Ракета 9м730 буревестник. ssc-x-9 skyfall. технические характеристики. фото и видео

Чем питается буревестник?

Фото: Птица буревестник

Буревестник – хищная птица. Для постоянного поддержания энергии в огромном теле, которое сутками находится в полете, буревестник нуждается в огромном количестве белка. Поэтому, помимо мелкой рыбешки, в его рацион входят всевозможные ракообразные и головоногие моллюски – особенно, кальмары. Иногда буревестники преследуют рыболовные суда. Там они могут не только отдохнуть, но и поживиться рыбой из сетей. Также буревестники охотно едят падаль, воруют пищу у других хищных птиц и млекопитающих.

Особо крупные виды буревестников способны охотиться и на суше. В основном они разоряют гнезда чаек, пингвинов и других птиц, поедая яйца. Но бывает, что они нападают даже на птенцов пингвинов или детенышей морских котиков. Крупному буревестнику ничего не стоит заклевать детеныша ластоногих, пока мать находится на охоте.

Особым пунктом в питании буревестников является криль. Благодаря особенностям клюва, позволяющим фильтровать соленую воду, буревестники, планируя прямо у поверхности воды, зачерпывают воду в клюв, фильтруют ее и поглощают питательный криль на ходу. Это позволяет им выживать даже в голодное время. Буревестники активно охотятся лишь по ночам. Плотно прижав крылья к телу, они, подобно ракете, погружаются в воду в месте, где заметили стаю рыб. Быстро вылавливают несколько рыб, поглощают их прямо под водой и выплывают с рыбешкой в клюве. Максимальная глубина, на которую погружаются эти птицы – 8 метров.

Естественные враги буревестника

Фото: Как выглядит буревестник

Буревестники – крупные птицы, которые могут постоять за себя, поэтому естественных врагов у них не много. Южнополярный поморник часто разоряет гнезда, поедает яйца и неокрепших птенцов, если родители куда-то удалились. Также эти птицы конкурируют с буревестниками за пищу, поэтому между ними могут происходить серьезные стычки.

Завезенные на территории гнездовья крысы и кошки также представляют опасность для гнезд и птенцов. Но детеныши буревестников тоже обладают своими средствами защиты. Испытывая страх, птенец стреляет струей зловонной жидкости изо рта, которая моментально отпугивает любых хищников. Эта жидкость маслянистая, тяжело смывается и долго пахнет, что осложняет дальнейшую охоту возможного хищника.

Также мелким видам буревестников могут угрожать некоторые рыбы и морские львы. На них могу напасть акулы или другие крупные морские обитатели, когда буревестник погружается в воду за добычей или когда просто плавает по волнам. Под водой эти птицы беззащитны, поэтому являются легкой жертвой.

Как идет программа?

Попробуем совместить имеющуюся информацию. «Буревестник» – комплекс наземного базирования. Для авиационной техники он слишком тяжел. Возможно, ракету предполагается размещать и на кораблях. Но пока нет доказательств, что «Буревестник» испытывался с морских платформ или готовится к этому. Отметим, что и в Неноксе построен именно наземный объект.

Для чего программе «Буревестника» нужны два или три (если считать Неноксу) испытательные площадки? Очевидно, что полигон на Новой Земле используется для отработки ракет с ядерными двигателями. А Капустин Яр нужен для тестирования бортового оборудования.

В споре о реальности создания «Буревестника» упускается один очень важный момент. Если ракета рассчитана на неограниченную продолжительность полета, как будет работать ее навигационная система? Тем более что большую часть времени изделие будет «висеть» не над сушей, а над водой.

Нынешние крылатые ракеты используют навигацию по экстремальным точкам. В их памяти заложены изображения местности (видеокартинка или радиолокационная информация), над которой они выполняют полет. В нужный момент бортовые системы проводят сверку – оптико-электронные средства или радары делают снимок местности и сравнивают с эталонным. Так ракета «понимает», насколько отклонились от заданного курса.

По очевидным причинам такой вариант не работает для «Буревестника». Поэтому для ракеты с ЯЭУ нужна принципиально новая навигационная система. Возможно, «навигатор» «Буревестника» даже будет работать на новых физических принципах. Не исключено, что эта система – более секретный элемент конструкции, чем ядерная энергетическая установка.

Именно для проведения таких испытаний и нужен объект на полигоне Капустин Яр, который обеспечивает максимальную секретность. Также наземное оборудование полигона позволяет отладить работу самой сложной электронной начинки. А в случае аварии остатки ракеты легко собрать, чтобы провести анализ. В Капустином Яре ракета будет испытываться с обычной двигательной установкой.

Теперь попробуем предположить, для чего нужен объект в Неноксе. Как уже было сказано выше, полет «Буревестника» будет большую часть времени проходить над поверхностью моря. А значит, после отработки в Капустином Яре ракету надо запускать на морском полигоне, который также имеет выход на сушу.

Для этого лучше всего подходит именно Ненокса. Этот полигон неоднократно использовался для доводки различных крылатых ракет, в том числе семейства «Калибр» и сверхзвукового «Метеорита».

Ненокса удобна для проведения работ, аналогичных выполняемым на Капустином Яре. Только теперь для ракеты добавятся протяженные морские участки. С большой долей вероятности можно утверждать, что и на севере ракета будет выполнять полеты с обычными двигателями.

А сложные испытания лучше провести на уже готовом полигоне на Новой Земле. Она предпочтительнее, чем Ненокса, с учетом особенностей конструкции «Буревестника» и поставленных перед этим изделием задач.

Для ракеты с ЯЭУ и принципиально новой навигационной системой не нужны прямые трассы в тысячи километров. Ей достаточно задать маршрут в несколько сотен километров. Но при этом он будет с большим количеством поворотов, а также с участками как на суше, так и на море.

Технические трудности при создании ЯТРД

При создании ЯТРД необходимо решить множество сложных технических вопросов, например, как защитить наземный персонал при обслуживании Буревестника? Заглянув в сопло (схема «Б»), можно увидеть активную зону, которую загораживают только тонкие лопатки турбины. Как хранить Буревестник на земле? Реактор при этом должен быть надёжно заглушен. При старте его необходимо быстро запустить и вывести на расчётную мощность. В полёте необходимо как-то управлять реактором и ЯТРД в целом. Скорее всего, Буревестник летает на малой высоте, и двигатель – однорежимный, без резких манёвров по высоте. Так что пределы управления ЯТРД небольшие, хотя они должны быть. При работе реактора исходит мощное радиоактивное излучение. От него необходимо защитить бортовую электронику. Если во время полёта будет принято решение не наносить удар по противнику, как тогда реактор заглушить? Или просто утопить ракету в глубоководном районе мирового океана?

При применении схемы «Б», через активную зону реактора проходит воздух, который получает наведённую радиацию. Так образуется радиоактивный след. Это закон природы. От него никуда не денешься. В связи с этим заявление о выполнении норм по радиационной безопасности требуют дальнейшего прояснения. Ведь нормы радиационной безопасности разные: для гражданского населения — одни, для работников атомной промышленности – другие, а при испытаниях ядерного оборудования (или оружия) – третьи.

Я думаю, что в Буревестнике применён ядерный турбореактивный двигатель по схеме «Б», как более простой. Хотя, возможно, я ошибаюсь.

Панорама сборочного цеха, где собираются Буревестники. Екатеринбургское ОКБ «Новатор»

Видно, что ракета окрашена в красный цвет, ширина фюзеляжа больше, чем высота. Крыло имеет умеренную стреловидность. Ракета частично укрыта брезентом (или другим материалом) – соблюдение режима секретности. Хвостовая часть, по-видимому, отстыкована от ракеты

На фото видно, что крыло имеет умеренную стреловидность. Такое крыло не предназначено для сверхзвуковых скоростей. Поэтому на ракете вряд ли применён прямоточный двигатель. Крыло имеет довольно тонкий профиль, поэтому скорость ракеты я оцениваю в 750-900 км/ч.

В другом ролике показаны фрагменты испытаний «Буревестника».

Испытания Буревестника. Пуск произведён с подвижной ПУ. Ракета окрашена в красный цвет, стартовые ускорители – в белый. На фото невозможно разобрать, крыло раскрыто или нет

Ядерный двигатель

Пытаясь раскрыть “тайну” ядерного двигателя, многие специалисты в России и за рубежом предполагают, что он произошел от известной советской разработки – твердотопливного ракетного двигателя РД-0410.

Действительно, с 1965 по 1985 годы по этому двигателю был проведен колоссальный объем работ, в результате которых удалось создать образец двигателя массой около 2 тонн (с радиационной защитой), удельной тягой около тонны и рабочим ресурсом работы – 1 час. С таким коротким временем работы крылатая ракета вряд ли далеко улетит и тем более не сможет летать неограниченное время, согласитесь. Кстати, у нас на основе РД-0410 получились надежные ядерные энергоустановки для космических аппаратов, но это тема для отдельной статьи. Поэтому продолжу про крылатую ракету.

Неуловимые: какие советские самолеты не смогли догнать ВВС Израиля

В качестве прародителя двигателя для “Буревестника” мог выступить только авиационный двигатель, а точнее – ядерная авиационная установка с прямоточным или турбореактивным двигателем. Разработки таких двигателей велись в СССР и США с 50-х годов прошлого века.

Пионерами в разработке таких двигателей стали американцы, начавшие в 1946 году проект NEPA (Nuclear Energy for the Propulsion of Aircraft – ядерная энергия для авиационной силовой установки). Затем были проект AEC (Atomic Energy Commission) и масштабная программа ANP (Aircraft Nuclear Propulsion, самолет с ядерной энергетической установкой), в рамках которой разработали экспериментальные реакторы ASTR и Р-1, а также провели испытательные полеты летающих лабораторий на основе бомбардировщиков В-36. Однако в 1961 году программа ANP была закрыта президентом США Кеннеди, который через официальное письмо уведомил о том, что у самолета с ядерной установкой в ВВС США нет перспективного будущего.

В СССР такие разработки начались в 1947 году с научно-исследовательских работ, результатом которых стало Постановление Совета Министров СССР № 1561-868 от 12 августа 1955 года, согласно которому к работам по созданию самолетов с ядерными авиационными двигателями (ЯАД) привлекались авиационные КБ – Мясищева, Туполева и Лавочкина, а также ведущие КБ в области двигателестроения – Кузнецова, Люльки и Бондарюка. Наиболее перспективным решением в создании ЯАД оказался проект ОКБ А. М.Люльки, в котором рассматривались ядерные турбореактивные двигатели в двух вариантах: “соосной” схемы и схемы “коромысло”.

Реактивный таран: как Су-15 сбил самолет-нарушитель с военным грузом

Несмотря на то, что это решение было вполне годным для установки на самолеты, работы над “атомолетами” был прекращены, так как не было найдено решение безопасной “наземной эксплуатации и защиты экипажа, населения и местности в случае вынужденной посадки самолета с ЯАД”. Результаты работ положили на полку архива, с которой их достали тогда, когда в области разработки компактных ядерных реакторов Россия стала единственной страной в мире.

Да, на “Буревестнике” стоит ЯАД с компактным ядерным реактором – созданный благодаря современным российским технологиям, который позволяет крылатой ракете лететь неограниченное время с дозвуковой скоростью на любое расстояние.

Классификация буревестников

Семейство буревестниковые (Рrосеllаriidае) подразделяется на два подсемейства и четырнадцать родов. Подсемейство Fulmаrinае представлено птицами, имеющими скользящий планирующий стиль полета. Пища добывается в наиболее поверхностных слоях, а для её приема птица садится на воду. Представители этого подсемейства не приспособлены или недостаточно приспособлены для ныряния:

  • гигантский буревестник (Масrоnесtеs);
  • глупыши (Fulmаrus);
  • антарктический буревестник (Тhаlаssоiса);
  • капские голубки (Dарtiоn);
  • снежный буревестник (Раgоdrоmа);
  • голубой буревестник (Наlоbаеnа);
  • китовые птицы (Расhyрtilа);
  • кергеленский тайфунник (Lugеnsа);
  • тайфунник (Рtеrоdrоmа);
  • Рsеudоbulweriа;
  • маскаренский тайфунник (Рsеudоbulwеriа аtеrrimа);
  • тайфунники-бульверии (Вulwеriа).

Подсемейство Puffininae представлено птицами, имеющими стиль планирующего полета.

В ходе такого полета чередуются частые взмахи крыльями и посадки на воду. Птицы этого подсемейства способны достаточно хорошо нырять с лета или из положения сидя:

  • толстоклювый буревестник (Рrосеllаriа);
  • вестландский буревестник (Рrосеllariа wеstlаndiса);
  • пёстрый буревестник (Саlоnесtris);
  • настоящий буревестник (Рuffinus).

Это интересно! Несмотря на большое видовое разнообразие, на территории нашей страны гнездятся только два вида – глупыш (Fulmаrus glасiаlis) и пестролицый буревестник (Саlоnесtris lеuсоmеlаs).

Семейство Буревестниковые – это самое богатое по количеству видов и очень разнообразное семейство, относящееся к отряду трубконосых.

Вернуться к содержанию

Особенности питания буревестника

— Реклама —

Рацион буревестника состоит из маленькой рыбы, моллюсков, ракообразных. Больше всего птица любит лакомиться сельдью, шпротами, сардинами, каракатицами.

Охотится буревестник, в основном, по ночам, когда его добыча всплывает в верхние слои воды. При этом птица сначала внимательно высматривает мелкую рыбку, после чего резко ныряет за ней в воду. Максимально буревестники могут погружаться на 6-8 м. Клювом они процеживают морскую воду, оставляя съедобный остаток.

Так как такая добыча пропитания требует от птицы много усилий, буревестники часто «хитрят» и находят себе корм, сопровождая китов или рыболовецкие судна.

Питание

В основном буревестники кормятся рыбой, ловят ракообразных и кальмаров. Любая белковая пища, подходящих размеров, может быть съедена. Всегда готовы поживиться остатками чужой трапезы. Для этого следуют за стаями морских животных. Сопровождают рыболовные и пассажирские суда. Никогда не брезгуют погибшими птицами и животными, оказавшимися на водной поверхности.

Только гигантские буревестники могут иногда устраивать охоту на суше. Они нападают на оставленных без присмотра птенцов. Замечено, что к разорению чужих гнезд и похищению птенцов больше склонны самцы.

Буревестники входящие в род китовых птиц в клюве имеют пластины, которые образуют подобие фильтра. Пернатое движется в поверхностном слое воды способом, называемым аквапланированием. Для этого использует лапы и крылья. Птица пропускает свой клюв воду, отфильтровывает и поглощает планктон.

Технические трудности при создании ЯТРД

При создании ЯТРД необходимо решить множество сложных технических вопросов, например, как защитить наземный персонал при обслуживании Буревестника? Заглянув в сопло (схема «Б»), можно увидеть активную зону, которую загораживают только тонкие лопатки турбины. Как хранить Буревестник на земле? Реактор при этом должен быть надёжно заглушен. При старте его необходимо быстро запустить и вывести на расчётную мощность. В полёте необходимо как-то управлять реактором и ЯТРД в целом. Скорее всего, Буревестник летает на малой высоте, и двигатель – однорежимный, без резких манёвров по высоте. Так что пределы управления ЯТРД небольшие, хотя они должны быть. При работе реактора исходит мощное радиоактивное излучение. От него необходимо защитить бортовую электронику. Если во время полёта будет принято решение не наносить удар по противнику, как тогда реактор заглушить? Или просто утопить ракету в глубоководном районе мирового океана?

При применении схемы «Б», через активную зону реактора проходит воздух, который получает наведённую радиацию. Так образуется радиоактивный след. Это закон природы. От него никуда не денешься. В связи с этим заявление о выполнении норм по радиационной безопасности требуют дальнейшего прояснения. Ведь нормы радиационной безопасности разные: для гражданского населения — одни, для работников атомной промышленности – другие, а при испытаниях ядерного оборудования (или оружия) – третьи.

Я думаю, что в Буревестнике применён ядерный турбореактивный двигатель по схеме «Б», как более простой. Хотя, возможно, я ошибаюсь.

Панорама сборочного цеха, где собираются Буревестники. Екатеринбургское ОКБ «Новатор»Видно, что ракета окрашена в красный цвет, ширина фюзеляжа больше, чем высота. Крыло имеет умеренную стреловидность. Ракета частично укрыта брезентом (или другим материалом) – соблюдение режима секретности. Хвостовая часть, по-видимому, отстыкована от ракеты

На фото видно, что крыло имеет умеренную стреловидность. Такое крыло не предназначено для сверхзвуковых скоростей. Поэтому на ракете вряд ли применён прямоточный двигатель. Крыло имеет довольно тонкий профиль, поэтому скорость ракеты я оцениваю в 750-900 км/ч.

В другом ролике показаны фрагменты испытаний «Буревестника».

Испытания Буревестника. Пуск произведён с подвижной ПУ. Ракета окрашена в красный цвет, стартовые ускорители – в белый. На фото невозможно разобрать, крыло раскрыто или нет

Испытания[править | править код]

Впервые о ходе испытаний ракеты заявил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года, заявление сопровождалось видеороликом пуска ракеты.

В июле 2018 года Министерство обороны России провело брифинг и продемонстрировало видео с испытаниями и цеха с ракетами. Представитель Минобороны заявил, что создание ракеты идёт по плану.

В мае 2018 года американский телеканал CNBC опубликовал заявление анонимных источников о том, что, согласно отчёту неназванных разведывательных структур США, испытания ракеты в конце 2017 года были неудачными. Это заявление подверглось критике: в частности, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Виктор Мураховский заявил, что источники издания приняли за аварии этап бросковых испытаний.

В августе 2018 года CNBC опубликовал статью, где сообщил подробности испытаний ракеты, проводившихся с ноября 2017 по февраль 2018 года. В качестве источника сведений вновь была указана неназванная разведслужба США. В частности, сообщалось о подготовке операции по поднятию со дна Баренцева моря ракеты с ядерным двигателем, упавшей в ходе одного из неудачных испытаний. Издание The Diplomat дополнило статью CNBC спутниковыми снимками предполагаемого испытательного полигона. Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко назвал новость специально «срежиссированным вбросом, за которым стоят те структуры Пентагона, которые проводят информационные операции в киберпространстве».

В начале февраля 2019 года американские издания The Diplomat и Business Insider на основании неизвестных источников в разведке США заявили о возобновлении испытаний крылатой ракеты на полигоне Капустин Яр; испытания охарактеризованы как частично успешные. В феврале 2019 года Business Insider, комментируя 13-е по счёту испытание, заявил, что «ракета до сих пор не функционирует должным образом». Со ссылкой на разведку США сообщается, что лишь одно испытание за всё это время было успешным.

По официально не подтверждённым данным ТАСС, в январе 2019 года прошли успешные испытания ядерной энергетической установки для крылатой ракеты комплекса «Буревестник».

В сентябре 2019 года CNBC со ссылкой на неназванные источники в американской разведке заявил как минимум о пяти завершившихся неудачей испытаниях «Буревестника» в период с ноября 2017 по 2019 год. Эта информация была опровергнута военным экспертом Игорем Коротченко. Он расценил заявления американских СМИ о неудачах при испытаниях крылатой ракеты «Буревестник» как информационную операцию, направленную на дискредитацию российской «оборонки». Несмотря на имеющиеся проблемы, ракету планируется поставить на вооружение к 2025 году.

В сентябре 2019 года эксперт Павел Иванов выразил мнение, что испытания ракеты идут параллельно на двух или трёх полигонах: на Новой Земле, в Капустином Яру и, возможно, в .

Предполагаемая авария в ходе испытанийправить | править код

8 августа 2019 года на военном полигоне вблизи села Нёнокса и посёлка Сопка (Архангельская область) произошёл взрыв, в результате которого погибли пять учёных-испытателей и ещё три человека пострадали. В Северодвинске, находящемся в 30 км от этого места, был зафиксирован кратковременный (с 11:50 до 12:20 по московскому времени) скачок радиационного фона до 2 мкЗв/ч при 0,11 мкЗв/ч. По данным Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, повышение гамма-излучения на постах автоматизированной системы контроля радиационной обстановки было связано с прохождением облака радиоактивных инертных газов. Повышенный уровень бета-излучения наблюдался не только в Северодвинске, но и в Архангельске, в период 9 — 11 августа.

По утверждению Минобороны и корпорации «Росатом», на полигоне взорвался жидкостный реактивный двигатель, в котором использовался радиоизотопный источник питания. Эта же версия была приведена в газете «Известия».

Эксперты по ядерному оружию из Института международных исследований Миддлбери Джеффри Льюис и Энн Пеллегрино на основе спутниковых фотографий и косвенных данных высказали мнение, что несчастный случай произошёл во время испытаний крылатой ракеты с ядерной установкой «Буревестник». Позднее президент США Дональд Трамп заявил, что взорвавшимся изделием была именно ракета «Буревестник», при этом в администрации президента не подтвердили и не опровергли возможный факт испытания крылатой ракеты с ядерной установкой, военные эксперты выразили мнение, что сделанное Трампом заявление основано не на докладах разведки, а на публикациях СМИ.

“СНАРК” И “НАВАХО”

По той же схеме создавались крылатые ракеты большой дальности и в США. Разница лишь в том, что в СССР пропустили этап создания дозвуковой крылатой ракеты с обычным воздушно-реактивным двигателем и сразу перешли к прямоточным двигателям.

Межконтинентальная дозвуковая крылатая ракета с турбореактивным двигателем SM-62 “Снарк” начала разрабатываться в 1947 году фирмой Northrop. Внешне ракета была похожа на реактивный истребитель со стреловидным крылом с углом стреловидности 45 градусов.

Старт ракеты происходил с пусковой установки, имевшей небольшой угол наклона к горизонту. Для взлета использовались два пороховых ускорителя, работавшие в течение 4 секунд. В хвостовой части ракеты размещался маршевый турбореактивный двигатель J-57 фирмы Pratt & Whitney, обеспечивавший дозвуковую скорость полета.

Я называю ракету “Снарком”, но первоначально, в 1947–1951 годах, ее именовали SSM-A-3, с 1951 по 1955 год – В-62, а далее – SM-62.

Обратим внимание на бомбардировочный индекс В-62: в те времена ракеты называли “беспилотным бомбардировщиком”. Кстати, в СССР до 30 октября 1959 года крылатые ракеты именовались самолетами-снарядами. По проекту “Снарк” должен был лететь на высоте до 15,3 км и на дальность до 10,2 тыс

км. Ядерная боевая часть W39 имела мощность 3,3 Мт

По проекту “Снарк” должен был лететь на высоте до 15,3 км и на дальность до 10,2 тыс. км. Ядерная боевая часть W39 имела мощность 3,3 Мт.

“Снарк” летал почти с той же скоростью, что и современный ему стратегический бомбардировщик В-52. При необходимости он мог совершить до восьми поворотов (противозенитных маневров), но все их надо было заложить в систему бортового управления до старта. При необходимости SM-62 можно было вернуть и даже посадить на брюхо на идеально ровной взлетно-посадочной полосе (ВПП). Но в отличие от В-52 ракета не могла маневрировать, ставить активные и пассивные помехи радиолокаторам ПВО и использовать кормовую артиллерийскую установку. Зато цена “Снарка” была в 20 раз меньше цены В-52.

При полете с автопилотом на полную дальность круговое вероятное отклонение (КВО) “Снарка” составляло около 20 км, что было неприемлемо даже при наличии термоядерного заряда. Поэтому, как и советские ракеты, “Снарк” был оснащен системой астрокоррекции, которая теоретически должна была обеспечивать КВО 2,4 км. Однако на испытаниях лучшее КВО составило 7,5 км.

Летные испытания “Снарка” велись с 1951 по 1961 год. А в январе 1958 года 702-е авиационное крыло, имевшее на вооружении 36 ракет “Снарк”, было введено в состав ВВС США. Фактически же на боевом дежурстве “Снарк” состоял первые восемь месяцев 1961 года.

В июне 1961 года президент Кеннеди приказал снять с вооружения SM-62, назвав комплекс “анахронизмом”.

Параллельно со “Снарком” создавалась и крылатая ракета с ПВРД, который на высоте 18–25 км мог развивать скорость, в три раза превышающую звуковую. Но прямоточный двигатель мог работать только при большой скорости полета, поэтому крылатой ракете нужна была разгонная ступень. Таким образом, крылатая ракета с ПВРД представляет баллистическую ракету с жидкостно-реактивным двигателем в качестве первой ступени и крылатую ракету в качестве второй ступени. К такой схеме стратегической крылатой ракеты почти одновременно пришли конструкторы США и СССР.

В 1947 году фирма North American Aviation (впоследствии Rockwell International, а затем – в составе Boeing) начала разработку двухступенчатой крылатой ракеты “Навахо”. Первая, разгонная ступень ее имела ЖРД на базе двигателя ракеты “Фау-2”, который работал на жидком кислороде и этиловом спирте и развивал тягу в 34 тонны. Вторая ступень имела ПВРД, развивавший маршевую скорость порядка 1300 км/ч. Дальность полета крылатой ракеты должна была составлять 805 км.

Впоследствии проект “Навахо” был пересмотрен, и фирма Rocketdyne в 1955 году начала разработку нового ускорителя с ЖРД на керосине и жидком кислороде тягой 61,3 т.

Запуск ракеты “Навахо” (SM-64А) производился вертикально со специальной пусковой установки (ПУ) на мысе Канаверал в штате Флорида. Внешне ПУ была очень похожа на ПУ баллистических ракет средней и большой дальности.

Первый пуск “Навахо” состоялся 6 ноября 1956 года, а последний, 10-й, – 28 ноября 1958 года. Достигнута максимальная дальность 1999 км.

Решением Министерства обороны США от 11 июля 1957 года разработка проекта “Навахо” была приостановлена, однако программа летных испытаний продолжена для получения “необходимых данных о характеристиках крылатых аппаратов при полете на больших скоростях”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector