Патрульный катер проекта 12150: «мангуст» на страже акватории
Содержание:
- История создания
- Север
- Сторожевые катера
- История[ | ]
- Конструкция[ | ]
- Основное предназначение кораблей
- История проекта 03160
- Роль и преимущества
- Балтика
- Снятые с производства яхты Overmarine Mangusta
- История создания
- Основные характеристики
- История
- Описание конструкции
- Тихий океан
- Каспий
- Черное море
- Тактико-технические характеристики
- Основное предназначение кораблей
- Патрульный катер «Мангуст»
- Гюйс пограничных кораблей первого и второго ранга
История создания
Катера «Мангуст» разработаны Санкт-Петербургским конструкторским бюро «Алмаз» для нужд федеральной пограничной службы. Выпуском кораблей занимается рыбинское предприятие «Вымпел», которое может выпускать до 5 единиц этой техники ежегодно. Производитель обещает, что в случае острой необходимости, число новых катеров может увеличится в 2 раза.
При создании проекта, разработчиками был использован опыт по выпуску малотоннажных морских судов, но применены инновационные технологии. В частности, для изготовления корпуса применён сверхлёгкий алюминиевый сплав, корабль имеет V-образную форму. Благодаря такой схеме, конструкторам удалось заметно улучшить динамику и скоростные характеристики. Днище дополнено электрохимической защитой, что заметно снижает механический износ даже при продолжительной эксплуатации.
Север
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
ПСКР | «Полярная звезда» | пр.22100 | 2016 |
ПСКР | «Преданный» | пр.22460 | 2017 |
ПСКР | «Бриз» | пр.10410 | 1992 |
ПСКР | «Заполярье» | пр.745П | 1982 |
ПСКР | «Урал» | пр.745П | 1986 |
ПСКР | «Тверь» | пр.745П | 1987 |
ПСКР | «Виктор Кингисепп» | пр.745П | 1988 |
ПСКА | ПСКА-313 | пр.12200 | 2013 |
ПСКА | ПСКА-314 | пр.12200 | 2013 |
ПСКА | ПСКА-290 | пр.1496М | 2005 |
ПСКА | ПСКА-593 | пр.1496 | 1981 |
ПСКА | ПСКА-286 | пр.1496 | 1992 |
ПСКА | ПСКА-1 | пр.П1415 | 1977 |
ПСКА | ПСКА-3 | пр.П1415 | — |
ПСКА | ПСКА-6 | пр.П1415 | — |
ПСКА | ПСКА-11 | пр.П1415 | — |
ПСКА | ПСКА-12 | пр.П1415 | — |
ПСКА | ПСКА-20 | пр.П1415 | 1984 |
ПСКА | ПСКА-320 | пр.РМ376 | — |
ППК | ПС-823 | пр.6457С | 2009 |
ППС | «Скат» | пр.503 | 1993 |
ППС | «Золотица» | пр.13301 | 1997 |
ПКАО | ПСКА-352 | пр.1439 | — |
ПКАО | ПСКА-353 | пр.1439 | — |
ПКАО | ПСКА-354 | пр.1439 | — |
ПКАО | ПСКА-355 | пр.1439 | — |
ПКАО | ПСКА-356 | пр.1439 | — |
Суммарно Север | Всего единиц: 27
7 пограничных сторожевых кораблей, 12 пограничных сторожевых катеров, 1 пограничный патрульный корабль, 2 пограничных патрульных судна, 5 пограничных катеров обеспечения |
Сторожевые катера
Сторожевое судно – это, прежде всего, класс боевого корабля. Он достаточно скоростной и имеет небольшие габариты.
Катер предназначен для службы в пограничных службах и выполняет несколько основных задач:
- Охраняет государственные водные границы;
- Несет сторожевую и патрульную службу в прибрежных водах и на подходах к стратегически важным морским базам;
- Наносит огневые удары по другим судам;
- В военное время охраняют корабли и другой транспорт, а также сопровождают субмарины.
Лодка отличается от других судов, например, грузных миноносцев или эсминцев небольшими габаритами, высокой скоростью хода и маневренностью, что позволяет судну успешно выполнять, поставленные перед ним задачи, на государственных границах. За счет своих малых размеров и высокой автономности он способен долго и незаметно скрываться в засадах, оперативно и практически бесшумно перехватывать и обезвреживать нарушителей. Для обнаружения противника на борту предусмотрено навигационное оборудование и система определения государственной принадлежности.
Катера
Разновидности
Торпедный катер
Сторожевой катер
Рейдовый катер
Катер на воздушной подушке
Ракетный катер – малый ракетный корабль
Десантный катер
Торпедный катер тип г-5
Артиллерийский катер
Патрульный катер
Эстонский сторожевой катер EML P421
Первые сторожевые катера
История создания сторожевого катера началась в первые годы XX века. Когда началась Первая мировая война, в Российском флоте не было ни одного боевого катера. Вопрос был поставлен остро. Флоту были необходимы быстроходные суда, вооруженные пушками, для патрулирования и борьбы с немецкими подлодками и миноносцами.
Строительство сторожевика осуществлялось на верфи Золотова. В 1916 году Балтийский флот получил на вооружение 12 быстроходных катеров с деревянными корпусами. Лодка была вооружена 47-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. Эти судна принимали непосредственное участие в боевых действиях Первой мировой войны.
Вторая серия уже более крупных катеров была выпущена в 1918 году. Длина корпуса составляла – 19 метров. Часть судов отправили на Волгу, где они принимали участие в битвах за Казань. Еще один был переброшен на реку Кама для перевозки войск и грузов, воюющих против Колчака.
В 20-ее гг. XX столетия некоторые представители сторожевых катеров использовались для пограничного дозора. Серия для массового производства была разработанна в 1925 году.
История[ | ]
Патрульный катер проекта 12200 «Соболь» разработан в Санкт-Петербургском Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз».
Головной патрульный катер проекта 12200 (заводской № 200) был построен в 2006 году на СФ «Алмаз» (Санкт-Петербург) и сдан на год в опытную эксплуатацию Береговой охране России. По результатам его испытаний было принято решение о запуске «Соболя» в серию из 30 единиц.
В 2008 году был построен первый серийный катер данного проекта (заводской № 201).
В течение 2009 года построено шесть единиц: заводские № 202—207.
В 2010 году были спущены на воду два катера проекта: заводские № 208 и 209. В этом же году было заложено ещё пять катеров: три на СФ «Алмаз» — № 210—212 и два на «Восточной верфи» Владивостоке.
Два катера были проданы Туркмении на Каспийское море.
В конце 2014 года, пограничное управление ФСБ России по Республике Крым в Балаклаве, получило катер проекта 12200 «Соболь» под номером 217.
В 2021 году два катера были переданы Сахалинскому управлению пограничной охраны, ещё два будут доставлен в июле 2021 года.
Конструкция[ | ]
Катер береговой охраны в бухте Золотой Рог Корпус и надстройка катера выполнены из высокопрочного алюминиевого сплава. Все устанавливаемое оборудование и используемые материалы соответствуют применяемым при строительстве иностранных высокоскоростных катеров.
Для улучшения ходовых качеств и повышения скорости катер имеет носовые и кормовые автоматически управляемые интерцепторы.
Главные двигатели — 2 х дизель-редукторных агрегата Deutz TBD616V16 по 1822 л. с. (1340 КВт) или 2 х дизеля MTU марки 16V2000M90 по 1822 л. с. (1340 КВт). Вспомогательная энергетическая установка — 2 х AC Deutz (220 В/50 Гц, 2 x 30 КВт) или 2 х ДГ «Вестербеке» 25.0 BEDA по 25 КВт или 2 х ДГ «Стамегна» SM-300 по 22,8 КВт. Два привода Арнесона ASD-15. Аккумулятор 12/24 В. Система кондиционирования воздуха в жилых помещениях и ходовой рубке.
Навигационное оборудование:
- Интегрированная система навигации ST60.
- Система местоуказания VNTsU-UV450.
- Навигационная РЛС «Лиман 18М1»
- Магнитный компас «Азимут-90-1»
- Лаг с функциями эхолота ЛЭМ2-2
- Приемоиндикатор спутниковой навигации NT 300D
- Система связи и передачи команд.
Катер может иметь в качестве вооружения:
- ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь-К», включающий: 4 управляемые ракеты «Вихрь»;
- одну 30 мм артиллерийскую установку АК-306 с 500 снарядами;
- тепло-телевизионную систему;
- систему управления артиллерийским огнём с системой автоматического сопровождения цели;
14,5 мм морскую тумбовую пулемётную установку, предназначенную для поражения воздушных, береговых и надводных целей.
Для российских пограничников «Соболь» поставляется в варианте, имеющем на вооружении только тумбовую пулемётную установку МТПУ с 14,5 мм КПВТ.
Основное предназначение кораблей
«Мангуст» 12150 проектировался специально для вооруженных сил. Еще на этапе разработки основными задачами корабля выделяли патрулирование территориальных вод, проведение рейдов и операций различных госструктур. До сих пор судно успешно справляется с данными задачами за счет своих технических характеристик.
Лодка используется таможенной береговой службой, морской полицией, инспекцией рыболовной охраны, МЧС. Применяется для охраны государственных границ, пресечения контрабанды, проведения спецопераций и рейдов, патрулирования, предотвращения браконьерства. Нередко используется и для организации поисково-спасательных операций как во внутренней акватории, так и в прибрежных водах.
История проекта 03160
В Советском Союзе, начиная с конца 60-х годов, уделялось пристальное внимание разработке малых сторожевых катеров, предназначенных для следующих целей:
- Перехвата и задержание надводных целей, нарушивших границы территориальных вод СССР;
- Патрулирование акваторий;
- Оборона с моря пунктов базирования военно-морского флота от диверсий различного типа;
- Осуществление поисково-спасательных работ.
Для этих целей в 1967 году был спроектирован, а в 1969 году запущен в производство сторожевой катер «Гриф», разработанный в рамках проекта 1400. Данные 36-тонные патрульные корабли в то время полностью соответствовали своим задачам. За годы производства, которое продолжалось до 1990 года, было произведено около 300 катеров данной серии. Они производились на трёх заводах:
- ПО «Алмаз»;
- ПО «Море»;
- Батумском ССЗ.
Хотя около 100 катеров «Гриф» по прежнему несут военно-морскую службу, они морально и физически устарели ещё в конце 1980-х годов. Порядком изношенные катера, способные развивать скорость в 29 узлов, значительно уступали по своим характеристикам зарубежным аналогам. Ещё в конце 80-х годов планировалось запустить новый проект по созданию более перспективной модели боевого патрульного катера, но развал Советского Союза помешал осуществлению этих планов.
Долгое время данная ниша оставалась незаполненной, так как финансирование ВМФ в 90-х годах было практически прекращено. Только в конце 90-х годов на судостроительном в Рыбинске был разработан новый скоростной патрульный катер «Мангуст», созданный в рамках проекта 12150. Данный катер, который начал серийно выпускаться в 2000 году, мог разгоняться до 53 узлов, что по сравнению со скоростью устаревших «Грифов» было настоящим прорывом.
Однако скоростные катера «Мангуст» не совсем соответствовали представлениям МВФ России об идеальном патрульном катере. По их мнению, такой катер должен был обладать следующими характеристиками:
- Наличие аппарели для высадки десанта;
- Серьёзное вооружение на борту;
- Лёгкое бронирование корпуса;
- Небольшая осадка судна.
Роль и преимущества
Патрульный катер Соломоновых островов « Лата» помогает сели на мель рыболовное судно (на переднем плане)
Патрульные катера класса Pacific используются в основном для морского наблюдения и защиты рыболовства. Часто они являются единственным средством наблюдения, к которому имеет доступ действующая страна, и их присутствие часто сдерживает иностранные рыболовные флоты. Возможность патрулировать воды дала импульс экономике как за счет штрафов за рыболовство, так и за счет улучшения позиций на переговорах при обсуждении прав и сборов за иностранный рыболовство. В рамках патрулирования «Тихоокеанские острова» использовались для таможенного досмотра судов и пресекали некоторые операции по контрабанде и перевозке наркотиков. Некоторые страны фрахтуют суда другим правительственным учреждениям или частным компаниям для спасательных работ, гидрографических изысканий или даже для таких задач, как помощь в создании аквакультурных ферм. Патрульные катера тихоокеанского класса также использовались в гуманитарных целях, таких как поисково-спасательные операции, буксировка судов с инвалидностью, проверка судов на море и межостровный транспорт, особенно для операций по оказанию помощи при стихийных бедствиях.
Патрульные катера также приносят косвенную пользу эксплуатирующим странам. Эксплуатация «Тихого океана» часто требовала расширения морских объектов, создания рабочих мест и облегчения доступа для других судов. Помимо экономического роста за счет сборов и штрафов за рыболовство, улучшенные гидрографические карты, создаваемые судами, способствуют развитию туризма. Корабли воспринимаются как миниатюрные военные корабли и являются предметом гордости и престижа островных народов. Подготовка экипажей в Австралийском морском колледже (AMC) увеличила количество обученных моряков в странах, где работают, и повысила уровень квалификации в морском секторе каждой страны.
Программа тихоокеанских патрульных катеров также принесла пользу Австралии и Новой Зеландии. Эти страны обладают улучшенным стратегическим присутствием в регионе, и военно-морские советники, поставляемые в операционные страны, создают личные сети внутри этих стран, одновременно улучшая набор навыков и знаний операторов тихоокеанского класса. Эти советники регулярно взаимодействуют с должностными лицами из агентств, выходящих за рамки обычных дипломатов, и могут получать политическую и стратегическую информацию, недоступную другими способами. Военно-морские советники также позволяют военным судам поддерживать связь с более крупными военно-морскими силами. Возможность для действующих стран оказывать собственную гуманитарную поддержку также снижает потребность австралийских и новозеландских активов в участии в относительно небольших инцидентах.
Балтика
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
ПСКР | «Надёжный» | пр.22460 | 2016 |
ПСКР | «Анатолий Королёв» | пр.10410 | 1992 |
ПСКР | «Алмаз» | пр.10410 | 1993 |
ПСКР | «Василий Грязев» | пр.10410 | 2007 |
ПСКР | «Байкал» | пр.745П | 1980 |
ПСКА | ПСКА-303 | пр.12200 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-306 | пр.12200 | 2010 |
ПСКА | ПСКА-309 | пр.12200 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-317 | пр.12200 | 2015 |
ПСКА | ПСКА-601 | пр.12150 | 2003 |
ПСКА | ПСКА-610 | пр.12150 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-615 | пр.12150 | 2010 |
ПСКА | ПСКА-616 | пр.12150 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-619 | пр.12150 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-623 | пр.12150 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-626 | пр.12150 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-632 | пр.12150 | 2013 |
ПСКА | ПСКА-817 | пр.18623 | 2003 |
ПСКА | ПСКА-297 | пр.1496М1 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-274 | пр.1496 | 1985 |
ПСКА | ПСКА-280 | пр.1496 | 1988 |
ПСКА | ПСКА-14 | пр.П1415 | 1982 |
ПСКА | ПСКА-15 | пр.П1415 | 1982 |
ПСКА | ПСКА-25 | пр.П1415 | — |
ПСКА | ПСКА-27 | пр.П1415 | — |
ПСКА | ПСКА-38 | пр.Г1415 | 1985 |
ПСКА | ПСКА-321 | пр.РМ376У | — |
ПСКА | ПСКА-322 | пр.РМ376У | — |
ПСКА | ПСКА-336 | пр.РМ376М2 | 1995 |
ППС | ППС-804 | пр.13303 | 1993 |
ПКАО | ПСКА-772 | пр.1176 | 1995 |
Суммарно Балтика | Всего единиц: 31
5 пограничных сторожевых кораблей, 24 пограничных сторожевых катера, 1 пограничное патрульное судно, 1 пограничный катер обеспечения |
Снятые с производства яхты Overmarine Mangusta
2017–2019
Mangusta Mangusta Oceano 42
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению
2014–2017
Mangusta Mangusta 165
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению
2013–2017
Mangusta Mangusta GranSport 50
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению
2016–2017
2012–2016
Mangusta Mangusta 92
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению
2013–2014
Mangusta Mangusta 165E
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению
2013–2014
Mangusta Mangusta 72
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению
с 2013
Mangusta Mangusta 80
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению
с 2013
Mangusta Mangusta 94
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению
с 2013
Mangusta Mangusta 105
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению
с 2013
Mangusta Mangusta 108
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению
с 2013
Mangusta Mangusta 130
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению
с 2013
Mangusta Mangusta 205
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению
с 2013
Mangusta Mangusta OCEANO 148
Добавить в сравнениеДобавлено к сравнению
с 2013
История создания
Проект современного патрульного катера разрабатывался во второй половине 1990-х годов. Разработкой занималось конструкторское бюро «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Проект изначально ориентировался на нужды пограничной службы, а также применение в МЧС и силовых государственных структур. Основная цель заключалась в замене катера «Восток», технические характеристики которого начали устаревать.
Серийное производство нового корабля началось в 2000 году на судостроительном заводе Рыбинска «Вымпел». Первые образцы поступили на службу в Пограничные войска, после чего выпускались модификации и для других ведомств.
В 2013 году патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» были модифицированы по заказу ВМФ РФ. Лодка получила увеличенную надстройку и видоизмененную компоновку внутренних помещений. Была добавлена и пулеметная установка с возможностью дистанционного управления. В итоге новая версия улучшила все характеристики базовой модели.
С учетом разработок под различные ведомства имеется несколько модификаций данного судна:
- 12150М — многоцелевой поисково-спасательный корабль;
- 12150А — патрульное судно против диверсий для ВМФ России;
- 12150В — катер с ракетным вооружением на борту;
- 12151 — лодка без собственного вооружения, разработана для МЧС.
Катера серии «Мангуст» продолжают использоваться силовыми ведомствами и пограничными службами. Это обусловлено хорошими техническими характеристиками, улучшенными с последней доработкой проекта в 2013 году, а также универсальностью судна.
Основные характеристики
Как уже упоминалось, корпус корабля имеет V-образную форму, изготавливается из высокопрочного алюминиевого сплава с добавлением магния. Плавные обводы внешней обшивки позволяют «Мангусту» развивать крейсерскую скорость до 50 узлов в час вполне оправдывая своё название. Внутренняя часть разделена на 6 независимых отсеков, поэтому при получении пробоины и затоплении одного из них корабль вполне может продолжить выполнение поставленных задач. Днище имеет антикоррозийное покрытие, разработанное компанией «Хемплекс».
Движение корабля обеспечивает спаренная дизельная установка М470 класса «Звезда». Суммарная производительность дизелей составляет 2 600 кВт. Для работы навигационных приборов и электрооборудования установлен генератор мощностью 16 кВт с аккумуляторными батареями. Помимо этого, катер оснащается интерцепторами, которые гарантируют сохранение подвижности при шторме до 4-х баллов.
К навигационному оснащению относятся радиолокационный компас, электронный прокладчик курса, эхолот, гиро и магнитный компас, аварийный радиобуй.
История
Катера проекта 12150 «Мангуст» спроектированы в «ЦМКБ „Алмаз“» и производятся в России на судостроительном заводе «Вымпел» в городе Рыбинске.
Серийно выпускаются с 2000 года.
Применяются в основном Пограничной службой ФСБ России (8 катеров: четыре из них используются в Чёрном море, два в Каспийском море, один в Азовском море и один в Балтийском море) и МЧС России (7 катеров в поисково-спасательной модификации (проект 12150М).
Имеются заказы ещё на несколько катеров этого проекта.
В 2009 году ОАО «Вымпел» сдало 5 катеров для ФСБ РФ (ЧФ и БФ).
На 2010 год — заказ 5 катеров.
На 2011 и 2012 годы — 8 и 12 соответственно.
В августе 2012 года два патрульных катера «Мангуст» были доставлены во Владивосток. Одной из первых задач для них станет обеспечение безопасности во время проведения саммита АТЭС во Владивостоке.
5-го сентября 2013-го спущен на воду обновлённый катер проекта 12150 «Мангуст». Как сообщает пресс-служба судостроительного завода «Вымпел», это второй катер серии, построенный для ВМФ РФ в 2013 году. Обновление проекта проводилось специалистами предприятия совместно с ЦМКБ «Алмаз». Была изменена внутренняя компоновка корабля, увеличена надстройка, установлена удалённо управляемая пулемётная установка. Результатом обновления стало улучшение боевых, тактических, мореходных и технических характеристик катера, а также условий проживания экипажа.
Описание конструкции
Схема конструкции «Мангуста»
На этапе создания проекта использовались самые передовые на то время технологии строительства малотоннажных скоростных судов прибережной морской зоны. Так корпуса катеров проекта 12150 выполнены из алюминиево-магниевого сплава, который легче обычных алюминиевых конструкций, но при этом отличается высокой прочностью. Основной конструктивной особенностью корпусов данного типа является их «V»-образная форма, характерная для глиссирующих плавсредств. За счёт использования подобной формы корпуса во время движения катера создается идеальное гидродинамическое сопротивление, способствующее резкому увеличению скоростных характеристик. Внутри корпус катера разделен на 6 отсеков, расположение и конструкция которых обеспечивают судну высокую живучесть, благодаря этому при затоплении 1-2 отсеков судно остается на плаву. Во многом благодаря именно такой конструкции патрульный катер проекта 12150 принято считать непотопляемым. Днище корпуса покрыто слоем электрохимической защиты, которая вместе с антикоррозийным покрытием гарантирует минимальный износ днища корабля во время эксплуатации.
Корпус катера оборудован дополнительными интерцепторами, механизмами, призванными снизить подъемную силу V-образного корпуса на большой волне. Такая конструкция позволяет действовать кораблю в штормовом море при волнении до 4 баллов включительно.
Энергетическая установка первоначально состояла из двух дизель-редукторных агрегатов с V-образными 12-цилиндровыми дизельными двигателями М470М, а затем устанавливались ДРА с четырёхтактными V-образными десятицилиндровыми дизелями 10V 2000 M93 фирмы «MTU» мощностью 1120 кВт (1502 л.с.) при 2450 об/мин. В 2015 году была произведена замена главных двигателей MTU (Германия) на V-образные 12-цилиндровые дизельные двигатели М470МК, оснащённые воздушным компрессором, производства «Звезды». Двигатели М470М данного производителя уже устанавливались на катера в период с 2001 по 2006 годы.
Для обеспечения бортовой электросети и потребителей, катер оснащён дизель-генератором мощностью 16 кВт для выработки переменного 3 фазного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц и аккумуляторами 12/24 В.
Тихий океан
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
ПСКР | «Дзержинский» | пр.11351 | 1984 |
ПСКР | «Орёл» | пр.11351 | 1986 |
ПСКР | «Петропавловск-Камчатский» | пр.22100 | 2019 |
ПСКР | «Дозорный» | пр.22460 | 2018 |
ПСКР | «Сокол» | пр.12412 | 1986 |
ПСКР | «Беркут» | пр.10410Б | 2010 |
ПСКР | «Корсаков» | пр.10410 | 1989 |
ПСКР | «Холмск» | пр.10410 | 1989 |
ПСКР | ПСКР-914 | пр.10410 | 1991 |
ПСКР | «Южно-Сахалинск» | пр.10410 | 1994 |
ПСКР | ПСК-922 | пр.10410 | 2000 |
ПСКР | «Кондор» | пр.10410 | 2003 |
ПСКР | «Ворон» | пр.10410 | 2007 |
ПСКР | ПСКР-727 | пр.02065 | 1990 |
ПСКР | «Нева» | пр.97П | 1978 |
ПСКР | «Волга» | пр.97П | 1980 |
ПСКР | «Сахалин» | пр.745П | 1974 |
ПСКР | «Брест» | пр.745П | 1978 |
ПСКР | «Приморье» | пр.745П | 1978 |
ПСКР | «Чукотка» | пр.745П | 1982 |
ПСКР | «Карелия» | пр.745П | 1983 |
ПСКР | «Буг» | пр.745П | 1985 |
ПСКР | «Магаданец» | пр.745П | 2006 |
ПСКР | «Сапфир» | пр.22460 | 2015 |
ПСКР | «Коралл» | пр.22460 | 2015 |
ПСКА | ПСКА-307 | пр.12200 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-638 | пр.12150 | 2016 |
ПСКА | ПСКА-639 | пр.12150 | 2016 |
ПСКА | ПСКА-640 | пр.12150 | 2016 |
ПСКА | ПСКА-641 | пр.12150 | 2016 |
ПСКА | ПСКА-646 | пр.12150 | 2017 |
ПСКА | ПСКА-647 | пр.12150 | 2017 |
ПСКА | ПСКА-308 | пр.12200 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-310 | пр.12200 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-312 | пр.12200 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-293 | пр.1496М1 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-294 | пр.1496М1 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-298 | пр.1496М1 | 2013 |
ПСКА | ПСКА-264 | пр.1496М1 | 2014 |
ПСКА | ПСКА-266 | пр.1496М1 | 2015 |
ПСКА | ПСКА-292 | пр.1496М | 2006 |
ПСКА | ПСКА-583 | пр.1496 | 1974 |
ПСКА | ПСКА-584 | пр.1496 | 1976 |
ПСКА | ПСКА-595 | пр.1496 | 1981 |
ПСКА | ПСКА-276 | пр.1496 | 1986 |
ПСКА | ПСКА-282 | пр.1496 | 1988 |
ПСКА | ПСКА-284 | пр.1496 | 1989 |
ПСКА | ПСКА-287 | пр.1496 | 1990 |
ПСКА | ПСКА-288 | пр.1496 | 1991 |
ПСКА | ПСКА-324 | пр.РМ376 | 1998 |
ПСКА | ПСКА-325 | пр.РМ376 | 1998 |
ПСКА | ПСКА-326 | пр.РМ376 | 1998 |
ПКО | «Ишим» | пр.15010 | 2008 |
ПКО | «Иван Леднев» | пр.1595 | 1977 |
ПКО | «Николай Сипягин» | пр.1595 | 1979 |
ПКО | «Николай Старшинов» | пр.1595 | 1980 |
ПКО | «Михаил Коновалов» | пр.1595 | 1981 |
ПКО | «Сергей Судейский» | пр.1595 | 1982 |
ПКО | «Иван Евтеев» | пр.1595 | 1983 |
ПКО | «Вячеслав Денисов» | пр.1595 | 1984 |
ППК | «Командор» | пр.850285 | 1989 |
ППК | «Шкипер Гек» | пр.850285 | 1989 |
ППК | «Херлуф Бидструп» | пр.850285 | 1990 |
ППК | «Маньчжур» | пр.850285 | 1990 |
ППС | «Контр-адмирал Колчин Е.С.» | пр.22120 | 2010 |
ППС | «Контр-адмирал Дианов» | пр.22120 | 2013 |
ППС | «Камчатка» | пр.22120 | 2018 |
ППС | «Забайкалье» | пр.22120 | 2019 |
ППС | «Андрей Евдокимов» | пр.13031 | 1996 |
ППС | «Антиас» | пр.503М/РР | 1996 |
ППС | «Аргал» | пр.503М/РР | 1997 |
ППС | ППС-818 | пр.503М/РР | 2003 |
ППС | ППС-819 | пр.503М/РР | 2008 |
ППС | «Барс» | пр.503Н/РОС | 1996 |
ППС | «Аскольд Пынько» | пр.503 | 1993 |
ППС | «Пагелла» | пр.503 | 1994 |
ППС | «Диана» | пр.502М | 1978 |
ППС | «Антур» | пр.502Р | 1972 |
ПК | «Торнадо» | пр.810 | 1996 |
ПК | «Смерч» | пр.810 | — |
ПК | «Ураган» | пр.810 | — |
Суммарно Тихий океан | Всего единиц: 81
25 пограничных сторожевых кораблей, 27 пограничных сторожевых катеров, 8 пограничных кораблей обеспечения, 4 пограничных патрульных корабля, 14 пограничных патрульных судов, 3 пограничных патрульных катера |
Каспий
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
ПСКР | «Бриллиант» | пр.22460 | 2012 |
ПСКР | «Ставрополь» | пр.10410 | 1990 |
ПСКР | «Расул Гамзатов» | пр.10410 | 1991 |
ПСКР | «Сочи» | пр.10410 | 1992 |
ПСКР | ПСКР-916 | пр.10410 | 1994 |
ПСКР | «Дербент» | пр.10410 | 1995 |
ПСКР | «Валентин Пикуль» | пр.10410 | 2001 |
ПСКР | «Астраханец» | пр.1265Э | 1991 |
ПСКР | ПСКР-400 | пр.14310 | 2001 |
ПСКР | «Ноябрьск» | пр.14310М | 2003 |
ПСКР | ПСКР-402 | пр.14310М | 2007 |
ПСКР | «Генерал армии Матросов» | пр.745П | 1992 |
ПСКА | ПСКА-603 | пр.12150 | 2006 |
ПСКА | ПСКА-614 | пр.12150 | 2010 |
ПСКА | ПСКА-617 | пр.12150 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-624 | пр.12150 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-627 | пр.12150 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-630 | пр.12150 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-643 | пр.12150 | 2016 |
ПСКА | ПСКА-645 | пр.12150 | 2017 |
ПСКА | ПСКА-816 | пр.18623 | 1999 |
ПСКА | ПСКА-818 | пр.18623 | 2005 |
ПСКА | ПСКА-263 | пр.1496М1 | 2013 |
ПСКА | ПСКА-295 | пр.1496М1 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-283 | пр.1496 | 1989 |
ПКО | «Канин» | пр.16900 | 1994 |
ПКО | «Югра» | пр.16900 | 1995 |
ПКО | ПСКР-491 | пр.16900А | 1998 |
ПКО | «Элистинец» | пр.16900А | 2002 |
ППС | ППС-800 | пр.13301 | 1994 |
ППС | ППС-801 | пр.13301 | 1994 |
Суммарно Каспий | Всего единиц: 31
12 пограничных сторожевых кораблей, 13 пограничных сторожевых катеров, 4 пограничных корабля обеспечения, 2 пограничных патрульных судна |
Черное море
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
ПСКР | «Рубин» | пр.22460 | 2009 |
ПСКР | «Жемчуг» | пр.22460 | 2012 |
ПСКР | «Изумруд» | пр.22460 | 2014 |
ПСКР | «Аметист» | пр.22460 | 2014 |
ПСКР | «Проворный» | пр.22460 | 2016 |
ПСКР | «Бдительный» | пр.22460 | 2017 |
ПСКР | «Безупречный» | пр.22460 | 2018 |
ПСКР | ПСКР-500 | пр.14230 | 2001 |
ПСКР | ПСКР-501 | пр.14230 | 2005 |
ПСКР | ПСКР-927 | пр.10410Б | 2007 |
ПСКР | «Краснодарец» | пр.10410Б | 2010 |
ПСКР | «Усть-Лабинск» | пр.10410Б | 2012 |
ПСКР | «Крым» | пр.10410Б | 2015 |
ПСКР | «Керчь» | пр.10410Б | 2018 |
ПСКР | «Ямалец» | пр.10410 | 2004 |
ПСКР | «Сыктывкар» | пр.10410 | 1995 |
ПСКР | «Кизляр» | пр.10410 | 1997 |
ПСКР | «Новороссийск» | пр.1241ПЭ | 1991 |
ПСКР | «Кубань» | пр.1241ПЭ | 1991 |
ПСКР | «Орлан» | пр.03050 | 2018 |
ПСКР | «Коршун» | пр.03050 | 2019 |
ПСКР | «Кречет» | пр.03050 | 2019 |
ПСКР | «Дон» | пр.745П | 1997 |
ПСКА | ПСКА-300 | пр.12200 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-301 | пр.12200 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-302 | пр.12200 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-304 | пр.12200 | 2010 |
ПСКА | ПСКА-305 | пр.12200 | 2010 |
ПСКА | ПСКА-311 | пр.12200 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-545 | пр.1400М | 1992 |
ПСКА | ПСКА-602 | пр.12150 | 2005 |
ПСКА | ПСКА-604 | пр.12150 | 2007 |
ПСКА | ПСКА-605 | пр.12150 | 2008 |
ПСКА | ПСКА-606 | пр.12150 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-607 | пр.12150 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-608 | пр.12150 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-609 | пр.12150 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-611 | пр.12150 | 2010 |
ПСКА | ПСКА-612 | пр.12150 | 2010 |
ПСКА | ПСКА-613 | пр.12150 | 2010 |
ПСКА | ПСКА-618 | пр.12150 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-620 | пр.12150 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-621 | пр.12150 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-622 | пр.12150 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-625 | пр.12150 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-631 | пр.12150 | 2013 |
ПСКА | ПСКА-633 | пр.12150 | 2014 |
ПСКА | ПСКА-634 | пр.12150 | 2014 |
ПСКА | ПСКА-635 | пр.12150 | 2014 |
ПСКА | ПСКА-636 | пр.12150 | 2014 |
ПСКА | ПСКА-644 | пр.12150 | 2017 |
ПСКА | ПСКА-649 | пр.12150 | 2017 |
ПСКА | ПСКА-648 | пр.12150 | 2018 |
ПСКА | ПСКА-291 | пр.1496М1 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-296 | пр.1496М1 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-31 | пр.П1415 | — |
ПСКА | ПСКА-327 | пр.РМ376 | 1994 |
ПСКА | ПСКА-328 | пр.РМ376 | 1994 |
ПСКА | ПСКА-329 | пр.РМ376 | 1994 |
ПСКА | ПСКА-330 | пр.РМ376 | 1994 |
ПСКА | ПСКА-331 | пр.РМ376 | 1995 |
ПСКА | ПСКА-332 | пр.РМ376 | 1995 |
ПКАСС | ПКАСС-985 | пр.12200 | 2006 |
ПКАСС | ПКАСС-986 | пр.12200 | 2008 |
ПКАСС | ПКАСС-316 | пр.12200 | 2015 |
ПКАСС | ПКАСС-961 | пр.21600 | 2006 |
ПКО | «Ханты-Мансийск» | пр.16900А | 1997 |
ППС | «Тихий Дон» | пр.13303 | 1993 |
ППС | «Ростов-Дон» | пр.13303 | 1993 |
ППС | ППС-802 | пр.13301 | 1994 |
ППС | «Парус» | пр.1330 | 1993 |
Суммарно Черное море | Всего единиц: 71
23 пограничных сторожевых кораблей, 40 пограничных сторожевых катеров, 3 пограничных катера специальной службы, 1 пограничный корабль обеспечения, 4 пограничных патрульных судна |
Тактико-технические характеристики
Модифицированная версия без вооружения для МЧС
Технические характеристики патрульного катера «Мангуст» значительно улучшили показатели кораблей «Восток» и остаются востребованными до сих пор. Судно отличается хорошими ходовыми качествами, приспособлено для работы в море при волнениях до 4 баллов. Это делает корабль универсальным для применения в любых операциях во внутренних и приграничных водах.
Водоизмещение
Полное водоизмещение катера «Мангуст» с загрузкой топливом, питьевой водой и другими материалами — 28,7 т. Стандартное водоизмещение полностью укомплектованного судна вместе с экипажем — 27,2 т.
Габариты катера имеют следующие показатели:
- длина корпуса — 19,45 м;
- ширина — 4,4 м;
- высота на миделе — 2,2 м.
Осадка судна
Средняя осадка катера — 0,89 м при полном водоизмещении. Максимальная по ТТХ — 1,16 м. Это делает лодку удобной и для патрулирования внутренних вод, включая небольшие речки.
Максимальная скорость
Патрульный катер Мангуст способен развивать скорость до 50 узлов при волнениях на море не больше двух баллов. Оптимальное значение для расхода топлива — 36 узлов. На данной скорости судно может покрывать дистанцию в 410 миль. Автономность плавания — до двух суток.
Штатное вооружение
Вооружение катера «Мангуст» отличается в зависимости от применения и поставленных задач. Стандарт предусматривает наличие универсального боевого модуля с дистанционным управлением «БДМ — «Управа-Корд». Также имеется морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) 14,5 мм. Она размещается на корме, может вести огонь по надводным, наземным и воздушным целям. Дальность поражения — 2 км, высота — 1,5 км.
С учетом применения катера допускается установка сменного вооружения. К таковому относят:
- модернизированный бронетранспортерный пулемет Калашникова (ПКМБ) с калибром в 12,7 мм;
- автоматический гранатомет АГС калибром 30 мм;
- ручной противодиверсионный гранатомет ДП-64.
Вооружение может устанавливаться в одном-двух экземплярах каждое. По необходимости судно оборудуется переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК) «Игла», что делает его полноценной боевой единицей в масштабных операциях.
Основное предназначение кораблей
«Мангуст» 12150 проектировался специально для вооруженных сил. Еще на этапе разработки основными задачами корабля выделяли патрулирование территориальных вод, проведение рейдов и операций различных госструктур. До сих пор судно успешно справляется с данными задачами за счет своих технических характеристик.
Лодка используется таможенной береговой службой, морской полицией, инспекцией рыболовной охраны, МЧС. Применяется для охраны государственных границ, пресечения контрабанды, проведения спецопераций и рейдов, патрулирования, предотвращения браконьерства. Нередко используется и для организации поисково-спасательных операций как во внутренней акватории, так и в прибрежных водах.
Патрульный катер «Мангуст»
Патрульные катера предназначены для охраны прибрежной акватории. Такие корабли могут выпускаться для внутренних вод — рек и озер. В этом случае акцент делается на борьбе с браконьерами силами внутренних дел. Также такие лодки могут проводить поисково-спасательные операции.
Патрульный катер для морской акватории предназначен для охраны границ и прибрежных вод от нарушителей и контрабанды. Преимущество таких лодок — скорость и маневренность, что позволяет эффективно проводить операции по перехвату.
«Мангуст» 12150 — современный глиссирующий катер, состоящий на вооружении Пограничной службы РФ. Тактико-технические и ходовые свойства позволяют применять его как в патрулировании границ, так и в спасательных операциях.
Гюйс пограничных кораблей первого и второго ранга
ГГР РФ: № 30Описание гюйса:Красное прямоугольное полотнище, перекрещенное прямым белым крестом и наложенным на него синим диагональным (Андреевским) крестом с белой каймой. Отношение ширины гюйса к его длине — два к трем. Отношение ширины концов диагонального креста к длине гюйса — один к десяти. Отношение ширины концов прямого креста к ширине гюйса — один к двадцати. Отношение ширины белой каймы диагонального креста к ширине диагонального креста — один к двум .
Утвержден
21 мая 1993 года Указом Президента РФ №720 какгюйс кораблей Пограничных войск 1 и 2 ранга ; переутвержден 1 сентября 2008 года Указом Президента РФ № 1278 какгюйс кораблей 1 и 2 ранга пограничных органов .