Блокада ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение

Оборона Ленинграда – кратко о значении битвы

Когда началась Ленинградская битва, германское командование намеревалось взять город на Неве быстро и ограниченными силами. Но в итоге у них здесь получилась совершенно другая война. Ленинград стал для гитлеровцев неприступной и непокорённой крепостью, которая оттянула на себя огромное количество их войск.

Тот факт, что, несмотря на все усилия противника, Северная столица оставалась непобеждённой, имел огромное политическое и моральное значение.

Ленинградская битва стала беспримерным символом стойкости. Победа в ней была достигнута ценой неимоверных усилий, лишений, массового героизма и самопожертвования с стороны красноармейцев и гражданского населения.

Прорыв блокады

12 января после двухчасовой артподготовки советские войска в составе 67-й армии (Ленинградский фронт) и 2-й ударной армии (Волховской фронт) начали наступать и к концу дня сократили расстояние друг между другом на 3 километра с восточной и западной стороны. Несмотря на яростное вражеское сопротивление, к концу следующего дня между войсками оставался участок 5−6 км, который 14 января сократился до 2 км.

Гитлеровские войска всеми силами пытались удержаться в Рабочих посёлках № 1 и 5 и опорных пунктах на флангах прорыва, спешно переправляя свои резервные части. Часть германской группировки с северной стороны поселков несколько раз совершала безуспешные попытки прорыва через узкий участок на юг к своим основным силам.

Всего 17 дней понадобилось советским войскам для прокладки автомобильной и железной дороги. Дальнейшие попытки армии атаковать в направлении юга не удавались. Враг постоянно пополнял район Синявина свежими силами: за 11 дней он усилился пятью дивизиями и большим количеством артиллерии. Чтобы не допустить повторный выход фашистов к Ладоге, 67-я и 2-я армии заняли оборону. К моменту прорыва блокады Ленинграда в нем оставалось порядка 800 тысяч жителей. Их значительная часть на протяжении 1943 года была вывезена в тыл.

На пищевых комбинатах постепенно стала выпускаться продукция довоенного времени. Достоверным является факт, что в 1943 году Кондитерская фабрика им. Н. К. Крупской выпустила около трёх тонн конфет «Мишка на Севере».

Когда советские войска отвоевали территории возле Шлиссельбурга, враг продолжил основательно укреплять рубежи на южных окраинах Ленинграда. Немецкие линии обороны на Ораниенбаумском плацдарме протянулись до 20 километров в глубину.

«Немецкий летчик летел так низко, я видела его лицо, думаю, лишь бы по пяткам не стрелял»

«От голода в блокаду умер мой отец, Василий Степанович, ему было 49 лет, и братишка Женя, ему было 14. Я сама везла их на саночках в братскую могилу», – рассказывала Антонина Васильевна Смирнова (Куделина). Ее не стало в марте 2015 года. Воспоминаниями Антонины Васильевны с «МИР 24» поделилась ее дочь – Назаренко Галина Евгеньевна.

Фото из личного архива

Когда началась война, Антонине Васильевне было 19.

Лето 1941 года. Германия уже второй год ведет войну. Используя тактику блицкрига, молниеносной войны, войсками вермахта была оккупирована практически вся Европа. Следующей их целью был Советский Союз. Чуть больше 70 дней потребовалось германской армии, чтобы пройти Прибалтику и приблизиться ко второму по значимости городу России – Ленинграду. Гитлер был уверен, что такой огромный город не выдержит осады.

8 сентября 1941 года, когда немецкие войска захватили город Шлиссельбург и взяли под контроль исток Невы, тем самым окончательно блокировав Ленинград с суши, связь города с большой землей прервалась. Гитлер планировал не просто захватить город, но и стереть с лица земли все его население.

Фото из личного архива

Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. Эта осада стала одной из самых страшных и смертоносных в истории человечества. Каждый день на город сыпались бомбы и снаряды, а продовольствия не хватало. Но самой тяжелой была зима 1941-1942 годов. Суточную норму хлеба сократили до 125 граммов на человека.

«А в деревне Чистополь в Башкирии у моей мамы, Матвиенко Наталии Петровны, жила эвакуированная из блокадного Ленинграда тетя Люба с ребенком. Когда блокаду прорвали, тетя Люба уехала в Ленинград. Потом мои родители с тетей Любой долго поддерживали связь, они много раз ездили в Ленинград. Все наши дети и внуки помнят родных, которые воевали, защищали страну и одержали Победу над врагом. Когда мой сын с детьми сфотографировался на День Победы у памятника «Полуторка ЗИС – 5» в Симферополе, я написал ему: «На этой машине твой дед привез Победу!» – вспоминает Петр Васильевич Матвиенко.

Фото из личного архива

Почитать на «Культуре Петербурга»

«Прогулка по местам военной памяти в Петербурге» — важные исторические точки на карте блокадного Ленинграда

«С именем Дмитрия Шостаковича» — Ольга Прутт, руководитель музея «А музы не молчали…», рассказывает об экспозиции, посвящённой Дмитрию Шостаковичу. Здесь только одной Седьмой симфонии отведён целый зал!

«Фабрика жизни: Ленинградский институт переливания крови в годы блокады» от Дарьи Борисовой, младшего научного сотрудника Военно-медицинского музея

«Ко дню рождения ЦПКиО: как парк пережил Великую Отечественную войну» — о живописном Елагином острове, его достопримечательностях и судьбе в блокадные годы

«Блокадный подвиг Театра музыкальной комедии» — о театре, который работал всю (!) блокаду

«Культурная жизнь военного Ленинграда» — как музыка, театр и книги помогали жителя блокадного Ленинграда пережить войну

«Ленинградская блокада в живописи» — картины и рисунки ленинградских художников, запечатлевших жизнь осаждённого города

«Фотографы блокадного Ленинграда» — о тех, кто сохранил память о блокаде на фотоснимках

«Материалы о работе детских врачей в блокадном Ленинграде в фондах Военно-медицинского музея» — воспоминания медицинских работников о том, как в блокаду спасали и выхаживали самых маленьких ленинградцев

«Действия Краснознамённого Балтийского флота по защите Ленинграда в 1941 году» — знакомство с историческими событиями 1941 года на основе экспозиции зала № 11 Центрального военно-морского музея

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

Блокадная зима

Всего ленинградцам пришлось пережить три блокадных зимы. И хотя именно в это время лучше всего действовала ледовая дорога, и по ней могли доставлять немалое количество тонн грузов, именно зимы блокады были самым тяжёлым временем для ленинградцев. Ведь к острой проблеме недоедания добавлялся холод. Центрального отопления не было, электричества не было. Те счастливчики, которые смогли обзавестись печкой-буржуйкой, потихоньку сжигали в ней всё, что могло гореть. В некоторых случаях в ход шли даже мебель и паркет.

За первую зиму – с декабря 1941 по февраль 1942 года – в Ленинграде погибло четверть миллиона человек. Но с увеличением норм выдачи хлеба смертность стала меньше. Для того чтобы доставка грузов проходила в осаждённый город более массово и безопасно, уже зимой 1942 года стали строить ледовую железную дорогу, которая должна была проходить прямо по озеру. Однако её строительство не было завершено, так как 18 января 1943 года был совершён прорыв блокады Ленинграда, и надобность в станции Ладожское озеро отпала.

Был и ещё один путь, который называли малой дорогой жизни. Он проходил по поверхности Финского залива. По этой малой трассе передвигались в большинстве своём защитники Ленинграда. Этим путём они попадали на обороняемый «пятачок». По нему же отправляли обратно и многочисленных раненых в боях солдат.

«Дорога победы»

Битва за Ленинград кратко – основные этапы

В июле 41-го гитлеровские войска, окончательно подавив сопротивление РККА в Прибалтике, развернули мощное наступление на Ленинград. На начальной фазе операции они продвигались быстро и уверенно. Поэтому в первой половине августа ожесточённые бои завязались уже на ближних подступах к Северной столице. 

«Дорога жизни» по льду Ладоги

Приложив серьёзные усилия, во второй половине сентября 1941 года красноармейцы окончательно остановили продвижение вражеских войск, и фронт под Ленинградом надолго стабилизировался.

Не сумев справиться с задачей захвата Ленинграда, гитлеровцы вынужденно приступили к длительной осаде города. Сюда была свезена почти вся дальнобойная артиллерия Третьего Рейха, которая регулярно обстреливала взятый в кольцо окружения город на Неве.

Жизнь блокадного Ленинграда

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию — заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо — доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже «Ленинградской». Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

Голодная зима

Немцам удалось блокировать Ленинград на 79-й день войны, после захвата Шлиссельбурга. В тот же день захватчики маршировали по ленинградским пригородам. Пройти дальше им не удалось — ни первой фронтовой осенью, ни позже. Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказались более 2,8 млн человек.

Блокада_2

Противотанковые ежи, надолбы и баррикады перекрывали все въезды в город. Октябрь 1941 года

Фото: РИА Новости/Анатолий Гаранин

Трудно отрешиться от горечи при мысли о том, что тогда, первой фронтовой зимой, страна не сумела вырвать «город над вольной Невой» из тисков окружения, не сумела спасти тысячи ленинградцев, которых унес голод. В детстве, узнав в самых общих чертах о трагедии Ленинграда, я мечтал о машине времени и о волшебной палочке, чтобы помочь нашим дедам разомкнуть кольцо блокады и доставить в город продовольствие… Но «переиграть» историю невозможно.

Ошибки первых недель войны обходились дорого. Для Ленинграда — особенно. Город оказался не готов к осаде. Острая нехватка продовольствия и топлива ощущалась уже в начале осени. При этом городским властям не удалось провести масштабную эвакуацию — даже детей, инвалидов и стариков.

Блокада_3

Установка аэростата воздушного заграждения на Невском проспекте в дни блокады

Фото: РИА Новости/Борис Кудояров

С 20 ноября по 25 декабря 1941 года ленинградцы получали самую низкую норму хлеба за все время блокады — 250 г по рабочей карточке (это примерно треть жителей города) и 125 г служащим, иждивенцам и детям… Работавшие в горячих цехах получали 375 г. И это был хлеб с овсяной шелухой, целлюлозой и обойной пылью. С 25 декабря нормы стали возрастать: помогала Дорога жизни. Но в рано ударившие холода еще труднее было найти дополнительное пропитание… Каждый ленинградец жил на волосок от голодной смерти.

Самые черные дни Ленинграда — это ранняя зима 1941–1942-го, первая блокадная зима. В городе не работала система отопления, не было горячей воды. Не хватало топлива — и поэтому стоял транспорт. В январе 1942 года в городе умерло 107 477 человек, в том числе 5636 детей в возрасте до одного года. Среди них — и погибшие при бомбежках, и жертвы болезней, но 9 из 10 унёс голод.

Передают атмосферу тех черных месяцев стихи Анны Ахматовой:

Блокада_5

Мирное население на строительстве оборонительных сооружений

Фото: РИА Новости/Григорий Чертов

22 ноября началось движение «полуторок» по специально проложенной через Ладожское озеро ледовой дороге. Страна не могла прорвать окружение в первую блокадную зиму, но военным, морякам, ленинградцам удалось в условиях блокады провести по Дороге жизни, по дну Ладожского озера три магистрали: телефонный кабель, трубопровод и линии электропередач. Блокадный город получил связь с Большой землей, получил топливо и электричество. Без этих подводных артерий город ждала верная гибель.

В записках академика Дмитрия Лихачева есть, на первый взгляд, парадоксальная мысль: «Только умирающий от голода живет настоящей жизнью, может совершить величайшую подлость и величайшее самопожертвование». И то, и другое — и самопожертвование, и подлость — он видел в дни блокады. Но победило все-таки самопожертвование. Голод расчеловечивает, корежит психику. Но ленинградцам и в этих тисках удалось сохранить человеческий облик.

«У отчима ноги так опухли, что не влезали в резиновые сапоги. А однажды от голода он съел крысу»

Точное количество жертв блокады Ленинграда неизвестно до сих пор. По разным оценкам, в годы блокады в осажденном Ленинграде погибли от 600 тысяч до полутора миллиона человек. Под постоянными обстрелами и бомбежками люди работали на заводах, копали противотанковые рвы и окопы. Все знали, что другого выхода нет: гитлеровцы планировали город сровнять с землей, а все население полностью уничтожить.

В осажденном городе культурная жизнь ни на день не останавливалась. Исполнение Симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича и трансляция произведения по громкоговорителям и радио потрясла и вдохновила жителей блокадного Ленинграда и одновременно привела в замешательство немцев. Как говорил скрипач и дирижер Давид Ойстрах, во время войны эта симфония действительно звучала как «пророческое утверждение победы над фашизмом».

Голодный ад в осажденном Ленинграде длился три года, но город старался жить нормальной жизнью. Дети ходили в школу. Учеба проходила в подвалах и бомбоубежищах, а каждый урок длился не больше 15 минут. Больше ни ученики, ни учителя выдержать не могли.

Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня. Из них бомбежки и артобстрелы шли 611 дней. На Ленинград было сброшено 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов, тысячи фугасных и зажигательных бомб. 27 января 1944 года в результате мощного наступления советской армии немецкие войска были окончательно отброшены от Ленинграда. Блокада завершилась. Город полностью освободился от врага. Этот день стал ленинградским Днем Победы.

Большая часть жителей Ленинграда, не переживших блокаду, покоятся на Пискаревском кладбище. Его заложили в 1939 году, тогда никто и подумать не мог, что этому кладбищу суждено войти в историю. У восточной границы кладбища раскинута Аллея памяти. В память о защитниках города на ней установлены мемориальные плиты от городов и регионов России и других стран, чьи граждане защищали осажденный Ленинград.

«После вражеского обстрела только детские панамочки плавали по воде»

Только за первую и самую страшную зиму блокады Ленинграда по Дороге жизни эвакуировали 550 тысяч человек, переправили в Ленинград 361 тысячу тонн продуктов и медикаментов. Последний груз доставили 24 апреля 1942 года – 60 тонн репчатого лука.

Последних эвакуировали ремесленников. «Ремесленники (учащиеся ремесленных училищ Ленинграда) были в черной форме, они почти все не доезжали до нашей станции, и была просто гора мальчиков в черных шинелях. Моя бабушка жила чуть-чуть в лесочек, в стороне, то есть дом ее был за сараями жилых домов. И за этими сараями также лежали покойники. У бабушки жили моряки с Ладожского озера. И надо сказать, все нами воспринималось, как должное, они даже шутили между собой: «Смотри, смотри, вон там покойники, тебе одна машет». Когда я ходила к бабушке по железной дороге, то там долго лежала женщина с младенцем на руках в розовой пеленочке. Увозили покойников на поле, туда, где три кучи, а одиночки лежали и никто их не увозил», – вспоминает блокадница Галина Леопольдовна.

«Смертное время» – так, по свидетельству писателя Виталия Бианки, называли ленинградцы зиму 1941-1942 годов. Голод, морозы до -35, болезни. Застывшие на рельсах трамваи, которые были единственным видом городского транспорта в блокадном Ленинграде, стали символом того, что жизнь будто остановилась. За все время блокады города ленинградские трамваи останавливались лишь однажды – с 8 декабря 1941 года до 15 апреля 1942 года. Но на самом деле, город жил.

Фото из личного архива

Дорога жизни в блокадном Ленинграде зимой

16.11.1941 г. первый караван «полуторок» ГА3-AA поехал по неокрепшему льду озера. Шоферы открыли двери и стояли на подножках – чтобы успеть спрыгнуть в случае проваливания машины под лёд. Доехать до города так и не удалось: пришлось выгрузить мешки с мукой на полпути и вернуться обратно. Пока лёд не окрепнет, пустили запряженные лошадьми санные обозы.

С 22 ноября появилась возможность регулярно направлять Дорогой жизни и грузовые автомашины. Трасса пролегла всего лишь в пятнадцати километрах от гитлеровских позиций, поэтому авианалёты и артобстрелы случались регулярно. Они оставляли полыньи, затягивало льдом и заметало снегом, и иногда машины в них проваливалась.

Дорога жизни, карта блокадного Ленинграда

Другой напастью были сильные ладожские ветры. Когда поднималась метель, трассу быстро заметало, и в условиях плохой видимости можно было легко потерять ориентировку.

Самые большие потери были в первые месяцы использования ледовой трассы. Потом уже был накоплен ценный практический опыт; дорогу стали обслуживать тысячи человек; было проложено сразу несколько трасс, отработана защита караванов, и потери уменьшились.

Кратко о блокаде Ленинграда

Город-герой Ленинград долгих 872 дня находился в условиях блокады. Период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года остался в памяти, как самый трудный период в истории Великой Отечественной Войны. Войска фашистских оккупантов преследовали цель завладеть городом для полнейшего его уничтожения.

На протяжении 1941-1942 годов предпринимались неоднократные попытки прорвать блокаду, но успеха получилось достигнуть только в январе 1943-го. Уже в феврале того же года в него удалось отправить составы с продовольствием и боеприпасами.

Ленинградско-Новгородская операция 1944-го года увенчалась успехом и позволила полностью снять блокаду. Планы фашистского командования по уничтожению Ленинграда потерпели полнейший крах. Ожидаемой капитуляции не последовало, а проявленный героизм ленинградцев стал символизировать мужество и стойкость советского народа, непоколебимого даже в ужасных условиях блокады.

Период осады Ленинграда можно охарактеризовать, как один из самых трагичных моментов за всю историю Великой Отечественной Войны. Советские войска проявляли величайший героизм и ценой неимоверных усилий сдерживали вражеские силы на подступах к городу, но 20 августа 1941 противнику удалось занять город, перекрыв железнодорожное сообщение со столицей. Вопреки планам руководства фашистских захватчиков, им не удалось молниеносно захватить Ленинград, однако подступить вплотную к городу они смогли.

Последнее железнодорожное сообщение со страной было прервано 30 августа с прорывом вражеских сил на станции Мга. 8 сентября 1941, с захватом города Шлиссельбург, сообщение с городом со стороны суши перестало быть возможным. Остался лишь вариант воздушного сообщения и по Ладожскому озеру. Ленинград был отрезан от страны и вынужден был существовать в тяжелейших блокадных условиях. Ситуация ухудшалась суровой зимой. Температура снижалась до рекордно низких цифр, усугубляя положение осажденных и увеличивая количество смертей.

Дорога жизни

Запасы продовольствия, топлива и боеприпасов, находившееся в городе на момент начала блокады, были недостаточными и не могли удовлетворить потребности города в период длительной осады. Единственное сообщение со страной, осуществляемое авиацией и путь через Ладожское озеро обеспечивали потребности города не в полной мере.

Была установлена норма хлеба – 200 грамм рабочим, 125 – иждивенцам и детям. Этого катастрофически не хватало. Смертность от голода набирала обороты с ужасающей быстротой. По данным Нюрнбергского процесса за время блокады погибло более, чем 630 тысяч жителей. По данным другого источника приводятся ошеломляющие цифры в 1,5 миллиона ленинградцев. Всего 3% смертей были следствием обстрелов, причина остальных 97% голод и лишения.

Имели место ужасные случаи людоедства, причем голод мог толкать людей даже на преднамеренные убийства. 22 ноября 1941 года считают днем когда запустили легендарную “Дорогу жизни”. Первая колонна грузовиков, состоящая из 60 автомобилей, покинула город, пересекла Ладогу, а затем вернулась в Ленинград уже груженая хлебом. Двигаясь по льду, рискуя провалиться под воду, грузовики везли муку и прочие продукты, давая надежду на выживание огромному количеству жителей осадного города.

Водители стремились сделать больше рейсов, проявляя мужество и героизм во спасение соотечественников. По дороге также проводилась эвакуация жителей, и перебрасывались войска. Просуществовав 152 дня, дорога растаяла, а вновь была создана лишь в декабре следующего года.

Герои у станка

Являясь одним из крупнейших промышленных центров Советского Союза в довоенное время, Ленинград не остановил работу предприятий и во время блокады. Многие заводы были эвакуированы, но все же производственный процесс продолжался, пусть и в меньших объемах. Голодные и истощенные ленинградцы демонстрировали пример мужества и героизма во благо Родины.

У станков стояли даже дети. Было выпущено сотни танков, тысячи полковых и противотанковых орудий, более 10 тысяч минометов, сотни бронемашин, десятки бронепоездов, миллионы различных снарядов и многое другое. Это была высшая степень патриотизма и самоотдачи. Подвиг ленинградцев увековечен в истории и сердцах новых поколений.

27 января 1944 года — День полного снятия блокады. Приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 1 мая 1945 года Ленинград был удостоен чести носить гордое звание город-герой за проявленное жителями города мужество во время блокады.

Цифры и факты в конструировании памяти

600 тысяч, 800 тысяч, полтора миллиона погибших среди гражданского населения осажденного Ленинграда в ходе обстрелов, бомбежек и голода 1941–1944 годов — так менялась официальная статистика блокадной смертности в СССР в течение послевоенных лет. Для города, население которого к моменту вступления СССР во Вторую мировую войну составляло около 3 миллиона жителей, — это огромная цифра, поражающая воображение даже тех, кто ничего не знает о блокаде. Но вот о чем она говорит? Кто помогает читателю исторических монографий понять значение этих цифр? Каким смыслом наделяется знание о количестве погибших в советской исторической науке и какую роль в этом играл соцреализм?

Сами по себе числительные показатели не являются абсолютными величинами, способными беспристрастно показывать прошлое как оно есть. Они часть интерпретации и подлежат рассмотрению в контексте формирования памяти. Такой подход дает возможность взглянуть на цифры и факты не с точки зрения проверки их на достоверность, но как на способ конструирования реальности и создания тех или иных версий прошлых событий,где языком документов и чисел говорят создатели этих исторических репрезентаций. При таком подходе в центре внимания исследователя будет находиться не число погибших, а то, какое этому числу придают значение авторы и в каком контексте оно фигурирует в историческом сочинении.

Одним из первых, обративших внимание на идеологический потенциал вопроса о количестве погибших в годы Ленинградской блокады, был историк Андрей Дзенискевич. В своей работе «Блокада и политика» он выделил наиболее дискуссионные и подверженные, на его взгляд, политической конъюнктуре темы, среди которых особенно выделил тему жертв блокады

«Огромность жертв, невероятные страдания мирного населения, отсутствие точных данных о числе погибших от голода, секретность в течение длительного времени многих документов, недостаточная исследованность темы — создают условия для демагогии и тенденциозных построений», — писал он во введении к своей книге. Историка волновало то, что в условиях перестройки страны переосмысление вопроса о жертвах блокады может поставить под сомнение самые основы понимания этого события, что, на его взгляд, было бы кощунственным по отношению к советской истории и советскому народу.

*

Акт Ленинградской городской комиссии о преднамеренном истреблении немецко-фашистскими варварами мирных жителей Ленинграда и ущербе, нанесенном хозяйству и культурно-историческим памятникам за период войны и блокады. М.: Госполитиздат, 1945. Прим. автора

Впервые число погибших в блокаду было публично озвучено на Нюрнбергском процессе в качестве обвинения фашистского руководства в злодеяниях и затем опубликовано в 1952 году в материалах процесса. В них, в частности, указывалось: в блокаду в Ленинграде от обстрелов и бомбежек погибло 16 747 человек, ранено — 33 782, а погибло от голода 632 253 человека. Эти данные были установлены в результате работы комиссии, руководимой секретарем Ленинградского городского комитета партии А.А. Кузнецовым еще в 1943 году. На основе материалов этой комиссии в 1945 году был подготовлен «Доклад в Чрезвычайную государственную комиссию об итогах расследования злодеяний и учета ущерба, причиненного Ленинграду в годы войны и блокады» и опубликован акт*, отражающий результаты работы. Долгое время, почти до 1980-х годов, именно это число погибших в блокаду мирных жителей официально признавалось властями наиболее достоверным. Посмотрим, в каком контексте эти цифры упоминались в советской литературе? Как они были встроены в исторические нарративы?

Воздушная тревога. Ленинградцы бегут по улицам города в первые дни войны. 24 июня 1941 года

Помощь фронту

Будучи в блокаде, Ленинград не просто выживал, но усиленно трудился, помогая фронту. Рабочие коллективы реализовывали производственные задачи в очень непростых условиях. Как бы ни было тяжело, город понимал, что предприятия оборонного значения ни в коем случае не должны останавливаться.

В Северной столице выпускали около 150 видов оружия, боеприпасы, средства связи и различные наименования инженерного имущества. Производимые артиллерийские системы помимо Балтийского направлялись на Северный и Черноморский флоты. В конце 1943 года в «Правде» было отмечено, что город, вопреки своему сложному положению, остается одним из основных поставщиков вооружения и боеприпасов на фронт. При этом нельзя не упомянуть детский вклад в оборону. Сколько была блокада Ленинграда, столько дети трудились вместе со всеми, собирая металлолом для изготовления боеприпасов и пустые емкости для расфасовки горючей смеси.

Однако ленинградцы не только производили военную технику. Сотни тысяч людей, невзирая на голод, направлялись на городские окраины, чтобы поднимать оборонительные сооружения. Город Ленина все больше представлял собой единый укрепленный район: более 4 тыс. дотов и дзотов, 22 тыс. огневых точек в зданиях, свыше 35 км протяженность баррикад и противотанковых заграждений. Для противодействия вражеской артиллерии в 1942 году был проведен комплекс соответствующих мероприятий по контрбатарейной борьбе и упрочению позиций. В отрядах противовоздушной обороны города были задействованы 300 тыс. человек, которые бдительно несли вахту на крышах жилых зданий, предприятиях, во дворах домов.

Город на Неве стал примером мужества для всего государства. Советский народ понимал: если держится Ленинград, значит, смогут выдержать все.

Полное снятие блокады Ленинграда. Подвиг 42-ой армии

Во второй половине января 1944 года Ленинградский фронт нанёс сокрушительный удар по немецкой 18-й армии, отбросив противника от Ленинграда и полностью сняв с города блокаду.

42-я армия родилась в борьбе за Ленинград летом 1941 года. В сентябре 1941 года она невероятными усилиями смогла удержать Пулковские высоты и тем самым дала Ленинграду шанс на спасение. Теперь, после долгого перерыва, армия должна была сама ударить по немцам. Она играла важную роль в готовящейся наступательной операции.

Довольно неожиданно, за месяц до начала планировавшегося наступления, была произведена замена командующего армией. Возглавить формирование вместо генерала Ивана Федоровича Николаева должен был Иван Иванович Масленников, сначала воевавший на Калининском фронте, а затем и на южном участке советско-германского фронта.

Перед 42-й армией немцы имели три пехотные дивизии в составе L (50-го) армейского корпуса. Это были 126-я пехотная дивизия, уже давно действовавшая в составе группы армий «Север», а также 170-я и 215-я пехотные дивизии. Наличие самоходных истребителей танков и мощной артиллерии делало немецкую оборону крепким орешком.

Ключевую роль в наступлении 42-й армии играл 30-й гвардейский стрелковый корпус Николая Павловича Симоняка. В его состав входили три гвардейские стрелковые дивизии: 45-я, 63-я и 64-я. Именно этому корпусу 15 января удалось сломить немецкую оборону.

По итогам операции на её участников пролился настоящий дождь из наград, ведь Ленинградский фронт смог добиться долгожданной победы после борьбы с очень сильным врагом. Дивизии 30-го гвардейского стрелкового корпуса получили почётное наименование Красносельских. Красносельским стал и 31-й гвардейский танковый полк прорыва. Именно действия его танков поставили немцев в критическое положение.

ДОКУМЕНТЫ:

I. Нацистские планы относительно будущего Ленинграда

1. Уже на третий день войны против Советского Союза Германия информировала руководство Финляндии о своих планах уничтожить Ленинград. Г. Геринг заявил финскому посланнику в Берлине, что финны получат «также Петербург, который, все-таки, как и Москву, лучше уничтожить».

2. Согласно записи, сделанной М. Борманом на совещании 16 июля 1941 г. «На область вокруг Ленинграда претендуют финны, фюрер хотел бы Ленинград сровнять с землей, а затем передать финнам».

3. 22 сентября 1941 г. в директиве Гитлера говорилось: «Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».

4. Директива германского военно-морского штаба 29 сентября 1941 г.: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого населенного пункта. Финляндия также заявила о своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города непосредственно у новой границы».

5. Еще 11 сентября 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти заявил германскому посланнику в Хельсинки: «Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город».

6. Из показаний А. Йодля на Нюрнбергском процессе: Во время осады Ленинграда фельдмаршал фон Лееб, командующий группой армий «Север», сообщил ОКВ, что потоки гражданских беженцев из Ленинграда ищут убежища в германских окопах и что у него нет возможности их кормить и заботиться о них. Фюрер тотчас отдал приказ (от 7 октября 1941 года) не принимать беженцев и выталкивать их обратно на неприятельскую территорию

II. Миф о «жировавшем» руководстве Ленинграда

В СМИ проходила информация, что в блокадном Ленинграде А.А. Жданов якобы объедался деликатесами, в роли которых фигурируют обычно персики или пирожные буше. муссируется и вопрос о фотографии с «ромовыми бабами», выпекавшимся в блокадном городе в декабре 1941 г. Приводятся также дневники бывших партийных работников Ленинграда, в которых говориться о том, что партийные работники жили почти как в раю.

На самом деле: снимок с «ромовыми бабами» сделан журналистом А.Михайловым. Он был известным фотокорреспондентом ТАСС. Очевидно, что Михайлов, действительно, получил официальный заказ с целью успокоить советских людей, проживающих на Большой земле. В этом же контексте следует рассматривать появление в советской прессе в 1942 году информации о Государственной премии директору московского завода шампанских вин А.М. Фролову-Багрееву, как разработчику технологии массового производства игристых вин «Советского шампанского»; проведении состязаний лыжников и футбольных соревнований в блокадном городе и т.д. Подобные статьи, репортажи, фотографии имели одно главное предназначение – показать населению, что не все так плохо, что даже в жесточайших условиях блокады или осады мы может делать и кондитерские изделия и шампанские вина! Мы будем праздновать победу с нашим шампанским, проводить соревнования! Мы держимся и победим!

↑ Жизнь и смерть в блокадном Ленинграде

Трагические последствия блокады обрушились на жителей города внезапно и быстро. Обесценились деньги, поэтому их наличие не спасло жителей от ужасного голода. Обесценилось и золото, потому что обменять ювелирные украшения на продовольствие не было никакой возможности у рядовых граждан.

Эвакуация ленинградцев началась сразу же после блокады, в 1941-ом, но только год спустя появилась реальная возможность вывозить из города чуть больше людей. В первую очередь эвакуировали женщин и детей, благодаря, так называемой, Дороге Жизни через Ладожское озеро. Это был единственный путь, который соединял Ленинград с землей.

Зимой через озеро по льду шли грузовики с провизией, летом – баржи. Не весь транспорт достигал цели, так как «Дорога Жизни» постоянно подвергалась артиллерийским обстрелам фашистский войск. В булочные выстраивались огромные километровые очереди за ежедневным пайком хлеба. Многие люди умирали от голода прямо на улицах, а у ленинградцев не было сил, чтобы убрать тела.

Но, при этом, в городе продолжало работать радио, по которому жители узнавали последние новости с фронта. Это радио было пульсом жизни блокадного, умирающего от голода и холода города. Известный композитор Дмитрий Шостакович во время блокады начал работать над своей симфонией «Ленинградская», которую завершил уже в эвакуации. Люди в Ленинграде продолжали и мыслить, и творить, а, значит, они продолжали жить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector