Кто главнее в германии: президент или канцлер?

Избирательная система

Согласно статье 38 Основного закона Федеративной Республики Германии члены Бундестага избираются на всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборах; Право голоса имеет каждый старше восемнадцати лет.

В 2008 году постановлением Федерального конституционного суда потребовалось внести некоторые изменения в избирательную систему . Суд нашел положение в Федеральном законе о выборах, согласно которому партия могла получить отрицательный вес голосов , таким образом, потеряв места из-за большего числа голосов, нарушила конституционную гарантию равноправия и прямой избирательной системы.

Суд дал три года на внесение этих изменений, поэтому федеральные выборы 2009 года не пострадали. Изменения должны были быть внесены к 30 июня 2011 года, но соответствующее законодательство не было завершено к этому сроку. В конце 2011 года был принят новый закон о выборах, но Федеральный конституционный суд вновь объявил его неконституционным после исков оппозиционных партий и группы из примерно 4000 частных лиц.

Наконец, четыре из пяти фракций Бундестага договорился о реформе избирательной системы , согласно которому число мест в Бундестаге будет увеличено столько , сколько необходимо , чтобы гарантировать , что любые сверхмандаты будут за счетом распределило выравнивание мест , чтобы обеспечить полную пропорциональность в соответствии с доля политической партии в голосах партии на национальном уровне. Бундестаг одобрил и ввел в действие новую избирательную реформу в феврале 2013 года.

Бундестаг избирается на основе смешанного пропорционального представительства , по состоянию на февраль 2013 года это означает, что каждый избиратель имеет два голоса: первый голос за избрание кандидата от округа (методом первого прошедшего после должности ) и второй голос. для избрания государственного списка. Метод Sainte-Laguë / Schepers используется для преобразования голосов в места в двухэтапном процессе, каждый этап которого включает два вычисления. Во-первых, количество мест, которые будут выделены каждому штату, рассчитывается на основе доли проживающего там немецкого населения. Затем места в каждом штате распределяются по партийным спискам в этом штате на основе доли вторых голосов, полученных каждой партией.

При распределении мест по спискам штатов учитываются только партии, получившие не менее пяти процентов действительных вторых голосов на избирательном участке или получившие места не менее чем в трех округах.

Затем определяется минимальное количество мест для каждой партии на федеральном уровне. Это делается путем расчета для каждого списка партийного государства количества мест в округе, которые он получил на основе первых голосов, а также количества мест, на которые он имеет право на основе вторых голосов. Чем выше из этих двух цифр, тем меньше мест для партии в этом штате. Суммирование минимального количества мест, на которое партия имеет право во всех штатах, дает общее количество, представляющее ее гарантированное минимальное количество мест по стране в целом.

Чтобы гарантировать, что каждая партия получит гарантированное минимальное количество мест при распределении мест с использованием метода Сент-Лаге / Шеперса, может возникнуть необходимость увеличить количество мест в Бундестаге. Затем необходимо обеспечить распределение мест между партиями в соответствии с их национальной долей вторых голосов.

Дополнительные «выступающие места» (или «сбалансированные места») создаются для обеспечения того, чтобы распределение мест отражало долю партий во вторых голосах и чтобы ни одна партия не получила меньше гарантированного минимального количества мест. Баланс мест также необходим для того, чтобы каждой партии требовалось примерно одинаковое количество вторых голосов на одно место. После определения количества мест, которые каждая партия имеет право получить по всей стране, места распределяются по отдельным государственным спискам партий. Список каждого штата должен получить как минимум столько же мест, сколько количество округов, выигранных партией в данном штате.

Последствия

Гинденбург, обязанный своим избранием благодаря поддержке социал-демократов и Центристской партии, воспринял результаты без особого энтузиазма. Его неспособность сохранить голоса подавляющего большинства его сторонников в 1925 году непоправимо обострила его отношения с Брюнингом, и 30 мая он уволил канцлера. Это было серьезным ударом для тех, кто поддерживал президентский стиль Брюнинга своим указом. Преемником Брюнинга стал Франц фон Папен , союзник Шлейхера, не имевший политического опыта или поддержки в рейхстаге. Шлейхер и Папен заручились поддержкой нацистов, назначив новые выборы в Рейхстаг и сняв запрет, наложенный Брюнингом на нацистский Sturmabteilung . НСДАП вышла из июльских выборов в Рейхстаг как крупнейшая партия, когда-либо существовавшая в Рейхстаге и получившая более трети голосов, в то время как позиции Папена были подорваны. Папен снова распустил Рейхстаг на выборах в ноябре , на которых нацисты потеряли места, но остались самой крупной партией. Хотя Папен сохранил доверие Гинденбурга и армии, он был широко непопулярен, а забастовка коммунистов и нацистов позволила Шлейхеру, который устал от него, вызвать страхи и заставить Папена уйти с должности и стать канцлером 2 декабря.

После двух месяцев неэффективной канцелярии Шлейхера Гинденбург назначил Гитлера канцлером 30 января 1933 года по рекомендации Папена. Рейхстаг огнь 27 февраля был использован как предлог Гитлера издать указ поджога рейхстага , который аннулировавший конституционные гарантии свободы слова и других гражданских свободы. Мартовские выборы в Рейхстаг дали ему рабочее большинство, и он принял диктаторские полномочия с принятием Закона о полномочиях 23 марта. Гитлер сменил Гинденбурга на посту главы государства после его смерти в 1934 году, после чего он полностью упразднил эту должность и заменил ее новой должностью фюрера и рейхсканцлера , закрепив свое правление до самоубийства во время Второй мировой войны в 1945 году.

Последняя воля и завещание Гитлера снова разделили эти два поста, дав президентство Карлу Дёницу и канцлерство Йозефу Геббельсу . Образовавшееся правительство, известное как правительство Фленсбурга , управляло лишь крошечной и быстро отступающей частью Германии и не было признано союзниками. После капитуляции немецких вооруженных сил они разделили Германию на четыре зоны, каждая из которых контролировалась англичанами, французами, американцами и Советами, и совместно управляли всей Германией с Союзным контрольным советом . К 1949 году три зоны объединились в Западную Германию, а оставшаяся советская зона стала Восточной Германией ; в обеих частях, начиная с того года, проводились свои соответствующие президентские выборы. Конституция Западной Германии предусматривала, что президент избирается косвенно, посредством Федерального собрания, состоящего из парламентариев и делегатов от штатов. Конституция Восточной Германии предусматривала, что президент избирается косвенно на совместном заседании обеих палат парламента, хотя в конечном итоге только один человек будет исполнять обязанности президента до того, как этот пост будет упразднен. В 1990 году Восточная Германия формально стала частью Западной Германии и, таким образом, была связана ее конституцией; Первые общегерманские президентские выборы после объединения, а значит, с 1932 года, были проведены в 1994 году . Таким образом, выборы 1932 года являются последними всеобщими выборами в Германии с 2021 года.

Кто в доме хозяин?

Политическая система Германии сложна. Она состоит из большого числа элементов, содержит множество сдержек и противовесов – ничего похожего на российскую «вертикаль власти». Злые языки утверждают, что таким образом ее создатели стремились сделать невозможным сценарий 1933 года – когда нацисты вполне демократическим путем пришли к власти.

Германия – это федеративное демократическое государства, формой правления которого является парламентская республика. Согласно немецкой конституции, главой Германии является президент, которого избирает Федеральное собрание. Это специальный орган, состоящий из депутатов немецкого парламента и представителей различных земель.

Срок полномочий президента – пять лет. В настоящий момент эту должность занимает Франк-Вальтер Штайнмайер.

Несмотря на высокий официальный статус, президент Германии выполняет в основном представительские функции. Он принимает верительные грамоты у иностранных дипломатов, подписывает законы, принятые парламентом, утверждает и освобождает от должности канцлера страны, а также федеральных министров, судей и других чиновников. Президент имеет право распустить парламент Германии, если правительство утратит поддержку большинства депутатов. Должность президента появилась в 1949 году.

Высшим исполнительным органом власти страны является правительство. Его главой является канцлер – по сути, премьер-министр Германии. Он избирается большинством депутатов парламента ФРГ, после чего формирует кабинет министров. Именно канцлер определяет внешнюю и внутреннюю политику страны.

Большинство министерств имеют свои представительства в федеральных землях, через которые они и проводят свою политику. Исключением является оборонное ведомство, МИД, министерство транспорта, финансов, внутренних дел.

Ангела Меркель трудится на посту канцлера ФРГ с 2005 года. Она является первой женщиной на этой должности. Всего же в новейшей истории страны было восемь канцлеров. Первым эту должность занял Конрад Аденауэр в 1949 году.

Согласно немецкой конституции, человек может избираться на пост канцлера ФРГ неограниченное количество раз. Хотя Ангела Меркель и кажется политическим долгожителем, Канцлер Германиид по сроку пребывания на посту канцлера принадлежит Гельмуту Колю. Он занимал высший пост в Германии на протяжении 16 лет.

Российский вопрос

Тем не менее, по словам экспертов, от результата выборов в бундестаг во многом зависит будущее российско-германских отношений. По словам Камкина, в случае победы блока ХДС/ХСС или СДПГ отношения Москвы и Берлина вряд ли претерпят кардинальные изменения.

«Если канцлером ФРГ станет Лашет, он продолжит курс Меркель. В случае победы Шольца возможны небольшие шаги навстречу друг другу, в том числе будет более стабильно развиваться экономическое сотрудничество и культурный аспект. Однако Шольц — не Вилли Брандт (бывший глава СДПГ и канцлер Германии в 1969—1974 годах. — RT), поэтому новых договоров с Москвой и кардинальных смен векторов в восточной политике Германии не стоит ожидать», — считает эксперт.

  • Анналена Бербок и Олаф Шольц

Стоит отметить, что Армин Лашет придерживается курса Ангелы Меркель в том числе и в вопросе «Северного потока — 2». Так, 23 сентября он заявил, что поддерживает ввод газопровода в эксплуатацию. При этом Лашет заявил о необходимости гарантий сохранения транзита газа через Украину. В противном случае, по его словам, проект будет остановлен.

При этом главными критиками Москвы на нынешних выборах в Германии являются «Зелёные». Они выступают против «Северного потока — 2», при этом Анналена Бербок 23 сентября обвинила Россию в росте цен на газ в Европе. По её словам, Москва якобы намеренно задерживает поставки газа в ЕС, чтобы форсировать получение разрешения на введение в эксплуатацию нового газопровода.

Также по теме


«Используют украинский фактор»: почему в Германии заявили о возможных санкциях против РФ из-за «Северного потока — 2»

Кандидат в канцлеры ФРГ, глава партии «Христианско-демократический союз» (ХДС) Армин Лашет заявил, что Берлин будет добиваться новых…

На этом фоне власти ФРГ заявили, что оснований для подобных обвинений в адрес России нет. По словам представителя Министерства экономики и энергетики Германии Сузанне Унград, «Газпром» добросовестно выполняет все обязательства по контрактам.

Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачёв, комментируя парламентские выборы в Германии, заявил, что Москва заинтересована в сохранении преемственности в отношениях с Берлином.

«Что касается исхода этих выборов с точки зрения российско-германских отношений и интересов России, то начну с интересов. Конечно же, они в том, чтобы наши отношения сохраняли преемственность. Они далеко не во всём нас удовлетворяют… но, наверное, они всё-таки отличаются в лучшую сторону по сравнению с отношениями России с другими членами ЕС и НАТО», — заявил сенатор в эфире телеканала «Россия 24».

В свою очередь, заведующий отделом социальных и политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер в беседе с RT спрогнозировал победу СДПГ, а блоку ХДС/ХСС отдал второе место.

«При таком сценарии возникнут сложности с формированием коалиции и правительства, потому что ХДС/ХСС уйдут в оппозицию — и тогда коалицию нужно будет формировать с партией «Зелёные», которая хочет помешать работе «Северного потока — 2» и в целом имеет другие взгляды на экономику и социальную политику. В то же время, если ХДС/ХСС хоть незначительно опередят СДПГ, то нынешняя коалиция, как и устоявшийся внешний и внутренний курс, продолжат своё существование», — пояснил собеседник RT.

Вместе с тем явного лидера, который мог бы предложить ответы на волнующие граждан ФРГ вопросы, в стране сейчас нет, считает Швейцер.

«На непростую международную и внутригерманскую ситуацию накладывается то, что Меркель уходит, а у Германии пока нет очевидных лидеров. Уверен, Берлину будет нелегко в ближайшее время, но потом ситуация постепенно выровняется. Предсказать перемены от прихода нового канцлера сложно, ведь мы находимся под впечатлением от Ангелы Меркель, которая была лидером страны более 15 лет, вследствие чего и возникает ощущение, что её некем заменить», — заключил политолог.

Кампания первого раунда

Хотя Гинденбург предпочитал быть либо правым, либо аполитичным кандидатом, он заручился поддержкой республиканских партий, чтобы победить Гитлера. Либеральные партии — Немецкая народная партия и Немецкая государственная партия — заявили о своей поддержке Гинденбурга. Лидеры социал-демократов Эрнст Хейльманн и Отто Браун (сам кандидат на выборах 1925 года), несмотря на первоначальное сопротивление левого крыла партии, смогли развернуть широкую избирательную кампанию и получили поддержку альянса Железного фронта , в том числе демократического. Ассоциация Reichsbanner Schwarz-Rot-Gold , Свободные профсоюзы ( ADGB , AfA-Bund ) и организация Arbeiter-Turn- und Sportbund . Социал — демократы и Брюнинга Центристской партии поддержит Гинденбург — в отличие от 1925 года президентских выборов , когда Гинденбург был кандидатом политического права и был усиленно противостояла большая часть умеренных левых и политического центра. В 1932 году эта часть политического спектра решила объединиться с умеренными правыми в поддержке Гинденбурга, чтобы предотвратить избрание Гитлера. Поддержка умеренной Веймарской коалиции была также воодушевлена ​​тем фактом, что, вопреки опасениям, выраженным во время своего избрания в 1925 году, Гинденбург не использовал свой пост для подрыва конституции, как теперь намеревался сделать Гитлер. Это поставило консервативных сторонников Гинденбурга в затруднительное положение, поскольку их стремление вернуться к консерватизму противоречило новообретенным сторонникам Гинденбурга, поддерживающим демократию; действительно, неспособность Гинденбурга полностью вырваться из Веймарской системы станет препятствием для тех, кто поддерживал его в 1925 году. Среди тех, кто голосовал за Гинденбурга в 1925 году и отказался подписать его петицию, были банкир Вальтер Бернхард , мэр Лейпцига Карл Герделер и генерал Август фон Макензен .

Кандидатура Дестерберга привлекла голоса промышленников, которые в противном случае проголосовали бы за Гинденбурга из страха перед Гитлером. 1 марта Национальная сельская лига (RLB), несмотря на все усилия участников кампании Гинденбурга, призвала своих сторонников проголосовать либо за Дестерберга, либо за Гитлера, чтобы свергнуть правительство Брюнинга.

Кто занимает главенствующую роль в Германии: президент или канцлер?

Должность рейхсканцлера появилась в Германии ещё в XIX веке. Тогда, как и сейчас, канцлер был главой немецкого правительства. Однако его полномочия были не столь широки, часть из них принадлежала германскому императору.

Сегодня кандидатуру канцлера на рассмотрение парламента предлагает президент. Парламент может либо поддержать выбор президента абсолютным большинством голосов, либо объявить вотум недоверия потенциальному главе правительства. Срок полномочий канцера составляет 4 года.

Немецкий канцлер является главой исполнительной власти в Германии. На настоящий момент канцлер обладает следующими правами и обязанностями:

  • Формирование кабинета министров. Список предложенных канцлером министров позже утверждает президент;
  • Одновременно канцлер является главой кабинета министров, а значит, может задавать направления внутренней и внешней политики государства. Кроме того, именно на плечи канцлера ложится ответственность за результаты деятельности правительства;
  • Является верховным главнокомандующим во время войны.

С ноября 2005 года канцлером Германии является Ангела Меркель.

1

Политик неоднократно заявляла, что должность главы правительства неразрывно связана с председательством в партии. В начале декабря в ФРГ состоится федеральный съезд ХДС, на котором Меркель должна была снова выдвинуть свою кандидатуру на пост партийного руководителя. Однако канцлер решила этого не делать.

4

Канцлер заявила, что отстранится от дискуссий о преемниках на посту главы ХДС. Однако вероятные кандидаты уже известны:

• Аннегрет Крамп-Карренбауэр, генеральный секретарь ХДС, намерена выдвинуть свою кандидатуру на пост председателя партии. Она считается близким соратником Меркель и будет очевидным фаворитом в гонке за пост главы ХДС. Многие наблюдатели называют ее «кронпринцессой» канцлера, намекая на возможность дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Она была избрана генсеком в феврале текущего года, причем ее выдвинула сама Меркель.

• Йенс Шпан, министр здравоохранения и главный оппонент Меркель, заявил о намерении выставить свою кандидатуру на пост председателя консерваторов. Шпан — представитель консервативного крыла партии, он одним из первых подверг критике Меркель на посту канцлера и потребовал кадрового обновления ХДС. Это ярый противник нынешней миграционной политики правительства ФРГ.

• Фридрих Мерц, бывший глава парламентской фракции блока ХДС/ХСС, также объявил о готовности выдвигаться на пост председателя ХДС.

5

Агентство DPA со ссылкой на источники в ХДС сообщает, что Меркель не намерена занимать должности в Евросоюзе после ухода с поста канцлера. Сама канцлер заявила, что уйдет из политики насовсем:

«Говорю для протокола — я вообще больше не буду занимать должностей в политике».

Пост немецкого канцлера

Первые упоминания о канцлерах датируются еще средневековьем. Тогда при феодальных дворах были цеха переписчиков, их глав и называли канцлерами. Официально пост «федерального канцлера» появился впервые еще в 1867 году, такое звание получал председатель правительства Северогерманского Союза, а в Германской империи был рейхсканцлер. При императоре рейхсканцлер не был наделен особыми полномочиями, не мог повлиять на законодательство, а его назначением занимался император, он же им и управлял.

Только начиная с 1918 г. канцлер стал подчиняться парламенту. Причиной для отстранения канцлера могло стать недоверие от рейхстага. Только после прихода к власти Адольфа Гитлера с национал-социалистическими партиями, было принято решение об ограничении в правах федерального президента, и расширились полномочия федерального канцлера.

С настоящего времени на пост канцлера президент самостоятельно выбирает достойного претендента и предлагает его на рассмотрение конгрессменам. Предложенного кандидата могут как одобрить, так и отклонить, объявив вотум. Должность канцлера, по сути, является более низкой в классификации государственных служащих, но его полномочия позволяют ему практически полностью самостоятельно регулировать внутреннюю, так и внешнюю политику Германии. Это, в свою очередь, говорит о более высоком статусе канцлера по отношению к президенту. Поэтому к этому выбору подходят довольно серьезно, ведь канцлер выбирается на четырехлетний срок, и от него напрямую будет зависеть будущее Германии.

Так как по факту канцлер — это глава исполнительной власти в Германии, следовательно, он наделен огромным спектром обязанностей и полномочий:

  1. Канцлер, согласно закону, наделен правом устанавливать директивы, но при этом должен отвечать за их реализацию;
  2. Он самостоятельно может определять количество министров необходимых для полноценной работы правительства, выбирать и убирать министров с занимаемой должности, а также обозначать их обязанности (хотя формально, право назначения министров остается у президента);

Обратите внимание! При широте своих полномочий, канцлер не может влиять на деятельность федеральных министров и вмешиваться в процесс принятия ими решений!

  • Канцлер самостоятельно выбирает себе заместителя, при этом вице-канцлер может быть однопартийцем канцлера;
  • Канцлеру полностью подчинены правительственный пресс-центр, Федеральная разведывательная служба;
  • Будучи главой кабинета министров, канцлер влияет на способы ведения внешней и внутренней политики Германии;
  • В случае наступления боевых действий, становится главнокомандующим боевых сил страны.

Как видим, власть федерального канцлера весьма велика, следовательно, именно он обладает решающим голосом во многих сферах деятельности государства.

Начиная с ноября 2005 года бессменным канцлером Германии стала Ангела Меркель (первая женщина канцлер), занимающая свой пост уже четвертый срок. Многие по праву считают ее успешным и прагматичным лидером, способным принимать обдуманные решения, принятые на основании реальных фактов. Однако, как заявила канцлер, это ее последний срок, она готова передать бразды правления следующим поколениям.

Опрос общественного мнения


Средняя линия тренда из 15 пунктов результатов опроса с 2 октября 2009 г. по 22 сентября 2013 г., где каждая линия соответствует политической партии.

 ХДС / ХСС

 СПД

 СвДП

 ССЫЛКА

 GRÜNE

 ПИРАТЕН

 АдГ

В Германии на протяжении всего законодательного периода регулярно проводятся опросы общественного мнения. Основные избирательные органы Германии являются Allensbach , Emnid, Форса , Forschungsgruppe Wahlen, GMS, Infratest DIMAP и INSA / YouGov . Опросы общественного мнения в августе 2013 г. показали, что ХДС / ХСС и СвДП (черно-желтая коалиция) будут чуть меньше или чуть выше абсолютного большинства, а не СДПГ и зеленые (красно-зеленая коалиция), партнеры по Шредеру 1998–2005 гг. правительство.

§ Федеральный президент, глава государства Германии; канцелярия Федерального президента

Федеральный президент ФРГ (нем. Bundespräsident) — глава государства Германии. В противоположность многим другим странам, федеральный президент не является главным политиком страны, его деятельность остается в рамках повседневной политики, а также исполнения представительных функций, как например, прием иностранных политиков или представительство страны за рубежом. Президент Германии утверждает законы, принятые Бундестагом. Федеральный президент выбирается Федеральным собранием сроком на 5 лет. Его заместителем в случае необходимости является Председатель Бундесрата. В выполнении заданий, президент пользуется поддержкой своей канцелярии, которая называется Канцелярия федерального президента (нем. Bundespräsidialamt). Канцелярия предоставляет Президенту консультации, информирует о политических событиях, занимается подготовкой его поездок и визитов и выполняет разные поручения Президента.

Президентом Германии может быть выбран гражданин страны, старше 40 лет. Он не должен заниматься другой работой или иметь другую политическую должность и активно участвовать в деятельности какой-либо политической партии.

Название на немецком Bundespräsident
Вид власти Исполнительная власть
Состав Федеральный президент; Канцелярия федерального президента
Цели и задачи
  • Представляет государство в разных ситуациях внутри страны, например: посещение мероприятий, поздравления, награждения, произнесение речей, поддержка различных организаций.
  • Представляет свое государство за рубежом, а также принимает у себя представителей других стран.
  • Предлагает Бундестагу кандидата для назначения Федеральным канцлером.
  • Назначает министров по предложению Федерального канцлера.
  • Назначает федеральных судей и других должностных лиц.
  • Подписывает все принятые Бундестагом и Бундесратом законы.
  • Дает разрешение послам из других государств находиться и работать в Германии.
Местонахождение Дворец Бельвю (Schloss Bellevue), БерлинВилла Хаммершмидта (Villa Hammerschmidt), Бонн
Веб-сайт

Справка «КП»

Ангела Меркель

Ангела Меркель впервые стала федеральным канцлером Германии в 2005 году. Тогда за нее отдали свои голоса 397 из 611 голосов депутатов Бундестага и Меркель стала первой женщиной-федеральным канцлером и одновременно самым молодым (в возрасте 51 года) главой правительства за всю историю ФРГ. Следующие разы Меркель была избрана канцлером после выборов в Бундестаг в 2009-м, 2013-м и в последний раз — в 2017 году.

Во внешней политике Ангела Меркель известна своей безоговорочной поддержкой европейских ценностей, она ориентируется на сближение с США в качестве стратегического партнера по гарантии мира и стабильности в Европе. Меркель неоднократно критиковала своего предшественника Герхарда Шрёдера за «чрезмерную» дружбу с Владимиром Путиным и заявляла о том, что займет более жесткую позицию в отношении России в случае ее избрания на пост канцлера. Но после ее прихода к власти и до аннексии Крыма и войны в Донбассе российско-германские отношения не претерпели никаких особых изменений. 

Владимир Путин

Владимир Путин в первый раз стал президентом России в 2000 году благодаря досрочному уходу с этого поста Бориса Ельцина. 31 декабря 1999 года Борис Ельцин в своем кабинете в Кремле и в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II передал свои полномочия Путину, и он стал и.о. президента России. В новогоднюю ночь все российские телеканалы транслировали новогоднее обращение Ельцина, в котором он сообщил о своей отставке и назначении Путина преемником. А после мартовских выборов в 2000 году Путин, получив более 70 процентов голосов избирателей, был избран президентом России. В марте 2004 года он был избран президентом Российской Федерации на второй срок. 

Поскольку по российским законам один человек не может больше двух сроков занимать пост президента, в 2008 на время «уступил» президентский пост своему главе администрации Дмитрию Медведеву. А после завершения его срока на этом посту в 2012 году опять был избран президентом России.

Новости по теме:
выборы президента России
Владимир Путин
Ангела Меркель

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

Обязанности и функции

  • Назначение правительства: Рейхсканцлер («рейхсканцлер») и его кабинет назначались и смещались президентом. В Рейхстаге не требовалось подтверждения голосования до того, как члены кабинета могли вступить в должность, но любой член кабинета был обязан уйти в отставку, если орган выразил ему вотум недоверия. Президент мог назначать и увольнять канцлера по своему желанию, но все остальные члены кабинета могли, за исключением случая вотума недоверия, быть назначены или уволены только по запросу канцлера.
  • Роспуск Рейхстага: Президент имел право распустить Рейхстаг в любое время, и в этом случае всеобщие выборы должны были состояться в течение шестидесяти дней. Юридически ему не разрешалось делать это более одного раза по той же причине, но на практике это ограничение не имело большого значения.
  • Обнародование закона: Президент отвечал за подписание законопроектов. По конституции президент был обязан подписывать каждый принятый закон в соответствии с правильной процедурой, но мог настоять на том, чтобы законопроект сначала был представлен избирателям на референдуме . Однако такой референдум мог отменить решение Рейхстага только в том случае, если в нем участвовало большинство имеющих право голоса.
  • Международные отношения: президент имел право представлять нацию в ее международных делах, аккредитовать и принимать послов и заключать договоры от имени государства. Однако для объявления войны, заключения мира или заключения любого договора, связанного с немецкими законами, требовалось одобрение Рейхстага.
  • Главнокомандующий: Президент руководил вооруженными силами.
  • Амнистии: Президент имел право объявлять амнистии.

Чрезвычайные полномочия

Веймарская конституция предоставила президенту широкие полномочия в случае кризиса. Статья 48 уполномочивает президента, если «общественный порядок и безопасность серьезно нарушены или поставлены под угрозу», «предпринять все необходимые шаги для восстановления правопорядка». Эти допустимые меры включали использование вооруженной силы, приостановление многих гражданских прав, гарантированных конституцией, и использование его полномочий для принуждения правительства штата к сотрудничеству, если оно не выполняет свои обязательства по конституции или федеральному закону

Что наиболее важно, президент издает указы о чрезвычайном положении ( Notverordnungen ), которые имеют ту же юридическую силу, что и законы, принятые парламентом.

Рейхстаг должен был быть немедленно проинформирован о любых мерах, принятых в соответствии со статьей 48, и имел право отменить любые такие меры. Хотя статья предназначалась для использования только в чрезвычайных обстоятельствах, она использовалась для обхода парламента в последние годы Веймарской республики.

Полномочия на практике

Веймарская конституция создала систему, в которой кабинет подотчетен как президенту, так и законодательному органу. Это означало, что у парламента была власть сделать отступление правительства без бремени создания нового. Эберт и Гинденбург (первоначально) оба пытались назначить кабинеты, пользующиеся доверием Рейхстага. Большинство правительств Веймара были кабинетами меньшинства центристских партий, терпимых социал-демократами или консерваторами.

Эберт (особенно в 1923 г.) и Гинденбург (с 1930 г.) поддерживали правительства также президентскими указами. Последние четыре кабинета республики (Брюнинг I и II, Папен, Шлейхер) даже называются «президентскими» кабинетами ( Präsidialkabinette ), потому что президентские указы все больше и больше заменяют законодательный орган Рейхстага. При Брюнинге социал-демократы по-прежнему терпели правительство, не поддерживая предложения об отмене указов, но после Папена (1932 г.) они отказались это сделать. Это заставило Гинденбурга дважды распустить парламент, чтобы «выиграть» время без функционирующего парламента.

Кто сегодня президент?

Нынешний немецкий президент Штайнмайер родился в 1956 году в семье рабочих. Он рано занялся политикой – в 1975 году вступил в СДПГ.  

С 1999 по 2005 год он работал вместе с Герхардом Шредером, затем получил должность главы дипломатического ведомства в правительстве Ангелы Меркель. Штайнмайер занимал этот пост дважды: с 2005 по 2009 год и с 2013 по 2017 год.

В 2008 году он участвовал в переговорах о дальнейшей судьбе Абхазии, а затем – в урегулировании осетино-грузинского конфликта. В 2014 году Штайнмайер выступил в качестве одного из гарантов во время политического кризиса в Киеве. Участвовал в переговорах после российской аннексии Крыма, занимался урегулированием ситуации на Донбассе. В начале 2016 года он возглавил ОБСЕ.

Штайнмайер – один из наиболее влиятельных и уважаемых немецких политиков. В 2008 году СДПГ выдвигала его на должность канцлера Германии, но проиграла выборы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector