Истребитель rafale выиграл международный тендер, победив в финале eurofighter typhoon

Содержание:

Вариации

Rafale B, 2007 год.

S-образный канал воздухозаборника маскирует лопатки входного каскада двигателя от электромагнитного излучения, а пилообразный рисунок кромки дополнительно снижает ЭПР с передних ракурсов облучения.

По состоянию на февраль 2012 года компания предлагает следующие версии самолёта: Rafale C, Rafale M и Rafale B.

Rafale A
Опытно-демонстрационный.
Rafale B
Двухместный, наземного базирования.
Rafale C
Одноместный, наземного базирования.
Rafale D
Первоначальное название Rafale C (переименован в 1990 году).
Rafale M
Одноместный, авианосного базирования.

Первый прототип одноместного многоцелевого палубного самолета Rafale М, созданного по проекту АСМ (Avion de Combat Marine), совершил первый полет 12 декабря 1991 года. Основное отличие этой модификации — увеличенная на 750 кг масса конструкции, усиленные стойки шасси Messier-Bugatti. Другие отличия включают — 53 узлов подвески вместо 24, и уменьшенная на 6000 кг максимальная взлетная масса (39500 кг). Rafale М модификации Standart F1 введен в строй в декабре 2000 года и достиг полной боевой готовности в 2004 году.

С середины 2006 года на вооружение авиации ВМФ Франции стали поступать самолеты модификации Standart F2. Они, как и машины ВВС Франции, применялись в ходе операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане.

Rafale N
двухместный, авианосного базирования.
Rafale BM (первоначальное название Rafale N)
носитель ядерного оружия.
Rafale DM
двухместный для ВВС Египта.
Rafale EM
одноместный для ВВС Египта.
Rafale DH
двухместный для ВВС Индии.
Rafale EH
одноместный для ВВС Индии.

Современные модификации

На данный момент произведено всего 165 Рафалей, при этом они, как и требуется для многоцелевого военного самолета, достаточно сильно различаются по «специализации», так как разработано более десяти модификаций этого грозного воздушного судна. Однако если не считать модифицированные специально для ВВС Индии и Египта модели (индекс «BM» и «DM» для египтян и типы «BH», «DH» для индусов), основными типами Dassault Rafale на сегодня являются:

  • одноместные, типов «D» и «M» (наземного и морского базирования соответственно);
  • модификация для военно-морских сил типа Standart F2 (на вооружении с 2006 года);
  • авианосного базирования двухместный, с индексом N;
  • самолет для использования ядреных ракет, с индексом BM.

В эту классификацию попадают и первые «Шквалы», но Rafale типов «А» и «В», уже не производят, а ошибочно упоминаемый на большинстве сайтов вариант Rafale С давно переименован в Rafale D.

Радиолокационная станция

РЛС обеспечивает следующие режимы работы: “воздух—воздух”, “воздух—море” и “воздух—земля”. Она будет способна осуществлять одновременно поиск до восьми воздушных целей в верхней и нижней полусферах, их опознавание, сопровождение и обеспечивать залповый пуск четырех управляемых ракет “Мика”.

Требуемая дальность обнаружения составляет ПО км при поиске по скорости и 93 км при поиске по дальности в верхней полусфере.

Дальность обнаружения в нижней полусфере составляет также 93 км в переднем секторе и 55 км во всех других секторах. В режиме обзора нижней полусферы РЛС будет способна обнаруживать цели с эффективной поверхностью рассеивания от 0,1 м2. Зона обзора составляет ±70° по углу возвышения и ±60° по азимуту.

Большое внимание при проектировании “Шквала” уделено проблеме взаимодействия летчика и самолета. Будет установлено четыре многофункциональных индикатора: голографический индикатор лобового стекла с полем зрения 30х220, коллиматорный индикатор в верхней части приборной доски и два цветных сбоку

Система включает искусственный интеллект, осуществляющий выбор параметров дня индикации. Летчик управляет самолетом с помощью двух мини-ручек, на которых расположены тумблеры и переключатели управления основными бортовыми системами.

Предполагается применить речевую систему управления, а также нашлемный индикатор и прицел. Для ослабления воздействия больших перегрузок летчик будет одет в противоперегрузочный костюм с регулируемым наддувом, а спинка его кресла отклонена назад на 32° (на боевом самолете — 29°).

Примечания

  1. Иноземцев А. А., Сандрацкий В. Л. Газотурбинные двигатели. Пермь, 2006, ОАО «Авиадвигатель», стр. 121
  2. Мировая авиация. Полная энциклопедия. Выпуск 103: Dassault Rafale. Файл 1010, лист 09
  3. ↑ The Military Balance 2017
  4. , FR: Dassault, https://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1>.
  5. , Eurofighter, https://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp>.
  6. , DE: Luftwaffe, https://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp>.
  7. ↑ , Blogspot, https://3.bp.blogspot.com/_qrjFeNOsuEY/TS0pRdh1k2I/AAAAAAAAAGU/1Nao6ZHY2_Q/s1600/page0022.jpg>
  8. , SE: Saab, https://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/>.
  9. , NL, 8 Aug, https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011..
  10. ↑ , JSF Nieuws, с. 5, https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf>.
  11. , RU: MiG Aravia, https://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm>.
  12. , Deagel, https://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx>.
  13. , Bharat-Rakshak, https://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html>.
  14. , AT: Air Power, https://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm>.

Интересные факты

https://www.youtube.com/watch?v=ty0S5xYQafcVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: В Пушкинском музее выставлены работы Рафаэля Санти (https://www.youtube.com/watch?v=ty0S5xYQafc)

  1. Джованни Санти настоял на том, чтобы новорожденного Рафаэля мать выкармливала сама, не прибегая к помощи кормилицы.
  2. До наших дней дошло примерно четыреста рисунков маэстро, среди которых имеются наброски и изображения потерянных картин.
  3. Удивительная доброта и душевная щедрость художника проявлялась не только по отношению к близким людям. Рафаэль всю жизнь заботился как сын об одном бедном ученом, переводчике Гиппократа на латынь, – Рабио Кальве (Rabio Calve). Ученый муж был настолько же свят, насколько и учен, поэтому не скопил себе состояния и жил скромно.
  4. В монарстырских записях Mаргарита Лути была обозначена как «вдова Рафаэля». Помимо этого, исследуя наслоения краски на картине «Форнарина», реставраторы обнаружили под ними рубиновое кольцо, возможно, обручальное. Жемчужное украшение в волосах «Форнарины» и «Донны Велаты» также свидетельствует о замужестве.
  5. Болезненное голубоватое пятно на груди «Форнарины» дает основание предполагать, что у женщины был рак груди.
  6. В 2020 г. исполнится 500 лет со дня смерти гениального художника. В 2016 г. впервые в России прошла выставка Рафаэля Санти в Москве, в ГМИИ имени Пушкина. На выставке под названием «Рафаэль. Поэзия образа» было представлено 8 картин и 3 графических рисунка, собранных из различных музеев Италии.
  7. Детям Рафаэль (он же Раф) знаком, как один из «Черепашек ниндзя» в одноименном мультике, который владеет колющим клинковым оружием – сай, внешне похожее на трезубец. 

Необычные детали Сикстинской Мадонны

Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.

Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?

Причём тут зелёный занавес?

Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.

Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.

Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.

Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.

Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа).

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан

Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.

Почему картину сослали в Пьяченца?

Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?

Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.

Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.

Популярные ангелочки Рафаэля

Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.

На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.

Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка?

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства. Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации. Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.

О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:

“Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Перейти на главную страницу

Аналоги[ | ]

  • Mitsubishi F-2 — японский истребитель на базе F-16;
  • AIDC F-CK-1 — тайваньский лёгкий истребитель;
  • HAL Tejas — индийский лёгкий истребитель;
  • Chengdu J-10 — китайский истребитель
  • Chengdu FC-1 Xiaolong — китайско-пакистанский истребитель

Таблица: сравнительные характеристики самолётов, принимавших участие в индийском тендере MMRCA

Название Dassault Rafale Eurofighter Typhoon F-16IN Super Viper F/A-18E/F Super Hornet JAS 39 NG(IN) МиГ-35
Страна
Производитель Dassault Aviation Eurofighter GmbH Lockheed Martin Boeing Defense, Space & Security Saab AB РСК «МиГ»
Длина 15,30 м 15,96 м 15,03 м 18,31 м 14,10 м 17,32 м
Размах крыла 10,90 м 10,95 м 10,00 м 13,62 м 8,40 м 12,00 м
Площадь крыла 45,7 м² 50,0 м² 27,9 м² 46,5 м² 30,0 м² 42,0 м²
Масса пустого 10 000 кг 11 000 кг 9979 кг 14 552 кг 7100 кг 11 000 кг
Масса топлива (без ПТБ) 4700 кг 4996 кг 3265 кг 6780 кг 3360 кг 4800 кг
Боевая нагрузка 9500 кг 7500 кг 7800 кг 8050 кг 5300 кг 7000 кг
Узлов подвески вооружения 14 (5 для тяжёлого вооружения) 13 11 11 10 10
Максимальная взлётная масса 24 500 кг (нормальная — 14 700) 23 500 кг 21 800 кг 29 937 кг 14 300 кг 23 500 кг
Двигатель 2 × 2 × 1 × GE F110-132 2 × 1 × 2 × РД-33МКВ
Максимальная тяга 2 × 50,0 кН 2 × 60,0 кН 1 × 84,0 кН 2 × 62,3 кН 1 × 62,3 кН 2 × 53,0 кН
Максимальная тяга на форсаже 2 × 75,0 кН 2 × 90,0 кН 1 × 144,0 кН 2 × 98,0 кН 1 × 98,0 кН 2 × 88,3 кН
Максимальная скорость на высоте =1,8+ =2,25 =2,0 =1,8 =2,0 =2,25
Боевой радиус 1389 км (с 3-мя ПТБ) 1390 км 550 км 722 км 1300 км 1000 км
Практический потолок 15 240 м 19 812 м 18 000 м 15 000 м 15 240 м 17 500 м
Скороподъёмность 305 м/с 315 м/с 254 м/с 228 м/с 255 м/с 330 м/с
Тяговооружённость 1,03 1,18 1,10 0,93 1,18 1,10
Управляемый вектор тяги нет есть нет нет нет есть
БРЛС с АФАР есть есть есть есть есть есть
Стоимость (2011 год) 85—124 млн $120 млн $50,0 млн $55,0 млн $48,0 млн ~$45,0 млн

Конструкция

Конструкция произведена по схеме «бесхвостка» с дополнительным передним высокорасположенным горизонтальным оперением, двумя двигателями в хвосте фюзеляжа и треугольным среднерасположенным крылом с корневыми наплывами.

Спереди крыла находится поворотное переднее горизонтальное оперение. Это сделано для большей маневренности. Силовая установка является двухдвигательной. Однокилевой. Можно использовать взлетно-посадочную полосу с длиной 0,4 км.

Самолет оборудован радиолокационной станцией RBE/RBE2 с фазированной антенной решеткой/активной фазированной антенной решеткой, ОПС и системой предупреждения SPECTRA. Последняя включает в себя: предупреждения о радиолокационном и лазерном облучениях и систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG, которая в свою очередь состоит из двух пассивных инфракрасных датчиков, расположенных на киле. DDM-NG в соответствующем диапазоне может давать сферическую картинку.

Каналы воздухозаборников произведены в форме буквы S и обеспечивают экранирование лопаток компрессора, создавая уменьшение эффективной площади рассеяния истребителя.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 ноября 2009.
  2. Иноземцев А. А., Сандрацкий В. Л. Газотурбинные двигатели. Пермь, 2006, ОАО «Авиадвигатель», стр. 121
  3. M88 – 2 E4: Advanced New Generation Engine for Rafale Multirole Fighter // AIAA/ICAS International Air and Space Symposium and Exposition: The Next 100 Years (англ.) / Desclaux, Jacques; Serre, Jacques. — Dayton, Ohio: American Institute of Aeronautics and Astronautics, 2003. — ISBN 978-1-56347-601-3.
  4. Мировая авиация. Полная энциклопедия. Выпуск 103: Dassault Rafale. Файл 1010, лист 09
  5. . Lenta.ru (13 ноября 2009). Дата обращения: 12 августа 2010.
  6. ↑ The Military Balance 2021
  7.  (недоступная ссылка). The Washington Post (7 декабря 2017). Дата обращения: 8 декабря 2017.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 января 2016.
  9. , FR: Dassault.
  10. , Eurofighter.
  11. , DE: Luftwaffe.
  12. ↑ , Blogspot
  13. , SE: Saab.
  14. , NL, 8 Aug. Проверено 1 февраля 2011..
  15. ↑ , JSF Nieuws, с. 5.
  16. , RU: MiG Aravia.
  17. , Deagel.
  18. , Bharat-Rakshak.
  19. , AT: Air Power.
  20. Илья Поносов. . «Российская Газета» (9 апреля 2015).

Тактико-технические характеристики

6.1 Технические характеристики

  • Экипаж, чел: 1 — 2
  • Длина, см: 1530
  • Размах крыла, см: 1090
  • Высота, см: 530
  • Площадь крыла, м²: 45,7
  • Масса пустого, т: 10
  • Нормальная взлетная масса, т: 14, 71
  • Максимальная взлётная масса, т: 24,5
  • Масса полезной нагрузки, т: 9,5
  • Масса топлива во внутренних баках, т: 4,7
  • Масса топлива в подвесных топливных баках, т: 6,7
  • Двигатель: два турбореактивных двухконтурных с форсажной камерой SNECMA M88-2-Е4, сухая масса двигателя, кг: 897, тяга на форсаже, кгс: 2×7500, максимальная тяга, кгс: 2×5100, температура газов перед турбиной: +1577 °C (1850 K).

6.2 Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на большой высоте, км/ч: приблизительно 1900 (M=1,8)
  • Боевой радиус, км: 1800
  • Боевой радиус истребителя-перехватчика, км: 1093
  • Практический потолок, км: 15,24
  • Скороподъёмность, м/мин: 18 300
  • Нагрузка на крыло, кг/м²: 326
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3,2/+9,0 g
  • Тяговооружённость: 1,03.

6.3 Вооружение

  • Пушечное: одна Nexter DEFA 791B, калибр 30 мм, темп стрельбы, выстр/мин: 2500, боезапас — 125 патронов OPIT с донным взрывателем.
  • Ракеты: «воздух—поверхность» — Апач, Storm Shadow, ASMP с ядерной боевой частью, AM.39, AASM; «воздух—воздух»: MBDA Meteor, «Мажик» II, AIM-9, AIM-120, AIM-132, MICA.

6.4 Двигатель

Сначала истребители проходили испытания на базе двигателей F404. С 1996 года произошел выпуск в серию собственного двигателя производителя M88-2. Он является представителем пятого поколения. Состоит из таких ступеней, как: противовращение роторов, одноступенчатая турбина высокого давления, одноступенчатая турбина низкого давления, трехступенчатый КНД, пяти-шестиступенчатый компрессор высокого давления.

Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный двухвальный двигатель с форсажной камерой. Состав — кольцевая камера сгорания с напылением из керамики, лопатки, изготовленные из титановых сплавов, газы перед турбиной разогреваются до +1580 °C, сопло и форсажная камера. Система управления FADEC. Диски и монокристаллические лопатки турбины изготовлены путем порошкового литья. Коробка агрегатов находится снизу.

  • Форсированная тяга, кгс: 7440
  • Удельный расход топлива, кгс в час: на форсаже — 1,75 кг, без форсажа — 0,875 кг
  • Наружный диаметр, см: 78
  • Длина, см: 350
  • Масса, т: 0,88.

Боевое применение

  • Война в Афганистане (с 2001) — в марте 2007 года произошло первое боевое применение «Дассо Рафаля».
  • Война в Ливии — с марта по октябрь 2011 года небольшие группы «Рафалей» (наряду с Mirage 2000) патрулировали воздушное пространство Ливии, а также наносили точечные удары по войскам и военным объектам Муаммара Каддафи. На аэродроме Мисураты ими были уничтожены по крайней мере пять истребителей МиГ-23 и два ударных вертолёта Ми-35.
  • Военная операция против «Исламского государства» — в 2015—2016 годах, в составе сил коалиции, с борта авианосца Шарль де Голль наносил удары по силам ИГИЛ в Ираке (и Сирии?).

Второй раунд: народное голосование

В этом раунде все просто. Голосуют другие страны, используя рубли, доллары, франки или другую валюту. Больше продаж — больше очков. Впрочем, есть нюансы.

Франция:Дассо-Рафаль»

Стоимость этого истребителя — 85-124 миллиона долларов. Да, недёшево, но продажи удалось разогнать за счёт победы вматери всех тендеров» — индийском MMRCA(Medium Multi-Role Combat Aircraft,средний многофункциональный боевой самолёт». — Прим. ред.). 36 штук пропихнули Катару и 24 — Египту. Ну и сама Индия вроде как уже раскачалась на 36 французскихшквалов»(планировалось, правда, 126, но это уже детали).

Дассо Рафаль»(фото: Gauthier Bonnet)

Германия, Италия, Испания и Великобритания:Еврофайтер Тайфун»

Цена кусается: где-то на уровне 120 миллионов за тушку. Однако купец нашёлся и на этот товар. Помимо участвовавших в создании стран(тут правило железное: участвовал в готовке — будешь есть)тайфуны» приобрели Австрия, Саудовская Аравия и Оман. Также запущен процесс поставки в Катар и Кувейт. В общей сложности более шестисот самолётов порадуют своих хозяев.

SAAB JAS-39Грипен»(фото: Tony Osborne)

Швеция: SAAB JAS-39Грипен»

Несмотря на очень сладкую цену в 48 миллионов долларов, покупателей не так много. И покупатели тут другие: из карманов достают последнее, торгуются, надеются на скидку. Венгрия, Чехия, ЮАР и Таиланд доверили своё небо шведским машинам, но стоит учитывать, что некоторые купить не смогли и договорились взять самолёты в лизинг. Хотела завести у себягрифонов» и Швейцария, но народное голосование оказалось против.

Зато дальше дела пошли лучше: выиграли бразильский тендер, по которому скоро могут начаться поставки. Несколько штук приобретёт Болгария.

Оценки:

Dassault Rafale — 3,5

Eurofighter Typhoon — 4,5

JAS 39 Gripen — 3,5

История создания

Разработка машины началась еще в 1983 году. Военные хотели получить новый единый боевой самолет, который мог бы выполнять широкий спектр задач, бороться с наземными, воздушными и надводными целями. В тот момент ситуация была такова, что «Дассо Авиасьон» могла и не спешить с разработкой новой машины: Франция располагала большим количеством новых и современных самолетов.

За два года до этого французы вышли из программы создания европейского истребителя FEFA. Причина была очень проста: Франция хотела получить легкий самолет (до 9 тыс. кг), который можно было бы размещать на палубе авианосца, остальные участники программы хотели разработать тяжелый истребитель.

Французским военным нужен был компактный истребитель с небольшим весом и низкими эксплуатационными затратами, который мог бы заменить целых семь разнообразных самолетов, состоявших на вооружении ВВС и ВМФ Франции в то время. Именно поэтому Rafale можно смело назвать уникальным самолетом.

При создании истребителя Rafale конструкторы использовали сорокалетний опыт работы над самолетом «Мираж». В «Рафале» очень легко увидеть черты этого истребителя.

В 1986 году свой первый полет совершил Rafale а, который называют опытно-демонстрационной модификацией самолета. По сути, это был прототип самолета, на котором отрабатывали различные конструктивно-технологические решения будущего истребителя.

В 1991 году в воздух поднялась следующая модификация «Рафаля» — Rafale С. Это был прототип одноместного истребителя-перехватчика. В том же году взлетел и Rafale М – самолет, созданный для размещения на авианосцах. Этот «Рафаль» отличался увеличенной массой и усиленной конструкцией шасси.

Данные модификации были приняты на вооружение ВМС Франции в 2004 году, а ВВС – в 2006. В 2009 году французские военные заказали еще 60 истребителей Dassault Rafale.

В 2011 году министр обороны Франции заявил о прекращении производства «Рафалей», но в начале следующего года выиграла крупный тендер на поставку 126 самолетов «Рафаль» для ВВС Индии.

По одной информации сумма контракта, подписанного с «Дассо Авиасьон», составляла 10,4 млрд долларов, а согласно другим данным, французская сторона должна была получить более 15 млрд долларов, включая деньги за обучение пилотов и обслуживание самолетов.

Восемнадцать первых машин должна была передать индусам в 2020 году, а остальные – изготовить на месте. В прошлом году появилась информация, что контракт отменен. Причиной этого стало значительное увеличение стоимости истребителей, а также отказ производителя передавать заказчику технологии производства машин.

Также появилась информация, что сейчас Индия рассматривает российские самолеты Су-30 в качестве дешевой замены французским машинам.

Происшествия

  • 6 декабря 2007 истребитель модификации Рафаль B (сер. номер 316, истребительной эскадрильи 1/7 «Прованс» (фр. l’escadron de chasse 1/7 «Provence») ВВС Франции), взлетевший с военно-воздушной базы Сен-Дизье, разбился в 18:30 по местному времени, вблизи населенного пункта Невик, в центральной части Франции. Самолёт выполнял тренировочный полёт. Причина — сбой в электродистанционной системе управления полётом. Пилот — капитан Эммануэль Морьюзе (фр. Le capitaine Emmanuel Moriuser) погиб.
  • 24 сентября 2009 два истребителя модификации Рафаль M (сер. номера 22 и 25, 12-й флотилии ВМС Франции), упали в Средиземное море в 30 км от города Перпиньян, в результате столкновения. Катастрофа произошла в 18:10 по местному времени, при возвращении самолётов на авианосец «Шарль де Голль». Согласно информации из Бюро расследований происшествий при министерстве обороны (фр. Bureau enquetes accident de la Defense), причиной катастрофы явился человеческий фактор. Пилот одного из истребителей, капитан 3-го ранга Ян Бофис (фр. Capitaine de corvette Yann Beaufils) катапультировался. Пилот второго истребителя, капитан 2-го ранга Франсуа Дюфло (фр. Capitaine de fregate François Duflot) погиб.
  • 28 ноября 2010 истребитель модификации Рафаль M (сер. номер 18, 12-й флотилии ВМС Франции) упал в Аравийское море, возвращаясь на авианосец «Шарль де Голль» после выполнения боевого задания по поддержке коалиционных сил в контртеррористической операции в Афганистане. Авария произошла в 100 км от побережья Пакистана. Причина — техническая неисправность. Пилот катапультировался и был подобран спасательным вертолётом.
  • 2 июля 2012 — французский палубный истребитель Рафаль M (сер. номер 24, 12-й флотилии ВМС Франции) разбился во время учений. Инцидент случился в Средиземном море с самолетом, базировавшимся на авианосце «Шарль де Голль». Пилот успел катапультироваться и остался в живых, спустя некоторое время его подобрал американский вертолёт. В Средиземноморье проходили совместные учения авианосцев Франции и США.

Конструкция

Конструкция произведена по схеме «бесхвостка» с дополнительным передним высокорасположенным горизонтальным оперением, двумя двигателями в хвосте фюзеляжа и треугольным среднерасположенным крылом с корневыми наплывами.

Спереди крыла находится поворотное переднее горизонтальное оперение. Это сделано для большей маневренности. Силовая установка является двухдвигательной. Однокилевой. Можно использовать взлетно-посадочную полосу с длиной 0,4 км.

Самолет оборудован радиолокационной станцией RBE/RBE2 с фазированной антенной решеткой/активной фазированной антенной решеткой, ОПС и системой предупреждения SPECTRA. Последняя включает в себя: предупреждения о радиолокационном и лазерном облучениях и систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG, которая в свою очередь состоит из двух пассивных инфракрасных датчиков, расположенных на киле. DDM-NG в соответствующем диапазоне может давать сферическую картинку.

Каналы воздухозаборников произведены в форме буквы S и обеспечивают экранирование лопаток компрессора, создавая уменьшение эффективной площади рассеяния истребителя.

На вооружении[ | ]

Страны эксплуатанты Dassault Rafale

  • Франция Франция — 152 Rafale, по состоянию на 2020 год. Заказано 180 шт. ВВС Франции — 52 Rafale B и 48 Rafale D по состоянию на 2020 год.
  • ВМС Франции — 44 Rafale М, по состоянию на 2020 год.

Египет Египет — 17 Rafale(9 DM + 8 EM) по состоянию на декабрь 2018 года. Всего ВВС Египта заказали 24 истребителя, 16 Rafale DM и 8 Rafale EM.

Будущие эксплуатанты

  • Катар Катар — Заказано 36 истребителей. Было заключено два контракта: первый на 24 машины, а второй ещё на 12. Катар получит 30 одноместных и 6 двухместных истребителей.
  • Индия Индия — Заказано 36 истребителей, 28 Rafale EH и 8 Rafale DH.

31 января 2012 стало известно, что компания Dassault Aviation стала победителем индийского тендера MMRCA (англ.) на поставку 126 многофункциональных истребителей для ВВС Индии. Французская компания Dassault Aviation настаивала на 10,5 миллиарда евро. В мае цена была снижена до 7,8 миллиарда. Согласно условиям тендера, победитель должен будет впоследствии реинвестировать в индийскую промышленность 50 % от стоимости контракта.

Боевое применение[ | ]

  • Война в Афганистане (с 2001) — в марте 2007 года произошло первое боевое применение «Дассо Рафаля».
  • Война в Ливии — с марта по октябрь 2011 года небольшие группы «Рафалей» (наряду с Mirage 2000) патрулировали воздушное пространство Ливии, а также наносили точечные удары по войскам и военным объектам Муаммара Каддафи. На аэродроме Мисураты ими были уничтожены по крайней мере пять истребителей МиГ-23 и два ударных вертолёта Ми-35.
  • Военная операция против «Исламского государства» — в 2015—2016 годах, в составе сил коалиции, с борта авианосца Шарль де Голль наносил удары по силам ИГИЛ в Ираке (и Сирии?).

Ссылки[ | ]

Самолёты Дассо Ависьон (Dassault Aviation)
Числовое обозначение MD.303 · MD.311 · MD.312 · MD.315 · MD.316 · · MD.410 · MD.415 · MD.450 · MD.452 · MD.453 · MD.454 · MD.455 · MD.550
Военные Alpha Jet · · Étendard II · Étendard IV · Flamant · Mirage III · Mirage IIIV · Mirage IV · Mirage 5 · Mirage 50 · Mirage F1 · Mirage F2 · Mirage G · Mirage 2000 · Mirage 4000 · Mystère I · Mystère II · Mystère III · Mystère IV · nEUROn · Ouragan · Rafale

· Spirale · Super Étendard · Super Mystère

Гражданские Communauté · · Mercure · Mystere 10 · Mystere 20 · Falcon 10 · Falcon 20 · Falcon 30 · Falcon 50 · Falcon 100 · Falcon 200 · Falcon 900 · Falcon 2000 · Falcon 7X ·

Вооружение

Основное вооружение — автоматическая револьверная авиационная пушка типа «Nexter DEFA 791B» с боезапасом всего 125 патронов. Но пользуются ею крайне редко. Зато ракетное вооружение позволяет «Шквалу» как можно дольше не прибегать к этому «последнему доводу».

Может нести ракеты «воздух-воздух» типов:

  • французская ракета для малых дистанций MICA;
  • американская Сейндаундер или AIM-9 с инфракрасной головкой наведения;
  • американские же Хлопушки (Slammer) средней дальности AIM-120;
  • английские самонаводящиеся на инфракрасное излучение ASRAAM (AIM-132) для ближней дальности;
  • ультрасовременные ракеты Magique-II или Meteor.

Это вооружение для воздушных боев и достижения господства в воздухе. Для штурмовки наземных объектов могут быть установлены:

  • англо-французские авиационные крылатые ракеты Storm Shadow («Штормовая угроза»);
  • ракеты «воздух-поверхность» типа Апач, AM-39 или ASMP, причем на последние может быть установлена ядерная боеголовка.

В боевой вылет многоцелевой истребитель способен взять 12 бомб и от 8 до 12 (в зависимости от типа) ракет.

Как и было задумано, Dassault Rafale прекрасно вооружен как для воздушных боев, так и для штурмовки и подавления наземных объектов.

Модификации самолета

Всего существует шесть модификаций Dassault Rafale:

    • Rafale A: прототип машины, его еще называют опытно-демонстрационным образцом.
    • Rafale В: еще одна опытная модификация «Рафаля». Это двухместная учебно-тренировочная машина, которая полностью сохранила функциональные возможности.
    • Rafale С: одноместная машина наземного базирования.
    • Rafale М: многоцелевой одноместный истребитель палубного базирования.
    • Rafale N: двухместный самолет палубного базирования.
    • Rafale BM: многоцелевой самолет, предназначенный для доставки ядерного оружия.

Стоимость одной машины составляет от 84 до 124 млн долларов.

Конструкция

Конструкция произведена по схеме «бесхвостка» с дополнительным передним  высокорасположенным горизонтальным оперением, двумя двигателями в хвосте фюзеляжа и треугольным среднерасположенным крылом с корневыми наплывами.

Спереди крыла находится поворотное переднее горизонтальное оперение. Это сделано для большей маневренности. Силовая установка является двухдвигательной. Однокилевой. Можно использовать взлетно-посадочную полосу с длиной 0,4 км.

Самолет оборудован радиолокационной станцией RBE/RBE2 с фазированной антенной решеткой/активной фазированной антенной решеткой, ОПС и системой предупреждения SPECTRA. Последняя включает в себя: предупреждения о радиолокационном и лазерном облучениях и систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG, которая в свою очередь состоит из двух пассивных инфракрасных датчиков, расположенных на киле. DDM-NG в соответствующем диапазоне может давать сферическую картинку.

Каналы воздухозаборников произведены в форме буквы S и обеспечивают экранирование лопаток компрессора, создавая уменьшение эффективной площади рассеяния истребителя.

Сравнительные ТТХ и ЛТХ по данным индийского салона 2012

Успешный многоцелевой «Dassault Rafale» прочно вошел в историю авиастроения и развития мировых Военно-Воздушных Сил. Это было доказано, в частности, победой конструкторов из «Дассо Авиасьон» над американскими производителями военных воздушных судов из «Локхида» и «Боинга», также как и над российским бюро «МиГ» на коммерческой выставке в Индии в 2012 году.

Подробная таблица данных по Индийскому авиасалону 2012, технические и летные характеристики Rafale в сравнении с другими, тоже очень известными марками воздушных боевых машин подобного класса:

Страна Франция США США Россия Другие
Название Dassault Rafale F-16 Fighting Falcon F/A-18E/F Super Hornet МиГ-35 Еврофайтер Тайфун
Длина, м. 15,30 15,03 18,31 18,31 15,96
Размах крыла, м. 10,90 10,00 13,62 12,00 10,95
Площадь крыла, кв.м. 45,7 27,9 46,5 30,0 50,0
Боевая нагрузка, кг. 9500 7800 8050 7000 7500
Вес (пустой самолёт), кг. 10000 9979 14552 11000 11000
Подвески с вооружением 14 (5 для тяжелого вооружения) 11 11 10 13
Максимальная тяга на форсаже, кН. 2х75 1х144 2х98 2х88,3 2х90
Максимальная тяга, кН. 2х50 1х84 2х62 2х53 2х90
Макс. скорость на высоте, М. 1,8 2,0 1,8 2,25 2,25
Боевой радиус, км. 1389 550 722 1000 1390
Практический потолок, м. 15.240 18.000 15.000 17.500 19.812
Стоимость (на год проведения салона, $млн.) 85-124 50 55 45 120

При сличении цифр даже без калькулятора видно, что создатели Rafale сумели добиться золотой середины между массой самолета, его вооруженностью и летно-техническими характеристиками. И в отличие от МиГ-35 или Fighting Falcon, к которым возникли претензии, Rafale cмог подтвердить все проектные характеристики на испытательных полетах.

Тактико-технические характеристики


Dassault Rafale

Технические характеристики

  • Экипаж: 1—2 человека
  • Длина: 15,30 м
  • Размах крыла: 10,90 м
  • Высота: 5,30 м
  • Площадь крыла: 45,7 м²
  • Масса пустого: 10 000 кг
  • Нормальная взлетная масса: 14 710 кг
  • Максимальная взлётная масса: 24 500 кг
  • Масса полезной нагрузки: 9500 кг
  • Масса топлива во внутренних баках 4700 кг
  • Масса топлива в ПТБ: 6700 кг
  • Двигатель: 2 × двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой SNECMA M88-2-Е4

    • сухая масса двигателя: 897 кг
    • максимальная тяга: 2×5100 кгс
    • тяга на форсаже: 2×7500 кгс
    • температура газов перед турбиной: +1577 °C (1850 K)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на большой высоте: ~ 2200 км/ч (M=1,8)
  • Радиус: 1800 км
  • Боевой радиус: 1389 км в варианте подвески: 3 ПТБ, 2 УР MICA, 2 УР Мeteor, 6 LGB/PGM, 1 Navigation POD.
  • Практический потолок: 15 240 м
  • Скороподъёмность: >305 м/с (18 300 м/мин)
  • Нагрузка на крыло: 326 кг/м²
  • Тяговооружённость: 1,03
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3,2/+9,0 g

Вооружение

  • Пушечное: 1×30 мм Nexter DEFA 791B (темп стрельбы 2500 выстр/мин), боезапас — 125 патронов типа APIT (бронебойно-зажигательный трассирующий) с донным взрывателем.
  • Ракеты:

    • «воздух—воздух»: MICA, AIM-9, AIM-120, AIM-132, MBDA Meteor, «Мажик» II
    • «воздух—поверхность»: ASMP с ядерной боевой частью, «Апач», AM-39, Storm Shadow, AASM.
Двигатель
  • Форсированная тяга: 7440 кгс
  • Удельный расход топлива
    • Без форсажа: 0,875 кг на кгс в час
    • На форсаже: 1,75 кг на кгс в час
  • Наружный диаметр: 0,78 м
  • Длина: 3,5 м
  • Масса: 880 кг

В начале г. выяснилось, что двигатели самолётов «Рафаль», предназначенных для базирования на авианосце, требуют технической профилактики каждые 150 часов налёта, тогда как в походных условиях такая профилактика не могла проводиться чаще, чем через 500 часов. В результате вся партия самолётов «Рафаль» была забракована[].

Ссылки

Самолёты Дассо Ависьон (Dassault Aviation)
Числовое обозначение MD.303 · MD.311 · MD.312 · MD.315 · MD.316 · MD.320 · MD.410 · MD.415 · MD.450 · MD.452 · MD.453 · MD.454 · MD.455 · MD.550
Военные Alpha Jet · Balzac V · Étendard II · Étendard IV · Flamant · Mirage III · Mirage IIIV · Mirage IV · Mirage 5 · Mirage 50 · Mirage F1 · Mirage F2 · Mirage G · Mirage 2000 · Mirage 4000 · Mystère I · Mystère II · Mystère III · Mystère IV · nEUROn · Ouragan · Rafale

· Spirale · Super Étendard · Super Mystère

Гражданские Communauté · Hirondelle · Mercure · Mystere 10 · Mystere 20 · Falcon 10 · Falcon 20 · Falcon 30 · Falcon 50 · Falcon 100 · Falcon 200 · Falcon 900 · Falcon 2000 · Falcon 7X ·
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector