Кто он, пятый праведный халиф?

Аббасиды во время правления шиитов

Первоначально Аббасидский халифат включал в себя территории стран Ближнего Востока, Среднего Востока, североафриканская земля, но с девятого века отдельные провинции начали отпадать. Придворная гвардия, которая состояла стараниями аль-Мутасима из тюркских рабов-гулямов, низвела к середине десятого века халифов в своем могуществе, превратив их практически в марионеток.

Багдад в 945 г. был захвачен армией Буидов, состоявшей из дейлемских горцев. Шиитская династия Буидов была основана в двадцатых-тридцатых годах девятого века. На момент захвата ими Аббасидского халифата, все его владения сводились всего лишь к собственно Багдаду, а также к его окрестностям.

Буиды основали государство, которым управляли «эмиры эмиров» от лица халифа, и по-прежнему имя халифа упоминали первым в хутбе, а также красовалось на монетах. Но фактической светской власти к тому времени у Аббасидов уже не было, и они могли рассчитывать только на свой духовный авторитет. Они уже не могли рассчитывать на гвардию, на свой пышный двор, а также на свои родовые поместья – им было на правах икта передано всего лишь одно поместье, с которого они и получали деньги.

Жизнь в Медине

Когда Мухаммад ﷺ прибыл в Медину, он занялся созданием исламского государства: начал строительство мечети, наладил взаимоотношения между ансарами и мухаджирами, а затем разработал Хартию исламского государства, опираясь на которую, старался отрегулировать отношения между мусульманами и язычниками, мусульманами и иудеями Медины. После переселения Мухаммад ﷺ стал готовить для государства войско, которое отвечало бы за охрану и решение ряда проблем вновь образовавшегося общества. Все сферы жизни этого общества он ﷺ старался регулировать, ориентируясь на Божественные откровения. И все это время его сопровождал Али и во всем ему помогал, поддерживал, учился у него.

Разница между суннитами и шиитами

Во всех течениях мусульманской веры халиф — это свидетель пророка Мухаммеда на Земле. Но проблема в том, что сунниты и шииты по-разному смотрят на то, кто может стать им.

Так, согласно традициям суннитов, лидером общины может стать любой мусульманин, чья кандидатура подходит под требования шариата (свод законов в Исламе). Большинство халифов в истории были суннитами, так как именно эта ветвь мусульманства насчитывает наибольшее количество приверженцев.

Шииты имеют свое мнение на этот счет, а точнее — властью халифа можно наделять лишь прямых родственников Мухаммеда. Именно поэтому из всех праведных халифов они признают только Али ибн Абу Талиба. За всю историю халифата немногие правители со стороны шиитов восседали на троне.

Расцвет арабского государства

Создание халифата привело к появлению могущественной державы. Но постепенно народ ислама перестал быть единым в своей вере: он разделился на два направления — суннитов и шиитов. Первые относили себя к последователям жизни Мухаммада, описанным им в сборнике под названием Сунна, и почитали его примером. Вторые объявили себя сторонниками учения ислама, прописанного в Коране — своде откровений, записанном Мухаммадом от Аллаха. В дальнейшем оба течения еще разделились на множество учений.

Однако эти разногласия не повлияли на расцвет халифата, ведь так или иначе, но все приверженцы ислама считали себя защитниками истинного учения Пророка. Активно развивались культура и образование, наука и искусство. А центром мусульманского мира стал город Багдад.

Переход от воинствующего сознания на мирное

Многие понимали, что действия правящей династии не соответствуют исламским канонам и нужно было предпринимать какие-то действия. На тот момент положение арабов на завоеванных территориях только усугублялось, так как им приходилось платить налоги, и большую часть времени они находились в постоянной боеготовности.

Важно!

Халифат, созданный для войны, не является халифатом, его главная задача создать лучшие условия жизни для людей, проповедующих ислам.

Арабский халифат – стал школой для воинов профессионалов. Их основной задачей и работой было завоевание других народов и покорение неверных. Также воинам запрещалось иметь свои земли и вести оседлый образ жизни, это полностью ограничивало их мышлением и в любом случае им приходилось кочевать с войском.

В последствие династия Омейядов исчезла и к власти пришли новые правители, которые решили выбрать мирный путь. Все запреты были сняты и исламский народ направили по мирному пути.

Нужно понимать, что халифат создается не для войны и поиска наживы, а как государство, которое сможет создать для своего народа лучшие условия жизни мирными инструментами. Именно это и пропагандировал Мухаммед, которые старался внушить своим пророкам правильные действия в отношение приближенных.

Читайте еще: Медсправка для водительских прав: как получить в 2019 году

Для большинства читателей простыми словами донести что это такое халифат очень трудно. Касаясь истории возникает множество спорных вопросов.

Типы мечетей

Немало этих удивительных строений имел на своей территории Арабский халифат. Что это такое — мечеть? Мечеть или масджид — это место, где совершаются земные поклоны. Существует три типа мечетей: дворовые, соборная или пятничная (в этой мечети по пятницам собираются все верующие на общую молитву) и колонная мечеть. И если дворовая мечеть построена по принципу дома Мухаммада, то колонная имеет ряд особенностей: она внешне напоминала крепость и имела внутренний двор, по всему периметру окруженный колоннами. С восточной стороны таких колонн было несколько рядов, и они образовывали открытый зал для молитв. Там же располагался михраб. Медресе также является отдельным типом мечети.

История

Бахрейн попал под контроль Ахмеда ибн Мухаммада ибн Халифы в 1783 году после поражения Насра аль-Мадхкура , правившего архипелагом как зависимым от Персии . (См. Вторжение Бани Утба в Бахрейн .) Ахмед правил Бахрейном как хаким до 1796 года, но базировался в Зубарахе (современный Катар ) и проводил лето в Бахрейне. Ахмед был первым хакимом Бахрейна и прародителем правящей семьи Аль-Халифа в Бахрейне. Все правители Бахрейна Аль-Халифа — его потомки.

У Ахмеда было четверо детей. После его смерти в 1796 году двое из сыновей Ахмеда Салман и Абдулла переехали в Бахрейн и вместе управляли им как феодальными владениями и обложили налогами коренное население Бахарны . Салман поселился на острове Бахрейн, а Абдулла на острове Мухаррак , каждый правил самостоятельно. Аль-Халифа вскоре разделился на две ветви, Аль-Абдуллу и Аль-Салман, которые участвовали в открытом конфликте между 1842 и 1846 годами. Ветвь Аль-Салмана одержала победу и полностью управляла Бахрейном. До 1869 года Бахрейн находился под угрозой оккупации со стороны различных внешних держав, включая ваххабитов , оманцев , османов , египтян и персов, однако аль-Халифе удавалось держать его под своим контролем. Ветвь Аль-Абдуллы продолжала быть причиной угрозы до 1895 года. Сегодня потомки Абдуллы ибн Ахмада Аль Халифы живут в Катаре, а потомки Салмана ибн Ахмада Аль Халифы живут в Бахрейне.

Арабы: развитие государственности

Долгое время Аравийский полуостров и часть Сирийской пустыни заселяли племена арабов: бедуины-кочевники, которые в основном занимались разведением и выпасом скота, и оседлые — земледельцы. К VI — VII веку произошло разложение родоплеменного строя, выделилась наиболее зажиточная часть арабов — знать, которая принадлежала к среде земледельцев, и зависимые бедняки, на нее работавшие.

Постепенно все больше арабов становились оседлыми, стало процветать рабство. В качестве рабов чаще использовались выходцы из Африки. Стали возникать и развиваться города. Как правило, они возникали в наиболее плодородных местах — оазисах. Самыми главными центрами арабского государства были Ясриб и Мекка, причем первый почитался как столица. Все города находились на главном торговом пути, по которому арабские купцы возили свои товары в Византию, Африку и Индию. Большинство арабов были приверженцами многобожия. Их главной святыней считалась аль-Кааба — храм в Мекке.

Битва при Бадре

Али был знаменосцем и в первом сражении между курайшитами и мусульманами при Бадре, и эта битва стала первой победой мусульман над курайшитами. После того сражения за героизм, который проявил Али ибн Абу Талиб в этой битве, его стали называть «Лев Аллаха». Во второй битве между мусульманами и курайшитами, которое состоялось при горе Ухуд, он сошелся в поединке с Тальхой ибн Абу Тальхой и одержал победу, дав тем самым мусульманам сигнал к атаке.

Мухаммад ﷺ после битвы при Бадре выдал за Али свою дочь Фатыму, которая родила ему Умм Кульсум, аль-Хасана и аль-Хусейна. Али был настолько близок Посланнику Аллаха ﷺ, что Мухаммад ﷺ оставлял его заботиться о семье вместо себя, когда отправлялся в опасные походы, поручал ему важные дела. После кончины Посланника Аллаха ﷺ вместе с аль-Аббасом и Усамой ибн Зайдом Али омывал тело Мухаммада ﷺ и засвидетельствовал, что тело умершего никак не изменилось, как это происходит обычно с телами обычных людей после смерти – тело Мухаммада ﷺ осталось таким же.

Уединение Умара ибн Абдуль-Азиза

Оставив должность наместника, Умар покинул Медину и подготовился к уединённой жизни, смещение с ответственной должности его не огорчило. Единственное, что его беспокоило, так это слова Пророка Мухаммада ﷺ, гласящие, что Медина отвергает зло, находящееся в ней. При прощании со священным городом Умара волновало лишь это.

Он даже сказал своему спутнику Мухазиму: «Я боюсь, как бы мы не были из тех, кого отвергла Медина». Но товарищ своими доводами отогнал от него эти мысли.

Весь период смещения с должности Умар ибн Абдуль-Азиз прожил в районе Сувайда в Шаме, предавшись уединению, аскетизму и воздержанию от мирских благ…

Но вскоре Умар снова обрёл величие и власть, и на этот раз ещё большую, чем прежде. Правитель халифата Сулейман ибн Абдуль-Малик, чувствуя скорое приближение смерти, захотел назначить на своё место наместника, но дети халифа были слишком малы для такого ответственного дела, и лучшего кандидата, чем двоюродный брат Умар ибн Абдуль-Азиз, не было.

При этом завещать власть Умару халифу пришлось тайно, так как, лишь поставив перед самим фактом, можно было заставить двоюродного брата нести столь огромную ответственность руководителя целой империи. Вскоре тайное стало явным. Халиф Сулейман ибн Абдуль-Малик скончался, и сразу после похорон при большом стечении народа было оглашено его завещание. В нём говорилось, что власть в халифате переходит к Умару ибн Абдуль-Азизу.

5.

Халиф, хан и каган
Несмотря на похожее (на русском языке) начало, титулы халифа и хана никак не связаны друг с другом. «Халиф» переводится с арабского как «наместник», и это изначально высший возможный титул у мусульман, поскольку подразумевает, что его обладатель — наместник самого пророка Мухаммеда. Изначально халифов выбирали, но после гражданской войны в самом первом халифате титул стал наследственным.

У разных мусульманских народов — разное отношение к этому титулу, так что единой формулы, кого и как называют «халифом», вывести невозможно. Самый знаменитый у европейцев халиф — Харун ар-Рашид, правивший в Багдаде в конце восьмого — начале девятого века. Он способствовал просвещению и поддерживал искусства, но в легенды вошёл как правитель, который переодевался простолюдином и ходил по базарам, чтобы узнать, что о нём думает народ.
Иллюстрация к сказке Гауфа «Халиф-аист».

«Хан» — это тюрко-монгольский титул, который изначально носили вожди племён. После распада Монгольской империи титул хана стал равнозначен титулу царя, его носили правители государств, входивших в состав империи. Как правило, изначально это были потомки Чингисхана. В Иране ханом называли правителя области. От хана происходит титул «каган», что означает «хан ханов» — и потому равнозначен «шахиншаху» или «падишаху». Интересно, что ханом считался и османский султан. Но турецкие султаны вообще любили коллекционировать громкие титулы.

Четвертый праведный халиф

Четвертым праведным халифом был Али ибн Абу Талиб, который приходился двоюродным братом Посланнику Аллаха ﷺ, сыном его дяди. Дочь Посланника Аллаха ﷺ Фатима была замужем за Али. Али принадлежал к числу десяти сподвижников Посланника ﷺ обрадованных Раем еще при жизни. Родился Али за десять лет до того, как началась пророческая миссия Пророка Мухаммада ﷺ, и он является первым ребенком, который принял Ислам. В ночь хиджры Али остался в постели Посланника Аллаха ﷺ: он завернулся в плащ, чтобы ввести в заблуждение многобожников, которые хотели убить Пророка Мухаммада ﷺ в его постели.

Али был человеком храбрым, принимал участие в сражениях на пути Аллаха и проявил немалый героизм. Когда произошла битва у рва, в которой против мусульман выступали объединенные войска нескольких племен, Али ибн Абу Талиб принял вызов нескольких воинов, которые славились как могучие богатыри, и он легко победил их все. Али ибн Абу Талиб участвовал во всех битвах, находясь рядом с Пророком Мухаммадом ﷺ. Но во время битвы при Табуке Пророк ﷺ оставил Али ибн Абу Талиба дома как опекуна своей семьи, сказав ему: «Разве ты не согласен занять при мне такое же место, какое Харун занимал при Мусе, с той лишь разницей, что после меня не будет пророков?».

Али ибн Абу Талиб стал халифом после того, как вероломно убили халифа Усмана. Между сподвижниками в это период произошли определенные события, относительно которых мудро и лаконично высказался Шейхуль-ислам ибн Таймийя, призвав воздерживаться от комментариев относительно того, что именно произошло, поскольку достоинства сподвижников остаются непоколебимыми, а любовь и дружба по отношению к ним со стороны мусульман обязательна.

Во время правления халифа Али произошла верблюжья битва, разожженная сабаитами и их приспешниками, далее произошла битва при Сиффине. После того, как Али сошелся в битве с хариджитами, один из них, которого звали Абдуррахман ибн Мульджим, задумал убить халифа Али: на халифа Али было совершено нападение в Куфе во время его пути на утреннюю молитву, его ранили ножом в голову. Умер Али ибн Абу Талиб в возрасте 63 лет.

Праведные халифы внесли свои имена в историю Ислама не только благодаря тому, что они были первыми руководителями исламской уммы после Пророка Мухаммада ﷺ, а также тем, что они отличались особой добродетелью, праведностью и самоотверженностью, приложив огромные усилия в распространении Ислама по всему миру, принеся в жертву свои жизни ради религии Аллаха.

Шейхи Дубая


Дубай

Дубай – второй по значимости эмират ОАЭ, но первый по наличию «самых-самых» строений, объектов и достижений.

Вопрос эксперту
Если ехать в Эмираты с детьми, куда лучше отправиться?

В Дубае собраны практически все самые интересные развлекательные сооружения, достопримечательности

В этом эмирате наиболее развит туризм, уделяют внимание обеспечению потребностей путешественников самого разного уровня дохода

Правящая семья Дубая Аль-Мактум – влиятельный клан, к мнению которого прислушиваются не только в эмирате, но и всем государстве.

Шейх Мухаммед ибн-Рашид Аль-Мактум


Шейх Мухаммед ибн-Рашид Аль-Мактум

Ныне здравствующий правитель Дубая принял пост 15 июля 1949 года. За время своего правления Шейх носит неофициальный титул «Архитектора современного Дубая». Именно Шейх Мухаммед инициировал возведение множества современных объектов, показал пример гармоничного соединения семейных и государственных дел. Сегодня Шейха считают знаменитым лидером, желают дальнейшего процветания.

Мухаммед – третий сын правителя Дубая. Мать Мухаммеда – Лафита происходит из семьи правителей Абу-Даби. Как и все члены правящей семьи, Мухаммед получил военное образование в Англии, а также светское, исламское образование. После окончания Британской академии, Мухаммеда отправили в Италию, где в корпусе Монс он получил умение управлять летательными аппаратами.

В 1968 году Мухаммед присутствует на знаковой встрече отца с Шейхом Зайдом. По итогам встречи правители договорились об образовании ОАЭ. После основания государства Шейх Мухаммед получает титул Министра обороны, главы полиции эмирата Дубай.

После смерти отца власть в эмирате перешла к старшему брату Мухаммеда. Шейх Рашид ибн-Саид проявлял себя на спортивной арене, обожал коней, но политику и управление не считал своими главными занятиями. Чтобы не утратить власть, не нарушить начинания отца, брат передает правление Мухаммеду. В 1995 году наследный принц официально назначает Мухаммеда правителем Дубая.

После гибели брата от сердечного приступа, Шейх Мухаммед принимает официальный титул правителя. С его помощью и поддержкой Дубай приобрел славу «столицы шоппинга», получил множество всемирно известных объектов торговли, развлекательных учреждений. Благодаря полной диверсификации экономики эмирата, доходы от нефти составляют всего 4% ВВП, все остальное приносит туризм, доход от торговли.

Шейх Хамдан ибн-Мухаммед Аль-Мактум

Шейх Хамдан ибн-Мухаммед Аль-Мактум

Наследный принц Дубая родился в 1982 году (14 ноября). На сегодняшний день Шейх Хамдан ибн-Мухаммед Аль-Мактум является одной из знаковых фигур на мировой арене. Пока жив его отец, Хамдан может позволить себе быть поэтом, носить псевдоним Фазза, проявлять свой характер и лично лезть на верхушку Бурж Халифа, чтобы установить там флаг. Но правящему Шейху уже «далеко за …», поэтому близок час, когда наследный принц примет бразды правления.

Шейх Хамдан ибн-Мухаммед Аль-Мактум – современный человек с аккаунтом в Инстаграм, на который подписано порядка 10 млн. человек, собственной премией для фотографов, победитель международных соревнований по спорту. Его политические взгляды неизвестны, но эксперты предполагают, что это «сын своего отца» и он будет продолжать политику Шейха.

Шейх Рашид ибн-Саид Аль-Мактум


Шейх Рашид ибн-Саид Аль-Мактум

Легендарная личность эмирата, «Отец Дубая», при котором крохотное селение вдоль канала превратилось в огромный город. Шейху принадлежит высказывание: «мой отец ездил на верблюде, я езжу на Мерседесе, мой сын – на Лэнд Ровере, его сын будет ездить на Лэнд Ровере, а вот сын его сына – на верблюде». Это выражение цитируют, пересказывают при каждом удобном случае, подчеркивая, что нефть не бесконечна и если не заботиться о будущем страны сегодня, она снова может стать «крохотной деревней вдоль Канала».

Часто задаваемые вопросы
Почему известно о Дубае, Абу-Даби, а остальные эмираты не так популярны? Абу-Даби – столица ОАЭ, именно здесь находятся знаковые государственные учреждения, принимаются решения по развитию Арабских Эмиратов. Политика правящей семьи Дубая нацелена на торговлю, развлечения, туризм. Остальные эмираты придерживаются иной политики, развивают туристические направления намного медленнее.

Правление Абу Бакра

После того, как мусульманское общество возглавил Абу Бакр ас-Сыддик, Али присягнул ему на верность вместе с аз-Зубайром одними из первых, хотя существует и иное расхожее мнение. Али всячески поддерживал Абу Бакра во время его правления, проявлял свою преданность, а правитель спрашивал советы относительно того, как ему лучше поступить в той или иной ситуации, чтобы максимально принести пользу мусульманскому обществу. Свидетельство тому – и то, как поступил Али, когда Абу Бакр принял решение отправиться в Зу-ль-Кассу, чтобы осуществлять личное руководство сражением с вероотступниками. Тогда Али остановил его верблюда и попросил вернуться и не подвергать свою жизнь такой опасностью, чтобы не оставить Медину без руководства.

Конфессиональные споры и завоевания новых территорий

Преемником Мухаммеда стал его друг-пророк Абу Бакра ас-Саддика. С самого начала правления его действия были направлены на завоевание новых территорий. Все военные действия против отступников, которые не хотели принимать ислам вели к геноциду.

Но это положительно сказывалось на самом халифате, так как они получали несметные богатства и новые территории. Всего, кто не придерживались учений Мухаммеда стали создавать свои общины. Сегодня узнать, что это такое халифат простыми словами будет затруднительно, хотя есть подробные научные понятия.

Халифат – это часть исламской религии и то каким образом должно существовать государство на благо своего населения. Мирная жизнь населения в достатке – это основная цель халифа. В общем чтобы более основательно понять все это, нужно погрузиться в историю.

Читайте еще: Бесплатная парковка для инвалидов в любом регионе

В последствие халифы, которые придерживались действий Абу Бакра, продолжали покорять другие народы и делать свое государство более масштабным. То есть сам Халифат состоял из нескольких десятков халифатов и их число постоянно увеличивалось с завоеванием новых территории.

Отклонением от проповедей Мухаммеда привело к тому, что халифа не выбирали старшины, а власть передавалась из поколения в поколение. То есть халифат перестал выполнять свое назначение, можно было считать его полноправной монархией.

В других направлениях ислама

В ибадитском исламе праведными считаются только первый и второй халифы — Абу Бакр и Умар ибн Хаттаб.

В шиитском исламе праведным обычно считается только четвёртый халиф — Али ибн Абу Талиб. Однако в зейдитской ветви шиизма к первым трём халифам также относятся с большим почтением.

Пра́ведный халифа́т (араб. الخلافة الراشدية‎) — государство, созданное после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Халифат возглавляли четыре праведных халифа: Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Территория халифата включала Аравийский полуостров, Шам, Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Тунис Иранское нагорье и Среднюю Азию. Праведный халифат положил начало Арабскому халифату.

Титулы

  1. Аль-Фарук. Когда Умар ибн аль-Хаттаб принял исламскую веру, Посланник Аллаха ﷺ дал ему прозвище «аль-Фарук», которое означало в переводе «тот, кто различает истину и заблуждение». Посланнику Аллаха ﷺ Всевышний ниспослал аяты, в которых подтверждалось, что мнение Умара о пленных, которые были схвачены во время битвы при Бадре, было правильным. Также подтверждалась и его правота относительно молитвы у Каабы за стоянкой Ибрахима, а также о том, что опьяняющие напитки должны были быть запрещены. Подтверждалась в аятах и правота мнения, которое высказывал Умар ибн аль-Хаттаб относительно ношения хиджаба, и еще по некоторым важным вопросам. Пророк Мухаммад ﷺ высоко ценил деятельность Умара ибн аль-Хаттаба. Он даже сказал однажды, что если и был пророк после него, то это был бы Умар ибн аль-Хаттаб. Сунниты называют его в числе десяти личностей, которые «были обрадованы вестью о Рае».
  2. Амир аль-муминин. Когда Умар ибн аль-Хаттаб стал халифом, он стал носить титул «амир аль-муминин», что в переводе с арабского языка на русский означает «повелитель правоверных». Такой титул указывает на то, что Умар аль Хаттаб обладал не только политической властью, но также властью духовной. 

В других направлениях ислама

В ибадитском исламе праведными считаются только первый и второй халифы — Абу Бакр и Умар ибн Хаттаб.

В шиитском исламе праведным обычно считается только четвёртый халиф — Али ибн Абу Талиб. Однако в зейдитской ветви шиизма к первым трём халифам также относятся с большим почтением.

Пра́ведный халифа́т (араб. الخلافة الراشدية‎) — государство, созданное после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Халифат возглавляли четыре праведных халифа: Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Территория халифата включала Аравийский полуостров, Шам, Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Тунис Иранское нагорье и Среднюю Азию. Праведный халифат положил начало Арабскому халифату.

Распад халифата

Уже со второй половины 9 века в политической жизни халифата начались серьезные проблем, и он распался. После, основной целью правителей были завоевания, которые пытались не создавать халифаты, а подчинить их себе

Угнетение столь важной для культуры Ислам государственности, привело к серьезным народным распрям

В результате правители-халифы просто исчезли. В последствие только Османская Империя имела схожие условия в правлении что и у халифата.

Важно!

Халифат как государственность существовал недолго, так как власть, переданная человеку, всегда вела к его угнетению и появлению жажды наживы.

По большому счету народное осознание несостоятельности государственного управления халифатом привело к многочисленным восстаниям на Ближнем востоке. Сепаратистские течения все с большей силой и агрессией пытались побороть влияние халифов.

На данном этапе современности понимание того что такое халифат приводит к тому, что такой государственный строй можно приравнять к авторитаризму.

Ранняя жизнь и предыстория

Мохаммед бин Халифа бин Фейсал аль-Джумали аль-Талаби ибн Ваил принадлежал к аль-Джумейле, части древнего племени дулайм , которое само является подгруппой таглиб. Аль-Джумейла произошли от Кааба ибн Зухайра ибн Джашима ибн Хабиба ибн Амра бин Ганама бин Дитара / Таглиба ибн Василь ибн Касита ибн Хинба ибн Афта ибн Душми ибн Джадила ибн Асада ибн Рабина ибн Низад ибн Мана. Историк Неджд Хамад бин Мохаммед бин Лабун Аль-Вайль отметил, что «происхождение таглибов было обнаружено во многих известных арабских семьях, включая Бану Ханифа и Бану Шукр, а также многих граждан Хайбара , которые в прошлом часто правили Аль-Афладжем».

Искусство халифата

Одним из видов искусства, прославившим культуру Арабского халифата, стала литература. Особенно известны поэзия и сказки этого народа. Самый известный поэт периода расцвета Арабского халифата — Фирдоуси. Перс по национальности, Фирдоуси создал бессмертный эпос «Шахнамэ» или «Книга царей», в котором он поведал миру историю царствования персидских правителей. Не менее известна и арабская сказка «Тысяча и одна ночь», переведенная на множество языков и до сих пор читаемая во всех странах мира. А перенятый у китайцев секрет изготовления бумаги дал возможность арабам сохранять и передавать знания и произведения национального искусства потомкам. Да и сами арабы много читали и были большими любителями книгособирательства — многие знатные и богатые жители имели свои библиотеки.

Быт и досуг арабов был окружен роскошью: тончайшие ткани, удивительная керамика, выдувные стеклянные сосуды различного назначения, ковры, резьба по кости… Не менее знаменитым искусством халифата стало и искусство разведения садов. Вокруг царила музыка: именно арабы придумали и дали названия таким струнным музыкальным инструментам, как лютня и гитара.

Память

  • Город Хайдарабад — административный центр 29-го штата Индии Телангана — носит имя халифа Али, известного под прозвищем Хайдар (лев).
  • В Иране именем Али назван Армейский офицерский университет, одноимённая станция метро (англ.)русск. и шоссе (перс.)русск.
  • В Тегеране существует Музей имама Али (перс.)русск..
  • В Иране была издана 12-томная энциклопедия имама Али (англ.)русск..
  • В бакинском посёлке Бузовна (Азербайджан), городе Захедан (Иран) и в Бишкеке (Кыргызстан) есть Мечеть Али ибн Абу Талиба.
  • В Гамбурге (Германия) расположена иранская Мечеть имама Али.
  • В Иране об Али были сняты телесериал «Имам Али» (перс.)русск.. Также об Али снят художественный фильм «Лев Аллаха» (Al-Nebras).
Пятничная мечеть Али ибн Абу Талиб, Бузовна (Азербайджан) Мечеть имама Али, Гамбург (Германия) Энциклопедия имама Али

Происхождение

Кунья Али была Абу аль-Хасан, Хасан – это старший сын его, рожденный от Фатимы, его жены, дочери Пророка Мухаммада ﷺ. Сам же Посланник Аллаха ﷺ дал ему еще одно прозвище — Абу Тураб, что в переводе означает «отец пыли». С этим прозвищем связана история о том, как Абу Талиб, поссорившись с Фатимой, отказался спать у нее и отправился спать в мечеть. Когда Пророк Мухаммад ﷺ узнал об этом и нашел его там, увидел, что во время сна Али весь испачкался в пыли. Тогда-то и назвал его Пророк Мухаммад ﷺ Абу Тураб – так он сказал, стараясь разбудить его и отряхнуть его пыли. Сам халиф Абу Талиб очень любил это прозвище.

По вопросу рождения ибн Абу Талиба ученые не смогли прийти к единому мнению. Часть ученых считают, что он родился за 15-16 лет до начала миссии Пророка Аллаха ﷺ, а другие ученые считают, что ему было 10 лет, когда началась пророческая миссия. Считают более правильной именно вторую версию, поскольку, по словам Аль-Факихи, ибн Абу Талиб – это первый представитель бану Хашим, который родился внутри Каабы, и сообщения об этом было передано многими людьми.

Династии халифов

Большинство халифов можно отнести к суннитской ветви ислама. Основная идея суннитов заключалась в том, что пророк Мухаммед был призван по божественному повелению. А потому не мог завещать или передавать свое служение преемникам. То есть его продолжатели могли унаследовать лишь земную власть.

Завоевательную политику Праведного халифата (государства, созданного в 632 году, после смерти пророка Мухаммеда) продолжили Омейяды. Эта династия была основана в 661 году. Правили Омейяды до середины восьмого века. В 750 году эту династию свергли Аббасиды, практически все представители были уничтожены. В живых остался лишь внук халифа Хишама Абд ар-Рахмана.

Аббасидский халифат существовал с 750 по 1258 год. В его состав входили территории, на которых в наше время расположены арабские страны Азии и часть Средней Азии, Северная Африка, Иран и Египет. На протяжении двух столетий государство Аббасидов активно развивалось, однако постепенно пришла в упадок. Причиной тому стала феодальная раздробленность, рост политического влияния гвардии, в составе которой были тюркские рабы-гулямы.

Нельзя не сказать и о Фатимидском халифате. Он откололся от Аббасидского после восстания в провинции Ифрикия. В период своего расцвета он занимал территории Египта, Сирии, Магриба и Палестины. С 996 года во время правления халифа аль-Хакима начался упадок халифской власти. Фатимидский халифат был свержен Саладином. Этот военачальник был призван для организации обороны против крестоносцев в1169 году.

Последним халифатом стал Османский. Его упразднили после падения Османской империи в 1924 году. Турецкое государство, основанное Мустафой Ататюрком, уже было светским.

Ранние годы

Аль-Валид родился в Медине ок.  674 . Его отец, Абд аль-Малик ибн Марван , был членом Омейядов клана из курайшитов племени. На момент рождения аль-Валида, другой Омейядов Муавия I , был халиф . Последний происходил из суфьянидской ветви клана, проживавшей в Сирии , в то время как семья аль-Валида принадлежала к более крупной линии Абу аль- Асов в Хиджазе (западная Аравия ). Матерью аль-Валида была Валлада бинт аль-Аббас ибн аль-Джаз, потомок в четвертом поколении арабского вождя 6-го века Зухайра ибн Джадима из клана Бану Абс из Гатафана . Когда правление Омейядов рухнуло в 684 году во время Второй Фитны , Омейяды Хиджаза были изгнаны конкурирующим претендентом на халифат Абдаллахом ибн аз-Зубайром . Достигнув Сирии, дед аль-Валида, старший государственный деятель Марван I , был признан халифом поддерживающими Омейядов арабскими племенами провинции, в том числе могущественным Бану Калб . При поддержке племен он постепенно восстановил правление династии в Сирии и Египте . Абд аль-Малик стал преемником Марвана и завоевал остальную часть Халифата, а именно с его восточными зависимостями и Аравию. При ключевой помощи своего наместника в Ираке аль-Хаджаджа ибн Юсуфа он ввел несколько мер централизации, которые закрепили территориальные завоевания Омейядов.

Каср Бурку ‘ , укрепленный форпост в Сирийской пустыне, построенный или расширенный аль-Валидом, когда он был еще князем в 700/01 г. н.э.

Война с Византийской империей возобновилась в 692 году после краха десятилетнего перемирия, достигнутого в 689 году. После этого Омейяды начали ежегодные кампании в арабо-византийской пограничной зоне и за ее пределами. Во время халифата своего отца аль-Валид возглавлял кампании 695, 696, 697 и 698. В своей летней кампании 696 года он совершил набег на территорию между Малатья (Мелитена) и аль-Массисой (Мопсуэстия), а в следующем году он нацелился на место, известное в арабских источниках как «Атмар», расположенное в какой-то точке к северу от Малатья. Он также возглавил ежегодный караван паломников хаджа в Мекку в 698 году.

В 700/01 году аль-Валид покровительствовал строительству или расширению Каср Бурку ‘ , укрепленного форпоста в сирийской пустыне, соединяющего Пальмиру на севере с оазисом Азрак и бассейном Вади Сирхан на юге, что в конечном итоге привело к мусульманским священным городам Мекка и Медина. О его покровительстве свидетельствует надпись, в которой он описывается как «эмир аль-Валид, сын предводителя верных ». Согласно историку Джеру Л. Бахараху , аль-Валид построил близлежащее место в Джабаль-Саисе , вероятно, в качестве летнего лагеря бедуинов между его оперативной базой в Аль-Карьятайне и Каср-Бурку. Бахарах предполагает, что аль-Валид использовал места, расположенные на территории арабских племен, таких как Бану Калб, чтобы подтвердить свою лояльность, которая имела решающее значение для Омейядов во время гражданской войны.

Установление справедливости в обществе

Преобразования коснулись не только личной жизни халифа. Подчинив вначале свою жизнь самым строгим требованиям Ислама, новый правитель занялся и делами других мусульман, кардинально преобразовав социальную организацию общества.

По велению Умара ибн Абдуль-Азиза подданным была предоставлена полная свобода передвижения, выстроены постоялые дворы для путников, вырыты новые колодцы, построены дороги, учёные были поставлены на государственное содержание.

Чтобы искоренить чиновничий произвол, было поднято жалованье чиновникам. Наместники и чиновники, растратившие государственные средства или уличённые в вероломстве и бесчинствах, смещались и на их место назначались новые.

Каждый житель халифата, обременённый долгами, независимо от вероисповедания, получал гарантию их погашения за счёт специально установленных государственных фондов. Любой желающий обзавестись семьёй, но не имеющий на это материальных средств, получал необходимые средства из казны.

Так в результате проведённых новым правителем реформ в халифате практически не осталось нищих. Люди затруднялись найти того, кто нуждался в подаянии. «Кого притеснили, пусть входит ко мне без разрешения», – гласил указ нового правителя, разосланный во все провинции халифата. Такое отношение со стороны властей не осталось без внимания народа.

Вслед за неподдельным благородством и справедливостью, исходящими с самых верхов, в обществе наметились кардинальные перемены. Почти прекратились междоусобные войны, сотрясавшие халифат со времён гибели третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector