Малые противолодочные корабли проекта 1124м

В составе ВМФ СССР

БПК «Адмирал Чабаненко»

В конце 50-х годов ХХ века в СССР было принято решение создать эшелонированную противолодочную оборону, где в дальней зоне лодки перехватывались вертолётоносцами (проекта 1123) и базовой противолодочной авиацией, а в ближней — ракетными сторожевыми кораблями, первыми из которых стали БПК проекта 61. Стоит отметить, что временно в состав ВМФ СССР включались также корабли проекта 61МЭ, которые строились по заказу ВМС Индии. Позже в составе индийского военного флота эти БПК были переклассифицированы в эсминцы.

Дальнейшим развитием БПК проекта 61 стали большие противолодочные корабли с усиленным вооружением — проект 1134 «Беркут», решение о проектировании которых было принято ЦК КПСС и Советом Министров СССР 30 декабря 1961 года.

Позже проект 1134 получил развитие в виде БПК проектов 1134А и 1134Б. Несмотря на большую схожесть названий этих проектов, по сути это были существенно отличающиеся друг от друга корабли.

По тактико-техническому заданию 1972-1973 годов Северным проектно-конструкторским бюро был разработан проект новых противолодочных кораблей проекта 1155. Всего было построено 12 таких БПК.

В середине 1970-х годов в СССР начались работы по созданию нового корабля, который должен был стать ответом на создание в США крупной серии современных эсминцев УРО типа Spruance. Однако созданные эсминцы проекта 956 не удовлетворяли требованию универсальности из-за недостаточно эффективных противолодочных средств. По этой причине на основе БПК проекта 1155 был создан новый проект — большие противолодочные корабли проекта 11551. Всего планировалось построить 10 кораблей данного типа, однако до развала СССР были заложены только 3 из них, а достроен только один — «Адмирал Чабаненко».

Кроме перечисленных типов, к БПК также относили переоборудованные из эскадренных миноносцев боевые единицы — проекты 57А и 56-ПЛО. Также до 1977 года к большим противолодочным относились корабли проекта 1135, которые позже переклассифицировали в сторожевые (СКР).

Список больших противолодочных кораблей ВМС СССР

БПК проекта 57А БПК проекта 61 БПК проекта 61МЭ БПК проекта 1134 «Беркут» БПК проекта 1134А БПК проекта 1134Б БПК проекта 1155 БПК проекта 11551
«Гневный» (1958) «Комсомолец Украины» (1960) «Надёжный» (1977) «Адмирал Зозуля» (1965) «Кронштадт» (1968) «Николаев» (1969) «Удалой» (1980) «Адмирал Чабаненко» (1992)
«Упорный» (1959) «Сообразительный» (1961) «Губительный» (1978) «Вице-адмирал Дрозд» (1968) «Адмирал Исаков» (1968) «Очаков» (1971) «Вице-адмирал Кулаков» (1980)
«Гремящий» (1959) «Проворный» (1962) «Ловкий» (1979) «Владивосток» (1968) «Адмирал Нахимов» (1969) «Керчь» (1972) «Маршал Василевский» (1981)
«Жгучий» (1959) «Огневой» (1963) «Твёрдый» (1983) «Севастополь» (1969) «Адмирал Макаров» (1970) «Азов» (1973) «Адмирал Захаров» (1982)
«Зоркий» (1960) «Образцовый» (1964) «Толковый» (1986) «Маршал Ворошилов» «Петропавловск» (1974) «Адмирал Спиридонов» (1983)
«Бойкий» (1959) «Одарённый» (1964) «Адмирал Октябрьский» (1971) «Ташкент» (1975) «Адмирал Трибуц» (1983)
«Дерзкий» (1960) «Отважный» (1964) «Адмирал Исаченков» (1972) «Таллин» (1976) «Маршал Шапошников» (1985)
«Гордый» (1960) «Славный» (1965) «Маршал Тимошенко» (1973) «Симферополь» (1987)
«Храбрый» (1961) «Стройный» (1965) «Василий Чапаев» (1974) «Адмирал Левченко» (1985)
«Стерегущий» (1966) «Адмирал Юмашев» (1976) «Адмирал Виноградов» (1987)
«Красный Кавказ» (1966) «Адмирал Харламов» (1988)
«Решительный» (1966) «Адмирал Пантелеев» (1988)
«Смышлёный» (1966)
«Строгий» (1967)
«Сметливый» (1967)
«Смелый»
«Красный Крым» (1969)
«Способный» (1970)
«Скорый» (1971)
«Сдержанный» (1972)

История службы

15 февраля 1992 года «Иркутский комсомолец» переименован в «МПК-107»

До 1993 года МПК-107

года имел бортовой номер 342.

В 1999 году МПК-107

в составе КПУГ завоевал Приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке.

В сентябре 2000 года МПК-107

принял участие в совместных российско-японских военно-морских учениях в районе Авачинской губы.

5 марта 2005 года коснулся грунта обтекателем антенны гидроакустического комплекса МГК-335МС у восточной кромки мели Раковой.

Летом 2014 года МПК-107

принял участие в дальнем походе в южную часть Охотского моря. В ходе него было пройдено более 4000 миль и выполнен полный комплекс упражнений и задач боевой подготовки в условиях удалённости от пункта базирования. В ходе несения службы боевой противолодочный расчет корабля обнаружил и поддерживал контакт с иностранной субмариной, осуществляющей слежение за отрядом российских кораблей.


МПК-107 и малые ракетные корабли «Мороз» и «Разлив» в Золотом Роге, 14 декабря 2015 года В феврале—марте 2020 года соединение кораблей охраны водного района (МПК-82, МПК-107

, МРК «Иней», МРК «Мороз», МРК «Смерч» и тральщики) отработали учебные задачи по противовоздушной и противодиверсионной обороне Камчатки.

С 16 июня по 3 августа 2020 года проходил боевую службу в районе южных курил. А с 5 по 15 ноября в составе 114 БрКОВР совершил переход во Владивостокскую ВМБ для выполнения задач боевой подготовки.

С 16 июня по 18 июля 2020 года МПК-107

принял участие в морских учениях под Владивостоком и выполнял задачи боевой службы на южных курилах. 20 июля корабль прибыл в Петропавловск-Камчатский — в постоянный пункт базирования. И уже в сентябре в акватории Авачинского залива совместно с МПК-82 выполнил учебные ракетные стрельбы ЗРК «Оса-М» по воздушной целе — ракете выпущенной с берегового комплекса «Рубеж».

По состоянию на октябрь 2020 года МПК-107

находится в боевом составе Тихоокеанского флота, входит в состав 117-го дивизиона кораблей охраны водного района 114-ой бригады кораблей охраны водного района Камчатской флотилии разнородных сил. Бортовой номер 332.

Командиры корабля

  • 1983—1985 — капитан-лейтенант И. В. Вербицкий;
  • 1985—1988 — капитан-лейтенант С. Н. Боровиков;
  • 1988—1990 — капитан-лейтенант С. В. Старый;
  • 1990—1993 — капитан-лейтенант Д. Б. Брастовский;
  • 1993—1995 — капитан-лейтенант К. В. Бубенец;
  • 1995—1998 — капитан-лейтенант А. В. Максин;
  • 1998—2001 — капитан-лейтенант К. В. Чумак;
  • 2001—2003 — капитан 3-го ранга А. А. Окунь;
  • 2003—2009 — капитан-лейтенант В. С. Джанунц;
  • 2009—2011 — капитан 3-го ранга Н. Н. Благодарный;
  • 2011—2014 — капитан 3-го ранга И. С. Афанютин;
  • 2014—2017 — капитан 3-го ранга С. В. Макеев
  • 2017—н.в. — капитан-лейтенант С. А. Щербаков

В составе ВМФ СССР

БПК «Адмирал Чабаненко»

В конце 50-х годов ХХ века в СССР было принято решение создать эшелонированную противолодочную оборону, где в дальней зоне лодки перехватывались вертолётоносцами (проекта 1123) и базовой противолодочной авиацией, а в ближней — ракетными сторожевыми кораблями, первыми из которых стали БПК проекта 61. Стоит отметить, что временно в состав ВМФ СССР включались также корабли проекта 61МЭ, которые строились по заказу ВМС Индии. Позже в составе индийского военного флота эти БПК были переклассифицированы в эсминцы.

Дальнейшим развитием БПК проекта 61 стали большие противолодочные корабли с усиленным вооружением – проект 1134 «Беркут», решение о проектировании которых было принято ЦК КПСС и Советом Министров СССР 30 декабря 1961 года.

Позже проект 1134 получил развитие в виде БПК проектов 1134А и 1134Б. Несмотря на большую схожесть названий этих проектов, по сути это были существенно отличающиеся друг от друга корабли.

По тактико-техническому заданию 1972-1973 годов Северным проектно-конструкторским бюро был разработан проект новых противолодочных кораблей проекта 1155. Всего было построено 12 таких БПК.

В середине 1970-х годов в СССР начались работы по созданию нового корабля, который должен был стать ответом на создание в США крупной серии современных эсминцев УРО типа Spruance. Однако созданные эсминцы проекта 956 не удовлетворяли требованию универсальности из-за недостаточно эффективных противолодочных средств. По этой причине на основе БПК проекта 1155 был создан новый проект – большие противолодочные корабли проекта 11551. Всего планировалось построить 10 кораблей данного типа, однако до развала СССР были заложены только 3 из них, а достроен только один – «Адмирал Чабаненко».

Кроме перечисленных типов, к БПК также относили переоборудованные из эскадренных миноносцев боевые единицы – проекты 57А и 56-ПЛО. Также до 1977 года к большим противолодочным относились корабли проекта 1135, которые позже переклассифицировали в сторожевые (СКР).

Список больших противолодочных кораблей ВМС СССР

БПК проекта 57А БПК проекта 61 БПК проекта 61МЭ БПК проекта 1134 «Беркут» БПК проекта 1134А БПК проекта 1134Б БПК проекта 1155 БПК проекта 11551
«Гневный» (1958) «Комсомолец Украины» (1960) «Надёжный» (1977) «Адмирал Зозуля» (1965) «Кронштадт» (1968) «Николаев» (1969) «Удалой» (1980) «Адмирал Чабаненко» (1992)
«Упорный» (1959) «Сообразительный» (1961) «Губительный» (1978) «Вице-адмирал Дрозд» (1968) «Адмирал Исаков» (1968) «Очаков» (1971) «Вице-адмирал Кулаков» (1980)
«Гремящий» (1959) «Проворный» (1962) «Ловкий» (1979) «Владивосток» (1968) «Адмирал Нахимов» (1969) «Керчь» (1972) «Маршал Василевский» (1981)
«Жгучий» (1959) «Огневой» (1963) «Твёрдый» (1983) «Севастополь» (1969) «Адмирал Макаров» (1970) «Азов» (1973) «Адмирал Захаров» (1982)
«Зоркий» (1960) «Образцовый» (1964) «Толковый» (1986) «Маршал Ворошилов» «Петропавловск» (1974) «Адмирал Спиридонов» (1983)
«Бойкий» (1959) «Одарённый» (1964) «Адмирал Октябрьский» (1971) «Ташкент» (1975) «Адмирал Трибуц» (1983)
«Дерзкий» (1960) «Отважный» (1964) «Адмирал Исаченков» (1972) «Таллин» (1976) «Маршал Шапошников» (1985)
«Гордый» (1960) «Славный» (1965) «Маршал Тимошенко» (1973) «Симферополь» (1987)
«Храбрый» (1961) «Стройный» (1965) «Василий Чапаев» (1974) «Адмирал Левченко» (1985)
«Стерегущий» (1966) «Адмирал Юмашев» (1976) «Адмирал Виноградов» (1987)
«Красный Кавказ» (1966) «Адмирал Харламов» (1988)
«Решительный» (1966) «Адмирал Пантелеев» (1988)
«Смышлёный» (1966)
«Строгий» (1967)
«Сметливый» (1967)
«Смелый»
«Красный Крым» (1969)
«Способный» (1970)
«Скорый» (1971)
«Сдержанный» (1972)

Служба

По приказу командующего КЧФ от 6 октября 1983 года, был включён с 9 октября в состав 400-го дивизиона противолодочных кораблей 68-й бригады кораблей охраны водного района, вошёл в состав флота 3 ноября 1983 года. С 10 апреля 1984 года по 15 февраля 1992 года носил наименование «Комсомолец Молдавии».

С 29 декабря 1984 года в течение 32 суток корабль успешно нёс боевую службу в Чёрном море, у входа в пролив Босфор, и получил оценку «отлично». В следующем году получил ту же оценку за несение службы у Босфора и был объявлен по итогам 1985 года отличным кораблём.

В 1986 году нёс боевую службу в Средиземном море, снова был объявлен отличным кораблём. В 1989 году «Комсомолец Молдавии» нёс в течение 68 суток боевую службу у Босфора. В следующем году МПК провёл в кампании 250 суток.

«Комсомолец Молдавии», 1 августа 1990 года

В период гражданской войны в Эфиопии в 1990 — 1991 годах «Комсомолец Молдавии» успешно нёс боевую службу в Красном море. В августе 1990 года корабль сменил морской тральщик «Разведчик» у Эфиопского архипелага Дахлак. 19 октября 1990 года корабль сопровождал конвой в составе двух больших десантных кораблей, танкера «Шексна» и морского тральщика «Параван». В 14:30 советский конвой был обстрелян двумя береговыми батареями эритрейских сепаратистов с мыса Карали и острова Асарка Северная. По МПК-118 было выпущено шесть 122-мм снарядов и три неуправляемые ракеты РСЗО «Град». Спустя минуту командиру БЧ-2 старшему лейтенанту С. Потанину с главного командного пункта поступила команда «Огонь!». Израсходовав до сотни снарядов, «Комсомолец Молдавии» подавил обе батареи и взорвал склад боеприпасов.

Позже, за боевую службу командир корабля капитан-лейтенант Д. Брастовский был награждён орденом Красной Звезды. Также награды получили 10 членов экипажа, среди которых были начальник штаба дивизиона МПК капитан 3-го ранга С. В. Старый, замполит старший лейтенант О. Якимов, командир БЧ-2 старший лейтенант С. Потанин и командир БЧ-3 лейтенант Д. Черемных.

Всего за период боевой службы в Красном море «Комсомолец Молдавии» совершил успешную проводку более 30 конвоев советских судов. После возвращения с боевой службы, корабль был определён в ремонт, но простоял у стенки Севморзавода 6 лет из-за отсутствия финансовых средств на проведение ремонта.

С 15 февраля 1992 года МПК было возвращено наименование МПК-118; с 5 апреля 1999 года кораблю было присвоено наименование «Суздалец». В течение шести лет подряд, с 1998 по 2003 годы, «Суздалец» удостаивался чести участвовать в военно-морских парадах на День ВМФ РФ.

Совместное празднование Дня ВМФ России и Украины в Севастополе. «Суздалец» и «Тернополь», 2012 год

2 марта 2004 года «Суздалец» был уведён морским буксиром МБ-173 в Новороссийск для докования и проведения среднего ремонта на Туапсинском судоремонтном заводе (для ремонта ГТУ, эхолота, проведения центровки валолиний, ревизии рулевого устройства, очистки и покраски корпуса).

По некоторым данным, 10 августа 2008 года отразил атаку трёх грузинских сторожевых катеров в ходе войны в Южной Осетии. Один из катеров затонул, погибли 5 членов экипажа.

На 2017 год корабль входит в состав Черноморского флота России.

История создания

Разрабатывались специалистами Зеленодольского судостроительного завода, в Германской Демократической Республике(ГДР). Главным наблюдающим от ВМФ по проекту был назначен капитан 2 ранга О. К. Коробков. Корабли разработаны на базе малого противолодочного корабля проекта 1124, строились для собственных ВМС (тип «Parchim»), по заказу СССР, для стран Организации Варшавского договора и на экспорт. Головной МПК проекта 1131 вступил в строй ВМФ ГДР в 1981 году. По своим ТТЭ уступают прототипу (отсутствует ЗРК «Оса-М»), но отличаются исключительно высоким качеством постройки.

Проект 1131М модернизированный вариант с обновлённым артиллерийским, гидроакустическим и радиотехническим вооружением. Головной МПК-192 проекта 1131М вступил в строй Балтийского флота в 1986 году.

Подводные лодки


Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» проекта 941

Центральный Военно-Морской Портал

Тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) «Дмитрий Донской» (Северный флот) – головной корабль серии. Лодка заложена 30 июня 1976 года на «Севмашпредприятии» и вступила в строй ВМФ в 1981 году. В 1982 году вошла в состав Северного флота. 7 октября 2002 года стала именоваться «Дмитрий Донской». Самая большая подлодка в мире.

Самое интересное из истории подлодки

В 1987 и 1989 годах лодку занесли на Доску почета ВМФ и МО. В 1989 году вернулась на «Севмашпредприятие» для капитальной модернизации по проекту 941У. В 1991 году модернизацию свернули. В 1996 году началась модернизация по проекту 941УМ. 26 июля 2002 года лодка повторно введена в состав Северного флота. В 2008 году прошла ремонт и модернизацию на «Севмаше».

С 2008 по 2010 годы с борта произведено несколько пусков БР «Булава-М».

Назначение

«Акула» предназначена для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника.

Б-459 «Владикавказ» – дизельная подводная лодка проекта 877


ДЭПЛ «Владикавказ»

АО «ЦС «Звездочка»

ДЭПЛ «Владикавказ» (Северный флот) заложена 25 февраля 1988 года на имени Жданова в Горьком под наименованием Б-459, спущена на воду 29 апреля 1990 года, вошла в состав флота в сентябре 1990 года. 2 августа 1997 года получила наименование «Владикавказ» в связи с установлением над лодкой шефских связей администрацией Северной Осетии.

Самое интересное из истории подлодки

12 ноября 2008 года поставлена на ремонт на в Северодвинске. 27 мая 2020 года выходила в море для участия в межвидовых учениях.

Назначение

ДЭПЛ проекта 877 служат для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника в ближней морской зоне и мелководных районах, в которых многоцелевые атомные подлодки в силу своих размеров лишены свободы маневра и не могут действовать достаточно скрытно.

«Великий Новгород» – дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка»


ДЭПЛ проекта 636.3 «Великий Новгород»

FlotProm

ДЭПЛ «Великий Новгород» (Черноморский флот) заложена на Адмиралтейских верфях 30 октября 2014 года. Спущена на воду 18 марта 2020 года. Передана флоту 26 октября 2020 года.

Самое интересное из истории подлодки

23 июня 2020 года участвовала в учениях минно-тральных сил Балтийского флота.

Назначение

ДЭПЛ «Великий Новгород» предназначена для борьбы с подводными лодками и кораблями противника, для обороны военно-морских баз, береговых и морских коммуникаций, разведывательной и патрульной деятельности на коммуникациях противника.

«Колпино» – дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка»


Подъем Андреевского флага на борту подлодки «Колпино» (пр. 636.3, «Варшавянка»)

ЦВМП

ДЭПЛ «Колпино» (Черноморский флот) заложена на Адмиралтейских верфях 30 октября 2014 года. Спущена на воду 31 мая 2020 года. В августе 2020 года подлодка «Колпино» вышла на заводские ходовые испытания. 24 ноября 2016 года официально подлодка передана ВМФ РФ, на борту поднят Андреевский флаг.

Назначение

ПЛ «Колпино» предназначена для борьбы с подводными лодками и кораблями противника, для обороны военно-морских баз, береговых и морских коммуникаций, разведывательной и патрульной деятельности на коммуникациях противника.

Центральный военно-морской портал подготовил полную программу празднования дня ВМФ – как в Кронштадте, так и в других морских городах России.

История

Малые охотники за подводными лодками в СССР после Великой отечественной войны долгое время строили с деревянными корпусами, так как они были унифицированы по корпусу и двигателям с торпедными катерами. В 1948 году судостроительной верфью в Сосновке по проекту ОД-200бис (разработчик — центральное конструкторское бюро № 19 (ЦКБ-19) в Ленинграде, главный конструктор Леонид Львович Ермаш) построено 16 малых охотников с дизельными двигателями М-50, так как построенные в 1946—1947 годах верфью в Сосновке 40 малых охотников за подводными лодками проекта ОД-200, из-за установки на них карбюраторных двигателей «Паккард» были пожароопасны. Катера проекта ОД-200 стали последними, имевшими возможность перевозки по железной дороге. Появление подводных лодок с большими подводными скоростями и подводными дальностями хода требовало размещения на охотниках более дальнодействующих акустических средств обнаружения и более мощного и эффективного вооружения. Это повлекло за собой рост водоизмещения противолодочных катеров.

Противолодочные катера проекта 199, разработанные в ЦКБ-5 под руководством главного конструктора Павла Густавовича Гойнкиса на базе корпуса и энергетической установки большого торпедного катера проекта 183, последняя серия деревянных малых охотников. По сравнению с катерами проекта ОД-200, их противолодочное вооружение усилено: из двух кормовых бомбосбрасывателей и двух бомбометов БМБ-2 с 36 большими глубинными бомбами. Их артиллерийское оружие самообороны: две спаренные 25-мм пушечные установки 2М-3. Эти малые охотники были с современным для того времени гидроакустическими и радиолокационными станциями. По проекту ОД-200 до конца 1959 года судостроительной верфью № 5 в Ленинграде для морских частей пограничных войск построено 52 катера.

Описание конструкции

Основная статья: МПК на подводных крыльях проекта 11451 «Сокол».

Схема общего вида и разрез МПК проекта 11451

МПК проекта 11451, вид сбоку

МПК проекта 11451, продольный разрез

Корпус

Корпус гладкопалубный, катерного типа; выполнен сварным из лёгких алюминиево-магниевых сплавов марок АМг-61, АМг-61Т и АМг-61Н. Шесть переборок делили корпус на семь водонепроницаемых отсеков.

Крыльевое устройство в виде отдельных носового и кормового комплексов было выполнено из титанового сплава и крепилось к корпусу болтовыми соединениями.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка на корабле газотурбинная и состояла из трёх газотурбинных двигателей: двух агрегатов М10Д по 20000 л. с. в качестве основных и одного маршевого агрегата М16 мощностью 10000 л. с., обеспечивающего малый и задний ход. Газотурбинные агрегаты посредством редукторов приводили во вращение шесть гребных винтов, смонтированных попарно тандемом на трёх угловых стойках; каждый из трёх агрегатов приводил свою собственную пару винтов. Основные двигатели при большей мощности отличались меньшим ресурсом и были нереверсивными, а маршевый, предназначенный для более длительной работы на любых ходах, имел больший ресурс и возможность реверса.

Для маневрирования на малом ходу корабль был оснащён двумя выдвижными поворотными колонками в корме и одним подруливающим устройством в носовой части.

Электроэнергию обеспечивали два дизель-генератора по 200 кВт каждый; бортовая сеть питалась переменным трёхфазным током 390 В при частоте 50 Гц.

При подъёме на крыльях корабль мог развивать скорость свыше 60 узлов, и набирал он эту скорость с полного стопа за время менее трёх минут. Передвижение на крыльях и применение оружия допускалось при волнении моря до 5 баллов, а безопасное плавание на водоизмещающем режиме, без выхода на крыло, допускалось при волнении до 8 баллов.

История создания

Идея снижения гидродинамического сопротивления за счет подъема корпуса судна из воды давно привлекала конструкторов боевых кораблей. Еще в конце 40х – начале 50х годов проводились испытания различных крыльевых устройств на катерах пр. 123бис, М123бис, 123К, 184 и 183ТК. Тогда положительных результатов достичь не удалось. Но идея не умерла, и в конце 50х-годов к ней вернулись вновь, но уже на новом теоретическом и конструктивном уровне.

Результатом проведенных работ явились постройка и испытание малого торпедного катера с носовым малопогруженным крылом и боковыми стабилизаторами и управляемой транцевой плитой. Данной крыльевой системой оснащались большие торпедные катера пр. 206М, строящиеся довольно большой серией.
Однако малопогруженные крылья оказались немореходными.

Решение проблемы находилось в оснащение морских судов глубокопогружёнными подводными крыльями с автоматическим управлением подводной силой.

Опытный МРК пр. 1240 «Ураган»

Еще одним важным событием для внедрения подводных крыльев на флот явилось создание легких газотурбинных установок с высокими показателями мощности.

С целью проверки правильности принятых конструктивных решений было построено два опытных корабля: малый ракетный (пр. 1240) и малый противолодочный (пр. 1141)
Опытный корабль пр. 1240, разработанный конструкторским бюро ЦМКБ «Алмаз», был построен в Ленинграде в 1978 году. Максимальная скорость корабля составляла 60 узлов, а дальность плавания на крейсерской скорости (45 узлов) – 640 миль. Главная энергетическая установка состояла из двух газотурбинных двигателей мощностью по 18000 л. с.

Опытный МПК пр. 1141 «Александр Кунахович»

Через редукторы, расположенные в угловых колонках, она вращала гребные винты типа «тандем». Корабль имел мощное ударное вооружение, а также скорострельную автоматическую установку АК-630. Однако из-за сложной крыльевой системы и проблем с эксплуатацией корабль не пошел в серию.

Опытный МПК пр. 1141 разрабатывался Зеленодольским конструкторским бюро. Он был построен в 1977 году и передан в эксплуатацию под именем своего главного конструктора – «Александр Кунахович».Корабль имел крылья фиксированного типа с автоматически управляемыми закрылками. Даже при довольно большой волне амплитуда бортовой качки не превышает 3 градусов. Ходовые испытания показали возможность применения торпедного вооружения на скорости в 50 узлов и при волнении до 4 баллов. Прошедшие испытания, показали правильность конструктивных решений, и при разработке серийного МПК за основу был взят пр. 1141.

Новый корабль пр. 11451 был спроектирован также Зеленодольским ПКБ в 1981 году. Он унаследовал многое из того, что прошло апробирование на опытном судне.

Теоретически поисково-ударная группа из четырёх МПК пр. 11451 способна перекрыть всю акваторию Чёрного моря, обнаружить и уничтожить любую одиночную подводную цель.

Предшественники

Опытные корабли: малый ракетный корабль проекта 1240 «Ураган», малый противолодочный корабль пр. 1141 «Александр Кунахович».

Подводные лодки


Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» проекта 941 Центральный Военно-Морской Портал

Тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) «Дмитрий Донской» (Северный флот) – головной корабль серии. Лодка заложена 30 июня 1976 года на «Севмашпредприятии» и вступила в строй ВМФ в 1981 году. В 1982 году вошла в состав Северного флота. 7 октября 2002 года стала именоваться «Дмитрий Донской». Самая большая подлодка в мире.

Самое интересное из истории подлодки

В 1987 и 1989 годах лодку занесли на Доску почета ВМФ и МО. В 1989 году вернулась на «Севмашпредприятие» для капитальной модернизации по проекту 941У. В 1991 году модернизацию свернули. В 1996 году началась модернизация по проекту 941УМ. 26 июля 2002 года лодка повторно введена в состав Северного флота. В 2008 году прошла ремонт и модернизацию на «Севмаше».

С 2008 по 2010 годы с борта произведено несколько пусков БР «Булава-М».

Назначение

«Акула» предназначена для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника.

Б-459 «Владикавказ» – дизельная подводная лодка проекта 877

ДЭПЛ «Владикавказ»

АО «ЦС «Звездочка»

ДЭПЛ «Владикавказ» (Северный флот) заложена 25 февраля 1988 года на имени Жданова в Горьком под наименованием Б-459, спущена на воду 29 апреля 1990 года, вошла в состав флота в сентябре 1990 года. 2 августа 1997 года получила наименование «Владикавказ» в связи с установлением над лодкой шефских связей администрацией Северной Осетии.

Самое интересное из истории подлодки

12 ноября 2008 года поставлена на ремонт на в Северодвинске. 27 мая 2020 года выходила в море для участия в межвидовых учениях.

Назначение

ДЭПЛ проекта 877 служат для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника в ближней морской зоне и мелководных районах, в которых многоцелевые атомные подлодки в силу своих размеров лишены свободы маневра и не могут действовать достаточно скрытно.

«Великий Новгород» – дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка»

ДЭПЛ проекта 636.3 «Великий Новгород»

FlotProm

ДЭПЛ «Великий Новгород» (Черноморский флот) заложена на Адмиралтейских верфях 30 октября 2014 года. Спущена на воду 18 марта 2020 года. Передана флоту 26 октября 2020 года.

Самое интересное из истории подлодки

23 июня 2020 года участвовала в учениях минно-тральных сил Балтийского флота.

Назначение

ДЭПЛ «Великий Новгород» предназначена для борьбы с подводными лодками и кораблями противника, для обороны военно-морских баз, береговых и морских коммуникаций, разведывательной и патрульной деятельности на коммуникациях противника.

Постройка и испытания

Корабельная табличка МПК-220

Малый противолодочный корабль МПК-220 строился судостроительным заводом «Море» в Феодосии, был вторым в серии. Заложен 12 мая 1984 года с присвоением заказу заводского номера 502; старшим строителем корабля был назначен Василий Иванович Чебаненко.

6 апреля 1989 года зачислен в списки кораблей ВМФ. В том же 1989 году предполагался спуск на воду и достройка корабля, но летом из-за сильнейшего ливня на заводе было затоплено открытое мазутохранилище, и всплывший мазут залил цех, в котором строился МПК-220. Упомянутое происшествие было не единственной задержкой: строительство всей серии кораблей проекта 11451 шло при серьёзном отставании от графика, поскольку новаторская конструкция вызвала ряд сложностей у заводских технологов. На заводе, ранее выпускавшем катера, для более крупных МПК не хватало даже производственных площадей и обученных кадров, а малые глубины в заводском «ковше» исключали спуск МПК на воду с пристыкованными крыльями. Следует отметить, что и сами эти крылья из титановых сплавов феодосийский завод изготавливать не мог: их конструкции в готовом виде поставлялись из Северодвинска, с «Севмаша». Спуск строящегося МПК в Феодосии выполняли в специально для них изготовленный технологический понтон, в котором к корпусу и пристыковывали крылья с редукторами и гребными винтами. Далее, после буксировки понтона к месту с достаточной глубиной, выполнялся собственно спуск на воду.

МПК-220 был спущен на воду 20 августа 1990 года.

Осенью 1990 года приступили к испытаниям корабля. При этом, кроме прочего, были проведены расширенные замеры уровня вибрации, который оказался существенно ниже нормативного.

30 декабря 1990 года был подписан приёмный акт, согласно которому МПК-220 передавался от промышленности флоту.

Производство[править | править код]

ВМФ ГДР

— построено 16 малых противолодочных кораблей проект 133.1. С 1984 года числились кораблями береговой обороны. В 1992 году все корабли проданы Индонезии где числятся корветами.

ВМФ СССР

— построено 12 малых противолодочных кораблей проект 1331М.

Заводской номер — Наименование Заложен Спущен на воду Вступил в строй Примечание
№ 373 — МПК-192 26.02.1985 29.08.1985 19.12.1986 с 28.01.2011 — «Уренгой»
№ 374 — МПК-205 04.01.1985 28.12.1985 28.04.1986 с 10.02.1998 — «Казанец»
№ 375 — МПК-67 28.03.1985 19.04.1986 30.06.1987
№ 376 — МПК-99 25.06.1985 12.08.1986 28.12.1987 с 28.10.2004 — «Зеленодольск»
№ 377 — МПК-105 30.12.1985 20.11.1986 16.03.1988
№ 378 — МПК-213 08.04.1986 28.02.1987 29.07.1988
№ 379 — МПК-216 22.06.1986 25.06.1987 30.09.1988
№ 380 — МПК-219 07.11.1986 30.09.1987 23.12.1988
№ 381 — МПК-224 28.02.1987 30.03.1988 31.03.1989 с 05.03.2005 — «Алексин»
№ 382 — МПК-227 02.09.1987 16.08.1988 29.06.1989 с 25.05.2015 — «Кабардино-Балкария»
№ 383 — МПК-228 20.11.1987 31.10.1988 26.09.1989 с 02.09.1999 — «Башкортостан»
№ 384 — МПК-229 23.02.1988 30.01.1989 06.04.1990 с 19.04.1996 — «Калмыкия»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector