Пикирующий бомбардировщик ю-87 «штука»

Содержание

Открывая коробку, обнаруживаю внутри 2 пакета с литниками, пакет с фототравлением, пакет с декалью и инструкцию. Аккуратно разрезав пакетики обнаруживаю обычный для италери серый пластик. Качество отливок отличное. Все детали пронумерованы, что приятно. Облоя нет. Если и есть где нибудь небольшие утяжины, то они находятся внутри и снаружи их вообще не видно. Приятно удивляет деталировка и отношение к мелочам. Колеса уже сделаны слегка “примятыми”, что избавляет от проделывания данной процедуры. Хотя это и не сложно, но никогда не знаешь как она пройдет. Этот же литник с обратной стороны. Видно, что следы от толкателей очень аккуратны и практически не заметны на маленьких деталях. Литник с крыльями и кабиной пилота и бортстрелка. Конечно, лонжероны можно было сделать отдельной деталью или несколькими. Опять же, радует деталировка кабины. Этот же литник с другой стороны. Небольшая утяжина с внутренней стороны крыла возле места стыка с фюзеляжем не представляет никакой проблемы. Она совсем не видна снаружи, и, как мне кажется, не будет мешать соединению половинок крыла. Литник с бомбами и дополнительными топливными баками такой же качественный, как и предыдущие. Литник с фюзеляжем, и моторным отсеком. На мой взгляд, все очень хорошо. Кто-то скажет, что, дескать, мало детализирован. Но, по моему, все отлично. Многие киты идут с двигателем, но чтобы его увидеть надо резать пластик и придумывать различные ходы, чтобы открыть мотор. Та же Хася вообще не дает двигателя. Здесь же можно сделать как открытый вариант, так и закрытый, как кому нравится. Опять же, радует отношение к мелочам в виде всяких стрелочек и индикаторов.

Применение

С самого начала Второй мировой войны пикирующий бомбардировщик Ju 87 стал одним из символов немецкого блицкрига.

До появления управляемых и самонаводящихся бомб и ракет пикирующие бомбардировщики являлись самым высокоточным оружием. Также пикирование позволяло увеличить скорость бомбы, что при бомбометании с малых высот по бронированным кораблям и бетонным инженерным сооружениям, при установке взрывателя на замедление, улучшало пробивную способность бомбы.

Свидетельством высокой эффективности боевого применения данного типа самолёта может послужить факт уничтожения американскими пикирующими бомбардировщиками SBD Dauntless наиболее сильной ударной японской авианосной группы из четырёх тяжёлых авианосцев в сражении у атолла Мидуэй.

Также свидетельством эффективности такого типа самолётов стала японская атака на Пёрл-Харбор, в результате которой японцы уничтожили 3 американских линкора (“Оклахома”, “Аризона” и “Юта”), два эсминца и один минный заградитель, а также уничтожили, в основном бомбардировками аэродромов, 188 американских самолётов. Еще 4 линкора, два крейсера и 1 эсминец получили тяжёлые повреждения, повреждены были и 159 самолётов. Потери японцев составили всего лишь 29 самолётов, из них 15 — пикировщики.

Точность попадания у немецкого Ju 87 была несколько выше, чем у «пешки», поскольку «юнкерс» производил сброс бомб с высоты всего 600 — 700 метров, в отличие от Пе-2, бомбившего как минимум с километра. К тому же пикировал на относительно низкой скорости (немногим более 500 км/ч), и у лётчика было достаточно времени на корректирование траектории полёта (ошибка в наведении всего в один градус давала промах в 50 метров). Однако по всем прочим лётным параметрам эта модель морально устарела уже к середине войны.

Стоит отметить, что пикирующие бомбардировщики требовали более высокого мастерства пилота по сравнению с обычными, имели место случаи, когда пилоты не могли вывести самолеты из пике при бомбометании. Советские конструкторы решили эту проблему, добавив в помощь лётчику ещё одного члена экипажа. Таким образом, наведение Пе-2 на цель было «двойным» — штурман замерял скорость и направление ветра (чтобы определить снос бомбы и самого самолёта), рассчитывал угол боевого разворота и выставлял прицел, в то время как лётчик держал мишень в перекрестии и старался предельно точно выдержать траекторию пикирования. Именно за счёт такого «разделения труда» точность попадания составляла 40—50 метров (этого было вполне достаточно), а опытный экипаж «пешки» мог уложить бомбу в десятиметровый круг. К тому же значительно более скоростной и лучше вооруженный Пе-2 куда меньше, чем Ju 87, нуждался в истребительном прикрытии и меньше страдал от зенитного огня — фактически уже в начале войны Ju 87 был лёгкой добычей любых типов советских боевых самолётов[источник не указан 2672 дня].

Только к концу 1944 года началось поступление в части пикировщиков Ту-2, так что петляковская машина оставалась основным советским фронтовым бомбардировщиком до самого конца войны.

В 1944 году немцами была предпринята попытка использовать в качестве пикирующего бомбардировщика истребитель Focke-Wulf Fw190F, который значительно превосходил по лётным характеристикам и Пе-2 и Ju 87. Основное преимущество заключалось в том, что, освободившись от бомбовой нагрузки, этот пикировщик мог легко дать отпор любым истребителям. Однако практика показала, что точность попадания Fw190F оказалась значительно ниже, чем у «старика» Ju 87. Это было связано, прежде всего, с выросшей скоростью пикирования: сам по себе тяжёлый и к тому же перегруженный «фокке-вульф» во время пикирования стремительно разгонялся и становился неуклюжим и плохо управляемым, и даже высококлассный пилот просто не успевал одновременно управлять самолётом и целиться. Как показало время, только развитие специализированных автопилотов сделало бомбометание из пикирования достаточно удобным для лётчика одноместной машины.

Кровавое 15 августа

За две недели до вторжения в Польшу именно Ю-87 понесли одни из самых страшных небоевых потерь, произошедших в одно время и в одном месте.

Первая группа 76-й эскадры оттачивала мастерство перед будущей войной и для этого перелетела на полигон Нойхаммер в нижней Силезии (сейчас это Свентошув в Польше). На новом месте предстояло отбомбиться учебными бомбами, показав свое мастерство высоким гостям, что делали уже много раз.

Низкая облачность не испугала опытных летчиков: метеорологи передали, что нижняя кромка облаков будет на 900 метрах, а бомбы предстояло бросать с 300 (по другим данным, с 500) метров. Оттого задача становилась только экстремальнее: спикировать сквозь облака, пробить их, опуститься ниже и снайперски уложить бомбы в указанное место в лесу.

Однако перед самой атакой полигон затянуло вполне безобидным туманом. Теперь нижняя кромка облаков заканчивалась… на земле. И 30 машин на высоте 4000 метров обрушились в пике. Впереди командир группы, гауптман Вальтер Зигель, за ним два ведомых и три эскадрильи Первой группы — третья, вторая, первая. Шли секунда за секундой, облака не расходились. А потом наконец стали реже, и Зигель увидел в каких-то 100 метрах под собой землю, куда пикировали остальные два с лишним десятка машин. Гауптману повезло: крича по радио «Выход! Выход! Впереди земля!», он сумел вывести самолет из пике на высоте буквально пары метров.

Следующим повезло меньше. Огненными шарами взорвались два ведомых Зигеля, потом все девять «87-х» третьей эскадрильи. Имевшие чуть больше времени «Юнкерсы» второй эскадрильи попытались выйти из пике — получилось почти у всех. Подвело то, что пикировать пришлось на лес, два бомбардировщика при выходе зацепили деревья и взорвались.

Первой эскадрилье повезло: на момент начала катастрофы она только вошла в облака и не потеряла в итоге ни одного самолета. Всего разбилось 13 из 30 самолетов, 26 человек погибли — по два на бомбардировщик.

Нойхартская катастрофа стала одной из страшнейших за историю военной авиации — на Вторую мировую отправились на 26 ветеранов люфтваффе меньше.

Описание конструкции

Схема Junkers Ju.87C

Фюзеляж

Фюзеляж цельнометаллический и овальный в сечении. Отличием от Ju.87B-1 являлось наличие кронштейнов для катапульты, которые устанавливались снизу фюзеляжа. В хвосте находилась надувная лодка и комплект морского спасательного снаряжения. Кабина пилотов находится посередине фюзеляжа. Фонарь кабины состоит из четырёх частей: переднего козырька, сдвижной части фонаря у летчика, неподвижной части между летчиком и бортстрелком и сдвижной части у бортстрелка.

Крыло и оперение

Крыло цельнометаллическое. Крыло выполнено по схеме «обратная чайка» с характерной W-образной формой. Отличием от Ju.87B-1 являлось уменьшение размаха крыла до 13,19 м. На версии Ju.87C-0 консоли крыла складывались вручную. На версии Ju.87C-1 хотели установить гидравлическую систему складывания консолей. Основное отличие заключалось в том, что в консолях надувных баллонов, увеличивающих плавучесть при аварийной посадке. Оперение однокилевое.

Шасси

Шасси неубирающиеся, классической конструкции. Стойки шасси накрывались съемными обтекателями и были взаимозаменяемы. Амортизация стоек — масляно-пневматическая. Размеры основных колес — 840×300 мм. В случае экстренной посадки на воду шасси имели возможность отстрела. Для посадки на авианосец использовался гак.

Силовая установка

Силовая установка состояла из V-образного двигателя жидкостного охлаждения Junkers Jumo-211Da мощностью 1200 л.с. Для увеличения дальности предусмотрели 300-л подвесные баки и 48-л маслобак.

Вооружение

Самолёты Ju.87C имели точно такое же вооружение как и сухопутные Ju.87B:

  • два 7,92-мм пулемета MG 17 (в крыльях).
  • один 7,92-мм пулемет MG 15 (на подвижной установке назад).

Также все самолёты имела подфюзеляжные держатели для 300-литровых баков, одной бомбы SC 500 весом 500-кг или 4 бомб SC 50 весом по 50-кг каждая и одной бомбы SC 250 весом 250 кг..

Stukas met their match over Britain

During the early phase of the 1940 Battle of Britain, Stukas proved highly effective against Allied shipping in the English Channel. But it soon became evident that the dive-bombers were no match for British Hurricanes and Spitfires. The Stuka’s maximum speed was only a sluggish 242 mph, while its two wing-mounted MG-17 machine guns and its single rear-facing 7.92 mm weapon were woefully inadequate in the face of the heavily armed and maneuverable RAF fighters. In one day alone (Aug. 18), British planes shot down 18 Stukas. In fact, a total of 59 of the dive-bombers were destroyed in aerial combat during the summer of 1940. As expected, the Luftwaffe soon pulled its Ju 87s frontline service.

(Image source: German Federal Archives)

История создания

Junkers Ju.87C, вид спереди

В 1935 году Кригсмарине утвердило проект постройки новых германских авианосцев — 2 корабля типа Graf Zeppelin. В связи с этим фирма Junkers получила задание на разработку специального палубного варианта Ju.87, который был разработан в 1939 году на базе Ju.87B. В марте-апреле 1938 года инженеры из Junkers переделали 2 серийных Ju.87B-1 (№ 4928, 4929).

Первый прототип Ju.87 V10 поднялся в воздух 17 марта 1938 года. Второй прототип Ju.87 V11 поднялся в воздух 12 мая 1938 года. Испытания прошли успешно, и вскоре заказали опытную партию из 10 самолетов Ju.87С-0

Описание конструкции

Пикирующий бомбардировщик Ju-87 – это цельнометаллический одномоторный низкоплан с неубирающимся шасси. Фюзеляж Ju-87 типа полумонокок овального сечения. Экипаж самолета состоял из двух человек: пилота и стрелка-радиста.

Кабины пилотов находились в центральной части самолета, они были закрыты общим фонарем, который мог быть сброшен аварийно. В задней части кабины находилась пулеметная установка (MG 15). В фюзеляже пикировщика находился застекленный люк, сверху закрытый металлической крышкой. Через него пилот мог выбирать цели и точно определять момент начала пикирования. Между кабинами пилота и стрелка-радиста располагалась коротковолновая радиостанция.

Ju-87 имел трапециевидное крыло с закругленными краями, состоящее из центроплана и двух консолей. Его силовой каркас состоял из нервюр, лонжеронов и работающей обшивки. Крыло Ju-87 было выполнено по схеме «обратная чайка», что позволило уменьшить массу и размеры неубирающегося шасси.

Механизация крыла состояла из щелевых элеронов и закрылков. Под каждой из консолей крыла устанавливался аэродинамический тормоз, который использовался для уменьшения скорости пикирования самолета. Он представлял собой металлическую пластину со щелью посередине. Управление тормозными щитками происходило с помощью автомата пикирования Ahfanggerat. Управление тормозными щитками и закрылками осуществлялось с помощью гидравлической системы.

В центроплане крыла также располагались весьма объемные топливные баки.

Пикировщик Ju-87 был оснащен двигателем водяного охлаждения Jumo 211, который в зависимости от модификации машины имел разную мощность. Самолет имел деревянный трехлопастный винт с изменяемым шагом (на поздних модификациях установили металлический). Автомат управлением шагом винта и управления мотором были объединены в одну систему с автоматом пикирования, который также управлял подачей топлива, открытием и закрытием створок радиаторов. Автомат пикирования стал важнейшим новшеством Ju-87, во многом обеспечившей ее эффективность. Он значительно упрощал работу пилотов, позволяя полностью сосредоточиться на бомбометании. Позже в схему был включен высокомер, поэтому «штука» выводилась из пикирования, независимо от того, была ли сброшена бомба.

Ю-87 имел одинарное цельнометаллическое хвостовое оперение с подкостным стабилизатором. Каждый руль высоты имел по два триммера, которые соединялись с автоматом пикирования. Регулировка стабилизаторов была возможна только вместе с закрылками.

Бомбардировщик имел трехопорное неубирающееся шасси с масляно-пневматической амортизацией. Его конструкция позволяла пикировщику использовать аэродромы с грунтовым покрытием, находящиеся рядом с линией фронта. На Ju-87 можно было установить лыжи.

Топливная система состояла из двух протектированных баков, расположенных в центроплане крыла, емкостью по 250 литров.

Радиатор водяного охлаждения располагался в носовой части машины, в туннеле под двигателем.

Пикирующий бомбардировщик Ju-87 был вооружен тремя 7,92-мм пулеметами: два неподвижных MG-17 размещались в консолях крыла, еще один MG-17 устанавливался в кабине стрелка и использовался для защиты задней полусферы и обстрела земли во время выхода из пикирования.

Бомбовая нагрузка пикировщика составляла 1 тыс. кг, машина имела три точки подвески: под фюзеляжем и под консолями крыла. Во время пикирования специальная вилка Н-образной формы отводила центральную бомбу от винта самолета.

Состав вооружения Ju-87 несколько изменялся у разных модификаций. Так, например, штурмовик Ю-87 (модификация Ju-87G) имел на вооружении две 37-мм пушки.

О знаменитых сиренах «Штук»

Безошибочный символ «Штук» – сирены. В основном их
называют «Иерихоновы трубы», даже в специальных книгах, но это неправильно.
«Иерихоновы трубы» действительно существовали в немецких люфтваффе, но это были
маленькие трубы, прикрепленные к крыльям бомбы и издававшие нервный звук после
ее сброса.

Знаменитые же сирены «Штук» — это маленькие
пропеллеры, установленные на обтекателе стоек шасси «Юнкерс Ю-87» и
приводимые в действие ветром. Официально они именовались «шумовым
устройством» (Lärmgerät). Экипажи же «Штук» называли их в основном просто
«сиренами».

Первоначально использовались редко

В то время как немецкая кинохроника показывала фотографии пикирующих
«Штук» во время Второй мировой войны, (первоначально бесшумные)
картины почти всегда сопровождались характерными звуками сирены. Однако, как
раз в то время, когда «Штуку» видели чаще всего — во время стремительного
продвижения 1939–1941 годов – их экипажи использовали сирены редко: первая
версия устройства не отключалась. Маленькие пропеллеры вращались с самого
старта и до посадки, что сильно мешало 
экипажам.

Эрих Моргенштерн (Erich Morgenstern), который выполнил более 700 боевых вылетов в
качестве радиста «Штуки», рассказывал, что он летал с сиренами

Пропеллер на стойке шасси «Штуки»

Стали отключаться с 1942 г.

Это изменилось только в 1942 году, после введения версии
«Дора» Ю-87. Руководство люфтваффе все еще высоко оценивало психологический
эффект шумового устройства, особенно после того, как солдаты союзников
подтвердили, что атаки «Штук» были особенно нервными, когда те
атаковали с сиренами. Как писал французский офицер:

Чтобы позволить экипажи снова использовать шумовые устройства,
в 1942 г. «Штуки» получили новую версию сирен, которую можно было
отключить. В руководстве к новому устройству говорилось:

Не подходит для шуток

Что могло бы произойти, если бы кто-то проигнорировал эти
инструкции, пережил опытный пилот Stuka Эрхард Янерт (Erhard Jahnert). Летом 1944 года он хотел пошутить над своими
товарищами, взлететь над собственным аэродромом и включить сигнализацию только
в середине пике:

Постепенно замолчали

В последние годы войны экипажи использовали сирены все реже и реже. Начиная с «Юнкерс Ю-87 D-5», которые пришли летом 1943 г., от установки шумовых устройств наконец отказались. «Штуки» использовались теперь в основном как штурмовики. Если же они атаковали цели в пикировании, то делали это на высокой скорости без пикирующих тормозов. Классические атаки с выдвинутыми тормозами для снижения скорости пикирования все больше уходили в прошлое – сирены также отслужили свое время.

Иллюстрации журнала
«Militär&Geschichte»

Эффективность и боевое применение

Мало какой самолет периода Второй мировой войны вызывал столько ожесточенных дискуссий, как немецкий бомбардировщик Ju-87 Stuka. Этот пикировщик нередко называют самым эффективным оружием Люфтваффе, другие же авторы нещадно критикуют его за тихоходность и высокую уязвимость для истребителей противника.

В советской историографии чаще всего придерживались последнего мнения: Ю-87 нещадно ругали, зато всячески превозносили достоинства советского «летающего танка» Ил-2. Немецкую машину обычно описывали, как самолет чистого неба, эффективный только там, где нет зенитного огня. Подчеркивался тот факт, что «лаптежники» быстро растеряли весь свой смертоносный шарм, после того как в Красной армии появилось достаточно средств ПВО и истребителей.

Действительно, потери Ju-87 во второй половине войны значительно возросли, однако они не были так катастрофичны, как описывают советские учебники. Вот, например, данные о потерях 2-й и 77-й пикировочных эскадр во время операции «Цитадель» (битва на Курской дуге). Источник информации – отчет о потерях службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе.

За первый день операции (5 июля), совершив 1071 вылетов, оба подразделения потеряли всего лишь четыре самолета. 7 июля немецкими пилотами было сделано 746 вылетов, что привело к потере одного бомбардировщика. Правда, затем потери стали выше: на один сбитый самолет приходилось 116-117, а потом и 74-75 вылетов.

В среднем же во время операции «Цитадель» на один потерянный пикировщик Ju-87 приходилось примерно 153 боевых вылетов. Тогда как на один сбитый советский штурмовик Ил-2 из состава 2-й воздушной армии, которая находилась на этом же участке фронта, приходилось всего лишь 16-17 вылетов. Получается, что уровень потерь советских самолетов был почти на порядок выше. Следует отметить, что части Воронежского фронта, против которых действовали немецкие подразделения, были достаточно насыщены зенитными орудиями и прикрыты истребительной авиацией.

Впервые немецкие пикировщики были применены во время гражданской войны в Испании. Эти машины были на вооружении легиона «Кондор». Так что обкатка и усовершенствование Ju-87 происходило в реальных боевых условиях.

Ju-87 блистал в начальный период войны: он показал себя как суперэффективное оружие во время вторжения гитлеровцев в Польшу, Францию и Норвегию. Во время польской кампании немцы потеряли всего лишь 31 самолет. Битва за Британию впервые показала немцам уязвимость этой машины для истребителей противника: из-за слишком больших потерь использование пикировщиков в этой операции было приостановлено.

В южной части европейского ТВД в сражениях с теми же англичанами за Крит и Мальту «штука» оказалась куда более эффективна, потому что здесь ей не противостояло такое количество истребителей.

Ju-87 прекрасно показал себя на Восточном фронте в первые годы войны. В этот период применение пикировщиков часто решало исход тех или иных операций. «Лаптежники» сыграли решающую роль в окружении советской группировки под Вязьмой и ее последующем разгроме. Огромный вклад Ju-87 внесли в катастрофический для Красной армии исход Харьковской операции в 1942 году. Непрерывные удары пикировщиков срывали атаки советских войск под Ленинградом и Ржевом.

Пикировщик Ju-87 был довольно эффективным противотанковым средством. Самым результативным пилотом «штуки» в годы Второй мировой войны был Ганс-Ульрих Рудель. На его счету около 2 тыс. единиц уничтоженной бронетехники противника (в основном советской), в том числе и более пятисот танков (правда, много историков сомневается в этих цифрах). Кроме того, Рудель уничтожил несколько кораблей, включая и линкор «Марат» на рейде Кронштадта.

Однако с ростом мощи советских ВВС он стал нести слишком большие потери и, в конце концов, был заменен штурмовиком Fw-190A.

Ссылки

Ресурсы World of Warplanes
  • Энциклопедия
  • Блог разработчиков
  • Тема на официальном форуме

Германия

Истребители IIArado Ar 67 • IIArado Ar 68 • IIFocke-Wulf Fw 56 Stosser • IIHeinkel He 51 • IIIArado Ar 80 • IIIFocke-Wulf Fw 159 • IVMesserschmitt Bf 109 B • IVHeinkel He 112 • VMesserschmitt Bf 109 E Emil • VMesserschmitt Bf 109 E-3 • VMesserschmitt Me 209 V4 • VHeinkel He 100 D-1 • VIMesserschmitt Bf 109 F Friedrich • VISupermarine Spitfire V DB 605 • VIIMesserschmitt Bf 109 G Gustav • VIIIMesserschmitt Me 209 A • VIIIHorten Ho 229 • VIIIFocke-Wulf Ta 152 • IXMesserschmitt Me P.1092 • IXFocke-Wulf Ta 183 Huckebein • XFocke-Wulf Fw 252 • XMesserschmitt Me P.1101
Тяжёлые истребители IIAGO Ao 192 Kurier • IIIDornier Do 17 Z-7 Kauz • IIIFocke-Wulf Fw 57 • IIIJunkers Ju 52 • IVMesserschmitt Bf 110 B • IVMesserschmitt Bf 110 C-6 • VMesserschmitt Bf 110 E • VMesserschmitt Me 210 • VIMesserschmitt Me 410 Hornisse • VIIMesserschmitt Bf 109 Z Zwilling • VIIIBlohm und Voss BV P.203 • VIIIDornier Do 335 A-1 Pfeil • VIIIMesserschmitt Me 262 Schwalbe • IXMesserschmitt Me 262 HG II • XMesserschmitt Me 262 HG III
Многоцелевые истребители IArado Ar 65 • IVArado Ar 197 • VFocke-Wulf Fw 190 A-1 • VIFocke-Wulf Fw 190 A-5 • VIIFocke-Wulf Fw 190 A-8/R2 • VIIFocke-Wulf Fw 190 D • VIIIMesserschmitt Me 109 TL • VIIIBlohm und Voss P.210 • IXBlohm und Voss P.212.03 • XBlohm und Voss P.215.02
Штурмовики IIFieseler Fi 98 • IIHenschel Hs 123 • IIIBlohm und Voss Ha 137 • IIIBlohm und Voss Ha 137 V1 • IVFocke-Wulf Fw 189 C Eule • IVHenschel Hs 129 А • VHenschel Hs 129 B • VJunkers Ju 87 G Stuka • VIJunkers Ju 88 P • VIIMesserschmitt Me 265 • VIIIMesserschmitt Me 329 • IXMesserschmitt Me P.1099 B-2 • XMesserschmitt Me P.1102 B
Бомбардировщики IVDornier Do 17 Z • IVHeinkel He 111 H-2 • VJunkers Ju 88 A • VIDornier Do 217 M • VIIJunkers Ju 288 A • VIIIJunkers Ju 288 C • IXJunkers Ju 287 • XJunkers/OKB-1 EF 131

Штурмовики

СССР IТомашевич ЛШБД • IIТомашевич «Пегас» • IIКочеригин ТШ-2 • IIIКочеригин БШ-1 • IIIКочеригин ТШ-3 • IVИльюшин БШ-2 • IVКочеригин Ш (ЛБШ) • VИльюшин Ил-2 • VИл-2 с бортстрелком • VIИльюшин Ил-2 двухместный • VIIИльюшин Ил-10 • VIIИльюшин Ил-8 • VIIIИльюшин Ил-20 • IXИльюшин Ил-40 • XИльюшин Ил-40П
Германия IIFieseler Fi 98 • IIHenschel Hs 123 • IIIBlohm und Voss Ha 137 • IIIBlohm und Voss Ha 137 V1 • IVFocke-Wulf Fw 189 C Eule • IVHenschel Hs 129 А • VHenschel Hs 129 B • VJunkers Ju 87 G Stuka • VIJunkers Ju 88 P • VIIMesserschmitt Me 265 • VIIIMesserschmitt Me 329 • IXMesserschmitt Me P.1099 B-2 • XMesserschmitt Me P.1102 B
Великобритания IIICAC CA-1 Wirraway
США
Япония
Китай VIIIIlyushin IL-10M
Франция VIIISNCAC NC 1070

Модули

  • Таблица
  • Дерево

Двигатель

Уровень Двигатель Мощность двигателя, л.с. / Тяга Тип Масса, кг Стоимость,
VI Jumo 211 F 1340 водяного охлаждения 627 54100
VII Jumo 211 P 1500 водяного охлаждения 638 60300
VII NAME_MODULE_JUMO-211P_SPEC_TOP_JU-87G_1 1500 водяного охлаждения 638 60300

Конструкция

Уровень Конструкция Живучесть Масса, кг Стоимость,
IV Ju 87 D-5 550 5826 28000
V Ju 87 G-2 600 4732 46500

Крыльевое вооружение

Уровень Пулемёт Калибр Начальная скорость снаряда, м/с Урон Скорострельность, выстр/мин Масса, кг Стоимость,
VI 20-мм MG-151/20 (1941) (К) 20 1360 90 420 90 35950
VI WEAPON_NAME_G37MM-BK-37-P_SPEC_TOP_JU-87G_1 37 800 240 45 180 47000

Турель

Уровень Турель Калибр Пулемёт Урон Скорострельность, выстр/мин Масса, кг Стоимость,
V 7,92-мм MG-81 Z 13.2 1 56 30 5 41400
V 7,92-мм MG-81 Z 13.2 1 56 30 5 41400

Двигатель

VI

ДвигательJumo 211 Da

Характеристики:
Мощность двигателя, л.с. 1200
Тип водяного охлаждения
Масса, кг 605

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

VI

Jumo 211 Da

VI7400

ДвигательJumo 211 F

Характеристики:
Мощность двигателя, л.с. 1340
Тип водяного охлаждения
Масса, кг 627
Стоимость:
Стоимость исследования 7400
Стоимость покупки 54100

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka, Junkers Ju 88 P

VI7400

Jumo 211 F

VII9700

ДвигательJumo 211 P

Характеристики:
Мощность двигателя, л.с. 1500
Тип водяного охлаждения
Масса, кг 638
Стоимость:
Стоимость исследования 9700
Стоимость покупки 60300

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

VII9700

Jumo 211 P

VII

ДвигательNAME_MODULE_JUMO-211P_SPEC_TOP_JU-87G_1

Характеристики:
Мощность двигателя, л.с. 1500
Тип водяного охлаждения
Масса, кг 638

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

VII

NAME_MODULE_JUMO-211P_SPEC_TOP_JU-87G_1

Конструкция

IV

КонструкцияJu 87 D-5

Характеристики:
Живучесть 550
Масса, кг 5826

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

IV

Ju 87 D-5

V3200

КонструкцияJu 87 G-2

Характеристики:
Живучесть 600
Масса, кг 4732
Стоимость:
Стоимость исследования 3200
Стоимость покупки 46500

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

V3200

Ju 87 G-2

V

Конструкция

Характеристики:
Живучесть 600
Масса, кг 4732

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

V

Крыльевое вооружение

VI

Пулемёт20-мм MG-151/20 (1941) (К)

Характеристики:
Калибр 20
Начальная скорость снаряда, м/с 1360
Урон 90
Скорострельность, выстр/мин 420
Масса, кг 90

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka, Focke-Wulf Fw 190 A-5

VI

2×20-мм MG-151/20 (1941) (К)

VI7300

Пулемёт37-мм BK 3.7 (П)

Характеристики:
Калибр 37
Начальная скорость снаряда, м/с 800
Урон 240
Скорострельность, выстр/мин 45
Масса, кг 180
Стоимость:
Стоимость исследования 7300
Стоимость покупки 47000

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka, Henschel Hs 129 B, Junkers Ju 88 P

VI7300

2×37-мм BK 3.7 (П)

VI

ПулемётWEAPON_NAME_G37MM-BK-37-P_SPEC_TOP_JU-87G_1

Характеристики:
Калибр 37
Начальная скорость снаряда, м/с 800
Урон 240
Скорострельность, выстр/мин 45
Масса, кг 180
Стоимость:
Стоимость покупки 47000

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

VI

2xWEAPON_NAME_G37MM-BK-37-P_SPEC_TOP_JU-87G_1

VIJu 88 P →

Турель

IV

Турель7,92-мм MG-81

Характеристики:
Калибр 13.2
Пулемёт 1
Урон 32
Скорострельность, выстр/мин 30
Масса, кг 5

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

IV

7,92-мм MG-81

V

Турель7,92-мм MG-81 Z

Характеристики:
Калибр 13.2
Пулемёт 1
Урон 56
Скорострельность, выстр/мин 30
Масса, кг 5

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

V

7,92-мм MG-81 Z

V2715

Турель7,92-мм MG-81 Z

Характеристики:
Калибр 13.2
Пулемёт 1
Урон 56
Скорострельность, выстр/мин 30
Масса, кг 5
Стоимость:
Стоимость исследования 2715
Стоимость покупки 41400

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

V2715

7,92-мм MG-81 Z

Вооружение отсутствует

Вооружение отсутствует

Вооружение отсутствует

Премиумный самолет Подарочный самолет

Ju-87A

В декабре 1937 года
Ju-87A направили в Испанию в помощь генералу Франко. Свой
первый бой «штуки» провели 7 января 1938 г. и вскоре заслужили хорошую
репутацию у летного состава и признание наземных войск за высокую точность
бомбометания с пикирования (опытный летчик попадал бомбой в круг радиусом 15
м).


Ju-87A в Испании

Здесь, в Испании, немцам удалось в боевой обстановке «обкатать» большое
число летчиков бомбардировочной авиации. Их группы прибывали из Германии,
постоянно меняли друг друга. Но самое главное – развеялись все опасения
скептиков из руководства люфтваффе.Когда же в распоряжении конструкторов
появился новейший двигатель Jumo 211А мощностью 1100 л. с., сомнений в
эффективности нового пикировщика больше не возникало.

Самая успешная импровизация

Фото: wikipedia.org

Junkers 87 не был задуман как штурмовик: он не обладал ни броней, ни пушечным вооружением. И при этом стал едва ли не самым успешным самолетом класса штурмовиков во Второй мировой.

Это была практически импровизация: серийную «Штуку» облегчили, как могли, лишили возможности сбрасывать бомбы и подвесили под крыльями две 37-мм автоматические пушки. Орудие не было рекордным ни по бронепробиваемости, ни по точности, ни по скорострельности. А самолет с ним стал хуже управляться, летать медленнее и вообще просел по характеристикам. Зато из пушек, как показали испытания, можно было отлично попадать не просто во вражеский танк, но в его определенные места — броня не везде одинаково толстая. На две пушки у «Густава» было всего 12 снарядов, но создатели решили, что этого хватит.

Переоборудованные в «Густавы» самолеты были объединены в «Экспериментальную команду по борьбе с танками». Уже первые четыре недели на фронте позволили пушечным «Штукам» записать на боевой счет больше 110 танков (безусловно, могли быть приписки, но в любом случае эффективность оружия была огромной: в условиях эксперимента безгранично врать не получилось бы).

На Курской дуге летом 1943 года тактика противотанковых «Штук» была отточена: они действовали в тандеме с обычными пикировщиками. «Традиционные» Ju 87 подавляли ПВО, охранявшую колонны бронетехники, после чего штурмовики заходили в атаку, стреляя сверху по уязвимым местам танков. Уже упомянутый лучший бомбардировочный ас Ганс-Ульрих Рудель в общей сложности записал себе на счет больше 500 советских танков — хотя в последние годы его достижения подвергаются пересмотру.

В результате мы имеем одну из успешнейших в мире военных импровизаций: самолет, задуманный совершенно не для штурмовки колонн бронетехники, оставил далеко позади множество специализированных машин этого класса.

Ju-87B

Ju-87B

Самолет, получивший обозначение Ju-87B, значительно превосходил
своего предшественника. Радикальной переделке подверглись шасси и фонарь кабины.
Конструкция основных стоек шасси упростилась, исчезли дополнительные продольные
и поперечные подкосы, обтекатели уменьшились в размерах и приобрели другую
форму. Все части левой и правой стоек и обтекателей шасси стали симметричными и
взаимозаменяемыми. Фонарь кабины был спроектирован заново. Теперь все подвижные
элементы остекления не откидывались на бок, а сдвигались по направляющим назад.
На переплете остекления фонаря осталась только одна стойка антенны, но под
фюзеляжем появилась стойка буксируемой антенны радиостанции. Бомбовая нагрузка
возросла до 500 кг . Размещать ее можно было не только под фюзеляжем, но и на
четырех подкрыльевых бомбодержателях (4 бомбы калибра 50 кг). Усилилось и
стрелковое вооружение. Вместо одного крыльевого пулемета MG-17
установили два.
Увеличилась скорость полета и скороподъемность. Правда, дальность несколько
сократилась из-за прожорливости более мощного V-образного 12-цилиндрового
авиамотора Jumo-211, который при 150-миллиметровом диаметре цилиндра и
165-миллиметровом ходе поршня имел 34,989-литровый рабоxий объём и тысячесильную
мощность. К лету 1938 года производство самолета
Ju-87 модификации А прекратили. Все силы бросили на
производство новой машины. К двум заводам, выпускавшим до этого
Ju-87, подключили еще один. После определенного успеха,
выпавшего на долю Ju-87 в Испании, заказ на «штуку» был
увеличен с 396 до 964 экземпляров.

Ju-87 в Польской кампании

Перед
началом второй мировой войны летом 1939 г. на вооружении 9 авиагрупп находилось
348 Ju87. 300 были полностью боеготовы. Все самолеты уже только модификации В-1.
Более старые
Ju-87А передали в учебные подразделения.

1 сентября 1939 года в 4 часа 34
минуты обер-лейтенант Бруно Диллей из 3-го отряда 1-й эскадры пикирующих
бомбардировщиков нажал кнопку бомбосбрасывателя, и первые бомбы упали на
польском берегу Вислы. Началась вторая мировая…
«Восемьдесят седьмые» действовали в тылу противника, уничтожая коммуникации
и военные объекты. Но вскоре, в результате полной безнаказанности, «штуки»
начали «охотиться» даже за второстепенными целями, используя свои крыльевые
пулеметы.8 сентября они были привлечены к выполнению стратегической
задачи – около 140
Ju-87 совершили массированный налет на Варшаву. Интересно, что
первую воздушную победу во второй мировой войне также одержал экипаж
Ju-87. Стрелок Франк Нойберт сбил из турельного пулемета
польский истребитель PZL P.11.C.Польская авиация в первые же дни войны
была полностью подавлена, и
Ju-87 действовали довольно нагло. Их потери оказались
незначительными – 30 машин. Из них только 11 были сбиты истребителями.
После Польши немцы стали готовиться и к большой войне на Западе. Это,
естественно, не могло не отразиться и на программе усовершенствования
пикирующих бомбардировщиков. Ведь если в Польше
Ju-87 . могли наносить удары по любому району, то их дальности
для действия против Англии и Франции уже не хватало. Пришлось создавать
новый вариант самолета
Ju-87R-1, оснащенный двумя 300-литровыми подвесными топливными
баками, что увеличило дальность полета с 800 до 1400 км (правда, бомбы под
крыло уже не вешались).Летом 1940 г. на вооружение начал поступать
самолет с более мощным 1200-сильным двигателем Jurno 211Da, получившим
обозначение
Ju-87B-2. Ему соответствовал и дальний пикировщик R-2.
Однако война против Англии и Франции выявила серьезный недостаток
Ju-87 – его уязвимость от истребителей противника. Уже в боях
под Дюнкерком, когда англичане временно захватили превосходство в воздухе,
Юнкерсы, не имевшие броневой защиты и хорошего оборонительного вооружения,
понесли ощутимые потери.
В немалой степени этому способствовали английские Спитфайры и Харрикейны,
вооруженные восемью пулеметами каждый, и которые были гораздо более
эффективны, чем польские истребители, с двумя-четырьмя пулеметами.Еще
более серьезные потери немецкие пикировщики понесли в ходе битвы за Англию.
Уже через 6 дней после начала этой воздушной операции командование люфтваффе
решило прекратить использование
Ju-87 на данном направлении. В противном случае это могло бы
привести к полному истреблению всех соединений немецких пикировщиков.
Штуки были переброшены на Балканы, в Италию и Северную Африку. Здесь, в
условиях слабого противодействия вражеской авиации они вновь доказали свою
высокую эффективность, в том числе и при ударах по кораблям противника.

The Stuka owned the night

As the Stuka became increasingly vulnerable to Allied fighters in daylight operations, the Luftwaffe created special Nachtschlachtgruppen (NSGr) or “Night Attack Groups”. After the Normandy landings, three NSGr operated in Western Europe. The aircraft, designated D-7 and D-8, were outfitted with eliminators to mask their exhausts, ultraviolet lighting behind the instrument panel and special night reflector sights or nachtrevi. The planes’ nocturnal tactics involved a lead plane dropping flares to illuminate a target while other Stukas swooped in for the attack.

(Image source: German Federal Archives)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector