25 августа 1957 года первый рейс «ракеты»

Большой ракетный катер проекта 12411 «Молния»

Ракетные катера проекта 12411 «Молния» предназначены для уничтожения боевых надводных кораблей противника, транспортных и десантных средств и судов в море, пунктах базирования, морских группировок и их прикрытия, а также для прикрытия дружественных кораблей и судов от надводных и воздушных угроз.

С 1981 года ракетные катера «Молния» в модификации 12411 (12411М) стали поступать на вооружение военно-морского флота Советского Союза. Они являются развитием РК «Молния» проекта 1241. Основной разработчик — объединение «Алмаз». Всего было построено на разных судостроительных верфях более трех десятков ракетных катеров. Главным отличием является установка противокорабельного ракетного комплекса с ракетами 3М-80 «Москит», вместо ракет «Термит» (П-15).

В наше время ракетные катера серии 12411 состоят на вооружение военно-морского флота России. Совсем недавно три РК с противокорабельными ракетами «Москит» заказало для нужд своих ВМС Ливия. Ориентировочная стоимость заказа около 200 миллионов долларов.

История разработки РК проекта 12411

Боевые действия с участием ракетных кораблей вооруженных противокорабельными ракетами П-15 в 1967 году (арабо-израильский конфликт) и в 1971 году (индо-пакистанский конфликт) стали отправной точной для создания ракетного катера, несущего на борту улучшенный противоракетный комплекс с более мощной и современной противокорабельной ракетой «Москит».

Первоначально, были проведены оценки возможностей размещения противокорабельных ракет «Москит» на ракетных катерах, в частности на РК проекта 205, являющего основным носителем морской противокорабельной ракеты П-15. В итоге, РК проекта 205 не подходил по массогабаритным характеристикам, а МРК «Овод» проекта 1234 не подошел по скоростным.

Требуемая максимальная скорость нового ракетного катера с ПКР «Москит» должна была быть не менее 42-43 узлов. Как выяснилось, малые и средние ракетные катера не смогли бы взять на борт «Москиты» и обеспечить требуемую скорость. Поэтому была поставлена задача спроектировать большой ракетный корабль с установкой на борт мощной энергоустановки. В 1973 выходит Постановление, согласно которому начинается проектирование и разработка современного скоростного ракетного катера. Кроме этого, согласно ТТТ БРК, должен обладать лучшими ТТХ, современными средствами боевой самообороны, РЭБ, улучшенной обитаемостью и автономностью.

Проектирование и разработку нового БРК поручили объединению «Алмаз». Руководителем проекта назначают ГК Юхнина Е.И. Согласно реализуемой идее, катера разрабатывались как целая система больших боевых катеров. Проект 1241 становился единой основой для создания ракетных, противолодочных и сторожевых катеров. Планировалось серийно выпускать корабли для нужд не только Советского Союза, но и обеспечить потребности флотов дружественных государств. Это и различная готовность мощностей ВПК по производству комплектующих привели к появлению и созданию на базе проекта 1241 нескольких модификаций. Основному разработчику поручили выполнить постройку головных кораблей основных двух модификаций.

Первой модификацией становится ракетный корабль с установленными противокорабельными ракетами Термит «П15М» и газотурбинной двигательной установки. Данная модификация появилась вследствие отставания разработчиков ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной двигательной установки поставить изделия к назначенному сроку. Модификация получает обозначение 1241-1 и позволила начать производство корпусной конструкции и начать производство ракетных катеров заказанных зарубежными заказчиками.

Одновременно с первой модификацией велась разработка основной модификации – РК проекта 12411. Эта модификация и становится тем новым ракетным катером, что требовался ВМФ Советского Союза. Головной корабль проекта 1241-1 с «Термитом» поступил на вооружение ВМФ в 1979 году. Головной корабль проекта 12411 с противокорабельными ракетами «Москит» и новой ДГТУ поступает на вооружение ВМФ в конце 1981 года.

Перед этим были успешно проведены заводские испытания, после которых ракетный катер был отправлен на Черное море, где проводились основные испытания. В ходе испытаний корабль была проведена окончательная доводка основного оборудования и вооружения, после чего головной РК проекта 12411 успешно прошел комплекс госиспытаний. После принятия на вооружение головного ракетного катера начинается серийное производство данной модификации.

Общее описание катера «Волга»

Ранее катер «Волга» не мог быть приобретён для собственных нужд, так как аналогично автомобилю «Чайка», он мог находиться только во владении государственных организаций. Из-за дефицита таких суден сегодня катер «Волга» пользуется спросом в качестве отличного транспорта из класса ретро. Новейшими лодками являются те, что вышли в 1986 году.

Катер на крыльях «Волга» разрабатывался ССЗ «Красное Сормово» в период активного изготовления выпускался тремя заводами. Проект можно узнать по идентификатору – 343. Несколько позже было разработано аналогичную модель, которая могла использоваться для хождения по морю. В стандартной конструкции можно было выходить только на реки. Морские варианты исполнения обладают дополнительными обозначениями ME, MEM, MK.

Характеристики катера на подводных крыльях «Волга» позволили использовать судно для скоростных поездок, для транспортировки больших грузов или для прогулки. Крылья в конструкции довольно глубокие, они накладывают определённые ограничения на места использования, так как на катере «Волга» нельзя подходить к необорудованным пирсам и осуществлять прогулки по мелководью.

В основе конструкции используется алюминиевый сплав. Метод соединения конструкции – клёпка. В отношении отдельных элементов корпуса использовалась сварка. Длина судна фиксирована во всех модификациях и составляет 8,5 м. Лодка обладает относительно небольшим кокпитом, в него может поместиться 6 пассажиров благодаря наличию 3 рядов сидений, каждое вместимостью 2 человека.

Высота осадки составляет 0,85 м. На многих фото катера «Волга» можно определить, что крыльев всего 2: один ряд расположен под водительским местом, а второй – на корме.

Двигатель катера «Волга» может отличаться в стандартной модификации, так как выпуск проводился в 3 вариантах:

  • «М53Ф» – на 75 л. с.;
  • «М-652-У» – 80 л. с.;
  • «М8ЧСПУ-100» – 90 л. с.

Все перечисленные типы моторов работают на бензине по 4-тактной системе. Большинство моделей поставлялись со вторым вариантом двигателя, которого достаточно для достижения скорости на уровне 65 км/ч.

Статья:

Создание малого ракетно-артиллерийского корабля пр.1241 было обусловлено появлением в начале 70-х годов ХХ века на вооружении боевых катеров стран НАТО артиллерии среднего калибра (порядка 76 мм), ПКР малого и среднего радиуса действия (например «Exocet», «OTO-Melara», а затем и«Harpoon»), что значительно усложнило условия боевого использования кораблей пр.205 различных модификаций. Для обеспечения нанесения ударов по противнику с дистанций, превышающих дальность действия его радиотехнических средств, и было решено разработать ракетно-артиллерийский корабль нового поколения, вооруженный ПКРК «Москит», ракеты которого должны были иметь скорость и дальность полета около 2М и порядка 100 км соответственно. Корабли проекта 1241 предназначались для уничтожения боевых кораблей, транспортов и десантных средств противника, усиления ПВО групп кораблей, транспортов, ракетных и торпедных катеров от низколетящих средств воздушного нападения, прикрытия этих групп от атак легких сил противника. В соответствии с этими требованиями ЦМКБ «Алмаз» в 1971 г. представило два аванпроекта РКА с 4 ПУ ПКРК «Москит» с полным водоизмещением не более 500 т

При разработке обоих вариантов проекта особое внимание обращалось на использование многофункционального малогабаритного РЛК, способного обеспечить боевое использование всех систем оружия корабля (в частности, ПКР «Москит» — на ее максимальную дальность). Первый из предложенных РЛК – «Гравий-М» — уже прошел первые испытания, но не имел режимов УСБД и каналов приема целеуказания от системы «Успех-У»

Поэтому выбор остановили на разрабатываемом РЛК «Монолит». Впоследствии, для обеспечения требуемых параметров остойчивости, пришлось удалить с корабля ЗРК «Оса-М», что заставило переклассифицировать его в катер с отказом от решения задач зональной ПВО.

Ракетный катер пр.1241.8 (шифр «Молния») спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» под руководством Е.И. Юхнина. Данный корабль — это третья эволюционная ступень ракетных катеров данного типа. В отличие от более ранних модификаций катеров семейства 1241 катера проекта 1241.8 несут ПКРК «Москит» и оснащены дизель-газотурбинной главной энергетической установкой, как это изначально и предусматривалось по проекту.

Корпус катера гладкопалубный, стальной с небольшой седловатостью и комбинированными обводами. Он разделен водонепроницаемыми переборками на девять отсеков. Надстройки (за исключением газоотбойников) выполнены из легких сплавов. Главные механизмы располагаются в двух смежных отсеках. Двухвальная установка обеспечивает при развитии полного хода совместную работу на гребной вал как форсажных, так и маршевых двигателей. Кроме того, предусмотрена возможность работы любого из маршевых двигателей на оба валопровода. Подобная схема позволяет обеспечивать приемлемую дальность плавания при сравнительно небольших размерах корабля.

Для стрельбы по воздушным, морским и береговым целям в носовой части катера установлена одна автоматическая артиллерийская установка АК-176М калибром 76,2 мм. Скорострельность пушки 120-130 выстрелов/минуту. Максимальная дальность стрельбы 15,7 км. Способы управления стрельбой: автоматический, полуавтоматический и ручной.

Для поражения воздушных и малоразмерных морских целей на надстройке в кормовой части катера расположены две автоматические скорострельные артиллерийские установки АК-630М калибром 30 мм. Скорострельность пушек 4000-5000 выстрелов/минуту. Максимальная дальность стрельбы до 8 км. Вместо АК-630М катер может быть вооружен двумя ЗРАК «Палаш». Для стрельбы по воздушным целям в кормовой части катера установлен пост для переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) «Игла».

Без преувеличения катера пр.1241.8 «Молния» — лучшие в мире, особенно по ударной силе. Зарубежные собратья этих катеров вооружены куда более слабыми ракетами «Гарпун» и «Экзосет». Мощное вооружение катеров типа «Молния» позволяет им практически на равных бороться с более крупными кораблями противника – эсминцами и фрегатами.

Конструктивный продольный разрез и план моторной лодки на подводных крыльях

увеличить, 1500х1082, 156 Кб1 — форштевень, сосна, ламин., 50X60; 2 — топтимберс, 20X50; 3 — бимс, 20X50; 4 — стрингер палубный, 15X30; 5 — кница бимсовая, авиафанера, 4X80X80; 6 — заполнитель, δ = 20; 7 — кница скуловая, авиафанера, 4X80X80; 8 — флортимберс, 20X50; 9 — кница флора, авиафанера, δ = 4; 10, 12, 13 — стойка, накладка, нерж. сталь, 2X30; 11 — ветровое стекло, орг. стекло, δ = 5 — 8; 14 — привальный брус, 20X30; 15 — бортовой стрингер, 15X30; 16 — опора пайолов, 20X20; 17 — флор, авиафанера δ = 4; 18 — киль; 30X50; 19 — карленгс, 20X30; 20 — рамка стекла, нерж. сталь, δ = 2; 21 — полубимс, δ = 20; 22 — бархоут, сосна 20X25 или ясень 15X20; 23 — накладка, ясень, 10X150; 24 — зашивка, авиафанера, слоистый пластик, δ = 2,5 — 3; 25 — подушка, сосна; 26 — скуловой отбойный брус, 30X30; 27 — скуловой брус, 30X40; 28 — продольный редан, дуб, 30X60; 29 — днищевой стрингер, 15X30; 30 — стекло-ограждение, орг. стекло, δ = 5 — 8; 31 — брештук, сосна, дуб, δ = 20; 32 — обшивка транца, авиафанера, δ = 6 — 8; 33 — заполнитель транца, δ = 20; 34 — обшивка транца внутренняя, авиафанера, δ = 4 — 6; 35 — кница, дуб, ламинир., δ = 20; 36 — стойка, дуб, 25X100; 37 — обшивка переборки, авиафанера, δ = 6 — 8; 38 — бимс, сосна, ясень, δ = 20; 39 — опора зашивки, 20X15; 40 — мидельвейс, 15X50; 41 — подушки, δ = 20; 42 — подушка под стекло, 20X30; 43 — обшивка борта, авиафанера, δ = 4 — 5; 44 — обшивка днища и палубы, авиафанера, δ = 5 — 6.

Сечения по шпангоутамувеличить, 1500х1075, 158 КбОбозначения — см. на продольном конструктивном разрезе.

Крыльевое устройство «Афалины» состоит из носового V-образного крыла, пересекающего поверхность воды, и кормового плоского малонагруженного крыла. Носовое крыло крепится к корпусу с помощью изогнутых болтов, под которые подкладывают шайбы такой высоты, чтобы головка-ручка была направлена вниз. Если крыло сделано из легкого сплава, толщину профиля следует увеличить до 0,1 ширины крыла. В любом случае полезно поставить кронштейн, опирающийся на киль, под который по месту подбирают необходимой высоты подкладки. Кормовое крыло крепится к параллелограмму, на котором навешивается мотор. Конструкция позволяет по мере необходимости поднимать и опускать мотор и крыло. Пружины подбираются такими, чтобы уравновесить вес мотора с крылом, и тогда в опущенном состоянии система удерживается только упором винта.

История создания

Судно на подводных крыльях «Метеор» — второй крылатый пассажирский теплоход, разработанный конструктором Ростиславом Алексеевым в 1959 году. История его создания началась в довоенные годы, когда ещё студентом Алексеев заинтересовался темой и защитил в октябре 1941 года дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях»

В те годы конструкция не привлекла внимание высшего руководства военно-морского флота, но заинтересовала главного конструктора завода «Красное Сормово», на котором во время войны Алексеев работал мастером-испытателем танков. Алексееву выделили небольшое помещение, обозначив его как «гидролаборатория», и разрешили три часа в день посвящать любимой теме

Начались разработка и испытания моделей катеров на подводных крыльях, поиски оптимальной конструкции. В 1945 году на катере А-5 собственной конструкции Алексеев своим ходом дошёл до Москвы, чем, наконец, привлёк внимание военных и получил задание на оснащение подводными крыльями торпедного катера 123К, которое с успехом выполнил (отработав очередную модернизацию своего ноу-хау на катере А-7 и попутно ознакомившись с конструкцией трофейного немецкого СПК TS-6) и получил за него в 1951 году Сталинскую премию.


Ростислав Алексеев

Параллельно этому конструктор разработал проект первого речного пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета». Но с воплощением проекта в жизнь всё оказалось не так просто: инженеру пришлось годами обивать пороги министерств, бороться с чиновничьей инертностью, консерватизмом и скепсисом, выбивать финансирование… Реальная работа над «Ракетой» началась только зимой 1956 года, а спущен на воду теплоход был в 1957 году. Его с большим успехом прошла его демонстрация на Всемирном фестивале молодежи и студентов, затем в течение года шла опытная эксплуатация «Ракеты» на линии Горький–Казань, а с 1959 года судно пошло в серию. Свершилась революция в перевозках пассажиров по реке: крылатый теплоход был почти впятеро быстрее обычного водоизмещающего.

Первая «Ракета» на Волге, 1958 г. (фото из коллекции Денверского Университета)

Вслед за «Ракетой» появился «Метеор» — судно крупнее, вдвое вместительнее и быстрее, да ещё и способное справиться с большей по высоте волной. Оно брало на борт до 120 пассажиров и могло развить скорость до 100 км/ч (реальная эксплуатационная скорость была всё-таки ниже — 60–70 км/ч). Первый «Метеор» осенью 1959 года сходил в испытательный рейс из Горького в Феодосию, а в 1960 году был представлен в Москве руководству страны и общественности в качестве экспоната выставки речного флота.

Эскизы Р. Алексеева (из книги «От замысла к воплощению»)

Головное судно серии (фото из архива Е.К. Сидорова)

Два фрагмента советской кинохроники тех времён, в которых речь идёт о новом диковинном судне:

Киножурнал «Хроника наших дней», 1959, №48
Киножурнал «Хроника наших дней», 1960, №29

С 1961 года «Метеор» пошёл в серию. «Метеор-2» был спущен на воду в сентябре 1961 года, а 7 мая 1962 года, в канун Дня Победы, ведомый легендарным летчиком, Героем Советского Союза Михаилом Петровичем Девятаевым, покинул акваторию Зеленодольского судостроительного завода им. А.М. Горького, где строили эти суда. Приписан он был к Казанскому речному порту. Третий «Метеор» ушёл в Москву, следующие — в Ленинград, Волгоград, Ростов-на-Дону… За несколько лет суда серии появились на реках и водохранилищах всего Советского Союза.

История создания

Первый катер фирмы прошел испытания в августе 1938 года. Это было пассажирское речное судно длиной 9,5 м и весом 2,8 тонн. С мотором мощностью 150 л.с. он развивал скорость 40 узлов. Катер использовался до 1945 года.

В июне 1939 года флот заказал верфи «Заксенберг» 100-тонное судно на подводных крыльях. Однако для разработки детального проекта столь большого корабля требовалось много времени, к тому же и двигателей не хватало, поэтому когда началась война, контракт отменили.

Катер меньших размеров, проект которого предложила фирма «Шертель — Заксенберг», предполагалось использовать как палубный торпедный катер для рейдера. Проект отвергли по причине того, что якобы на палубах этих судов слишком мало места. Этот аргумент не убедителен, ибо в то же самое время, именно с этой целью флот заказал малые катера LS традиционной схемы.

В 1944 году фирма построила судно с водоизмещением в восемьдесят тонн. Имея на борту груз в двадцать тонн, он развивал скорость до 40 узлов (около 74 км/ч) при высоте волн в 1,8 м.

В годы Второй мировой войны фирмой, в числе прочего, было спроектировано несколько подводных аппаратов и катеров с зарядом взрывчатого вещества.

После войны верфи и офис фирмы, при оккупации Дессау, были захвачены русскими войсками.

Сам Фон Шертель и Заксенберг перебрались в Швейцарию, где им была основана компания «Супрамар» (нем. Supramar). В 1952 «Супрамар» построил первое в мире коммерческое судно на подводных крыльях. Оно получило обозначение PT 10 и название Freccia d’Oro. Это судно совершало рейсы по озеру Лаго-Мажоре между Локарно (Швейцария) и Стресой (Италия). Это судно имело частично погруженный крылья, брало на борт 32 пассажира и развивало скорость в 35 узлов. Коммерческая эксплуатация началась 15 мая 1953 года. Это судно имело довольно скромные размеры: длина составляла 14,2 метра, водоизмещение — около десяти тонн. Корпус был деревянным. Судно приводилось в действие дизельным двигателем Daimler Benz type MB 507 мощностью в 800 л.с.

Первым пассажирским судном на подводных крыльях, пошедшим в серию, стал тип PT 20. С пятидесятых годов эти суда строились по лицензии «Супрамар» фирмой «Родригез» (итал. Rodriquez) в Италии. «Родригиз» начал строительство PT 20 в 1955 году. Первый PT 20 вступил в строй в 1956 году. Это судно, получившее название Frecia del Sole, использовалось в качестве парома через Мессинский пролив. Оно стало первым судном на подводных крыльях, получившим разрешение на использование в море. PT 20 имел водоизмещение в 32 тонны, брал на борт 72 пассажира и развивал скорость в 35 узлов.

Современные ракетные катера

Российский флот может гордиться тем, что на вооружении у него стояло большое количество ракетных катеров в разные годы. Многие их представители отправлены на экспорт в другие страны: Болгария, Румыния, Польша, Индия, Вьетнам, Туркмения, Йемен, Египет.

Всего было спроектировано 62 модели и модификации ракетных катеров. Вот основные действующие лодки:

  1. «Бора» – на вооружении с 1984 года
  2. Катер Р-60 проекта 12411 – с 1985 года
  3. Катер «Мираж» принят на вооружение в 1983 году
  4. Р-71 «Шуя» стоит на безе флота РФ с 1985 года
  5. Р-109 проект 12411 – в строю с 1990 года
  6. Катер «Набережные Челны» работает с 1989 года
  7. Ракетный малый корабль «Ивановец» – с 1990 г.
  8. «Самум» проект 1239 принят в ряды флота в 1991 году
  9. Катер «Штиль» – во флоте с 1976 года.

Все они имеют мощное новейшее оборудование и вооружение, которые соответствуют мировым стандартам военной техники.

Преимущества и недостатки экранопланов

Проект базы морских экранопланов

Уже на стадии изучения эффекта и эскизных проектов стало ясно, что переход от подводных к воздушным крыльям позволит достичь кораблям авиационных скоростей.

Реактивные экранопланы с поддувом реактивных струй двигателей под крыло показывают расчетную (и практическую, как оказалось позже) мореходность на взлете и посадке до 5 баллов.

В том случае, если тяги достаточно для горизонтального полёта вне зоны экранного эффекта в условиях работы классической аэродинамики мореходность становится практически не ограниченной.

Проект тяжелого авианесущего экраноплана

Это, в свою очередь, обеспечивает предельную транспортную безопасность. Да что там: у экраноплана аэродром всегда снизу — сядет даже при отказе всех двигателей.

Возможность быстрого маневрирования и подъема позволяет безопасно расходиться с судами и другими препятствиями.

Экраноплан в отличие от самолета не предполагает изменения давления, связанного с изменением высоты, а также «воздушных ям» и «болтанки».

Так что за ними будущее.

Триумф водной ракеты

Все свободное время Алексеев посвящал экспериментам с подводными крыльями. В 1946 году он строит свой второй катер, развивавший 87 км/ч! Гидродинамическое качество на этой скорости у аппарата Алексеева составляло 10 (против 5 у глиссеров). Год спустя разработан очередной проект. В нем применена простая схема с двумя малопогруженными подводными крыльями, которая впоследствии использовалась на серийных речных судах конструктора. К 1950 году Алексеев был уже готов приступить к строительству первых в мире серийных судов на малопогруженных подводных крыльях, что в конце концов и привело к появлению первого в нашей стране пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета-1». Когда 25 августа 1957 года это судно преодолело 420 км — расстояние от Горького до Казани — за семь часов, многие специалисты отказывались в это верить. Еще больше все удивились цене билетов на «Ракеты»: она оказалась лишь немного выше, чем на обычное водоизмещающее судно. Популярность «Ракет» росла, а заводы наращивали темпы выпуска таких судов. Стало понятно, что идея Ростислава Алексеева, от которой многие профессора и специалисты некогда рекомендовали ему отказаться, оказалась именно тем, что так давно нужно было стране.


Циклон Морской газотурбоход на 250 пассажиров, 78 км/ч.

Конструкторы Алексеева тем временем не почивали на лаврах. Почти каждый год они представляли новый тип судна. В 1958 году был построен первый «Метеор» — судно с вдвое большей пассажировместимостью, чем у «Ракеты» (120 человек). Оно столь высоко зарекомендовало себя, что выпускается и по сей день! Покорив реки, Ростислав Алексеев решил войти в море. В 1961 году начались регулярные морские рейсы теплохода «Комета». На этом судне Алексеев применил уже другую схему крыльевого устройства — с частично погруженными крыльями, — которая лучше подходила для движения по морю.

Общие сведения

Барон Гансфон Шертель.

Владелец верфи Готтхард Заксенберг.

Пассажирский катер Шертеля-Заксенберга (1938 г.).

Немецкие специалисты создали первые в мире торпедные катера на подводных крыльях. Наибольших успехов в этой области добился выдающийся инженер, барон Ганс фон Шертель (нем. Baron Hanns Von Schertel).

Он применял два V-образных крыла, одно — впереди, другое — в кормовой части. Первое крыло принимало на себя 50—75% нагрузки, а его надводные фермы были удлинены, чтобы увеличить продольную и поперечную устойчивость. Такая конструкция крыла выгодно отличалась от прежних (конца XIX — начала XX века), с виду напоминавших этажерку: во-первых, она была проще, во-вторых, обеспечивала достаточно большую несущую поверхность.

Шертель начал свою работу в 1927 году и до 1936 года построил 8 экспериментальных катеров. Последний из них имел мотор мощностью 50 л.с. В ходе испытаний на Рейне он, с пятью человеками на борту, развил скорость 29 узлов.

С 1937 года Шертель вел работы совместно с фирмой «Gebrueder Sachsenberg A.G.» в Росслау-на-Эльбе, неподалеку от Дессау. Фирма была основана Готтхардом Заксенбергом (нем. Sachsenberg Gotthard; 6.12.1891-23.08.1961). Постепенно к нему присоединилась целая бригада квалифицированных специалистов. Была создана совместная фирма «Шертель и Заксенберг синдикат судов на подводных крыльях» (нем. Schertel — Sachsenberg Hydrofoil syndicate) — судостроительная фирма, которая специализировалась на проектировании судов, кораблей и катеров с гидродинамическим принципом поддержания на плаву. Фирма работала над судами на подводных крыльях в Германии в предвоенный период и в течение Второй мировой войны.

Конструкция

Пассажирский салон теплохода Ракета-269

Ходовая рубка теплохода Ракета-269
 

Клёпаные корпус и надстройка изготовлены из дюралюминия, за исключением некоторых стальных деталей. Корпус разделён водонепроницаемыми переборками на семь отсеков. За форпиком начинается пассажирский салон; в нём установлены 66 кресел авиационного типа — рядами по три с каждого борта. Ближе к корме расположено машинное отделение. В кормовой части судна расположена открытая прогулочная палуба; с неё можно попасть в санузел, а также — по трапу — на тентовую палубу. Ходовая рубка, полуутопленная в машинное отделение, расположена в кормовой части тентовой палубы, там же находятся швартовые кнехты и трап-сходня для пассажиров.

Крыльевое устройство

Теплоход оснащён носовым и кормовым крыльями плоско-выпуклого профиля с заострённой передней кромкой. Крылья крепятся к корпусу разборными стойками: нижняя часть стоек приварена к крылу, а верхняя болтами крепится к корпусу. Фланцевое соединение стоек допускает использование клиньев для изменения угла атаки крыла. Крыльевые устройства закреплены на трёх стойках, функцию центральной стойки заднего крыла выполняет кронштейн гребного вала.

Силовая установка

На первых «Ракетах» устанавливали 12-цилиндровые V-образные судовые дизели М50-6 правого вращения мощностью 1000 л. с. при 1700 об/мин, на последующих — М50Ф-3 мощностью 1200 л. с. при 1850 об/мин. Система охлаждения двигателя — двухконтурная, водомасляная. Запуск двигателя пневматический; производится при помощи пускового крана в рубке. 40-литровые баллоны со сжатым воздухом находятся в специальных карманах в носовой части рубки. Для вспомогательных систем на судне установлен дополнительный дизель 2Ч8,5/11 мощностью 10 л. с. при 1500 об/мин.

Выхлопные трубопроводы расположены с обоих бортов, и выхлоп главного двигателя можно переключать с одного на другой, чтобы предотвратить задымление причала или использовать при швартовке реакцию выхлопной струи. Выхлопная система охлаждается впрыскиваемой забортной водой.

Первые пассажирские корабли на подводных крыльях: «Ракета» и «Метеор»

Параллельно ракетному катеру, Алексеев в 1949 году инициативно разработал скоростной пассажирский А-7, ставший эталонным крылатым судном.

Даже сегодня корабли, построенные на основе седьмой компоновки Алексеева, бороздят реки страны: те самые «Метеоры» и «Кометы», знакомые многим с детства, стали серийным воплощением конструкции.

В них сохранены пропорции, общая схема подводных крыльев и даже их профиль. Но признание пришло не сразу, ведь в начале эры СПК о пассажирах ещё никто не думал.

Только появление в 1955 году серийных пассажирских кораблей на подводных крыльях Supramar PT 20 изменило мнение руководителей государства.

Секретность с подводных крыльев сняли, и в 1957 году на основе ракетных катеров и проекта А-7 конструктор при поддержке правительства спустил на воду головной теплоход «Ракета».

Появившись на Фестивале молодёжи и студентов, удивительный самолёто-корабль произвёл фурор мирового масштаба, закономерно получив серийное продолжение.

После первая экспериментальная «Ракета» была отправлена в опытную эксплуатацию на Волгу на линию Горький—Казань: расстояние в 420 км судно преодолевало за 7 часов против обычных 30.

С 1959 года по 1976 год было построено 389 «Ракет», из них 30 ушло на экспорт в самые неожиданные страны. Они долгое время являлись не только транспортом, но и популярным видом отдыха.

«Ракеты» эксплуатировались между городами Тарту и Псковом, на озере Ильмень, на маршруте Новгород — Старая Русса и обратно, между Кёльном и Дюссельдорфом на Рейне, бороздили Темзу между Лондоном и Грейвзендом.

Были они и в Канаде, и в США, и даже в Никарагуа. О соседних с СССР странах можно даже не вспоминать.

В 1958 году спустили на воду первый улучшенный пассажирский корабль на подводных крыльях «Метеор», ставший на пару с «Ракетой» главным речным средством транспорта на много лет.

Он был рассчитан на 64-66 пассажиров, второй в зависимости от модификации умещал от 74 до 128 человек. Вдвое больше, чем в автобусе.

На крейсерской скорости в 60 километров в час по кратчайшему водному пути у них не было равных в Союзе: быстрее, удобней, надёжней транспорта не существовало.

Гиганты в 30 метров длиной стали основой советского речного флота, не теряя возможности заходить в большинство речных портов. Всего было выпущено около 400 кораблей этого типа.

Модернизированный для морских условий «Метеор» получил название «Комета». Эти суда, как и их предшественники, так же высоко оценили страны Запада: только 52 корабля из 86 остались в СССР.

«Метеор» стал самым известным из всех судов на подводных крыльях, самым распространённым. Но не последним — и не самым лучшим.

Настоящее и будущее

Так как катер «Ракета» (скорость судна – до 70 км/ч) показал такие отличные параметры, он быстро приобрел популярность. Наименование этого судна в народе практически сразу стало нарицательным. Эта традиция сохранилась и до наших дней – сегодня «ракетами» зовут все корабли, напоминающие классический советский теплоход.

В советский период речной катер «Ракета» был доступен далеко не каждому. Обеспеченные семьи могли позволить себе поездку на выходных в какие-нибудь красивые края: лоцманы доставляли своих пассажиров в очаровательные заливы и бухты, недоступные для путешествующих по суше. Но цена на подобный круиз кусалась. Скажем, электрички, на которых можно было уехать на такое же расстояние от города, обходились дешевле в несколько раз. Тем не менее лучшего отдыха на воде для всей семьи, нежели катер «Ракета», представить себе было просто невозможно.

В наши дни этот корабль и используется ежедневно. Например, его можно увидеть на речном вокзале Нижнего Новгорода. Изо дня в день верные судна перевозят пассажиров между городами и катают туристов по экскурсионным маршрутам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector