Стратегические крылатые ракеты х-101 и х-102: история создания, летно-технические характеристики, принцип действия и конструкция

Примечания

  1. . MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945 г.). Дата обращения 10 сентября 2017.
  2. ↑ .
  3. : «Две барабанные пусковые установки стратегического ракетоносца Ту-160 вмещают 12 ракет.».
  4. : «Министерство обороны России опубликовало видео нанесения ракетных ударов по позициям сирийских боевиков стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС. Это первое официальное свидетельство применения «медведями» (так самолеты прозвали в НАТО) новых крылатых ракет Х-101. До этого данное оружие использовали лишь стратегические ракетоносцы Ту-160.».
  5. : «Самолет специально модернизировали под новые ракеты: усилили пилоны, доработали бортовую электронику, чтобы самолет мог выдавать ракетам полетное задание, выполнять другие действия, связанные с их боевым применением. Ту-95МС может нести восемь Х-101 на пилонах под крыльями.».
  6. : «Он может взять на борт восемь крылатых ракет. Для этого пришлось переработать пилоны, доработать бортовое радиоэлектронное оборудования, чтобы самолет мог выдавать на ракеты полетное задание и осуществлять другие действия, связанные с боевым применением новых крылатых ракет.».
  7. . function.mil.ru. Дата обращения 19 ноября 2015.
  8. . Первый канал. Дата обращения 21 ноября 2015.
  9. .
  10. . РБК. Дата обращения 17 февраля 2017.

Источники

  • Антон Валагин. . Российская газета (18 ноября 2016).
  • Антон Валагин. . Российская газета (18 ноября 2016).
  • Юрий Гаврилов. . Российская газета (17 ноября 2016).
  • Мураховский В. . ТАСС (18 ноября 2016).

Стратегическая авиация вновь отстрелялась новыми ракетами в Сирии

В среду самолеты стратегической авиации Ту-95МС нанесли удар крылатыми ракетами Х-101 по позициям боевиков в сирийских провинциях Хомс и Хама. Российские военные утверждают, что поражены все намеченные цели: три крупных склада вооружений и боеприпасов, а также командный пункт террористов. По мнению эксперта, на границе этих провинций отсутствует критическая напряженность, оправдывающая использование данного типа ракет. По сведениям “Ъ”, для военных куда важнее было испытать доработанную по результатам предыдущих пусков Х-101.

В среду Минобороны разместило видеозапись ракетного удара по позициям террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) на границе провинций Хама и Хомс в Сирии. Стратегические ракетоносцы Ту-95МС в сопровождении истребителей Су-30СМ выпустили несколько крылатых ракет Х-101. В сообщении ведомства подчеркивается, что все намеченные цели были успешно поражены: «В результате удара уничтожены три крупных склада вооружений и боеприпасов, а также командный пункт террористов в районе города Акербат, что подтверждено данными объективного контроля». По словам представителя ведомства, ракетоносцы взлетали с авиабазы Энгельс (Саратовская область), совершили дозаправку в воздухе, а только потом уже выпустили Х-101 с расстояния около 1 тыс. км. По окончании боевого задания все самолеты вернулись в места постоянного базирования, добавили в ведомстве.

Как Ту-95МС сбрасывал крылатые ракеты Х-101 в ноябре

Крылатая ракета воздушного базирования Х-101 способна уничтожать подвижные цели с точностью попадания до 10 м, а дальность поражения составляет до 4,5 тыс. км. Удар по границе провинций Хама и Хомс стал не первым боевым применением данного типа ракет — Х-101 неоднократно применялись в ходе военной операции России в Сирии. Последний раз бомбардировщики наносили удар Х-101 в феврале в районе сирийского города Ракка. По словам полковника запаса Виктора Мураховского, в районе границы провинций Хама и Хомс находятся стационарные цели террористов, которые было необходимо уничтожить. При этом, по его словам, военная обстановка в Сирии является тяжелой сейчас только на юге, в остальных регионах — ситуация некритическая. «То есть совершенно необязательно было наносить удар именно этим типом ракет, но сейчас идет боевая подготовка летнего периода обучения российских военнослужащих, что объясняет необходимость отработать удар в боевых условиях»,— заявил эксперт.

По слова источника “Ъ” в органах военного управления, целью этого пуска была не только необходимость в короткие сроки уничтожить инфраструктуру боевиков, но и испытать Х-101 после некоторых доработок по итогам первого боевого применения.

И в среду Х-101 свои характеристики подтвердила. В 2020 году президент Владимир Путин, говоря об операции в Сирии, признавался, что боевые действия выявили «определенные проблемы», устранение которых позволит «скорректировать дальнейшие направления развития и совершенствования образцов военной техники».

Как уничтожение сирийского Су-22 грозило новым кризисом между Россией и США

Напомним, что в последний раз обстрелы провинции Хама российскими военными состоялись 23 июня. Тогда были произведены пуски шести крылатых ракет «Калибр» по объектам ИГ из восточной части акватории Средиземного моря (пуски были осуществлены с фрегатов «Адмирал Эссен» и «Адмирал Григорович», а также дизель-электрической подлодки «Краснодар»). В результате удара, по данным Минобороны РФ, были уничтожены пункты управления и склады вооружения боевиков в провинции Хама. Оставшиеся объекты уничтожили бомбардировщики ВКС РФ.

Александра Джорджевич, Иван Сафронов

От истории герба к истории семьи

История геральдики, или создание герба, восходит ко временам крестовых походов, когда люди должны были быстро визуально идентифицировать человека, полностью облаченного в рыцарские доспехи.

Герб – это символ, представляющий человека, семью или корпорацию. Впервые они начали активно использоваться в 12 веке феодалами и рыцарями

Рыцарей, таким образом, узнавали во время сражений, родовые эмблемы размещались на щитах рыцарей и на другой амуниции.
Герб семьи должен отражать основные семейные традиции и ценности, поэтому его создание позволяет детям осознать их важность.

Первоначально гербы были простыми, с использованием всего лишь нескольких различных форм и цветовых комбинаций. Но по мере того, как все больше и больше рыцарей желали отличиться, дизайны становились все более и более сложными, пополнялись определенными значениями, которые передавал каждый знак или символ, используемый для отображения на щите.

Сегодня гербы используются не только в качестве семейного. Их можно увидеть на значках спортивных команд, логотипах компаний, символике клубов и организаций, а также на валютах, марках, флагах или баннерах. Большинство стран и городов Европы имеют герб и даже некоторые небольшие деревни. Но все же чаще они воспринимаются как символ родословной и привязаны к определенной фамилии.

Примечания

  1. Х-101 / Х-102 (рус.). MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945 г.). Дата обращения 10 сентября 2020.
  2. 1234 Валагин, 2020:1.
  3. Антон Валагин . Крылатую ракету Х-101 улучшили с учетом сирийского опыта,Российская газета (24 января 2018). Дата обращения 6 октября 2020.
  4. Эксперт рассказал о точности крылатых ракет Х-101, применяемых против боевиков в Сирии.
  5. Х-101/102, крылатые ракеты // ИА «Оружие России».
  6. Валагин, 2020:1: «Две барабанные пусковые установки стратегического ракетоносца Ту-160 вмещают 12 ракет.».
  7. Валагин, 2020:2: «Министерство обороны России опубликовало видео нанесения ракетных ударов по позициям сирийских боевиков стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС. Это первое официальное свидетельство применения «медведями» (так самолеты прозвали в НАТО) новых крылатых ракет Х-101. До этого данное оружие использовали лишь стратегические ракетоносцы Ту-160.».
  8. Валагин, 2020:1: «Самолет специально модернизировали под новые ракеты: усилили пилоны, доработали бортовую электронику, чтобы самолет мог выдавать ракетам полетное задание, выполнять другие действия, связанные с их боевым применением. Ту-95МС может нести восемь Х-101 на пилонах под крыльями.».
  9. Мураховский, 2020: «Он может взять на борт восемь крылатых ракет. Для этого пришлось переработать пилоны, доработать бортовое радиоэлектронное оборудования, чтобы самолет мог выдавать на ракеты полетное задание и осуществлять другие действия, связанные с боевым применением новых крылатых ракет.».
  10. Министерство обороны Российской Федерации (неопр.) . function.mil.ru. Дата обращения 19 ноября 2020.
  11. Владимир Путин провёл совещание с руководством Минобороны, посвящённое ходу операции в Сирии (неопр.) . Первый канал. Дата обращения 21 ноября 2020.
  12. Гаврилов, 2020.
  13. Бомбардировщики Ту-95 нанесли удар в районе «столицы ИГ» в Сирии (неопр.) . РБК. Дата обращения 17 февраля 2020.
  14. Tu-95MS bombers launched Kh-101 cruise missiles against ISIS object in Syria . Минобороны России. (5 июля 2017).
  15. Tu-95MS fired Kh-101 cruise missiles at ISIS objects in SYRIA . Минобороны России. (26 сентября 2017).

Источники

  • Антон Валагин. В России рассказали об особенностях ракет Х-101(неопр.) . Российская газета (18 ноября 2016).
  • Антон Валагин. Видео: Ту-95 впервые применили в Сирии новые ракеты(неопр.) . Российская газета (18 ноября 2016).
  • Юрий Гаврилов. Атака с моря и двух баз(неопр.) . Российская газета (17 ноября 2016).
  • Мураховский В. Эксперт рассказал о точности крылатых ракет Х-101(неопр.) . ТАСС (18 ноября 2016).

Противокорабельная ракета Х-31А (Х-31АД)

Ракеты Х-31А (Х-31АД) (см. проекции) выполнены по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным расположением крыла и рулей. Ракета состоит из трех отсеков. Каждый отсек представляет собой конструктивно и функционально законченный блок. На корпусе в плоскости несущих поверхностей расположены четыре боковых круглых сверхзвуковых воздухозаборника.

Двигатель — прямоточный воздушно-реактивный, создан в МКБ «Союз»(г.Тураево Московская область) . В его состав входят: воздухозаборники, топливные баки с системой вытеснения и аппаратурой дозирования топлива, фронтовое устройство, камера сгорания с нерегулируемым сверхзвуковым соплом, электрогидравлическая система регулирования росжига.

В камере сгорания маршевого двигателя размещается твердотопливный стартовый ускоритель, который после отделения ракеты от самолета-носителя надежно обеспечивает ее разгон до скорости запуска маршевого ПВРД. После окончания работы стартовый ускоритель выталкивается набегающим потоком воздуха. Использование такой интегральной двигательной установки обеспечивает увеличение среднетраекторной скорости и дальности стрельбы при уменьшении габаритов ракеты.

Ракеты семейства Х-31А функционируют совместно с прицельно-навигационной системой и системой управления оружием, входящими в состав бортовой аппаратуры самолета-носителя.

Ракета может применяться в двух режимах:

  • совместном с захватом цели на автосопровождение ГСН на подвеске под самолетом-носителем
  • автономном с захватом цели на автосопровождение ГСН на траектории полета ракеты (после пуска) на удалении 7…20км от цели.

Выбор режима производится экипажем самолета-носителя в зависимости от высоты полета и дальности обнаружения цели. После наложения прицельного перекрестия радиолокатора носителя на отметку цели и подачи соответствующих команд начинается расчет разрешенной зоны пуска и выдача ракете информации для подготовки ее к пуску. Затем происходит подготовка цепей ракеты к пуску, ввод данных целеуказания и параметров полета самолета-носителя в ракету. При нахождении самолета в зоне возможных пусков (см.


для Х-31А ) оператор подает с борта сигнал «пуск» на катапультное устройство и происходит катапультирование одной из ракет. После старта ракета совершает автономный полет в соответствии с выбранными законами управления в район поиска цели. Расчетная точка выхода ракеты в зону захвата цели активной радиолокационной головкой самонаведения (АРГСН) находится на расстоянии 7,5км от цели на высоте 100м. После захвата цели на автосопровождение ракета совершает «подскок», исключающий возможность приводнения ракеты при подлете к цели с малыми углами.

Поражение цели происходит за счет подрыва боевой части ракеты после проникновения ее внутрь корабля при прямом попадании или за счет осколочно-фугасного действия при пролете ракеты над целью. Пуск Х-31А с самолета-носителя возможен по цели, расположенной в пределах курсовых углов ±8°.

Ракеты Х-31А (Х-31АД) могут применяться днем и ночью, при волнении моря до 4-5 баллов и в любых метеоусловиях, при активном радиоэлектронном и огневом противодействии противника по целям с заранее известными координатами, а также обнаруженным самолетной РЛС в процессе полета (основной способ).

Среднее необходимое число попаданий ракеты Х-31АД для поражения цели типа «эсминец» — 2, для цели типа «ракетный катер» — 1.

Для транспортировки и хранения ракеты применяется герметизированный контейнер.

Достанем везде. Крылатая ракета Х-101/102

Х-101 (Х-102 с ЯБЧ) — стратегическая крылатая ракета воздушного базирования созданная по технологии Стелс. Разработчик — КБ Радуга.

Носители Х-101/102: стратегический бомбардировщик Ту-95 (8 ракет), стратегический бомбардировщик Ту-160 (12 ракет), ракетоносец Ту-22К (2 ракеты) и фронтовой штурмовик Су-34 (2 ракеты). По некоторым данным (без пруф) дальность ракет Х-101/102 может достигать 9000 или даже 10000 километров.

К сожалению, большая часть данных о КР Х-101/102 до сих пор засекречена. Тем не менее даже по информации, полученной из открытых источников, можно сделать потрясающие выводы. Вот что, например, пишут об этой фантастической отечественной крылатой ракете в СМИ:

pravda.ru:

«Российским ученым удалось создать лучшую КР в мире — ее наименование Х-101/Х-102. Сегодня она является венцом эволюции этого вида вооружений. Постановка ракеты на боевое дежурство позволит укрепить отечественные ядерные силы и стать основой для создания ядерного паритета, даже если противник плотным кольцом оцепит Россию системами ПРО.»

inosmi.ru:

«Это, конечно, не новость, но ракета Х-101/102 действительно шедевр. Ее дальность (5-5,5 тыс км) делает ее оружием первого удара. Особенно, при наличии у России огромного числа зарядов малой мощности для войны в Европе. Получается, что (при такой дальности) америкосы просто не успевают перехватить наши бомбовозы, которые взлетают, например, с Камчатки. Или даже из Владика. Им хватает времени долететь до точки пуска, сбросить все ракеты и еще вернуться на базу. Причем, не исключено, что Х-101 смогут устанавливать на СУ-34 (парочку), превращая их из штурмовиков в стратегический бомбардировщик. У самого Су-34 радиус 4 тыс (с дозаправкой — 7), 5 тыс. самой ракеты — начертите радиус из Приморья — все США под ударом.»

defence.pk:

Kh-101/102 was developed as a stealthier, more accurate successor of Kh55SM. Unlike its predecessor, the turbojet engine is recessed inside the fuselage, significantly reducing drag and radar signature. The Kh-101 is equipped with a conventional warhead while the Kh-102 carries a nuclear warhead. Its warhead weigh 400 kg (880 pounds) twice the size of the Kh-555. The ranges of Kh-101 is 3,500-5,000 km with accuracy of 10 meters. It will employ an inertial navigation system assisted by the Russian satellite based navigation network GLONASS. Russia will increase its number of cruise missiles by 30 times by the end of the current decade, Defense Minister Sergei Shoigu said Friday. We will boost the number of cruise missiles fivefold in the next three years and by 30 times by 2020

Щелкните мышкой по любой синей панели ниже для получения дополнительной информации.

ТТХ крылатых ракет Х-101/102

X-101/102
Масса, кг. 2400
БЧ, кг. 400
ЯБЧ, кт. 200
Длина, м 7.45
Диаметр корпуса, м 0.74
Размах крыла, м 3.0
ЭПP, м2 0.01
Двигатель ДТРД
Тяга двигателя, кГс 500
Масса топлива, кг 1250
Стартовая масса, кг 2400
Скорость максимальная, км/ч 970
Скорость крейсерская, км 720
Дальность, км. 5500
Дальность ЯБЧ, км. 9000
КВО, м 2-6
Маршевая высота полета, м 30/70
Базирование ВВС

Все данные получены из открытых источников

Сравнение с Х-БД

Х-БД X-101/102
Масса, кг. Нет данных 2400
БЧ, кг. Нет данных 400
ЯБЧ, кт. Нет данных 200
Длина, м ≤ 10 7.45
Диаметр корпуса, м ≤ 0.8 0.74
Размах крыла, м Нет данных 3.0
ЭПP, м2 ≤ 0.01 0.01
Двигатель Малогабаритный ТРДД ДТРД
Тяга двигателя, кГс Нет данных 500
Масса топлива, кг Нет данных 1250
Стартовая масса, кг Нет данных 2400
Скорость максимальная, км/ч Нет данных 970
Скорость крейсерская, км Нет данных 720
Дальность, км. ≥ 5000 3000
Дальность ЯБЧ, км. > 6500 5500
КВО, м ≤ 1-2 2-6
Маршевая высота полета, м Нет данных 30/70
Базирование Нет данных (скорее всего любое) ВВС

Данные получены из открытых источников Сравнение с Х-БД

Оценка ударной силы ракет Х-101 и Х-102

Обычная «конвенционная» боевая часть, которой обладает крылатая ракета Х-101, весит 400 килограммов – таковы характеристики её грузоподъемности. Это обозначает, что эффект от её воздействия можно сопоставить с ударом обычной авиабомбы калибра 500 кг. Примерно такой же мощностью обладают ракеты «Калибр» (боевая часть – 450 кг), «Искандер» (480 кг) и «Томагавк» (450 кг). Основное преимущество Х-101 по сравнению с ними – огромная дальность полета.

Правда, не совсем понятно, как именно можно воспользоваться возросшей дистанцией запуска ракеты. К примеру, при попытке поражения стратегически важных целей в глубине территории США дозвуковая Х-101 станет довольно уязвимой для перехвата, несмотря даже на свою маленькую ЭПР – ведь полет займет не меньше семи часов.


Запуск Х-101 из бомбоотсека самолета Ту-160

Намного более интересной особенностью Х-101 является возможность её использования против подвижных объектов. Разумеется, стрельба столь дорогими ракетами по танкам была бы бессмысленной, однако головка самонаведения, вероятно, позволяет нацеливаться на корабли противника, а это заметно расширяет диапазон боевого применения. ПКР со столь впечатляющей дальностью (точнее, самой большой в мире) могла бы внести заметные изменения в баланс сил на море.

ИИ встанет в строй

Для Вооружённых сил России началось серийное производство боевых роботов с искусственным интеллектом (ИИ).

«Появились уже не просто экспериментальные образцы, а роботы, которых действительно можно показывать в фантастических фильмах, когда они в состоянии самостоятельно воевать», — рассказал в конце мая в рамках марафона «Новое знание» министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. По его словам, оснащение войск такими машинами — одно из приоритетных для Минобороны направлений и скоро в российской армии создадут первое подразделение с 20 ударными роботами. Формы и методики боевого применения новых робототехнических комплексов будут отработаны на базе одного из военных научно-исследовательских центров.

А к декабрю 2021 года Министерство обороны России сформирует специальное управление по работе с искусственным интеллектом. Об этом сообщил в ходе Международного промышленного форума в Севастополе член коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве Российской Федерации Михаил Осыко. Новая структура, по его словам, будет обладать собственным бюджетом, а её функции и задачи будут похожи на те, которые уже несёт другое управление отечественного военного ведомства — перспективных межвидовых исследований.

«Думаю… это будет серьёзный прорыв, — считает Михаил Осыко. — Министерство обороны станет хорошим драйвером в этом процессе, особенно с точки зрения практического применения — того, чего сейчас не хватает. В скором времени может появиться новое понятие — «военный искусственный интеллект», как это было с роботами».

Отрывок, характеризующий Х-101

– Всё совсем благополучно? – Слава Богу, слава Богу! Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил. – А я то, не знал… Николушка… друг мой! – Вот он… наш то… Друг мой, Коля… Переменился! Нет свечей! Чаю! – Да меня то поцелуй! – Душенька… а меня то. Соня, Наташа, Петя, Анна Михайловна, Вера, старый граф, обнимали его; и люди и горничные, наполнив комнаты, приговаривали и ахали. Петя повис на его ногах. – А меня то! – кричал он. Наташа, после того, как она, пригнув его к себе, расцеловала всё его лицо, отскочила от него и держась за полу его венгерки, прыгала как коза всё на одном месте и пронзительно визжала. Со всех сторон были блестящие слезами радости, любящие глаза, со всех сторон были губы, искавшие поцелуя. Соня красная, как кумач, тоже держалась за его руку и вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Соне минуло уже 16 лет, и она была очень красива, особенно в эту минуту счастливого, восторженного оживления. Она смотрела на него, не спуская глаз, улыбаясь и задерживая дыхание. Он благодарно взглянул на нее; но всё еще ждал и искал кого то. Старая графиня еще не выходила. И вот послышались шаги в дверях. Шаги такие быстрые, что это не могли быть шаги его матери. Но это была она в новом, незнакомом еще ему, сшитом без него платье. Все оставили его, и он побежал к ней. Когда они сошлись, она упала на его грудь рыдая. Она не могла поднять лица и только прижимала его к холодным снуркам его венгерки. Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза. – Василий Денисов, друг вашего сына, – сказал он, рекомендуясь графу, вопросительно смотревшему на него. – Милости прошу. Знаю, знаю, – сказал граф, целуя и обнимая Денисова. – Николушка писал… Наташа, Вера, вот он Денисов. Те же счастливые, восторженные лица обратились на мохнатую фигуру Денисова и окружили его. – Голубчик, Денисов! – визгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцеловала его. Все смутились поступком Наташи. Денисов тоже покраснел, но улыбнулся и взяв руку Наташи, поцеловал ее. Денисова отвели в приготовленную для него комнату, а Ростовы все собрались в диванную около Николушки. Старая графиня, не выпуская его руки, которую она всякую минуту целовала, сидела с ним рядом; остальные, столпившись вокруг них, ловили каждое его движенье, слово, взгляд, и не спускали с него восторженно влюбленных глаз. Брат и сестры спорили и перехватывали места друг у друга поближе к нему, и дрались за то, кому принести ему чай, платок, трубку. Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали; но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастия ему казалось мало, и он всё ждал чего то еще, и еще, и еще. На другое утро приезжие спали с дороги до 10 го часа. В предшествующей комнате валялись сабли, сумки, ташки, раскрытые чемоданы, грязные сапоги. Вычищенные две пары со шпорами были только что поставлены у стенки. Слуги приносили умывальники, горячую воду для бритья и вычищенные платья. Пахло табаком и мужчинами. – Гей, Г’ишка, т’убку! – крикнул хриплый голос Васьки Денисова. – Ростов, вставай! Ростов, протирая слипавшиеся глаза, поднял спутанную голову с жаркой подушки. – А что поздно? – Поздно, 10 й час, – отвечал Наташин голос, и в соседней комнате послышалось шуршанье крахмаленных платьев, шопот и смех девичьих голосов, и в чуть растворенную дверь мелькнуло что то голубое, ленты, черные волоса и веселые лица. Это была Наташа с Соней и Петей, которые пришли наведаться, не встал ли.

Боевое применение

19 и 20 ноября 2015 года «Белые лебеди» нанесли еще два удара по боевикам. Ровно год спустя состоялись первые боевые запуски Х-101 с самолетов Ту-95МСМ. В 2017-м году эти же бомбардировщики вновь применяли против террористов новые ракеты – 5-го июля и 26-го сентября.

Наземная подготовка ракеты Х-101

Всего в ходе Сирийской кампании было использовано более пятидесяти четырех ракет Х-101. По официальной информации Министерства обороны России, все они успешно попали по назначенным целям, в том числе и по подвижным. Террористы попытались (видимо, с подачи своих тайных иностранных спонсоров) принизить боевые качества российского оружия, но представленные ими «доказательства» мало кого убедили.

Источник

Тактико-технические характеристики

Параметр Значение
Разработчик МКБ «Радуга»[источник не указан 620 дней]
Год начала испытаний 1999[источник не указан 620 дней]
Длина, м 7,45[источник не указан 620 дней]
Диаметр, мм 742[источник не указан 620 дней]
Размах крыла, м 3[источник не указан 620 дней]
Стартовый вес, кг 2200—2400[источник не указан 620 дней]
Масса боевой части, кг 400
Масса топлива, кг 1250[источник не указан 620 дней]
Скорость, м/c, крейсерская 190—200[источник не указан 620 дней]
Скорость, м/c, максимальная 250—270[источник не указан 620 дней]
Максимальная дальность, км 5500 км[источник не указан 620 дней]
Профиль полёта изменяемый[источник не указан 620 дней]
Высота профиля полёта, м изменяемый от 30—70 до 10 000[источник не указан 620 дней]
ЭПР, м² 0,01[источник не указан 620 дней]
Тип ГСН[источник не указан 620 дней] оптоэлектронная система коррекции + ТВ (СМИ)[источник не указан 620 дней]

ИНС + лазерный высотомер/оптическое изображение по эталонам участков коррекции[источник не указан 620 дней]

+ (вероятно) на конечном этапе полета — оптическая или радиолокационная ГСН[источник не указан 620 дней]

Силовая установка Двигатель ДТРД ТРДД-50А с тягой 450 кгс[источник не указан 620 дней]
Точность (КВО), м 10[источник не указан 620 дней]
Ядерный вариант ракеты Х-102 с термоядерным зарядом мощностью 250 кт или 1 Мт[источник не указан 403 дня]
Носители
  • Ту-160 (12 ракет в двух внутренних отсеках).
  • Ту-95МС (8 ракет на внешней подвеске)

Тактико-технические характеристики

Параметр Значение
Разработчик МКБ «Радуга»[источник не указан 297 дней ]
Год начала испытаний 1999[источник не указан 297 дней ]
Длина, м 7,45[источник не указан 297 дней ]
Диаметр, мм 742[источник не указан 297 дней ]
Размах крыла, м 3[источник не указан 297 дней ]
Стартовый вес, кг 2200—2400[источник не указан 297 дней ]
Масса боевой части, кг 400
Масса топлива, кг 1250[источник не указан 297 дней ]
Скорость, м/c, крейсерская 190—200[источник не указан 297 дней ]
Скорость, м/c, максимальная 250—270[источник не указан 297 дней ]
Максимальная дальность, км 5500 км[источник не указан 297 дней ]
Профиль полёта изменяемый[источник не указан 297 дней ]
Высота профиля полёта, м изменяемый от 30—70 до 10 000[источник не указан 297 дней ]
ЭПР, м² 0,01[источник не указан 297 дней ]
Тип ГСН[источник не указан 297 дней ] оптоэлектронная система коррекции + ТВ (СМИ)[источник не указан 297 дней ]

ИНС + лазерный высотомер/оптическое изображение по эталонам участков коррекции[источник не указан 297 дней

+ (вероятно) на конечном этапе полета — оптическая или радиолокационная ГСН[источник не указан 297 дней

Силовая установка Двигатель ДТРД ТРДД-50А с тягой 450 кгс[источник не указан 297 дней ]
Точность (КВО), м 10[источник не указан 297 дней ]
Ядерный вариант ракеты Х-102 с термоядерным зарядом мощностью 250 кт или 1 Мт[источник не указан 80 дней ]
Носители
  • Ту-160 (12 ракет в двух внутренних отсеках).
  • Ту-95МС (8 ракет на внешней подвеске)

Особенности носителей ракет, бомбардировщиков Ту-160М и Ту-95МСМ

Хотя испытательные пуски прототипов Х-101 выполнялись со стратегического бомбардировщика Ту-95МС, для практического использования новых ракет он уже не подходил. Потребовалась модернизация, в ходе которой самолет был доработан следующим образом:

  1. Установлены двигатели с улучшенными характеристиками;
  2. Бомбардировщик получил современный прицельно-навигационный комплекс;
  3. Установлена новая радиолокационная станция «Новелла-НВ1.021»;
  4. Заменено приборное оборудование;
  5. На крыльях размещены держатели, приспособленные для подвешивания ракет Х-101.

Этой модернизации были подвергнуты несколько бомбардировщиков субмодификации Ту-95МС-16. Новый вариант самолета получил обозначение Ту-95МСМ. Он может нести до восьми Х-101 под своими крыльями.

Иногда ошибочно говорится о том, что количество ракет может быть доведено до 16, но это не так — в этом случае вес боекомплекта составил бы более 35 тонн, что более чем в полтора раза превышает реальную грузоподъемность самолета. Ту-95 действительно способен поднять в воздух 16 ракет, но только Х-55.

После окончания холодной войны и заключения договоров о нераспространении ядерного оружия, ограничивающих развертывание ядерных ракет большой дальности, русские предприняли усилия по разработке тактических версий Х-55 с обычными боеголовками. Сначала появился Х-65СЭ с дальностью 600 км (производный от Х-55), анонсированный в 1992 году, затем тактическая версия Х-101 с дальностью полета 300 км, предназначенная для экспорта, и, наконец, Х-555. Считается, что в 2001 году российские ВВС выбрали для разработки Х-101 и Х-555.

В российском документе 1995 года говорилось, что в Шанхай был передан весь производственный комплекс для разработки крылатой ракеты с ядерным вооружением. Первоначально считалось, что он был основан на «Радуге Х-15» дальности 300 км (АС-16 «Отдача»), но теперь выясняется, что это был Х-55, который был передан Китаю.

Х-101/102

Последняя разработка Х-55 с малым радиолокационным поперечным сечением около 0,01 квадратных метра. Х-101/102 специально спроектирован для запуска с воздуха, в нем вместо круглого поперечного сечения фюзеляжа Х-55 вместо носовой и передней части фюзеляжа «аэродинамической формы» для обеспечения подъемной силы. Его длина составляет 7,45 м (24,4 фута), его стартовая масса составляет 2200–2400 кг (4900–5300 фунтов), и он оснащен осколочно-фугасной, проникающей или кассетной боеголовкой массой 400 кг (880 фунтов) или ядерной боеголовкой мощностью 250 кТ. БЧ для Х-102. Ракета оснащена турбореактивным двигателем TRDD-50A, развивающим крейсерскую тягу 450 кг (990 фунтов) на скорости 700–720 км / ч (430–450 миль в час; 0,57–0,59 Маха) с максимальной скоростью 970 км / ч ( 600 миль в час; 0,79 Маха) при полете на 30–70 м (100–230 футов) над землей и поражение фиксированных целей с использованием предварительно загруженной цифровой карты для отслеживания местности и ГЛОНАСС / ИНС для коррекции траектории для достижения точности 6–10 метры; Утверждается, что он способен поражать небольшие движущиеся цели, такие как транспортные средства, с помощью оконечного электрооптического датчика или инфракрасной системы формирования изображения

Оценки дальности полета варьируются от> 2000 км (1200 миль) до 4 500–5 000–5 500 км (2 800–3 100–3 400 миль), до 10 000 км (6200 миль) с продолжительностью полета 10 часов; большое расстояние очень важно, поскольку у России мало баз за границей и она не может обеспечить дальнее сопровождение истребителей. Ту-95МС может нести восемь единиц вооружения на четырех подкрыльных пилонах, а Ту-160 может быть оснащен двумя барабанными пусковыми установками, каждая из которых загружена шестью ракетами, всего 12 ракет, но меньший Ту-22М3 продолжит нести Х- 555, хотя он также может нести Х-101 / Х-102

По состоянию на конец 2018 года ракеты оснащены бортовой системой РЭБ. Первые испытания были проведены в 1995 году, а в 2012 году ракета была принята на вооружение.

Принцип действия и конструкция ракеты

При разработке Х-101 конструкторы МКБ «Радуга» широко использовали опыт, полученный при проектировании Х-55. В то же время нельзя сказать, что эти две ракеты являются похожими друг на друга. Для снижения радиолокационной заметности Х-101 её корпусу придали довольно необычную форму, что привело к уменьшению эффективной поверхности рассеивания (ЭПР).


Основные проекции ракеты Х-101/102

Кроме того, изменена аэродинамическая схема – если Х-55 являлась среднепланом, то Х-101 – низкоплан. Из-за этой особенности прежний способ выдвижения крыльев при запуске из специальных внутренних ниш корпуса стал неприменимым – несущие плоскости новой ракеты исходно размещаются под корпусом и раскладываются после старта.

Оперение Х-101, находящееся в хвостовой части также сделано складным. Тяга силовой установки, как утверждают некоторые источники, составляет 360 кгс (по другим данным, до 450 кгс). Двигателем ракеты, возможно, является турбореактивный двухконтурный РД-95ТМ-300. Его габариты достаточно малы для того, чтобы «вписать» его в сравнительно небольшой корпус. В «транспортном» положении двигатель спрятан в специальной нише, из которой он выдвигается после старта. Аналогичная схема была применена и на Х-55.

Навигация в ходе полета обеспечивается инерциальной системой, которая использует заранее подготовленные цифровые карты местности, что дает возможность следовать по заданному маршруту с максимальной точностью. Кроме того, ракета оснащена модулем связи с системой спутниковой навигации «Глонасс». Коррекция по высоте выполняется с использованием оптико-электронного лазерного дальномера.

Наведение на цель на завершающем этапе выполняется головкой самонаведения. По разным данным, она может быть как радиолокационной, так и телевизионной с оптико-электронным модулем распознавания. Режим полета задается обычно еще на аэродроме (допускается также перенацеливание уже после запуска) – в ходе следования к цели текущая высота 101 может изменяться от 30 до 6000 метров.

Оценка ударной силы ракет Х-101 и Х-102

Обычная «конвенционная» боевая часть, которой обладает крылатая ракета Х-101, весит 400 килограммов – таковы характеристики её грузоподъемности. Это обозначает, что эффект от её воздействия можно сопоставить с ударом обычной авиабомбы калибра 500 кг. Примерно такой же мощностью обладают ракеты «Калибр» (боевая часть — 450 кг), «Искандер» (480 кг) и «Томагавк» (450 кг). Основное преимущество Х-101 по сравнению с ними – огромная дальность полета.

Правда, не совсем понятно, как именно можно воспользоваться возросшей дистанцией запуска ракеты. К примеру, при попытке поражения стратегически важных целей в глубине территории США дозвуковая Х-101 станет довольно уязвимой для перехвата, несмотря даже на свою маленькую ЭПР – ведь полет займет не меньше семи часов.

Запуск Х-101 из бомбоотсека самолета Ту-160

Намного более интересной особенностью Х-101 является возможность её использования против подвижных объектов. Разумеется, стрельба столь дорогими ракетами по танкам была бы бессмысленной, однако головка самонаведения, вероятно, позволяет нацеливаться на корабли противника, а это заметно расширяет диапазон боевого применения. ПКР со столь впечатляющей дальностью (точнее, самой большой в мире) могла бы внести заметные изменения в баланс сил на море.

Внешний вид

Квадрокоптер имеет внушительные размеры. Исходя из этого его не рекомендуется использовать в закрытом помещении. Сам корпус имеет Х-образную форму, изготовлен из прочного пластика белого цвета. На верхней части по центру изображено название компании и модели. По бокам отходят лучи, на концах которых закреплены пропеллеры и двигатели.

Вид сверху

На передней части корпуса производители разработали два светодиодных глаза, которые во время полета светят внушительно и угрожающе. Сзади также установлены мощные светодиоды, поэтому в ночное время полет MJX X101 будет ярким и выражающим.

Вид спереди

Помимо этого, квадрокоптер оснащен амортизирующими подушками и специальным подвесом для камеры. Ее в комплекте нет, поэтому необходимо покупать дополнительно. Подвес одновременно выполняет роль и отсека для аккумуляторной батареи. Дополнительно можно одеть специальную защиту для винтов, которые предоставляются в комплекте. Тогда MJX X101 будет выглядеть еще внушительнее и опаснее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector