Кто пойдет в совет федерации? и зачем он нужен?

О депутатах в муниципальных образованиях

Муниципальных образований в России на 1 января 2015 года было почти 23 тысячи, согласно с данными Росстата. Вряд ли ситуация сильно поменялась к 2018 году. Таким образом, муниципальных депутатов ещё больше, чем депутатов федеральных и депутатов субъектов. Следует отметить, что местные бюджеты наполняются, в т.ч., за счёт земельного налога, налога на имущество физлиц, НДФЛ, а также многих других налогов.

Так вот, что касается муниципальных образований. Самое малочисленное МО России — Алеутский муниципальный район, на территории которого проживает 677 человек. У образования есть своя Дума, состоящая из одного депутата, бюджет, сайт и прочие признаки самостоятельности.

Самое густонаселеное МО — городской округ Новосибирск. Тут обитает 50 муниципальных депутатов, коэффициент получится где то 30 000 чел. на депутата. Но таких образований в стране не много.

По самым скромным подсчетам, если брать по 3 депутата на МО, общее количество муниципальных избранников будет около 70 тысяч. Это битком забитый стадион Санкт-Петербург, второй по вместимости после московских Лужников.

Вот такая картина получается. Как вы полагаете, много это или мало? Данные остаются актуальными на 2019 год. Таким образом, ответом на вопрос «сколько в России депутатов?» будет цифра — минимум 7.5 тысяч человек.

Нужен ли Генсовет?

— Николай Николаевич, не понятно, зачем Госсовету придаются дополнительные полномочия. Государственный совет как совещательный орган президента с губернаторами был вполне нормальной структурой. Но зачем создается новый центр власти, узаконенный в Конституции? Не будет ли он дублировать другие органы? Для чего это делается?

— Смысла в этом абсолютно нет. Потому что пятое колесо в телеге вообще не нужно. Но если это Путин делает для того, чтобы облегчить себе уход в 2024 году или раньше, ради Бога. Знаете, я его словами отвечу

Он сказал: «Надо ли ограничить пребывание в президентах двумя сроками подряд? Не думаю, что это важно, но пусть». Но я ему тоже так скажу…

— Лукавит.

— Если Путин позволит… Точнее, мы не будем спрашивать его позволения, но если не будет никакого сопротивления в приходе к власти демократическим путем левых сил, пусть заседает как руководитель Госсовета или еще какой-то структуры. Во многих странах это делается просто.

Так и Пиночет потом заседал. Можно так и у нас сделать.

— Вы считаете, что этот Госсовет будет похож на то, как в Казахстане сделали, и Назарбаев туда ушел?

— Да, очень похоже, примерно то же самое.

— Для России это нормально?

— Нет, с точки зрения госуправления это не имеет никакого смысла.

— В Китае такое было. Там Дэн Сяопин лет до восьмидесяти заседал в каком-то конституционном органе.

— Это не имеет никакого значения с точки зрения управления. С точки зрения фиксации власти Путина на какой-то период после его ухода с поста президента — ладно.

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Чем занимается Совет Федерации России

Совет Федерации принимает решение в вопросах, которые касаются изменения границ внутри страны, утверждает чрезвычайное положение, регулирует участие Вооруженных сил РФ в боевых действиях, которые ведутся не на территории России и т.д.

У верхней палаты есть свой председатель – Валентина Матвиенко, это первая в истории женщина на этом посту. Общее число членов Совета Федерации – 170. Они представляют интересы регионов на федеральном уровне.

Совет Федерации является постоянно действующим органом, который не может быть распущен президентом РФ. Заседания проводятся по мере необходимости в Москве, но не реже, чем 2 раза в месяц. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы.

Члены Совета Федерации РФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Их не могут задержать, арестовать, обыскивать, подвергать личному досмотру, за исключением, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности окружающих людей.

Членом Совета Федерации РФ может стать:

  • гражданин старше 30 лет;
  • с безупречной репутацией;
  • иметь не менее 5 лет оседлости.

Кто не может стать членом Совета Федерации:

  • имеющий гражданство другой страны;
  • недееспособный или ограниченно недееспособный;
  • находящиеся в местах лишения свободы;
  • имеющий судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

Что делать с Советом Федерации?

— А что делать с Советом Федерации? Это же дублирование получается.

— Знаете, вообще в принципиальном смысле если говорить, то у нас нет никаких сенаторов. Давайте приучать друг друга называть вещи своими именами. Я терпеть не могу выражение «силовые органы». Это что за сила?… У нас есть правоохранительные органы. А когда вы называете их силовыми, это означает, они что по отношению к вам, что ли, силовые?

И по большому счету, хотя Путин постоянно Ленина разносит, но Ленин был против федерации, федеративного устройства вообще.

И вообще еще тогда в программе РСДРП федерация рассматривалась как реакционная отжившая форма, которая мешает госуправлению, потому что является дополнительной ступенью.

Парламент для чего существует? Для принятия законов. Госдума их принимает. Зачем нам два парламента? Одного хватит.

— Но у нас же федеративное устройство. С этим как раз все понятно.

— Подождите, извините. Избираются люди с Марса, что ли, в Думу? Они избираются из Хабаровского края и остальных регионов.

— Но это же международная практика. Вы сами только что говорили о международных принципах.

— Международной практики такой нет.

— Почему?… В Бразилии, в США… В федеративных государствах — везде так.

— Нет, не везде. В Австрии однопалатный парламент. Между прочим, тоже федеративная страна. Нет, не везде. Такого принципа нет. И вообще во многих странах парламент однопалатный. Что здесь такого?…

— Допустим, мы как бы убираем Совет Федерации, он нам не нужен. Что остается?…

— Хорошо. Подождите. Вы журналист. Что вы мне за последний год можете интересного про Совет Федерации рассказать?

— Ничего, кроме того, что там утверждают законы представители всех регионов…

— Там сидят люди, не имеющие к этим территориям вообще никакого отношения. Там раньше сидела мама Ксении Собчак от Тувы, которая в Туве, по-моему, была всего пару раз, от силы, может быть, три, но не больше.

— Теплые места просто-напросто.

— Да, как раз так. Но если вы хотите, предположим, Путин хочет или еще кто-то, то пусть он будет. Пусть сохраняется это обезьянничество по США.

  • Вот у них есть, у нас тоже должен быть,
  • у них по два человека от каждого штата, значит, и у нас по два человека от каждого региона будет.

Но вы что считаете, что США и Россия — это одно и то же?

Но заметьте, что одного из них назначает губернатор. Назначает! Не выбирает. Другого назначает хотя бы местный парламент, который, ладно, сам все-таки выбирается.

То есть при Ельцине Совет Федерации избирался населением. Причем там как раз был пятилетний ценз, то есть перед избранием человек должен был не менее пяти лет жить на этой территории. Это совершенно нормально и вполне здраво. Но если уж так, по большому счету, то лично я считаю, что он вообще не нужен в принципе.

Читайте продолжение интервью:

Беседовала Любовь Степушова

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Куратор: Олег Артюков

Назначение членов СФ

Представитель законодательного органа госвласти от субъекта выбирается этим же органом на срок его полномочий. Кандидатура вносится председателем. Группой депутатов, численность которой не меньше 1/3 общего количества членов законодательного органа, может быть внесено предложение о рассмотрении альтернативных кандидатур. Представитель исполнительной ветви власти региона назначается лицом, занимающим высшую должность в субъекте. Согласно Закону, регламентирующему порядок формирования Совета Федерации, решение законодательного органа об избрании члена СФ принимается путем тайного голосования.

Результаты оформляются соответствующим постановлением. При выдвижении от двухпалатного законодательного органа принимается соответствующий нормативный акт от обеих палат. Решение, принятое высшим должностным лицом о назначении члена СФ, оформляется Указом. Как гласит закон, устанавливающий порядок формирования Совета Федерации, документ вступает в действие, если на внеочередном либо плановом заседании законодательного органа 2/3 от общего количества депутатов не проголосует против кандидата. Принятый указ исполнительной власти должен быть направлен на рассмотрение в течение трех дней. По закону, определяющему порядок формирования Совета Федерации, решения о назначениях членов направляются в СФ в течение 5-ти дней со вступления их в действие.

Ключевые задачи

Поскольку сам парламент по определению является законодательным органом представительного характера, основная функция верхней его палаты также законодательная. Конституция наделяет этот орган полномочиями законодательного регулирования важнейших государственных вопросов в области суверенитета, в частности:

  • определения границ между регионами государства (субъектами);
  • утверждения Президентских Указов в отношении военного и чрезвычайного положений;
  • принятия решений о действиях российских войск вне территории страны.

Конституция обязывает Сенат рассматривать уже принятые Госдумой РФ законы, касающиеся бюджетного и налогового регулирования, финансовых вопросов и денежной эмиссии. К его компетенции также относится рассмотрение законов о войне и мире, государственной границе России и действии международных соглашений.

Конституция страны предусматривает взаимодействие властных структур по принципу системы сдержек и противовесов. В связи с этим верхняя парламентская палата наделена особыми полномочиями, позволяющими, в случае необходимости, влиять на деятельность Президента и других ветвей власти.

К ним относятся полномочия:

  • назначения выборов и прекращения полномочий Президента страны;
  • назначения судей высших судебных инстанций;
  • назначение и снятие с должности Генпрокурора страны и его заместителей;
  • назначение и снятие с должности зампредседателя Счетной палаты и ½ ее аудиторского состава.

Важным является положение, согласно которому глава государства не вправе распустить Сенат. Это также проявление действия системы сбалансированности власти.

Другие полномочия Госдумы

Важно отметить, что функции Госдумы на этом не заканчиваются. В других статьях Конституции РФ, федеральных законах, а также Регламенте Госдумы Федерального Собрания РФ определяется дополнительный набор властных полномочий

Особенно важным считается право принятия и утверждения федеральных законодательных актов и собственного регламента. Круг вопросов, возникающих в процессе политико-правовой деятельности Госдумы, требует четкого рассмотрения с целью создания рационального внутреннего распорядка, графика работы, депутатских полномочий и т. д. Регламентом Госдумы обозначены и другие моменты, среди которых:

  • Утверждение планирования международного сотрудничества нижней палаты Федерального Собрания с парламентами государств-партнеров.
  • Рассмотрение вопросов внешнеполитического значения.
  • Участие и консультативные переговоры с Президентом РФ по поводу назначений и рекомендаций на должности дипломатических представителей в других государствах и международных организациях.
  • Подача запросов в Конституционный суд РФ и т. д.

Что говорят эксперты об изменениях полномочий верхней палаты?

Доктор юридических наук, бывший глава комиссии по избирательным правам в Совете по правам человека Илья Шаблинский заявил “Новой газете”, что поправки в Конституцию делают власть президента в России диктаторской: «У Совета Федерации изъято право назначать и освобождать от должности генерального прокурора. Как вообще такое возможно?! Да, конечно, Совет Федерации — декоративный орган, но тут это слишком нарочито демонстрируется: у него отбирают важнейшие полномочия, отдавая их президенту, а взамен дают погремушку в виде права называться сенаторами. Это смех, картонные фигурки, а не сенаторы! Просто марионетки! Как и Госдума, которой вроде позволяют назначать министров, но взамен откровенно предупреждают, что при переходе очень тонкой границы дозволенного она тут же будет распущена».

О перспективе усиления президента рассказала Forbs доктор юридических наук, эксперт по конституционному праву Елена Лукьянова: «Совет Федерации в России не избираемый орган: 55% его членов назначаются президентом и главами субъектов Федерации, а 45% делегируются региональными законодательными собраниями. Таким образом, в случае утверждения поправок в Конституцию президент организационно руководит работой судов, прокуратуры и силовых министров с согласия представителей, большинство из которых назначаются органами исполнительной власти. Этим нарушается принцип разделения властей, декларированный в статье 10 1-й главы Конституции».

С этим согласен и политолог, директор по исследованиям Центра перспективных управленческих решений Михаил Комин. Он рассказал “Новой газете” о декоративном характере изменений в Совфеде: «При сохранении текущей модели формирования Совета Федерации – когда сенаторами становятся по 2 представителя от региона – любое упоминание согласования или консультаций президента с Совфедом не более чем формальность. Пока действует пункт г) ст. 19 184-ФЗ, по которому глава государства обладает правом в любой момент отправить губернатора в отставку, за президентом может оставаться и контроль за составом сенаторов, выдвинутых от региона.

Совет Федерации формально сможет участвовать еще в одной процедуре – проведении консультаций с президентом по вопросу назначения глав президентских министерств и силовых ведомств. Механизм консультаций – расплывчатая формулировка, из которой точно ясно только одно: решение о выдвижении и снятии кандидатур точно будет за президентом. И если в случае назначения министра обороны или директора ФСБ ситуация никак не поменяется, то в случае региональных прокуроров право представлять кандидатуры президент де-факто заберет у генерального прокурора при неясном и, вероятно, незначимом участии Совета Федерации в режиме консультаций».

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

4) Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

5) назначение выборов Президента Российской Федерации;

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

7) Назначение на должности:

              а) Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

              б) Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации.

8) Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность:

             а) Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;

             б) руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

9) Прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя,  Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей и ряд других судей (см. статью целиком);

10) Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ;

2) Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

3) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

4) Заслушивание ежегодных отчетов:

              а) Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

              б) Центрального банка РФ.

5) Назначение на должность и освобождение от должности:

              а) Председателя Центрального банка РФ

              б) заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты

              в)  Уполномоченного по правам человека

7) Объявление амнистии;

8) Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности. 

Экономические вопросы

Статья сто шестая основного закона перечисляет темы, которые обязательно рассматривает Совет Федерации. К примеру, бюджет государства должен быть утвержден органом. Еще он рассматривает вопросы, связанные с федеральными налогами, валютным, кредитным, финансовым, таможенным регулированием. Денежная эмиссия находится в его ведении. Когда страна заключает договоры с другими государствами, то их необходимо ратифицировать (одобрить). Этим занимается СФ РФ. Только после принятия им соответствующего решения все иные органы имеют право использовать положения договора в своей деятельности. Одним из самых важных вопросов для государства является его отношения с иными странами. В Конституции он называется «состояние войны и мира». Этот вопрос также находится в ведении СФ РФ.

Порядок работы СФ РФ

Законодательно закреплены принципы деятельности данной палаты парламента. К ним относятся открытость, коллективность, публичность. Заседания СФ могут проводиться в присутствии представителей общественности и прессы. На многие из них приглашаются иные специалисты. Все обсуждения проводятся открыто и свободно. Каждый присутствующий имеет право высказать свое мнение, опираясь на законодательство, руководствуясь интересами граждан и государства. Есть и обязательные нормы, нарушать которые нельзя. К примеру, в заседании обязано принять участие не менее двух третей его состава. В ином случае решение не будет иметь законодательной силы. Решение принимается в основном открытым голосованием. При этом применяется электронная система. «За» должно высказаться не менее половины членов, присутствующих в зале.

Две палаты парламента не могут не пересекаться в своей деятельности. Их взаимоотношения также регулируются основным законом. Дума и Совет Федерации для совместной работы могут осуществлять ряд мероприятий. К ним относятся совместные заседания. То есть обе палаты собираются в одном «сессионном зале» и принимают решение по вопросам, которые необходимо рассмотреть в таком формате. Кроме того, они могут создавать совместные специальные органы. В их состав включаются представители обеих палат. Еще они ведут постоянное сотрудничество в сфере законотворчества.

Почти во всех странах, где есть парламент, он разделен на две палаты. Такая конфигурация — удобный способ создания системы сдержек и противовесов. Если одна палата склоняется к радикализму, другая должна блокировать ее решения или менять законопроекты, делая их более приемлемыми и эффективными. Подобное устройство зародилось на Западе и было перенято в современной России. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — это верхняя палата парламента (нижней является Государственная дума).

Заключение

ФС выступает в качестве высшего законодательного (представительного) органа в стране. Его полномочия с различной степенью полноты закреплены в гл. 5 Конституции. Палаты парламента находятся в постоянном взаимодействии с органами других ветвей власти. Так, многие функции Совета Федерации реализуются с учетом мнения КС или Президента. Палаты ФС не находятся в привилегированном положении относительно других органов госвласти. Их деятельность играет существенную роль в социальном, экономическом, политическом развитии страны.

В Совете Федерации присутствуют представители субъектов РФ. Это обеспечивает учет интересов регионов при принятии нормативных актов и различных управленческих решений на высшем уровне. В результате в делах государства участвуют все субъекты страны без исключения. В СФ принимаются важнейшие решения для государства. Они касаются не только внутренней, но и внешней политики. Именно эта палата дает согласие на применение ВС за границей государства, обсуждает назначение и снятие с поста Президента. В деятельности СФ особое значение имеют Регламенты и прочие акты, регулирующие работу. В этих документах конкретизируются положения ФЗ и Конституции, определяются порядок принятия решений и утверждения/отклонения законопроектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector