Mirage 2000

Участие в боевых операциях

За время службы, самолет Dassault Mirage 2000 и его модификации участвовали в военных конфликтах. Некоторые бои говорили о том, что истребитель получился надежным (ценилась маневренность), некоторые обнажали очевидные проблемы в конструкции истребителя.

Предшественник серии 2000 – Mirage III – участвовал в «Шестидневной» войне. Израильские ВВС (имевшие на вооружении Миражи) хозяйничали в небе, легко расправляясь с устаревшими египетскими самолетами Миг-17 и Миг-21 (потери 1 Мираж на 4 Мига). Только помощь СССР в виде новых машин Миг-23МЛ помогла уравнять шансы.

Масштабная военная компания для этих машин прошла в Индии. В ходе Каргильского конфликта зафиксировали больше полутысячи самолетовылетов. Преимущественно Миражи использовались для бомбардировки, а за их прикрытие в небе отвечали Миг-29.

Последнее применение истребителя – Ливийский конфликт на стороне коалиции против Каддафи.

Французские власти сделали удачный выбор, когда поставили серию 2000 в массовое производство. Благодаря оптимальной цене и надежности, самолет применялся в конфликтах по всему миру и заслужил звание неприхотливого истребителя, перехватчика, бомбардировщика. Во многом, это объясняет продолжительный выпуск Миражей и их востребованность на рынке.

История создания

Самолеты третьего поколения «Миражей», в целях устранения недостатков были оснащены электродистанционной системой управления и приобрели неустойчивость по каналу тангажа. Объединяет Mirage 2000 с предыдущими поколениями планер с бортовым оборудованием и топливными баками внутри, и крыло. Дата начала разработки истребителя относится к 1972 году. Тактико-техническое задание к нему было получено в 1976 году. Принимать на вооружение одноместные перехватчики Mirage 2000С начали в 1983-м, в первичную боеготовность они пришли в следующем году. В 1979 году компания –производитель подписала договор об изготовлении прототипов ударного истребителя в количестве двух единиц под обозначением Mirage 2000N. Его особенность заключалась в усиленном планере, предназначенным для высокоскоростных полетов на малых высотах и в радиолокационной станции Dasault Electronique/Thompson-CSF Antilope 5, у которой есть режимы следования рельефу, картографирования, наведения на цель управляемых ракет «воздух-поверхность» и «воздух-воздух» и навигации. Радиолокационная станция делает возможным автоматический полет с огибанием рельефа на скорости до 1112 км/ч, на высоте примерно 90 метров. Также изменилась авионика.

Разработка

Mirage 2000N был разработан в соответствии с французскими требованиями к самолету для замены старого Mirage IVP . Dassault получила контракт на постройку двух прототипов. Первый полет самолета состоялся 3 февраля 1986 года. До 1993 года было построено 74 экземпляра.

Mirage 2000N основан на двухместном тренажёре Mirage 2000B , но имеет значительные изменения. Планер был усилен для полетов на малых высотах и ​​оснащен радаром Antilope 5, который используется для отслеживания местности, навигации и наземного картографирования и может следить за местностью на скорости 1112 км / ч (691 миль в час). Другие авионические функции — это сдвоенные блоки INS и отображение движущихся карт как для пилота, так и для офицера систем вооружения. Mirage 2000N может нести один ASMP средней дальности ядерной ракеты, а также может нести два матру Волшебных ADSL — для самообороны. Другие функции защиты включают Saber помехозащищенности системы и SPIRALE полова системы. Поскольку дополнительное сиденье уменьшает дальность полета, перевозится пара опускных баков. Поскольку стандартным вооружением Mirage 2000N был ASMP, который крепился на центральной опоре, это означало, что он не мог нести центральный бак, но для этого был разработан характерный большой бак на 2000 литров (530 галлонов США) под крылом с выпуклым носом. более чем компенсировать

Первая партия из 30 самолетов для ВВС Франции обладала единственной ядерной способностью и получила обозначение Mirage 2000N-K1 . У них не было системы мякины Spirale, и они несли пару ядерных бомб свободного падения AN.52 до того, как был готов ASMP. Более поздняя партия из 44 самолетов получила обозначение Mirage 2000N-K2 . У них были как ядерные, так и обычные возможности, а также полная обороноспособность. Самолеты К1 теперь имеют ограниченные возможности для обычной атаки.

Dassault также разработала Mirage 2000D , который является развитием Mirage 2000N, предназначенным для нанесения высокоточных ударов на большие расстояния с использованием обычного оружия. Этот самолет точно такой же, как Mirage 2000N, но поддерживает обычные ударные ракеты, такие как ракеты Apache и Scalp , а также вооружение AASM . Первый самолет, преобразованный из прототипа Mirage 2000N, поднялся в воздух 19 февраля 1991 года, и французские ВВС заказали в общей сложности 86 самолетов.

Mirage 2000N не имеет лицензии на экспорт. На вооружении французских ВВС 62.

Как и Mirage 2000N, у Mirage 2000D были варианты. Mirage 2000D-R1 не имеет все возможности оружия в Mirage 2000D-R2 , в котором есть ракеты Apache и скальп, в ATLIS II лазерной системы назначения, а также соответствие самозащиты Самира.

Варианты

  • Mirage 2000С — одноместный истребитель-перехватчик, базовая модификация
  • Mirage 2000В — двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000С.
  • Mirage 2000D — ударный истребитель-бомбардировщик, носитель обычного вооружения.
  • Mirage 2000Е — многоцелевой истребитель, предназначенный для экспорта.
  • Mirage 2000ED — двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000 Е.
  • Mirage 2000N — ударный истребитель-бомбардировщик, носитель ядерного оружия.
  • Mirage 2000R — одноместный разведчик.
  • Mirage 2000S — экспортная версия 2000D, производимая с 1994 года.
  • Mirage 2000-5 — модернизированная экспортная версия
  • Mirage 2000-5F — модернизированная версия для французских ВВС, может нести управляемые ракеты MICA-EM с активной радиолокационной головкой самонаведения реализующие принцип выстрелил-забыл.

Mirage 2000D

Первый полет модификации Mirage 2000D состоялся 19 февраля 1991 года, первый полет серийной машины — 31 марта 1993 года. Введен в боевой состав французских ВВС в марте 1994 года. Машина является первым французским истребителем, предназначенным для преодоления системы ПВО на малых высотах и нанесения ударов по наземным целям в любых погодных условиях и ночью с использованием как ядерного, так и обычного высокоточного управляемого авиационного оружия с лазерными системами наведения. К числу других особенностей самолета, отличающих его от предыдущей модификации («Мираж-2000N»), относятся наличие усовершенствованного бортового радиоэлектронного оборудования, включающего системы управления полетом и прицельно-навигационную, средства РЭБ, а также возможность применения перспективных УР класса воздух-земля «Апаш». Всего построено 86 машин.

Mirage 2000E

Общее наименование экспортной модификации самолета Mirage 2000. Машина оснащалась двигателем M53-P2, усовершенствованной РЛС RDM+ фирмы Thomson-CSF и станцией лазерной подсветки наземных целей ATLIS II, размещаемой в подвесном контейнере.

Mirage 2000N

В 1979 году «Дассо» заключила контракт на постройку двух прототипов ударного истребителя, получивших обозначение Mirage 2000Р, которое вскоре изменили на Mirage 2000N. Ударный вариант отличался усиленным планером, оптимизированным для полетов с высокой скоростью на малых высотах. Существенные отличия имелись и в БРЭО, самое значительное – установка РЛС Dasault Electronique/Thompson-CSF Antilope 5, способной работать в режимах картографирования, навигации, режиме следования рельефу местности, а также наведения на цель УР «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». РЛС обеспечивает автоматический полет с огибанием рельефа местности на высоте около 90 м со скоростью до 1112 км/ч.

Соперники: F-15 и Tornado

Также был рассмотрен отказ от ACF в пользу американского F-15. В апреле 1976 года на авиабазу Эдвардс была направлена возглавлявшаяся майором Ружевин-Бавилем (Commandant Rougevin-Baville) миссия Лётно-испытательного центра (Centre d’Essais en Vol – CEV). Целью миссии была оценка американского истребителя, который по этому случаю получил французские кокарды на фюзеляж и крыло и полосы на рули направления. 5 ноября это предположение обсуждалось на пресс-конференции. На вопрос:

Марсель Дассо ответил:

Решение о приобретении Tornado и F-15 неизбежно ставило под вопрос догмат о военной и технологической независимости Франции. Поэтому иностранные машины были отвергнуты в пользу национального самолёта, концепцию которого, однако, еще предстояло определить. На самом деле Марсель Дассо предвидел эту ситуацию. Во время постройки прототипа ACF компанией Dassault были разработаны два предварительных проекта истребителей Mirage с ЭДСУ: одномоторного и двухмоторного. Президент Республики Валери Жискар д’Эстен предложил разделить затраты на разработку этих двух самолётов между государством и концерном Avions Marcel Dassault-Breguet Aviation. Президентский арбитраж определил государственное финансирование одномоторного проекта – будущего истребителя Mirage 2000; разработка двухмоторной машины – будущего Mirage 4000 – должна была осуществляться за счёт компании-производителя.

Отказ от программы ACF был официально опубликован 18 декабря 1975 года, и в тот же день Совет Обороны дал старт программе истребителя Mirage 2000. Пресс-секретарь Елисейского дворца Ксавье Гую-Бошамп (Xavier Gouyou-Beauchamp) объяснил решение:

Почти готовый прототип ACF был отправлен на слом. Эта программа оказалась самой дорогой из всех, направленных на создание преемника истребителю Mirage III. Она стоила 610 миллионов – в два раза больше, чем затраты на программу экспериментальных самолётов Mirage с изменяемой геометрией крыла (370 миллионов франков), и в шесть раз больше, чем на программу Mirage F2.

Учитывая имеющиеся финансовые ресурсы, программа ACF была слишком амбициозной. Вполне очевидно, что нужен был замах поменьше. Генеральный штаб ВВС решил отказаться от концепции завоевания господства в воздухе и самолёта типа F-15, перейдя к более дешевой машине с меньшим потенциалом. Тем не менее, программа ACF позволила эффективно преодолеть разрыв между двумя поколениями боевых самолётов – Mirage F1 и Mirage 2000, – внеся значительный вклад в развитие технологий.

Макет Super Mirage у стенда компании Dassault на салоне в Ле-Бурже 1973 года. На выставке он был представлен под названием “Mirage G8A” Давайте помечтаем… а что, если бы программа ACF была завершена успешно? Тогда Super Mirage стал бы многоцелевым боевым самолётом, способным выполнять задачи по завоеванию превосходства в воздухе и ударные задачи с проникновением в глубокий тыл противника. Его возможности и характеристики, как и цена, должны были быть гораздо выше, чем у истребителя Mirage 2000

сверху вниз: Двухместный вариант боевого самолёта стал предметом обширных исследований Так мог выглядеть Super Mirage в варианте истребителя-перехватчика… … а так – в демонстрационной окраске в стиле ретроSuper Mirage в расположенном в парижском пригороде Сен-Клу опытном цехе Карно (Carnot), в котором были построены все прототипы самолётов компании Dassault, начиная с истребителя Ouragan в 1948 году. Сборка прототипа боевого самолёта Super Mirage была почти завершена, когда в декабре 1975 года правительство решило свернуть программу ACF Макет Super Mirage неоднократно инспектировался официальными службами. 23 и 24 января 1974 года предметом их контроля были конструкция фюзеляжа и киляSuper Mirage был последним истребителем компании Dassault со стреловидным крылом. На снимке представлен натурный макет другого «супер-миража», который позднее стал многоцелевым истребителем Mirage 4000. Заметна привязанность компании Dassault к уже существующим названиям. Она отражала реальную преемственность конструкций и разумную политику постепенной эволюции Mirage 4000 на рулежке в Истре, начало 1979 года. Вскоре он продемонстрирует свои высокие характеристики

Галерея Mirage 2000

Dassault Mirage 2000 – французский многоцелевой истребитель, разработанный компанией Dassault Aviation в конце 1960-х годов.

История Mirage 2000

Истребитель является крайней версией семейства самолетов Mirage, являвшихся главными истребителями ВВС Франции в течение десятилетий вплоть до появление машины нового поколения – Dassault Rafale.

Разработка началась в 1972 году и была не приоритетной, однако, после сворачивания программы «Avion de Combat Futur» Mirage 2000 оказался единственным вариантом. В 1976 году было разработано техническое задание и полномасштабные работы. Первый из пяти прототипов выполнил первый полет 10 марта 1978 года, он был оснащен ТРДДФ M53-2. Первый серийный самолет поднялся в небо 20 ноября 1982 года, за ним последовало 36 самолетов с двигателями M53-5.

Конструкция Mirage 2000

Mirage 2000, как и все «Миражи» — однодвигательная бесхвостка с дельтовидным крылом. Истребитель имеет крыло с небольшой удельной нагрузкой, снабженное автоматическими маневренными щелевыми предкрылками по всему размаху и двухсекционными элевонами. Воздухозаборники двигателя SNECMA М53 имели традиционную для Mirage конструкцию с подвижным полуконусом и установленными на внешних поверхностях небольшими генераторами вихрей. Самолет строился из традиционных материалов, с незначительным добавлением композитов.

Герметизированная кабина находится в передней части фюзеляжа, она оборудована катапультируемым креслом F10Q фирмы «Мартин-Бейкер», обеспечивающим аварийное покидание самолета и при нулевой скорости и высоте.

Самолет имеет трехстоечное шасси с передней стойкой. Для сокращения пробега при посадке на верхней и нижней поверхностях консолей крыла установлены чегырс воздушных тормоза, а в обтекателе корневой части киля смонтирован контейнер тормозного парашюта.

Самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе.

Видео Mirage 2000 : Видео демонстрационного скоростного полета истребителей

Модификации

  • Mirage 2000 — базовая модификация.
  • Mirage 2000В — двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000С.
  • Mirage 2000С — одноместный истребитель-перехватчик.
  • Mirage 2000D — ударный истребитель-бомбардировщик, носитель обычного вооружения.
  • Mirage 2000Е — многоцелевой истребитель, предназначенный для экспорта.
  • Mirage 2000ED — двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000 Е.
  • Mirage 2000N — ударный истребитель-бомбардировщик, носитель ядерного оружия.
  • Mirage 2000R — одноместный разведчик.
  • Mirage 2000S — экспортная версия 2000D, производимая с 1994 года.
  • Mirage 2000-5 — модернизированная экспортная версия

Эксплуатация Mirage 2000

Производство и поставки продолжались с 1982 по 2007 годы. Всего было выпущено 614 истребителей.

Будучи главным истребителем Франции, а так же нескольких других государств, истребитель участвовал в ряде военных конфликтов:

  • В Балканских конфликтах 1990-х годов. В 1995 году французский самолет был сбит силами ПВО Сербии.
  • Столкновения ВВС Греции и Турции. В 1996 году в бою на Эгейским морем греческий истребитель сбил турецкий F-16.
  • Киргильский конфликт 1999 года. Истребители ВВС Индии совершили более 500 вылетов. В основном они, под прикрытием МиГ-29, применялись для нанесения авиаударов по силам ВС Пакистана.
  • В 2011 году самолеты ВВС Франции применялись против войск Каддафи в Ливии.

Схема истребителя Mirage 2000

Истребители семейства «Dassault Mirage» — 58 лет успеха

17 ноября 2014 г. исполняется ровно 58 лет с момента полёта первого опытного образца французского истребителя-бомбардировщика «Mirage III-001», пилотируемого военным лётчиком Роланом Главани в 1956 г. Именно эта модификация самолёта стала настоящим эталоном для логического продолжения великолепного семейства «Mirage», которое и по сей день продолжает определять основу авиапарка лёгких многоцелевых истребителей в ВВС огромного числа государств. Что же предопределило такую популярность и успех этих истребителей на мировом рынке военной авиации?

В далёком феврале 1953 года ВВС Франции был объявлен конкурс на разработку истребителя-бомбардировщика и перехватчика лёгкого класса, способного на полёт со скоростью более 1400 км/ч, выход на практический потолок свыше 15000 м, а также ведение визуального ближнего воздушного боя с самолётами противника с помощью двух 30-мм пушек DEFA 552A и разрабатываемой ракеты малой дальности класса «воздух-воздух» с ИК-ГСН.

Из всех предложенных вариантов ВВС отдали предпочтение («Дассо»), которая предложила наиболее простую и эффективную компоновочную схему планера типа «бесхвостка» с треугольным крылом, что определяло ряд положительных аэродинамических качеств новой машины, из которых большая площадь крыла и аэродинамически «подъёмная» конструкция большей части фюзеляжа самолёта, позволяющие реализовать высокую угловую скорость установившегося разворота, максимально возможный практический потолок полёта, большую грузоподъёмность, минимальную скорость возможного сваливания, уменьшенный расход топлива в разряжённых слоях стратосферы и хорошую прочность планера, доводившую максимально возможную перегрузку в манёврах до 5-6 ед.


Mirage IIIC — подготовка к полету

Изначально, по требованиям конкурса ВВС Франции, не предусматривалась установка БРЛС, а наведение предполагалось осуществлять при помощи наземных РЛС ДРЛО. Но немного позднее мнение о возможности установки бортовой РЛС поменялось в правильную сторону.

Первые наиболее боеспособные модификации «Mirage III» появились с 1960 по 1961 гг. Это были всепогодный истребитель-перехватчик и штурмовик «Mirage IIIC» и фронтовой тактический истребитель-бомбардировщик «Mirage IIIE».

Первый оснащался достаточно мощной на то время БРЛС «Сирано-2», которая позволяла обнаруживать и сопровождать воздушные цели на дистанции 40-50 км и осуществлять подсвет для ракет «Matra» R.511 и R.530 с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения (ПАРГСН). Информация о тактической воздушной обстановке выводилась на монохромный ЭЛТ-индикатор в кабине лётчика. Также БРЭО самолёта было приспособлено для управления американской ракетой с ИК-ГСН AIM-9 «Sidewinder».

«Mirage IIIC» имел нормальную взлётную массу 8000 кг, максимальную 12600 кг, пустой «сухой» вес был в пределах 5600 кг. Максимальная форсажная тяга одного ТРД «SNECMA» Atar-9B3 была около 6000 кгс. Максимальная скорость достигала 2100 км/ч, а потолок 18 км. Уже тогда истребитель обладал лётно-техническими качествами, на голову превосходившими вероятного противника: будь то американский F-4 «Phantom» или модификации устаревшего МиГ-17, а в некоторых случаях – даже МиГ-21.

Модификации

F1.C
тактический истребитель для ВВС Франции
F1.C-200
вариант самолета «Мираж» F.1C, оборудованный фиксированной штангой для дозаправки в воздухе
F1.CT
модернизированный вариант истребителя с усовершенствованным БРЭО
F1.A
экспортный многоцелевой истребитель
F1.E
экспортный многоцелевой истребитель
F1.EQ
многоцелевой истребитель для ВВС Ирака
F1.B
учебно-боевой самолёт
F1.D
учебно-боевой самолёт

F1.R (F1.CR)

После того как стало ясно, что Mirage F1 стал удачной серийной моделью, компания Dassault Aviation приступила к проработке возможности создания специально разработанной разведывательной модели для нужд ВВС Франции. Возрастающая стоимость самолёта привела вначале к экономически оправданному решению — простое использование обычной модели со съёмными контейнерами для аппаратуры.

В результате, на многие Mirage F1 ВВС Франции, а также некоторые самолёты поставленные в другие страны (например на версии для ВВС Ирака Mirage F1EQ), снизу фюзеляжа стали устанавливать контейнеры с разведывательной аппаратурой.

Разработка самолёта тактической разведки для нужд ВВС Франции продолжалась и 20 ноября 1981 года Mirage F1CR-200 совершил первый полёт.

Mirage F1CR нёс следующую разведывательную аппаратуру:

  • ИК станция со строчной разверткой SCM2400 «Супер Циклон» была установлена вместо пушки.
  • В место под носом могли быть установлены либо панорамная камера «Thomson-TRT 40», либо плановый аэрофотоаппарат Thomson-TRT 33.
  • Радар Cyrano IVM-R получил дополнительные модули для картографирования пролетаемой местности.
  • Также множество приборов могло было быть размещено во внешнем контейнере под фюзеляжем. К примеру, там могли быть закреплены бортовой радиолокатор бокового обзора Raphaël TH, контейнер ASTAC ELINT или контейнер с оптической разведывательной аппаратурой RP35P.

Всего ВВС Франции заказали 64 Mirage F1CR. Первая эскадрильей укомплектованной Mirage F1CR стала разведывательная эскадрилья 2/33 которая вступила в строй в сентябре 1983 года. В 2014 году ВВС Франции сняли с вооружения последнюю эскадрилью Mirage F1CR (16 самолётов), замененные на современные Dassault Rafale.

Модификации

Главная особенность модельного ряда в том, что совершенствовалось вооружение или технические характеристики, а компоновка оставалась прежней. Модификации получили большое по площади крыло и отсутствие оперения на хвосте:

  • Mirage 2000 – базовая модель, рассчитанная на одного пилота;
  • Mirage 2000B – учебно-тренировочная серия на два пилота с функционалом боевого варианта;
  • Mirage 2000C – истребитель-перехватчик с 1 креслом для пилота;
  • Mirage 2000D – способен нести ядерное вооружение и оставаться незаметным для вражеской ПВО на сверхмалой высоте;
  • Mirage 2000E – истребитель многоцелевого назначения, для отправки на экспорт;
  • Mirage 2000N – истребитель-бомбардировщик;
  • Mirage 2000R – самолет для ведения разведки;
  • Mirage 2000-5 – последняя модификация серии.

На вооружении

Dassault Mirage 2000, ОАЭ

  •  Бразилия — в 2006-2008 годах закуплены 10 Mirage 2000C и 2 Mirage 2000B. Сняты с вооружения в 2013 году.
  •  Греция — по состоянию на 2017 год 44 самолёта: 17 Mirage 2000EG, 2 Mirage 2000BG, 20 Mirage 2000-5EG, 5 Mirage 2000-5BG. Состоят на вооружении с 1988 года.
  •  Египет — по состоянию на 2017 год 18 самолётов: 15 Mirage 2000C и 3 Mirage 2000B. Состоят на вооружении с 1986 года, всего было получено 16 Mirage 2000C и 4 Mirage 2000B.
  •  Индия — по состоянию на 2017 год 50 самолётов: 40 Mirage 2000E/I и 10 Mirage 2000ED/IT. На вооружении с 1985 года.
  •  Катар — по состоянию на 2017 год 12 самолётов: 9 Mirage 2000-5ED и 3 Mirage 2000-5D. На вооружении с 1997 года.
  •  Ливия — к 2014 году по соглашению с ОАЭ и Франция 68 Dassault Mirage 2000 будут поставлены из состава ВВС ОАЭ.
  •  ОАЭ — по состоянию на 2017 год 66 самолётов: 15 Mirage 2000-9DAD, 44 Mirage 2000-9EAD, 7 Mirage 2000RAD (самолёт-разведчик). На вооружении с 1989 года.
  •  Перу — по состоянию на 2017 год 12 самолётов: 2 Mirage 2000ED, 10 Mirage 2000E. На вооружении с 1986 года.
  •  Китайская Республика — по состоянию на 2017 год 56 самолётов: 9 Mirage 2000-5D, 47 Mirage 2000-5E. На вооружении с 1997 года.
  •  Франция — по состоянию на 2017 год 154 самолёта: 46 Mirage 2000N, 35 Mirage 2000C/-5, 6 Mirage 2000B, 67 Mirage 2000D. На вооружении с 1984 года.

Thanks

Helijah (for the 3D model), Buckaroo (for the FDM), 5HIN0B1 (for the working weapons and systems), Koubi (for the engine script), FG-TUX (for testing), Ray (for helping on the MFD), Anusil (for testing), F-Sig, Xiii (for fox2.nas, the initial missile script), the F-16 team (for the radar and HUD), the Citation X team (for the middle MFD), all those who created missile models, Niko (for the wiki page and the original ask for the project), Thomas (for the liveries), Gijs (for the wiki page), Hardball (for the two seats 3d model, the liveries, minihud and some other stuff), Leto, Richard, Swamp, FB, onox, Octal450, legoboyvdlp, Domokos Jüttner (Rudolf) (All OPRF team) and all those forgotten here (Nicolas de Lemos)…

Thanks to all.

История эксплуатации

Операция «Запрет в полете» и «Умышленное применение силы»

2000D 603 из 3/3 «Арденны» в Кандагаре, 2010 г.

Автомобиль-эвакуатор M88 поднимает тело разбившегося французского самолета Mirage 2000D на авиабазе Нанси-Очей во время спасательной операции 27 мая 2011 года. Крушение произошло в районе Баква регионального командования Запад в Афганистане.

Французские Миражи 2000-х были видными участниками воздушных операций ООН и НАТО над бывшей Югославией . 30 августа 1995 года один Mirage 2000N-K2 был сбит над Боснией ракетой 9K38 «Игла » с тепловым наведением ПЗРК, выпущенной подразделениями ПВО армии Республики Сербской во время операции « Умышленная сила» , что потребовало усилий по созданию улучшенных систем защиты.

Операция Несокрушимая свобода и ISAF

AdA Mirage 2000D участвовал в операции в Афганистане в 2001–2002 годах, действуя в тесном взаимодействии с международными силами и выполняя точные атаки с использованием ЛГБ . Французские ВВС развернули Mirage 2000D на авиабазе Манас в Кыргызстане с 2002 по 2004 год для поддержки сил коалиции в Афганистане. Затем с 2004 по 2007 год они останавливались в Душанбе , Таджикистан. Летом 2007 года, после того как истребители Rafale были выведены с театра боевых действий, 3 французских Mirage 2000 были переброшены в Афганистан для поддержки войск НАТО. Чтобы сократить время реагирования для поддержки войск ИСАФ НАТО на юге Афганистана, самолет перебрался в международный аэропорт Кандагара . Три Rafale F2 и три Mirage 2000D работают из Кандагара в 2008 году. 24 мая 2011 года самолет французских ВВС Mirage 2000D потерпел крушение в 100 км к западу от Фараха. Оба члена экипажа успешно катапультировались и были восстановлены.

Операция Харматтан и Unified Protector

Французские ВВС Mirage 2000D с самого начала участвовали в обеспечении соблюдения запретной для полетов ливийской зоны, которая была одобрена ООН в марте 2011 года. Mirage 2000D были среди первых бомбардировщиков: 19 марта 2011 года смешанное французское соединение в составе Mirage 2000s и Rafales нанесли удар по колонне ливийской армии, направлявшейся в Бенгази, с несколькими уничтоженными автомобилями. Mirage 2000D оставался одним из наиболее часто используемых нападающих в следующие месяцы, когда на смену Operaration Harmattan пришла операция Unified Protector под руководством ООН . 20 октября 2011 года Mirage 2000D сбросил последние боеприпасы НАТО за всю войну, когда смешанная группа из французских ВВС Mirage 2000D и Mirage F1CR была направлена ​​на атаку вооруженной колонны, которая пыталась прорвать позиции повстанцев в Сирт. Mirage 2000D сбросил две бомбы GBU-12 с лазерным наведением, поразив и остановив конвой Каддафи, что привело к его захвату и смерти .

Операция Сервал и Операция Бархане

Французские войска стали активно участвовать в конфликте на севере Мали (2012 г. — по настоящее время), начиная с 11 января 2013 г. в рамках операции «Серваль» . Шесть Mirage 2000D, базирующихся в Нджамене, Чад для длительного французского военного присутствия в этой стране , наряду с двумя базирующимися там Mirage F.1CR, были среди первых сил, участвовавших в конфликте, бомбили базы и силы исламских боевиков. в Северном Мали. «Миражи» летели с конфигурацией, аналогичной той, что использовалась над Ливией почти два года назад, с двумя 500-фунтовыми управляемыми бомбами GBU-12 (лазер) или GBU-49 (GPS и лазер) на центральной опоре и двумя внешними топливными баками. на пилонах внутреннего крыла.

Начиная с 17 января 2013 года три миража были перемещены в Бамако, Мали, им предшествовали два более простых Mirage F.1CR, которые начали действовать из Бамако за несколько дней до этого.

Локально развернутые самолеты французских ВВС и космических сил Mirage 2000D / N продолжают поддерживать операцию- преемницу «Бархан» .

Опера Шаммаль

Начиная с 19 сентября 2014 года, ВВС Франции начали наносить удары по Исламскому Государству Ирака и Леванта в рамках международных усилий против террористической организации. Первоначально ударная группа состояла из самолетов Dassault Rafale, базирующихся в Эмиратах. Позже, начиная с ноября 2014 года, к Rafales присоединились шесть Mirage 2000D, базирующихся в Иордании. Первоначально удары ограничивались целями, расположенными в Ираке. С сентября 2015 года удары были распространены и на Сирию.

21 августа 2016 года ударная группа в составе 4 Rafales и 4 Mirage 2000D нанесла множественный удар крылатыми ракетами SCALP-EG по хранилищу оружия Исламского государства, выпустив 12 ракет. «Рафалес» был вооружен двумя крылатыми ракетами каждая, а «Миражи» — по одной крылатой ракете.

Известные аварии и инциденты

1 марта 2011 года один Mirage 2000N потерпел крушение в районе Крез в центральной Франции недалеко от деревни Сен-Орад-пре-Крок во время ночного полета. Оба пилота погибли.

24 мая 2011 года один Mirage 2000D потерпел крушение в 100 км к западу от Фараха, Афганистан. Оба члена экипажа успешно катапультировались и были восстановлены.

14 января 2012 года во время совместных учений «Зеленый щит», имитирующих воздушный бой над Саудовской Аравией, французский Mirage 2000D столкнулся с саудовским F-15S. Оба самолета были уничтожены, а три пилота благополучно катапультировались.

Вечером 9 июня 2014 года из-за технической проблемы во время операции «Сервал» разбился самолет французских ВВС Mirage 2000D на полпути между Гао на севере Мали и столицей Нигера Ниамеем . Оба пилота благополучно катапультировались и были восстановлены.

Утром 28 сентября 2017 года самолет французских ВВС Mirage 2000N загорелся и разбился сразу после взлета из аэропорта столицы Чада Нджамены во время операции «Бархан» . Самолет врезался в стену аэропорта в 7:55, после чего загорелся во время подготовки к взлету с взлетно-посадочной полосы по пути во Францию. Два пилота вовремя катапультировались из самолета; один был легко ранен.

9 января 2019 года, незадолго до полудня, разбился самолет французских ВВС Mirage 2000D, пролетая над горами Юра на востоке Франции. Другой самолет, который находился в том же патруле, благополучно вернулся на авиабазу Нанси-Очей. Оба пилота погибли в результате крушения.

Последние полеты Mirage 4000

Во время показа Марилен Эрмитт следила за полетами из передвижной комнаты прослушивания (salle d’écoute), а Серж Дассо заявил королю и его свите:

Начиная с 280-го полета (22 мая 1987 года) Mirage 4000 был оснащен двигателями SNECMA M53-P2 последней версии. Двигатель данной версии, впервые установленный в июле 1983 года на Mirage 2000-01, развивал почти 10 тонн тяги. По словам Жака Демазюра:

Тем не менее, при установке двигателей M53-P2 потребовались некоторые изменения в воздухозаборниках.

Салон в Ле-Бурже 1987 года был еще одной возможностью представить Mirage 4000 потенциальным клиентам. Марилен Эрмитт вспоминает:

На авиасалоне 1987 года произошел один довольно забавный эпизод. Однажды ночью один из назначенных следить за парковкой жандармов услышал подозрительные тикающие звуки рядом с Mirage 4000. Жандарм подумал, что это бомба! Несколько должностных лиц компании Dassault сразу же проснулись. Проверка показала, что эти нежелательные звуки были вызваны капанием топлива из одного из баков самолета. Чтобы прекратить расследование пришлось приложить большие усилия, чтобы обнаружить эту утечку.

22 июня Mirage 4000 был возвращен в Истр. На последнем авиасалоне он сделал не менее 16 демонстрационных полетов.

Начиная с 319-го полета (16 сентября 1987 года) испытания были посвящены двигателям M53-P2; с мая 1987 года к ним был привлечен Ален Рабио (Alain Rabion) – летчик-испытатель компании SNECMA. Однако возможность полетов Mirage 4000 была обусловлена доступностью двигателей, и Марилен Эрмитт собиралась

Этот период был посвящен «операции «Банзай», т.е. принятию решения и подготовке к началу серийного производства Mirage 4000. В то же самое время были уточнены параметры системы управления самолета, особенно при полетах с внешней подвеской. Наконец 22 декабря 1987 года во время 335-го полета Луи Эон на Mirage 4000 в течение 18 минут летел на скорости M=2, что ранее было доступно только бомбардировщику Mirage IV.

8 января 1988 года Mirage 4000 под управлением Алена Рабио совершил свой 336-й и последний полет. В общей сложности самолет налетал чуть более 350 часов. «Мы не знали, что этот полёт будет последним» – рассказывает Марилен Эрмитт. Но контракт с Саудовской Аравией заключен не был, и особых причин продолжать испытания не было.

Брюно Ревеллен-Фалько объяснил причины провала соглашения с Саудовской Аравией по Mirage 4000:

26 января 1988 года правительство Франции объявило о запуске в серийное производство истребителя Rafale, который получил наибольший приоритет. В свою очередь Mirage 4000 был вновь поставлен на прикол. Это была одна из немногих программ создания боевого самолета, который был разработан и построен исключительно на средства компании. Брюно Ревеллен-Фалько подчеркивал значение этого:

Серж Дассо сказал о Mirage 4000:

Прототип оставался в Истре и в октябре 1992 года был отправлен в расположенный в Ле-Бурже музей авиации и космонавтики. Поскольку самолет хранился на открытом воздухе, погода придала ему не слишком презентабельный вид. Тем не менее, Mirage 4000 был полностью восстановлен ассоциацией IT Mercure, президент которой Жан-Луи Руссо (Jean-Louis Rousseau) так вспоминал об обстоятельствах реставрации:

Под руководством Шарля Матте и Сержа Адне (Serge Adnet) в конце 1999 года начались ремонтные работы. Команда из дюжины добровольцев проводила свои выходные и праздники, возвращая самолету его первоначальный вид… В открытой кабине было обнаружено 25 см воды; борьба с коррозией составляла бóльшую часть работ ассоциации. Свыше 1000 часов ушло на обработку конструкции самолета и его покраску в несколько слоев для получения приемлемого результата. К началу октября 2002 года ассоциация смогла восстановить самолет до его первоначального состояния. 7 октября на церемонии, посвященной возвращению самолета, присутствовали Брюно Ревеллен-Фалько, Жан-Мари Саже, Роже Терон и Жак Демазюр, которые могли видеть, что Mirage 4000 получил свою первоначальную окраску.

Данная церемония была прекрасной возможностью собраться вместе и обсудить программу создания самолета с прекрасными летно-техническими характеристиками. Мечта так и осталась мечтой.

Автор статьи выражает благодарность Брюно Ревеллену-Фалько, Жаку Демазюру, Марилен Эрмитт, Мешилю Бувье, Жану-Клоду Брабанту, Жану-Мари Саже, Ги Мито-Моруару, Жерару Давиду и Люку Берже (Luc Berger) из Dassault Aviation, Жану Девризу (Jean Devriese) и Жану Кальмо (Jean Calmon) из SNECMA; Шарлю Матте и Сержу Адне из ассоциации IT Mercure, а также Мишелю Либеру (Michel Liebert), Алену Ратино (Alain Ratinaud) и Фернандо Дореису (Fernando Dosreis).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector