Морским судам быть

Холодная война

Военный потенциал США уже к середине 1940-х годов был огромным. В составе их вооруженных сил было 150 тыс. различных самолетов и самый большой в мире флот, имевший свыше 100 единиц одних только авианосцев. В апреле 1949 года по инициативе США был создан военно-политический блок Организация Североатлантического договора (НАТО), вслед за которым были организованы еще два блока — СЕНТО и СЕАТО. Цели всех этих организаций были направлены против социалистических стран.

Международная обстановка диктовала необходимость противопоставить объединенным силам капиталистических стран объединенную мощь социалистических государств. С этой целью 14 мая 1955 года в Варшаве главами правительств соц. стран был подписан коллективный союзнический Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который вошел в историю как Варшавский Договор.

1570 г.

Царь Иван IV для охраны русского судоходства на Балтийском море и борьбы с польским и шведским каперством организовал флотилию во главе с Карстеном Роде. Первое судно было вооружено в г. Аренсбург (Кингисепп) на о. Эзель (Сааремаа). В дальнейшем флотилия базировалась на датский о. Борнхольм. Действия флотилии на морских торговых путях начались в июне. К сентябрю, имея в составе до 6 кораблей, она захватила 22 неприятельских судна. Речь Посполитая и Швеция посылали несколько морских экспедиций для уничтожения флотилии, но всякий раз ей удавалось уйти от преследования. К концу года флотилия, не имея баз, прекратила существование. Это была одна из первых попыток создания флота в России.

Где готовят офицеров флота

Подготовке офицеров для военного флота с самых первых лет его существования уделялось огромное значение. Первых офицеров готовили за рубежом, в Голландии и Франции, затем – в навигацких школах. Первым российским высшим учебным военно-морским заведением стала Академия морской гвардии, открытая в Санкт-Петербурге в 1715 году. В дальнейшем высшее образование будущие офицеры флота получали многоступенчатое, первоначально дети дворян и разночинцев обучались в морских кадетских корпусах. Получив чин гардемарина, могли продолжать службу на флоте или обучение в морских училищах, офицерских классах и школах.

Современная система военно-морского образования претерпела существенные изменения. Резкое сокращение количественного состава флота повлекло за собой сокращение учебных заведений. На 01.01.2020 года специалистов различных профилей для ВМФ России готовят:

  • Балтийский военно-морской институт (бывшее Балтийское Высшее Военно-Морское Училище им. Ф.Ф.Ушакова);
  • Военно-Медицинская академия им. С.М. Кирова (морской факультет);
  • Военно-морской инженерный институт (бывш. Высшее Военно-Морское Инженерное Училище им. В.И.Ленина);
  • Военно-Морской Институт Радиоэлектроники (бывш. Высшее Военно-Морское Училище Радиоэлектроники им. А.С.Попова);
  • Военный университет МО РФ (морской факультет);
  • Краснознаменный Учебный отряд подводного плавания имени С.М. Кирова;
  • Морской Корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт (бывш. Высшее Военно-Морское Училище им. М.В. Фрунзе);
  • Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова (бывш. Тихоокеанское Высшее Военно-Морское Училище им. С.О.Макарова).

От Северной морской флотилии до Северного флота

Гражданская война и интервенция на Севере нанесли тяжелый удар по флотилии Северного Ледовитого океана. Основная часть кораблей и судов была потеряна, причем зачастую просто потому, что не хватало сил и средств содержать их надлежащим образом. Так, например, подлодка «Дельфин», ржавевшая у причала, в конце концов во время шторма получила течь через сальник гребного винта и попросту затонула.

Тем не менее, поначалу правительство Советской России нашло возможность из кораблей, сохранившихся в Мурманске, сформировать в 1920 году Морские силы Северного моря. Но просуществовали они только два года: в 1922-м это соединение расформировали в ходе общего сокращения советских вооруженных сил. И неизвестно, сколько бы еще времени русский Север оставался без военного прикрытия, если бы не угроза со стороны Японии, которая стала совершенно очевидной к началу 1930-х годов. Чтобы обезопасить дальневосточные моря, Советскому Союзу требовался сильный Тихоокеанский флот. Для этого нужно было отправить на Дальний Восток новые боевые корабли в дополнение к небольшой флотилии, существовавшей там, а наиболее удобным был Северный Морской путь. Но использовать для подготовки и снабжения военных караванов базы торгового флота было проблематично, значит, нужно было воссоздавать в Мурманске военно-морскую базу. А если уж до этого дошло дело, было бы странно не использовать ее постоянно, для чего создать при ней хотя бы небольшой отряд кораблей.

Такой отряд появился в Мурманске с 1 июня 1933 года, согласно циркуляру Главного штаба РККА, а первые корабли, которые вошли в состав новообразованной Северной военной флотилии, вошли в Мурманский залив только 5 августа. Это были заложенные еще в царской России эсминцы «Урицкий» и «Рыков», а также построенные уже в советские годы сторожевики «Ураган» и «Смерч», первые послереволюционные подводные лодки Д-1 «Декабрист» и Д-2 «Народоволец». До прихода к месту базирования этот отряд носил название первой Экспедиции особого назначения (ЭОН-1), а командовал им флагман 1 ранга Захар Закупнев, бывший унтер-офицер и комендор Балтийского флота. Он же стал и первым командующим Северной военной флотилии после того, как ее корабли через Неву, Ладогу, Онегу и только что построенные Беломорско-Балтийский канал дошли до своей новой базы.

Северная военная флотилия превратилась в Северный флот 11 мая 1937 года, когда приказ об этом издал нарком обороны Климент Ворошилов. Вскоре моряки-североморцы приняли и боевое крещение, приняв участие в Советско-финской войне 1939-1940 годов: советские корабли заняли порты Лиинахамари и Петсамо, отрезав Финляндию от получения помощи с севера и обеспечив безопасный путь снабжения наступавшим в этом районе советским войскам. Но главной проверкой боеготовности и мужества моряков Северного флота стала Великая Отечественная война. Северный путь стал важнейшим маршрутом, по которому в Советский Союз приходили морские караваны союзников, и именно обеспечение их безопасности стало главной задачей североморцев. Надводные корабли принимали союзнические конвои и охраняли их, а подводные лодки охотились на фашистские корабли и субмарины, стремясь не подпустить их к караванам, а еще лучше — запереть в портах базирования.

Став активно действующим флотом в составе советского ВМФ, имеющим выход на оперативный простор, Северный флот быстро наращивал силы. Достаточно сказать, что на 22 июня 1941 года в его составе было всего 30 боевых кораблей и подлодок, а к середине 1945-го – уже 255! Двенадцать кораблей, частей и соединений Северного флота в годы войны получили звание гвардейских, 47 стали орденоносными. В год 20-летия Победы Краснознаменным стал и сам флот, доказав, что в суровых северных морях военные моряки и через десятки лет могут завоевать такую же славу, как их товарищи в более теплых широтах.

Обложка: https://www.reddit.com

1688 г.

Весной в подмосковном с. Измайлово в амбаре Петр I обнаружил ботик, подаренный его отцу — царю Алексею Михайловичу, Этот ботик (длина около 6 м, ширина 1,9 м) был исправлен, оснащен и спущен сначала на р. Яуза, а затем на Просяной пруд, где Петр научился управлять им. Ныне он хранится в Центральном военно-морском музее в Ленинграде.Начало строительства «Потешного» флота на Переславском (Плещеевом) озере. (август)Петр I в Переславле-Залесском организовал верфь, на которой были построены бот «Фортуна», 2 небольших фрегата и 2 яхты, спущенные на воду в июне 1689. В ноябре 1691 на верфь прибыли 16 мастеров и строительство кораблей было расширено.

ДАТСКИЙ ГОСТЬ

И тут свою роль сыграл единственный русский союзник на Балтике – Дания, видевшая в развернувшейся шведско-польско-русской войне средство вернуть себе былую гегемонию на Балтике. Кроме того, Копенгаген все еще воспринимал Швецию во многом как взбунтовавшуюся провинцию – шведы вышли из состава Датского королевства лишь в 20-е гг. ХVI века. К тому же в отличие от Речи Посполитой, где заправлявшая всем католическая верхушка не теряла надежды распространить «истинную веру» дальше к востоку, датчан религиозные вопросы не волновали. И как только посольским чиновникам и купцам, торгующим за границей, было дано задание – найти подходящего человека, который согласился бы пиратствовать на Балтике в русских интересах, король Дании лично нашел и порекомендовал царю такого.

Это был уже знаменитый к тому времени балтийский капитан Карстен Роде. Фигура эта хотя и известная, но довольно загадочная. Неизвестны с точностью даты ни его рождения, ни его смерти. Также нет достоверных сведений о его биографии. По одним данным, он одно время командовал галерой у адмирала Дориа на Средиземном море. По другим – был датским «королевским корсаром», топившим корабли конкурентов Копенгагена на Балтике – не легальным капером с патентом, а обычным морским разбойником, однако оказывающим услуги государству, и за это не слишком усиленно разыскиваемым.

В пользу этого свидетельствуют сообщения, что Иоанну Грозному его порекомендовал лично король Дании Фредерик II.

Известно что Карстен Роде происходил из бюргеров Западной Ютландии. Он был высок ростом и очень силен, носил аккуратно подстриженную бороду и держал на корабле личного цирюльника. По свидетельству современников, он был весьма набожный человек, установивший на своем судне порядок, при котором человек, уличенный в богохульстве мог быть даже выброшен за борт, «дабы не навлечь гнев Божий на судно».

К моменту поступления на русскую службу Картен Роде уже был заочно приговорен за свои «подвиги» к смерти в Гамбурге и Киле.

Иван Грозный присваивает Роде звание «наказного капитана» и «морского отамана» и выдает жалованную грамоту – каперское свидетельство. В нем Роде наделялся всеми полномочиями на море, как настоящий царский воевода, и получал приказ: «Силой врагов взять, а их корабли огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять. А нашим воеводам и приказным людям тово отамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помошников, в наши пристанища на море и на земли в бережении и чести держати, запасу или что им надобно, как торг подымет, продать и не обидеть». Также грамота содержала строгое указание: «самим ни на кого не нападать и убытков никому не чинить». Но такие оговорки были обычными при составлении каперских патентов и предназначались вовсе не для того, чтобы наставить лихих мореходов на путь истинный, а скорее, чтобы снять ответственность за грабежи с нанимателя, переложив ее целиком на корсара. (Не зря на морском жаргоне каперский патент многозначительно именовался «фартовой грамотой».)

Карстен Роде обязался поставлять в Нарву для нужд России лучшие пушки с захваченных судов, десятую часть от всей захваченной добычи, и каждый третий взятый в плен корабль.

Подобными пушками был вооружен первый русский флот. Фото из книги «Ливонская история»

Божье провидение

Завершающим этапом становления русского флота стал период закрепления на Азовском море. Заложенный к 1698 году город Таганрог и Воронеж продолжали исправно производить корабли. Но это были суда уже иного качества. В 1697-1698 годах царь посетил Европу в составе Великого посольства, где лично участвовал в строительстве корабля «Пётр и Павел». Многие русские корабелы обучились всем тонкостям строительства боевых кораблей, теперь Россия могла создавать суда всех известных тогда типов своими силами. А организованные на юге России «кумпанства» (компании) коммерчески вносили свою лепту в строительство судов. В ноябре 1698 года Петром I был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье провидение»). Это был действительно принципиально новый, мощный и тяжелый боевой корабль. Длина его киля составила 130 футов (почти 40 метров), а ширина – 33 фута (10 метров). Уже через два года первый русский линейный корабль был спущен на воду, его уникальная конструкция хоть и была заимствована с английских образцов, царь лично внес изменения в киль. Осадка линкора была уменьшена, он легко ходил по мелководью, а двойное дно защищало от течи в случае удара о грунт.

Вслед за ним были заложены ещё два линейных корабля – «Черепаха» и «Великий галеас». Их постройкой еще руководили иностранцы, так как проекты линкоров были ещё слишком сложны. К 1700 году в России уже воспитали ряд корабельных мастеров, таких как Скляев, Верещагин, Салтыков, Михайлов, Попов, Пальчиков, Тучков, Немцов, Бородин, Кознец.

России предстояла война со Швецией, и Петр I, обеспечив свой южный фланг, обратил взор на Балтику. Огромный и неоценимо важный опыт, полученный при строительстве Азовского флота, стал огромным заделом, который помог обеспечить победу нашей стране в долгой и трудной Северной войне со шведами. На Балтийском море русский флот сделал ещё больший шаг вперед. Несмотря на поражение и Прутский мир 1711 года с Турцией, по которому Азовский флот уничтожался, Россия стала военно-морской державой, великой державой. И последующие победы русского флота, и его славная история, стали наглядным тому подтверждением.

Обложка: https://redsearch.org

Флот России в годы Первой мировой войны

После начала Россией активных боевых действий в составе Антанты её главным противником на Балтике стала Германия, флот которой был более мощным как по своему количеству, так и по техническому оснащению. Ввиду этого российские моряки были вынуждены ограничить свои действия обороной береговой линии и отдельными операциями по перехвату транспортных судов противника.

На Чёрном море в период Первой мировой войны Россия вновь встретилась со своим давним противником ─ флотом Османской империи. Планируя боевые операции, турецкий адмирал Сушон делал основную ставку на два своих самых совершенных крейсера немецкого производства ─ «Бреслау» и «Гебен». Однако оба они, получив в ходе столкновения с российской эскадрой серьёзные повреждения, были вынуждены отступить в Босфор. В результате к декабрю 1915 года Россия контролировала всю акваторию Чёрного моря.

История становления военно-морского флота России

На рубеже 17-18 веков остро встал вопрос о преодолении территориальной, политической и культурной изоляции государства. Для дальнейшего экономического и социального развития страны необходимо было создать боевой военно-морской флот.

Первым кто, приступил к решению этой глобальной для страны проблемы, был царь Алексей Михайлович. По проекту голландского судостроителя полковника Корнелиуса Ванбуковена был построен русский боевой корабль «Орел».

Название свое он получил в честь государственного герба. По тем временам это было современное военное судно длиной 24, 5 метров, шириной 6, 5 м, осадкой 1.5 м. На вооружении корабля стояли 22 пушки. Состав экипажа: 22 матроса и 35 стрельцов. Осенью 1696 года Боярская дума приняла решение о создании Российского флота.

В первой половине 18 века русские моряки сделали много важных географических открытий.

История создания военно-морского флота при Петре первом

Новым шагом в развитии государства должно стать создание флота, таковой была воля молодого государя Петра I: «Морским судам быть!» И закипела работа на многочисленных верфях, которые были разбросаны по всей территории России.

В Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске строились корабли. Созданы были Азовский и Балтийский военные флоты. Немного позже приступили к созданию Тихоокеанского, Черноморского, Северного флотов и Каспийской флотилии. Строились корабли разных классов. И уже к весне 1700 года на воду были спущены 40 парусных и 113 гребных судов.

Говоря более подробно об истории создания Российского военно-морского флота надо отметить, что русский народ совершил национальный подвиг.

Несмотря на все лишения и трудности в период с 1695 года по 1712 год в России, а в частности на верфях Воронежского края были построены более 1000 кораблей и вооруженных судов, а так же более 10 000 вспомогательных судов и плавающих средств. Боеспособный мощный флот, созданный за столь короткие сроки, помогал успешно решать стратегические задачи на юге России.

Первый храм Военно-морского флота России

В 1700 году был спущен на воду первый 58-пушечный первый линейный корабль России «Божие предвидение». Отечественные корабельные мастера Петр 1,Ф. Скляев, и Л. Верещагин построили его по первому русскому чертежу. Соотечественники считали этот корабль совершенством отечественного судостроения, это событие можно считать началом русской школы судостроения.

Воронежскую землю можно назвать одним из истоков отечественного судостроения. Ведь в 1703 году было открытие первой Адмиралтейской школы для подготовки младших специалистов флота. Впервые приступили к строительству придворных и военных яхт, плавучих доков и других судов.

В России впервые в мире были разработаны и внедрены шлюзовые системы и «сухая гавань» для сохранности судов. В этом столетии берет начало создание военно-морского музея России.

Современный Военно-морской флот России


В настоящее время ВМФ является видом Вооруженных Сил Российской Федерации. Его цель — защита интересов России на морских и океанских просторах. Силами ВМФ могут быть нанесены ядерные удары по наземным объектам противника.

Уничтожение группировок противника в море и базах, нарушение океанских и морских коммуникаций противника и защита своих морских перевозок, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника — вот основные задачи ВМФ РФ. А так же содействие сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий.

Состав Военно-морского флота

В состав ВМФ России входят надводные и подводные силы, морская авиация и береговые войска флота (морская пехота и войска береговой обороны), а также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла.

Кроме того, существует Гидрографическая Военно-морского флота России. Балтийский, Северный, Черноморский, Тихоокеанский флоты и Каспийская флотилия являются оперативно-стратегическими объединениями ВМФ России.

Современный ВМФ РФ

Мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации находятся на вооружении в современном Российском военно-морском флоте. Военно-морские специалисты умело эксплуатируют эту технику.

Более чем за 300летнюю историю Российского флота наши моряки продолжают и развивают славные традиции флота.

1656 г.

Морской бой у острова КотлинВо время русско-шведской войны 1656-61 за возвращение земель, захваченных шведами в начале XVII в., отряд в составе 1000 человек под командованием воеводы стольника П. И. Потемкина 3.6 осадил крепость Нотебург (Орешек), но взять ее не смог. Часть отряда 30,6 захватила шведскую крепость Ниеншанц (Канцы) в устье Невы. Во взятии крепости участвовали гребные суда флотилии донских казаков (570 человек), высадившие десант на о. Котлин. 22.7 в районе о. Котлин произошел морской бой, в результате которого русская флотилия разбила отряд шведских кораблей, захватив б-пушечный «полукорабель» (галеру) с экипажем, и совершила набег на о. Котлин. Этот бой явился значительной победой. С приходом русских войск среди местного населения началось восстание против шведов.

Состав ВМФ РФ

В настоящее время ВМФ РФ состоят из 5 оперативно-стратегических объединений:

  • Балтийского флота (штаб г. Калининград);
  • Черноморского флота (Севастополь);
  • Тихоокеанского флота (Владивосток);
  • Северного флота (Североморск);
  • Каспийской Флотилии (Астрахань).

Количественный и качественный состав флотов не одинаков.

  1. Старейший, и некогда самый мощный флот Российской империи – Балтийский, в настоящее время насчитывает 47 надводных кораблей и 3 подводные лодки (1 в строю). При этом около 70% кораблей были построены или заложены еще во времена СССР. Только 3 корабля способны выполнять задачи в открытой океанской зоне, остальные – предназначены исключительно для прибрежного плавания.
  2. Черноморский флот имеет в составе 7 кораблей дальней морской зоны, 7 БДК, 7 дизель-электрические подводные лодки, бригады противолодочных кораблей, тральщиков, ракетных катеров и большое количество кораблей поддержки.
  3. Тихоокеанский флот – имеет в составе 55 крупных надводных корабля, 7 атомных подводных крейсеров и 6 дизель-электрических подводных лодок. Кроме указанных кораблей в состав флота входит большое количество малых боевых судов и судов обеспечения.
  4. Северный флот – занимает особое положение среди флотов России. Это обусловлено тем, что в его составе сосредоточены:
  • 21 судно дальней морской зоны, в том числе — единственный российский авианесущий крейсер;
  • 33 атомных подводных лодки, из них 8 атомных подводных крейсеров стратегического назначения;
  • 8 дизель-электрических торпедных подводных лодки и 1 экспериментальная на водородном топливе.

Кроме этого в состав флота входят ледоколы, суда обеспечения, исследовательские надводные и подводные станции, боевые катера.

  1. Каспийская флотилия – самое компактное по численности военно-морское соединение, в состав которого входит 32 надводных боевых корабля и катера, экспериментальные корабли и суда обеспечения.

Меры по модернизации российского флота

Восшедший на Российский престол в 1855 году государь Александр II, сознавая всю необходимость коренной перестройки отечественного флота, приложил максимум усилий для его модернизации и приведения в соответствие с требованием времени. В истории российского военного флота его царствование отмечено созданием большого количества первоклассных боевых кораблей, не уступавших в техническом отношении лучшим зарубежным образцам.

Эта была целая серия судов, предназначенных как для выполнения задач в прибрежных акваториях, так и в отдалённых частях мирового океана. Большинство из них было оснащено толстой бронёй и мощным артиллерийским вооружением. Наиболее известным из них стал броненосец «Пётр Великий», экипаж которого покрыл себя славой во многих морских сражениях.

1240 г.

Невская БитваВоспользовавшись тем, что силы Руси были отвлечены на борьбу с монголо-татарским нашествием, шведские и немецкие крестоносцы вторглись во владения Новгорода и Пскова. В июле 1240 шведский флот (около 100 судов с 5-тыс. десантом шведов и их союзников — норвежцев и финнов) под начальством ярля (правителя) Швеции Биргера вошел в Неву и остановился у устья Ижоры. Шведские рыцари высадились на левый берег Невы. Остальные войска остались на судах. Захватив устье Невы и г. Ладога (Старая Ладога), шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю и установить контроль над северным участком торгового пути «из варяг в греки».

Старшина Ижорской земли Пельгусии, несший «стражу морскую» на о. Котлин, сообщил в Новгород о появлении неприятеля. Не ожидая подхода всех сил, молодой новгородский князь Александр Ярославич с конной дружиной и горожанами выступил к Ладоге. В пути присоединились ладожане и ижорцы. Воспользовавшись туманом и скрытно подойдя к лагерю шведов, русское войско в боевом порядке (пешее ополчение — в центре, конница — на флангах) обрушилось на врагов. Героически сражались Гаврила Олексич, Сбыслав Якунович, Яков Полочанин, Савва, Ратмир и другие. В жестокой рукопашной схватке враг был разбит. Лишь небольшая часть войска спаслась на судах. Враг был разгромлен благодаря решительным и мужественным действиям русских воинов и их талантливого полководца, которого за эту победу народ нарек Невским.

Победа в Невской битве сохранила для Руси побережье Финского зал. и выход в Балтийское море. На месте, где Александр Невский разбил шведов, Петр I в 1710 основал монастырь (ныне музей городской скульптуры «Александро-Невская лавра» в Ленинграде), куда в 1724 были перевезены останки полководца. В память о нем был учрежден один из первых высших орденов России. Многие корабли отечественного флота по традиции носили это имя. В составе Советского ВМФ имеется крейсер «Александр Невский». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.7 1942 был учрежден орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве операциями и достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину.

907 г.

Морской поход Киевского князя Олега в ВизантиюЛетопись рассказывает, как «иде Олег на Грекы», взяв с собой союзников — «множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревляни, и Радимичи, и Поляны, и Северо, и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверцы» — и «на конях и на кораблях» «приде к Царюграду». Когда греки преградили путь по Босфору, Олег повелел поставить лодьи на катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в б. Золотой Рог, откуда Константинополь был более уязвим. Напуганные появлением войска у столицы, византийцы вынуждены были заключить мир. Из текста договора, заключенного с Византией 2.9 911, известно, что в походе участвовало 2000 лодей, «а в корабли по 40 мужь». Договор обеспечивал русским беспрепятственное плавание на Черном море и через проливы, а также предоставлял Киевской Руси право беспошлинной торговли с Византией в Константинополе.

Итоги битвы

«Гангутское сражение уступало по масштабам битвам, происходившим между флотами ведущих военно-морских держав той эпохи, таких как Великобритания, Франция или Испания, но это была первая морская победа российского флота, сыгравшая важную роль в дальнейшем развитии событий Северной войны», — рассказал в беседе с RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

По словам Павла Кротова, по итогам Гангутского сражения Россия получила сразу несколько важных преимуществ.

Также по теме


«Россию должны бояться и уважать»: 295 лет назад Пётр I стал императором

2 ноября 1721 года в Санкт-Петербурге Пётр I принял императорский титул, а Россия была провозглашена империей. Что привело к этим…

«Во-первых, российский флот освободил себе дорогу к побережью Швеции, во-вторых, шведы потеряли убитыми и пленными почти тысячу человек, а это было по меркам того времени очень много, в-третьих, победа имела идеологическое значение, укрепив боевой дух российских моряков и заставив говорить об их успехах европейские средства массовой информации», — отметил эксперт.

По случаю победы в Гангутском сражении в Санкт-Петербурге были организованы празднества. Российские войска проходили под триумфальной аркой, на которой был изображён орёл, сидевший на спине у слона (намёк на российский герб и название шведского флагмана «Элефант»). Также арка была украшена надписью: «Русский орёл мух не ловит».

Карл XII в 1714 году вернулся в Швецию и лично руководил войсками в ходе кампаний в Германии и Норвегии, однако смог добиться лишь ситуативных успехов. В декабре 1718 года он был убит при осаде крепости Фредрикстен, став последним европейским монархом, погибшим на поле боя.

В последние месяцы жизни Карла и в начале правления новой королевы Ульрики Элеоноры между Россией и Швецией прошли безрезультатные мирные переговоры в ходе так называемого Аландского конгресса.

Чтобы изменить позицию Швеции, Пётр I, воспользовавшись свободой действий на Балтийском море, приказал в 1719 — 1720 годах осуществить серию десантов на шведское побережье. Царь требовал не трогать мирное население и церкви, но уничтожать укрепления и промышленные предприятия.

Весной 1721 года между Россией и Швецией начались мирные переговоры, закончившиеся подписанием Ништадтского договора. Согласно его положениям, России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия и часть Карелии.

«Гангутское сражение было не просто демонстрацией возможностей российских моряков. Оно существенно повлияло на весь исход Северной войны и стало большим шагом к становлению Российской империи», — подытожил Павел Кротов.

Флотилия Северного Ледовитого океана

«Эскадра для диверсий» со временем выросла в достаточно солидный морской отряд, охранявший морские интересы России на довольно обширном пространстве северных морей. В зону ответственности Архангельской эскадры вошли Белое море и побережье Кольского полуострова, для чего выделялись специальные отряды судов, а кроме того, пусть и немногочисленные, но имевшиеся в составе эскадры крейсера получили задачу крейсировать в открытом море. Для того чтобы флот мог действовать на этом просторе свободно, а базы на берегу чувствовали себя уверенно, в радиусе действия эскадры заложили дополнительные пункты базирования, основали береговые батареи и стали устанавливать береговые навигационные знаки.

Архангельская эскадра просуществовала достаточно долго – 132 года. По иронии судьбы, решение о закрытии Архангельского морского порта было принято через два дня после очередного его дня рождения – 17 марта 1862 года. Формально поводом к столь радикальной мере стало отсутствие военной угрозы интересам России в северных морях. А кроме того, стране требовалось укреплять флоты на Балтике и Черном море, развивать военный флот на Дальнем Востоке, и на все это требовались средства, которые можно было сэкономить на северной флотилии.

И только Первая Мировая война, существенно ограничившая мореплавание в балтийских и черноморских водах, вновь поставила на повестку дня вопрос о военном обеспечении мореплавания на Севере. Именно этот путь становился самым безопасным для сообщения с российскими союзниками по Антанте, прежде всего с Великобританией. Для решения этой задачи 30 января 1916 года указом царствующего императора Николая II был сформирован отряд обороны Кольского залива, в его состав корабли – два вспомогательных крейсера, минный заградитель, тральщик и транспорт. Через полгода, 2 июля началось формирование Флотилии Северного Ледовитого океана, местом базирования которой определили основанный 6 июля самый северный незамерзающий порт России — Романов-на-Мурмане, будущий Мурманск.

Вскоре эта флотилия насчитывала уже 89 боевых и вспомогательных судов. Были среди них и настоящие легенды: первая русская подводная лодка «Дельфин», переброшенная на Север с Дальнего Востока, возвращенный японцами крейсер «Варяг» и совершившая первый в истории российского флота океанский переход из Италии в Романов-на-Мурмане подлодка «Святой Георгий». Кроме того, во флотилии числились и два крайне необходимых в суровых северных условиях военных ледокола – «Святогор» (будущий «Красин», один из самых знаменитых отечественных ледоколов) и «Микула Селянинович».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector