Ju-87

В заключении

Уже весной 1943 г. стало ясно, что у классической Ю-87 «Штука» в долгосрочной перспективе нет будущего из-за ее низкой скорости. Генерал-фельдмаршал Эрхард МИЛЬХ (Erhard MILCH), генеральный инспектор люфтваффе, 6 апреля 1943 г. выразился так:

Руководство ВВС отказалось от разработки модели-преемника, потому что для строительства новой конструкции потребовались бы годы. Таким образом, модель Ю-87 оставалась на службе до конца войны.

Подводя итог, можно сказать, что «Штука» была гораздо более эффективна при борьбе с танками, чем это часто считается в наши дни. Это относится как к бомбовым версиям «Юнкерс Ю-87», так и к «пушечным». 26 июля 1943 г. советский маршал Николай ВОРОНОВ докладывал Сталину:

Эта оценка вытекала в первую очередь из-за «Штук», которых особенно боялись из-за их высокой точности.

Большой толковый словарь

ЗАШТУКАТУРИТЬ, -рю, -ришь; заштукатуренный; -рен, -а, -о; св. что. Покрыть, заделать штукатуркой. З. потолок. З. трещины в стене. Заштукатуривать, -аю, -аешь; нсв. Заштукатуриваться, -ается; страд. Заштукатуривание, -я; ср. НАШТУКАТУРИТЬ, -рю, -ришь; св. Разг. 1. Штукатуря, сделать работу в каком-л. (обычно большом) количестве. 2. кого-что. Обычно шутл. Наложить косметику (обычно небрежно или в большом количестве). 3. кого-что. Обычно шутл. Оставить на лице следы (ссадины, синяки и т.п.) после драки. Кто тебя так наштукатурил? НАШТУКАТУРИТЬСЯ, -рюсь, -ришься; св. Разг. Наложить на себя косметику (обычно небрежно или в большом количестве). Ну ты наштукатурилась! Наштукатуриваться, -аюсь, -аешься; нсв. ОТШТУКАТУРИТЬ, -рю, -ришь; св. (что). Разг. 1. Покрыть штукатуркой; оштукатурить. О. здание. 2. Кончить штукатурить. Отштукатуривать, -аю, -аешь; нсв. (1 зн.). Отштукатуриваться, -ается; страд. (1 зн.). ОШТУКАТУРИТЬ, -рю, -ришь; св. (нсв. также штукатурить). что. Покрыть штукатуркой. О. стены. Оштукатуривать, -аю, -аешь; нсв. Оштукатуриваться, -ается; страд. Оштукатуривание, -я; ср. ПЕРЕШТУКАТУРИТЬ, -рю, -ришь; св. что. 1. Оштукатурить заново, ещё раз. П. потолок. П. коридор при въезде в квартиру. П. что-л. после плохой работы строителей. 2. Разг. Оштукатурить всё, многое. П. все стены. Перештукатуривать, -аю, -аешь; нсв. Перештукатуриваться, -ается; страд. Перештукатуривание, -я; ср. ПОДШТУКАТУРИТЬ, -рю, -ришь; св. кого-что. Поштукатурить отдельные места чего-л. немного или дополнительно. П. стены. П. потолок. П. памятники старины. Разг. О человеке. Надо бы п. себя! Подштукатуривать, -аю, -аешь; нсв. Подштукатуриваться, -ается; страд. Подштукатуривание, -я; ср. ПОШТУКАТУРИТЬ, -рю, -ришь; св. 1. Покрыть стены, потолки и т.п. слоем штукатурки. 2. Штукатурить некоторое время. ПРОШТУКАТУРИТЬ, -рю, -ришь; св. что. Тщательно заштукатурить. П. помещение. Хорошенько п. стены. Проштукатуривать, -аю, -аешь; нсв. Проштукатуриваться, -ается; страд. ШТУКА, -и; ж. 1. (обычно с колич. сл.). Отдельный предмет из числа однородных, считаемых. Купи штук пять апельсинов. Сколько осталось сигарет? — Две штуки. Розы по двенадцать рублей за штуку. У тебя рубашек десять штук. 2. (обычно с опр.). Разг. Вещь, предмет, какое-л. явление, обстоятельство (часто незнакомые, непонятные, странные). Что это у вас за ш. Произошла вот какая ш. Я такую штуку видела! Одиночество — страшная ш. Вот в чём ш.; в этом вся ш. (в том, в этом главное, суть). О человеке. Он у нас тонкая ш. Иван Петрович непростая ш. 3. Разг. Выходка, проделка или хитрая выдумка. Мастер на всякие штуки. Устроить забавную штуку. Я на эти штуки не пойду. Ты опять за старые штуки? Я придумал одну штуку. // Ловкий трюк, ловкое движение. Акробатические штуки. Выделывать ногами всякие штуки. Показать замысловатую штуку с картами. 4. Целый, нетронутый, непочатый ещё предмет, изделие (обычно о рулоне ткани). Ш. холста, ситца. Ш. колбасы. Ш. масла. 5. Жарг. Тысяча рублей. Заработал полторы штуки. Вот так штука, в зн. межд. Выражает удивление. Штучка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Уменьш.-ласк. (кроме 4 зн.). Пять штучек конфет. Посмотри какая славная ш.! Ты свои штучки брось. Да ты хитрая ш.! Штучки-дрючки (разг. о чём-л. необычном, затейливом). Штучный (см.). ШТУКАТУР, -а; м. Рабочий, занимающийся штукатуркой стен, потолка и т.п. Квалифицированный ш. Бригада штукатуров. ШТУКАТУРИТЬ, -рю, -ришь; нсв. (св. оштукатурить и отштукатурить). (что). Покрывать стены, потолки и т.п. слоем штукатурки. Штукатуриться, -рится; страд. Штукатурение, -я; ср. Штукатурка (см.). ШТУКАТУРИТЬСЯ, -рюсь, -ришься; нсв. Неодобр. Сильно пудриться, румяниться; вообще пользоваться косметикой. Я пошла ш. Ты бы поменьше штукатурилась. ШТУКАТУРКА, -и; ж. 1. к Штукатурить. Ш. фасада здания. 2. Густой раствор из смеси цемента (извести, гипса), песка и воды, которым покрывают поверхность зданий, внутренних помещений и т.п.; затвердевший слой такой смеси на потолке, стенах и т.п. Покрыть штукатуркой. Отвалился кусок штукатурки. Роспись потолка по мокрой штукатурке. Окраска по штукатурке. Сухая ш. (строительный материал в виде больших тонких листов из гипса, оклеенного картоном, применяемый вместо штукатурных растворов для внутренней отделки стен и потолков). 3. Разг. О густом слое пудры, румян на лице. ШТУКАТУРНЫЙ, -ая, -ое. 1. Относящийся к штукатурке (1 зн.). Ш-ые работы. Ш-ое дело. // Предназначенный, служащий для штукатурки. Ш-ая машина. Ш. гипс. Ш. раствор. 2. Сделанный из штукатурки (2 зн.). Ш-ая облицовка. Ш-ое покрытие.

Самая успешная импровизация

Фото: wikipedia.org

Junkers 87 не был задуман как штурмовик: он не обладал ни броней, ни пушечным вооружением. И при этом стал едва ли не самым успешным самолетом класса штурмовиков во Второй мировой.

Это была практически импровизация: серийную «Штуку» облегчили, как могли, лишили возможности сбрасывать бомбы и подвесили под крыльями две 37-мм автоматические пушки. Орудие не было рекордным ни по бронепробиваемости, ни по точности, ни по скорострельности. А самолет с ним стал хуже управляться, летать медленнее и вообще просел по характеристикам. Зато из пушек, как показали испытания, можно было отлично попадать не просто во вражеский танк, но в его определенные места — броня не везде одинаково толстая. На две пушки у «Густава» было всего 12 снарядов, но создатели решили, что этого хватит.

Переоборудованные в «Густавы» самолеты были объединены в «Экспериментальную команду по борьбе с танками». Уже первые четыре недели на фронте позволили пушечным «Штукам» записать на боевой счет больше 110 танков (безусловно, могли быть приписки, но в любом случае эффективность оружия была огромной: в условиях эксперимента безгранично врать не получилось бы).

На Курской дуге летом 1943 года тактика противотанковых «Штук» была отточена: они действовали в тандеме с обычными пикировщиками. «Традиционные» Ju 87 подавляли ПВО, охранявшую колонны бронетехники, после чего штурмовики заходили в атаку, стреляя сверху по уязвимым местам танков. Уже упомянутый лучший бомбардировочный ас Ганс-Ульрих Рудель в общей сложности записал себе на счет больше 500 советских танков — хотя в последние годы его достижения подвергаются пересмотру.

В результате мы имеем одну из успешнейших в мире военных импровизаций: самолет, задуманный совершенно не для штурмовки колонн бронетехники, оставил далеко позади множество специализированных машин этого класса.

Ju.87 D-2

Первоначально Ju.87 D-2 должен был стать бомбардировщиком с тропическим оборудованием и двумя подкрыльевыми держателями (для 300 литровых топливных баков). Затем для новой модификации предусмотрели установку дополнительной брони. Испытания самолета (с предлагаемым вариантом бронирования) показали, что сильно упала скорость и практический потолок. Это побудило командование Люфтваффе (OKL) отменить серийное производство этой версии Штуки. После внесения в февраля 1942 года некоторых изменений, дополнительное бронирование стали устанавливать на серийные Ju.87D.

Обозначение Ju.87 D-2 использовалось для “Дор”, оборудованных приспособлением для буксировки планера DFS 230 или Gotha Go.242. Буксировщики имели усиленную заднюю часть фюзеляжа и крепление (под стабилизатором) впереди руля направления.

Применение

С самого начала Второй мировой войны пикирующий бомбардировщик Ju 87 стал одним из символов немецкого блицкрига.

До появления управляемых и самонаводящихся бомб и ракет пикирующие бомбардировщики являлись самым высокоточным оружием. Также пикирование позволяло увеличить скорость бомбы, что при бомбометании с малых высот по бронированным кораблям и бетонным инженерным сооружениям, при установке взрывателя на замедление, улучшало пробивную способность бомбы.

Свидетельством высокой эффективности боевого применения данного типа самолёта может послужить факт уничтожения американскими пикирующими бомбардировщиками SBD Dauntless наиболее сильной ударной японской авианосной группы из четырёх тяжёлых авианосцев в сражении у атолла Мидуэй.

Также свидетельством эффективности такого типа самолётов стала японская атака на Пёрл-Харбор, в результате которой японцы уничтожили 3 американских линкора (“Оклахома”, “Аризона” и “Юта”), два эсминца и один минный заградитель, а также уничтожили, в основном бомбардировками аэродромов, 188 американских самолётов. Еще 4 линкора, два крейсера и 1 эсминец получили тяжёлые повреждения, повреждены были и 159 самолётов. Потери японцев составили всего лишь 29 самолётов, из них 15 — пикировщики.

Точность попадания у немецкого Ju 87 была несколько выше, чем у «пешки», поскольку «юнкерс» производил сброс бомб с высоты всего 600 — 700 метров, в отличие от Пе-2, бомбившего как минимум с километра. К тому же пикировал на относительно низкой скорости (немногим более 500 км/ч), и у лётчика было достаточно времени на корректирование траектории полёта (ошибка в наведении всего в один градус давала промах в 50 метров). Однако по всем прочим лётным параметрам эта модель морально устарела уже к середине войны.

Стоит отметить, что пикирующие бомбардировщики требовали более высокого мастерства пилота по сравнению с обычными, имели место случаи, когда пилоты не могли вывести самолеты из пике при бомбометании. Советские конструкторы решили эту проблему, добавив в помощь лётчику ещё одного члена экипажа. Таким образом, наведение Пе-2 на цель было «двойным» — штурман замерял скорость и направление ветра (чтобы определить снос бомбы и самого самолёта), рассчитывал угол боевого разворота и выставлял прицел, в то время как лётчик держал мишень в перекрестии и старался предельно точно выдержать траекторию пикирования. Именно за счёт такого «разделения труда» точность попадания составляла 40—50 метров (этого было вполне достаточно), а опытный экипаж «пешки» мог уложить бомбу в десятиметровый круг. К тому же значительно более скоростной и лучше вооруженный Пе-2 куда меньше, чем Ju 87, нуждался в истребительном прикрытии и меньше страдал от зенитного огня — фактически уже в начале войны Ju 87 был лёгкой добычей любых типов советских боевых самолётов[источник не указан 2672 дня].

Только к концу 1944 года началось поступление в части пикировщиков Ту-2, так что петляковская машина оставалась основным советским фронтовым бомбардировщиком до самого конца войны.

В 1944 году немцами была предпринята попытка использовать в качестве пикирующего бомбардировщика истребитель Focke-Wulf Fw190F, который значительно превосходил по лётным характеристикам и Пе-2 и Ju 87. Основное преимущество заключалось в том, что, освободившись от бомбовой нагрузки, этот пикировщик мог легко дать отпор любым истребителям. Однако практика показала, что точность попадания Fw190F оказалась значительно ниже, чем у «старика» Ju 87. Это было связано, прежде всего, с выросшей скоростью пикирования: сам по себе тяжёлый и к тому же перегруженный «фокке-вульф» во время пикирования стремительно разгонялся и становился неуклюжим и плохо управляемым, и даже высококлассный пилот просто не успевал одновременно управлять самолётом и целиться. Как показало время, только развитие специализированных автопилотов сделало бомбометание из пикирования достаточно удобным для лётчика одноместной машины.

Ссылки

Ресурсы World of Warplanes
  • Энциклопедия
  • Блог разработчиков
  • Тема на официальном форуме

Германия

Истребители IIArado Ar 67 • IIArado Ar 68 • IIFocke-Wulf Fw 56 Stosser • IIHeinkel He 51 • IIIArado Ar 80 • IIIFocke-Wulf Fw 159 • IVMesserschmitt Bf 109 B • IVHeinkel He 112 • VMesserschmitt Bf 109 E Emil • VMesserschmitt Bf 109 E-3 • VMesserschmitt Me 209 V4 • VHeinkel He 100 D-1 • VIMesserschmitt Bf 109 F Friedrich • VISupermarine Spitfire V DB 605 • VIIMesserschmitt Bf 109 G Gustav • VIIIMesserschmitt Me 209 A • VIIIHorten Ho 229 • VIIIFocke-Wulf Ta 152 • IXMesserschmitt Me P.1092 • IXFocke-Wulf Ta 183 Huckebein • XFocke-Wulf Fw 252 • XMesserschmitt Me P.1101
Тяжёлые истребители IIAGO Ao 192 Kurier • IIIDornier Do 17 Z-7 Kauz • IIIFocke-Wulf Fw 57 • IIIJunkers Ju 52 • IVMesserschmitt Bf 110 B • IVMesserschmitt Bf 110 C-6 • VMesserschmitt Bf 110 E • VMesserschmitt Me 210 • VIMesserschmitt Me 410 Hornisse • VIIMesserschmitt Bf 109 Z Zwilling • VIIIBlohm und Voss BV P.203 • VIIIDornier Do 335 A-1 Pfeil • VIIIMesserschmitt Me 262 Schwalbe • IXMesserschmitt Me 262 HG II • XMesserschmitt Me 262 HG III
Многоцелевые истребители IArado Ar 65 • IVArado Ar 197 • VFocke-Wulf Fw 190 A-1 • VIFocke-Wulf Fw 190 A-5 • VIIFocke-Wulf Fw 190 A-8/R2 • VIIFocke-Wulf Fw 190 D • VIIIMesserschmitt Me 109 TL • VIIIBlohm und Voss P.210 • IXBlohm und Voss P.212.03 • XBlohm und Voss P.215.02
Штурмовики IIFieseler Fi 98 • IIHenschel Hs 123 • IIIBlohm und Voss Ha 137 • IIIBlohm und Voss Ha 137 V1 • IVFocke-Wulf Fw 189 C Eule • IVHenschel Hs 129 А • VHenschel Hs 129 B • VJunkers Ju 87 G Stuka • VIJunkers Ju 88 P • VIIMesserschmitt Me 265 • VIIIMesserschmitt Me 329 • IXMesserschmitt Me P.1099 B-2 • XMesserschmitt Me P.1102 B
Бомбардировщики IVDornier Do 17 Z • IVHeinkel He 111 H-2 • VJunkers Ju 88 A • VIDornier Do 217 M • VIIJunkers Ju 288 A • VIIIJunkers Ju 288 C • IXJunkers Ju 287 • XJunkers/OKB-1 EF 131

Штурмовики

СССР IТомашевич ЛШБД • IIТомашевич «Пегас» • IIКочеригин ТШ-2 • IIIКочеригин БШ-1 • IIIКочеригин ТШ-3 • IVИльюшин БШ-2 • IVКочеригин Ш (ЛБШ) • VИльюшин Ил-2 • VИл-2 с бортстрелком • VIИльюшин Ил-2 двухместный • VIIИльюшин Ил-10 • VIIИльюшин Ил-8 • VIIIИльюшин Ил-20 • IXИльюшин Ил-40 • XИльюшин Ил-40П
Германия IIFieseler Fi 98 • IIHenschel Hs 123 • IIIBlohm und Voss Ha 137 • IIIBlohm und Voss Ha 137 V1 • IVFocke-Wulf Fw 189 C Eule • IVHenschel Hs 129 А • VHenschel Hs 129 B • VJunkers Ju 87 G Stuka • VIJunkers Ju 88 P • VIIMesserschmitt Me 265 • VIIIMesserschmitt Me 329 • IXMesserschmitt Me P.1099 B-2 • XMesserschmitt Me P.1102 B
Великобритания IIICAC CA-1 Wirraway
США
Япония
Китай VIIIIlyushin IL-10M
Франция VIIISNCAC NC 1070

Описание конструкции

Пикирующий бомбардировщик Ju-87 – это цельнометаллический одномоторный низкоплан с неубирающимся шасси. Фюзеляж Ju-87 типа полумонокок овального сечения. Экипаж самолета состоял из двух человек: пилота и стрелка-радиста.

Кабины пилотов находились в центральной части самолета, они были закрыты общим фонарем, который мог быть сброшен аварийно. В задней части кабины находилась пулеметная установка (MG 15). В фюзеляже пикировщика находился застекленный люк, сверху закрытый металлической крышкой. Через него пилот мог выбирать цели и точно определять момент начала пикирования. Между кабинами пилота и стрелка-радиста располагалась коротковолновая радиостанция.

Ju-87 имел трапециевидное крыло с закругленными краями, состоящее из центроплана и двух консолей. Его силовой каркас состоял из нервюр, лонжеронов и работающей обшивки. Крыло Ju-87 было выполнено по схеме «обратная чайка», что позволило уменьшить массу и размеры неубирающегося шасси.

Механизация крыла состояла из щелевых элеронов и закрылков. Под каждой из консолей крыла устанавливался аэродинамический тормоз, который использовался для уменьшения скорости пикирования самолета. Он представлял собой металлическую пластину со щелью посередине. Управление тормозными щитками происходило с помощью автомата пикирования Ahfanggerat. Управление тормозными щитками и закрылками осуществлялось с помощью гидравлической системы.

В центроплане крыла также располагались весьма объемные топливные баки.

Пикировщик Ju-87 был оснащен двигателем водяного охлаждения Jumo 211, который в зависимости от модификации машины имел разную мощность. Самолет имел деревянный трехлопастный винт с изменяемым шагом (на поздних модификациях установили металлический). Автомат управлением шагом винта и управления мотором были объединены в одну систему с автоматом пикирования, который также управлял подачей топлива, открытием и закрытием створок радиаторов. Автомат пикирования стал важнейшим новшеством Ju-87, во многом обеспечившей ее эффективность. Он значительно упрощал работу пилотов, позволяя полностью сосредоточиться на бомбометании. Позже в схему был включен высокомер, поэтому «штука» выводилась из пикирования, независимо от того, была ли сброшена бомба.

Ю-87 имел одинарное цельнометаллическое хвостовое оперение с подкостным стабилизатором. Каждый руль высоты имел по два триммера, которые соединялись с автоматом пикирования. Регулировка стабилизаторов была возможна только вместе с закрылками.

Бомбардировщик имел трехопорное неубирающееся шасси с масляно-пневматической амортизацией. Его конструкция позволяла пикировщику использовать аэродромы с грунтовым покрытием, находящиеся рядом с линией фронта. На Ju-87 можно было установить лыжи.

Топливная система состояла из двух протектированных баков, расположенных в центроплане крыла, емкостью по 250 литров.

Радиатор водяного охлаждения располагался в носовой части машины, в туннеле под двигателем.

Пикирующий бомбардировщик Ju-87 был вооружен тремя 7,92-мм пулеметами: два неподвижных MG-17 размещались в консолях крыла, еще один MG-17 устанавливался в кабине стрелка и использовался для защиты задней полусферы и обстрела земли во время выхода из пикирования.

Бомбовая нагрузка пикировщика составляла 1 тыс. кг, машина имела три точки подвески: под фюзеляжем и под консолями крыла. Во время пикирования специальная вилка Н-образной формы отводила центральную бомбу от винта самолета.

Состав вооружения Ju-87 несколько изменялся у разных модификаций. Так, например, штурмовик Ю-87 (модификация Ju-87G) имел на вооружении две 37-мм пушки.

В битве под Курском

Первое крупное использования немецких противотанковых самолетов произошло в битве под Курском. В начале июля 1943 г. противотанковые эскадрильи на восточном фронте смогли использовать более 5100 машин «Хеншель Hs 129» (Henschel Hs 129B), «Юнкерс Ю-87G» и «Мессершмитт Bf 110G» (Messerschmitt Bf 110G). Однако, основной удар танковых бомбардировщиков по-прежнему ложился на плечи «Штук», которые атаковали бомбами.

Штурмовик СС Вильгельм РОЕС (Wilhelm ROES) пережил наступление на Курск в качестве радиста для связи с самолетами на командном танке лейбштандарта «Адольф Гитлер»:

13 июля 1943 года командование 9 армии севернее Курска также подтвердило то, что В.Роес пережил на юге:

Советские танки, пораженные пикированием

Под дружественным огнем

Время от времени войска могли на себе почувствовать, что значит быть целью атаки «Штуки». Так, Рудольф фон Риббентроп (Rudolf von Ribbentrop) командир  танковой роты лейбштандарта:

Риббентроп и его люди слегка отстали. Другим же повезло меньше. 13 июля 1943 г. Георг ЛУТТЕР (Georg LUTTER) военнослужащий противотанкового подразделения, стал свидетелем того, как Ю-87 «Штука» непреднамеренно атаковала их позицию:

Наземная команда на полевом аэродроме у «Штуки». 1942 г.

Боевое применение

Тимур Фрунзе сбивает Ju-87

Первой войной для Ju 87 Stuka стала Гражданская война в Испании. В 1936—1937 годах в Испании испытывался прототип Ju 87. В 1938 году в страну перебросили три Ju 87 A. Они вошли в состав легиона «Кондор». В реальных боевых условиях проходила финальная обкатка машины и новой тактики применения пикирующих бомбардировщиков. В конце 1938 года лётчики «Кондора» пересели на Ju 87 B.

«Штука» использовалась в авангарде немецкого вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года, являясь ключевым элементом немецкого блицкрига. На Ju 87 была одержана первая воздушная победа стран оси во время Второй мировой войны — 1 сентября 1939 года пилот люфтваффе лейтенант Ф. Нойберт сбил польский истребитель PZL P.11, пилотируемый капитаном Мечиславом Медвецким. После этого Ju 87 успешно применялся во время вторжения в Норвегию, Голландию и Францию.

Несмотря на прочность, точность и высокую эффективность, «Штука» обладала низкой скоростью и недостаточной манёвренностью. Слабое оборонительное вооружение делало её лёгкой добычей вражеских истребителей. Во время Битвы за Британию немцы осознали, что для успешного использования «Штук» предварительно должно быть достигнуто превосходство в воздухе. В частности, 18 августа 1940 года в одном бою британские «Харрикейны» сбили 16 пикирующих бомбардировщиков, при этом сами британцы в этом бою потеряли на земле от ударов «Юнкерсов» не менее 22 самолётов уничтоженными и более 30 повреждёнными. Из-за слишком больших потерь применение этих самолётов в битве за Британию было приостановлено.

После Битвы за Британию Ju 87 мало использовались в западной Европе, но оставались достаточно эффективны на юге, где истребители союзников имели плохое снабжение, особенно в Битве за Крит и Мальту. На Средиземном море самолёт успешно использовался против кораблей. Ju 87 также использовался в югославской операции и греческой операции. 22 мая 1941 во время боёв за Крит, «Юнкерсы» потопили английский крейсер HMS Gloucester, погибло почти 700 британских моряков. Кроме того, бомбардировщики Ju 87 поддерживали танковые удары африканского корпуса в северной Африке.

Ярким примером большой уязвимости Ju 87 для вражеских истребителей является случай, когда 5 декабря 1941 года над Ливией австралийский ас Клайв Колдуэл (Clive Caldwell) сбил пять Ju 87 в течение нескольких минут на своём P-40 «Tomahawk».

В больших количествах «Штуки» применялись на восточном фронте, но с ростом мощи советских ВВС подразделения, оснащённые этим самолётом, стали нести тяжёлые потери на завершающих стадиях войны. Так, старший лейтенант Горовец в одном бою сбил девять бомбардировщиков[источник не указан 244 дня] (эта версия основана на свидетельстве не названных наземных подразделений, наблюдавших бой одинокого советского самолёта с группой немецких и затем обнаруживших обломки девяти немецких самолётов (не уточняется, девяти Ju-87 или девяти самолётов разных типов; также неясно, были они сбиты в одном бою или в разных) на ограниченном участке земли, из-за чего и возникла версия, что все они сбиты Горовцом[источник не указан 244 дня].

К концу войны Ju 87 постепенно заменялся на штурмовые варианты Fw-190. Тем не менее, некоторые «Юнкерсы» использовались до самого конца войны.

Последним заметным участим пикировщиков данного типа было их использование в ходе подавления Варшавского восстания в августе-сентябре 1944 г., где они использовались в условиях практического отсутствия противодействия ПВО.

Процедура пикирования

Junkers Ju 87 G-2 в музее RAF в Хэндоне

Вариант пикирования Ju.87 с переворотом

Итальянские пилоты при атаке английских кораблей на Средиземном море выработали другой метод: пикирование проводилось под умеренными углами — 40-50 градусов — но без использования воздушных тормозов, вследствие чего скорость постоянно росла, что затрудняло ведение зенитного огня.

Литература

  • Fritz X. Zobel. Deutsche Sturzkampfbomber Ju 87 in Einsatz // Waffen-Arsenal. — 1995. — № 1995.
  • Deutsche Sturzkampfflugzeuge Ju 87, Ju 88 // Waffen-Arsenal. — № 133.
  • Shigeru Nohara, Masatsugo Shiwaku. Junkers Ju87D/G Stuka. — Dai Nippon Kaiga Co. Ltd, 1994. — (Aero Detail). — ISBN 4499226341.
  • Ju87 Stuka. — Squadron/Signal publications, 1986. — (Aircraft In Action).
  • Heinz J. Nowarra & Edward T.Maloney. Junkers Ju-87 Stuka. — Aero Publishers, 1966. — (Aero Series).
  • Matthew Willis. JUNKERS JU 87 STUKA. — MMPBooks, 2008. — (MMP: Yellow). — ISBN 978-8389450494.
  • Nick Beale. Ghost Bombers. The Moonlight War of NSG 9. — Classic Publications, 2001. — ISBN 1903223156.
  • John Weal. Junkers Ju87 Over The Mediterranean. — del Prado, 1999. — (Aircraft Of The Aces). — ISBN 8483722089.
  • Bily M., Velek M. Junkers Ju87A Stuka. — MBI, 1991. — (Letadla). — ISBN 8483722089.
  • Warpaint Junkers Ju 87 Stuka. — Hall Park Books, 2000. — (Warpaint Series).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector