Большие противолодочные корабли проекта 1134 «беркут»

Модернизации и переоборудования

В период с 19 декабря 1982 по 10 октября 1986 года «Адмирал Октябрьский» прошёл на судоремонтном предприятии «Дальзавод» во Владивостоке средний ремонт с модернизацией. В частности, главный противолодочный комплекс «Метель» был заменён более совершенным «Раструб-Б», установлена система спутниковой навигации АДК-2М «Шлюз» и система космической связи «Цунами-БМ». Среди десяти кораблей проекта 1134А подобную модернизацию прошли только четыре единицы. Следует отметить, что остальные модернизированные корабли этого типа служили в составе Северного флота, а на Тихоокеанском флоте прошёл перевооружение только «Адмирал Октябрьский».

История создания

Предшественники

Проект 1135

Предшественником проекта считались корабли, СКР проект 1135 (шифр Буревестник) и БПК проект 1134А (шифр Беркут). Эти противолодочные корабли обладали хорошим вооружением и мореходными качествами. Действуя группой, решали универсальные задачи. Недостаток проектов в радиоэлектронном вооружении и малой дальности обнаружения.

Предпосылки к созданию

Проект 1134А

Появление более совершенных атомных подводных лодок вынудило ВМФ СССР, приступить к созданию противолодочных кораблей нового поколения. Следовало увеличить дальность обнаружения и уничтожения вероятного противника. Требовалось улучшить обитаемость и безопасность. Необходимо усилить защиту от ПКР. Также следовало усилить артиллерийское вооружение.

Зона интересов СССР расширялась, это требовало усиления морского присутствия. Создание нового проекта противолодочного корабля, для дальнего обнаружения и борьбы, становилось приоритетным. С появлением на флоте новых систем вооружения и радио-сопровождения, в начале 1970-х годов Северным ПКБ был получен заказ на проект БПК.

Многие наработки применили с предыдущих проектов. Идея использования за основу предыдущий проект 1135 (проект 1134А), который строился большой серией, позволила бы строить на старых стапелях. Однако требование флота разместить на корабле ГАК нового поколения, заставило отказаться от ограничений в размере.

Проектирование

Схема наружного вида БПК пр. 1155

В 1972 году Северное проектно-конструкторское бюро (Ленинград), под руководством Н.П. Соболева и В.П. Мишина, поступило техническое задание флота, проект большого противолодочного корабля нового поколения проект 1155.

Изначальное водоизмещение в 4000 т исключало установку ГАК «Полином» и двух вертолетов. Подкильный гидроакустический комплекс нового поколения, массой 800 т и длиной 30 м, потребовали новых обводов корпуса в носовой части.

Использование ферменной конструкции мачт с РЛС сократило общее количество надстроек. Кормовая часть приобрела новую форму с ангарами для вертолетов. Что позволило, в отличии от предыдущих проектов, базироваться на борту. Проектное водоизмещение возросло до 7000 т.

В следствии роста водоизмещения, увеличили мощность артиллерии. Установили две арт-установки АК-100 и АК-630 с большим боезапасом. Проектом предусматривалась установка новой РЛС СУАО МР-123-01.

Вместо ЗРК «Оса-М» установили многоканальный ЗРК «Кинжал», с управляемыми ракетами, в кормовой части и на полубаке. УРК-5 «Раструб-Б» разместили, взяв за основу проект 1134А, под ходовым мостиком. Оснастили системой оповещения лазерного наведения и комплексом космической связи «Прицеп-А».

На БПК проект 1155 установили газотурбинную силовую установку. Достоинством которой, является возможность быстро перейти в режим полной мощности за 10-15 минут. Имеют высокую удельную мощность при небольших габаритах, по сравнению с паротрубными установками. Два ГТА М9, более экономичные и удобные в эксплуатации. Для удобства замены агрегатов ГТД, газо-вывод идет от каждого эшелона в две дымовые трубы. Улучшен пост аварийного управления форсажными ГТД. Установлены новые системы пожаротушения и оповещения.

Все это привело к появлению универсального боевого корабля. В городе Калининград на ССЗ «Янтарь» соорудили новый стапель. 23 июля 1977 года заложен головной корабль «Удалой».

Постройка и испытания

2 июня 1969 года заложен на верфи судостроительного завода № 190 имени А. А. Жданова в Ленинграде и зачислен в списки ВМФ 14 сентября 1969 года. Корабль получил заводской № 726 и название «Адмирал Октябрьский» в честь советского флотоводца, участника Великой Отечественной войны адмирала Филиппа Сергеевича Октябрьского (1899-1969).

БПК «Адмирал Октябрьский» спускают на воду боковым способом, 21 мая 1971 года

Постройка кораблей проекта 1134А производилась в Ленинграде поточно-производственным способом на четырёх позициях эллинга, где происходило формирование блоков корпуса из секций. Массогабаритные характеристики секций были ограничены грузоподъёмностью транспортных средств и стапельных кранов, а также размерами проёмов цехов и коридоров. Перестановка блоков корпуса осуществлялась при помощи трансбордера, предназначенного для бокового спуска кораблей. Соединение всех блоков осуществлялось единым кольцевым швом автоматической сварки. В результате принятых мер в относительно короткий срок — за одиннадцать лет, с 1966 по 1977 годы — удалось построить 10 кораблей этой серии.

Спуск «Адмирала Октябрьского» на воду состоялся 21 мая 1971 года.

28 декабря 1973 года, после завершения Государственных испытаний, флоту был передан новый БПК.

Постройка и испытания корабля в общей сложности заняли 3 года, 8 месяцев и 25 дней.

Общие сведения

Большой противолодочный корабль «Маршал Ворошилов» стал пятым в серии океанских кораблей проекта 1134А, строившихся на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова. Предназначением БПК этой серии были обнаружение и уничтожение атомных подводных лодок противника, а также обеспечение противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороны тактических групп флота. По классификации НАТО эти корабли за мощное вооружение и значительные размеры причислялись к ракетным крейсерам (англ. Kresta II-class cruisers). Следует отметить, что предшественники проекта 1134А — БПК проекта 1134 — и в советском ВМФ после 1977 года были официально перечислены из противолодочных кораблей в класс ракетных крейсеров, поскольку в качестве основного вооружения несли противокорабельные крылатые ракеты.

Служить БПК «Маршал Ворошилов» было назначено в составе Тихоокеанского флота. Во время службы корабль носил Краснознамённый Военно-Морской флаг, унаследованный от черноморского крейсера «Ворошилов».

Примечания

  1. По техническому проекту 1134А предполагалась численность экипажа в 343 человека, из них 33 офицера; реальный штат экипажей построенных кораблей включал в себя 385 человек, в том числе 42 офицера.
  2. На Северном флоте комплекс «Метель» заменили «Раструбами» на трёх кораблях из семи служивших в составе КСФ единиц проекта 1134А.
  3. Семейство БПК под общим шифром «Беркут» включало в себя проекты 1134, 1134А и 1134Б.
  4. Модернизированы были, кроме «Адмирала Октябрьского», ещё «Адмирал Исаков», «Адмирал Макаров» и «Адмирал Исаченков».
  5. Политика Кувейта в отношении нефтедобычи, сбивая цену на нефть, приводила к существенным убыткам для иракского нефтяного экспорта. Положение осложняло ещё и то, что Ирак был вынужден выплачивать значительные проценты по внешним займам, в том числе, и Кувейту — и реструктурировать этот долг Кувейт отказался также.

Постройка и испытания

Строительство больших противолодочных кораблей проекта 1134-А было развёрнуто в закрытом эллинге Ленинградского судостроительного завода им. А. А. Жданова. Главным строителем головного корабля был назначен Д. Б. Афанасьев, а ответственным сдатчиком — Ю. А. Большаков. Главными строителями других кораблей были Г. И. Цветков и Г. В. Филатов, а ответственными сдатчиками — Г. Г. Нарсесов, М. И. Шрамко, А. К. Бондаренко, К. П. Юсупов, В. М. Архаров и В. С. Воробьёв. Начальником группы технического сопровождения Северного проектно-конструкторского бюро был В. П. Мишин.

Постройка кораблей производилась поточно-производственным способом на четырёх позициях эллинга, где происходило формирование блоков корпуса из секций. Массогабаритные характеристики секций были ограничены грузоподъёмностью транспортных средств и стапельных кранов, а также размерами проёмов цехов и коридоров. Перестановка блоков корпуса осуществлялась при помощи трансбордера, предназначенного для бокового спуска кораблей. Соединение всех блоков осуществлялось единым кольцевым швом автоматической сварки. В процессе строительства серии проходила реконструкция завода и его оборудования.

Всего за одиннадцать лет (с 1966 по 1977 годы) было построено 10 кораблей, хотя различными вариантами кораблестроительных программ предполагалось построить для флота 32 корабля проектов и 1134-А.

Испытания кораблей серии проходили в напряжённой обстановке, типичной для времени холодной войны. Программа государственных испытаний включала: 6 — 8 стрельб зенитно-ракетным комплексом, до 10 артиллерийских стрельб комплексом АК-725, 5 — 6 стрельб противолодочным оружием. Проверка гидроакустических станций проводилась по дальности определения места подводной лодки проекта 613 (глубина 30 м, скорость 6 узлов). Дальности обнаружения воздушных и надводных целей всеми имеющимися на вооружении РЛС проверялись по самолёту Ил-28 при высоте полёта 11 000 м и сторожевым кораблям проекта 1135. Государственные испытания обычно не превышали трёхмесячный срок, но за этот период корабли проходили не менее 6000 морских миль. Водоизмещение и устойчивость кораблей проекта определялись по результатам кренгования головного корабля. Результаты испытаний показали вполне удовлетворительную мореходность кораблей проекта 1134-А.

Литература и источники информации

Литература

Аверин А. Б. Адмиралы и маршалы. Корабли проектов 1134 и 1134А. — «Корабли советского флота». — М.: Военная книга, 2007. — 144 с. — ISBN 978-5-902863-16-8

Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.

Ссылки

  • Страница «Википедии» о БПК «Маршал Ворошилов»
  • Страница «Википедии» (англ.) о БПК «Маршал Ворошилов»
  • Фотографии БПК «Маршал Ворошилов» на navsource.narod.ru
  • Рассказ Николая Ермолаева о службе на БПК «Маршал Ворошилов» в 1975-1978 годах, часть 1
  • Рассказ Николая Ермолаева о службе на БПК «Маршал Ворошилов» в 1975-1978 годах, часть 2
  • Фотографии БПК «Маршал Ворошилов» на сайте kresta-ii.ucoz.ru
  • История и характеристики БПК проекта 1134А «Беркут-А»

Построенные корабли

Название Заводской № Заложен Спущен на воду Вступление в строй Примечание
«Удалой» 111 23.07.1977 5.02.1980 31.12.1980 В 2001 г. исключен из боевого состава флота. В 2002 г. разобран на металл.
«Вице-адмирал Кулаков» 731 4.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 Прошел модернизацию 1994-2010гг. В составе СФ.
«Маршал Василевский» 732 22.04.1979 29.12.1981 8.12.1983 Входил в состав СФ. Утилизирован в 2004 г.
«Адмирал Захаров» 112 16.10.1981 4.11.1982 30.12.1983 входил в состав ТОФ. В 2002 г. корабль передан на утилизацию.
«Адмирал Спиридонов» 113 11.04.1982 28.04.1984 13.12.1984 Входил в состав ТОФ. Передан на утилизацию в 2003 г.
«Адмирал Трибуц» 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 Входит в состав ТОФ. В 2004 г. совместно с РКР «Варяг» и МПК «Кореец» посетил порт Инчхон (Чемульпо) по случаю 100-летнего юбилея сражения крейсера 1-го ранга «Варяг» и кононерской лодки «Кореец» с японской эскадрой.
«Маршал Шапошников» 114 25.05.1983 28.04.1984 30.12.1985 Входит в состав ТОФ.
«Североморск» 115 12.06.1984 24.12.1985 30.12.1987 «Симферополь» до 1995 г. Входит в состав СФ.
«Адмирал Левченко» 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 До 24.05.1982 г. «Хабаровск». Входит в состав СФ.
«Адмирал Виноградов» 116 5.02.1986 4.06.1987 30.12.1988 Входит в состав ТОФ.
«Адмирал Харламов» 117 7.08.1986 29.06.1988 30.12.1989 Входит в состав СФ.
«Адмирал Пантелеев» 118 28.01.1988 7.02.1990 19.12.1991 Входит в состав ТОФ.

Постройка и испытания

7 марта 1970 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 20 марта 1970 года заложен на верфи судостроительного завода № 190 имени А. А. Жданова в Ленинграде. Корабль получил заводской № 725 и название «Маршал Ворошилов» в честь советского полководца и политического деятеля, маршала Климента Ефремовича Ворошилова (1881-1969).

БПК «Маршал Ворошилов» во время испытаний на Балтике, 1973 год

Постройка кораблей проекта 1134А производилась в Ленинграде поточно-производственным способом на четырёх позициях эллинга, где происходило формирование блоков корпуса из секций. Массогабаритные характеристики секций были ограничены грузоподъёмностью транспортных средств и стапельных кранов, а также размерами проёмов цехов и коридоров. Перестановка блоков корпуса осуществлялась при помощи трансбордера, предназначенного для бокового спуска кораблей. Соединение всех блоков осуществлялось единым кольцевым швом автоматической сварки. В результате принятых мер в относительно короткий срок — за одиннадцать лет, с 1966 по 1977 годы — удалось построить 10 кораблей этой серии.

Спуск «Маршала Ворошилова» на воду состоялся 8 октября 1970 года.

Экипаж БПК был сформирован согласно директиве Главного штаба ВМФ СССР на базе 7-й оперативной эскадры Северного флота. С 3 октября 1972 года кораблю присвоено звание Краснознамённого, а экипажу торжественно передан Краснознамённый Военно-Морской флаг, заслуженный в боях Великой Отечественной войны крейсером «Ворошилов».

15 сентября 1973 года, после завершения Государственных испытаний, флоту был передан новый БПК.

Постройка и испытания корабля в общей сложности заняли 2 года, 11 месяцев и 24 дня.

История создания

К середине шестидесятых годов обозначилось новoе направление развития флота — поиск и уничтожение атомных подводных лодок с баллистическими ракетами. Именно стремительное нарастание угрозы ракетно-ядерных ударов с морских направлений требовало скорейшего количественного и качественного увеличения мощи сил противолодочной обороны ВМФ СССР. Создание дальней зоны ПЛО стало важнейшей задачей для флота. 10 августа 1964 года Совет Министров СССР принял постановление о строительстве противолодочных надводных кораблей с усиленным вооружением. В январе 1965 года было принято решение о строительстве кораблей по новому проекту и за его основу Северным ПКБ был взят «Беркут» с модификацией в сторону увеличения его противолодочных возможностей. Соответствующим постановлением ЦК КПСС и СМ СССР была поставлена точка в строительстве «Беркутов» и определена постройка кораблей нового проекта, получившего название пр.1134А шифр «Беркут-А». Тактико-техническое задание определяло следующее предназначение кораблей данного проекта:

  • поиск, обнаружение, слежение и уничтожение АПЛ противника в удаленных районах Мирового океана;
  • придание боевой устойчивости тактическим группам флота;
  • обеспечение противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороны кораблей и судов на переходе морем.

Технический проект 1134-А разрабатывался в северном ПКБ в 1964—1965 годах. Главным конструктором был назначен В. Ф. Аникиев, заместителями главного конструктора: Ю. А. Бабич, М. С. Натус и В. Д. Рубцов. Главными наблюдающими от ВМФ по проекту 1134-А были капитан 2 ранга О. Т. Сафронов, затем — капитан 2 ранга М. А. Янчевский и с 1970 года — инженер-капитан 2 ранга М. А. Котлер.

В номере проекта, его шифре явно просматривается связь с предшественником, хотя, по своему боевому предназначению, это был уже совершенно другой корабль, с существенными изменениями не только в составе вооружения, но и конструкции. При этом следует отметить: по проекту размерения корабля изменялись незначительно (ширина оставалась прежней), что обуславливалось размерами построечных мест. Также необходимо было в максимальной степени унифицировать комплектующее оборудование нового и старого проектов. Разработка чертежей происходила с указанием детальных установочных размеров, что исключило переделки и подгонки на корабле при монтаже оборудования и корабельных систем, также учитывалось внедрение прогрессивных технологий сборки корпуса.

Характеристики:

Основные характеристики:

Водоизмещение 7125 т
Размеры:
— длина 156.2 м
— ширина 16.8 м
— осадка 6.3 м
Силовая установка котлотурбинная, 2х45000 л.с., 2 винта
Экипаж 312 чел.

Ходовые характеристики:

Тип хода Скорость Дальность/Расход топлива
Максимальный 34 узл 2400 миль
Крейсерский 18 узл 5000 миль
Экономичный 14 узл 10500 миль
Малый 3 узл

Вооружение:

Вид Наименование Боекомплект
Авиационное 1 Ка-25ПЛО (1 Ка-25ДЦ) в ангаре
ПКРК 2х2 ПУ П-35 8 4К-44
ПВО 2х2 ПУ ЗРК «Волна» 32 ЗУР В-601
4х6 АК-630 (после модернизации) 12000 снарядов
Артиллерийское 2х2 АК-725 2х2200 выстр.
Противолодочное 2х5 533 мм ПТА-53-1134 10 СЭТ-65 или 53-65К
2х6 РБУ-1000 48 РГБ-60
2х12 РБУ-6000 144 РГБ-60
АСУ «Планшет-1134» + «Море-У»
РЛС MP-500 «Кливер»
МР-310 «Ангара-А»
Навигационная РЛС МР-310У «Волга»
ГАС МГ-312 «Титан-2»
МГ-311 «Вычегда»
РЭБ «Гурзуф А/Б» активных помех
МРП-15-16 «Залив» РТР
2х2 ПУ ПК-2

Аббревиатуры

Примечания

  1. По техническому проекту 1134А предполагалась численность экипажа в 343 человека, из них 33 офицера; реальный штат экипажей построенных кораблей включал в себя 385 человек, в том числе 42 офицера.
  2. Ранее имя К. Е. Ворошилова в советском флоте присваивалось лёгкому крейсеру проекта 26.
  3. Семейство БПК под общим шифром «Беркут» включало в себя проекты 1134, 1134А и 1134Б.
  4. В дальнейшем, к весне 1980 года, американцы подготовили военную операцию по освобождению заложников из Тегерана, в которой задействовались и авианосцы «Нимиц» с «Корал Си» — их палубной авиации отводилась роль поддержки с воздуха. Операция под кодовым названием «Орлиный коготь» в апреле 1980 года окончилась полным провалом, поэтому с Ираном пришлось договариваться об освобождении заложников в обмен на разморозку иранских счетов за рубежом.

Вооружение кораблей

Иногда БПК проекта 1155.1 называют эскадренными миноносцами. Это связано главным образом с существенным изменением комплекса вооружения. Единственный представитель этого подтипа, «Адмирал Чабаненко», намного более универсален, чем его предшественники.

БПК проекта 1155

На борту БПК проекта 1155, таких, как «Удалой», или «Адмирал Харламов», размещалось противолодочное, артиллерийское и противовоздушное оружие. Оно позволяло уничтожать практически все виды целей, а также защищать корабль от крылатых ракет и торпед.

Главной частью противолодочного вооружения является комплекс «Раструб-Б» для стрельбы ракето-торпедами. Он представляет собой две пусковые установки, размещенные под ходовым мостиком.

Схема применения комплекса «Раструб-Б»

При установлении контакта с подводной лодкой, находящейся на расстоянии до 50 километров от корабля, может быть выполнен запуск ракеты, которая доставит в район обнаружения субмарины малогабаритную торпеду УГМТ-1 (имеется также вариант с боевой частью в виде ядерной глубинной бомбы). Это средство поражения способно самостоятельно выполнять поиск целей и наводиться на них. Всего в двух установках имеется восемь ракето-торпед.

На коротких дистанциях (до шести километров) против субмарин, или для перехвата атакующих торпед может быть применен двенадцатиствольный реактивный бомбомет РБУ 6000 «Смерч-2». На кораблях проекта 1155 имеется две таких установки. Размещены они на кормовой надстройке.

Кроме того, БПК оснащается двумя торпедными аппаратами (в каждом по четыре трубы) . Устанавливаются они на вращающихся платформах. В состав боекомплекта могут входить как противолодочные торпеды СЭТ-65, так и 53-63К для поражения надводных целей.

Дополняют артиллерийское вооружение четыре шестиствольных автомата АК-630 калибром 30 мм. Эти установки предназначены для уничтожения воздушных целей, включая подлетающие противокорабельные ракеты. Кроме того, автоматы могут с успехом применяться против небольших судов.

Модуль из четырех пусковых установок комплекса «Кинжал». Находится на полубаке

Противовоздушная оборона корабля обеспечивается зенитно-ракетным комплексом «Кинжал». На полубаке размещен модуль с четырьмя пусковыми установками, еще четыре таких устройства находятся на корме – две продольно в передней части задней надстройки, между реактивными бомбометами, и еще две поперечно в задней части средней настройки. В состав боекомплекта входит 64 ракеты, по 8 на каждую установку.

Дальность действия «Кинжала» составляет 12 километров, высота поражения целей – от 10 до 6000 метров. Вертикальный старт ракет обеспечивает всеракурсность комплекса, способного одновременно вести огонь по четырём разным целям. Основной режим работы «Кинжала» автоматический, система самостоятельно выбирает приоритетные цели и осуществляет запуск.

БПК проекта 1155.1

«Адмирал Чабаненко», единственный представитель больших противолодочных кораблей проекта 1155.1, наряду с противолодочным и противовоздушным оружием мог применять крылатые ракеты «Москит-М», предназначенные для поражения надводных кораблей и наземных объектов, находящихся на значительном удалении. Дальность действия этого оружия при полете по маловысотной траектории на сверхзвуковой скорости (до 2,5М) может составлять до 120 километров.

Несмотря на то, что в ходе учений американским корабельным средствам ПВО удалось по крайней мере один раз поразить малоразмерную цель, летящую со скоростью «Москита», проделать то же самое с настоящей ракетой будет значительно труднее, поскольку она еще и маневрирует по траектории, причем очень активно.

Противокорабельная крылатая ракета «Москит»

Перечень других изменений, внесенных в комплекс вооружения, выглядит следующим образом:

  1. Установки «Раструб-Б» демонтированы. Вместо них используется противолодочный комплекс «Водопад» – те же самые ракето-торпеды запускаются из обычных торпедных аппаратов. Боекомплект составляет 64 ракето-торпеды;
  2. Вместо двух артустановок АК-100 поставлена одна двуствольная АК-130;
  3. Автоматы АК-630 демонтированы;
  4. Установлены два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик»;
  5. Вместо РБУ-6000 используются РБУ-12000 – десятиствольные 300-мм реактивные бомбометы.

ЗРАК «Кортик» представляет собой комбинацию из пусковой установки для зенитных ракет 9М311-1 и двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Он способен уничтожать воздушные цели на дистанциях до 8 километров в диапазоне высот от 5 до 3500 метров. В боекомплект входят 128 ракет и 24 000 патронов.

Особенности классификации

К сожалению, количество информации, размещенной в Интернете, чаще всего не переходит в качество. Очевидным доказательством этого тезиса является хроническая путаница, наблюдающаяся при описании больших противолодочных кораблей проектов 1155 и 1155.1. В частности, эти БПК периодически именуют фрегатами, ссылаясь на «классификацию НАТО».

Так выглядит «настоящий» фрегат – американский USS Simpson. Водоизмещение – всего лишь 4200 тонн

Это грубая ошибка – в западных справочниках большие противолодочные корабли первого класса (а проекты 1155 и 1155.1 именно таковы) называют чаще всего эсминцами, реже – крейсерами. Кроме того, само понятие «класс кораблей» обозначает на Западе принадлежность к какой-то определенной серии, строящейся по единому проекту. Название же класса присваивается по имени головного корабля. В данном случае им был «Удалой». Именно поэтому в реальной, а не придуманной классификации НАТО все БПК проекта 1155 именуются Udaloy, а БПК проекта 1155.1 – Udaloy II.

В СССР, а затем и в России, термин «класс» использовался для обозначения «целевого» назначения корабля (например,  класс «эскадренный миноносец»). Принадлежность же к серии обозначалась либо номером проекта, либо «типом». В последнем случае использовалось название головного корабля.

В то же время в документации проект 1155 обозначался шифром «Фрегат», что, по всей видимости, и привело к последующей путанице. Между тем любой шифр представляет собой просто внутреннее условное название, наносящееся на чертежи и не имеющее никакого отношения к целевому предназначению корабля.

История создания БПК проектов 1155 и 1155.1

Развитие американского атомного подводного флота шло в 60-е годы чрезвычайно быстрыми темпами. Постоянное улучшение основных характеристик субмарин привело к устареванию советских БПК первых серий. Кроме того, к началу 70-х годов уже было известно о проектировании новых, еще более совершенных, подводных лодок.

БПК проекта 1134А «Маршал Тимошенко». Корабли этого типа предполагалось использовать в качестве прототипа при разработке проекта 1155

Чтобы не отстать от своего главного противника, командование советского военно-морского флота разработало техническое задание, предусматривающее создание больших противолодочных кораблей нового проекта, обозначенного как 1155. Документация была передана в ленинградское Северное проектно-конструкторское бюро.

Исходная идея заключалась в максимальном использовании опыта, полученного при создании БПК проекта 1134А. Это позволяло, в частности, использовать при строительстве кораблей уже имеющиеся стапели. Несмотря на всю привлекательность такого решения, от него в итоге пришлось отказаться – размеры БПК проекта 1134А были слишком малы для того, чтобы разместить на его палубе два вертолета, не хватало их и для установки новейшего гидроакустического комплекса.

Таким образом, уже на самом начальном этапе конструкторам пришлось существенно увеличить водоизмещение корабля – с четырех до семи тысяч тонн. Изменились очертания носовых обводов корпуса, а затем и форма кормы. Это позволило «расчистить место» под вертолетные ангары.

Строительство головного корабля «Удалой», предназначенного для Северного флота, началось летом 1977 года, на специально сооруженном стапеле в Калининграде. Все необходимые работы проводились судостроительным заводом «Янтарь». Спустя три года БПК «Удалой» спустили на воду, а всего было изготовлено 12 кораблей этой серии. Последний из них, «Адмирал Пантелеев», был введен в строй за несколько дней до распада СССР, 19 декабря 1991 года.

БПК «Адмирал Пантелеев», последний корабль проекта 1155, в порту Дананг

Следует отметить, что большие противолодочные корабли проекта 1155 являлись узкоспециализированными. Чтобы одинаково успешно бороться как с подводными, так и с надводными целями, они должны были взаимодействовать с эсминцами проекта 956, на борту у которых имелись противокорабельные крылатые ракеты. Теоретически это позволяло увеличить эффективность, но на практике привело к значительным сложностям.

Согласованные действия  кораблей разных типов требуют значительных усилий и не всегда могут быть осуществлены. Поэтому в 80-е годы прошлого века было принято решение разработать более универсальный БПК  для нанесения ударов по субмаринам, надводным кораблям, сухопутным и воздушным целям. Так появился проект 1155.1 (иногда используется «слитное» обозначение 11551).

В этом случае уже не потребовалось вносить существенные изменения в форму и размеры корпуса, что позволяло осуществлять строительство на уже имеющемся стапеле в Калининграде.  Первый большой противолодочный корабль проекта 1155.1 получил название «Адмирал Чабаненко», вторым должен был стать «Адмирал Басистый». Всего планировалось изготовить  не менее 10 этих БПК.

Общие сведения

Большой противолодочный корабль «Адмирал Октябрьский» стал шестым в серии океанских кораблей проекта 1134А, строившихся на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова. Предназначением БПК этой серии были обнаружение и уничтожение атомных подводных лодок противника, а также обеспечение противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороны тактических групп флота. По классификации НАТО эти корабли причислялись к ракетным крейсерам (англ. Kresta II-class cruisers) — за мощное вооружение и значительные размеры. Следует отметить, что предшественники проекта 1134А — БПК проекта 1134 — и в советском ВМФ после 1977 года были официально перечислены из больших противолодочных кораблей в класс ракетных крейсеров, поскольку в качестве основного вооружения несли противокорабельные крылатые ракеты.

Служба БПК «Адмирал Октябрьский» проходила в составе Краснознамённого Тихоокеанского флота, и большую часть походов корабль выполнил в бассейнах Тихого и Индийского океанов. Он стал единственным среди трёх кораблей своего типа на Тихоокеанском флоте, который при модернизации перевооружили с главного противолодочного комплекса «Метель» на более новый и совершенный «Раструб».

Служба

Введён в состав ВМФ 18 февраля 1986 года.

В 1986—1990 годах нёс боевую службу в Индийском океане и Персидском заливе.

18 — 23 ноября 1987 года посетил порт Аден (Южный Йемен), 16 — 21 мая 1990 года — Пинанг (Малайзия).

В 2001 году совершил визит в порт Сосебо (Япония). В 2004 году совершил визит в порт Ипгхоп (Республика Корея)

В 2005 году в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота совершил дальний морской поход с деловым визитом в Вишакхапатнам (Индия), где 14 и 20 октября принял участие в совместном российско-индийском учении «Индра-2005», после чего посетил ряд портов: 28 октября — Танжиприок (Индонезия), 4 ноября — Черги (Сингапур), 15 ноября — Саттахип (Таиланд) и 27 ноября — Дананг (Вьетнам).

С 30 июля по 15 октября 2009 года в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота (танкер «Борис Бутома», морской буксир МБ-99) участвовал в миссии ООН по борьбе с пиратством у берегов Сомали. За время патрулирования в Аденском заливе провёл 13 караванов, 101 судно из 26 стран мира. Дальний поход длился 141 сутки (с 29 июня по 16 ноября 2009 года). Деловые заходы в порты Виктория (Республика Сейшельские острова), Келанг (Малайзия). 16 ноября прибыл во Владивосток.

С 29 июня по 8 июля 2010 года принял участие в морской части оперативно-стратегических учений Восток-2010. В рамках первого эпизода с борта корабля в воздух был поднят вертолёт Ка-27ПЛ, который обнаружил подводную лодку «противника» и передал данные о ней на корабли противолодочного охранения корабельной ударной группы — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» Северного флота, гвардейский ракетный крейсер «Москва» Черноморского флота и корабли охранения. В четвёртом эпизоде артиллерийским огнём прикрывал высадку морского десанта.

25 июля 2010 года корабль принял участие в параде кораблей на рейде Амурского залива во Владивостоке в рамках празднования Дня ВМФ.

27 июля 2010 года в заливе Петра Великого Японского моря совместно с большим противолодочным кораблём «Адмирал Пантелеев», эсминцем «Хиэй» и фрегатом «Дзинцу» морских сил самообороны Японии принял участие в российско-японских учениях по поиску и спасению корабля, терпящего бедствие в открытом море.

15 января 2012 года сформирован 7-й по счёту отряд в составе БПК, морского буксира МБ-37, танкера «Печенга», для несения службы по охране судов в Аденском заливе.

26 марта 2012 года завершена 3-х месячная служба отряда, проведено 5 конвоев. 11 апреля корабль зашёл в порт Хошимин, затем отправился в воды Жёлтого моря для проведения российско-китайских учений «Морское взаимодействие 2012»

24 апреля 2012 года — начало совместных учений с Китаем, с участием с российской стороны трёх БПК «Адмирал Трибуц», «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников», в учениях разыграны условия по отражению воздушных атак, штурм вод, опасных от подводных лодок, осуществлены практические стрельбы из реактивных бомбомётных установок, нанесение ударов по морским целям, проведены поисково-спасательные действия по спасению захваченного судна

С 2012 года БПК «Адмирал Трибуц» находился на плановом ремонте на «Дальзаводе». Передача корабля флоту состоялась в июле 2016 года.

С октября по ноябрь 2016 года отряд кораблей Тихоокеанского флота в составе БПК «Адмирал Трибуц» ЭМ «Быстрый» и БМТ «Борис Бутома» нёс боевую службу в Тихом и Индийском океанах, после чего БПК «Адмирал Трибуц» и БМТ «Борис Бутома» с официальным визитом посетили порт Саттахип Королевства Таиланд. 6 декабря корабли покинули Таиланд. С 14 декабря 2016 года корабль принял участие в российско-индийских военно-морских учениях «Индра Нэви–2016».

6 января 2017 года БПК «Адмирал Трибуц» и танкер «Борис Бутома» зашли в порт Манилы для пополнения запасов продовольствия и отдыха. В порт прибыл президент Филиппин Родриго Дутерте, который осмотрел корабль и поприветствовал «российских друзей».

С 1 апреля 2019 года совершает дальний морской поход с заходами в порты государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Принял участие в российско-китайском военно-морском учении «Морское взаимодействие-2019».

«Адмирал Трибуц» в бухте Золотой Рог

Список кораблей

Название Заложен Спущен на воду Введен в эксплуатацию
«Кронштадт» 30 ноября 1966 10 февраля 1968 29 декабря 1969
«Адмирал Исаков» 15 января 1968 22 ноября 1968 28 декабря 1970
«Адмирал Нахимов» 15 января 1968 15 апреля 1969 29 ноября 1971
«Адмирал Макаров» 23 февраля 1969 22 ноября 1970 25 октября 1972
«Маршал Ворошилов» 20 марта 1970 8 октября 1970 15 сентября 1973
«Адмирал Октябрьский» 2 июня 1969 21 мая 1971 28 декабря 1973
«Адмирал Исаченков» 30 октября 1970 28 марта 1972 5 ноября 1974
«Маршал Тимошенко» 2 ноября 1972 21 октября 1973 25 ноября 1975
«Василий Чапаев» 22 ноября 1973 28 ноября 1974 30 ноября 1976
«Адмирал Юмашев» 17 апреля 1975 30 сентября 1977 30 декабря 1977
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector