Императрица мария (1913)

Характеристики корабля

Линкор «Императрица Мария» был кораблем во всех отношениях выдающимся. Он шел стремительно, развивая скорость почти в 24 узла (около 40 км/ч) при загрузке 2 тыс. т угля и 600 т мазута имел автономность в восемь дней, команда состояла из 1260 матросов и офицеров. Силовая установка — турбинного типа, она состояла из двух машин по 10 000 л. с.

Линкоры – особый тип военно-морской техники, они отличаются высоким уровнем артиллерийской вооруженности. Четыре орудийные башни были оснащены тремя 12-дюймовыми орудиями (производства знаменитого Обуховского завода) каждая. Помимо главного калибра, был представлен и вспомогательный, в количестве 32 шт. Эти пушки имели различное назначение, в их числе были и зенитные, что указывало на способность русских инженеров мыслить перспективно и учитывать растущую угрозу воздушного нападения. Была еще одна конструктивная особенность, которой отличался линкор «Императрица Мария». Чертежи надстроек были составлены с учетом максимального увеличения сектора ведения огня, поэтому мощь залпа мало зависела от угла цели по отношению к курсу.

Выходы торпедных аппаратов располагались ниже ватерлинии, что было революционным достижением в то время. Опоясывал корпус слой брони толщиной в 250 мм, ею была защищена и палуба. Особых слов заслуживает и система электрообеспечения корабля. Линкор «Императрица Мария» питали энергией шесть динамо-машин (сегодня их называют генераторами). Все тяжелые механизмы вращались электромоторами, в частности, на каждой артиллерийской башне их было 22 шт.

Такой корабль мог бы выполнять боевые задачи даже в наше время.

История награды

Линейный корабль «Императрица Мария»

Николай II с семейством на палубе линейного корабля «Императрица Мария»

Служба на линейных кораблях вовсе не считалась у морских офицеров престижной, особенно у молодых офицеров. Старшие офицеры, напротив, были довольны — огромный корабль, огромная ответственность, сотни людей в подчинении. Молодые же офицеры видели ту же ситуацию, но, так сказать, изнутри. Огромный корабль, десятки конкурентов, отсутствие возможности сделать быструю карьеру. Поэтому многие стремились перевестись на эсминцы, недавно появившиеся подводные лодки, или в морскую авиацию.

Интересный выход нашли на линейном корабле «Императрица Мария». Командир линкора, князь Трубецкой Владимир Владимирович и старший офицер Городыский Анатолий Вячеславович решили, что стимулом может послужить специально изготовленная для этой цели почётная сабля, выдаваемая каждому офицеру при уходе с корабля, прослужившему на линкоре без перерыва, в течении 18 месяцев. Это решение будет включено в специальное положение о ней. Такая инициатива не предусматривалась законом, однако прямых запретов в Уставе также не предусматривалось.

Решено было срочно изготовить саблю. Это был прекрасный клинок работы златоустовских мастеров. На одной стороне лезвия которого гравировалась надпись с указанием имени награждаемого, на другой стороне — название корабля «ЛИНКОР ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ». Эфес украшался миниатюрой с образом Николая Чудотворца . Чтобы узаконить награждения саблей, первую саблю решено было вручить Николаю II на предстоящем смотре. Если Император примет награду, положение о сабле можно будет считать утверждённым.

12 мая 1916 года «Императрицу Марию» посетил Николай II с семьей. Император не спеша обошел выстроившуюся на палубе команду, поприветствовал всех офицеров и подробно осмотрел действие артиллерийских механизмов. Современник вспоминал:

Государь спустился в батарейную палубу. Командир, командующий флотом, морской министр, адмиралы, дежурство, свита сопутствуют ему. Государь интересуется всеми мельчайшими усовершенствованиями, задерживается у орудий, выслушивает объяснения старшего артиллерийского офицера лейтенанта князя Урусова, входит в четвертую башню, смотрит заряжание. Комендоры и прислуга работают молодцами, отчетливо, быстро, бесшумно. Все идет как по маслу…

До таинственной гибели линкора оставалось всего пять месяцев. Но за это время данной саблей было отмечено 20 бывших офицеров линкора.

Сабля лейтенанта Вирена

Единственная в настоящее время известная Почетная сабля линейного корабля «Императрица Мария», хранится и экспонируется в экспозиции Центрального музея вооруженных сил в городе Москве. Принадлежала она лейтенанту Георгию Робертовичу Вирену.

Данную саблю в 1963 году передал в музей Общества офицеров Российского Императорского флота в США бывший лейтенант линкора Георгий Вирен. Вместе с саблей он также предоставил в распоряжение музея книгу, содержавшую рисунок и устав Почетной сабли, утвержденные морским министром адмиралом И.К. Григоровичем и список офицеров линкора, получивших право на ношение данного именного оружия.

Впоследствии эти и другие экспонаты вошли в коллекцию музея общества «Родина» в городе Лейквуде штата Нью-Джерси. После решения Совета Старейшин общества, в 1996 году большинство экспонатов музея «Родина», среди которых имелись «Книга устав почетной сабли» и сабля, переданы Центральному музею вооруженных сил в Москве.

линкор «Императрица Мария» — революционный проект Российского Императорского флота

Из русско-японской кампании 1905 года Российская Империя вышла побежденной. Тогда стало очевидным, что военный флот безнадежно устарел. Требовались совершенно новые современные подходы создания военных кораблей. В 1908 году на кораблестроительных верфях Николаева заложили новые линкоры. Проект получил название «Император» и серия составила четыре корабля. Головной линкор «Императрица Мария» был заложен 17 октября 1911 года.
 
линкор «Императрица Мария» перед спуском на воду

у стенки завода

 

линкор «Императрица Мария» покидает завод

 
на рейде

император Николай II на борту линкора «Императрица Мария» 1915 год

Более мощных военных кораблей история российского флота к тому моменту еще не знала. Революционность проекта заключалась в новом способе бронирования корпуса, благодаря которому линкор «Императрица Мария» был практически не уязвимым. На корабле стояли четыре английские турбины фирмы «Parsons». Быстроходность и маневренность линкора превосходила все известные военные корабли не только Российской Империи, но и мира. Командование флота считало дни и часы, оставшиеся до спуска на воду этого чудо корабля.

Началась первая мировая война. В Черное море были направлены два германских крейсера «Goeben» и «Breslau». Они безраздельно хозяйничали в территориальных водах Российской Империи, поддерживая турецкий флот.

25 июня 1915 года линкор «Императрица Мария» покинул Николаевский порт и под усиленной охраной направился в базу Севастополь. Этот день стал триумфом не только для кораблестроителей, но и для военного флота. За несколько месяцев пребывания в Черном море линкора «Императрица Мария» искалечил немало кайзеровских кораблей и отбросил турецкие войска на сотни километров в глубь их же территории. Высаженный с линкора десант участвовал во взятии Трапезунда. В панике турки покинули свои форты и бежали в горы, чтобы избежать удара мощи главного калибра линкора. В ходе военных действий стало ясно, линкор «Императрица Мария» оправдал возложенные на него надежды, боевые операции с участием корабля надолго запомнились противнику. В течение своего первого года службы корабль совершил более 20 боевых рейдов, потопил немало турецкий судов, а германский крейсер «Breslau» в июле 1916 получив множество пробоин, чудом ушел из-под огня главных орудий линкора «Императрица Мария». Славно повоевав, осенью 1916 года боевой корабль был поставлен на Севастопольский рейд на профилактику. И эта осень стала для линкора роковой.

Черноморские проблемы

Первые разговоры об усилении османского флота стали доходить до Петербурга ещё в 1909 году. Поначалу это не было чем-то серьёзным, турки просто покупали в Германии старые броненосцы. Но в Порте решили серьёзно вложиться в обороноспособность. И заказали в Британии полноценные линейные корабли.

Этим кораблям не было суждено попасть к османам — вскоре после начала Первой мировой Лондон реквизировал вымпелы для собственного флота. Но проблем на Чёрном море это не убавило. В августе 1914-го в Дарданеллы прорвались два германских корабля — линейный крейсер «Гёбен» и лёгкий крейсер «Бреслау», которые формально вошли в состав турецкого флота. А вскоре и сама Османская империя вступила в войну. «Гёбен» и «Бреслау» обстреляли русские порты.

«Гёбен» и «Бреслау» под турецким флагом

Для эффективного противостояния новому «Гёбену» русские корабли должны были держаться вместе. Германский линейный крейсер при этом имел хорошие ходовые качества. Что давало ему возможность развлекаться на коммуникациях и в рейдах — «Гёбен» был хозяином положения).

Галерея

Портреты

Гау В.И. Портрет цесаревны великой княгини Марии Александровны,1841.Рокштуль А.П. Портрет Марии Александровны, 1859Портрет императрицы Марии Александровны в трауре, ок.1865Кёлер И.П. Портрет императрицы Марии Александровны,1881.

Фотографии

Мария Александровна (Неизвестный фотограф; Конец 1850-х — начало 1860-х.)Мария Александровна (186?)Мария Александровна (186?)Мария Александровна c детьмиИмператор Александр II и Императрица Мария Александровна (186?)Император и Императрица с детьми, 1864Мария Александровна и Александр II, 1866 (в день 25-летия брака)Мария Александровна с сыновьями (187?)

Покои императрицы в Зимнем дворце

Покои великой княгини, а затем императрицы Марии Александровны располагались в юго-западном ризалите Зимнего дворца. Половина Марии Александровны начиналась от Туалетной, включала также: Ванную, Спальню, Будуар, Малиновый кабинет, Золотую Гостиную, Зелёную Столовую и парадный Белый Зал (Залы № 289, 304, 305, 307, 308 Зимнего Дворца). Покои были оформлены по проекту архитектора А. П. Брюллова, затем в начале 1850-х гг. в комнатах был произведён небольшой ремонт под руководством архитектора А. И. Штакеншнейдера.

В убранстве помещений частично была утрачена мебель, тканевая обивка стен, но сохранился основной характер оформления, представляющий большую художественную ценность.

Э.П. Гау. Малиновый кабинет императрицы Марии Александровны,1860-е гг.Э.П. Гау. Будуар императрицы Марии Александровны,1861г.Л. Премацци. Спальня императрицы Марии Александровны,1859 г.А.Х. Кольб. Золотая гостиная императрицы Марии Александровны, 1860 -е гг.

Навигация по сайту

Исследователи

Исследователи Луи Арноут • Джу Уолл • Монблан Ноланд • Геркулес • Фишер Тайгер • Орлумб • Педро • Маскед Дьюс
Группы Альянс Саруяма • Великий флот Ёнта-Мария • Пираты Ночи

Связанные статьи

Места Литл Гарден • Джая • Королевство Лвнил • Архипелаг Боин • Остров Рыболюдей • Грин Бит • Королевство Положений • Дзо • Пирожный Остров
Термины Лог Пос • Хвастуны

Великий флот Ёнта-Мария

Члены Орлумб • Колумб
Корабли Ёнта-Мария • Санта-Мария • Нита-Мария

Связанные статьи

Арки Арка Дресс Розы
Принадлежность Великий флот Соломенной Шляпы

Великий флот Соломенной Шляпы

Представители Кавендиш • Бартоломео • Сай • Идео • Лео • Хайрудин • Орлумб
Команда Красивые Пираты • Клуб Барто • Флот Хаппо • Пираты Идео • Войсковое Соединение Тонта • Пираты Гигантских Воинов • Великий флот Ёнта-Мария
Корабли Ёнта-Мария • Санта-Мария • Нита-Мария • Спящий в лесу белый жеребец • Гоинг Луффи-сэмпай • Хаппосай • Иппосай • Наглфар

Способности

Дьявольские плоды Буки Буки но Ми • Бари Бари но Ми • Муси Муси но Ми, модель: Жук-носорог • Муси Муси но Ми, модель: Шершень • Нуи Нуи но Ми
Стили боя Хаки • Хассёкэн • Боевой стиль Тонтатта • Дзяо Кун До
Оружие Дюрандаль

Связанные статьи

Арки Арка Дресс Розы
Места Страна Цветов • Ледяной Покров Драгоценностей • Эльбаф • Грин Бит • Королевство Тонтатта
Прочее Пираты Соломенной Шляпы • Супер Новички • Семья Цинцзяо • Гиганты • Гномы

Флота

Пиратские флота Пиратская армада Дона Крига • Пираты Белоуса • Пираты Золотого Льва • Пираты Чёрной Бороды • Великий флот Соломенной Шляпы(Флот Хаппо • Великий флот Ёнта-Мария) • Пираты Биг Мам(Великий флот Тотто Лэнда) • Флот Нихо • Козырные Братья ≠
Прочие флота Морской Дозор • Барок Воркс • Джерма 66 • Ниндзя-пирато-минко-самурайский альянс • Нео Дозорные ≠

Адмиралы флота

Пиратские Адмиралы Криг • Маршалл Д. Тич • Эдвард Ньюгейт † • Сики • Цинцзяо ‡ • Сай • Кайдо • Шарлотта Линлин • Орлумб • Титилисия • Вунан ≠ † • Бер Кинг ≠
Морской Дозор Сакадзуки • Сэнгоку ‡ • Конг ‡
Прочие Адмиралы флота Монблан Ноланд • Винсмок Джадж • Зефир ≠ †

Примечания

  1. One Piece Манга и Аниме — Том 71
    Глава 704 и Эпизод 633, Орлумб — первый член, который дебютирует.
  2. Орлумб — 148 000 000
  3. One Piece Манга и Аниме — Том 80
    Глава 800 и Эпизод 744, Орлумб объявил Великий флот Ёнта-Мария седьмой дивизией Великого флота Соломенной Щляпы.
  4. One Piece Манга и Аниме — Том 80
    Глава 800 (стр. 14-15) и Эпизод 744, Можно увидеть расправленные паруса флота.
  5. One Piece Манга и Аниме — Том 80
    Глава 799 и Эпизод 744, Орлумб показывает свой Великий флот Ёнта-Мария.
  6. SBS One Piece Манга — Том 81, Ода назвал имена кораблей Великого флота Соломенной Шляпы.
  7. One Piece Манга и Аниме — Том 80
    Глава 800 (стр. 9) и Эпизод 745, Пиратский альянс, который хочет расквитаться с Луффи, за свержение Дофламинго, нападают на Великий флот Соломенной Шляпы.
  8. One Piece Манга и Аниме — Том 80
    Глава 799 и Эпизод 744, Первоначально, Усопп замечает в порту пришвартованным лишь один корабль
  9. One Piece Манга и Аниме — Том 80
    Глава 800 (стр. 6) и Эпизод 745, Великий флот Соломенной Шляпы успешно отплывает.

Германские шпионы

В пользу «диверсионной» гипотезы также говорят некоторые обстоятельства. На корабле проводились ремонтные работы, контроль доступа был слабым, и что могло бы помешать лазутчику подложить в погреб микровзрыватель, подобный тому, что был обнаружен на итальянском дредноуте «Леонардо да Винчи» летом 1915-го? Тем более что многие люки не запирались. Еще один факт говорит на первый взгляд в пользу шпионского вредительства: в 1933 году органами НКВД была обезврежена резидентура немецкой разведки во главе с неким Верманом. По словам арестованного, он был завербован еще до революции. И интересовался достижениями военной русской электротехники, в том числе и схемами «Императрицы Марии». Внимания этому тогда чекисты не придали. Был ли Верман шпионом, неизвестно, тогда люди признавались в чем угодно.

Корабль был порезан на металлолом в 1926 году. Осталась лишь память о том, каким был линкор «Императрица Мария». Модель его есть в музее Нахимова, на родине флотоводца — в Смоленской области. Еще один искусно выполненный макет — в крупном масштабе — украшает экспозицию Николаевского Музея истории судостроения и флота.

Взрыв на рассвете

Утром 20 октября 1916 года весь Севастополь потряс оглушительный взрыв. Стоящий в Северной бухте линейный корабль «Императрица Мария» взлетел на воздух

Оставшиеся в живых очевидцы рассказывали, что в 6 часов 20 минут утра матросы каземата №4 обратили внимание на сильное шипение, которое слышалось из носовой башни главного калибра. После из люков и вентиляторов повалил дым, появилось пламя

Была объявлена пожарная тревога, матросы бросились тушить пожар, но сильнейший взрыв снёс всех матросов. Следующий взрыв вырвал стальную мачту линкора и подбросил броневую рубку. После начали взрываться погреба.

По тревоге к кораблю подошли спасательные буксиры и пожарные катера. Они растаскивали стоявшие вблизи горящего линкора другие корабли и тушили пожар. Вскорости на корабль прибыл командующий флотом Колчак, который и возглавил спасательные работы. Но помочь линкору уже было невозможно. Через 50 минут произошёл ещё один взрыв, который по мощности превзошёл первый. Корабль лёг на правый борт, перевернулся вверх килем и быстро ушёл на дно. Погибли 152 человека, ещё почти столько же скончались впоследствии в госпиталях от ран и ожогов.

Характеристики корабля

Линкор «Императрица Мария» был кораблем во всех отношениях выдающимся. Он шел стремительно, развивая скорость почти в 24 узла (около 40 км/ч) при загрузке 2 тыс. т угля и 600 т мазута имел автономность в восемь дней, команда состояла из 1260 матросов и офицеров. Силовая установка — турбинного типа, она состояла из двух машин по 10 000 л. с.

Линкоры – особый тип военно-морской техники, они отличаются высоким уровнем артиллерийской вооруженности. Четыре орудийные башни были оснащены тремя 12-дюймовыми орудиями (производства знаменитого Обуховского завода) каждая. Помимо главного калибра, был представлен и вспомогательный, в количестве 32 шт. Эти пушки имели различное назначение, в их числе были и зенитные, что указывало на способность русских инженеров мыслить перспективно и учитывать растущую угрозу воздушного нападения. Была еще одна конструктивная особенность, которой отличался линкор «Императрица Мария». Чертежи надстроек были составлены с учетом максимального увеличения сектора ведения огня, поэтому мощь залпа мало зависела от угла цели по отношению к курсу.

Выходы торпедных аппаратов располагались ниже ватерлинии, что было революционным достижением в то время. Опоясывал корпус слой брони толщиной в 250 мм, ею была защищена и палуба. Особых слов заслуживает и система электрообеспечения корабля. Линкор «Императрица Мария» питали энергией шесть динамо-машин (сегодня их называют генераторами). Все тяжелые механизмы вращались электромоторами, в частности, на каждой артиллерийской башне их было 22 шт.

Такой корабль мог бы выполнять боевые задачи даже в наше время.

История обслуживания

Императрица Мария

Остатки Императрица Mariya ‘ пушки с, которые были использованы для защиты Севастополя во время Второй мировой войны

«Императрица Мария» (русский: Императрица Мария , «Императрица Мария») была спущена на воду 19 октября 1913 года и прибыла в Севастополь 13 июля 1915 года, где в течение следующих нескольких месяцев завершила достройку и провела ходовые испытания . Она обеспечивала прикрытие, пока в октябре 1915 года линкоры до дредноута проводили вылеты по береговой бомбардировке. В течение 1916 года она дважды сталкивалась с бывшим немецким легким крейсером Midilli , но крейсер уцелел, получив лишь повреждения осколками. 20 октября 1916 года он перевернулся и затонул в гавани Севастополя после возгорания магазина и последующего взрыва. После сложной спасательной операции судно было в конечном итоге поднято и помещено в сухой док в мае 1918 года. Однако в хаосе русской революции и последующей Гражданской войны дальнейшие ремонтные работы не проводились, и с 1926 года корабль был списан. и их башни, которые выпали из корабля, когда он опрокинулся, позже были спасены в 1931–1933 годах. Два орудия использовались в 30-й батарее береговой обороны, оборонявшей Севастополь во время Второй мировой войны , которую немцы также называли « Максим Горький I ».

Императрица Екатерина Великая

Императрица Екатерина Великая (русский: Императрица Екатерина Великая , «Императрица Екатерина Великая») был запущен 6 июня 1914 и завершится 18 октября 1915 года она была первоначально названа Екатерина II до 27 июня 1915 и был переименован Свободная Россия ( Russian : Свободная Россия ) в 1917 году. Она вступила в бой с немецким линейным крейсером SMS Goeben, в то время как последний находился на турецкой службе в качестве Явуза Султана Селима, только один раз, но не смог нанести ничего более серьезного, чем осколочные повреждения. Она также столкнулась с Мидилли 16 апреля 1916 года, но крейсер использовал более высокую скорость, чтобы убежать. Она была затоплена 18 июня 1918 года в Новороссийске, чтобы не допустить ее передачи немцам, как того требовал Брест-Литовский мирный договор . В течение 1920-х годов не было предпринято никаких попыток спасти ее, но 12-дюймовые снаряды были извлечены из ее крушения, пока в 1930 году не произошел взрыв магазина из-за взрывных зарядов, используемых для доступа к снарядам.

Император Александр III

Император Александр III (русский: Император Александр Третий , Император Александр III) был спущен на воду 2 апреля 1914 года, переименован в Свободу (русский: Воля — Воля ) в 1917 году, а затем Генерал Алексеев (русский: Генерал Алексеев ) в 1920 году. Корабль не принял участвовал в боевых действиях во время Первой мировой войны из-за длительных задержек с доставкой своей техники из Великобритании, но смог выйти в море к 1917 году и провести серию испытаний. 1 мая 1918 года он отплыл из Севастополя в Новороссийск, чтобы избежать захвата наступающими немецкими войсками. Находясь в Новороссийске, 19 июня 1918 года она получила приказ заторопиться, но большая часть экипажа отказалась это сделать и решила вернуться в Севастополь. По прибытии она была разоружена и на борту осталась только охрана, но 1 октября немцы взяли под свой контроль. 15 октября она совершила короткий поход с немецким экипажем, но ее орудия все еще были неработоспособны. После капитуляции Германии она была передана британцам, которые перевезли ее в Измит в Турции . В 1919 году британцы вернули ее к Черному морю и передали Белорусским войскам, где она участвовала в Гражданской войне в России против Красной Армии , в основном осуществляя береговые бомбардировки. После крушения русских белых армий на юге России в 1920 году линкор помог их эвакуировать во принадлежащий французам Тунис , где он был интернирован в Бизерте . В конце концов ее отправили туда на слом, чтобы заплатить за стыковку.

Французы хранили ее ружья и позже подарили их финнам во время Зимней войны , хотя они прибыли туда только после окончания войны. Во время вторжения в Норвегию в апреле 1940 года немцы захватили четыре из этих 12-дюймовых и около 130-мм орудий, переправлявшиеся в гавань Нарвика . И финны, и немцы использовали эти орудия в качестве береговой артиллерии . Немцы разместили все четыре орудия, переоборудовав их для приема немецких боеприпасов, в бронированных башнях в «Batterie Mirus» на Гернси . Финны использовали три из 12-дюймовых орудий для ремонта железнодорожных орудий , попавших в их руки в 1941 году. Они использовались на протяжении всей войны-продолжения, и в 1944 году финны были вынуждены сдать их Советскому Союзу, который использовал их до 1990-х годов.

Силы команды

Ничего не известно о силе команды за исключением того, что капитан достаточно силён, чтобы участвовать в Колизее Корриды и победить Агьё. С точки зрения чисел, Великий флот Ёнта-Мария является самым крупным среди дивизий Великого флота Соломенной шляпы.

Также Флот весьма известен, и тем кому удастся его потопить, смогут прославится.

Когда все корабли стоят на якоре вместе, они могут развернуть ряд трапов, чтобы создать длинный соединительный «мост» к острову. Для этого нужно нескольким кораблям пришвартоваться на самой окраине острова и выстроится в ряд. Это позволяет большому количеству человек высаживаться на берег, либо наоборот заходить на борт кораблей, а также уменьшить шансы обнаружения, ведь основной флот находится далеко от берега, а корабли образующие мост сливаются в один. Длина такого «моста» может составлять не мене 5 километров. Это позволило огромному количеству пиратов избежать захвата Морским Дозором.

Услуга

Императрица Мария , названная в честь царицы Марии Федоровны , матери царя Николая II , была построена на судостроительном заводе Руссуд в Николаеве , Российская Империя . Он был заложен 30 октября 1911 года вместе с его родственными кораблями Imperator Aleksander III и Imperatritsa Ekaterina Velikaya , но это было просто торжественное мероприятие, так как проект еще не был завершен, а контракт не подписан. Она была запущена 19 октября 1913 и прибыла в Севастополе 13 июля 1915 года, где она закончила ее достройкой в течение следующих нескольких месяцев и проведенные морских испытаний. 1 октября она прикрывала дредноуты Черноморского флота, когда они обстреливали цели в Козлу, Зонгулдаке и Карадениз-Эрегли . Она сделала почти то же самое, когда старые линкоры обстреляли цели в Болгарии 20–22 октября, а затем 27 октября в самой Варне . Легкий крейсер « Мидилли» чудом избежал столкновения с « Императрицей Мария» 4 апреля 1916 года, поскольку линкор несколько раз чуть не промахнулся по ней, прежде чем она смогла выйти из боя. Три месяца спустя и Императрица Мария, и Императрица Екатерина Великая , предупрежденные перехваченными радиопередачами, вылетели из Севастополя в попытке перехватить бывший немецкий линейный крейсер Явуз, возвращавшийся после бомбардировки российского порта Туапсе 4 июля. « Явуз» уклонился на север и уклонился от русских, пройдя параллельно болгарскому побережью обратно к Босфору . « Мидиллы» заминировали гавань Новороссийска 21 июля, но русские, снова предупрежденные радиоперехватыванием, попытались поймать ее на обратном пути. На следующий день, когда крейсер преследовал русский эсминец «  Счастливый» , Мидилли попала в зону досягаемости орудий « Императрицы Марии , но ей удалось скрыться, получив лишь осколочные повреждения.

Корпус корабля «Императрица Мария» в 1919 году после спасения

Утром 20 октября 1916 года в передовом пороховом складе Императрицы Марии », стоявшего на якоре в Севастополе, был обнаружен пожар , но он взорвался, прежде чем удалось предпринять какие-либо усилия для тушения пожара. Однако морякам во главе с инженером-механиком мичманом Игнатьевым удалось затопить носовой магазин снаряда до взрыва ценой своей жизни

Их действие, вероятно, предотвратило катастрофический взрыв, и все остальные магазины были затоплены в качестве меры предосторожности. Примерно через сорок минут после первого взрыва в районе торпедного отсека произошел второй, который нарушил водонепроницаемость остальных носовых переборок

Императрица Мария начала тонуть по носу и кренилась на правый борт. Через несколько минут она перевернулась , взяв с собой 228 моряков. Последующее расследование показало, что взрыв, вероятно, был результатом самовозгорания топлива на основе нитроцеллюлозы при его разложении.

После сложной спасательной операции 18 мая 1918 года судно было снято с мели и 31 мая переброшено в Северный сухой док Севастополя, все еще в перевернутом состоянии. Хаос русской революции и гражданской войны помешал дальнейшим ремонтным работам, хотя ее 130-мм орудия были сняты. К 1923 году деревянные блоки, поддерживающие ее на месте, гнили. Он был спущен на воду и поставлен на мель на мелководье в 1923 году. Он был одобрен для сдачи на слом в июне 1925 года и официально заброшен 21 ноября 1925 года, хотя работы начались только в 1926 году, когда судно было снято с мели и переведено обратно в сухой док. Ее орудийные башни, которые выпали из корабля, когда он опрокинулся, позже были спасены. Два из них использовались в качестве 30- й батареи береговой обороны, оборонявшей город во время блокады Севастополя во Второй мировой войне .

Как воевал линкор

Осенью 1915 года накал морских сражений на Черном море достиг пика. Турция, союзница Австро-Венгрии, проявляла региональную активность, не менее агрессивно вел себя германский подводный флот. В ответ ЧФ подверг артиллерийской бомбардировке порты северного османского побережья — Эрегли, Килимли, Зунгулдак и Козлу. На флагманском линкоре, «Марии», осуществлял управление морскими операциями адмирал Колчак. На счету команды появлялись все новые потопленные вражеские корабли. Германский крейсер «Бреслау», спешивший на помощь турецкому флоту, в феврале не смог выполнить поставленной задачи и с трудом оторвался от русского линейного корабля, получив множественные повреждения. За весь 1916 год другой немецкий рейдер, «Габен», только трижды рискнул зайти в черноморский бассейн из Босфорского пролива, да то ненадолго и безуспешно. Из последнего своего похода в севастопольскую бухту линкор «Императрица Мария» вернулся 6 октября 1916 года.

Любимая невестка

Невестку полюбили все. При знакомстве она поражала тактом и врожденным достоинством. Особенно тепло относился к Марии император Николай I. Свои письма к ней он всегда начинал со слов «Благословенно Твое Имя, Мария». Александр с каждым днем все больше привязывался к невесте. Его сестра Ольга Николаевна была уверена, что этот союз был от бога.

Ольга Николаевна с большим теплом отзывалась о Марии Дармштадской в своих дневниках. Она вспоминала, как семья приехала в Германию, чтобы поздравить будущих родственников с помолвкой. Мария выглядела старше своих 15 лет и смотрела на мир умными глазами. Только румянец слегка выдавал ее волнение. Император сказал ей: «Ты не можешь понять значения, которое ты имеешь в моих глазах. В тебе я вижу не только Сашино будущее, но и будущее всей России; а в моем сердце это одно». Ночью девушки никак не могли наговориться и поздно уснули.

Убийственный ответ

К счастью, слухи о стремлении Турции обзавестись линкорами даром не прошли. Флотское начальство осознавало свою уязвимость на Чёрном море. А поступающие со стороны южного соседа новости позволяли проталкивать через Думу выделение средств на нужные линкоры.

Заложили четыре «черноморских» дредноута. По концепции это были «балтийские» линкоры типа «Севастополь» с усиленным бронированием и вооружением минус скорость и запас хода. Причём увеличить мощность артиллерии удалось весьма изящно — за счёт утяжеления снаряда. По расчётам, эффективность новых 12-дюймовых боеприпасов против бронированных кораблей была такой же, как у 13,5-дюймовых орудий линкоров, заказанных турками в Англии.

И головным кораблём этой серии стала «Императрица Мария».


«Императрица Мария» покидает завод, 24 июня 1915 года (источник фото)

Германские шпионы

В пользу «диверсионной» гипотезы также говорят некоторые обстоятельства. На корабле проводились ремонтные работы, контроль доступа был слабым, и что могло бы помешать лазутчику подложить в погреб микровзрыватель, подобный тому, что был обнаружен на итальянском дредноуте «Леонардо да Винчи» летом 1915-го? Тем более что многие люки не запирались. Еще один факт говорит на первый взгляд в пользу шпионского вредительства: в 1933 году органами НКВД была обезврежена резидентура немецкой разведки во главе с неким Верманом. По словам арестованного, он был завербован еще до революции. И интересовался достижениями военной русской электротехники, в том числе и схемами «Императрицы Марии». Внимания этому тогда чекисты не придали. Был ли Верман шпионом, неизвестно, тогда люди признавались в чем угодно.

Корабль был порезан на металлолом в 1926 году. Осталась лишь память о том, каким был линкор «Императрица Мария». Модель его есть в музее Нахимова, на родине флотоводца — в Смоленской области. Еще один искусно выполненный макет — в крупном масштабе — украшает экспозицию Николаевского Музея истории судостроения и флота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector