Сто лет на службе россии: судно «коммуна» и его легендарная история

5.

В гармонии с природой: деревня Кристал-Уотерс, АвстралияПринципы. «Забота о земле, забота о человеке, раздача того, что превышает наши потребности». Именно здесь зародилось понятие «пермакультура» — ведение сельского хозяйства без вреда для природы и с минимальными затратами сил.Реализация. Первопроходцы превратили засушливую австралийскую землю в цветущий оазис, создав сеть плотин и каналов, а для питья собирая дождевую воду. Жители экодеревни Кристал-Уотерс выращивают органическую продукцию не только для себя, но и на продажу, земля и деньги — общие. В свободное время здесь занимаются айкидо и медитацией, варят домашнее пиво, а по воскресеньям собираются на утренние чаепития. Коммунаров объединяют не только общие идеи, но и ценности: терпимость и взаимное уважение. Несмотря на финансовые трудности, деревня существует больше 30 лет и служит моделью для других экопоселений.

Примечания[ | ]

Комментарии

  1. Фрегат USS Constitution , спущенный на воду в 1797 году, до сих пор находится на плаву и числится в боевом составе Военно-морских сил США, но в бою он в последний раз участвовал в 1814 году. В 1997 году в честь празднования 200 годовщины своей постройки фрегат совершил выход в море под парусами. До этого корабль самостоятельно не выходил в море на протяжении 116 лет.

Источники

  1. 12 РГА ВМФ.
  2. 1234 Спасательное судно «Коммуна»(неопр.) .www.kchf.ru . Дата обращения 22 июля 2020.
  3. 123Виталий Юрганов. Спасательное судно «Коммуна». 100 лет в составе ВМФ России(неопр.) .Флот — XXI век . Blackseafleet-21.com (16 июля 2015). Дата обращения 4 февраля 2020. Архивировано 2 августа 2020 года.
  4. Николай Долгачёв. У спасателей Черноморского флота России появилась «Пантера»(неопр.) .Вести.ру (19 декабря 2010). Дата обращения 20 декабря 2010.
  5. Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. — М.: «Центрполиграф», 2005. — С. 73. — 445 с. — 4000 экз. — ISBN 5-9524-1473-7.
  6. Марина Сизова. Вечная «Коммуна» несёт вахту в Чёрном море уже более 100 лет / Марина Сизова ; Анна Мельникова // Комсомольская правда : газ. — 2019. — 20 февраля. — ISSN 0233-433X.
  7. Энциклопедия отечественного подводного флота: АГ-15. Тип «АГ» (Holland-602F).
  8. Энциклопедия отечественного подводного флота: Единорог (тип «Барс»).
  9. Бойко В. Н. Иностранные подводные лодки в составе ВМФ СССР.
  10. «Меридиан Севастополь»: Старейшее военное судно отметило столетие. 18.11.2013.

Роковая ошибка кока

Корабль был наречён «Волхов», в честь реки, протекающей на Русском Севере. А после революции судно переименовали, дав ему громкое имя «Коммуна». Его спроектировали и построили не только как корабль-спасатель, но и как плавучую базу для подводных лодок. Поэтому в каждом из двух корпусов катамарана размещались по 10 запасных торпед, по 50 тонн топлива, а также запасы воздуха высокого давления и оборудование для зарядки аккумуляторных батарей. Таким образом, далеко в открытом море он становился для терпящей бедствие подводной лодки не менее желанным, чем родной причал. На «Волхове» были комнаты отдыха, где с комфортом мог разместиться весь экипаж субмарины, лазарет, запасы продовольствия, а также мастерские, где лодку можно было подремонтировать. С 1915 по 1985 год на судне постоянно служили 250 моряков. В команду входила группа из нескольких десятков водолазов, готовых в любую минуту отправиться на морское дно. Сейчас на корабле всего 50 «штатских» сотрудников. Но каждый из них — патриот «Коммуны». За долгую жизнь корабля на нём сложились свои династии и… легенды, большинство которых на поверку оказываются былью. Одна из них рассказывает о первой субмарине, которую довелось поднимать. Была она, кстати, американского производства и называлась АГ-15. Катастрофа произошла в 1917 году у Аландских островов по нелепой случайности: судовой кок зазевался и спалил поджарку для борща. Опасаясь, как бы ему не попало от командира, он тайком открыл кормовой люк подлодки — проветрить. И в этот самый момент командир решил провести учебное погружение. Лодка с открытым люком камнем ушла на дно! Погибли много моряков. Несмотря на сильный шторм, около часа ночи спасатели подняли злополучную субмарину, буквально вырвав её из илистого грунта, отбуксировали в Ревель, где силами собственных мастерских отремонтировали — и через месяц подводная лодка вновь вышла в море…

Парусный флот

В эпоху парусного флота кораблём называлось любое мореходное судно, за исключением маломерных. (В невоенных флотах такая традиция сохранилась по сей день.) Чаще всего, однако, под кораблём понимали трёхмачтовый корабль, имеющий прямое парусное вооружение на всех трёх мачтах, сейчас — любое многомачтовое парусное судно с прямыми парусами. Отдельные типы кораблей сильно различались — как по архитектуре, вооружению, так и по назначению.

В России XVIII и в первой половине XIX веков кораблём

называлось двух- и трёхдечные линейные корабли. Фрегаты, по оснастке бывшие кораблями, таковыми не именовались.

В классификации парусных судов по парусному вооружению «корабль» — большое судно с прямым парусным вооружением на всех мачтах (числом три и более). См. Типы парусных судов

История [ править ]

Корабль стал первым российским двухкорпусным судном, созданным по заказу Главного штаба ВМФ. СМС Вулкан использовалась в качестве прототипа.

Контракт на постройку корабля выиграла Путиловская компания, получившая приказ Главного управления судостроения № 3559 30 декабря 1911 г., контракт на постройку был подписан 5 мая 1912 г. Корабль был заложен 12 ноября. 1912 г. под руководством морского архитектора Н. В. Лесникова. 17 ноября 1913 года корабль был спущен на воду под названием « Волхов» , а 15 июля 1915 года принят в состав Балтийского флота

Спуск на воду Волхова в Санкт-Петербурге 17 ноября 1913 г.

Первоначально Волхов базировался на Ревеле, где служил тендером для подводных лодок , способным нести 10 запасных торпед и 50 тонн топлива, а также жилые помещения для 60 подводников. Она обслуживала российские подводные лодки, а также британские подводные лодки класса E и C.

Летом 1917 года Волхов осуществил свой первый успешный подъем подводной лодки, подняв на воду подводную лодку класса Американский Голланд» (Голландия) AG 15 , затонувшую у Аландских островов . С 24 сентября 1917 г. Волхов мели БАРС -класса подлодки единорог с глубины 13,5 м (44 футов).

С конца 1917 года Волхов участвовал в Гражданской войне , обслуживая подводные лодки Советского Балтийского флота, а 31 декабря 1922 года (всего через несколько дней после образования СССР ) она была переименована в Коммуну . Под новым именем она продолжила службу на Балтике, тушив пожар на подводной лодке « Змея» , поднимая курьерский катер « Кобчик» и катер « Красноармеец» . В середине 1928 года Коммуна подняла британскую подводную лодку HMS  L55 , затонувшую в Финском заливе в июне 1919 года, с глубины 62 метра (203 фута), которая затем послужила прототипом для подводной лодки.Ленинец класс . «Коммуна» продолжала служить аварийно-спасательным судном, а также поднимала буксир, торпедный катер и разбившийся самолет.

После немецкого вторжения в июне 1941 года « Коммуна» базировалась в Ленинграде и, хотя и была повреждена бомбардировками, продолжала служить в течение всей блокады . В марте 1942 года она вывезла четыре танка КВ , два трактора и 31 машину из Ладожского озера , которое провалилось по ледяной дороге , называемой « Дорога жизни », которая была единственным маршрутом снабжения Ленинграда. В том же году она отремонтировала шесть подводных лодок класса М , а также утилизировала « Щука» класса 411 , буксир Austra , шхуны « Труд» и « Водолей-2»., и несколько других судов. В феврале 1943 года экипаж « Коммуны» был отправлен на Волгу, где они обнаружили буксир « Иван» и самолет «Ильюшин» Ил-2 . В 1944 году Коммуна вернула 14 затонувших кораблей общим весом 11 767 тонн и отремонтировала 34 корабля. По окончании блокады весь экипаж был награжден медалью «За оборону Ленинграда» . Корабль продолжал служить после войны, а в 1954 году его переоборудовали, заменив двигатели на более современные голландские. В ноябре 1956 г. она обнаружила подводную лодку М-200 , а в октябре 1957 г. подняла М-256 .

В 1967 году корабль прошел от Балтики до Черного моря и был переоборудован за 11 миллионов рублей для перевозки подводных аппаратов. В 1974 году он был оснащен подводным аппаратом типа АС-6 « Поиск-2» , который 15 декабря 1974 года совершил рекордное погружение на глубину 2026 метров (6 647 футов). В 1977 году он использовался для поиска самолета Су-24, который потерпел крушение и затонул у берегов Кавказа на глубине 1700 метров (5600 футов).

В 1984 году судно было поставлено на прикол для передачи Российской академии наук . Однако передача была отменена, и она была полностью разграблена, и ее пришлось полностью переоборудовать перед возвращением на военно-морскую службу. В 1999 году его переименовали из «спасательного корабля» в «спасательное судно».

В октябре 2009 года она получила построенный в Великобритании подводный спасательный подводный корабль Pantera Plus , способный работать на глубине до 1000 метров (3300 футов). С января 2012 года она входит в отряд спасательных судов, базирующихся в Севастополе .

Секрет долгой жизни

Когда этот корабль неспешно и горделиво входит в Севастопольскую бухту, даже старожилы города-героя останавливаются и глядят на него с чувством невольного почтения. Это гигантский 96-метровый катамаран, то есть фактически он представляет собой как бы два «сросшихся» корабля, и у каждого собственный двигатель. Оба корпуса соединены между собой 18-метровыми арочными фермами. На этих четырёх металлических «дугах» можно было поднять из морских глубин субмарину. Возможности корабля предусматривали подъём с глубины 60 метров лодок водоизмещением до 1000 тонн. В начале прошлого века таких больших подводных кораблей ещё не существовало, и нырять они умели не более чем на 30 метров. Но руководство Российского флота предвидело, что подлодки — в то время новейшее средство вооружённой борьбы на море — будут развиваться. Построенный с учётом далёкого будущего корабль своими силами поднял со дна порядка ста субмарин и надводных кораблей и спас жизни сотен моряков. Судно было построено в 1910-х годах на верфях Путиловского завода в Петрограде. При изготовлении корпуса использовалась особая вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой ныне утерян. За столетие она стёрлась всего на несколько миллиметров и практически не тронута коррозией. Это поражает даже опытнейших инженеров — ведь им хорошо известно, что стальные корпуса современных судов коррозия съедает за 30-40 лет. Но на катамаране ржавеют и превращаются в труху только те железные конструкции, которые были установлены уже в более позднее время. Соединяли части корпуса металлическими заклёпками, которые вбивали молотками в специальные отверстия. До сих пор ходят легенды о золотой заклепке, сделанной «на счастье» и скрытой где-то на судне. Может, именно в ней секрет его невероятно долгой и счастливой жизни?

История развития и эксплуатации

«Металлург Аносов» вылетает с Кубы 7 ноября 1962 года. Виден его палубный груз из восьми транспортеров с брезентовыми ракетами.

Проект 567 разработан в ЦКБ « Черноморсудопроект» (ЦКБ ЧСП) в Николаеве . Главными конструкторами были К.И. Богоневич, Б.К. Сидоров и Ф.В. Сибирь.

Корабли этого класса предназначены для использования:

  1. как торговые суда в мирное время;
  2. в качестве « бегунов в блокаду » в случае блокады дружественных государств;
  3. в качестве скоростных войсковых транспортов в военное время, после их мобилизации, вооружения и ввода в состав ВМФ СССР.

Грузовые суда класса « Ленинский комсомол» были продолжением традиции, уже сложившейся в российском и советском судостроении . Корабли двойного назначения, построенные в России еще во времена парусных судов и гребного флота. Россия потерпела поражение в Крымской войне 1853–1856 годов, и по условиям Парижского договора Россия не могла содержать военно-морские силы в Черном море . Это привело к практике строительства торговых судов с дополнительной силой и скоростью , которые действовали под в российской пароходной и торговой компании (РОПИТ) , то добровольный флот (Добровольный флот) , и других судоходных компаний Российской империи в мирное время. Эти суда можно было быстро мобилизовать для военной службы в военное время, при этом 200 торговых судов были мобилизованы для службы в Императорском флоте России после начала Первой мировой войны только в Черном море.

В советское время кораблестроители построили несколько типов быстроходных (для того времени) океанских грузовых судов двойного назначения. Класс « Ленинский комсомол » имел дедвейт 16 тысяч тонн, с шестью трюмами и шестью твиндеками, с каютами на одного или двух членов экипажа в каждой. Их построили в Николаеве и Херсоне . Корабль класса часто называют по имени первого корабля класса , который будет запущен или доставлено. В этом случае первое судно было названо « Ленинский комсомол» . Скорее всего, это было связано с влиянием КГБ , который был сильно заинтересован в строительстве таких кораблей и постоянно возглавлялся бывшими комсомольскими лидерами, такими как Александр Шелепин и Владимир Семичастный . Феномен бывших комсомольцев, работающих в КГБ, получил название « Шелепинцы»   и включал Владимира Семичастного, Н.Н. Месяцева   и других.

Класс « Ленинский комсомол » продемонстрировал опыт советских черноморских корабелов и возросший уровень советской судостроительной промышленности. Первоначально весь класс эксплуатировался Черноморским пароходством , базирующимся в Одессе . К началу 1980-х годов Черноморское пароходство насчитывало 270 океанских судов и было признано крупнейшей судоходной компанией в мире по количеству судов благодаря постройке судов в 1960-х и 1970-х годах. В 1985–1986 годах ВМФ СССР передали ВМФ для использования в качестве крупных сухогрузов три грузовых корабля типа « Ленинский комсомол» :

  • Равенство было передано в 1985 году.
  • Академик Шиманский и Ленинский пионер были переведены в 1986 году.

Использование в военном транспорте

Fizik Курчатов в порту Casilda . Фотография сделана летчиком РФ-101 из 363-го тактического разведывательного крыла 6 ноября 1962 года. Видна тень от самолета.

Корабли класса Ленинский комсомол использовались в качестве « бегунов в блокаду » во время операции «Анадырь », советской попытки прорвать блокаду Кубы во время кубинского ракетного кризиса . В прорыве блокады участвовало 57 судов Черноморского пароходства. Еще 34 судна из Балтийского морского пароходства , Мурманского морского пароходства , Латвийского морского пароходства и Дальневосточного пароходства также приняли участие. Позднее корабли класса « Ленинский комсомол» использовались для перевозки военных грузов в Анголу , Вьетнам и другие страны, находившиеся в зонах конфликтов во время холодной войны .

Во время арабо-израильской войны 1973 года восемь советских кораблей класса Ленинский комсомол в октябре и начале ноября 1973 года доставили военные грузы в Сирию и Египет:

  1. Ленинский комсомол — прибыл в Александрию 28 октября 1973 года.
  2. Физик Курчатов — дважды побывал в Александрии и один раз в Латакии.
  3. Братство — прибыл в Латакию 20 октября 1973 г.
  4. Химик Зелинский
  5. Красный Октябрь
  6. Ленинский пионер
  7. Юный Ленинец
  8. Парижская Коммуна

Другие классы торговых судов перевозили военные грузы в Сирию и Египет в этот период, но в этих операциях участвовало больше судов класса Ленинский комсомол, чем любого другого класса советских торговых судов.

«Трофей: более 150 поднятых подлодок и кораблей»

У «Коммуны» славное как прошлое, так и настоящее. До 1985 года на судне был чисто военный экипаж, в команду входила группа водолазов. Сейчас экипаж — смешанный, в штате 41 человек. Подводный аппарат АС-28 обслуживают военнослужащие, остальные — гражданские специалисты.

— Смешанные экипажи на флоте не редкость. Такие суда есть, например, в гидрографии, — говорит штурман Олег Евдокимов.

— Мы несем службу, дежурим на случай экстренной ситуации. Экипаж делится на две смены: смена капитана и смена старпома. Готовность к выходу в море — один час, — говорит Геннадий Логвиненко, у кого за плечами 31 год флотского стажа.

Каждый в команде «Коммуны» — настоящий, просоленный всеми ветрами морской волк. Сергей Ильченко, например, работает на судне уже 30 лет.

— В 1986 году после школы поехал учиться в Кронштадт, в 42-ю мореходную школу ВМФ, получил специальность электрика. И попал по распределению в бригаду спасательных судов на СБ «Орион», — рассказывает Сергей Викторович. — Год проработал, судно уходило в море, визы у меня тогда еще не было. И я перевелся на «Коммуну», которую называли кузницей кадров. Через «Коммуну» прошли все, кто попадал в бригаду. Потом уже их распределяли по буксирам.

Сергей Ильченко застал времена, когда «Коммуну» хотели сделать научно-исследовательским судном, передать в ведение Академии наук. На борту работали ученые, в бочку, покрытую специальной оболочкой из резины, ставили записывающую аппаратуру и опускали ее на глубину 2 тысячи метров.


Фото автора

Электрик Сергей Ильченко.

— Макет имитировал малошумную подлодку

Ученым важно было, чтобы акустика ее «не брала», — объясняет электрик

За 30 лет работы на «Коммуне» ему довелось участвовать во многих спасательных операциях. Но особенно Сергею Викторовичу запомнилась та, что проходила в 1991 году.

— Из Балаклавы тогда буксировали списанную подводную лодку проекта 613. Канаты оборвались, и она затонула. Для обследования подлодки и отработки учебно-тренировочной задачи с судна «Михаил Рудницкий» спустили два подводных аппарата: АС-4 и АС-5. Один удачно всплыл, а другой запутался в пропиленовых канатах. К тому же на маршевый винт у них намотался капроновый сигнальный конец. Произошла разгерметизация, в отсек стала поступать забортная вода. Спасательному отряду была объявлена боевая тревога. Мы подошли на «Коммуне». Опустили подводный аппарат АС-32. С помощью манипулятора, в котором был закреплен резак, удалось перерезать канаты и освободить из «плена» подводников. Вся операция заняла около часа. Когда красно-белый корпус АС-4 появился на поверхности, раздалось дружное «ура!».

Штурман Олег Евдокимов ходит по морям 27 лет.

— В Каспийском высшем военно-морском училище, которое я заканчивал в 1972 году, на стене висел плакат: «Штурман, в морях твои дороги». Смысл его до конца понял, когда сам стал прокладывать курсы кораблей, — говорит Олег Александрович. — В 1995 году начали делить Черноморский флот. Надо было принимать украинскую присягу, я написал рапорт и уволился. Службу заканчивал в училище имени Нахимова. Был заместителем начальника кафедры. В 2011 году меня на даче в Фиоленте встретил Анатолий Ишинов, кто был тогда капитаном на «Коммуне», и предложил идти к нему штурманом.

Сейчас в ведении Олега Евдокимова — уход за материальной частью, корректировка карт и пособий. Гидрография выпускает извещения мореплавателям. Всю информацию, которая касается безопасности плавания, нужно нанести на карту.

Весной 2021 года «Коммуна» участвовала в поиске и спасении аварийной подводной лодки, лежащей на грунте. С борта был спущен обитаемый поисково-спасательный аппарат АС-28, который успешно состыковался с дизель-электрической подлодкой «Старый Оскол».

В январе 2018-го экипаж «Коммуны» вновь отрабатывал взаимодействие с командой подводного обитаемого поисково-спасательного аппарата. АС-28 тогда производил стыковку с макетом комингс-площадки подводной лодки (специальное устройство на корпусе субмарины в районе выходных шлюзовых камер. — «АС»), который располагался на глубине около 40 метров.

Недавно судно выходило на полигон для измерения магнитных полей. А сейчас экипаж готовится к доковой операции. У «Коммуны» будут зачищать и красить подводную часть корпуса.

Мини-субмарины и «Пантера»

После войны катамаран продолжил свой боевой путь. В 1967 году его перевели на Чёрное море. Когда в конце 60-х годов прошлого столетия на флот стали поступать сверхмалые подводные лодки поисково-спасательного назначения, самым подготовленным их носителем оказалась «Коммуна». Она и обеспечила погружения глубоководного аппарата «Поиск-2» на глубину 2026 метров — впервые в истории ВМФ СССР. В декабре 1975 года «Коммуна» доставила аппарат в точку погружения и поддерживала с его экипажем непрерывную связь. Сверхмалые подводные лодки, которые работали вместе с «Коммуной», были способны не только обнаружить на дне затонувшую субмарину, но и «присосаться» к её люку. После этого моряки терпящего бедствие подводного корабля могли перейти на борт сверхмалой лодки и подняться на поверхность. На уникальном катамаране испытывали новые типы оружия. Было смонтировано уникальное устройство, позволяющее опускать экспериментальные макеты-отсеки перспективных подводных лодок на глубину до 2000 метров, чтобы проверить их на прочность. Сейчас на судне установлен уникальный телеуправляемый аппарат «Пантера плюс», предназначенный для поиска и обследования затонувших объектов, снабжённый видеокамерами и сложнейшими манипуляторами. Он с помощью лебёдки опускается с «Коммуны» на глубину до 1000 метров.

Спуск на воду

Молебен на палубе «Севастополя» перед спуском на воду

16 июня 1911 года на Балтийском заводе в торжественной обстановке состоялся спуск линкора «Севастополь» — головного корабля серии.

Однако после спуска работы непосредственно на всех кораблях серии практически прекратились. Причина заключалась в непоступлении на судостроительные заводы предназначенного для монтажа на линкорах оборудования, механизмов, вооружения. Фактически достроечные работы начались лишь через полгода после спуска. В течение 1912 года преимущественно велись корпусные работы: устанавливали главные бортовые броневые пояса; оборудовали по срочно переработанным чертежам, из-за принятия на вооружение в 1911 году 305-мм снарядов новых образцов, артиллерийские погреба; формировали и растачивали фундаменты под башенные установки.

Основной объем достроечных работ пришелся на 1913 год. За этот период были закончены все работы по корпусу, в том числе установка брони, был уложен деревянный настил верхней палубы, установлены дымовые трубы, мачты, боевые рубки, мостики. На корабли погрузили оборудование энергетических установок. Первая половина 1914 года ознаменовалась окончательным монтажом оборудования, систем, устройств, монтажом 305-мм башенных установок и подготовкой кораблей к сдаточным ходовым испытаниям.

Последние испытания

По мере готовности к ходовым испытаниям линейные корабли переводились в Кронштадт. Первой закончилась приемка работы энергетической установки линкора «Севастополь». 27 сентября машинная команда этого корабля в течение трех часов, в условиях отказа от форсирования режима работы, поддерживала мощность в 32 950 л.с. при частоте вращения главных турбин 260 об/мин, что на 950 л.с. превосходило проектную. Скорость при этом составила 19 уз, водоизмещение равнялось 25 300 т, осадка — 9,14 м.

К моменту вступления линейных кораблей в строй штатная комплектация каждого из них состояла из 31 офицера, 28 кондукторов и 1066 нижних чинов.

«Создал в кубрике Свято-Никольский собор»

Когда я уже собираюсь сойти на берег, меня останавили: «Вы еще не видели нашу судовую церковь». Мы спускаемся по нескольким трапам в трюм. Здесь, в одном из кубриков, и располагается корабельная церковь Николая Чудотворца.

— Была ли ранее на «Волхове» судовая церковь — доподлинно не известно. Старый циркуляр был утерян, — говорит ветеран поисково-спасательной службы Черноморского флота Анатолий Ишинов. — Но еще во время боевой службы в 80-х годах на морском тральщике «Харьковский комсомолец» в Персидском заливе я подумал: если вернусь благополучно домой, воздам Господу за наше спасение. Во время «танкерной войны» нам пришлось заниматься боевым тралением — уничтожением мин.

За эту операцию Анатолий Ишинов получил орден Красной Звезды. А когда стал капитаном «Коммуны», создал на судне, по собственному выражению ветерана, маленький Свято-Никольский собор. На службу сюда приходит помощник благочинного Севастопольского округа отец Стефан.

По трапу вслед за мной идут хвостатые «члены экипажа» — черная, как смоль, собака Блэк и рыжая Вишня. На палубе, в укромном уголке, у них есть свой «кубрик» — крепко сбитая будка.

Чем дальше я удаляюсь от «Коммуны», тем больше мне хочется остановиться и оглянуться. Судно, построенное еще в императорской России и пережившее со страной немало потрясений, притягивает как магнит. Не удивительно, что стаж работы у многих на «Коммуне» — по 20–30 лет. «Живая история «на ходу», — говорит, прощаясь, старпом Геннадий Логвиненко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector