Admiral graf spee (1934)

идея создания карманного линкора

Линкор «Admiral Graf Spee» стал детищем дилеммы. После поражения в первой мировой войне Германии было запрещено иметь корабли водоизмещением более 10000 тонн. Инженерам имперских верфей была поставлена задача, разработать новые корабли для Германии, и их результатом стали так называемые «карманные линкоры». Вскоре началась сборка первых трех, каждый из которых обладал огневой мощью корабля в три раза большего водоизмещения. Ничего подобного еще не было в истории военно-морского флота. Благодаря карманным линкорам Германия надеялась снова стать великой морской державой, не нарушив условий установленных победителями первой мировой войны и в первую очередь Великобритании.

Стратегическая основа идеи создания линкора «Admiral Graf Spee» заключалась в мощном вооружение, быстроходности и предназначении ведения боев на торговых путях. Идея была действительно революционной, но был ли карманный линкор на все это способен?

Чтобы понять это, необходимо оценить сильные и слабые стороны корабля. Линкор «Admiral Graf Spee» идеально подходил для своей роли «морского пирата». Даже в корпусе корабля применялись новаторские технологии судостроения. Впервые корабль такого размера имел неклепаный, а сварной корпус. Более гладкая поверхность означала меньшее сопротивление воды, и, конечно же, значительное снижение веса. Но чтобы уменьшить массу корабля немецкие судостроители также пожертвовали жизненно важным бронированием.

Линкор приводился в движение дизельными двигателями, а не обычными паровыми машинами. Восемь девятицилиндровых дизелей вырабатывали более 55000 л. с., обеспечивая кораблю высокую скорость и невероятный запас хода. Это была эффективная силовая установка, но сложная и не прошедшая до конца технических испытаний.

Линкор «Admiral Graf Spee» можно сравнить с высокоскоростной артиллерийской платформой. На его борту находились две главные башни в носу и корме, каждая с шестью 283 мм орудиями с дальностью стрельбы до 22 км; восемь орудий 150 мм калибра и шесть — 88 мм, завершали арсенал десять 20 мм зенитных установок и восемь торпедных аппаратов. Однако артиллерия могла вести одновременный огонь лишь по одной цели, и как следствие один борт корабля всегда был уязвим, а в сочетании с легким или почти несуществующим бронированием линкор «Admiral Graf Spee» можно считать «морским разбойником», который может нанести удар и скрыться.
 
Еще во время двухгодичного строительства карманного линкора, у корабля внезапно появилась новая роль — он должен был стать образцом и гордостью нацистского режима. Тогда как грозовые тучи начали собираться над Европой, командование кораблем в октябре 1938 года принял вовсе не ярый нацист Hans Langsdorff, увенчанный наградами ветеран первой мировой войны.

Hans Langsdorff поступил на имперский флот восемнадцатилетним кадетом. После первой мировой войны он служил в Берлине в военном министерстве и к середине 30-х годов уже обладал репутацией превосходного управленца. Против воли своих родителей (он воспитывался в строгой протестантской атмосфере) он видел себя в роли моряка и воина с высокими моральными принципами. Hans Langsdorff не особо симпатизировал нацистскому правительству в Берлине, поэтому подал прошение о переводе на действительную службу как можно дальше от столицы. В итоге ему поручили командование самым престижным кораблем немецкого флота — линкором «Admiral Graf Spee». Моряки встретили капитана с должным уважением, ведь он имел впечатляющую репутацию. Вскоре он заслужил у них высокую оценку из-за своей преданности экипажу и благодаря умению ладить с людьми. С самого начала Langsdorff относился к офицерам и рядовым матросам с одинаковым уважением. Отбросив классовое различие, ему удалось спаять 1100 человек в одну команду. Вскоре у капитана появился шанс испытать себя и свой корабль.

Действенность умного пиара

Донесение о произошедшем вызвало в Адмиралтействе лёгкую панику. Командование понимало, что если «хищник залечит раны» и выйдет в море, оба английских корабля будут уничтожены. Требовалось любой ценой задержать «…Шпее» в порту до прибытия подкрепления, а ещё лучше было бы интернировать его, то есть по законам военного времени лишить свободы передвижения и выхода за пределы страны до окончания военных действий. Казалось, что добиться этого невозможно, однако за неимением силы англичане прибегли к тому, что мы называем «пиар» — управлению сознания с помощью информации. Предстояло внушить высшим военно-морским чинам Германии, от которых зависело дальнейшее развитие событий, необходимость принятия мер, необходимых Адмиралтейству, и сделать это так, чтобы они посчитали это собственным решением.

Расчёты и просчёты

Таким образом, ранним утром 13 декабря 1939 г. три крейсера коммодора Хэрвуда — «Эксетер», «Аякс» и «Ахиллес» — буквально нос к носу столкнулись с германским кораблём. Погода стояла идеальная. Море было спокойным, небо — безоблачным, а видимость — практически неограниченной. Наблюдатели с германского рейдера опознали в одном из английских кораблей тяжёлый крейсер «Эксетер», а два других судна приняли за эсминцы. Значит, был сделан вывод, таков конвой, сопровождающий большой караван из торговых судов. Имея на борту полный боекомплект, командир «…Шпее» решил атаковать неприятеля, рассчитывая легко уничтожить единственный крейсер, а потом разделаться с эсминцами

Важно было не допустить, чтобы англичане вызвали помощь по радио. Главная трудность для них заключалась в том, что по огневой мощи своих орудий «Адмирал граф Шпее» превосходил все три английских корабля вместе взятые

«Я полагаю, что перед нами карманный линкор», — телеграфировал коммодор Хэрвуд командованию. Вскоре немецкий рейдер ударил по английским кораблям. На его пушечный залп ответил «Эксетер», а за ним — «Аякс» и «Ахиллес», открывшие огонь по противнику с обоих бортов. Быстро просчитав свои возможности, командир «Адмирала граф Шпее» капитан Лангсдорф приказал сосредоточить огонь 283-миллиметровых орудий главного калибра на тяжёлом крейсере англичан, а остальные их боевые единицы обстреливать вспомогательной артиллерией. В течение каких-нибудь двадцати минут «Эксетер» получил несколько попаданий, в результате которых была разбита вторая носовая башня, разрушен командирский мостик, вышли из строя связь и механизмы рулевого управления. Коммодор Хэрвуд уцелел просто чудом. В результате флагман английской эскадры зарылся носом, накренился на борт и, прикрывшись дымовой завесой, вышел из боя, взяв курс на Фолкленды — для последующего ремонта. Однако в этой огневой дуэли он тоже нанёс противнику повреждения: на рейдере занялся пожар. Между тем лёгкие крейсера англичан меткими выстрелами вывели из строя на рейдере систему управления артиллерийским огнём. Через пробоины в его корпусе стала поступать вода. Сам Лангсдорф был легко ранен, после чего несколько растерялся и, по мнению находившихся рядом с ним офицеров, стал принимать неадекватные решения. В итоге отдал приказ идти на починку в ближайший нейтральный порт (им оказался Монтевидео). Уже после полуночи «Адмирал граф Шпее» бросил якорь на рейде уругвайской столицы, а оба израненных английских корабля не ушли — остались поджидать его у входа в гавань.

References

  1. German cruiser Admiral Graf Spee — Wikipedia
  2. Deutschland-class cruiser — Wikipedia
  3. Chieftain Talks: The Hunt for Graf Spee — News — World of Warships
  4. Fight the Battle of River Plate! — News — World of Warships
  5. Rage in the River Plate Rumble! — News — World of Warships
  6. River Plate: The Weekend Conclusion! — News — World of Warships
  7. Chieftain Talks: The Hunt for Graf Spee. Battle of the River Plate — World of Warships Official Channel — YouTube
  8. Chieftain Teaches: Battle of the River Plate — World of Warships Official Channel — YouTube
  9. Hunt for Graf Spee — World of Warships Official Channel — YouTube
  10. Dry Dock: Admiral Graf Spee — World of Warships Official Channel — YouTube

Ships of Germany

Destroyers  II V-25 • III G-101 • IV V-170 • V T-22 • VI Ernst Gaede • VI T-61 • VI Karl von Schönberg • VII Leberecht Maass • VII Z-31 • VII Z-39 • VIII Z-23 • VIII Gustav-Julius Maerker • VIII Z-35 • IX Z-46 • IX Felix Schultz • IX Z-44 • IX ZF-6 • X Z-52 • X Elbing 
Cruisers  I Hermelin • II Dresden • II Emden • III Kolberg • IV Karlsruhe • V Königsberg • VI Nürnberg • VI Admiral Graf Spee • VI HSF Admiral Graf Spee • VII Yorck • VII München • VII Weimar • VIII Admiral Hipper • VIII Prinz Eugen • VIII Mainz • IX Roon • IX Siegfried • IX Ägir • X Hindenburg 
Battleships  III Nassau • III Von der Tann • III König Albert • IV Kaiser • IV Moltke • V König • V Derfflinger • VI Bayern • VI Mackensen • VI Prinz Eitel Friedrich • VII Gneisenau • VII Prinz Heinrich • VII Scharnhorst • VII Scharnhorst B • VIII Tirpitz • VIII Bismarck • VIII Zieten • VIII Odin • VIII Brandenburg • VIII Tirpitz B • IX Friedrich der Grosse • IX Prinz Rupprecht • IX Pommern • X Grosser Kurfürst • X Schlieffen 
Aircraft Carriers  IV Rhein • VI Weser • VI Erich Loewenhardt • VIII August von Parseval • VIII Graf Zeppelin • VIII Graf Zeppelin B • X Manfred von Richthofen • X Max Immelmann

Cruisers

Japan  I Hashidate • II Chikuma • III Tenryū • III Katori • IV Yūbari • IV Kuma • IV Iwaki Alpha • V Furutaka • V Yahagi • VI Aoba • VII Myōkō • VII ARP Myōkō • VII ARP Ashigara • VII ARP Haguro • VII Southern Dragon • VII Eastern Dragon • VII ARP Nachi • VIII Mogami • VIII Tone • VIII Atago • VIII Atago B • VIII ARP Takao • VIII ARP Maya • IX Ibuki • IX Azuma • X Zaō • X Yoshino • X Kitakami 
U.S.S.R.  I Orlan • II Diana • II Diana Lima • II Novik • III Aurora • III Bogatyr • III Oleg • III Varyag • IV Svietlana • V Murmansk • V Kotovsky • V Krasny Krym • V Mikoyan • V Kirov • VI Budyonny • VI Molotov • VI Admiral Makarov • VII Shchors • VII Lazo • VIII Chapayev • VIII Tallinn • VIII Mikhail Kutuzov • VIII Ochakov • VIII Pyotr Bagration • VIII Bagration • IX Dmitri Donskoi • IX Riga • IX Kronshtadt • X Moskva • X Alexander Nevsky • X Petropavlovsk • X Stalingrad • X Smolensk 
U.S.A.  I Erie • II Chester • II Albany • III St. Louis • III Charleston • IV Phoenix • V Omaha • V Marblehead • V Marblehead Lima • VI Pensacola • VI Dallas • VII Atlanta • VII New Orleans • VII Helena • VII Indianapolis • VII Atlanta B • VII Boise • VII Flint • VIII Baltimore • VIII Cleveland • VIII Wichita • VIII Anchorage • VIII Congress • VIII Rochester • VIII AL Montpelier • IX Buffalo • IX Seattle • IX Alaska • IX Tulsa • IX Alaska B • X Des Moines • X Worcester • X Puerto Rico • X Salem • X Austin 
Europe  I Gryf 
Italy  I Eritrea • II Nino Bixio • III Taranto • IV Alberto di Giussano • V Raimondo Montecuccoli • V Genova • VI Trento • VI Duca d’Aosta • VII Zara • VII Duca degli Abruzzi • VII Gorizia • VIII Amalfi • IX Brindisi • X Venezia • X Napoli 
Germany  I Hermelin • II Dresden • II Emden • III Kolberg • IV Karlsruhe • V Königsberg • VI Nürnberg • VI Admiral Graf Spee • VI HSF Admiral Graf Spee • VII Yorck • VII München • VII Weimar • VIII Admiral Hipper • VIII Prinz Eugen • VIII Mainz • IX Roon • IX Siegfried • IX Ägir • X Hindenburg 
U.K.  I Black Swan • II Weymouth • III Caledon • IV Danae • V Emerald • V Hawkins • V Exeter • VI Leander • VI Devonshire • VI London • VII Fiji • VII Surrey • VII Belfast • VIII Edinburgh • VIII Albemarle • VIII Cheshire • VIII Tiger ’59 • VIII Belfast ’43 • IX Neptune • IX Drake • X Minotaur • X Goliath • X Plymouth • X Gibraltar 
France  I Bougainville • II Jurien de la Gravière • III Friant • IV Duguay-Trouin • V Émile Bertin • VI La Galissonnière • VI De Grasse • VII Algérie • VIII Charles Martel • VIII Bayard • IX Saint-Louis • IX Carnot • X Henri IV • X Colbert 
Pan-Asia  I Chengan • VI Huanghe • VIII Irian • VIII Wukong 
Commonwealth  VI Perth • VI Mysore 
Netherlands  I Van Kinsbergen • II Gelderland • III Java • IV De Ruyter • V Celebes • VI Kijkduin • VII Eendracht • VIII Haarlem • VIII De Zeven Provinciën • IX Johan de Witt • X Gouden Leeuw 
Pan-America  II Almirante Abreu • VII Nueve de Julio

Сноски [ править ]

Примечания

  1. ^ FMG означает Funkmess Gerät (радарное оборудование). «G» обозначало, что оборудование было произведено GEMA, «g» указывало, что оно работало в диапазоне от 335 до 440 МГц , а «O» указывало на расположение устройства над передним дальномером . См. Williamson , p. 7.

Цитаты

  1. ^ Папа , стр. 7.
  2. ^ a b c d e f g h Грёнер , стр. 60.
  3. ^ Папа , стр. 3.
  4. ^ Куп и Schmolke , стр. 33-34.
  5. ^ Грёнер , стр. 61.
  6. ^ Bidlingmaier , стр. 74.
  7. Gardiner & Chesneau , стр. 227.
  8. ^ a b c Уильямсон , стр. 39.
  9. ^ а б Грёнер , стр. 62.
  10. ^ a b c Бидлингмайер , стр. 73.
  11. ^ a b c d Уильямсон , стр. 40.
  12. ^ a b Уитли , стр. 72.
  13. ^ Bidlingmaier , стр. 76-77.
  14. ^ a b Бидлингмайер , стр. 77.
  15. ^ a b Slader , стр. 25.
  16. ^ Slader , стр. 26.
  17. ^ Bidlingmaier , стр. 78.
  18. ^ Ровер , стр. 6.
  19. Джексон , стр. 61–63.
  20. Перейти ↑ Williamson , pp. 40–41.
  21. ^ Bidlingmaier , стр. 79.
  22. ^ Bidlingmaier , стр. 80.
  23. ^ Bidlingmaier , стр. 41.
  24. ^ Bidlingmaier , стр. 81.
  25. ^ Ровер , стр. 8.
  26. ^ Bidlingmaier , стр. 82.
  27. ^ Bidlingmaier , стр. 83.
  28. ^ Bidlingmaier , стр. 86.
  29. ^ Папа , стр. 101.
  30. ^ a b Бидлингмайер , стр. 88.
  31. ^ a b Джексон , стр. 64.
  32. ^ a b c d Бидлингмайер , стр. 91.
  33. ^ a b c Джексон , стр. 67.
  34. ^ a b Уильямсон , стр. 42.
  35. ^ Bidlingmaier , стр. 92.
  36. ^ «Конвенция (XIII) о правах и обязанностях нейтральных держав в военно-морской войне» . Международный комитет Красного Креста. 18 октября 1907 г.
  37. ^ a b c Боннер , стр. 56.
  38. ^ a b c d Бидлингмайер , стр. 93.
  39. ^ Уильямсон , стр. 43.
  40. Саймон Миттон, Фред Хойл, Жизнь в науке , Глава 4, Тайная война Хойла , стр. 83, Cambridge University Press (2011).
  41. ^ BBC 2004-02-26 .
  42. ^ BBC 2006-02-10 .
  43. ^ BBC 2014-12-15 .

Литература

  • Майкл Пауэлл. Последний поход «Графа Шпее». Гибель в Южной Атлантике. 1938-1939 = Death in the South Atlantic: The Last Voyage of the Graf Spee. — М.: Центрполиграф, 2006. — 272 p. — (За линией фронта. Военная история). — 5000 экз. — ISBN 5-9524-2536-4.
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1910—2005. — Минск: Харвест, 2007. — ISBN 5-17-030194-4
  • Патянин С. В., Дашьян А. В. и др. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — ISBN 5-699-19130-5
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996.

Боевая эффективность

Схема бронирования:

700px
bottom

Толщина брони, мм:

1

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Обшивка 19
Носовой бронепояс 19
Кормовой бронепояс 45…50
Палуба Оконечности 19
Центральная часть 19

2

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Надстройки 13
Боевая рубка 20…150

3

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Носовой траверс 16…100
Кормовой траверс 16…100
Борт 19…100
Палуба 19

4

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Башни ГК Лоб 140
Бок 60…80
Тыл 170
Крыша 85…105
Барбеты 125

5

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Носовой траверс 100
Кормовой траверс 100
Борт 40
Палуба 20…70

Общая

1
Обшивка

2
Надстройки

3
Служебные помещения

4
Установки ГК

5
Цитадель

Достоинства и недостатки:

Достоинства:

  • большой запас очков боеспособности;
  • хорошая дальность стрельбы;
  • лучший урон ББ снарядов;
  • лучший % шанса возникновения пожара и пробитие ОФ снарядов;
  • наличие снаряжения ;
  • лучшая противоторпедная защита (22%).

Недостатки:

  • низкая скорость хода;
  • долгое время перезарядки орудий ГК;
  • долгое время перекладки рулей;
  • время тушения пожара 45 секунд (вместо 30 у других крейсеров).

Ссылки

 Корабли Германии

Эсминцы  II V-25 • III G-101 • IV V-170 • V T-22 • VI Ernst Gaede • VI T-61 • VI Karl von Schönberg • VII Leberecht Maass • VII Z-31 • VII Z-39 • VIII Z-23 • VIII Gustav-Julius Maerker • VIII Z-35 • IX Z-46 • IX Felix Schultz • IX Z-44 • IX ZF-6 • X Z-52 • X Elbing 
Крейсеры  I Hermelin • II Dresden • II Emden • III Kolberg • IV Karlsruhe • V Königsberg • VI Nürnberg • VI Admiral Graf Spee • VI HSF Admiral Graf Spee • VII Yorck • VII München • VII Weimar • VIII Admiral Hipper • VIII Prinz Eugen • VIII Mainz • IX Roon • IX Siegfried • IX Ägir • X Hindenburg 
Линкоры  III Nassau • III Von der Tann • III König Albert • IV Kaiser • IV Moltke • V König • V Derfflinger • VI Bayern • VI Mackensen • VI Prinz Eitel Friedrich • VII Gneisenau • VII Prinz Heinrich • VII Scharnhorst • VII Scharnhorst B • VIII Tirpitz • VIII Bismarck • VIII Zieten • VIII Odin • VIII Brandenburg • VIII Tirpitz B • IX Friedrich der Grosse • IX Prinz Rupprecht • IX Pommern • X Grosser Kurfürst • X Schlieffen 
Авианосцы  IV Rhein • VI Weser • VI Erich Loewenhardt • VIII August von Parseval • VIII Graf Zeppelin • VIII Graf Zeppelin B • X Manfred von Richthofen • X Max Immelmann

Крейсеры

Япония  I Hashidate • II Chikuma • III Tenryū • III Katori • IV Yūbari • IV Kuma • IV Iwaki Alpha • V Furutaka • V Yahagi • VI Aoba • VII Myōkō • VII ARP Myōkō • VII ARP Ashigara • VII ARP Haguro • VII Southern Dragon • VII Eastern Dragon • VII ARP Nachi • VIII Mogami • VIII Tone • VIII Atago • VIII Atago B • VIII ARP Takao • VIII ARP Maya • IX Ibuki • IX Azuma • X Zaō • X Yoshino • X Kitakami 
СССР  I Орлан • II Диана • II Диана Lima • II Новик • III Аврора • III Богатырь • III Олег • III Варяг • IV Светлана • V Мурманск • V Котовский • V Красный Крым • V Микоян • V Киров • VI Будённый • VI Молотов • VI Адмирал Макаров • VII Щорс • VII Лазо • VIII Чапаев • VIII Таллин • VIII Михаил Кутузов • VIII Очаков • VIII Пётр Багратион • VIII Багратион • IX Дмитрий Донской • IX Рига • IX Кронштадт • X Москва • X Александр Невский • X Петропавловск • X Сталинград • X Смоленск 
США  I Erie • II Chester • II Albany • III St. Louis • III Charleston • IV Phoenix • V Omaha • V Marblehead • V Marblehead Lima • VI Pensacola • VI Dallas • VII Atlanta • VII New Orleans • VII Helena • VII Indianapolis • VII Atlanta B • VII Boise • VII Flint • VIII Baltimore • VIII Cleveland • VIII Wichita • VIII Anchorage • VIII Congress • VIII Rochester • VIII AL Montpelier • IX Buffalo • IX Seattle • IX Alaska • IX Alaska B • X Des Moines • X Worcester • X Puerto Rico • X Salem • X Austin 
Европа  I Gryf 
Италия  I Eritrea • II Nino Bixio • III Taranto • IV Alberto di Giussano • V Raimondo Montecuccoli • V Genova • VI Trento • VI Duca d’Aosta • VII Zara • VII Duca degli Abruzzi • VII Gorizia • VIII Amalfi • IX Brindisi • X Venezia • X Napoli 
Германия  I Hermelin • II Dresden • II Emden • III Kolberg • IV Karlsruhe • V Königsberg • VI Nürnberg • VI Admiral Graf Spee • VI HSF Admiral Graf Spee • VII Yorck • VII München • VII Weimar • VIII Admiral Hipper • VIII Prinz Eugen • VIII Mainz • IX Roon • IX Siegfried • IX Ägir • X Hindenburg 
Великобритания  I Black Swan • II Weymouth • III Caledon • IV Danae • V Emerald • V Hawkins • V Exeter • VI Leander • VI Devonshire • VI London • VII Fiji • VII Surrey • VII Belfast • VIII Edinburgh • VIII Albemarle • VIII Cheshire • VIII Tiger ’59 • VIII Belfast ’43 • IX Neptune • IX Drake • X Minotaur • X Goliath • X Plymouth 
Франция  I Bougainville • II Jurien de la Gravière • III Friant • IV Duguay-Trouin • V Émile Bertin • VI La Galissonnière • VI De Grasse • VII Algérie • VIII Charles Martel • VIII Bayard • IX Saint-Louis • IX Carnot • X Henri IV • X Colbert 
Пан-Азия  I Chengan • VI Huanghe • VIII Irian • VIII Wukong 
Содружество Наций  VI Perth • VI Mysore 
Нидерланды  I Van Kinsbergen • II Gelderland • III Java • IV De Ruyter • V Celebes • VI Kijkduin • VII Eendracht • VIII Haarlem • VIII De Zeven Provinciën • IX Johan de Witt • X Gouden Leeuw 
Пан-Америка  II Almirante Abreu • VII Nueve de Julio

Версия № 1: немцы испугались

Согласно этому мифу, в ходе морского боя с британцами кораблю был причинен серьезный ущерб. Капитан броненосца надеялся восстановить судно в уругвайской столице, но власти государства категорически отказались ему помочь.

Харвуду не давало покоя нахождение немцев в Уругвае. Англичане думали, что неприятельский корабль может в любую минуту покинуть порт и скрыться в неизвестном направлении. Для захвата линкора у «Аякса» и «Ахиллеса» не хватило бы сил.

Тем временем до капитана «Адмирала графа Шпее» дошли сведения, будто на выходе из порта Монтевидео его корабль поджидает сильная британская эскадра с линкором «Ринаун» и авианосным судном Ark Royal. Миф гласит, что, дескать, Лангсдорф так испугался, что приказал уничтожить броненосец.

В действительности его судно не могло сражаться. Чтобы узнать, насколько серьезно поврежден линкор, из столицы Германии в Уругвай быстро прибыл специалист. Исследовав урон, причиненный кораблю, эксперт послал в Берлин рапорт, в котором сообщал, что судовая кухня с хранилищем съестных припасов полностью уничтожена, а командно-дальномерный пост (КДП) выведен из строя.

Таким образом, плавание стало невозможным. Без кухни и еды команда умерла бы от голода, а поврежденный КДП не позволял вести точный огонь по противник в случае новой схватки.

Чтобы восстановить судно нужно было минимум 2 недели, а власти страны позволили немцам оставаться в Монтевидео лишь 3 дня. Считая, что иного выхода нет, 17.12.1939 г. капитан «Адмирала графа Шпее» приказал потопить судно. Еще через 3 дня Лангсдорф покончил с собой, чтобы не быть обвиненным в трусости.

Ссылки

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Шпее,_Максимилиан_фон
  • https://en.wikipedia.org/wiki/Maximilian_von_Spee
  • https://de.wikipedia.org/wiki/Maximilian_von_Spee
  • https://www.deutsche-schutzgebiete.de/graf_spee.htm
  • https://www.firstworldwar.com/bio/spee.htm
  • https://www.bundesarchiv.de/oeffentlichkeitsarbeit/bilder_dokumente/01101/index-24.html.de
  • https://de.wikipedia.org/wiki/Admiral_Graf_Spee
  • https://de.wikipedia.org/wiki/SMS_Graf_Spee
  • https://sea-wave.ru/forum/showthread.php?t=305
  • https://warspot.ru/2439-triumf-britanskih-kreyserov
  • https://reibert.info/threads/nemeckaja-vostochno-aziatskaja-ehskadra.216821/

Личная жизнь и семья

Отто и Генрих фон Шпее.

Максимилиан фон Шпее был четвертым ребёнком графа Рудольфа фон Шпее (нем. Rudolf von Spee; 1822-1881) и Фернанды Марии Софии урожденной Тутиен (нем. Fernanda Maria Sophie geb. Tutein; 1832-1913).

С 1889 года Максимилиан фон Шпее был женат на Маргарите фон Остен-Сакен (нем. Margareta geb. Freiin von der Osten-Sacken; 1867–1929). От неё у него было трое детей. Оба сына погибли вместе с ним во время сражения при Фолклендах.

Старший сын Отто фон Шпее (нем. Otto von Spee). Родился 10 июля 1890 года в Киела. Морской офицер лейтенант. Погиб 8 декабря 1914 года в Южной Атлантике в бою у Фолклендских островов, на борту SMS Nürnberg.

Младший Генрих фон Шпее (нем. Heinrich von Spee). Родился 24 апреля 1893 года в Киела. Морской офицер лейтенант. Погиб 8 декабря 1914 года в Южной Атлантике в бою у Фолклендских островов, на борту SMS Gneisenau.

Дочь Хуберта (нем. Huberta von Spee). Родилась 11 июля 1894 года в Киеле. Умерла 18 сентября 1954 года в Бонне.

«Адмирал граф Шпее» — германский линкор Второй мировой войны

По Версальскому соглашению, заключенному после Первой мировой войны, в 1919 г., на Германию налагались серьезные ограничения, включая и все, что касалось ее возможности иметь крупные боевые корабли. Строить разрешалось корабли водоизмещением не свыше 10000 т, вооруженные орудиями калибра не более чем 11 дюйм. (280 мм). Союзники рассчитывали посредством подобных запретов ограничить сферу применения немецких боевых кораблей только Балтийским морем и, таким образом, гарантировать себя от угрозы со стороны Германии в будущем. У немцев же в конце двадцатых годов возникли совершенно иные планы.

Линкор «Адмирал граф Шпее» — видео

С появлением новых технологий, таких как электросварка и дизельные силовые установки, открылись возможности строительства меньших по размеру и при этом более быстроходных и эффективных боевых кораблей. Несмотря на относительно легкое бронирование, они могли отправляться в дальние рейды и представлять угрозу коммерческому судоходству. В Кригсмарине (ВМФ Германии) такие новые корабли именовали Panzerschiffe (Панцершиффе) — буквально: бронированные корабли (корабли-танки), — но во всем остальном мире они были известны как «карманные линкоры». Первыми строились корабли типа «Дойчланд», более справедливо считавшиеся тяжелыми крейсерами. Первые три корабля имели водоизмещение около 12000 т и, таким образом, превышали обусловленный соглашением вес, но при этом имели на вооружении скромную 11-дюйм. (280-мм) артиллерию главного калибра. Затем шли пять тяжелых крейсера типа «Адмирал Хиппер». Германский линкор «Адмирал граф Шпее» стоял на очереди третьим после «Адмирала Шеера» и «Дойчланд» и строился спустя примерно три года после него.

«Адмирал граф Шпее» был заложен 1 октября 1932 г., спущен на воду 30 июня 1934 г. и вступил в строй б января 1939 г. С началом войны все три корабля быстро приступили к выполнению боевых заданий — «Граф Шпее» начал действовать в Южной Атлантике уже 21 августа 1939 г. В первые месяцы после объявления войны Германией он пустил на дно несколько судов союзников общим водоизмещением свыше 50 000 т. Командование КВМФ поручило капитанам крейсеров «Эксетер», «Ахиллес» и «Аякс» найти и потопить дерзкого германца. Несмотря на то что все три британских крейсера уступали «Графу Шпее» в огневой мощи и проигрывали в скорости, им удалось загнать немецкий крейсер в устье реки Рио-де-ля-Плата в порт Монтевидео, в Уругвае. Здесь британские разведчики смогли убедить командира «Графа Шпее» в том, что на выходе в море его будет ждать целая армада боевых кораблей противника. В результате 17 декабря 1939 г. команда затопила «Графа Шпее». После этого Гитлер приказал переименовать «Дойчланд» в «Лютцов», опасаясь, как бы названный в честь Фатерлянда корабль не разделил судьбу «Графа Шпее».

Тактико-технические характеристики линкора «Адмирал граф Шпее»

Водоизмещение стандартное 11 700 т; полное 16 200 т
Главные размерения длина (общая) 186 м; ширина (на уровне ватерлинии) 21,59 м; осадка 7,39 м
Энергетическая установка восемь 2-тактных 9-цилиндровых дизельных двигателя MAN, развивающие суммарную мощность 54 000 л.с. и вращающие три гребных винта
Максимальная скорость 28 уз.
Вооружение восемь 11-дюйм. (280-мм) главных орудий, восемь 6-дюйм. (152-мм) и шесть 4,1-дюйм. (105-мм) орудий, восемь 37-мм и шесть 20-мм зенитных автоматических орудий, восемь 21-дюйм. (533-мм) торпедных аппаратов, два самолета
Бронирование толщина бортового пояса от 76 мм до 57 мм; палубы 38 мм; торпедной установки от 44 мм до 38 мм; главных башен от 140 мм до 82 мм
Команда от 619 до 1150 человек

Фото линкора «Адмирал граф Шпее»

Источник 762

Миф первый — струсили и затопили

На ту же тему Авианосцы против подводных лодок: первая победа надсерыми волками»

Во время сражения с англичанами броненосец получил сильные повреждения. Лангсдорф рассчитывал отремонтироваться в Уругвае, но проанглийское правительство этой страны отказало в помощи. Уругвайские верфи не взялись за ремонт немецкого корабля.

Англичан беспокоило нахождениеШпее» в Монтевидео. Они считали, что тот может выйти в море в любой момент и раствориться в океанских просторах. А задержать рейдер двумя лёгкими крейсерами Харвуд не мог.

Считается, что ему помогли слухи, будто немецкий рейдер на выходе из гавани уже ждала мощная английская эскадра с линейным крейсеромРинаун» и авианосцемАрк Ройал». Якобы они так сильно давили на нервы Лангсдорфу, что тот проявил трусость и предпочёл затопить свой корабль, не сражаясь.

Чтобы выяснить состояниеШпее», Берлин срочно отправил в Монтевидео своего эксперта. Изучив вопрос, последний доложил в Германию, что в бою с английскими крейсерами броненосец получил два серьёзных повреждения: были уничтожены камбуз с провизионкой и вышел из строя командно-дальномерный пост. В результате выход в море был исключён. Во-первых, без камбуза и провизионки в походе не прокормить экипаж. Во-вторых, с неисправным КДП в бою невозможно точно стрелять.

На ремонт требовалось две недели, но Уругвай дал только три дня. Не видя другого выхода, 17 декабря 1939 года Лангсдорф уничтожил корабль. Спустя три дня он застрелился, чтобы не прослыть трусом.

ГорящийАдмирал граф Шпее»

Бой у Ла-Платы

Утром 13 декабря 1939 года около 6 часов утра «Адмирал граф Шпее» столкнулся с эскадрой английских крейсеров; на «Шпее» обнаружили верхушки мачт в 05:52, в 06:16 с крейсера «Эксетер», поступило донесение: «Полагаю, что это „карманный линкор“». Поначалу английские лёгкие крейсеры немцы приняли за эсминцы и командир «Адмирала Шпее» капитан цур зее Ганс Лангсдорф считал, что ведёт бой с крейсером и двумя эсминцами.

В 06:18 первый залп немецкого рейдера лёг между английскими крейсерами, а через четыре минуты открыли огонь орудия «Эксетера». Приняв лёгкие крейсеры за эсминцы, командир корабля «Адмирал граф Шпее» приказал сосредоточить огонь артиллерии главного калибра только на тяжёлом крейсере. Этот огонь оказался весьма точным: в течение следующих двадцати минут «Эксетер» получает несколько попаданий, в результате чего у него оказалась разбитой вторая носовая башня, разрушен командирский мостик, нарушена связь и выведены из строя механизмы управления рулями. Перейдя в кормовую боевую рубку, командир английского корабля приказывает дать по немецкому линкору торпедный залп, и в это самое мгновение корабль сотрясают ещё два тяжёлых попадания. Окутанный дымом, осевший на нос и накренившийся на борт, «Эксетер» в 07:40 выходит из боя.

Тем временем лёгкие крейсеры, обстреливаемые только вспомогательной артиллерией линкора, проскочили опасную зону и, по словам Лангсдорфа, вели себя с «непостижимой наглостью». Когда в 07:16 рейдер повернул к югу, намереваясь добить «Эксетер», лёгкие крейсеры «Аякс» и «Ахиллес», ринувшись на помощь своему собрату, стреляли так точно и эффективно, что двумя снарядами вывели из строя систему управления артиллерийским огнём на «Адмирале графе Шпее». И хотя эти действия не остались безнаказанными — один 280-мм немецкий снаряд вывел из строя кормовые башни на «Аяксе», а другой снёс его мачту, — оба англичанина продолжали как тени следовать за отходящим к западу «карманным» линкором. В полночь, когда «Адмирал граф Шпее» отдал якорь на рейде Монтевидео, «Аякс» и «Ахиллес», разделившись, поспешили перекрыть оба выхода из устья Ла-Платы. На следующую ночь к ним присоединился тяжёлый крейсер «Кумберлэнд» — это было всё, что Харвуд смог противопоставить германскому рейдеру.

Хотя повреждения «Адмирала графа Шпее» оказались не очень велики, он нуждался в ремонте, которого нельзя было сделать за трёхдневный срок, предоставленный правительством Уругвая согласно нормам международного права, к тому же, к концу подходили боеприпасы. Понимая его затруднительное положение, английская агентура в Монтевидео усиленно распространяла слухи: «Адмирала графа Шпее» у выхода из Ла-Платы поджидает сильная английская эскадра, в составе которой находятся линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройял». Уверовав в неминуемую гибель своего корабля, Лангсдорф послал запрос в Берлин, откуда был получен едва ли не личный приказ фюрера: боя не принимать, корабль уничтожить. 17 декабря 1939 года Лангсдорф приказал затопить корабль. Команда сошла на берег и была интернирована в нейтральной Аргентине. Командир застрелился 20 декабря в Буэнос-Айресе.

«Шпее» затонул в нейтральных водах на мелком месте — так, что над волнами возвышались его обгоревшие надстройки. Англичане снарядили специальную экспедицию, предполагая снять с него всё, что уцелело из приборов, в частности, радар, а также образцы вооружения (105-мм зенитки и автоматы). Удалось выполнить только часть программы, поскольку вскоре после начала работ разыгрался шторм, и операцию пришлось прекратить. Оставшуюся груду железа начиная с 1942 года постепенно разобрали на лом. Правда, работать на илистом дне оказалось крайне неудобно, и некоторые части последнего «карманного линкора» до сих пор ржавеют на месте гибели с координатами .
В 2004 году из воды были подняты некоторые остатки корабля.

роковая ошибка командира линкора

Как и у любого корабля, так и у командира была своя слабость — Langsdorff был требователен к выполнению своих обязанностей каждым членом команды, и ему часто приходилось идти на риск, что впоследствии и стало роковым решением.

Карманному линкору «Admiral Graf Spee» всегда удавалось исчезнуть незамеченным, скрываясь на просторах океана. Он маневрировал так быстро, что британцы не могли понять имеют ли они дело с одним или двумя вражескими кораблями. Британская разведка доложила Адмиралтейству трагическую картину потерь, и решение было принято незамедлительно — линкор «Admiral Graf Spee» должен быть найден. Вскоре британское командование отправило восемь корабельных поисковых групп.

6 декабря 1939 года командир корабля проводил учения по работе с поисковыми прожекторами, так как экипаж серьезно сплоховал при последней попытке ночной атаки. Огни линкора «Admiral Graf Spee», который должен оставаться не замеченным были видны за много миль. Ослепительное шоу, устроенное капитаном стало роковым.

Внезапно впередсмотрящий доложил, что наблюдает торговое судно, следующее без огней, но командир, не пытаясь идентифицировать его, дал уйти. Как оказалось, норвежское торговое судно незамедлительно сообщило координаты линкора в Лондон. Адмиралтейство сразу же направило в район один тяжелый крейсер «Exeter» и два легких крейсера «Ajax» и «Achilles» на перехват вражеского линкора, который тем временем направлялся в Германию для планового ремонта и за пополнением запасов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector