ 7 мая 2010 Июль 2011 г. Октябрь 2011 г. Черноморский флот Активный
Суворовец 841 Зеленодольский ССЗ 6 мая 2011 16 июня 2012 г. 14 ноября 2012 г. Черноморский флот Активный
Курсант-Кировец 842 Зеленодольский ССЗ 5 мая 2012 апрель 2013 22 августа 2013 г. Черноморский флот Активный
П-377 996 Восточная верфь, Владивосток 15 марта 2012 г. 24 июня 2013 г. 26 сентября 2013 г. Тихоокеанский флот Активный
Юнармец Каспия 930 Зеленодольский ССЗ 27 июля 2012 г. июнь 2013 15 октября 2013 г. Каспийская флотилия Активный
Юнармец Приморья 997 Восточная верфь, Владивосток Август 2012 г. 29 ноября 2013 г. 24 февраля 2014 г. Тихоокеанский флот Активный
Юнармец Крыма 836 Зеленодольский ССЗ 7 мая 2013 30 мая 2014 г. 22 августа 2014 г. Черноморский флот Активный
Юнармец Камчатки 998 Восточная верфь, Владивосток Декабрь 2012 г. 4 июля 2013 г. 25 сентября 2014 г. Тихоокеанский флот Активный
Кинель 837 Зеленодольский ССЗ 27 июля 2013 г. 2014 9 октября 2014 г. Черноморский флот Активный
Юнармец Заполярья 669 Вымпел ССЗ Март 2014 г. 7 июня 2021 г. 19 ноября 2021 г. Северный флот Активный
Юнармец Беломорья 699 Вымпел ССЗ Декабрь 2014 г. 22 июля 2021 г. 19 ноября 2021 г. Северный флот Активный
Сергей Преминин 936 Вымпел ССЗ 15 сентября 2015 г. 27 апреля 2021 г. 14 июля 2021 г. Северный флот Активный
П-433 988 Зеленодольский ССЗ 12 января 2015 г. 2017 16 сентября 2021 г. Черноморский флот Активный
Юнармец Чукотки 999 Восточная верфь, Владивосток 2016 2017 14 октября 2021 г. Тихоокеанский флот Активный
Валерий Федянин 941 Вымпел ССЗ 15 апреля 2021 г. 22 июня 2021 г. 9 ноября 2021 г. Северный флот Активный
Юнармец Татарстана 989 Зеленодольский ССЗ 7 мая 2015 15 июня 2021 г. Октябрь 2021 г. Каспийская флотилия Активный
П-445 972 Восточная верфь, Владивосток 2017 12 октября 2021 г. 14 января 2021 г. Тихоокеанский флот Активный
Юнармец Дагестана Зеленодольский ССЗ 24 апреля 2021 г. 2019 Август 2021 г. Каспийская флотилия Активный
Зеленодольский ССЗ 7 августа 2021 г. В разработке
Зеленодольский ССЗ 7 августа 2021 г. В разработке
Зеленодольский ССЗ Упорядоченный
Национальная гвардия России
478 Вымпел ССЗ 15 мая 2018 19 июн 2019 Ноябрь 2019 Активный
479 Вымпел ССЗ 10 июля 2021 г. Запущен
480 Вымпел ССЗ 30 июля 2021 г. Запущен
481 Вымпел ССЗ 19 сентября 2021 г. Запущен

Вооружение

«Традиционное» оружие противодиверсионного катера, на первый взгляд, не очень впечатляет. Пулемёт КПВ калибра 14.5мм, конечно, остаётся самым мощным среди крупнокалиберных пулемётов, но на море может представлять угрозу только для других катеров. Но «главным калибром» «Грачонка» является не КПВ, а десятиствольный гранатомёт ДП-65 (калибра 55мм), разработанный специально для уничтожения боевых пловцов. Его фугасные гранаты РГ-55М, взрываясь на глубине до 40 м, поражают всё живое в 16-метровом радиусе.

Калибр «Непрядвы» несколько меньше – 45мм, соответственно меньше и радиус поражения подводных целей – 14 м. В случае необходимости отражения атаки с воздуха (или для превентивной атаки летательных аппаратов) на ПДРК имеются четыре ПЗРК «Игла».

Представители проекта

Катера постройки Зеленодольского завода имени А. М. Горького, город Зеленодольск

Тактический номер и наименование б/н Зав. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
П-104 «Нахимовец» 689 981 08.02.2008 25.04.2009 23.11.2009 Балтийский флот В строю
П-191 «Кадет» 840 982 07.05.2010 07.2011 10.2011 Черноморский флот В строю
П-349 «Суворовец» 841 983 06.05.2011 16.06.2012 14.11.2012 Черноморский флот В строю
П-350 «Курсант Кировец» 842 984 05.05.2012 04.2013 22.08.2013 Черноморский флот В строю
П-351 «Юнармеец Каспия» 600 985 27.07.2012 06.2013 15.10.2013 Каспийская флотилия В строю
П-355 «Юнармеец Крыма» 836 986 07.05.2013 30.05.2014 22.08.2014 Черноморский флот В строю
П-424 «Кинель» 837 987 27.07.2013 2014 09.10.2014 Черноморский флот В строю
П-433 844 988 12.01.2015 2017 16.09.2017 Черноморский флот В строю
П-449 «Юнармеец Татарстана» 601 989 07.05.2015 30.05.2018 20.10.2018 Каспийская флотилия В строю
П-2 «Юнармеец Дагестана» 602 990 24.04.2019 2019 30.08.2019 Каспийская флотилия В строю

Катера построенные на «Восточной верфи», город Владивосток

Тактический номер и наименование б/н Зав. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
П-377 996 8002 15.03.2012 24.06.2013 26.09.2013 Тихоокеанский флот В строю
П-420 «Юнармеец Приморья» 997 8003 08.2012 29.11.2013 24.02.2014 Тихоокеанский флот В строю
П-417 «Юнармеец Камчатки» 998 8004 12.2012 04.07.2014 25.09.2014 Тихоокеанский флот В строю
П-431 «Юнармеец Чукотки» 999 8005 2016 08.2017 28.12.2017 Тихоокеанский флот В строю
П-445 973 8006 06.2017 12.10.2018 14.01.2019 Тихоокеанский флот В строю
П-? 8007 2018 2020 Тихоокеанский флот Строится

Катера построенные на судостроительном , город Рыбинск

Тактический номер и наименование б/н Зав. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
П-340 «Юнармеец Заполярья» 938 01221 03.2014 07.06.2016 19.11.2016 Северный флот В строю
П-421 «Юнармеец Беломорья» 939 01222 12.2014 22.07.2016 19.11.2016 Северный флот В строю
П-429 «Сергей Преминин» 936 01223 15.09.2015 27.04.2017 14.07.2017 Северный флот В строю
П-430 «Валерий Федянин» 941 01224 15.04.2016 22.06.2017 09.11.2017 Северный флот В строю
ПРДК №478 478 01225 15.05.2018 19.06.2019 12.11.2019 Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) В строю
ПРДК №479 479 01226 2018 10.07.2019 13.12.2019 Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) В строю
ПРДК №480 480 01227 2018 30.07.2019 2020 Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) Проходит испытания
ПРДК №481 481 01228 2018 19.09.2019 2020 Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) Проходит испытания

Боевое применение

К тому времени, как пулемёт Шоша попал на фронт, манёвренная фаза войны уже закончилась. А в условиях войны позиционной он зарекомендовал себя отвратительно. Самым слабым местом оказались магазины. Помимо того, что их характерная форма затрудняла переноску достаточного количества – в окно на боковой поверхности (с помощью которого следили за расходом боеприпасов) постоянно забивалась грязь. Первый патрон при полностью наполненном магазине имел свойство переворачиваться, заклинивая оружие. Справлялись с этим, наполняя магазины не полностью.

Большая масса движущихся внутри корпуса деталей ствола и затвора делали стрельбу некомфортной, а точность стрельбы очередями (даже при столь низком темпе) – незначительной. Лёгкий ствол, несмотря на наличие радиатора, быстро перегревался, заклиниваясь вместе с затвором в заднем положении. Из-за некачественной сборки винты, которыми соединялись детали оружия, из-за сильных вибраций разбалтывались и могли просто вывалиться. Наконец, все пулемёты, собранные на фирме «Гладиатор» имели неправильно выверенный прицел.

С недостатками пытались бороться. На магазин для защиты от грязи надевали чехол, но полностью закрытые, усиленные магазины, поступили в войска только в 1918 году. Изначально пулемёт Шоша создавался, как индивидуальное оружие, но на фронте к пулемётчику вскоре стали придавать ассистента, а к 1917 году к «мобильному» оружию прилагался расчёт из четырёх человек.

Американский экспедиционный корпус, прибывший во Францию в 1917 году, автоматического оружия не имел, и его пришлось приобретать «на местах», то есть закупать прямо во Франции. Так появилась модификация М1918, использующая патрон .30-06. Магазину удалось придать более удобную прямоугольную форму, но ёмкость при этом упала до 16 патронов.

А более мощный боеприпас приводил к тому, что перегревался американский пулемет ещё охотнее. Наконец, из-за ошибок при изготовлении патронника почти 40 процентов пулемётов признали негодными. По свидетельству будущего генерала Лемюэля Шеперда, если бы американцы получили автоматические винтовки Браунинга чуть раньше – это могло бы спасти много жизней.

После окончания войны от пулемётов Шоша старались избавиться при первой возможности, сбагривая их всем, кто нуждался. Так это оружие впоследствии можно было встретить в ряде локальных войн – от гражданской войны в Испании до первых арабо-израильских, а единицы были замечены даже во Вьетнаме. В 20-е годы некоторое количество было модернизировано в Бельгии – они считаются самыми надёжными модификациями, но тоже были сняты с вооружения как можно быстрее.

Чем питаются грачи


Грач держит орех в клюве

Птицы всеядны. Грачи охотятся на мелких насекомых, поедают их личинки и яйца. Пищу отыскивают в земле с помощью длинного клюва. Летом кормятся майскими жуками, червями, лягушками и мелкими змеями. При нехватке живой пищи, предпочитают копошиться на свалках и лакомиться пищевыми отходами и опарышами. 


Грач на огороде

Скапливаясь в многочисленные стаи, грачи нередко вредят дачникам и огородникам. Птицы клюют посевы, поедают ростки и ягоды, выкапывают зерна. В разгар сезона группа из 20-30 грачей своими действиями может нанести невосполнимый урон саду и огороду.

История строительства[править]

2008 годправить

8 февраля заложен первый ПРДК проекта 21980 в городе Зеленодольск на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» под заводским №981. Катер получил тактический номер П-104.

2010 годправить

После завершения ЗХИ и ГХИ, в мае ПРДК П-104 зачислен в состав 105-й бригады кораблей охраны водного района Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота с базированием на Кронштадт. И в мае, в цеху Зеленодольского ССЗ, был заложен второй катер под заводским №982. Катер получил тактический номер П-191, и первым в серии получил судовой водолазный комплекс с барокамерой.

2011 годправить

Файл:International Maritime Defence Show 2011 (375-44).jpg ПДРК П-104 во время проведения салона «Ленэкспо 2011»

Новороссийск

2012 годправить

С начала года продолжились испытания ПРДК П-191. 5 мая В Зеленодольске состоялась закладка четвертого катера под заводским №984. 16 июня спущен на воду ПРДКА П-349. 27 июля заложили пятый катер под заводским №985. И также в мае состоялась закладка катера под в городе Владивосток. Тем самым завод во Владивостоке стал вторым предприятием в России строящим катера проекта 21980. В августе во Владивостоке прошла закладка следующего катера под заводским номером №8003. 3 сентября на ПРДКА П-191 поднят военно-морской флаг, катер был зачислен в ряды Черноморского флота. 14 ноября на Новороссийской военно-морской базе был подписан приёмный акт на ПРДКА П-349, катер также зачислен в состав Черноморского флота. В декабре заложен ещё один ПРДК на Восточной Верфи под заводским номером №8004 для Тихоокеанского флота.

2013 годправить

7 мая на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького заложили следующий ПРДК под заводским №986. В апреле спустили на воду ПРДК П-350 и начаты испытания. В июне прошел спуск построенного в Зеленодольске ПРДК П-351. 24 июня — спуск на воду первого построенного на «Восточной Верфи» ПРДК П-377. 27 июля в Зеленодольске заложили ПРДК П-356, заводской №987. 22 августа с окончанием ГХИ ПРДК П-350 был подписан приёмочный акт катера. 15 октября в городе Махачкала подписан приёмочный акт ПРДК П-351 построенного для Каспийской флотилии. 29 ноября на «Восточной верфи» спустили на воду ПРДК П-420, заводской номер №8003.

2014 годправить

Файл:Граченок на ходовых испытаниях.JPG ПДРК П-420 в заливе Петра Великого 24 октября 2014 года

23 февраля30 мая4 июля22 августа25 сентября6 октября9 октября

2015 годправить

Файл:«П-351».jpg ПДРК П-351 на военно-морском параде Каспийской флотилии в честь празднования Дня Военно-морского флота России в Астрахане, 26 июля 2020 года

12 января на Зеленодольском заводе бы заложен очередной ПРДК под строительным №988. Катера П-191, П-349 и П-350 базирующиеся на Черном море, в соответствии с приказом МО РФ от 16 февраля 2015 года, получили собственные имена «Кадет», «Суворовец» и «Курсант-кировец». 17 марта на ПРДК П-356 был поднят Андреевский флаг. 4 мая ПРДК П-104 прибыл в Санкт-Петербург для участия в военно-морском Параде посвященному 70-летию Победы. 7 мая состоялась очередная закладка катера в Зеленодольске, заводской №989. 5 июля ПРДК П-191 принял участие на 7-м Международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2015». 15 июля в Новороссийске прошла Торжественная церемония переименования катеров П-191, П-349 и П-350. 15 сентября на прошла закладка следующего ПРДК под заводским №01223.

2016 годправить

На 1 января 2020 года в составе ВМФ 10 катеров: по одному ПРДК на Балтике и Каспии, 5 на Чёрном море, и 3 на Тихом океане. 5 катеров заложены и подписаны контракты ещё на 4 катера.

Подводный поисковый комплекс Кальмар

Имеет в своем составе несколько гидролокаторов различной разрешающей способности: гидролокатор переднего обзора, многолучевой гидролокатор, измеритель скорости звука в воде (данные требуются для определения расстояния до целей), электронные вычислительные модули. Из дополнительного оборудования комплекс имеет навигационную систему с приемником ГЛОНАСС/GPS. Координаты целей отображаются на электронном планшете комплекса, а также передаются по радиомодему на любое другое необходимое оборудование. Комплекс Кальмар был разработан инженерами компании «ТетисПро» специально для противодиверсионных катеров.

Распространение

Ареал


На фото красным выделен ареал обитания грача

Грач широко распространен в Европе (захватывая Скандинавию), России (центральные и южные регионы, Западная Сибирь), Азии (Китай, Япония). Встречается на севере Ирландии, в Англии

В северных и восточных районах грачи встречают редко. В широтах с холодным климатом птиц встречаются спорадически, не образуют больших колоний. Малочисленная колония грачей живет в Новой Зеландии. Сегодня в этом местности вид считается вымирающим.

Места обитания


Грач сидит на дереве

Грачи гнездятся на ровных плантациях, рядом с человеческим жилищем. Гнезда устраивают на высоких сооружениях – высоких деревьях, ЛЭП, крышах домов. Вне гнездовой период оседают на вспаханные поля и огороды.

Морская радиолокационная станция МР-231 «Пал»

Основное назначение станции — навигационное, но она обеспечивает решение других задач, например, обнаружение надводных целей. МР-231 имеет широкое применение на судах, осуществляющих охрану государственной границы. Станция имеет малое энергопотребление и относительно низкую стоимость в сравнении с другими морскими радарами аналогичной мощности. Дальность обнаружения целей – 10-15 км, и оно зависит от высоты установки антенны. Период обзора (скорость вращения антенны – 20-40 об/мин). Передатчик локатора работает на частоте 9 ГГц в импульсном режиме с мощностью до 10 кВт. Антенна передатчика — щелевая на плоской симметричной панели с вращением. Приемник имеет выход на компьютеры и другое оборудование навигационной рубки. Координаты привязываются в данных канала ГЛОНАСС.

Конструкция

Пулемёт системы Шоша использует редко встречающуюся схему работы автоматики –длинный ход ствола, сцепленного с затвором. Ствол двигается назад вместе с затвором, пока тот не остановится, и только после этого возвращается вперёд, расцепляясь с затвором и освобождая гильзу. Обычно считается, что эту схему полковник Шоша заимствовал у австро-венгерского конструктора Фроммера, но это мнение ошибочно.

Ствол запирается поворотом личинки затвора. Для лучшего охлаждения ствол оснащён радиатором из алюминиевых рёбер, по всей длине закрыт кожухом. Похожая схема использовалась на пулемёте Льюиса, но там алюминиевый радиатор был гораздо массивнее. Ударно-спусковой механизм позволяет вести огонь одиночными выстрелами и непрерывно, но при этом выбранная схема автоматики позволяет развить темп стрельбы не выше 240 выстрелов в минуту – несколько больше того, что можно получить, энергично нажимая спуск самозарядной винтовки.

Боеприпасом стал патрон калибра 8х50мм – первый в истории патрон, разработанный для использования с бездымным порохом. Масса бронзовой пули составляла 12.8 грамм, дульная энергия – порядка 3300 джоулей.

Для питания использовались коробчатые магазины. Из-за того, что патроны в них размещались в один ряд, при скромной емкости в 20 патронов они имели значительные габариты. А из-за формы гильзы французского винтовочного патрона магазины получили не просто характерный изгиб – им пришлось придать форму полумесяца.

Поскольку конструкция была упрощена, то для производства использовали стандартные стволы (укороченные) от винтовок Лебеля, а большинство деталей выполнялось штамповкой из стали невысокого качества и соединялось винтами.

Описание конструкции проекта 21980 «Грачонок»

Противодиверсионный катер «Грачонок» — это однопалубный корабль с довольно развитой надстройкой и транцевой кормой. Для проведения погрузочных работ он оснащен краном-манипулятором. Экипаж катеров этого проекта состоит из восьми человек. Автономность корабля составляет пять суток.

В 2014 году из-за наложенных на Россию западных санкций поставки немецких двигателей были прекращены. Их заменили китайскими аналогами, изготовленными компанией Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Поставки производились через российскую . В состав новой ГЭУ вошли два двигателя TBD620V12, два реверс-редуктора и соединительные муфты.

В марте нынешнего года в российских СМИ появилась информация, что оба китайских двигателя вышли из строя во время первого же испытания. Из-за этого на российского субподрядчика «Морские пропульсивные системы» были наложены штрафные санкции в размере 750 тыс. рублей. Правда, теперь не совсем понятно, какими двигателями будут комплектоваться новые корабли.

В комплекс оборудования корабля входит РЛС МР-231 «Пал», которая предназначена для безопасности судовождения и обеспечивает круговой радиолокационный обзор. Эта РЛС может осуществлять автоматическое сопровождения 50 целей на протяжении длительного времени и имеет встроенную систему опознавания государственной принадлежности цели. Информация об окружающей обстановке накладывается на цифровую карту района плавания корабля.

Также в состав оборудования катеров этого проекта входит автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, многофункциональный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа».

Гидроакустическая станция «Анапа» может обнаруживать боевых пловцов на дистанциях в 300 метров в секторе 360 градусов. Антенны станции находятся на специальном устройстве, которое выдвигается из корпуса судна. В ходе испытаний с помощью станции была исследована подводная обстановка гавани, дно и толща воды. При движении со скоростью около шести узлов четко наблюдались различные объекты на дне, причальные стенки, якорные цепи на дистанциях до 300 метров.

По результатам проведенных государственных испытаний комплекс «Кальмар» был модернизирован, в дальнейшем для катеров этого проекта планируют создать новый, более совершенный, необитаемый подводный спускаемый аппарат.

Несмотря на свои довольно скромные размеры, катер «Грачонок» серьезно вооружен. На его борту имеется четыре переносных ракетных комплекса «Игла» для борьбы с низколетящими воздушными целями, а также тумбовая пулеметная установка калибра 14,5 мм. Однако главным оружием, предназначенным для выполнения главной задачи катера – борьбы с боевыми пловцами противника, – являются противодиверсионные гранатометы. Их на борту «Грачонка» два вида: десятиствольный, калибра 55 мм, дистанционно управляемый гранатометный комплекс 98У и переносной ручной двухствольный противодиверсионный гранатомет ДП-64 «Непрядва».

55-мм гранатомет обеспечивает поражение подводных диверсантов на дистанциях до 500 метров и глубине до 40 метров. Фугасная граната РГ-55М, которую использует 98У, имеет гарантированный радиус поражения до 16 метров от точки входа. Это оружие работает в связке с гидроакустической станцией «Анапа», с помощью которой происходит прицеливание.

ДП-64 «Непрядва» используется для решения аналогичных задач, он может поражать подводные цели на дистанциях в 400 метров и глубине 40 метров. Боеприпас гранатомета обеспечивает радиус поражения 14 метров.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что катера проекта 21980, несмотря на свои довольно скромные размеры (водоизмещение 138 тонн, длина 31 метр, осадка 1,85 метра), способны решать целый комплекс боевых задач и уверенно защищать пункты базирования от диверсионных и террористических угроз.

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Тактико-технические характеристики

Катеров, аналогичных по назначению «Грачонку» в России раньше не строили. Отсутствуют подобные специализированные суда и за рубежом.

В береговой охране США судном, схожим с «Грачонком» по размерам и водоизмещению являются патрульные суда класса «Island» Можно попытаться сопоставить их ТТХ.

Катер проекта 21980 Патрульное судно класса “Island”
Водоизмещение, т 139 168
Длина, м 31 34
Скорость, уз 23 29
Автономность, сут. 5 5
Экипаж, чел. 8 16
Вооружение 14,5мм пулемёт, гранатомёт ДП-65. Гранатомёт ДП-64 и ПЗРК «Игла» применяются экипажем 25мм пушка, 2*12,7мм пулемёта

Американские патрульные суда крупнее «Грачонка» и быстроходнее, а вот в их вооружении заметен явный «перекос».

Оружия для борьбы с подводными целями они не имеют, зато лучше подготовлены для «перестрелок» с надводными целями. Это можно объяснить, тем, что их основной боевой задачей является перехват нелегальных мигрантов, борьба с браконьерами и уничтожение наркокурьеров. Для поиска боевых пловцов они просто не предназначались.

Контракт на постройку дополнительных катеров пописала Росгвардия. ПДРК уже обосновались на всех российских флотах. Неизвестно, придётся ли им хоть раз сработать по прямому противодиверсионному назначению. Но если этого не произойдёт за весь срок службы катеров – значит, они и в самом деле были достаточно хороши, чтобы отпугнуть любого террориста. А в области охраны границы работа им всегда найдётся.

Командир

В своё время командиру первого катера этого проекта, поступившему в Новороссийскую военно-морскую базу, старшему мичману Денису Никитину командование разрешило отбирать выверенных морем специалистов со всех корабельных экипажей объединения, что отразилось на профессионализме и сплочённости этой небольшой команды катера.

Пожалуй, никому больше корабельный Устав не определяет столько обязанностей, как командиру корабля: 53 статьи с несколькими десятками подпунктов, где практически в каждой строке непререкаемое — «должен», «обязан». И весь этот груз ответственности ложится на командира вне зависимости от того, командует он крейсером или противодиверсионным катером.

Путь Дениса Никитина на командирский мостик начинался с военкоматовской повестки в сибирской глубинке. Из Красноярского края он был призван служить на Тихоокеанский флот. Там новобранцу сразу же предложили учиться в школе техников ВМФ. Окончив её с дипломом техника-электронщика, молодой мичман был направлен на тральщики Черноморского флота. В экипаже МТЩ «Железняков» Новороссийской военно-морской базы он стал старшиной команды комендоров — корабельных артиллеристов. А когда в бригаду пришёл принципиально новый морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин», Никитину предложили на нём весьма хлопотную должность старшего боцмана. Он особо не колебался — это была хотя и сложная, но очень полезная ступень профессионального становления военного моряка.

А свою профессию к тому времени Денис уже уважал по всем параметрам. С таким отношением к делу, как показывает корабельная практика, служба идёт успешнее. Поэтому вскоре и доверена была молодому мичману вполне самостоятельная должность командира рейдового тральщика. И здесь довольно быстро проявились командирские способности Дениса Никитина. Кораблевождение, методы траления, организация обучения экипажа, всё это получалось у него по-сибирски основательно. У причальной стенки его небольшой тральщик особо не простаивал — учебно-боевые траления, рейдовая брандвахта, учения и множество других задач предполагали морской формат службы маленького боевого корабля. И его экипаж со всем этим справлялся достойно, считаясь одним из лучших в дивизионе тральщиков бригады кораблей охраны водного района. Поэтому, когда в военно-морскую базу пришёл инновационный «Грачонок», командиром назначили именно Дениса Никитина.

Фото автора
Когда в военно-морскую базу пришёл инновационный «Грачонок», командиром назначили именно Дениса Никитина.

— Принимая катер ещё на этапе ходовых испытаний, я понял, насколько это современная и высокоэффективная боевая единица. Душа как-то сразу прикипела к его техническому совершенству, — вспоминает старший мичман Никитин. — И экипаж солидарен со мной. Ведь это увлекательное дело — служить на катере нового поколения.

Морской практики экипажу «Грачонка» с первых же дней после подъёма на нём Андреевского флага выпало по полной мере. После продолжительного «олимпийского» дежурства на траверзе Сочи и Адлера сразу же пришла горячая крымская пора. С развитием событий так называемой крымской весны 2014 года на обширной морской и прибрежной зоне полуострова сложилась реальная диверсионная опасность «майдановского» заряда. После вхождения Крыма в состав России работы для катеров отряда спецназа только прибавилось: на строительстве энергетического моста они участвовали в очистке дна от боеприпасов, сохранившихся там ещё со времён Великой Отечественной войны, несли свою службу по прямому противодиверсионному предназначению. С началом масштабного строительства Крымского моста службы морского и проливного бдения ещё поприбавилось.

Фото автора
В чутких дозорах «Грачонок» Дениса Никитина тогда за месяц «накручивал» годовую норму моторесурса своих «движков».

«Грачонок» Никитина первым вступил в строй отряда. И, наверное, ему было труднее других, ведь всё надо было осваивать впервые. Опыт его восьми первых моряков-катерников стал фундаментом для становления двух других экипажей. Когда был введён в строй второй «Грачонок», появилась возможность отрабатывать задачи уже в составе тактической группы. Ввод в строй третьего катера ещё больше увеличил возможности отряда специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами, в состав которого вошли новые катера.

Образ жизни


Грач в полете

Грачи – перелетные птицы. Летом кочуют с места на место в поисках пропитания. Перемещаясь с поля на поле, птицы по пути собирают другие грачевья семейства. На летних и осенних кочевках они образуют стаи численностью до 2-3 миллионов птиц.


Грач ходит по снегу

С наступлением холодов грачи мигрируют на южные территории. В регионах с мягкой зимой снимаются с места в начале ноября, перелетая на незначительные расстояния в южные регионы. Небольшие группы птиц, живущие в регионах с теплой зимой, предпочитают проводить холодный период на помойках и свалках. Там они обеспечены пищей, а углубления в мусорных кучах служат им теплым и комфортным жилищем.


Стайка грачей собираются улетать

Мигрирующие на юг грачи возвращаются на прежнее место обитания с февраля по апрель. Птицы селятся неподалеку от населенных пунктов, в местах, где прошлой осенью оставили свои гнезда. Сразу по прилету грачи начинают обновлять гнезда или вить новые. Параллельно выживают со своей территории устроившихся в их гнездах оседлых птиц. Первые две-три недели после прилета, грачи очень шумные, активные. В каждой птичьей колонии есть вожак из числа старых птиц. Мудрого и опытного вожака слушаются остальные члены семьи. Вожак следит за территорией и в случае приближения опасности издает громкий протяжный крик-сигнал, после чего вся стая в считанные минуты снимается с места.


Грач на земле

Половой зрелости самки грача достигают к двум годам жизни. Первую кладку осуществляют вне своего гнездового ареала. Молодые пары предпочитают селится на новых участках, богатых пищей животного происхождения.   

Гнездо


Грач в гнезде

Грачи ведут стайный образ жизни. В местах обитания птицы образуют так называемые грачевники – шумные поселения, в которых сосредоточено 100-200 птиц. Их гнезда густо усеивают лиственные и хвойные деревья, верхушки линий электроопор, высокие металлические сооружения. Гнезда грачей массивные, диаметром одного метра. Жилища пернатые строят из веток, сучьев, сухого мусора. Днище застилают пухом, травой, шерстью. Средняя глубина гнезда – 20 сантиметров. Строительством гнезда занимаются оба партнера. Самец носит строительный материал, а самка скручивает ветки и сплетает из них каркас.

Размножение


На фото показаны яйца грача в гнезде

Грачи – полигамные птицы. Каждый сезон они формируют новые пары, затем после оплодотворения «брачный союз» распадается.

Одна самка за кладку приносит 4-5 яиц размером со сливу. Яичная скорлупа окрашена в бледно-зеленый цвет с многочисленными бурыми и желтыми пятнышками. Кладка происходит в течение недели. Каждое новое яйцо появляется через два-три дня после предыдущего. Высиживает потомство только самочка. Все 18 дней, что длится инкубационный период, самка неотлучно находится с яйцами. Самец кормит ее, принося пищу в подъязычном мешочке.


Фото птенца грача

В конце апреля в колонии начинают появляться первые птенцы. Округу оглашает громкий писк новорожденных грачат. Птенцы появляются на свет поочередно. Первую неделю жизни птенцы совершенно голые, с серой сморщенной кожей, крупной головой и закрытыми глазами. Молодняк постоянно требует пищу. Кормлением занимаются оба родителя. В рационе птенцов грачей присутствует до 60 видов насекомых. Самца с самцом по очереди носят птенцам червячков, личинок насекомых и моллюсков. Еду вкладывают в открытые рты грачат.  К месяцу у птенцов появляется оперение, они начинают пробовать летать. Через 40 дней после рождения, молодые грачи покидают гнездо. Шумное многосотенное семейство перемещается на поля.

Вооружение

  • ПЗРК-Игла;
  • Морская тумбовая пулеметная установка МТПУ на калибр 14,5 мм;
  • Противодиверсионный ручной гранатомет ДП-64;
  • Противодиверсионный многоствольный гранатомет ДП-65.

ПЗРК-Игла

На пусковой раме расположено четыре ракеты 9П39, обеспечивающих поражение воздушных целей на высоте до 5000 м. Курс — встречный и догонный. Воздушные цели можно поражать при отсутствии видимости в оптическом диапазоне, например из-за погодных условий или ночного времени. Координаты воздушных целей отображаются на переносном электронном планшете 1Л15-1 из комплекта ПЗРК, на него они поступают от бортовой радиолокационной станции катера, а также от других источников, например от сети береговой обороны.

Многоствольный гранатомет ДП-65

Комплекс изначально разрабатывался как противодиверсионный для защиты от подводных пловцов, автоматических самодвижущихся устройств, а также некоторых надводных целей, которые могут использоваться для совершения диверсий. ДП-65 имеет 10 стволов калибром 55 мм. Дальность стрельбы – 50-500 м. Вес забрасываемого боеприпаса обеспечивает радиус поражения под водой до 16 м. Комплекс наводится дистанционно с помощью электронного пульта управления. Корабль проекта 12980 используется для обороны портов. Для полного исключения ошибки при стрельбе, электронный пульт гранатомета имеет запретные зоны, сектора, которые заносятся в прибор по различным каналам связи.

Работа реактивных двигателей гранат сопровождается выбрасыванием пламени с обратной стороны ствола. В зоне 15 метров не должно находиться горючих предметов, что на малогабаритных судах обеспечить невозможно, поэтому применено другое решение. Гранатомет ДП-65 установлен на площадке за рубкой катера, облицованной термостойкими материалами. Для надежности пульт дистанционного управления сделан автономным. Источник его питания не зависит от бортовой сети корабля.

Морская пулеметная установка МТПУ

Представляет собой 14,5 мм пулемет со скорострельностью 450 выстр/мин. Управляется одним человеком вручную без дистанционного управления. Патроны — бронебойные, зажигательные, трассирующие.

Ручной гранатомет ДП-64

Ручной двуствольный гранатомет калибром 55 мм, специально был разработан для защиты кораблей, нефтяных платформ и других важных объектов от атак подводных пловцов. Обладает продвинутыми возможностями. При наличии двух стволов калибром 55 мм и длиной 600 мм он имеет вес 10 кг. Корабль при стрельбе может иметь любое положение. Ограничений углов стрельбы (как у стационарно закрепленного гранатомета) у ручной модели нет. Мощность реактивного заряда позволяет забросить глубинную гранату на 1000 м. Глубина срабатывания взрывателя выставляется перед выстрелом заранее с помощью механического регулятора и составляет 0-40 м. Также ручной гранатомет ДП-64 имеет сигнальные боеприпасы и другие для обозначения целей.

Грач и ворона: отличия


Грач и ворона что-то неподелили

Грачей и воронов часто путают из-за одинаковой внешности. На самом деле это две совершенно разные птицы, ведущие непохожий друг на друга образ жизни. Кроме того, вороны – крупнейшие представители семейства Врановые, их вес достигает двух килограммов. Масса взрослого самца грача не превышает 600 граммов.

Отличительные черты птиц:


Грач внимательно смотрит

  • цвет клюва грача – серый с коричневым, у ворона клюв полностью черный;
  • грачи ведут стайный образ жизни. Вороны – птицы-одиночки;
  • вороны  — оседлые птицы. У грачей есть перелетные виды;
  • полет ворона схож с полетом хищных птиц. Грачи летают как типичные представители Врановых;
  • у воронов интеллект развит сильнее;
  • грачи питаются личинками и червями, вороны предпочитают падаль;
  • ворона можно научить говорить человеческим голосом.
  • вороны живут дольше грачей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector