Танк пантера

Armament

The main gun was a 7.5 cm Rheinmetall-Borsig KwK 42 (L/70) with semi-automatic shell ejection and a supply of 79 rounds (82 on Ausf. G). The main gun used three different types of ammunition: APCBC-HE (Pzgr. 39/42), HE (Sprgr. 42) and APCR (Pzgr. 40/42), the last of which was usually in short supply. While it was of only average caliber for its time, the Panther’s gun was one of the most powerful tank guns of World War II, due to the large propellant charge and the long barrel, which gave it a very high muzzle velocity and excellent armor-piercing qualities. The flat trajectory also made hitting targets much easier, since accuracy was less sensitive to range. The Panther’s 75 mm gun had more penetrating power than the main gun of the Tiger I heavy tank, the 8.8 cm KwK 36 L/56, although the larger 88 mm projectile might inflict more damage if it did penetrate.

The tank typically had two MG 34 machine guns of a specific version designed for use in armored combat vehicles featuring an armored barrel sleeve. An MG 34 machine gun was located co-axially with the main gun on the gun mantlet; an identical MG 34 was located on the glacis plate and fired by the radio operator. Initial Ausf. D and early Ausf. A models used a «letterbox» flap opening, through which the machine gun was fired. In later Ausf A and all Ausf G models (starting in late November-early December 1943), a ball mount in the glacis plate with a K.Z.F.2 machine gun sight was installed for the hull machine gun.

Вдохновители «пантер»: Мао, Малькольм Икс и Франц Фанон

Большое влияние на формирование взглядов Хью и Бобби оказали идеи легендарного афроамериканского лидера Малькольма Икса. Его убийство в 1965 году послужило формальным поводом к созданию «Чёрных пантер». Сейчас мы знаем, что Малькольма Икса застрелили чёрные националисты, но в то время многие афроамериканские политичекие деятели обвинили в убийстве своего лидера американские спецслужбы. Тогда казалось, что правительству выгодно физическое устранение крайне популярного радикального оратора.

Идейная база «пантер» — негритюд, маоизм и взгляды Франца Фанона

Малькольм Литтл, взявший себе позже псевдоним Икс, был типичным представителем «чёного сепаратизма». Он выступал за максимально жесткую изоляцию чернокожего населения США от «белых», отвергал пропагандируемую Мартином Лютером Кингом доктрину ненасилия. Однако позже, углубившись в изучение ислама, Малькольм Икс совершил хадж в Мекку и поездку по Африке, где под влиянием арабских политических деятелей, принадлежавших к белой расе, отошел от примитивного черного расизма и переориентировался на идеи интернационалистического объединения «чёрных» и «белых» против расизма и социальной дискриминации. Судя по всему, за отказ от идей «чёрного расизма» его и убили активисты «Нации ислама» — крупнейшей организации, придерживающейся идей «чёрного сепаратизма». Именно у Малькольма Икса «Чёрные пантеры» заимствовали ориентацию на насильственное сопротивление расизму, вооруженную борьбу против притеснения афроамериканского населения.

«Чёрные пантеры» с самого начала своего существования формировались не только как националистическая, но и как социалистическая организация. Идеология «пантер» сформировалась под влиянием как «чёрного сепаратизма» и негритюда, так и революционного социализма, в частности — маоизма. Симпатии «пантер» к китайской версии коммунизма можно объяснить тем, что концепция Председателя Мао отлично подходила к восприятию угнетёнными массами в странах третьего мира. Собственно, афроамериканцы фактически и были «третьим миром» внутри Соединённых Штатов. Смысл пролетарской революции и диктатуры пролетариата вряд ли можно было донести до молодых чернокожих парней из трущоб, которые (почти) никогда не работали на постоянной основе. Помимо маоизма, «Чёрные пантеры» уделяли много времени работам Эрнесто Че Гевары о партизанской войне.

В мешанину идей «Чёрных пантер» свою лепту внёс и Франц Фанон (1925 — 1961), один из наиболее значительных фигур в африканском национально-освободительном движении. Интересно, что сам Фанон был человеком смешанного происхождение. Выходец из Мартиники, французской колонии в Карибском море. По отцу он был афромартиникцем по отцу, а по матери имел европейские, эльзасские, корни. Во время Второй мировой войны Фанон служил во французской армии, участвовал в освобождении Франции и даже был награжден Военным крестом. После войны Франц Фанон получил в Лионском университете высшее медицинское образование, одновременно изучая философию и познакомившись с целым рядом видных французских философов.

Позже он присоединился к национально-освободительной борьбе алжирского народа и стал членом Фронта национального освобождения Алжира. В 1960 году его даже назначили послом Алжира в Гане, но примерно тогда же Фанон заболел лейкемией и уехал лечиться в США, где и умер в 1961 году, дожив лишь до 36 лет. По своим политическим взглядам Фанон был последовательным сторонником антиколониальной борьбы и полного освобождения Африканского континента, а также афроамериканского населения, от гнета колонизаторов и расистов. Программной работой Франца Фанона была книга «Проклятьем заклейменные», ставшая для многих активистов «Чёрных пантер» настоящим руководством к действию. В этой работе Фанон подчеркивал «очищающую» силу насилия, воспевая вооруженную борьбу против колонизаторов.

По мнению Фанона, и этот момент очень важен для понимания сути идеологии афроамериканского (и африканского в целом) политического радикализма, именно через смерть угнетенный («негр») осознает конечность угнетения — ведь колонизатора, расиста, угнетателя можно просто убить и тогда его превосходство рассеивается. Таким образом, Фанон утверждал приоритет насилия в борьбе с колониализмом и расизмом, поскольку видел в нем средство освобождения угнетенных от рабского сознания. «Чёрные пантеры» восприняли идеи Фанона о насилии и именно поэтому провозгласили себя вооруженной партией, ориентированной не только на общественно-политическую деятельность, но и на вооруженную борьбу с врагами афроамериканского народа и с «реакционными силами» внутри самого афроамериканского движения.

Создание

Первые образцы были заказаны 15 мая 1942 года под обозначением PzKpfW V (Panzerkampfwagen V) и «SdKfz 171» в ведомственной сквозной системе обозначений военной техники.

Несмотря на только лишь 2 образца, представленных для испытаний в конце 1942 года, уже в ноябре было начато серийное производство, а к маю 1943 года было запланировано поставить в армию 250 штук. Такая спешка была вызвана желанием Гитлера применить новину в запланированной на июнь наступательной операции под кодовым названием «Цитадель», известной сейчас как Курская битва. Она вызвала нехватку времени на проверку и доработку нового танка, что привело к многочисленным поломкам и неожиданностям. К производству помимо МАН были подключены Даймлер-Бенц, Хеншель и Демаг.

Практически сразу произошли некоторые изменения оригинального проекта. Толщина брони увеличилась с 60 мм до 80 мм, увеличив вес до 43 тонн. Трансмиссия и двигатель рассчитывались на первоначальные 35 тонн, поэтому их надежность серьезно пострадала.

Рождение «пантер»

Партия самозащиты «Чёрные пантеры» появилась в октябре 1966 года в Окленде. И ей было суждено стать одной из самых известных радикальных организаций США. У истоков организации стояли Бобби Сил и Хью Ньютон — молодые люди, выступавшие за «чёрный сепаратизм», о котором говорилось выше.

Пара слов о друзьях-основателях партии. Роберт (Бобби) Сил родился в 1936 году в Техасе. На момент создания «пантер» ему уже тридцать. В Окленд он переехал вместе с родителями, а в 19 пошёл служить в подразделение ВВС США. Но через три года Бобби со службы выгнали из-за плохой дисциплины. Он устроился резчиком по металлу параллельно завершая среднее образование. После школы пошёл в колледж, учась на инженера и постигая азы политологии. Именно в колледже Сил вступил в Афроамериканскую ассоциацию (ААА), выступавшую за «чёрный сепаратизм». Сам Бобби, впрочем, был скорее маоистом. В рядах ААА Бобби Сил и познакомился с Хью Ньютоном — сооснователем «Чёрных пантер».

Последнему в 1966 было всего 24 года. Хью Перси Ньютон был из бедной семьи, но это не отбило у него тягу к учёбе. Он сумел поступить в оклендский Меррити-колледж, затем изучал право в Сан-Франциско. Параллельно с учёбой участвовал в деятельности чёрных банд, воровал. С Силом его сблизил интерес к модному тогда маоизму. Хью Ньютон удивительным образом сочетал в себе лихой вид типичного парня с улицы, подверженного алкоголизму и наркомании, с постоянной тягой к познанию и желанию помочь своим ближним.

Вооружение

Главное орудие, наводившее страх на противников, 7,5 cm KwK 42 заряжалось вручную и имело электроспуск, требуя полной остановки танка для стрельбы. Ствол пушки имел длину 70 калибров — 5250 мм, вместе с дульным тормозом — 5535 мм. Вес был 1000 кг,а вместе с маской достигал 2650 кг. В башне располагался короб гильзоулавливателя, а ниже, под сидением наводчика, находился воздушный компрессор, продувающий ствол пушки после каждого выстрела.

С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34, а курсовой находился в лобовом листе корпуса, сначала в бугельной, а позже в шаровой установке.

Так же к бортам башни крепились 90 мм мортиры Nbk 39 для стрельбы дымовыми или осколочно-фугасными гранатами.

Боекомплект основного орудия включал в себя бронебойные снаряды Pzgr. 39/42, подкалиберные Pzgr. 40/42 и осколочно-фугасные Sprgr. 42. и состоял из всего 79 выстрелов у Ausf D и Ausf А и 82 выстрелов у Ausf G. Боекомплект пулеметов составлял 5100 патронов для Ausf D и Ausf А и 4800 патронов для Ausf G.

Изменения танка «Пантера» Ausf. А. относительно Ausf. D.

Визуальна идентификация танков «Пантера» как модификации Ausf.A возможна далеко не всегда. Например, бинокулярный пушечный прицел и характерной формы бронекрышка амбразуры пулемета, литая командирская башенка не является достаточным условием что бы определить машину как танк «Пантера» Ausf.A. Эти признаки иногда встречается и в модификациях Ausf.D. Единственно безошибочный способ определить модификацию танка это узнать его серийный номер.

Модификация Ausf.A описывается как комбинация усовершенствованной башни с шасси танка модификации Ausf.D. Шасси танков «Пантера» Ausf. А оставались идентичными шасси танков «Пантера» Ausf. D. При изготовлении корпусов использовались те же самые чертежи — от 021 Gr 43801 до 021 Gr 43899. Курсовой пулемет монтировался в амбразуре лобового бронелиста корпуса.

Аналогично варианту Ausf. D, улучшения в устройство вносились по мере серийного выпуска танков модификации Ausf. А. «Пантеры» Ausf. А постройки августа — декабря 1943 г. сохранили бинокулярный прицел TZF-12, амбразуру пулемета бронелисте лба корпуса и пистолетные амбразуры в стенках башни. «Пантеры» Ausf. А с монокулярным прицелом TZF-12а и шаровой установкой курсового пулемета Kugelblende в бронелисте корпуса стали собирать в конце ноября или в начале декабря 1943 г. 

Внешняя форма башни и толщина башенной брони по существу не видоизменились сравнительно с башней танка «Пантера» Ausf. D. Однако, внутри практически каждый компонент башни танка «Пантера» Ausf. А был модернизирован по сравнению с башней танка «Пантера» Ausf. D. Альтернативы орудию 7.5 cm KwK 42 L/70 не имелось, орудия снабжались бинокулярными прицелами TFZ-12.Среди изменений, внедренных в конструкцию танка «Пантера» Ausf. А, встречались следующие: 

  • Командирская башенка из литого бронекорпуса с семью перископическими наблюдательными приборами, закрытыми бронеколпаками. Кольцо индикатора азимута, градуированное с 1 — 12 ч, которое вращается совместно с башней, но установлено внутри командирской башенки.
  • В крыше башни установлен перископ заряжающего.
  • Перехлест бронелистов лобовой части и бортов башни выполнен прямоугольным со сторонами пазов, параллельными основанию башни, вместо перехлеста типа «ласточкин хвост» на башне танка «Пантера» Ausf.D.
  • Геометрия литой лобовой части башни непосредственно за маской пушки изменена.
  • Установлен новый привод разворота башни с селективной скоростью разворота взамен односкоростного привода башни танка «Пантера» Ausf.D.
  • Установлен усовершенствованный экстрактор пороховых газов после выстрела.
  • Подшипники кольца башни танка «Пантера» Ausf.D. закрыты прокладкой, препятствующей попаданию в механизм влаги при форсировании вброд водных преград.
  • Левее наводчика установлен упрощенный индикатор азимута, градуированный с 1-12.  

Первой несколько танков «Пантера» Ausf.А в августе 1943 г. собрала фирма MNK, чуть позже, в сентябре, за ней последовали фирмы MAN Даймлер-Бенц и Демаг. В марте 1944 г. фирма MAH перешла на сборку танков «Пантера» Ausf. G, фирма Даймлер-Бенц — в мае 1944 г., фирма MNK — в июле 1944 г. Фирма Демаг приступила к выпуску тягачей «Бергпантера».

«Пантеры», собранные на разных заводах, имели определенные внешние отличительные признаки, несмотря на то, что собирали их по единым рабочим чертежам. Так, на фирме MAH циммерит наносили в полном соответствии с инструкцией — шпателям ровными квадратами. На Даймлер-Бенц и MNK циммерит наносили грубо, неравносторонними прямоугольниками. Изначально, на танках сборки MAN крепежи цилиндрических контейнеров располагались очень близко к торцам. На «Пантерах» сборки фирмы Демаг крепления для запасных траков приваривались непосредственно к бортам корпусов (как на Ausf.D), вместо использования болтовых соединений.

Боевое применение

Свою боевую карьеру «Пантеры» начали в июле 1943 года, и за 22 месяца службы успели побывать на Итальянском, Западном и Восточном фронте.

Первое крупное сражение, в котором они участвовали – это операция «Цитадель». Многие из руководства относились к операции насторожено, отмечая в том числе, что «Пантеры», на которые другие так надеются, еще не идеальны и требуют испытаний. В итоге нападение откладывалось, что дало советским войскам возможность улучшить оборону. В сражении со стороны немцев в основном участвовали «Тигры», Pz Kpfw IV и Pz Kpfw III, а вот «Пантеры» действительно постоянно ломались и горели – из 200 машин из строя вышло 160, причем многие не удалось эвакуировать.

Пока шло советское наступление, недостатки PzKpfw V исправили, и наконец они стали боеспособными. Иногда удавалось проводить эффективные контратаки. Часто «Пантеры» и другие танки использовались для быстрых перебросов в разные места для сдерживания наступления Красной армии. К примеру, в бою под Балабановкой полк «Ваеске» нанес противнику очень серьезные повреждения, потеряв всего пять Пантер и одного Тигра.

Достаточно активно танки участвовали в боях на Украине, особенно под Каменец-Подольским. Там себя хорошо проявил генерал Хубе, хотя против немецких танков и были погодные условия – машины постоянно ломались из-за раскисших дорог.

После гибели Хубе Первой танковой армии явно нужна была небольшая передышка, но Гитлер в ней отказал. Несмотря на достаточно высокую эффективность «Пантер» сдерживать советские войска немцы уже не могли.

На Западе

На Западе «Пантеры» тоже активно участвовали в боях, и наносили союзникам серьезный ущерб. Англичане и американцы считали, что чтобы подбить один PzKpfw V нужно потерять пять Кромвелей или Шерманов. Но численное превосходство союзников и тут делало свое дело. Кроме того, было запрещено отступать, и танки часто попадали под артналеты, а местность Нормандии совершенно не подходила для танков. Единственным крупным успехом в этой зоне была ликвидация прорыва англичан под Вильер-Бокаж.

Бои шли по-разному – 11 июля 1944 года «Патеры» сильно пострадали в бою против истребителей танков союзников, но уже 18 числа того же месяца первый танковый корпус СС остановил три английские танковые дивизии.

Подбитая Пантера

«Пантеры» участвовали в операции «Льеж», но почти половина танков была уничтожена авиацией союзников. Также много танков было потеряно в окружении под Фалезом. Однако разведка докладывала, что «Пантера» становится все более надежной, и ее уже считали самым опасным танком Германии.

Последней крупной операцией на Западном фронте, в которой участвовали «Пантеры», было наступление в Арденнах. Операция провалилась с потерей практически всех танков. И хотя PzKpfw V показывал себя очень эффективно, их было слишком мало.

Вообще эксперты считают, что «Пантеры» была лучшим немецким средним танком Второй мировой войны, однако ее нужно было немного довести до ума – она превосходила Pz Kpfw IV по всем показателям, кроме надежности, однако в 1943 году надежность была не так важна, как мощь, скорость и бронирование.

Средний танк Pz Kpfw V Ausf D Panther (Sd Kfz 171)

Выпущено 850 танков с января по сентябрь 1943 года.

Первая серийная «Пантера» покинула заводской цех фирмы
МАN 11 января 1943 года. Первые 20 танков «Пантера» имели 60-мм лобовую броню. На них
были установлены двигатели «Майбах» HL 210Р45. Отличительной особенностью первых 20-ти
«Пантер» была командирская башенка с выступом-приливом на левом борту башни. Эти танки использовались для
подготовки танковых экипажей.

У остальных танков Pz Kpfw V Ausf D
толщина лобовой брони составляла 80 мм.

Боевая масса – 43 т.
Броня: лоб корпуса – 80 мм, борт – 40 мм, лоб башни – 100 мм, борта и корма башни – 45 мм.
Вооружение: 75-мм пушка 7,5cm KwK42 L/70 и два 7,92-мм пулемета MG34.
Боекомплект пушки – 79 выстрелов.

        Боевое применение.
        Выпуск танков начался в январе 1943 г. В феврале они стали поступать в войска.
В апреле из-за многочисленных недоделок и неисправностей все «Пантеры» вернули на заводы для модернизации. В мае 1943 г. при
подготовке к наступлению на Курской дуге танки Pz Kpfw V Ausf D «Пантера» получили 51-й и 52-й
танковые батальоны, 23-й и 26-й отдельные танковые полки и танковые полки
дивизий СС 
«Дас Рейх» и
«Лейбштандарт Адольф Гитлер».

Ретроспектива

Более поздние усовершенствованные серийные модели Panther (Ausf. A и G) превосходили Т-34, который был основным фактором при разработке Panther как с технической точки зрения , так и с точки зрения боевой ценности . Даже если некоторые ошибки на Panther не удалось исправить к концу производства, преимущества перевешивали преимущества.

Преимущества Panther были его сильная пушка, высокая скоростью огня и его сильная лобовая броня. Panther был оснащен наложенным рулевым механизмом, что обеспечивало очень хорошую маневренность даже на малых скоростях. Что касается подвески и демпфирования, Panther считается предшественником более поздних танков после Второй мировой войны. Тем самым он проложил путь сегодняшнему естественному пожаротушению в движении и вне его.

Слабыми сторонами Panther были неадекватные характеристики гидростатической системы поворота башни (так что поворот башни можно было осуществлять только ручным приводом при наклоне танка) и относительно слабая бортовая броня. Его сложный коробчатый привод тоже вызывал отказы, особенно в Советском Союзе — вязкая грязь оседала между ходовыми колесами и могла замерзнуть, если ее долго не использовать. Был также промежуточный вал страниц (редуктор за ведущими колесами вперед) как простая прямозубая шестерня вместо сложной планетарной передачи несла слишком слабую. Сообщается, что срок службы двигателей составляет от 1000 до 1500 км, цепей и приводов — от 1500 до 3000 км, а задних переключателей — всего от 150 до 1500 км.

Ремонт специальной высокопроизводительной торсионной подвески Panther с тремя различными конструкциями торсионов и коробчатым приводом может быть чрезвычайно дорогостоящим в случае повреждения, поскольку, помимо поврежденных поворотных рычагов, «соседние» ролики и внутренние встраиваемые детали, для замены определенного варианта торсиона, противостоящие ролики тоже пришлось демонтировать.

Aufklärungspanzer Panther в игре

Исследование и прокачка

Эта машина является премиум техникой и не требует прокачки дополнительных модулей, она имеет «Элитный» статус, приносит больше кредитов и опыта за каждый бой, а также обладает рядом других преимуществ.

Боевая эффективность

Стиль игры схож со стилем предшественника, но из-за более крупного корпуса шанс получить снаряд возрастает. Aufklärungspanzer Panther имеет достаточно крепкий лоб, но трансмиссия, как и у большинства немецких танков, расположена спереди и попадания в НЛД чреваты критом двигателя. Наиболее оптимальной тактикой игры на этом танке является пассивный свет с использованием маскировочной сети и стереотрубы, а также охота на вражеских «светляков» и САУ.
Танк обладает большой массой, что вкупе с прокачанным и установленным подбоем позволяет уничтожать большинство ЛТ и САУ связкой «выстрел+таран».

Достоинства:
  • хорошая динамика;
  • большая масса позволяет таранить ЛТ, легкие СТ и САУ противника;
  • отличное пробитие подкалиберных снарядов конического орудия;
  • достаточно крепкий лоб для ЛТ;
  • возможность танковать гусеницей (при должном довороте и неграмотности противника можно без урона поймать снаряд из БЛ-10);
  • возможность установить стабилизатор вертикальной наводки.
Недостатки:
  • большой корпус;
  • плохие углы вертикальной наводки при стрельбе назад;
  • низкий разовый урон конического орудия;
  • уязвимое расположение трансмиссии;
  • плохие показатели маскировки усложняют использование этого ЛТ в качестве света.

Экипаж

Полностью совместим с экипажем на VK 28.01. Однако ввиду еще более крупных габаритов, чем у «толстопарда», эффективность Маскировки стремится к нулю. Поэтому наиболее эффективным выбором будет изучение Ремонта у всех членов экипажа и Шестого чувства у командира.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

top

ББ71

БПспец10+/-

1

ББ71

БПспец10

2

ОФ20

КСспец10

ББ5/0

Поддержка и походы за артой

1
Пассивный свет

2
Урон, близкие дистанции

Оценка Aufklärungspanzer Panther

  • Защитник — хорошая динамика позволяет быстро вернуться на захват и сбить его.
  • Поддержка — за невысокий урон орудия 7,5 cm KwK 41 L/58 Konisch.
  • Разведчик — неплохая броня и подвижность позволяют засветить много противников.
  • Медаль Орлика — при грамотном использовании можно «доконать» танки выше уровнем.
  • Медаль Бурды — машина способна без труда уничтожать САУ любого уровня в любых количествах.
  • Коса cмерти — за мощное орудие 10,5 cm KwK 42 L/28 способное уничтожить любую САУ.
  • Бронебойщик — за хорошую бронепробиваемость 7,5 cm KwK 41 L/58 Konisch.
  • Камикадзе — за сочетание большой массы и высокой скорости.

История изменений

Основная статья: История изменений Aufklärungspanzer Panther

История изменений

Обновление 0.8.5

Введён на основной сервер в качестве немецкого лёгкого танка VII уровня.

Обновление 0.8.8
  • Время перезарядки орудия 7,5 cm KwK 41 L/58 Konisch изменено с 5 сек. до 4 сек.
  • Урон, наносимый снарядом Pzgr. 41 HK орудия 7,5 cm KwK 41 L/58 Konisch, изменён с 165 до 135 единиц.
  • Урон, наносимый снарядом Pzgr. 41 StK орудия 7,5 cm KwK 41 L/58 Konisch, изменён с 165 до 135 единиц.
Обновление 0.8.9

Орудие 7,5 cm KwK 41 L/58 Konisch переименовано в 7,5/5,5 cm Waffe 0725.

Обновление 0.9.2

Время перезарядки орудия 7,5/5,5 cm Waffe 0725 для башни VK 28.01 Ausf. C уменьшено с 4 до 3,4 с.

Обновление 0.9.6
  • Проходимость ходовой Aufkl. Panther по слабым грунтам увеличена на 10%.
  • Проходимость ходовой Aufkl. Panther verstarkteketten по слабым грунтам увеличена на 11%.
  • Дальность обзора башни VK 28.01 Ausf. C увеличена с 390 до 400 м.
  • Разброс орудия 10,5 cm Kw.K. L/28 при повороте башни уменьшен на 17%.
  • Время перезарядки орудия 7,5/5,5 cm Waffe 0725 для башни VK 28.01 Ausf. C уменьшено с 3,4 до 3,3 с.
  • Разброс орудия 7,5/5,5 cm Waffe 0725 при повороте башни уменьшен на 17%.
Обновление 0.9.9

Танк выведен из игры, при этом он был заменён другим лёгким танком VII уровня Spähpanzer SP I C.

Обновление 1.12

7 марта в рамках проведения Чёрного Рынка возвращён в игру в качестве акционного танка с орудием 7,5 cm KwK 41 L/58 Konisch.

Engine

Panzerbefehlswagen Panther Ausf. A (Sd.Kfz. 267) of the Panzergrenadier-Division Großdeutschland photographed in southern Ukraine in 1944

The first 250 Panthers were powered by a Maybach HL 210 P30 engine, V-12 gasoline engine which delivered 650 metric hp at 3,000 rpm and had three simple air filters. Starting in May 1943, the Panthers were built using the 700 PS (690 hp, 515 kW)/3000 rpm, 23.1 litre Maybach HL 230 P30 V-12 gasoline engine. The light alloy block used in the HL 210 was replaced by a cast iron block to save aluminum. Two multistage «cyclone» air filters were used to automate some of the dust removal process. In practice the engine power output was reduced due to the use of low quality gasoline. With a capacity of 190 US gallons of fuel, a Panther could operate 60–80 mi (97–130 km) on roads and 40–50 mi (64–80 km) cross country

The HL 230 P30 engine was a very compact design, which kept the space between the cylinder walls to a minimum. The crankshaft was composed of seven discs, each with an outer race of roller bearings, and a crankshaft pin between each disc. To reduce the length of the engine further, by one half a cylinder diameter, the two banks of 6 cylinders of the V-12 were not offset — the center points of the connecting rods of each cylinder pair in the «V» where they joined the crankshaft pin were thus at the same spot rather than offset; to accommodate this arrangement, one connecting rod in the pair of cylinders was forked and fit around the other «solid» connecting rod at the crankshaft pin. (A more typical «V» engine would have had offset cylinder banks and each pair of connecting rods would have fit simply side by side on the crankshaft pin). This compact arrangement with the connecting rods was the source of considerable teething problems early on. Blown head gaskets were another problem, which was corrected with improved seals in September 1943. Improved bearings were introduced in November 1943 to replace the faulty ones that had failed frequently. An engine governor was also added in November 1943 that reduced the maximum engine speed to 2500 rpm. An eighth crankshaft bearing was added beginning in January 1944 to help reduce motor failures.

The engine compartment space was designed to be watertight so that the Panther could be submerged and cross waterways. The result was that the engine compartment was poorly ventilated and prone to overheating. The fuel connectors in the early models were non-insulated, leading to leakage of fuel fumes into the engine compartment. This led to many engine fires in the early Panthers. Additional ventilation was added to draw off these gasses, which mitigated but did not completely solve the problem of engine fires. Other measures taken to reduce this problem included improving the coolant circulation inside the motor and adding a reinforced membrane spring to the fuel pump. The Panther had a solid firewall separating the engine compartment and the fighting compartment to keep engine fires from spreading.

The engine became more reliable over time. A French assessment of their stock of captured Panthers in 1947 concluded that the engine had an average life of 1,000 km (620 mi) and maximum life of 1,500 km (930 mi).

Система смазки

(Рис. 15 и 16)

Система смазки циркуляционная под давлением, с сухим картером. Циркуляция масла осуществляется тремя шестеренчатыми насосами, из которых один нагнетающий и два отсасывающих. Насосы расположены в нижней части главного картера. Масляный бак, масляный радиатор и фильтр крепятся к главному картеру: масляный бак с правой стороны, радиатор и фильтр с левой. Маслопроводная сеть в основном выполнена в стенках картера и блока двигателя и частично состоит из труб. Нагнетающая секция насоса 1 (рис. 15) засасывает масло из масляного бака 9 и подает его к масляному радиатору. Масло, проходя через радиатор, охлаждается водой и поступает к масляному фильтру 5, изготовленному из металлической ткани. Фильтрованное масло поступает к коленчатому валу 17, к механизмам газораспределения, к приводу вентиляторов 18 и к регулятору 19 числа оборотов.

Рис. 15. Схема системы смазки:

1 - нагнетающая секция насоса; 2, 3 - откачивающие секции насоса; 4 - редукционный клапан; 5 - масляный фильтр; 6 - перепускной клапан фильтра; 7 - перепускной клапан радиатора.; 8 - масляный радиатор; 9 - масляный бак; 10 - манометр; 11 - маслосборник; 12 - крышка главного картера; 13 - переливная трубка масляного бака; 14 - заливная горловина масляного бака; 15 - маслоподводящий хомут; 16 - гибкий шланг; 17 - коленчатый вал; 18 - привод вентиляторов; 19 - регулятор оборотов; 20 - сток масла из клапанной коробки; 21 - калиброванное отверстие; 22 - коромысла клапанов; 23 - ось коромысел.

Масло, проходящее через коленчатый вал, смазывает шатунные подшипники и, разбрызгиваясь, смазывает зеркала цилиндров. Пройдя трущиеся поверхности всех смазываемых деталей, масло стекает на дно картера в маслосборник 11. Из маслосборника масло двумя откачивающими секциями 2 и 3 насоса подается вновь в масляный бак 9.

Рис. 16. Масляный фильтр:

1 - трубка входа масла; 2 - отверстие приключения манометра; 3 - выход масла; 4 - отвод масла от редукционного клапана; 5 - фильтрующий элемент.

Для обеспечения необходимого давления в системе смазки в нагнетающей секции 1 масляного насоса установлен редукционный клапан 4, отрегулированный на давление в 7 кг/cм2. Масляный фильтр и радиатор снабжены перепускными клапанами 6 и 7, через которые масло может проходить, минуя фильтрующий элемент или масляный радиатор, при загрязнении фильтра или при чрезмерном повышении вязкости масла. Так как сопротивление, оказываемое маслу при смазке механизма газораспределения, привода вентиляторов и регулятора невелико в сравнении с сопротивлением, которое возникает при смазке деталей, смазываемых через коленчатый вал, то к ним масло подводится через калиброванное отверстие 21, обеспечивающее в основной части системы смазки необходимое давление. Давление в системе смазки контролируется манометром 10, установленным на щитке приборов у механика-водителя. Масло в систему смазки заливается через горловину в баке. Количество масла проверяется щупом. Опускается масло из бака и картера двигателя через краны.

Модификации

  • Pz.Kpfw.V Panther Ausf. D1 – первые двадцать серийных машин. Никогда не участвовали в боях – на них готовили экипажи в тылу. У машин был двигатель HL 210 P45 и лобовая броня 60 мм;
  • Ausf. D2 – первая серийная модификация, очень похожая на D1. Была усилена лобовая броня, командирская башня и дульный тормоз приобрели «пантеровский» вид;
  • Ausf. А – модификация с новой башней, без амбразур и небольших люков, с более удобным прицелом и привычной шаровой установкой курсового пулемета. Часто машины оснащали фальшбортами;
  • Ausf. G – самая массовая модификация, производилась с весны 1944 года, с усиленным бронированием. Некоторым «Пантерам» поставили маску орудия с «юбкой», чтобы башню не заклинивало от попаданий снарядов противника;
  • Ausf. F – последняя модификация, была разработана осенью 1944. Должна была быть еще более защищенной, но до конца войны выпустили только несколько корпусов и башен и ни одного прототипа не собрали.

Осенью 1943 года начали разрабатывать вторую «Пантеру», на которую бы поставили 88-мм пушку, как на Королевском тигре, и новую башню, то есть своеобразный облегченный второй Тигр. Но подходящего двигателя для машины так и не подобрали.

Башня Ausf. FИзображение прототипа Panther II

Pantera — это не история моментального успеха.

Группа начала рвать чарты в девяностых, но существовала она еще с 1981 года. В статье про Code Orange я писал, что большинство крутых рок-групп основаны школьниками. Вот и «Пантеру» в техасском городе Арлингтон собрали школьные друганы, которым и восемнадцати не было. Костяком банды стали барабанщик Винни Пол и его младший брат, гитарист Даррелл Эботт, позже взявший имя Даймбэг Даррелл. Оба музыкой горели с самого детства, так что несмотря на юные годы, навыки игры на инструментах у них уже были. На вокале в «Пантере» в то время пребывал Донни Харт — ни о каком Ансельмо музыканты еще не знали. Впрочем, и Харта быстро заменили на Терри Глэйза, который расщипленным фальцетом голосил в группе до 1986 года. 

В то время на пике был классический метал и глэм. Разумеется, школьникам хотелось рубить актуальную и популярную музыку. Поэтому начали Pantera с каверов на KISS и Van Halen. Собственные песни они тоже потихоньку включали в репертуар — и это тоже был глэм. Да, сегодня сложно поверить, что Pantera могли играть глэм. Не какая-то группа-предшественник, а именно та самая «Пантера», с Винни и Дарреллом в составе. Еще сложнее это представить, но видеозаписи с тех времен сохранились. Там все по классике жанра — от звука до костюмов и движений. Лучше всего раннюю историю Pantera описал один комментатор на ютубе: «Вау, это как если бы Slayer раньше назывались KISS». 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector