Илья муромец (самолёт)

«Илья Муромец» спешит на войну

К началу войны были построены четыре «Муромца», которые сразу передали для военных нужд. Еще десять уже заказанных военным ведомством машин были в работе. Собственно, еще при разработке самолетов учитывалась возможность их боевого применения, например, был разработан отечественный двигатель вместо немецкого «Аргуса», поставки которого с началом войны, естественно, остановились.

Муромец_6

Механики за осмотром двигателей самолета «Илья Муромец»

Фото: humus.livejournal.com

К началу Первой мировой самолетостроение пребывало еще в «дошкольном» возрасте, а тактика авиационной войны находилась и вовсе на зачаточном уровне. Старые генералы считали, что кроме как в разведывательных целях использовать летающие машины невозможно. Из оружия у летчиков были лишь пистолеты да несколько ручных гранат. Против пехоты на марше предполагалось использовать металлические стрелы, которые пилот буквально высыпал на головы противника.

Конечно, тяжелый многомоторный самолет, способный нести полторы тонны груза и летать на сотни километров на недоступной для пуль высоте, имел совершенно иные возможности. Только военные об этом толком еще не знали. К тому же оказалось, что управлять самолетом умеет лишь сам Сикорский и несколько его товарищей. Когда же за штурвал садились пилоты, обученные летать на маленьких одномоторных «этажерках», у них возникали серьезные проблемы. Довольно быстро раскиданные по разным аэродромам «Муромцы» встали на прикол из-за нехватки пилотов, механиков и запчастей. Военное ведомство посчитало затею бесперспективной и решило разорвать контракт на закупку новых машин.

Муромец_7

Загрузка бомб в самолет «Илья Муромец»

Фото: commons.wikimedia.org

Тогда в дело снова вмешался Шидловский. Он сумел убедить высшее военное руководство, что проблема не в самолетах, а в их неправильном использовании, и предложил создать отдельную эскадру тяжелых летательных судов. Его поддержал курировавший авиацию великий князь Александр Михайлович и главнокомандующий великий князь Николай Николаевич. В итоге 23 декабря 1914 года был издан приказ о формировании «Эскадры воздушных кораблей» (ЭВК) из самолетов «Илья Муромец» — этот день и считается датой рождения российской бомбардировочной авиации. Основой эскадры стали десять боевых и две учебные машины, которые уже поступили в войска. 58-летний Шидловский был призван в армию и назначен начальником этой эскадры. Ему было присвоено воинское звание генерал-майора, соответствовавшее его гражданскому чину.

Первым делом нужно было обучить летчиков, для этого в Гатчинской школе организовали специальный курс и передали туда две учебные машины. В дальнейшем планировалось создать при каждом из фронтов и флотов свою группу из четырех бомбардировщиков, общее руководство над которыми и координацию снабжения будет обеспечивать руководство ЭВК. Первые боевые вылеты машины совершили в феврале 1915 года над территорией современной Польши и показали, что тяжелые бомбардировщики в умелых руках могут быть грозным оружием. Например, 25 февраля «Муромец» № 150 («Киевский» тип В), вылетевший с аэродрома Яблонны под Варшавой для бомбардировки станции Вилленберг, сбросил на нее свыше 160 пудов бомб. По донесению нашей разведки: «…разрушено станционное здание и пакгауз, 6 товарных вагонов и вагон коменданта, причем комендант ранен, в городе разрушено несколько домов, убито 2 офицера и 17 нижних чинов, 7 лошадей. В городе паника, жители в ясную погоду прячутся в погребах».

Муромец_8

Размещение бомб в фюзеляже самолета «Илья Муромец»

Фото: airwar.ru

5 июля 1915 года тот же корабль «Киевский» под командованием поручика Иосифа Башко принял первый воздушный бой с тремя самолетами противника. Несмотря на ранение командира корабля и полученные в бою повреждения (вышли из строя два двигателя), ему удалось огнем из пулемета и карабина отбить атаки врага и приземлиться на поле в расположении своих войск. Причем посадил машину после сделанной перевязки сам поручик Башко. За этот бой он был награжден Георгием 4-й степени и произведен в капитаны.

Использование после Октябрьской революции

Прогулочная палуба на крыше салона, во время движения туда могли выходить пассажиры

В 1918 году не совершено ни одного боевого вылета «Муромцев». Лишь в августе — сентябре 1919 года Советская Россия смогла использовать две машины в районе Орла.

Первые в РСФСР регулярные рейсы на внутренних авиалиниях начались в январе 1920 года полетами Сарапул — Екатеринбург — Сарапул на тяжёлом самолёте «Илья Муромец».

В 1920 году совершено несколько вылетов в ходе Советско-польской войны и боевых действий большевиков против Русской армии. 21 ноября 1920 года состоялся последний боевой вылет «Ильи Муромца».

С 1 мая 1921 года открыта почтово-пассажирская авиалиния Москва — Харьков. Линию обслуживали 6 «Муромцев», сильно изношенных и с выработавшими ресурс двигателями, из-за чего уже 10 октября 1922 года её закрыли. За это время было перевезено 60 пассажиров и около 2 тонн грузов.

В 1922 году Сократ Монастырёв совершил перелёт по маршруту Москва — Баку на самолёте «Илья Муромец».

Один из почтовых самолётов был передан школе авиации (Серпухов), где на нём в течение 1922—1923 годов совершено около 80 учебных полётов. После этого «Муромцы» в воздух не поднимались. В музее ВВС экспонируется макет «Ильи Муромца», оснащенный двигателями чешского производства. Его сделали в натуральную величину в Риге студенты РКИИГА по заказу киностудии «Мосфильм» для съемок фильма «Поэма о крыльях». Макет способен рулить и совершать пробежки по аэродрому. В музей ВВС он поступил в 1979 году и с 1985 года экспонируется после восстановительного ремонта.

Увековечение памяти

Памятник И. И. Сикорскому в Киеве, в кампусе Киевского политехнического института

  • «Поэма о крыльях» — художественный фильм производства СССР 1979 года.
  • В 2009 году Национальный банк Украины в серии «Выдающиеся личности Украины» выпустил памятную монету из нейзильбера номиналом 2 гривны (качество — специальный анциркулейтед). На аверсе монеты изображён самолёт «Илья Муромец», за разработку которого Сикорский получил всемирное признание в 1913 году. На реверсе монеты изображён портрет Сикорского в форме пилота, справа от которого на фоне рисунка Леонардо да Винчи размещены надписи — ИГОРЬ СИКОРСКИЙ (полукругом), годы жизни — 1889—1972.
  • В октябре 2011 года депутаты Киевского горсовета проголосовали за переименование улицы Танковой в улицу имени авиаконструктора Игоря Сикорского.
  • Имя авиаконструктора присвоено Авиакосмическому лицею Национального авиационного университета Украины.
  • Именем Сикорского названа площадь в Приморском районе Санкт-Петербурга.
  • Именем Сикорского назван последний «безымянный» дальний бомбардировщик Ту-160.
  • В декабре 2012 года открыта мемориальная доска в церкви Святого Николая Чудотворца (город Честер, Филадельфия, США).
  • В 1979 г. Международный астрономический союз присвоил имя И. И. Сикорского кратеру на обратной стороне Луны.
  • В честь И. И. Сикорского назван астероид (10090) Sikorsky, открытый сотрудниками Института теоретической астрономии Л. Г. Карачкиной и Г. Р. Кастель в Крымской Астрофизической Обсерватории 13 октября 1990 г.
  • Имя Сикорского носит Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», который Игорь Иванович окончил в 1912 году.
  • Имя Сикорского носит аэропорт «Киев» (Жуляны) — аэропорт в Киеве (Украина).

Ироничное отношение к религии

По ходу истории стали меняться и былинные герои. Какими бы противоречивыми и смешными ни были киевские богатыри, главным мотивом в историях о них была любовь к Родине и желание ее защищать. Но постепенно жанр стал терять эту основу.

На смену отряду князя Владимира пришло новое поколение, так называемые новгородские богатыри, которые разительно отличаются от своих собратьев. В них уже нет жгучего патриотизма, но в то же время и как такового внешнего врага тоже они не имеют, поэтому их удаль ищет себе другого применения — в драках и обогащении.

Василий Буслаев — единственный из богатырей новгородского цикла, который все еще обладает силой эпического героя. Он яркий пример необузданной удали без возможности как-то ее реализовать.

В другой от нечего делать он устраивает массовую «стрелку» в Новгороде, где он и его парни избивают все мужское население города.

Но нам интересна другая былина — «Смерть Василия Буслаева». Начинается она с того, как Вася с бандой приезжает к матери просить разрешения поехать не абы куда, а прямо в Иерусалим! Зачем же вдруг русскому богатырю понадобилось на Святую землю? Вот что он сам говорит:

То есть покуролесил вдоволь, пора и покаяться, мы же теперь православные! Если вам кажется, что Василий раскаивается искренне, вы ошибаетесь.

«Муромец»: подобного ему не было

А что же враг?

12 сентября 1916 г. был сбит тот самый единственный «Муромец». Легендарный русский лётчик – генерал-майор В.М. Ткачёв так описывает тот бой: «…”Илья Муромец XVI”, углубившись в тыл неприятеля, был встречен и атакован 7 “Фоккерами”. Завязался жестокий бой, во время которого разрывными и зажигательными пулями трёх немецких истребителей на “Муромце” был взорван бак с бензином, и корабль, объятый пламенем, упал на неприятельскую территорию недалеко от с. Крево (полоса Западного фронта, – А.Л.). На нём погибли: командир корабля военный лётчик поручик Д.Д. Макшеев, его помощник военный лётчик поручик М.А. Рахмин, артиллерийский офицер поручик Гаибов и корнет Карпов. В перехваченном немецком радио по этому поводу говорилось: “Наконец нам удалось сбить большой русский четырёхмоторный аэроплан, хотя это и стоило 3 наших аэропланов”».

Доставшийся им трофей немцы внимательно изучили. На заводе фирмы «Сименс-Шуккерт» (когда-то «Сименс» выпускал и самолёты) была построена точная копия русского бомбардировщика. Но создать что-то подобное «Илье Муромцу» сумеречный германский гений так и не смог.

В 1915 г. отечественная промышленность поставила в армию 772 самолёта, из них 18 – бомбардировщики «Илья Муромец»; во Франции было закуплено 208 машин (по другим данным, – 250).

Сравним с противником и союзниками. Германия имела 232 самолёта в 34 авиаотрядах. Во Франции было 138 самолётов, а ведь Франция в ту пору имела самое мощное авиационное производство – достаточно вспомнить такие уже упоминавшиеся нами марки аэропланов, как «Фарман» (Farman), «Блерио» (Blériot), «Ньюпор» (Nieuport). В Англии большинство самолётов находилось не в армии, а в частных руках, и на всю Британию было всего 250 аэропланов всех типов, из них в армии было только 30 самолётов. Столько же – 30 самолётов  было в итальянской армии, в австро-венгерской было 65 машин.

К 1916 г. наметилось отставание русской авиации по числу машин: 360 – у России, 783 – у Франции и 1.600 – у Германии. Для устранения этого отставания на отечественных заводах был размещён крупный заказ на производство самолётов, всего на 1.472 аппарата: на заводе Лебедева – на 410 машин, Щетинина – 280, «Дукс» – 420, Анатра – 235, Слюсаренко – 102 и Терещенко – 25. К концу года было изготовлено 1.384 самолёта и 1.398 моторов.

В это время в составе действующей армии находилось 12 авиадивизионов, 15 армейских, 64 корпусных, 3 крепостных и 12 истребительных авиаотрядов и один специальный авиаотряд – для охраны Ставки, всего  774 самолёта.

За период 1917 г. – нач. 1918 г. командование предполагало запросить у тыла 10.065 аэропланов, из них учебных – 485, истребителей – 4.214, «Муромцев» – 120, для армейских авиаотрядов – 895, для корпусных – 4.351.

Кроме того, предполагалось заложить в Херсоне большой казённый завод мощностью до 200 самолётов и моторов в год. Завод должен был стать не только производственной, но и опытно-конструкторской базой отечественной авиации.

Снайперы бомбометания

Бомбометание с самолёта в те годы производилось вручную. На двухместном самолёте находились пилот и лётчик-наблюдатель, в боевые функции которого входило, в частности, и осуществление бомбометания. При этом лётчик-наблюдатель брал в руки небольшую бомбу (в его кабине их обычно помещалось несколько штук) и, по возможности прицельно, бросал её за борт. Таким же образом он сбрасывал (просто высыпал из ящика) остроконечные стальные «стрелы» – по-своему страшное оружие тех лет: такая «стрела», размером с карандаш или авторучку, падая с высоты 150-200 метров, способна была пробить насквозь всадника вместе с лошадью.

Подобный способ бомбардировки был малоэффективен и не очень удобен. К примеру, 25 августа 1914 г. в районе Равы-Русской наш знаменитый лётчик П.Н. Нестеров вместе с лётчиком-наблюдателем Титовым совершили одну из первых в той войне бомбардировок. Титов сбросил с пилотируемого П.Н. Нестеровым аэроплана две (sic!) специально для того приспособленные трёхдюймовые артиллерийские гранаты. Обе они разорвались в центре площади, занятой вражескими обозами. Несмотря на кажущуюся незначительность удара, атака была признана эффективной!

На следующий день Пётр Николаевич на своём «Моране» совершит первый в истории авиации воздушный таран. Австрийский «Альбатрос» будет сбит, его экипаж (пилот лейтенант барон Фридрих Розенталь и лётчик-наблюдатель унтер-офицер Франц Малина) погибнут, но погибнет и командир XI корпусного авиаотряда штабс-капитан Пётр Николаевич Нестеров…

Что и говорить, две трёхдюймовые гранаты – не тот бомбовый груз, с которым можно было бы нанести серьёзный удар по врагу, хотя и в годы Великой Отечественной войны с тихоходного биплана По-2 (У-2) бомбы сбрасывались таким же образом, а эффект от таких ударов бывал весьма значительным.

«Русский витязь», он же – «Илья Муромец»

За год до войны, 13 мая 1913 г., в воздух поднялся собранный в цехах Русско-Балтийского завода первый в мире четырёхмоторный самолёт. Этот гигант, главным конструктором которого был Игорь Иванович Сикорский, получил название «Русский витязь». Появление такой машины было явлением столь значительным, что с самолётом невиданных размеров пожелал ознакомиться сам государь. Чтобы представить императору это достижение отечественной технической мысли, И.И. Сикорский вылетел на «Русском витязе» в «благословенное Красное Село», где происходил высочайший смотр войск Санкт-Петербургского военного округа. Николай II внимательно осмотрел гигантский аэроплан. Подивиться было чему: размах крыльев – 27 м, длина фюзеляжа – 20 м, несущая площадь – 120 кв. м, собственный вес – 3.000 кг, вес с нагрузкой – 3.400 кг. Государь изволил подняться по лестнице на открытую площадку, находившуюся в носовой части самолёта, зашёл в кабину, поздравив молодого инженера с успехом, император подарил ему на память хронометр, который И.И. Сикорский, говорят, хранил всю жизнь.

«Русский витязь» был доработан и на его основе создан новый воздушный богатырь – четырёхмоторный «Илья Муромец». Размах крыльев у него стал 34,5 м, площадь несущих поверхностей – 182 кв. м, расстояние между нижним и верхним крылом – 2,5 м. Масса самолёта без нагрузки составляла 3.500 кг, а полётная масса (в зависимости от модификации) составляла от 5 до 7,5 тонны. Внутренняя конструкция самолёта поражала ничуть не меньше, чем его внушительные габариты

Так, кроме каюты пилота на борту были гостиная, спальня и, pardon, уборная, что немаловажно, если учесть, что при полной нагрузке самолёт был способен держаться в воздухе до пяти часов

Технические характеристики (Илья Муромец Тип С-23 В)

Данные из

Общие характеристики

  • Экипаж: 4-8 человек (максимум 12)
  • Длина: 17,5 м (57 футов 5 дюймов)
  • Размах верхнего крыла: 29,8 м (97 футов 9 дюймов)
  • Размах нижнего крыла: 21 м (68 футов 11 дюймов)
  • Высота: 4 м (13 футов 1 дюйм)
  • Площадь крыла: 125 м 2 (1350 кв. Футов)
  • Вес пустого: 3150 кг (6945 фунтов)
  • Полная масса: 4600 кг (10141 фунт)
  • Запас топлива: 600 кг (1323 фунта) Топливо и масло
  • Силовая установка: 4 × поршневых двигателя Sunbeam Crusader V-8 с водяным охлаждением 150 л.с. (150 л.с.; 110 кВт)
  • Гребные винты: 2-лопастные гребные винты фиксированного шага.

Представление

  • Максимальная скорость: 110 км / ч (68 миль / ч, 59 узлов)
  • Выносливость: 5 часов с 300 кг (661 фунт) бомб и вооружением; 10 часов с дополнительным топливом.
  • Практический потолок: 3000 м (9800 футов)
  • Нагрузка на крыло: 36,8 кг / м 2 (7,5 фунта / кв. Фут)
  • Мощность / масса : 0,097 кВт / кг (0,059 л.с. / фунт)

Вооружение

  • Оружие: Различные числа и комбинация орудий в различных точках во время войны, в том числе 12,7 мм , 15,3 мм , 25 мм , 37 мм и 7,62 мм пушек, Максим пушек , пушек Льюиса , Madsen пушек , Colt пулеметов и Курчевского «с среди них экспериментальные безоткатные орудия .
  • Бомбы: Различные загрузки бомб массой 50, 100 и 656 кг в зависимости от топлива, вооружения и экипажа. Имея три экипажа и два оборонительных пулемета, «Илья Муромец» типа «V» мог нести 500 кг бомб.

Описание конструкции

Конструкция «Ильи Муромца» — четырехмоторный биплан. Крылья соединяли шесть соединительных стоек. Моторы располагались на нижнем крыле. Для доступа к двигателям, по нижним крыльям была проложена фанерная дорожка с проволочными перилами, дающая доступ к любому двигателю непосредственно во время полета. Во время боевого вылета возможность починить самолет в полете не раз спасала жизни самолету и его пилотам.

Длина фюзеляжа машины достигала 19 метров, площадь крыльев — 200 м. кв. Скорость самолета — 100-130 км/ч.

Колеса шасси делались с резиновой шнуровой амортизацией и обшивались кожей. В наше время их бы назвали широкопрофильными.


Фотография Ильи Муромца

Особенностью самолета была закрытая кабина летчика. Так как пилот не мог видеть, далеко ли до земли, кабину оборудовали приборами, революционными по тому времени. Помимо привычных всем компаса и четырех тахеометров, в кабине находились два высотомера и два измерителя воздушной скорости, соединенных с трубкой Пито (приемником воздушного давления). Также в кабине находился указатель скольжения — изогнутая стеклянная трубка с шариком внутри.


Вид из кабины пилота Ильи Муромца

Тангаж можно было определить с помощью такого же приспособления с маркировкой углов на кабрирование и пикирование.

Конструкция

Сикорский «Илья Муромец» представлял собой шестистоечный биплан, с расчалочным устройством фюзеляжа. Каркас из деревянных лонжеронов и стрингеров.

В носовой части для обшивки использовалась березовая фанера толщиной 3 мм, в хвостовой части полотно. Кабина имела развитое остекление, часть створок и форточек была подвижной.

Крылья двухлонжеронные, классической конструкции. Размах верхнего крыла, в зависимости от модификации составлял 25-35 метров, нижнее крыло 17-27.

Лонжероны коробчатого типа, из древесины. Неврюры из 5-мм фанеры, обычного и усиленного (сдвоенные с полкой) типа. Шаг неврюр составлял 0,3 м. Поверхность крыла обтягивалась полотном.

Элероны только на верхнем крыле, скелетной конструкции, обтянутые полотном. Стойки размещались в районе размещения двигателей, в сечении имели каплевидную форму. Расчалки из сталистой проволоки с оплеткой.

Крыло по размаху делилось на 5-7 частей:

  • Центроплан;
  • Отъемные полукрылья, одно или два на плоскость;
  • Консоли.

Узлы разъема из стали, с соединением сваркой, реже заклепками и болтами.

Двигатели устанавливались на нижнее крыло между стойками, на подмостках из вертикальных ферм, с ременно-петлевым креплением. Обтекатели и мотогондолы не предусматривались.

История создания самолета «Илья муромец»

Игорь Иванович Сикорский родился в 1882 году в Киеве в семье профессора Киевского университета. Образование будущий конструктор получил в Киевском политехническом институте, где вступил в Воздухоплавательную секцию, объединявшую энтузиастов еще только зарождающейся авиации. В секцию входили как студенты, так и преподаватели ВУЗа.

В 1910 году Сикорский поднимает в воздух первый одномоторный самолет собственной конструкции С-2. В 1912 году он получает должность конструктора на Русско-Балтийском вагонном заводе в Петербурге – одном из ведущих машиностроительных предприятий Российской империи. В том же году Сикорский приступает к созданию первого многомоторного экспериментального самолета С-21 «Русский витязь», который поднялся в воздух в мае 1913 года.

Успех конструктора не остался незамеченным: невиданный самолет был продемонстрирован императору Николаю II, Государственная дума выдала изобретателю 75 тыс. рублей, а военные наградили Сикорского орденом. Но, главное, что военные заказали десять новых воздушных машин, планируя использовать их в качестве разведчиков и бомбардировщиков.

«Витязя» решили не восстанавливать. Сикорский хотел заняться созданием нового воздушного гиганта, имя которому дали в честь былинного русского богатыря – «Илья Муромец». Новый самолет был готов уже осенью 1913 года и его размеры, и его внешний вид и размеры действительно поражали современников.

Длина корпуса «Ильи Муромца» достигала 19 метров, размах крыльев – 30, их площадь (на разных модификациях самолета) – от 125 до 200 кв. метров. Вес пустого аэроплана составлял 3 тонны, в воздухе он мог находиться до 10 часов. Самолет развивал скорость 100-130 км/ч, что было весьма неплохо для того времени. Изначально «Илья Муромец» создавался как пассажирский самолет, в его салоне был свет, отопление и даже ванная комната с туалетом – неслыханные вещи для авиации той эпохи.

Зимой 1913 года начались испытания, «Илья Муромец» впервые в истории смог поднять в воздух 16 человек и аэродромного пса Шкалика. Вес пассажиров составил 1290 кг. Чтобы убедить военных в надежности новой машины Сикорский совершил перелет из Санкт-Петербурга в Киев и обратно.

В первые дни войны были сформированы десять эскадрилий с участием тяжелых бомбардировщиков. Каждый такой отряд состоял из одного бомбардировщика и нескольких легких самолетов, эскадрильи непосредственно подчинялись штабам армий и фронтов. К началу войны готовы были четыре самолета.

Однако очень скоро выяснилось, что подобное использование аэропланов является неэффективным. В конце 1914 года было принято решение все самолеты «Илья Муромец» объединить в одну эскадрилью, которая бы непосредственно подчинялась Ставке. По сути, было создано первое в мире соединение тяжелых бомбардировщиков. Его непосредственным начальником стал владелец Русско-Балтийского вагонного завода Шидловский.

Первый боевой вылет состоялся в феврале 1915 года. Во время войны были изготовлены две новые модификации самолета.

«Илья Муромец» вывел бомбометание на совершенно другой уровень. Бомбы подвешивались как снаружи самолета, так и внутри его фюзеляжа. В 1916 году для бомбометания впервые были использованы электросбрасыватели. Летчику, пилотирующему аэроплан, теперь не нужно было искать цели на земле и сбрасывать бомбы: экипаж боевого самолета состоял из четырех или семи человек (на разных модификациях). Однако самым важным было значительное увеличение бомбовой нагрузки. «Илья Муромец» мог использовать бомбы весом 80 и 240 кг, а в 1915 году была сброшена экспериментальная 410-килограммовая бомба. Разрушительное действие этих боеприпасов никак нельзя сравнить с гранатами или небольшими бомбами, которыми были вооружены большинство машин того времени.

«Илья Муромец» имел закрытый фюзеляж, в котором располагался экипаж и довольно внушительное оборонительное вооружение. На первых машинах для борьбы с «цеппелинами» устанавливалась скорострельная 37-мм пушка, затем ее заменили пулеметами (до 8 штук).

Гораздо опаснее вражеских истребителей и зениток для летчиков были технические неполадки, из-за них было потеряно более двух десятков аэропланов.

В 1917 году Российская империя стремительно вваливалась в Смуту. Тут уж было не до бомбардировщиков. Большая часть воздушной эскадры была уничтожена своими из-за угрозы захвата немецкими войсками. Шидловский вместе со своим сыном был расстрелян красногвардейцами в 1918 году при попытке пересечь финскую границу. Сикорский эмигрировал в США и стал одним из самых знаменитых авиаконструкторов XX столетия.

Союзники были уверены в победе над Германией

Столь высокий статус участников свидетельствовал об исключительной важности конференции, созванной для выработки общего плана военных действий против Четверного союза, а также решения дипломатических вопросов, связанных с будущими изменениями политической карты мира. Как отмечалось в документах, главы союзных делегаций «единодушно указывали на необходимость установления полного между союзниками единства действий в целях доведения войны до успешного конца и завершения её миром, но не на таких условиях, которым союзники вынуждены были бы подчиниться, а на условиях, которые они сами властно предъявят врагу»

Как отмечалось в документах, главы союзных делегаций «единодушно указывали на необходимость установления полного между союзниками единства действий в целях доведения войны до успешного конца и завершения её миром, но не на таких условиях, которым союзники вынуждены были бы подчиниться, а на условиях, которые они сами властно предъявят врагу».

Подробное исследование Петроградской конференции займёт, по меньшей мере, несколько монографий, поэтому в статье остановлюсь лишь на одном частном, но, тем не менее, весьма красноречивом моменте.

Историческая ценность самолёта

Самолет в начале своей службы, в 1914 году, был передовым воздушным кораблём, равного которому не было. Он задал сильный вектор развития как бомбардировочному, так и пассажирскому самолетостроению.

Аэроплан имел много возможностей для дальнейшей модернизации, но развал Российской империи помешал его развитию. Тем не менее впервые была отработана практика использования дальней бомбардировочной авиации.

Впервые был совершен дальний перелет, который дал старт гражданской пассажирской авиации. Поэтому можно сказать, что это был очень хороший самолет, который угораздило родиться в несчастливое время.

История эксплуатации

Иосип Станиславович Башко, пилот «Илья Муромец», Киев.

Когда разразилась Первая мировая война, из первоначальной партии в десять самолетов было построено только два бомбардировщика «Илья Муромец». В августе 1914 года Илья Муромец был введен в состав Императорской российской авиации, а 10 декабря 1914 года русские сформировали свою первую эскадрилью из десяти бомбардировщиков , постепенно увеличивая ее число до 20 к середине 1916 года. Операции с тяжелыми бомбардировщиками начались 12 февраля 1915 года с налета на немецкие передовые позиции.

Немецкие летчики-истребители часто неохотно атаковали Илью Муромца в воздухе из-за их оборонительной огневой мощи, включая уникальное расположение хвостовой пушки, а также трудности при сбивании такого большого самолета. После столкновения маленькие истребители также обнаружили, что они были поражены винтом четырех больших двигателей.

12 сентября 1916 года русские потеряли своего первого Илью Муромца в бою с четырьмя немецкими « Альбатросами» , троих из которых удалось сбить. Это также была единственная потеря противнику во время войны; три других были повреждены в бою, но сумели вернуться на базу для ремонта.

83 бомбардировщика «Илья Муромец» были построены для российских войск в период с 1913 по 1918 год. Они зафиксировали ряд первых в истории военной авиации, таких как бомбардировки тяжелых бомбардировщиков, выполнение групповых бомбардировочных налетов на цели противника, ночные бомбардировки и оценка повреждений фотографическими бомбами. . Они также первыми разработали тактику защиты одиночного бомбардировщика, ведущего воздушный бой с несколькими истребителями противника. За счет систематической модернизации вооружения эффективность сбрасывания бомб достигла 90%.

За годы войны Илья Муромец совершил более 400 боевых вылетов и сбросил 65 тонн бомб. К 1917 году истощение от постоянных полетов привело к значительному сокращению бомбардировочного флота, и только четыре бомбардировщика остались на линии фронта; Другой Илья Муромец был переведен на должность тренера. Тяжелые бомбардировщики других участников появились в 1916 году, все в определенной степени напоминающие русских первопроходцев. Российское правительство и сам Сикорский продали лицензию на проектирование и производство британскому и французскому правительствам. В немцах пытались копировать его дизайн, используя фрагменты Ильи Муромца они сбили над своей территорией в сентябре 1916 г. К концу 1916 года проект был в целом считается, что в конце своего цикла развития, с вытекающими отсюда изменениями к отдельным самолетам, например, дополнительная броня и вооружение, что делает самолет слишком тяжелым и непригодным для эксплуатации. Постоянные изменения в области, а также на заводе привели к тому, что многие самолеты были переименованы в новые варианты. Дальнейшие разработки, основанные на оригинальных бомбардировщиках Ильи Муромца, включали более специализированный вариант атаки.

Русская революция и последствия

После Февральской революции 1917 года бомбардировщики Илья Муромец продолжали летать вместе с Российской Императорской Армией, но другие были захвачены временным правительством, а пилоты также перешли на сторону украинской эскадрильи Гетмана и генерала Павла Скоропадского , на борту которого находился как минимум один Илья Муромец. польскими войсками. Остальные самолеты летали с Красной Армией до середины 1919 года.

Производство «Ильи Муромца» продолжалось и после войны, и было закончено лишь несколько экземпляров. С мая по октябрь 1921 года самолет использовался в качестве пассажирского транспорта на линии Москва-Харьков; шесть служили в качестве гражданского пассажирского авиалайнера и почтового самолета. После перевозки 60 пассажиров и двух тонн груза, «Илья Муромец» считался слишком сложным в обслуживании, поскольку двигатели и планеры были изношены, и 10 октября 1922 года авиалайнеры были списаны. Последний полет бомбардировщика «Илья Муромец» состоялся в 1922 году в Серпуховской авиационной стрелково-бомбардировочной школе .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector