Сколько дней длилась блокада ленинграда?

Кратко о блокаде Ленинграда

Город-герой Ленинград долгих 872 дня находился в условиях блокады. Период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года остался в памяти, как самый трудный период в истории Великой Отечественной Войны. Войска фашистских оккупантов преследовали цель завладеть городом для полнейшего его уничтожения.

На протяжении 1941-1942 годов предпринимались неоднократные попытки прорвать блокаду, но успеха получилось достигнуть только в январе 1943-го. Уже в феврале того же года в него удалось отправить составы с продовольствием и боеприпасами.

Ленинградско-Новгородская операция 1944-го года увенчалась успехом и позволила полностью снять блокаду. Планы фашистского командования по уничтожению Ленинграда потерпели полнейший крах. Ожидаемой капитуляции не последовало, а проявленный героизм ленинградцев стал символизировать мужество и стойкость советского народа, непоколебимого даже в ужасных условиях блокады.

Период осады Ленинграда можно охарактеризовать, как один из самых трагичных моментов за всю историю Великой Отечественной Войны. Советские войска проявляли величайший героизм и ценой неимоверных усилий сдерживали вражеские силы на подступах к городу, но 20 августа 1941 противнику удалось занять город, перекрыв железнодорожное сообщение со столицей. Вопреки планам руководства фашистских захватчиков, им не удалось молниеносно захватить Ленинград, однако подступить вплотную к городу они смогли.

Последнее железнодорожное сообщение со страной было прервано 30 августа с прорывом вражеских сил на станции Мга. 8 сентября 1941, с захватом города Шлиссельбург, сообщение с городом со стороны суши перестало быть возможным. Остался лишь вариант воздушного сообщения и по Ладожскому озеру. Ленинград был отрезан от страны и вынужден был существовать в тяжелейших блокадных условиях. Ситуация ухудшалась суровой зимой. Температура снижалась до рекордно низких цифр, усугубляя положение осажденных и увеличивая количество смертей.

Дорога жизни

Запасы продовольствия, топлива и боеприпасов, находившееся в городе на момент начала блокады, были недостаточными и не могли удовлетворить потребности города в период длительной осады. Единственное сообщение со страной, осуществляемое авиацией и путь через Ладожское озеро обеспечивали потребности города не в полной мере.

Была установлена норма хлеба – 200 грамм рабочим, 125 – иждивенцам и детям. Этого катастрофически не хватало. Смертность от голода набирала обороты с ужасающей быстротой. По данным Нюрнбергского процесса за время блокады погибло более, чем 630 тысяч жителей. По данным другого источника приводятся ошеломляющие цифры в 1,5 миллиона ленинградцев. Всего 3% смертей были следствием обстрелов, причина остальных 97% голод и лишения.

Имели место ужасные случаи людоедства, причем голод мог толкать людей даже на преднамеренные убийства. 22 ноября 1941 года считают днем когда запустили легендарную “Дорогу жизни”. Первая колонна грузовиков, состоящая из 60 автомобилей, покинула город, пересекла Ладогу, а затем вернулась в Ленинград уже груженая хлебом. Двигаясь по льду, рискуя провалиться под воду, грузовики везли муку и прочие продукты, давая надежду на выживание огромному количеству жителей осадного города.

Водители стремились сделать больше рейсов, проявляя мужество и героизм во спасение соотечественников. По дороге также проводилась эвакуация жителей, и перебрасывались войска. Просуществовав 152 дня, дорога растаяла, а вновь была создана лишь в декабре следующего года.

Герои у станка

Являясь одним из крупнейших промышленных центров Советского Союза в довоенное время, Ленинград не остановил работу предприятий и во время блокады. Многие заводы были эвакуированы, но все же производственный процесс продолжался, пусть и в меньших объемах. Голодные и истощенные ленинградцы демонстрировали пример мужества и героизма во благо Родины.

У станков стояли даже дети. Было выпущено сотни танков, тысячи полковых и противотанковых орудий, более 10 тысяч минометов, сотни бронемашин, десятки бронепоездов, миллионы различных снарядов и многое другое. Это была высшая степень патриотизма и самоотдачи. Подвиг ленинградцев увековечен в истории и сердцах новых поколений.

27 января 1944 года — День полного снятия блокады. Приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 1 мая 1945 года Ленинград был удостоен чести носить гордое звание город-герой за проявленное жителями города мужество во время блокады.

«Последними умирали дети»

— Как скоро в городе не осталось животных?

— У нас кошка была, которую вся коммунальная квартира очень любила, но она не могла есть тот хлеб, который мы ели. Ведь он был не всамделишный, намешано туда было что-то еще. Так что она умерла первой. А дальше начали увеличивать нормы хлеба немножко. Иждивенцам давали 125 г — это то, что мы получали. Но всё равно народ от голода умирал. Тут и желудочные болезни начались, и цинга — всё это было.

— Кого в первую очередь выкашивал голод?

— Я понял во время голодовки вот что: самые невыносливые — мужчины, они умирали в первую очередь. Конечно, пожилые люди тоже, но даже из среднего возраста, молодежи первыми умирали мужчины. Когда кончилась блокада, в Ленинграде мужчин почти не было. И даже после войны, как мне вспоминается, я в Ленинград вернулся потом, мужчину, которому было 42–43 года, за глаза называли стариком. Последними умирали дети, потому что матери старались всё, что у них было, отдать им.

— Когда я читаю рассказы блокадников, натыкаюсь на способы уверить себя, что ты не голодный, отвлечься от этого. Был у вас такой способ?

— Все-таки не думать, к сожалению, сколько ни отвлекайся, было невозможно. Когда вокруг тебя все умирают и ты в таком состоянии, что думаешь: может быть, ночью или утром умрешь. Отвлечься от этой мысли почти невозможно. Люди писали такое, но на самом деле особенно этого не было.

«Ушли, просто чтобы замерзнуть и умереть»

— Как для вас началась война?

— Я о войне узнал не в Москве, а в далеком Подмосковье, был там с геодезической бригадой. О том, что началась война, нам рассказали только вечером, когда мы пришли с поля. Помню, сидел на станции Кириши под Ленинградом и ждал, пока какая-нибудь команда красноармейцев пустит меня в поезд. Наконец меня взяли, и я приехал в Ленинград. Это было где-то 27–28 июня. По пути встретил своих одноклассников, которых в это время отправляли в эвакуацию. Они увидели меня с вещами и подумали, что я тоже с ними иду, но я, естественно, побежал домой. Ну а дальше…

— Блокада…

— Самыми страшными были первые месяцы — это до февраля – начала марта 1942 года. Мне шел 13-й год. У моей семьи был опыт волжской голодовки, ведь на Волге в 1921 году был страшный голод. Мои родные жили тогда под Самарой, они всё это знали. Оба моих деда и одна бабушка умерли в 1921 году, за восемь лет до моего рождения. Поэтому моя мама, наученная этим горьким опытом, запаслась немножко крупой. Нас это на какое-то время поддержало. Помню, люди где-то до середины сентября еще встречались друг с другом, потом стало настолько плохо, что общаться уже сил не было.

Сейчас каждый год 9 мая обязательно показывают парад 7 ноября 1941 года, но никогда не рассказывают, что говорил Сталин к этому параду. Я жил в коммунальной квартире, моими соседями были Набоковы из той самой семьи, и мы все вместе слушали его речь. Он тогда сказал: «Германия уже истекает кровью, Германия потеряла 4,5 млн солдат», что война продолжится месяц, три месяца, может быть, годик. Вся коммунальная квартира это обсуждала, и, как вы понимаете, никто этому делу не верил. Но на людей, которые не поверят ему, он нашел управу в той же самой речи. Он сказал примерно так: «Война не так страшна, как думают некоторые перепуганные интеллигентики». Значит, если ты не поверил этому, то ты перепуганный интеллигентик… Через некоторое время, неделю-полторы, в городе стало всё намного хуже. До этого еще люди не умирали от голода, а тут уже это всё началось.

— У вас была большая семья?

— Четыре человека. Из них двое — мой дед со стороны отчима и его жена — покончили с собой. Им было за 70 лет, люди такого возраста уже не выдерживали, и они, это было в декабре, вышли из дома. Нам сказали, что, кажется, ходят машины и подбирают умирающих. Никаких таких машин я не видел. Я думаю, они ушли, просто чтобы замерзнуть и умереть. Остались мы с мамой.

Ну а дальше было всё хуже и хуже до февраля. Тогда не было ни воды, ни телефона, а, самое главное, не было хлеба. За хлебом мы стояли. Иногда бывало, что его не привозили вовремя, и поэтому приходилось стоять до вечера или до следующего дня. Говорят о том, что было людоедство, я с ним не сталкивался, но однажды видел в соседнем подъезде человеческие ноги — кости, с которых было уже обрезано мясо.

Ленинградский фронт

Значительная часть вооруженных сил Ленинградского фронта была оттянута на противостояние финским войскам, которые начали сухопутное наступление на Карельском перешейке еще 29 июня.

В первые дни сентября финский маршал Маннергейм провел успешную военную операцию в северной части Ладожского озера, которая парализовала функционирование Кировской железной дороги и Беломорканала. С этого момента были перекрыты основные маршруты, по которым в Ленинград доставлялось продовольствие и грузы оборонного назначения. 4 сентября город на Неве впервые испытал на себе артиллерийский обстрел, который вели фашисты, закрепившиеся в Тосно.

6 сентября 1941 года Гитлер издает приказ, согласно которому основные танковые силы должны быть переброшены на московское направление. Оставшиеся сухопутные войска все плотнее стягивали кольцо блокады. На некоторых участках радиус кольца (расстояние от центра города до линии фронта) не превышало 15 км. Перекрытие всех возможных транспортных артерий, обрекало население на верную смерть. Захват группой «Север» Шлиссельбурга, состоявшийся 8 сентября 1941 года, ознаменовал собой начало изнурительной блокады, продлившейся в общей сложности 872 дня.

Ледовая железная дорога

Успешные перевозки по Ладоге зимой 1941-1942 годов позволили запланировать строительство не только автомобильной, но и ледовой железной дороги второй блокадной зимой.

Оригиналы фотографий находятся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Идея состояла в том, чтобы возвести очень длинный железнодорожный мост, который позволил бы не только перевозить гораздо больше грузов в блокадный город, но и делать это в любую погоду и при любой толщине льда. Дорога должна была соединить станцию Кобона на восточной стороне Ладоги со станцией Ладожское озеро на западном. Одновременно строилось два пути – узкоколейной и обычной ширины. За 20 дней предполагалось построить 24 километра. К 6 декабря 1942 года в этом строительстве участвовало 5 350 человек.

Оригиналы фотографий находятся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Но вмешалась погода. Осень и начало зимы были теплыми, озеро штормило. Под непрерывными бомбежками приготовленные для забивки в лед сваи раскидывало и уносило в озеро. 7 декабря начали забивку первой партии свай. Отрывались льдины, гибли люди. Большую часть работников составляли женщины и девушки 16-18 лет. В обледенелых ватниках, с задубевшими руками: «Мы жили в палатках и в землянках. Работали круглосуточно. Самое тяжелое было – продолбить во льду лунки под сваи. Мы сами часто ко льду примерзали. Так, что если надо было подвинуться по ходу лунки – то иногда валенки там оставляли. Главный инструмент был один – лом», – вспоминала одна из них.

Оригиналы фотографий находятся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

К середине января 1943 года было забито 23 тысячи свай, проложено 15 километров рельсовых путей, по которым уже ходили рабочие поезда. В третьей декаде января должно было начаться грузовое движение по дороге. Но 18 января на восточной окраине рабочего поселка №1 произошла первая встреча частей Ленинградского и Волховского фронтов. К концу дня 18 января южное побережье Ладожского озера было освобождено от противника, и через создавшийся коридор шириной 8-11 километров Ленинград получил сухопутную связь со страной. Блокада города была прорвана. По этому коридору проложили пути, снятые со льда Ладоги. Так появилась железная «Дорога Жизни». Она простреливалась врагом насквозь. Поэтому машинисты поездов называли ее «Дорогой смерти».

Заключенные облизывали пол, пытаясь добыть воду:


боль и ужасные эксперименты в концлагере Дахау

В 1941 году Ленинград не был подготовлен к длительной осаде. Два с половиной миллиона гражданского населения, дворцы, парки, музеи, театры. Но за 900 дней блокады он стал городом-крепостью. Только на «Дорогу Жизни» в отдельные смены выходило до 20 тыс. человек. За весь период действия Ладожской коммуникации, с начала блокады и до 30 марта 1943 года, когда растаяла вторая ледовая дорога, в Ленинград прибыло полтора миллиона тонн грузов. Из города эвакуировали более миллиона человек.

Помощь фронту

Будучи в блокаде, Ленинград не просто выживал, но усиленно трудился, помогая фронту. Рабочие коллективы реализовывали производственные задачи в очень непростых условиях. Как бы ни было тяжело, город понимал, что предприятия оборонного значения ни в коем случае не должны останавливаться.

В Северной столице выпускали около 150 видов оружия, боеприпасы, средства связи и различные наименования инженерного имущества. Производимые артиллерийские системы помимо Балтийского направлялись на Северный и Черноморский флоты. В конце 1943 года в «Правде» было отмечено, что город, вопреки своему сложному положению, остается одним из основных поставщиков вооружения и боеприпасов на фронт. При этом нельзя не упомянуть детский вклад в оборону. Сколько была блокада Ленинграда, столько дети трудились вместе со всеми, собирая металлолом для изготовления боеприпасов и пустые емкости для расфасовки горючей смеси.

Однако ленинградцы не только производили военную технику. Сотни тысяч людей, невзирая на голод, направлялись на городские окраины, чтобы поднимать оборонительные сооружения. Город Ленина все больше представлял собой единый укрепленный район: более 4 тыс. дотов и дзотов, 22 тыс. огневых точек в зданиях, свыше 35 км протяженность баррикад и противотанковых заграждений. Для противодействия вражеской артиллерии в 1942 году был проведен комплекс соответствующих мероприятий по контрбатарейной борьбе и упрочению позиций. В отрядах противовоздушной обороны города были задействованы 300 тыс. человек, которые бдительно несли вахту на крышах жилых зданий, предприятиях, во дворах домов.

Город на Неве стал примером мужества для всего государства. Советский народ понимал: если держится Ленинград, значит, смогут выдержать все.

Основные события блокады Ленинграда

  1. Первый массированный налет авиации. 1941 год, 8 сентября — понедельник. Казалось бы, обычный день, но его никто никогда не сможет забыть, так как это был день первого массированного авиационного налета на город с участием 30 немецких бомбардировщиков. В этот же день произошло непоправимое: сгорели Бадаевские склады с продовольствием.
  2. Захват Петродворца. 1941 год, 23 сентября войсками противника был захвачен Петродворец.
  3. Второй сильнейший налет. 27.09 1941 года произошел второй самый сильный налет на город с участием 197 немецких самолетов. Вообще только за сентябрь этого года было совершено 23 налета.
  4. Очередное снижение норм продовольствия. Год 1941, 1 октября. Третье по счету снижение продовольственных норм по карточкам: 400 грамм хлеба ИТР и рабочим; служащим, детям, иждивенцам — 200 грамм.
  5. Прекращение ладожской навигации. К середине ноября 1941 года закрылось судоходство по Ладоге, поставки продовольствия прекратились. К тому же в городе закончилось топливо, перестал ходить транспорт, обессиленные от голода и холода люди были вынуждены добираться пешком до работы.
  6. Начало функционирования «Дороги жизни». 1941 год, 22 ноября, Ладожское озеро. Этот день положил начало ледовой трассе, названной «Дорогой жизни». Функционировала она почти до конца апреля 1942 года. По ней в осажденный город доставляли необходимые грузы, эвакуировали людей (сотни тысяч человек).
  7. Оборонный воскресник. 1942 год, 6 сентября. Молодые люди, работающие на предприятиях города, вышли на воскресник. Однако вместе с ними вышли также пожилые люди, чтобы принять участие в строительстве оборонительных преград.
  8. Сбор собственного урожая. Год 1942, 30 сентября. Более 50 тысяч тонн овощей собрали ленинградцы этой осенью, так как весной жители города умудрились засеять каждый клочок земли. Ими были использованы даже откосы каналов.
  9. Первое включение электроэнергии для жилых помещений. 1942 год, 26 декабря. С этого дня началась подаваться электроэнергия в жилые помещения. Это был отличный подарок жителям Ленинграда к новому 1943 году. Ведь электроэнергии в блокадном городе не было целый год.
  10. Частичный прорыв блокады. 1943 год, 18 января. Войсками двух фронтов: Ленинградского и Волховского был взят Шлиссельбург. Также был полностью очищен от немецких захватчиков южный берег Ладожского озера, то есть была частично прорвана блокада города на Неве.
  11. Увеличение нормы выдачи хлеба. 1943 год, 23 февраля. С этого дня были чуть-чуть повышены нормы выдачи по карточкам хлеба из-за частичного прорыва блокады 18 января.
  12. Реэвакуация людей. 1943 год, 1 апреля. С этого дня началась постепенная реэвакуация жителей Ленинграда.
  13. Завершение Мгинской операции. Год 1943, 22 августа памятен завершением Мгинской операцией. Войска Ленинградского и Волховского фронтов не дали фашистам восстановить кольцевую блокаду вокруг города. Однако полностью снять с Ленинграда блокаду им все же не удалось.
  14. Возобновление работы многих заводов Ленинграда. 1943 год, 31 декабря вновь начали работать многие заводы города на Неве, которые часто подвергались жесточайшим обстрелам.
  15. Полное снятие блокады. 1944 год, 27 января. Этот январский день ознаменовался знаменательным событием – окончанием 900-дневной блокады Ленинграда, которая была самым трагичным событием за всю войну.

Дорога Жизни — пульс осаждённого города

С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни — пульс блокадного Ленинграда. Летом — водный, а зимой — ледовый путь, соединяющий Ленинград с «большой землёй» по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом — вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам — баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.

Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей «Дорога жизни».

Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады

Ансамбль А.Е.Обранта

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети — особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых — горький отзвук тех страшных дней.

Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта — особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение.

Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив.

Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям.

Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном.

Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

«У отчима ноги так опухли, что не влезали в резиновые сапоги. А однажды от голода он съел крысу»

Точное количество жертв блокады Ленинграда неизвестно до сих пор. По разным оценкам, в годы блокады в осажденном Ленинграде погибли от 600 тысяч до полутора миллиона человек. Под постоянными обстрелами и бомбежками люди работали на заводах, копали противотанковые рвы и окопы. Все знали, что другого выхода нет: гитлеровцы планировали город сровнять с землей, а все население полностью уничтожить.

В осажденном городе культурная жизнь ни на день не останавливалась. Исполнение Симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича и трансляция произведения по громкоговорителям и радио потрясла и вдохновила жителей блокадного Ленинграда и одновременно привела в замешательство немцев. Как говорил скрипач и дирижер Давид Ойстрах, во время войны эта симфония действительно звучала как «пророческое утверждение победы над фашизмом».

Голодный ад в осажденном Ленинграде длился три года, но город старался жить нормальной жизнью. Дети ходили в школу. Учеба проходила в подвалах и бомбоубежищах, а каждый урок длился не больше 15 минут. Больше ни ученики, ни учителя выдержать не могли.

Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня. Из них бомбежки и артобстрелы шли 611 дней. На Ленинград было сброшено 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов, тысячи фугасных и зажигательных бомб. 27 января 1944 года в результате мощного наступления советской армии немецкие войска были окончательно отброшены от Ленинграда. Блокада завершилась. Город полностью освободился от врага. Этот день стал ленинградским Днем Победы.

Большая часть жителей Ленинграда, не переживших блокаду, покоятся на Пискаревском кладбище. Его заложили в 1939 году, тогда никто и подумать не мог, что этому кладбищу суждено войти в историю. У восточной границы кладбища раскинута Аллея памяти. В память о защитниках города на ней установлены мемориальные плиты от городов и регионов России и других стран, чьи граждане защищали осажденный Ленинград.

События 1941 года

Несмотря на то, что в это же самое время разворачивалось масштабное наступление вермахта, вылившееся в битву за Москву, Ленинградскому фронту Ставка Верховного Главнокомандующего уделяла не меньшее внимание. Сталин передал личный приказ любой ценой воспрепятствовать захвату Ленинграда

Жуков до солдат эту мысль донёс максимально просто. Он объяснил, что семья любого, кто самовольно покинет свою позицию или поддастся панике, будет расстреляна.

Ещё до того, как кольцо вражеской блокады сомкнулось, было прервано железнодорожное сообщение Ленинграда и остальной страны. Поэтому 54-я армия получила приказ начать наступление в направлении посёлка Мги, чтобы завладеть железнодорожным участком и восстановить связь с Ленинградом. Пока армию перетягивали на это направление, немцы завладели Шлиссельбургом, замкнув этим кольцо окружения.

В связи с этим, задание 54-ой армии сразу изменили. Они должны были прорвать блокаду, пока немецкие части не успели основательно укрепиться. Действовать начали немедленно. Десятого сентября советские солдаты стали наступать на противника. Они смогли отбить несколько участков земли, но спустя всего лишь два дня мощными контрударами противника были отброшены на исходные позиции. День за днём красноармейцы возобновляли атаки. Они нападали в разное время, и пытались пробиться через разные участки фронта. Но всё было безуспешно. Прорвать вражескую блокаду не удалось. За такой провал с должности был смещён маршал Советского Союза Кулик.

Маршал Советского Союза Кулик Григорий Иванович

Тем временем Жуков, задачей которого была непосредственная оборона города от попыток неприятеля захватить Ленинград, не решался ослабить основные силы и выступить на помощь. Однако он выделил часть Невской оперативной группы для прорыва кольца. Им удалось отвоевать небольшой кусок земли, площадью всего лишь два километра. Позже его назвали Невским пятачком. Эти несколько километров стоили жизни 50 000 советских бойцов. Хотя, как и в случае со многими другими сражениями Великой Отечественной войны, эти данные оспариваются. Есть те, кто называет цифру в 260 тысяч человек. По статистике, прибывающие сюда солдаты жили от 5 минут до 52 часов. На Невский пятачок за сутки попадало 50 тысяч снарядов.

Мемориал «Невский Пятачок»

«Голубая дивизия»

В блокаде Ленинграда официально принимали участие немецкие, итальянские и финские военные. Но была и еще одна группа, которую именовали как «Голубая дивизия». Было принято считать, что эта дивизия состоит из испанских добровольцев, так как официально Испания не объявляла войну СССР.

Однако, на самом деле «Голубая дивизия», которая стала частью большого преступления против ленинградцев, состояла из кадровых военных испанской армии. Во время боев за Ленинград «Голубая дивизия» для советских военных считалась слабым звеном агрессоров. Из-за грубости собственных офицеров и скудного питания бойцы «Голубой дивизии» нередко переходили на сторону советской армии, отмечают историки.

Изменение тактики боевых действий осенью 1941 года

В начале октября немецкие войска прекратили попытки наступления. Закрепившись по периметру Ленинграда (с некоторыми пригородами) фашисты изнуряли город постоянными бомбежками с воздуха и артиллеристскими обстрелами. Самыми тяжелыми были первые дни ноября, когда за одну ночь на жилые кварталы сбрасывались несколько тысяч зажигательных бомб. В зоне особого внимания неприятеля находились продовольственные склады и промышленные предприятия.

Огнем были уничтожены десятки тонн продуктовых запасов – сахара, муки, круп. По свидетельству очевидцев, во время голода люди ели сладкую землю, в которую впитался расплавившийся в огне сахар. Вопреки расхожему мнению, уничтожение складов – далеко не основная причина последующего голода: даже при максимальной загруженности склада этих запасов в лучшем случае хватило бы максимум на неделю.

Из уничтожения крупнейших продуктовых складов городские власти извлекли серьезный урок: продовольствие стали хранить небольшими партиями. Собственно, вопрос хранения остро и не стоял, поскольку город снабжался практически с колес.

Масштаб катастрофы с продовольственным обеспечением в полной мере прояснился 12 сентября, после обработки сведений о всех имеющихся в городе запасах. Введенные до этого продуктовые карточки отоваривались в объеме, достаточном для поддержания нормальной жизнедеятельности. 15 сентября власти были вынуждены пойти на сокращение норм выдачи продуктов, полностью запретив при этом свободную продажу продовольственного сырья. Под запрет попала и коммерческая торговля по рыночным ценам, но по свидетельству очевидцев процветал «черный рынок», где в самые тяжелые дни голодающие отдавали за стакан муки горсть фамильных драгоценностей.

Явную нехватку продовольствия ленинградцы ощутили в октябре 1941, а уже в ноябре город накрыл настоящий голод. Количество смертей от истощения росло в геометрической прогрессии; на службе и на работе люди теряли последние силы. Голодные обмороки стали нормой жизни. Накануне 1942 года были отмечены первые случаи каннибализма. Поставки продовольствия практически прекратились: по воздуху невозможно было обеспечить необходимый объем, а на Ладоге ледяной покров пока не установился. По данным статистики, в период с октября по декабрь 1941 года основной причиной смерти было не истощение (несмотря на предельно низкую норму выдачи хлеба), а ранения в результате бомбардировок и артобстрела противника.

Даже в таких нечеловеческих условиях город продолжал жить, при этом функционировали не только промышленные предприятия, но и госучреждения

Особое внимание уделялось статистическим данным, на основе которых рассчитывалось количество необходимого продовольствия, а также нормы по обеспечению продуктовых карточек

По состоянию на январь 1942 года в Ленинграде жили около 2 млн 900 тыс. человек. Тяжелым демографическим фактором являлся высокий процент нетрудоспособного населения – детей и лиц пожилого возраста, по каким-либо причинам, не эвакуированным в период первой волны. Даже в самые сложные блокадные дни в Ленинграде не прекращалась деятельность санитарной службы и скорой медицинской помощи. Впоследствии, деятельность учреждений здравоохранения, в условиях военного положения, была признана лучшей в мире

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector