Можайский, александр фёдорович

Служба на Балтике и Хивинская экспедиция

  • Летом 1855 года Можайского направили на Амур, где назначили командиром эскадры мелкосидящих судов. Здесь он служил до 1856 года, после чего получил приказ о возвращении на Балтику.
  • К тому времени стало очевидным преимущество паровых судов над парусными. Однако первое время в России строили комбинированные суда, которые имели как паровой двигатель, так и парусную оснастку. В 1857 году Александра Фёдоровича поставили во главе одного из таких винтовых фрегатов, который назывался «Гремящий». На его борт иногда поднималась для совершения морских путешествий семья императора Александра II.
  • В 1858 году Можайского включили в состав сухопутной экспедиции, путь которой лежал в Хивинское царство, находящиеся в Средней Азии. Помимо изучения жизни и быта местных народов, задачей путешественников было исследование бассейна Аральского моря. Для этого и понадобилось включить в её состав опытного и знающего моряка.
  • Александр Фёдорович справился с поставленной перед ним задачей и впервые составил описание Аральского морского бассейна, а также реки Амударьи. Собрав богатый научный материал, зимой 1859 года экспедиция вернулась на родину.

биография

Можайский родился у русских родителей в Рохенсальме , в Великом княжестве Финляндском (нынешняя Котка ), на юге Финляндии , в то время входившем в состав Российской империи . Его отец был адмиралом Императорского российского флота, и Можайский окончил Морской кадетский корпус в 1841 году. Следующие семь лет он провел в плаваниях по Балтийскому и Белому морям на различных судах и получил звание лейтенанта 1849. С 1850 по 1852 год служил на Балтийском флоте. В 1853 году он был выбран в состав экспедиции вице-адмирала Евфимия Путятина на Дальний Восток. В августе 1853 года он продемонстрировал работающую модель паровой машины различным японским сановникам в Нагасаки , из которой японский изобретатель Танака Хисашиге позже смог реконструировать японскую версию. В декабре 1854 года он потерпел кораблекрушение в Хеда, Сидзуока, когда фрегат « Диана» затонул в результате землетрясения в Ансей-Токай 1854 года . Можайский участвовал в строительстве шхуны « Хеда» в 1855 году, что позволило российской делегации, ведущей переговоры по Симодскому договору, вернуться домой. Позже, в 1855 году, во время Крымской войны , он служил в Финском заливе на бриге « Антенор» .

В 1858 году Можайский был выбран для участия в экспедиции в Хиву в Среднюю Азию и опубликовал отчет об Аральском море и реке Амударья . За участие в экспедиции награжден орденом Святого Владимира 4 степени. По возвращении он был произведен в лейтенант-коммандер; однако он ушел в отставку в 1863 году с сокращением российского военно-морского флота после окончания (1856 г.) Крымской войны. С 1869 по 1876 год он жил за городом Винница на территории современной Украины .

Патент на самолет Можайского

Можайский начал работу над проектом по созданию самолета тяжелее воздуха с 1876 года. В 1879 году Можайский был повторно зачислен на военно-морской флот и получил звание капитана 1-го класса. Стал инструктором Морского кадетского корпуса. В июле 1882 года его повысили до контр-адмирала, но вскоре после этого он ушел в отставку по внутренним причинам. В 1884 году моноплан Можайского предпринял неудачную попытку взлететь. Его конструкция полагалась на рампу, а не на мощность двигателя, чтобы обеспечить достаточную скорость для подъема . В конструкции крыла его корабля не хватало кривизны, необходимой для создания подъемной силы. Хотя возможно, что крылья Можайского замедляли снижение его моноплана после взлета с трапа, крылья вряд ли когда-либо обеспечивали достаточную подъемную силу для продолжительного полета, если только они не использовались под углами атаки , которые были бы непрактичными с учетом двигателей, имеющихся у Можайского. . Также он экспериментировал с разными углами атаки.

Можайский умер 1 апреля 1890 г .; его могила находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге .

Первый самолет

В конце 1876 года Можайский представил в Военное министерство проект своего паролета. Была создана специальная комиссия, в состав которой вошли военный министр Дмитрий Алексеевич Милютин, знаменитый военный инженер Эдуард Иванович Тотлебен и другие. Рассмотрев предложенный проект, комиссия приняла решение выделить  Можайскому 3000 рублей на проведение научных исследований, необходимых для дальнейшей разработки и окончательной оценки проекта.

В 1878 году Можайский попросил на дальнейшие исследования и постройку натурного самолёта 19 тысяч рублей, но уже другая комиссия отказала ему в этом.

Чертеж самолета Можайского

Тем не менее, Можайский продолжил работы над натурным самолётом на свои собственные средства и средства пожертвователей, среди которых были А.П.Ольденбургский, И.И.Воронцов-Дашков, М.Д.Скобелев и другие. Летом 1882 года на военном поле около станции Дудергоф возле Красного Села под Санкт-Петербургом началось строительство натурного самолёта.

Примерная модель самолета Можайского

Документов, подробно зафиксировавших испытания самолёта Можайского, не сохранилось. В ряде публикаций конца XIX — начала XX века сообщалось, что аппарат потерпел аварию при попытке взлёта, но при этом имел место кратковременный отрыв от земли.

Можайский пытался отремонтировать свой самолёт и повысить мощность силовой установки, но не успел: в 1890 году он скончался. Его сыновья пытались продать самолёт правительству, однако получили отказ. В мае 1891 года было предписано убрать аппарат с военного поля.

Дальнейшая судьба самолёта Можайского неизвестна. По некоторым сведениям, он был продан с аукциона, паровые машины хранились на Балтийском судостроительном заводе, где впоследствии их уничтожил пожар.

Модель паролета Можайского в музее Дальней авиации в Рязани

Согласно исследованиям, проведённым в ЦАГИ, мощность самолёта Можайского, развиваемая силовой установкой, была недостаточной для устойчивого горизонтального полёта. Тем не менее, Можайский стал первым русским изобретателем, создавшим натурный самолёт, который был тяжелее воздуха. Это первый в мире самолёт с человеком на борту, оторвавшийся от земли.

Стенд, посвященный самолёту Можайского в Музее Дальней авиации в Рязани

Тем самым, Александр Фёдорович Можайский по праву может считаться одним из отцов-основателей авиации.

По материалам статьи “Дом-музей А.Ф.Можайского — создателя первого русского самолёта” на моем сайте.

Еще интересно почитать:

Где остановиться в Можайске

Чтобы детальнее и неспеша изучить один из ярких исторических городов Подмосковья, можно поселиться как в самом городе, так и его окрестностях. Выбор в черте города скромный, хотя несколько идей найдется — среди небольших отелей и апартаментов.

Расширить возможности для пребывания в Можайске позволит жилье в ближайшей доступности. Например, южнее города располагается «Hobbitland Eco Hotel», необычный стильными землянками, севернее — гостевой двор «Starspodvorie» в русском стиле, а на берегах Можайского водохранилища — комфортный парк-отель «Красновидово», база отдыха с кемпингом «Калипсо» и несколько современных дач для отпуска. На выходные дни или каникулы в них можно организовать полноценный отдых, добавив в него конные прогулки, рыбалку, блюда на мангале или купание в можайском море.

  • Отели Можайска
  • Хостелы для бюджетных путешественников
  • Квартиры и апартаменты

Бронируя жилье на Booking.com по акции, вы получаете кэшбэк:Кэшбэк акция на Туристер. Ру

Фото: Владимир Шалаев

Оппонент Менделеева

Его самолет был явлен изумленному миру в конце 1876 года. Состоялись и удачные полеты модели (или моделей), вселившие великолепную уверенность в изобретателя. Как писали “Санкт-Петербургские ведомости”, он был “убежден, что в непродолжительном времени даст публике возможность летать на воздухе, подвергаясь меньшему риску, чем при езде на железных дорогах и в дилижансах”.

Но его упорства не понимал даже гениальный Дмитрий Менделеев.

Во время оккупации Поддубный ходил с советским орденом на груди

В начале 1877 года Александр Можайский решился “подвергнуть свое изобретение суду научной критики, предложив военному министерству использовать свой проект для военных целей в предстоящей войне с Турцией”. 20 января 1877 года по распоряжению военного министра графа Милютина была образована особая комиссия для рассмотрения проекта Можайского, в ее состав вошли крупнейшие представители русской науки и техники. Мнение Менделеева было решающим. Вывод комиссии убийственный:

“Воздухоплавание бывает и будет двух родов: одно в аэростатах, другое в аэродинамах (слово “самолет” тогда еще не было придумано. – Е.Г.). Первые легче воздуха и всплывают в нем. Вторые тяжелее его и тонут…”

Понятно, что Можайскому отказали в финансировании проекта. Дело не в зависти ученых-ретроградов. Они и не могли оценить взлет Можайского. Это была всего лишь месть уходящего времени тому, кто посмел жить в будущем.

Кажется, что эти слова Можайского написаны кровью:

“Я желал быть полезным своему Отечеству и занялся разработкой моего проекта, для чего я оставил место своего служения, отказался от другого, тоже выгодного по содержанию и карьере… Сначала я проживал и расходовал небольшие наличные средства, затем делал долги, продавал и закладывал все, что имеет ценное , даже часы и обручальные кольца, но терпя нужду и лишения и не получая того, что правительство дает каждому служащему, т. е. приличное содержание, на которое я имел право по своей тридцатипятилетней полезной службе, по своему чину и потому, что трудился не для своего личного интереса, а для пользы государства и действовал при этом не по личному усмотрению, а по указанию комиссии, назначенной правительством. И только доведенный до крайности, до нищеты, не имея уже приличной офицеру одежды, я просил у правительства не награды, а насущного куска хлеба, которого я не имел и которого мне не давали, но при этом, при доказанных мною бескорыстии и самопожертвовании, без всякого повода к недоверию к словам моим, остались глухи к моей просьбе и еще связали вопрос о куске хлеба для меня с мнением и оценкой моего труда той комиссии, действия которой я имел честь объяснить при сем”.

Спасти честь Александра Можайского мог полет его детища.

И только полет!

Экскурсии из Можайска на 1 день

Самые популярные варианты коротких путешествий из Можайска — это поездки по соседним городам Подмосковья. На 1 день из Можайска можно поехать в Серпухов — еще один город с древней историей. В Серпухове сохранился Высоцкий монастырь XIV века, можно рассмотреть остатки древнего кремля, а также просто прогуляться по улицам, любуясь старинными купеческими особняками. Из других интересных городов Подмосковья стоит посетить: Коломну — столицу пастилы, Сергиев-Посад со знаменитой лаврой, Зарайск с кремлем XVI века.

На 1 день из Можайска можно съездить в Москву — дорога займет около 2 часов. Также из Можайска, расположенного у западной границы Московской области, удобно совершать поездки в соседние регионы. На 1 день можно отправиться в Калугу, Смоленск, Тверь или Тулу. Чуть дальше расположены живописный Валдай и Великий Новгород. Дорога в одну сторону займет от 5–5,5 часов, но некоторые туристы успевают посетить эти места одним днем.

Зарайский кремльФото: Максим Ершов

Комментарии

русский морской адмирал, полярный исследователь, одна из ключевых фигур Белого движения гражданской войны в России

Нильс Юэль

датский адмирал

Хуан Себастьян дель Кано (Элькано)

исп

Хуберт Шмундт

немецкий военно-морской деятель, адмирал

Фредерик Карл Шерман

американский адмирал периода Второй мировой войны, командовал авианосцем «Лексингтон» в начальный период войны на Тихом океане, позже авианосными соединениями американского флота

Вальтер Фридрих Шелленберг

начальник политической разведки службы безопасности

Маркиз Франсуа Луи Русилье де Шато-Рено

французский дворянин, маршал и вице-адмирал

Самуил Гдальевич Чудновский

чекист, известный своим участием в расстреле Верховного Правителя России адмирала А

Музеи Можайска

Музей-заповедник «Бородинское поле» считается главным и самым интересным музеем Можайского района. Но и в самом городе есть несколько интересных экспозиций, посвященных истории и культурной жизни Можайска. При наличии времени, стоит посетить 1–2 городских музея. Экспозиции в них не очень большие, посещение не займет более 1–1,5 часов.

Краеведческий музей Можайска

Историко-краеведческий музей Можайска является филиалом музея-заповедника «Бородинское поле». Музей находится в центре города, в нескольких минутах ходьбы от Можайского кремля. Основу экспозиции составляет коллекция историко-бытовых предметов и находок археологов на можайской земле. Здесь же можно посмотреть на живописные и графические работы художников из Можайска. В выставочном зале музея проводятся временные выставки из фондов музея-заповедника «Бородинское поле».

Панорамный вид на Можайский историко-краеведческий музей

Дом-музей С. В. Герасимова

Мемориальный музей посвящен жизни и творчеству самого знаменитого можайского живописца — Сергея Васильевича Герасимова. Дом интересен своей архитектурой — это бревенчатая усадьба с огромными панорамными окнами (там была устроена мастерская художника). Основа экспозиции — это личные вещи художника, архивные фотографии, оригинальная мебель начала XX века и, конечно же, картины Герасимова. Здесь можно увидеть вживую именно ту часть Москвы-реки, которую так любил изображать на своих картинах Герасимов — окна застекленной веранды выходят на реку. Дом-музей располагается недалеко от Лужицкого монастыря, по дороге к парку «Можайская ривьера».

Панорамный вид на дом-музей художника Герасимова

Музей боевой славы

У многих россиян город Можайск ассоциируется, прежде всего, с военными страницами в нашей истории. Музей боевой славы занимает 2 зала. Экспозиция первого зала посвящена событиям Великой Отечественной войны. Экспонаты (военная форма, письма солдат, оружие и предметы быта) были найдены поисковым отрядом в можайских болотах и окрестных лесах. Небольшая экспозиция второго зала посвящена современным военным конфликтам.

Панорамный вид на вход в музей боевой славы

История

На рубеже XVIII-XIX веков английский естествоиспытатель Джордж Кейли предложил концепцию летательного аппарата с фиксированным крылом и отдельным от него двигателем. В 1843 году английский изобретатель Уильям Хенсон получил патент на проект самолёта. Первый российский проект самолёта был предложен Николаем Афанасьевичем Телешовым в 1864 году . В 1874 году французский морской офицер Жан Мари Феликс де Ла Круа Дю Тампль построил полноразмерный самолёт с паровой машиной. Однако недостаточная мощность двигателя не позволяла ему совершать полёт. В 1882 в присутствии представителей военного ведомства Российской Империи и Русского технического общества была предпринята попытка взлёта на самолёте с паровой силовой установкой, построенном по проекту русского морского офицера Александра Фёдоровича Можайского. Согласно ряду исследований, проведённых в XX веке в СССР, имеющаяся мощность двигателей также не позволяла самолёту Можайского совершать установившийся полёт, однако по некоторым сообщениям современников, имел место кратковременный отрыв аппарата от земли. Самолёты с паровыми двигателями Клемана Адера (Франция) и Хайрема (Гирама) Максима (США) также кратковременно отрывались от земли, однако не могли совершать устойчивый управляемый полёт. Причинами этого служили: отсутствие теории полёта и управления, теории прочностных и аэродинамических расчётов. В связи с этим самолёты строились «наобум», «на глазок», несмотря на наличие инженерного опыта у многих пионеров авиации.

В современной академической литературе, касающейся авиастроения, наиболее распространено мнение, что первым самолётом, который смог самостоятельно совершить устойчивый управляемый горизонтальный полёт, стал «Флайер-1», построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США. Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903 года. «Флайер-1» продержался в воздухе 12 секунд и пролетел 36.58 метров (120 футов). На усовершенствованных моделях братья Райт 20 сентября 1904 года впервые в мире выполнили полёт по кругу, а в 1905 году — полёт по замкнутому маршруту длиной в 39 км.

Их аппарат представлял собой биплан типа «утка» — пилот размещался на нижнем крыле, руль направления сзади, руль высоты спереди. Двухлонжеронные крылья были обшиты тонким небелёным муслином. Двигатель «Флайера» был четырёхтактный, со стартовой мощностью 16 лошадиных сил и весил всего (или целых, если оценивать с современной точки зрения) 80 кг.

Аппарат имел два деревянных винта. Вместо колёсного шасси Райты использовали стартовую катапульту, состоящую из пирамидальной башни и деревянного направляющего рельса. Привод катапульты осуществлялся с помощью падающего массивного груза, связанного с самолётом тросом через систему специальных блоков.

В России практическое развитие авиации задержалось из-за ориентации правительства на создание воздухоплавательных летательных аппаратов. Основываясь на примере Германии, русское военное руководство делало ставку на развитие дирижаблей и аэростатов для армии и не оценило своевременно потенциальные возможности нового изобретения — самолёта.

Свою отрицательную роль в отношении летательных аппаратов тяжелее воздуха сыграла и история с «Аэромобилем» В. В. Татаринова. В 1909 году изобретатель получил 50 тысяч рублей от Военного министерства для постройки вертолёта. Кроме того, было много пожертвований от частных лиц. Те, кто не мог помочь деньгами, предлагали бесплатно свой труд для воплощения замысла изобретателя. Россия возлагала большие надежды на это отечественное изобретение. Но затея закончилась полным провалом. Опыт и знания Татаринова не соответствовали сложности поставленной задачи, и большие деньги были выброшены на ветер. Этот случай отрицательно повлиял на судьбы многих интересных авиационных проектов — русские изобретатели не могли больше добиться государственных субсидий. [ источник не указан 1600 дней ]

В 1909 году русское правительство наконец проявило интерес к самолётам. Было решено отклонить предложение братьев Райт о покупке их изобретения и строить самолёты своими силами. Конструировать самолёты поручили офицерам-воздухоплавателям М. А. Агапову, Б. В. Голубеву, Б. Ф. Гебауеру и А. И. Шабскому. Решили строить трёхместные самолёты различных типов, чтобы потом выбрать наиболее удачный. Никто из проектировщиков не только не летал на самолётах, но даже не видел их в натуре. Поэтому не приходится удивляться, что самолёты терпели аварию ещё во время пробежек по земле.

Великолепный моряк

Человек он был редчайшей серьезности. Великолепный моряк и командир. Будучи еще лейтенантом, в 1853-1854 годах, в плавании на фрегате “Диана” попал в кораблекрушение – судно пошло на дно во время знаменитого землетрясения в бухте Симода у острова Хонсю. Как свидетельствовал родоначальник советского морского дела А.Н. Крылов, в вахтенном журнале названо имя офицера, последним покинувшего погибающий русский парусник.

Легендарный спортсмен Уточкин вольно чувствовал себя и в море, и в небе

Это был Александр Можайский.

Уходя с “Дианы”, он спас чертежи корабля. По этим чертежам и под руководством Можайского был построен новый корабль, на котором основная часть команды вернулась на Родину. На японском острове и теперь есть посвященный этому событию музей, центральный экспонат в нем – портрет русского офицера. В Стране восходящего солнца по сей день почитают Модзая, давшего толчок новому японскому судостроению…

А Можайский, будучи уже капитаном первого ранга в отставке, на зависть окрестным мальчишкам самозабвенно запускал в своем имении огромных воздушных змеев. И даже смог на одном из них, по свидетельству современника, “два раза подняться в воздух и летать с комфортом”. Моряк мечтал о воздушном океане, а газеты того времени иронизировали: “Попытки специалистов изобрести летательный аппарат, который можно было бы двигать в воздушной среде в любом направлении, совершенно независимо от ветра, – напоминают попытки мечтателей, трудившихся над квадратурой круга, отыскиванием философского камня, вечного двигателя до эликсира бессмертия”.

Можайскому суждено было опередить время – в этом и его подвиг, и трагедия.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Почему я решил написать о Можайском

О Можайском вдруг вспомнили в пятидесятые годы прошлого столетия. Несостоявшийся полет над Красным Селом вдруг стал, как в сказке, триумфальным. А прославление жизни и дела Можайского оказалось настолько неумеренным, неумным и лживым, что только навредило теперь уже его памяти.

Не осталось под этими напластованиями живого человека со всеми его страданиями и душевной болью, с высокой, как небо, созидательной страстью.

Хабаровчанин обнаружил в центре города “замаскировавшуюся” церковь

Да, первый самолет, действительно поднявшийся в небо, имел двигатель внутреннего сгорания оригинальной конструкции братьев-американцев Уилбура и Орвила Райт. А наш соотечественник жил в рассветных лучах века поршневых бензиновых двигателей и не успел оценить всех его преимуществ. Он упорно строил самолет собственной конструкции и так же упорно соединял его с паровой машиной. Но его неуверенные шаги были первыми шагами мировой авиации, и они дали первый опыт. С опытом пришла уверенность.

Вот только Родина не простила ему поражения.

Ни гроша после первой неудачи он уже не получил. Долгое время не было даже известно, где он похоронен…

Не мне, конечно, давать окончательную оценку сделанному Можайским, великим неудачником, опередившим свое время. Я просто соглашусь с неопровержимым заключением специалистов: его самолет был первым в мире, построенным в натуральную величину и впервые, пусть на долю мгновения, отделившимся от земли с человеком на борту.

Как жаль, что в потоке лукавого словотворчества мы утратили один из самых драматичных сюжетов за всю историю творческого и духовного развития человечества…

Источники1. А.Ф. Можайский – создатель первого в мире самолета. Издание второе, исправленное и дополненное. Воениздат, Москва, 1955.2. Бычков В. Великий неудачник. Сегодня. – 1995. – 21 марта.3. Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов. Государственное издательство оборонной промышленности. М. 1956.4. Записки об авиации. Составлены штабс-капитаном Н.А. Яцуком (изд. Офицерской воздухоплавательной школы, 1911-1912 гг.)5. Козлова С. Жар-птица со сломанным крылом, или Почему не взлетел самолет Можайского / С. Козлова // Мир транспорта. – 2006. – N 1.6. Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский. – Л.: Молодая гвардия, 1951.7. Никулин Ю. Александр Федорович Можайский. – Вологда, 2006.8. Репин Л. Открыватели: Отечества Российского сыны. – М.: Молодая гвардия, 1989.9. Данилевский В.В. Русская техника. Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд. 1949.

 

Самолет Можайского

В 1876 г. Александр Федорович приехал в Петербург, где представил свой проект летательного аппарата в Военном министерстве. Его наработки заинтересовали членов комиссии, вследствие чего ему было выделено 3000 рублей для продолжения проведения опытов.

Спустя пару лет Можайский пришел к выводу, что для получения достоверных данных и решения ряда вопросов, требуется изготовить более крупный аппарат – натурный самолет, которым мог бы управлять человек. По его подсчетам, для строительства такой машины требовалось примерно 19 000 рублей.

Картина лётчика Взлёт самолёта Можайского

Комиссия решительно отказалась финансировать данный проект. Однако Александр Можайский не опустил рук, начав постройку натурного самолета за свои сбережения. При этом, некоторые состоятельные лица оказывали ему материальную поддержку.

К сожалению, до наших дней не сохранилось никаких документов относительно испытаний самолета Можайского. Во многих статьях, напечатанных уже после смерти адмирала, говорилось, что летательный аппарат потерпел аварию еще на взлете.

При этом, в некоторых источниках сообщалось, что самолет Можайского на короткое время смог отделиться от земли. После проведенных испытаний конструктор занялся ремонтом и усовершенствованием своей машины, за счет повышения мощности силовой установки.

Однако, по причине острой нехватки денег Александр Можайский не успел сделать этого до своей смерти в 1890 г. После его кончины, сыновья адмирала предлагали российским властям купить самолет отца, но те отказались. Дальнейшая судьба данной машины точно не известна.

Первые эксперименты

1876 год ознаменовался началом серьезной работы над разработкой первой опытной модели летного аппарата тяжелее воздуха. Мысль о нем терзала пытливый ум Александра Можайского (биография конструктора полна интересных фактов и событий) со времен службы на «Диане». В те годы газеты часто публиковали статьи, посвященные воздухоплаванью, утверждая, что близок час, когда люди смогут летать, как птицы. Однажды, во время вахты на «Диане», Можайский стал свидетелем, как сильный порыв ветра ударил чайку о грот-мачту. Издавшую последний крик птицу Александр Федорович отнес к себе в каюту. С ее помощью он пытался найти свойства, помогающие птицам летать.

Можайский консультировался у лучших русских ученых, совершил множество расчетов, провел тысячи экспериментов ради создания первого в мире летательного аппарата. Более чем на десятилетие раньше Лилиенталя им открыт один из основных аэродинамических законов о существовании соотношения скорости с весом объекта и плоскостью. Испытание модели прошло успешно: сконструированный им змей-планер (буксировку осуществляли лошади) смог дважды поднять его в воздух. А уже в 1877 г. Можайский с успехом продемонстрировал модель, приводимую в действие благодаря часовой пружине. Скорость ее движения достигала 15 км/ч, к опытному экземпляру даже крепился груз.

Новые документы

№3118-П от 23.09.2021 /О внесении изменений в состав муниципальной общественной комиссии по обеспечению реализации муниципальной программы Можайского городского округа «Формирование современной комфортной городской среды» на 2020-2024 годы, утвержденный постановлением Администрации Можайского городского округа Московской области от 01.10.2020 № 2562-П23.09.2021
№3079-П от 21.09.2021/ Об определении мест размещения площадки для временного складирования снега на территории Можайского городского округа Московской области
№3057-П от 21.09.2021/ О внесении изменений в муниципальную программу Можайского городского округа «Здравоохранение» на 2020-2024 годы, утвержденную постановлением Администрации Можайского городского округа Московской области от 25.11.2019 № 4391-П21.09.2021
№2962-П от 13.09.2021/О внесении изменений в муниципальную программу Можайского городского округа «Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности» на 2020-2024 годы, утвержденную постановлением Администрации Можайского городского округа Московской области от 13.12.2019 №4628-11

«Диана»

Все это время он грезил мечтой о дальних плаваниях. В 1853 г., узнав о предстоящем японском походе фрегата «Диана», начал ходатайствовать о зачислении в команду. Его репутация опытного моряка, а также блестящие рекомендации сыграли свою роль. В декабре 1854 г. судно стало жертвой морского землетрясения у берегов Японии. Фрегат отнесло на риф, образовавшиеся щели пропустили неконтролируемый морской поток внутрь. Вся команда работала как единый организм, без сна и отдыха, но вода не убывала. После продолжительной борьбы за спасение корабля было принято решение его покинуть. На шлюпках достигнув берега, команда была вынуждена ждать помощи в чужой стране. Неизвестно, сколько бы продлилось ожидание, если бы не энтузиазм Можайского, подкрепленный острым умом и спасенным им журналом с описанием габаритов корабля. Под его руководством экипаж смог построить шхуну и отправиться обратно домой. Через 20 дней якорь был брошен у берегов Камчатки, где лейтенант Александр Федорович Можайский пересел на пароход «Аргунь» для следования к Николаевскому посту.

Одиссея изобретателя

Создание российского самолета окружено большим количеством исторических загадок, мифов, неточностей и нерешенных вопросов. В этом повинны как объективные исторические реалии, так и особенности мышления отечественных бюрократов

Моряк с мечтой о крыльях

Понятно, что инженер-разработчик не был авиаконструктором – в его время не было такой профессии. Биография у него была вполне обычной для сознательного небогатого дворянина. Александр Федорович Можайский (1825-1890) был флотским офицером, дослужился до контр-адмирала. Офицеры флота часто имели хорошую инженерную подготовку, были способны проводить сложные вычисления.

В 1850-1855 годах молодой моряк участвовал в дальнем походе в Японию, и даже пережил там кораблекрушение. Есть основания полагать, что он стал автором проекта первого в Японии корабля, оснащенного килем.

Затем он принял участие в Хивинском походе, в результате чего составил описание Амударьи и Аральского моря.

Чин контр-адмирала изобретатель выслужил уже «на гражданке» – пришлось оставить военную службу после поражения в Крымской войне. Занимал он административные должности сначала в вологодской, а затем в подольской губернии.

В последней за ним закрепилась нехорошая слава, в том числе из-за авиационных экспериментов. Крестьяне считали это «богохульством». Поработал Александр Федорович и в Петербургском пароходстве, где хорошо освоил принципы работы паровых двигателей.

Объективные трудности

В 1856 году молодой морской лейтенант заинтересовался аэродинамикой полета птиц и стал вычислять удельные нагрузки на их крылья. Позже он много экспериментировал с воздушными змеями и изучал свойства винтов.

Есть свидетельства, что исследователь сам несколько раз поднимался в воздух на змее собственной конструкции.

Результаты этих исследований и превратили Можайского в изобретателя первого в мире самолета. Хотя единственное «полевое испытание» образца следовало счесть неудачным, многие идеи Можайского получили успешное развитие у других разработчиков.

В своей работе изобретателю пришлось бороться с серьезными неблагоприятными обстоятельствами. Во второй половине века не существовало теории аэродинамики (она была разработана Жуковским позже). Не было материалов, сочетающих в себе прочность и легкость (алюминий в то время относили к числу драгметаллов). Выбор двигателей также был невелик – паровая машина, и только.

Идея создания летательного аппарата с возможностью управления и тяжелее воздуха уже обрела популярность. Предложения по этой части выдвигались и до Можайского, в том числе и в России. Но более привлекательной тогда казалась конструкция орнитоптера, то есть машины, машущей крыльями по птичьему подобию.

С учетом этих объективных трудностей, достижения Можайского вызывают еще большее уважение.

Проблемы иного свойства

Но были и другие преграды. Прежде всего, постройка самолета стоила денег, а их у Можайского было негусто. Он был достаточно обеспечен, но не богат. От разных государственных комиссий ему удавалось получить деньги, но не всегда, когда он их просил, и всегда меньше, чем требовалось. Бывало и так, что ему советовали заняться чем-то другим (в том числе орнитоптером!)

В значительной мере первый самолет строился на средства самого конструктора. Это тоже объясняет скромный успех – Можайский не мог позволить себе все необходимое оборудование и помощников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector