Ис-1
Содержание:
Операторы [ править ]
- Китай
Народно-освободительная армия : поставлено 60 ИС-2 в 1950–1951 гг. Эксплуатировался во время Корейской войны и в бетонных бункерах вдоль советско-китайской границы.
- Куба
Кубинская армия : поставлен 41 ИС-2М в 1960 году.
- Чехословакия
Чехословацкая армия : 8 ИС-2 / ИС-2М на вооружении в 1945-1960 гг. Два ИС-3, поставленные в 1949 году, использовались только для испытаний и военных парадов.
- Восточная Германия
NVA : 60 ИС-2 поставлено в 1956. Эксплуатировался до 1963 года.
- Египет
Египетская армия : 100 ИС-3М эксплуатировались в 1956-1967 годах, некоторые из них использовались в Шестидневной войне 1967 года.
- нацистская Германия
Вермахт : в мае 1945 г. захватил один или два ИС-2 .
- Венгрия
Венгерская народная армия : 68 ИС-2 на вооружении с 1950 по 1956 год. После подавления Венгерской революции 1956 года все были возвращены Советскому Союзу.
- Израиль
ЦАХАЛ : три ИС-3М, захваченные в Египте в 1967 году. Повторно использовались в качестве артиллерийских орудий с закрытых позиций на линии Бар-Лев на Синае и в качестве укреплений стационарных башен-бункеров вдоль границы долины реки Иордан .
- Северная Корея
Корейская народная армия : небольшое количество ИС-2; никогда не участвовал в боевых действиях в Корейской войне.
- Польша
Польские сухопутные войска : примерно 71 ИС-2 использовался в бою с 1944 по 1945 годы. 180 ИС-2 уцелели по состоянию на 1955 год и оставались на вооружении до 1960-х годов; некоторые позже были переоборудованы в бронированные эвакуационные машины . Два ИС-3 были закуплены в 1946 году только для испытаний.
- Румыния
Сухопутные войска Румынии : Один ИС-2, захваченный во время столкновений на румынской границе с 28 мая по 7 июня 1944 года. Впоследствии танк был выставлен в Бухаресте .
- Южная Осетия
Армия Южной Осетии : до 1995 года эксплуатировала несколько ИС-2, ИС-3 и Т-10.
- Советский союз
- Красная Армия : Тяжелый танк прорыва 1944-1945 гг.
- Советская Армия : выведена из эксплуатации в начале 1970-х годов.
- Новороссийские повстанцы
Один ИС-3, ранее выставленный на постаменте в селе Александро-Калиново возле Константиновки как памятник Великой Отечественной войне, использовался Вооруженными силами Новороссии в бою во время пророссийских беспорядков на Украине в 2014 году . Константиновка была вновь взята украинскими войсками 7 июля 2014 года вместе с ИС-3.
Боевое применение[править]
Схема первого боя ИС-85 19 февраля 1944 года
Наблюдение за боевым применением и эксплуатацией новых танков было поручено инженер-майору А. И. Шамину, старшему помощнику начальника испытательного отдела НИБТ Полигона, автору руководства по войсковому ремонту танка КВ-1, которого направили в 13-й гвардейский тяжёлый танковый полк, куда Шамин прибыл 5 февраля 1944 года. Тяжелые танки использовались как таран, для прорыва обороны противника. В первом же бою под Лисянкой 19 февраля, в котором из-за технических неполадок смогло участвовать только 5 танков ИС-1 из 10 выдвинувшихся на позиции, выяснилось, что 75 мм орудие Panther пробивает не только лобовую броню танка, рассчитанную на попадание из 88 мм, но и более короткоствольных орудий танка Tiger I. Все 5 танков были потеряны, из них 2 сгорело и 3 были подбиты, причем дважды был поражен люк механика-водителя. Во втором сражении, при наступлении на город Умань танки ИС-1 попали под огонь замаскированных 88 мм зенитных орудий c дистанции 600 — 800 м, но в целом лобовая броня танков выдержала попадания, хотя имелись случаи появления трещин. После взятия Умани оставшиеся 5 танков ИС направились к городу Бельцы, но остановились из-за технических неполадок. Шамин составил отчет, в котором основным выводом было то, что ИС-1 не имеет достаточных преимуществ в борьбе с тяжёлыми танками противника. Этот отчет не повлиял на судьбу танка ИС-1 поскольку к этому моменту уже фактически было принято решение о замене его более успешным танком ИС-2, однако отчет серьезно повлиял на дальнейшее развитие семейства танков ИС. Кроме недостаточной мощности орудия и недостаточного бронирования указывалось на многочисленные технические проблемы, связанные с конструкцией танка. Оставшиеся танки ИС-1 использовались в качестве командирских машин, либо сводились в 1-й гвардейский танковый полк, который участвовал в Львовско-Сандомирской операции, а в последний раз массово применил эти танки в Восточно-Карпатской операции в сентябре — октябре 1944 года.
История создания танка ИС-3. Соперничество двух инженеров
Разработка танка ИС-3 или как еще его называли “Кировец-1” началась летом 1944 года. Часть этого танка, а именно башня, была спроектирована в конструкторском бюро Челябинского Кировского завода, главным инженером и конструктор М.Ф. Балжи.
Особенностью танка от Балжи являлось нестандартное конструкторское решение, основанное на исследовании повреждений подбитых советских танков ИС-2, в проектировании башни, а именно ее низкий силуэт и форма, что в сочетании с крепкой лобовой броней, представляло собой весьма грозное оружие. Изначально корпус танка ИС-3 отличался от своего приемника. По настоящий день сохранилась только одна фотография танка спроектированного на Челябинском Кировском заводе.
Теперь переместимся на Опытный завод №100 во главе которого стоял Ж.Я.Котин. Как только Котин узнал о том, что на ЧКЗ создают новый танк, был издан указ от его имени о подготовке проекта опытного танка, который мог бы составить конкуренцию ЧКЗ.
Корпус будущего танка, решено было сделать из верхних двух плит катаной, гомогенной брони под углом в 56° и поворотом на 43°, а по середине сверху накрывалась маленькой крышей, треугольной формы(да, мы говорим о корпусе) под углом 73°, в ней был расположен люк механика-водителя . Нижняя бронеплита располагалась под наклоном 63°. Потом такое расположение броневых листов стало называться “щучий нос” из-за их схожести.
К сожалению информация о башне производства Опытного завода №100 не сохранилась, образцы не строились.
Итак, два проекта были отправлены на утверждение народному комиссару танковой промышленности В.А.Малышеву. Ознакомившись с обоими, было решено башню взять из проекта М.Ф.Балжи, а корпус из проекта Ж.Я.Котина. Следует отметить, что директор ЧКЗ И.М.Зальцман когда писал указ о построении опытного образца, назвал танк “Победа”, но такое название отклонили в пользу названия танка ИС-3.
Испытания проходили под надзором маршала танковых войск СССР П.А.Ротмистровым. Под конец испытаний он лично сел в танк и произнес слова:
После испытаний маршал Жуков и Василевский предоставили проект И.В.Сталину, который подписал документ о принятии на вооружение и производстве его на ЧКЗ.
Историческая справка
-
Основная статья: История ИС-3
Не успели первые серийные танки ИС-2 выйти из заводских цехов, как решением № 5583 от 8 апреля 1944 было начато проектирование нового тяжелого танка. Разработка велась в условиях острой конкуренции между КБ опытного завода №100, организованным в марте 1942 года и возглавляемым Ж. Я. Котиным и А. С. Ермолаевым, и КБ Челябинского Кировского завода, возглавляемым Н. Л. Духовым и М. Ф. Балжи.
На 100-м заводе, где ведущими инженерами по танку были Г. Н. Москвин и В. И. Таротько, решили не сильно отходить от освоенной в производстве конструкции ИС-2, но при этом верхнюю лобовую часть корпуса выполнили из двух соединенных и сильно наклоненных к вертикальной плоскости броневых листов, повернутых в плане под большим углом. Сверху эти листы накрывались треугольной крышей, наклоненной к горизонту под углом 7°. В этой крыше прямо над головой механика-водителя имелся люк, через который он мог садиться в танк и покидать его. Впоследствии такое конструктивное решение получило название «щучий нос». На ЧКЗ пошли чуть более простым путем. Используя наработки по опытным танкам «Объект 244», «Объект 245» и «Объект 248», Ж. Я. Котин перекомпоновал корпус с добавлением в его передней части характерных «скул». В обоих вариантах из экипажа исключался стрелок-радист и курсовой пулемет, что позволяло освободить пространство в отделении управления и улучшить снарядостойкость лобовых бронелистов.
Советская Армия
Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй Мировой Войне в составе частей Красной Армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.
ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года.
Другие страны
ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии.
Наибольшее же количество ИС-3 было поставлено в Египет, получивший в общей сложности 100 машин, как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них поступили в конце 1950-х годов, основная же часть танков была поставлена в 1962-1967 годах. В составе eгипетской aрмии, ИС-3 применялись в ходе Шестидневной войны 1967 года. Значительных успехов в ходе той войны ИС-3 не достигли, находясь, как правило, в руках малообученных экипажей и действуя в условиях высокоманевренной войны против более подвижных и в целом современных танков противника, обладавшим вдобавок куда более высоким темпом огня, такими как «Центурион» или M48, хотя несколько последних ИС-3 всё же удалось подбить. При отступлении же египетские войска попросту бросили свои танки, включая ИС-3, всего египтяне в той войне потеряли 72 танка этого типа. К Войне Судного дня 1973 года, в египетской армии ещё оставался один полк, укомплектованный ИС-3, но сведений об участии его в той войне нет.
Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов, как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин, с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969-1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками.
Значительное количество ИС-3 было передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской Народной Армии имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими.
3:0 в пользу завода № 9
Задержка с установкой вооружения и изготовлением опытных машин привела к срыву сроков, указанных в постановлении ГКО №3289 от 5 мая 1943 года. В Челябинске на тот момент и без ИС хватало работы. ЧКЗ и завод №200 были перегружены выпуском Т-34, КВ-1с и СУ-152, и на этом фоне не стоит удивляться, что работы по опытным темам задерживались. Судя по всему, это понимали и наверху.
По причине задержки программу испытаний пришлось переделывать. 6 июля была подготовлена новая программа испытаний. Согласно ей, предполагалось сделать 961 выстрел из пушки С-31, установленной во втором образце ИС, а также 892 выстрела из орудия Д-5Т-85, которое поставили в первую машину. Также программу включала испытания пробегом.
Первый образец ИС с орудием Д-5Т на испытаниях.
Эти же испытания формально должны были помочь определиться с выбором вооружения тяжёлого танка, который должен был стать временной мерой до начала серийного выпуска ИС. Впрочем, на самом деле всё было решено ещё до начала испытаний. 8 августа 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №3891сс «О производстве танков КВ с 85 мм пушкой (КВ-85)». Выбор был сделан в пользу Объекта 239, который использовал ту же башню, что и ИС, и вооружался 85-мм пушкой Д-5Т-85.
Объяснялось это решение тем, что в конце июля 1943 года прошли совместные испытания опытных образцов самоходных артиллерийских установок СУ-85 и СУ-122-III. На них явным победителем стала система Д-5С-85. Так КБ завода №9 одержало первую победу над ЦАКБ. Неудивительно, что эту же систему выбрали и для установки в КВ-85. Свердловские оружейники победили своих коллег еще до начала совместных испытаний танков с разным вооружением.
Вторая опытная машина, которая также получила дополнительные топливные баки.
Испытания проходили с 21 по 24 августа на Гороховецком артиллерийском научно-испытательном опытном полигоне (АНИОП). К тому моменту оба танка получили дополнительны топливные баки.
С-31 с самого начала уступала конкуренту. По замерам полигонных испытателей длина отката этой пушки составляла 480-570 мм, и это было явно больше нормы. Также минусом системы было наличие дополнительных грузов, которыми её уравновешивали. Длина отката Д-5Т-85 оказалась существенно меньшей – 240-300 мм. Более удобным оказался доступ к противооткатным приспособлениям, за счёт более короткого отката гильзоулавливатель получился меньшего размера. Наконец, подвижная бронировка была легче на 270 килограмм. Отсутствовали у этой системы и и дополнительные грузы.
Первый ИС на испытаниях осенью 1943 года.
Реальный объем испытаний оказался меньшим, чем планировалось изначально. Из С-31 сделали 302 выстрела (из них 160 усиленным зарядом), а из Д-5Т-85 – 329 (в том числе тоже 160 с усиленным зарядом). Выяснилось, что кучность у Д-5Т была более высокой. У С-31 наблюдался более высокий угол вылета орудия (угол, образованный направлением оси канала ствола наведённого оружия до выстрела и направлением той же оси в момент вылета снаряда из канала ствола). Скорострельность Д-5Т составила 8-13 выстрелов в минуту, а у С-31 – 7-15 выстрелов в минуту. Д-5Т явно вырывалась вперед.
Формальные сравнительные испытания лишний раз подтвердилась правильность выбора этого орудия в качестве основного вооружения для КВ-85. Итоги испытаний позволили, наконец, окончательно определиться и с выбором нового тяжёлого танка. 4 сентября 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №4043 «О производстве танков ИС».
Таким один из ИС сохранился до наших дней. Фото сделано в 80-е годы. На переднем плане стоит Н.Ф. Шашмурин, превративший КВ-13, «гадкого утенка» конструкции Цейца, в лучший советский тяжелый танк военного периода
На этом испытания опытных образцов ИС не закончились. К 5 октябрю первый танк прошел 1478 километров, а второй – 1151 километр. В дальнейшем второй ИС перевооружили на 122-мм пушку Д-25. Что же касается первой машины, то она послужила своеобразным испытательным стендом. На ней отрабатывались детали и агрегаты, которые позже использовались в конструкции серийного танка, получившего обозначение ИС-85. К 15 декабря танк преодолел 4243 километра. На нем испытывались траки из стали 27 СГТ и стали ЛВТ №92, новые подшипники и ряд других элементов.
Позже оба опытных танка неоднократно переделывались. Один из них сейчас находится на территории Кировского завода в Санкт-Петербурге. Какая именно это машина – первая или вторая – сказать сложно. Но характерная кормовая плита и кожухи выхлопных труб указывают на то, что перед нами именно опытный танк.
//
Примечания[править]
- Желтов И. Г. и др. Танки ИС //Танкомастер (спецвыпуск), 2004
- Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг.
- https://www.battlefield.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=149&Itemid=65
- ↑ https://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/T34_85/t34_85_2.html
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег ; для сносок не указан текст
- Шмелёв И. П. Бронетехника Германии 1934—1945 гг.:Иллюстрированный справочник. — М.:ООО «Издательство Астрель», 2003 стр. 209, ISBN 5-271-02455-5
- https://subscribe.ru/archive/radio.oldradio/200203/29020515.html
Технические характеристики танка
Характеристики | «Объект 701»* | ИС-4 |
Боевая масса, т | 55 — 56 | 60,0 |
Экипаж, чел | 4 | |
Габаритные размеры, мм — длина с пушкой — длина корпуса — ширина — высота — клиренс |
9700 6520 3220 2445 450 |
9790 6600 3260 2480 410 |
Толщина брони, мм/угол наклона, град.
— лоб корпуса (верх) |
гомогенная броня с поверхностной закалкой ТВЧ 120/61 160/29 160 160/22 120/38 120/32 120/39 30 — 40 30 160 |
140 160 160100 250…170 |
Вооружение (боезапас) | 122-мм пушка С-34 (30), 12,7-мм пулемет ДШК (500), казённо-зарядный миномёт |
122-мм пушка Д-25Т (30), 2 х 12,7-мм пулемет ДШК (1000) |
Двигатель (тип) | В-12 (Д, V12) | |
Мощность двигателя, л.с. | 720 — 850 | 750 |
Максимальная скорость движения, км/ч | 40 | 43 |
Запас хода по шоссе, км | 140 (257**) | 170 (320**) |
Преодолеваемые препятствия: — высота стенки — ширина рва — глубина брода — угол подъёма |
35° | 1,0 м 2,8 м 1,5 м 35° |
Удельное давление на грунт, кгс/cм² | н/д | 0,9…0,93 |
н/д — нет данных * по заключению на ТП ** с использованием внешних баков |
Вооружение
- Масса орудия, кг – Неизвестно
- Боекомплект, сн. – 30
- Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, – 800
- Прицельная дальность, м, – 3000
- Углы вертикальной наводки, град.: −3°…+20°
Бронепробиваемость
Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.
- Бронебойный, на расстоянии 500 м, мм/град. – 155/90°
- Бронебойный, на расстоянии 1 км, мм/град. – 145/90°
- Бронебойный, на расстоянии 2 км, мм/град. – 125/90°
- Скорострельность, выстр./мин – до 2
Дополнительное вооружение
Один ДШК, спаренный с орудием, второй ДШК установлен на башне в качестве турели.
Танки 1945–1965 гг.
После войны развитие боевой техники определялось противостоянием стран Североатлантического альянса (НАТО) во главе с США и стран Варшавского договора во главе с СССР в «холодной войне». Обе стороны имели ядерное оружие. Учения в США и в СССР показали, что в зонах ядерного поражения лучше всего действуют танки. Их броня, герметизированные корпуса и фильтровентиляционные системы частично защищали экипажи от радиации и других последствий ядерного взрыва. Это окончательно утвердило танки как главное оружие сухопутных войск.
Последние представители семейства тяжелых танков ИС («Иосиф Сталин») повоевать не успели. ИС-4 почти сразу отправили в резерв, а потом и вовсе сняли с вооружения. А вот средний танк Т-54 (1946 г.) оказался удачливее, его модификации служат и сегодня. Также удержались в строю британский «Центурион» A41, разработка которого началась в 1943 г., и американский М-48 «Паттон». А вот французы, которые после освобождения от немецкой оккупации продолжили «доводить до ума» разработки конца 1930-х гг., успеха не добились.
Тяжелый танк ИС-4. СССР. 1947–1951 гг
В 1953 г. на вооружение Советской армии был принят тяжелый танк Т-10, а еще через пять лет – средний танк Т-55, созданный на основе Т-54. Эти два танка стали последними в своих классах. После этого танкостроители и военные пришли к концепции основного или основного боевого танка (ОБТ), который заменил и средние, и тяжелые машины.
В Советской армии первым основным танком стал Т-62, разработанный на базе Т-55. «Шестьдесят второй» также стал первым в мире серийным гладкоствольным танком – его вооружили 115-мм пушкой 2А20. Несмотря на то что Т-62 считался не слишком удачным, его «тираж» только в СССР составил 20 000 штук, а еще его выпускали в Чехословакии и Северной Корее.
Основной танк Т-62. СССР. 1961–1975 гг.
Танки периода Второй мировой войны не умели стрелять с хода – вероятность попадания при этом была всего 3%. Чтобы выстрелить, танку нужно было остановиться, а это превращало его в неподвижную мишень. Еще в военное время появились первые образцы стабилизированных танковых пушек, но они были несовершенны, и смогли научиться «воевать по-настоящему» только в 1950-е гг. Действие стабилизатора основано на свойстве гироскопа сохранять положение своей оси в пространстве неизменным. Два таких гироскопа подают сигналы на приводы поворота танковой башни и возвышения пушки. Танк может двигаться, поворачивать, раскачиваться на ухабах – но пушка при этом постоянно смотрит на цель и посылает снаряд точно в нее.
Средний танк М-48 «Паттон». США. 1952–1959 гг.
Средний танк Т-55. СССР. 1958–1979 гг.
Тяжелый танк Т-10. СССР. 1954–1966 гг.
Средний танк А41 «Центурион». Великобритания. 1945–1962 гг.
ЭВМ серии «М»
Пока академик Лебедев работал над электронно-вычислительным устройством в Киеве, в Москве образовывалась отдельная группа электротехников. Сотрудники Энергетического института имени Кржижановского Исаака Брука (электротехник) и Башира Рамеева (изобретатель) в 1948 году подают в патентное бюро заявку на регистрацию проекта собственной ЭВМ. В начале 50-х Рамеев становится руководителем отдельной лаборатории, где и предназначалось появиться этому устройству. Буквально за один год разработчики собирают первый прототип машины М-1. По всем техническим параметрам это было устройство, намного уступающее МЭСМ: всего 20 операций в секунду, тогда как машина Лебедева показывала результат в 50 операций. Неотъемлемым преимуществом М-1 были ее габариты и энергопотребление. В конструкции использовано всего 730 электрических ламп, они требовали 8 кВт, а весь аппарат занимал лишь 5 м2.
Историческая справка
-
Основная статья: История ИС-4
Основной идеей для создания нового Советского тяжелого танка, послужила мысль о возможности установки на эту машину более мощных артсистем, чем те что стояли на ИС-2. Поэтому опытный Объект 701 делался сразу в трёх вариантах с различными пушками: Д-25Т, С-34-II и 100-мм пушкой большой мощности С-34-I.
Испытания машин проходило до осени 1944 года. И как обычно выявило массу конструктивных недостатков. Но так же у машины было одно неоспоримое достоинство, её 160 мм лобовую броню не могла пробить ни одна танковая или противотанковая пушка как советского так и немецкого производства. Из орудийных систем лучше всего проявила себя 122-мм пушка С-34-II.
В конце 1944 года было выпущено ещё две машины, на которых была установлена модернизированная трансмиссия. После испытания этих машин посчитали что танк вполне готов к серийному производству. Оставалось только решить с каким орудием его выпускать.
Как ни странно, пушка С-34-II так и не была рекомендована к установке в серийной машине. Победила точка зрения, что для решения тех задач, что ныне стоят перед танковыми войсками вполне достаточно уже освоенного в производстве 122-мм орудия Д-25Т, а для вооружения тяжелого танка нового поколения необходим переход на орудия калибра 130 мм или даже 152 мм (попытка установить 130-мм пушку была проделана на танке ИС-7).
В апреле 1945 года танк был принят на вооружение и запущен в серийное производство под индексом ИС-4. Корпус машины был сварным, а башня литой с переменной толщиной брони. Кроме упоминавшейся 122 мм пушки Д-25Т в вооружение входил спаренный с ней 12,7-мм пулемёт. Такой же пулемёт ставился в качестве зенитного на турели над люком заряжающего. Одной из особенностей машины была оригинальная боеукладка. В ИС-4 снаряды размещались в специальных металлических кассетах. Трансмиссия у танка была планетарная, подвеска индивидуальная торсионная. Экипаж танка составлял 4 человека. В качестве силовой установки на машине стоял дизель В-12 мощностью 750 л.с. С эти мотором по шоссе танк мог разогнаться до 43 км/час.
Серийное производство ИС-4 продолжалось до 1949 года. И в основном эти машины проходили свою службу на Дальнем Востоке.
В ходе эксплуатации выяснилось, что масса танка превышала грузоподъемность большинства мостов и транспортных платформ. Именно эта причина фактически похоронила идею строительства машин массой больше 50 т. ИС-4 вывели из эксплуатации и поставили на долговременное хранение, а затем сняли с вооружения. После чего его часто использовали на полигонах в качестве мишени.
Примечания[править | править код]
- Желтов И. Г. и др. Танки ИС //Танкомастер (спецвыпуск), 2004
- Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг.
- http://www.battlefield.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=149&Itemid=65
- ↑ http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/T34_85/t34_85_2.html
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег ; для сносок не указан текст
- Шмелёв И. П. Бронетехника Германии 1934—1945 гг.:Иллюстрированный справочник. — М.:ООО «Издательство Астрель», 2003 стр. 209, ISBN 5-271-02455-5
- http://subscribe.ru/archive/radio.oldradio/200203/29020515.html