Подробный обзор дизельной подводной лодки «варшавянка», проект 636.3

Зачем была нужна дизельная подлодка

После появления на вооружении флотов вероятных противников этих невидимых на поверхности крейсеров, аналогичные корабли начали строить и для ВМФ СССР. Вскоре выяснилось, что образцы отечественных АПЛ отличаются от зарубежных, причем не в лучшую сторону. Акустические средства обнаружения их довольно быстро засекали по шуму винтов и двигателей. Эту проблему решили позже, а в конце шестидесятых – начале семидесятых внешним угрозам решили дать асимметричный ответ. В 1974 году КБ «Рубин» получило от главкома ВМФ С. Г. Горшкова ТЗ, в котором перечислялись главные требования к новому кораблю: малая заметность, широкий функциональный спектр и уменьшенное число членов экипажа. Через четыре года со стапелей в Комсомольске-на-Амуре сошла первая «Варшавянка». Подводная лодка соответствовала всем пунктам технического задания, а по многим показателям даже превзошла указанные в нем параметры.

«Палтус» и «Варшавянка»

«Волхов» является вторым по счёту кораблём проекта 636.3 «Варшавянка» для Тихоокеанского флота. Головной корабль серии получил название «Петропавловск-Камчатский» и был передан ВМФ в ноябре 2019 года. В данный момент в цехах «Адмиралтейских верфей» строятся ещё две «Варшавянки»: «Магадан» и «Уфа».

Проект 636.3 — это модернизированная версия проекта 636 «Варшавянка», который, в свою очередь, является продолжением 877-й серии субмарин под названием «Палтус», разработанной в СССР в конце 1970-х годов.

Подводная лодка проекта 636.3 Объединённая судостроительная корпорация

По сравнению с оригинальной версией проект 636.3 претерпел ряд существенных изменений.

«Подводные лодки модифицированного проекта 636.3 имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения», — говорится на сайте «Адмиралтейских верфей».

В общей сложности в СССР и РФ было построено около 70 подводных лодок проектов 636 и 877. Причём около 40 из них были поставлены на экспорт. В списке бывших и нынешних эксплуатантов подводных лодок данного класса, помимо России, числятся также Индия, Китай, Вьетнам, Иран, Алжир, Румыния и Польша.

Разработкой «Палтуса» и «Варшавянки» занималось Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург).

Как отмечается на сайте Объединённой судостроительной корпорации, субмарины данного типа предназначены «для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей, судов и наземных целей противника».

К боевым задачам подлодок типа 636 относят также защиту побережья, военно-морских баз, коммуникаций и границ.

Главными достоинствами кораблей проекта 636 и его модификаций разработчики называют малошумность, мощное минно-торпедное и ракетное вооружение, хорошие бытовые условия экипажа и простоту обслуживания субмарины.

Надводное водоизмещение кораблей проекта 636 составляет 2350 м³, предельная глубина погружения — 300 м, автономность плавания — 45 суток, дальность плавания в режиме работы двигателей под водой с усиленным запасом топлива и скоростью 7 узлов (около 13 км/ч) — 7,5 тыс. миль (около 14 тыс. км).

Длина подводной лодки составляет 73,8 м. Её корпус состоит из шести отсеков, которые отделяются друг от друга водонепроницаемыми перегородками. Это «позволяет оставаться на плаву при аварийном затоплении одного из отсеков, сохраняя при этом боеготовность», говорится на сайте «Адмиралтейских верфей».

Подводные лодки типа 636.3 оснащаются шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм, а также несут ракетный комплекс «Калибр-ПЛ». Общее количество снарядов обоих типов на судне составляет 18 единиц.

«Подводные лодки проекта 636 способны наносить залповые ракетные удары из всех торпедных аппаратов по морским и наземным целям», — говорится на сайте судостроительной корпорации.

Впервые в истории корабли данного проекта приняли участие в боевых действиях в 2015 году, произведя пуск «Калибров» по объектам боевиков террористической группировки «Исламское государство»* на территории Сирии. Запуски по позициям ИГ производились из подводного положения из акватории Средиземного моря.

Третье поколение

Подлодки проекта 636.3 «Варшавянка» относятся к третьему поколению подводных кораблей и являются продолжением советских дизель-электрических субмарин проектов 636 и 877, разработанных ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург).

  • Дизельная подводная лодка «Краснокаменск» класса «Варшавянка» во Владивостоке
  • РИА Новости

Своё необычное название «Варшавянка» унаследовала от проекта 636 — лодки были предназначены для экспорта в страны Варшавского договора в годы холодной войны. В 1990— 2000-х годах упрощённые модификации «Варшавянки» также экспортировались в Китай, Алжир и Вьетнам. Всего было изготовлено и продано за рубеж около 20 таких подлодок.

Длина субмарины проекта 636.3 составляет 74 м, ширина — 10 м, водоизмещение — около 2,3 тыс. т, глубина погружения — 300 м, автономность — 45 суток, подводная скорость — 20 узлов (37 км/ч), экипаж — 52 человека. «Варшавянка» относится к классу подлодок третьего поколения, но оснащена современным оборудованием, которое позволяет в значительной степени автоматизировать процессы управления.

Одним из главных достоинств лодок проекта 636.3 является их предельно малая шумность — на Западе их за это называют «Чёрной дырой».

Также по теме


«Идеальный перехватчик»: как подлодка «Лира» стала самой быстрой субмариной советского флота

50 лет назад в Ленинграде со стапелей сошла первая атомная подлодка К-64 проекта 705 «Лира». Это была первая в мире серийная…

Особенностью подлодок проекта 636.3 является их оснащение комплексом ударного ракетного вооружения «Калибр-ПЛ» и обновлённым радиоэлектронным оборудованием. Также подлодка оборудована шестью торпедными аппаратами калибр 533 мм.

Боевое крещение «Варшавянка» получила в декабре 2015 года у берегов Сирии, произведя пуски по боевикам «Исламского государства»*. Это были первые в истории российского флота ракетные удары из подводного положения в условиях реальных боевых действий.

В марте 2019 года Минобороны сообщило, что на стадии строительства находятся шесть субмарин серии «Варшавянка», предназначенных для Тихоокеанского флота. При этом в ведомстве подчеркнули, что все корабли будут изготовлены с применением новых гидроакустических пластин, которые позволят «полностью скрыть подводные лодки от радаров».

Применение новых технологий вкупе с современным вооружением делает эти подлодки одними из самых востребованных российскими моряками, отметил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.

«В проект строительства вносят определённые корректировки, поскольку появляются новые технологии, но главное — эти малошумные подлодки приспособлены для стрельбы «Калибрами». Американцы и натовцы дали этим моделям название«Чёрная дыра», потому что не смогли засечь их на своих радарах. Естественно, при строительстве их лучшие качества сохранятся и будут добавлены наработки, которые появились за время применения этих лодок, в том числе и для решения боевых задач в территориальных водах Сирии», — рассказал эксперт.

Описание конструкции

Проект 636 это океанская одновальная двухкорпусная лодка с дизель-электрической главной энергетической установкой, работающей по схеме с полным электродвижением.

Корпус

Для подводной лодки был разработан лёгкий корпус особой обтекаемой формы, которая была получена по результатам теоретических расчётов и модельных испытаний на стендах и в опытовых бассейнах.

Центральный пост управления подводной лодки 636.3

Отсек подводной лодки 636.3

Прочный корпус подводной лодки разделён поперечными переборками на 6 отсеков, что обеспечивает лодке высокую живучесть. При запасе плавучести около 30% в крейсерском положении, лодка проекта 636 даже при заполнении одного отсека с двумя прилегающими к нему цистернами главного балласта одного борта может оставаться на плаву.

Носовой отсек имеет три палубы: верхняя — торпедная, средняя — жилая, на нижней размещены аккумуляторные батареи. Второй отсек командный: верхняя палуба — центральный пост, средняя — рубка радиста, нижняя — рубка штурмана. Третий отсек жилой: верхняя и средняя палубы — помещения для экипажа, на нижней размещены аккумуляторные батареи. Четвертый отсек: дизель-генераторы. Пятый отсек: электромоторный, плюс также он служит для выпуска аварийного буя. Шестой кормовой отсек: механико-технический, в нём располагаются электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.

В связи с тем, что новая энергетическая установка и обслуживающие её насосы и системы потребовали больших внутренних объёмов, длина лодки была увеличена на 1,2 метра по сравнению с проектом 877. Одновременно с этим удалось увеличить объём топливно-балластных цистерн, что позволило на 1500 миль увеличить дальность плавания (7500 миль у проекта 636 вместо 6000 миль у проекта 877; 7500 миль это дальность плавания в режиме РДП с усиленным запасом топлива со скоростью 7 узлов). Дальность подводного плавания экономической скоростью достигла 400 км.

Энергетическая установка и ходовые качества

Гребной винт пр. 636.3

Дизель-электрическая энергетическая установка лодки состоит из двух дизель-генераторов 4-2ДЛ42М мощностью по 1000 кВт, и расположенных на линии вала главного гребного электродвигателя ПГ165 мощностью 5500 л.с. и электродвигателя экономического хода ПГ166 мощностью 190 л.с.
В дополнение к ним, лодка оборудована двумя побортно установленными резервными двигателями малой мощности ПГ168 по 102 л.с., предназначенными для обеспечения движения в узкостях, при швартовке и в аварийном режиме.
А благодаря установке двух групп аккумуляторов (по 120 элементов в каждой) новейшей конструкции, расположенных в первом и третьем отсеках лодки, была достигнута дальность плавания в подводном положении более 400 миль и максимальная скорость до 20 узлов.
Вал главного гребного электродвигателя вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет обеспечить срок службы главного вала в течение 20 лет.
Гребной винт семилопастной, с саблевидными лопастями. В кормовой части установлены подруливающие водометы.

Вспомогательное оборудование

Главная особенность проекта 636 — уникально низкое акустическое поле. Чтобы достичь столь низкого уровня шумности, конструкторы разработали для лодки 36 единиц нового малошумного оборудования (заменившего старое, установленное на проекте 877), покрыли корпус специальным покрытием и применили ещё некоторые конструктивные меры. Благодаря всем этим инновационным решениям, ПЛ проекта 636 обнаруживает ПЛ проекта 877 на дистанции в два раза большей, чем будет обнаружена сама. По уровню скрытности, подводная лодка финальной модификации проекта 636.3, принятая на вооружение в России, не имеет себе равных в мире.

Экипаж и обитаемость

Экипаж из 52 человек размещён в удобных каютах. Подводная лодка имеет камбуз для приготовления пищи, душевую, амбулаторию и кают-компанию для офицерского состава.

Интегрированный пульт управления АИУС «Лама-ЭКМ»

Вооружённость проекта 636.3

ДЭПЛ 636.3 – это «Варшавянки» построенные для ВМС России, с такой ПЛ как «Ростов-на-Дону» были произведены 6 демонстративных выстрелов ракетами 3М14К «Калибр-ПЛ» по ИГИЛ из подводного положения. Изначально было 4 «Калибров», а в проекте 677 их уже 10. Сколько их – это сюрприз. Это сверхзвуковые новые ракеты с изменяемой траекторий полёта – неуязвимые для ПРО США. Этих ракет «Исключительные» боятся, а до операции ВКС РФ в Сирии о них и не подозревали. Эти ракеты малозаметны, т.к. передвигаются на малой высоте от 5 – 150 м со скоростью 750 км/ч. Подойдя ближе к цели ускоряются до скорости 2700 км/ч – делая бесполезной систему ИДЖИС и любую ПРО. Выйдя на поверхность в радиусе 1500 км можно нанести удар по наземным и надводным целям с таким уроном как удар США по Хиросиме и Нагасаки.

У подводного корабля 6 торпедных отсеков 533 мм. На вооружении 18 торпед и 24 мины для поражения подводных и надводных целей. Одна лодка может безнаказанно уничтожить неядерными зарядами одну-две американские АУГ, вооружённых ИДЖИС и СОСУС. А если ядерными? Дальность обнаружения натовских кораблей втрое больше чем у противников, благодаря отечественным гидроакустическим комплексам, использующим подводный звуковой канал и стелс-технологии. В надводном положении подлодка может оказать сопротивление авиации из ПЗРК «Стрела-3» или «Игла» 8-ю ракетами, что будет применено при случайном появлении самолёта-разведчика.

Вопросы перспективы отечественных НАПЛ

Главным вопросом здесь является целесообразность строительства «классических НАПЛ» (дизель-электрических) с учетом широкого распространения в мире НАПЛ с анаэробными установками и развития средств противолодочной обороны (ПЛО). При рассмотрении этой проблемы наиболее важны три вопроса.

Первый. Использование анаэробной установки действительно обеспечивает резкое повышение скрытности НАПЛ в первую очередь по критерию «коэффициента нарушения скрытности»), однако обеспечивает только малые хода НАПЛ и резко повышает стоимость и сложность эксплуатации НАПЛ, значительно снижают ее автономность.

Важно — несколько вариантов такой ГЭУ для отечественных НАПЛ уже «на подходе». Второй. Появление современных литий-полимерных аккумуляторов резко повышает подводную автономность дизель-электрических ПЛ, являясь при этом гораздо более экономичным решением чем анаэробная ГЭУ

Появление современных литий-полимерных аккумуляторов резко повышает подводную автономность дизель-электрических ПЛ, являясь при этом гораздо более экономичным решением чем анаэробная ГЭУ

Второй. Появление современных литий-полимерных аккумуляторов резко повышает подводную автономность дизель-электрических ПЛ, являясь при этом гораздо более экономичным решением чем анаэробная ГЭУ.

Третий. Общее состояние проблемы противостояния «ПЛ против самолета». Резкое повышение возможностей противолодочной авиации по обнаружению малошумных целей в последние десятилетия крайне остро поставили вопрос выживаемости ПЛ в условиях ее противодействия. Причем само по себе наличие у НАПЛ анаэробной установки ее безопасность не обеспечивает, например при залпе ПКР с борта ПЛ. Демаскировка НАПЛ залпом ПКР (КР) при нахождении в районе противолодочной авиации с современными средствами поиска ставит любую НАПЛ на грань уничтожения. Фактически сложилась ситуация когда боевая устойчивость НАПЛ в таких условиях не может быть обеспечена исключительно за счет ее скрытности, необходим комплексный подход, в т.ч. активные средства противодействия авиации (ЗРК ПЛ), низкочастотные средства ГПД, обеспечивающие подавление работы РГАБ в «подводной полусфере» и средства постановки помех линиям связи «буй-самолет» в «надводной».

Необходимо подчеркнуть, что сегодня таких средств (с требуемым уровнем эффективности) нет ни у одной зарубежной НАПЛ. Эффективность ЗРК ПЛ типа IDAS (ФРГ) и A3SM (Франция), заведомо недостаточна, и она не может обеспечить эффективной защиты НАПЛ. Не вдаваясь в подробности, необходимо отметить что в России есть необходимый задел и научно-технический потенциал для создания таких средств НАПЛ, с высоким (необходимым) уровнем эффективности.

Важно отметить что наличие эффективного ЗРК НАПЛ является, вероятно, более эффективным и простым решением для НАПЛ чем анаэробная установка (при условии использования литий-полимерных АБ), но и обеспечивает возможность эффективного «включение» НАПЛ в «оперативно-тактическую сеть» межвидовой группировки действующей на ТВД, повышая и ее эффективность, и эффективность и боевую устойчивость самой НАПЛ (за счет резкого улучшения ситуационной осведомленности и возможности оперативной связи с командованием). Это безусловно ставит дополнительные (но реальные!) требования к бортовым средства связи и управления боем на борту НАПЛ

Технические характеристики «Варшавянки»

Начнем с габаритов и продолжим маневренностью. При ширине около 10 метров, длина подводной лодки «Варшавянка» насчитывает 73,4 м. При таких размерах надводное водоизмещение составляет более 2300 т с осадкой примерно 6 метров.

Все вышеперечисленное увеличивается при погружении ПЛ в воду. Так к водоизмещению прибавляется еще около 1600 т, а к скорости еще 3 узла. Максимальная глубина погружения 300 метров, но оптимальной считается 240 м. Под водой «Варшавянка» чуть быстрее.

Хорошую маневренность обеспечивает гибридный мотор, состоящий из пары дизель-генераторов по 1500 л.с. каждый и электромотора мощность в 5500 л.с. Для улучшения маневренности используются дополнительные электродвигатели. Помимо всего этого, на борту есть специальный электрический агрегат в 190 л.с., предназначенный для экономичного хода.

Все вышеперечисленное актуально для модели 877 проекта и его модификаций. А для 636 справедливы эти же цифры, но с небольшими улучшениями, например, чуть более высокая скорость под водой, примерно на 3 узла. Строго говоря, именно эти субмарины считаются наиболее эффективными и используются в ВМФ РФ. Кроме ПЛ основной серии, российский флот располагает ее различными модификациями.

Работа этой техники невозможна без экипажа, который насчитывает 52 человека. При таком составе на борту лодка может автономно функционировать на протяжении 45 дней.

Максимальная дальность плавания 400 миль, однако будучи оснащенной технологией РДП лодка типа «Варшавянка» может увеличить этот показатель до 6000 миль.

РДП позволяет пополнять запасы сжиженного воздуха для экипажа не поднимаясь на поверхность. Также, эта система участвует в вентиляции моторного отсека дизель-генераторов, выводя выхлопы по выдвижным трубам. По таким же трубам и поступает воздух.

Защита прибрежной зоны

Как отмечают эксперты, «Варшавянки» являются основой российского неатомного подводного флота.

«Они предназначены для работы в ближней зоне, охраны границ на Черноморском театре военных действий, на Севере и Тихом океане. Подобные корабли очень важны, так как обладают способностью дальнего обнаружения сил противника и применения оружия из прибрежной зоны. Это позволяет им предотвращать проникновение на территорию вражеских кораблей», — пояснил в беседе с RT контр-адмирал в отставке Герой России Всеволод Хмыров.

В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что одним из главных преимуществ «Варшавянки» является её низкая шумность, из-за которой она получила неофициальное прозвище Чёрная дыра».

https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2020/10/x5f91aa2302e8bd0d422ae230-750×422.jpg.pagespeed.ic.ktB2uVslEC.jpg

Подводная лодка «Волхов» во время испытаний Объединённая судостроительная корпорация

«Конструкция подводной лодки уникальна. Специальное покрытие и малошумные двигатели позволяют создать такие условия, при которых издаваемый субмариной шум сравним с естественным шумом океана. Не зря в НАТО её прозвали Чёрной дырой», — рассказал в беседе с RT Юрий Кнутов.

Как отмечают специалисты, наличие ракетного вооружения существенно расширяет возможности данных кораблей: из предназначенных для берегового охранения субмарин они фактически превращаются в «подводные ракетоносцы», способные поражать цели на расстоянии до 1,5 тыс. км.

«Крылатые ракеты «Калибр» уже показали свою высокую эффективность. А систему, с помощью которой из торпедного аппарата можно запускать разные типы снарядов, и вовсе можно назвать прорывной технологией. И Россия продолжает развивать это направление», — говорит Кнутов.

По его словам, об успешности проектов 877 и 636 красноречиво свидетельствует высокий интерес к ним со стороны иностранных государств, в том числе Индии и Китая.

«Наши подлодки пользуются успехом, потому что их крайне сложно обнаружить. Это и привлекает иностранных заказчиков. Сделать что-либо подобное в других странах пока не смогли», — подчеркнул Кнутов.

В свою очередь, Всеволод Хмыров отметил высокую надёжность российских субмарин.

«И Советский Союз, и Россия выпускали и продолжают выпускать очень надёжную, неприхотливую технику. У иностранных покупателей именно эти качества являются одними из основных при выборе производителя», — заключил аналитик.

* «Исламское государство» (ИГ, ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

Обложка: Дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Волхов» перед спуском на воду / Объединённая судостроительная корпорация

Представители серии

Подводная лодка «Магадан» во время швартовых испытаний. Июнь 2021 года

Схема проекта 877

Схема проекта 636

Подводные лодки типа «Варшавянка», объединяющего проекты 877 и 636 и их модификации, являются основным классом НАПЛ — неатомных подводных лодок, производимых в России. Они стоят на вооружении как российского, так и ряда зарубежных флотов. Проект, разработанный в конце 1970-х годов, считается весьма удачным, поэтому строительство серии, с рядом усовершенствований, продолжается и в 2010-х годах.

Название Верфь Зав. № Закладка Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние Прим.
Проект 636
366 Yuan Zhend 66 Hao Адмиралтейские верфи 01616 16.07.1996 26.04.1997 26.08.1997 ВМС Китая В строю
367 Yuan Zhend 67 Hao Адмиралтейские верфи 01327 28.08.1997 18.06.1998 25.10.1998 ВМС Китая В строю
Проект 636М
368 Yuan Zhend 68 Hao Адмиралтейские верфи 01329 18.10.2002 27.05.2004 20.10.2004 ВМС Китая В строю
369 Yuan Zhend 69 Hao Адмиралтейские верфи 01330 18.10.2002 19.08.2004 05.2005 ВМС Китая В строю
370 Yuan Zhend 70 Hao Адмиралтейские верфи 01331 2004 04-05.2005 05.2005 ВМС Китая В строю
371 Yuan Zhend 71 Hao Адмиралтейские верфи 01332 2004 26.05.2005 2005 ВМС Китая В строю
372 Yuan Zhend 72 Hao Адмиралтейские верфи 01333 2004 26.08.2005 30.05.2006 ВМС Китая В строю
373 Yuan Zhend 73 Hao Красное Сормово 01611 07.1992 08.05.2004 05.08.2005 ВМС Китая В строю
374 Yuan Zhend 74 Hao Севмаш 01701 29.05.2003 21.05.2005 (04.06.2005) 17.11.2005 (30.12.2005) ВМС Китая В строю
375 Yuan Zhend 75 Hao Севмаш 01702 29.05.2003 14.07.2005 (17.07.2005) 24.11.2005 (30.12.2005) ВМС Китая В строю
021 Messali el Hadj Адмиралтейские верфи 01336 2006 20.11.2008 28.08.2009 ВМС Алжира В строю
022 Akram Pacha Адмиралтейские верфи 01337 2007 09.04.2009 29.10.2010 ВМС Алжира В строю
Проект 636.1
HQ-182 Hà Nội («Ханой») Адмиралтейские верфи 01339 24.08.2010 28.08.2012 07.11.201303.04.2014 ВМС Вьетнама В строю
HQ-183 Hồ Chí Minh («Хошимин») Адмиралтейские верфи 01340 28.09.2011 28.12.2012 16.01.201403.04.2014 ВМС Вьетнама В строю
HQ-184 Hải Phòng («Хайфон») Адмиралтейские верфи 01341 23.10.2012 28.08.2013 04.12.201401.08.2015 ВМС Вьетнама В строю
HQ-185 Khánh Hòa («Кханьхоа») Адмиралтейские верфи 01342 23.10.2012 28.03.2014 13.05.201501.08.2015 ВМС Вьетнама В строю
HQ-186 Đà Nẵng («Дананг») Адмиралтейские верфи 01343 01.07.2013 28.12.2014 02.02.201628.02.2017 ВМС Вьетнама В строю
HQ-187 Bà Rịa-Vũng Tàu («Вунгтау») Адмиралтейские верфи 01344 28.05.2014 28.09.2015 20.01.201728.02.2017 ВМС Вьетнама В строю
031 Ouarsenis («Уарсени») Адмиралтейские верфи 01346 2015 14.03.2017 02.10.201809.01.2019 ВМС Алжира В строю
032 Hoggar («Хоггар») Адмиралтейские верфи 01347 2016 29.06.2017 26.11.201809.01.2019 ВМС Алжира В строю
Проект 636.3
Б-261 «Новороссийск» Адмиралтейские верфи 01670 20.08.2010 28.11.2013 22.08.2014 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-237 «Ростов-на-Дону» Адмиралтейские верфи 01671 21.11.2011 26.06.2014 30.12.2014 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-262 «Старый Оскол» Адмиралтейские верфи 01672 17.08.2012 28.08.2014 03.07.2015 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-265 «Краснодар» Адмиралтейские верфи 01673 20.02.2014 25.04.2015 05.11.2015 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-268 «Великий Новгород» Адмиралтейские верфи 01674 30.10.2014 18.03.2016 26.10.2016 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-271 «Колпино» Адмиралтейские верфи 01675 30.10.2014 31.05.2016 24.11.2016 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-274 «Петропавловск-Камчатский» Адмиралтейские верфи 01614 28.07.2017 28.03.2019 25.11.2019 ТОФ В строю В составе 19-й БрПЛ ПрФлРС ТОФ
Б-603 «Волхов» Адмиралтейские верфи 01615 28.07.2017 26.12.2019 24.10.2020 ТОФ В строю В составе 19-й БрПЛ ПрФлРС ТОФ
Б-602 «Магадан» Адмиралтейские верфи 01616 01.11.2019 26.03.2021 25.11.2021 ТОФ Завершены государственные испытания, готовится к передаче флоту Передача флоту запланирована на 2021 год
Б-588 «Уфа» Адмиралтейские верфи 01617 01.11.2019 11-12.2021 ТОФ Готовится к спуску на воду
Б-??? «Можайск» Адмиралтейские верфи 01618 23.08.2021 ТОФ Строится
Б-??? «Якутск» Адмиралтейские верфи 01619 23.08.2021 2024 ТОФ Строится
Б-??? «Петрозаводск» Адмиралтейские верфи 01620 БФ Готовится к закладке Подписан контракт

Цвета таблицы: Зелёный  — действующая в составе ВМФ России
 Белый — не достроена Жёлтый  — действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно

Конструкция ДЭПЛ 636.3 «Варшавянка»

Габариты подводной лодки позволяют скрываться на мелководье, Корпус сваривается и изгибается из специальной ненамагничиваемой стали имеет 6 отсеков. Постоянно совершенствуется материал покрытия. Вначале использовалась резина, затем перешли на композитные материалы «Молния», состав которых держится в секрете и с каждой строящейся новой лодкой усложняется. Используются виброизоляторы для всего крепежа к корпусу, фундаменты для тяжёлого оборудования из поглощающих шум материалов.

Устанавливаются 2 дизель-генератора по 1000 к Вт, которые питают эл.дв. 5500 л.с. В резерве 2 эл.дв. по 102 л.с. Экономический ход мощности 190 л.с. Можно возразить, мол, есть ВНЭУ и ТЭ и 5-е поколение «Варшавянок» к нему идёт – проект 677 «Лада». Но химический способ получения энергии тоже имеет недостатки, когда конструкторами они будут устранены, тогда и появятся новые «Варшавянки». Такие подлодки не могут преследовать и уклонятся от торпедных атак противника ввиду малой скорости. Поэтому и НАТОвские ПЛ типа U-212 и их последние модификации с анаэробными силовыми установками используют комбинацию с дизельными двигателями, по сути являясь дизельными. У АПЛ (атомных подводных лодок) всегда работает турбина, а дизель (с естественным уровнем шумов моря) можно и заглушить в противном случае – преимущество очевидное.

Читайте Проект 941 Акула – стратегический тяжёлый подводный крейсер России

История

Подводные лодки этого класса предполагалось строить в больших количествах на экспорт в страны Варшавского договора, поэтому проект и носит такое название.

Главный конструктор Ю.Н.Кормилицын.

Лодка предназначена для борьбы с подводными и надводными кораблями противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций. Основной проект 877 создан в 1970-х годах ЦКБ «Рубин», проект 636 — одна из последних его модификаций. Строительство кораблей проекта 636 началось с середины 1990-х годов.

Б-340 проекта 636М, достроенная в 2005 году по заказу Китая, стала последней подводной лодкой, полностью построенной на заводе «Красное Сормово».

Современное строительство лодок этого проекта осуществляется на заводе Адмиралтейские верфи в Санкт-Петербурге.

Подводные лодки модифицированного 636 проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.

В период с 2010−2016 гг. было построено 6 лодок для Черноморского флота.

  • Головная подлодка проекта Б-261 «Новороссийск» принята в боевой состав флота 22 августа 2014 года. Прошла опытную эксплуатацию на глубоководных полигонах Северного флота. 21 сентября 2015 года прибыла к месту основного базирования на Новороссийскую военно-морскую базу ЧФ.
  • Вторая лодка — Б-237 «Ростов-на-Дону» — принята в боевой состав флота 30 декабря 2014 года. Прошла опытную эксплуатацию на глубоководных полигонах Северного флота. 16 декабря 2015 года прибыла к месту основного базирования на Новороссийскую военно-морскую базу ЧФ.
  • Третья подлодка — Б-262 «Старый Оскол» — принята в боевой состав флота 3 июля 2015 года. 1 июля 2016 года прибыла к месту основного базирования на Новороссийскую военно-морскую базу ЧФ.
  • Четвертая подлодка — Б-265 «Краснодар» — принята в боевой состав флота 5 ноября 2015 года.
  • Пятая подлодка — Б-268 «Великий Новгород» — принята в боевой состав флота 26 октября 2016 года.
  • Шестая подлодка — Б-271 «Колпино», принята в боевой состав флота 24 ноября 2016 года.

В ближайшие годы (2019—2022) планируется получить 5 лодок для Тихоокеанского флота.

Седьмая подлодка — Б-274 «Петропавловск-Камчатский», принята в боевой состав флота 25 ноября 2019 года

История

Подводные лодки этого класса предполагалось строить в больших количествах на экспорт в страны Варшавского договора, поэтому проект и носит такое название. Главный конструктор проекта — Ю. Н. Кормилицин.

Лодка предназначена для борьбы с подводными и надводными кораблями противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций. Основной проект 877 создан в 1970-х годах ЦКБ «Рубин», проект 636 — одна из последних его модификаций. Строительство кораблей проекта 636 началось с середины 1990-х годов.

Б-340 проекта 636М, достроенная в 2005 году по заказу Китая, стала последней подводной лодкой, полностью построенной на заводе «Красное Сормово».

Современное строительство лодок этого проекта осуществляется на заводе Адмиралтейские верфи в Санкт-Петербурге.

Подводные лодки модифицированного 636 проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.

В период с 2010−2016 годах было построено 6 лодок для Черноморского флота ВМФ России.
Затем была заказана серия из шести подводных лодок лодок для Тихоокеанского флота ВМФ России с завершением строительства в 2023 году.

Достоинства и недостатки

Подводные лодки «Варшавянка» продолжают поступать на вооружение российского флота

Ключевое преимущество подводных лодок «Варшавянка» — их скрытность. Конструктивные особенности субмарины в сочетании с малошумными двигателями позволяет ей подходить к целям практически вплотную, оставаясь невидимой для большинства средств обнаружения.

Данные аспекты в сочетании с собственной дальностью обнаружения делает подводные лодки оптимальным выбором в борьбе с кораблями противника. В большинстве случаев именно нанесение первого удара и возможность уйти от ответного решает исход боя.

Другое преимущество — противокорабельные ракеты «Калибр» способные поражать надводные цели из-под воды. Это в значительной степени расширяет спектр боевых возможностей подводной лодки. Дополнительно указывается и вероятность применения «Варшавянки» на любых широтах.

история

Песня является русским переводом «Варшавянки» Вацлава Свенцицкого (Wacław Święcicki, —), известной в Польше как «Варшавянка 1905 года» (для отличия от «Варшавянки 1831 года» — гимна Ноябрьского восстания).

Свенцицкий написал текст, отбывая в Варшавской цитадели срок за социалистическую деятельность, в . По возвращении Свенцицкого из сибирской ссылки текст был опубликован в нелегальном польском журнале «Proletariat» (). Название «Warszawianka» закрепилось за ней после первомайской демонстрации .

В мелодии частично использован «Марш зуавов» с текстом варшавского поэта Влодзимежа Вольского (Włodzimierz Wolski, (—), который стал популярным маршем восстания 1863 года. Автор музыки «Марша зуавов» неизвестен; иногда предполагают, что им был Станислав Монюшко, к операм которого Вольский писал либретто.

Автором русского текста по традиции считается Г. М. Кржижановский, а временем его создания — пребывание Кржижановского в Бутырской тюрьме (). Текст публиковался, начиная с . Массовое распространение песня получила во время революции 1905 года.

Общие сведения

Имеют двойной корпус, разделённый на шесть отсеков. Ракетный комплекс «Калибр» устанавливается на лодках модификаций 636M, 636.1 и 636.3. Перезаряжание ТА осуществляется за 15 секунд.

Дальность хода в подводном положении:

  • 400 миль на трёх узлах.
  • в режиме РДП на скорости 7 узлов — 7500 миль.
  • автономность составляет 45 суток.

На подводных лодках проекта 636.1 установлен новейший инерциальный навигационный комплекс с длительным хранением параметров без коррекции, обеспечивающий выдачу информации в ракетный комплекс в подводном положении. Тем самым обеспечивается повышенная скрытность в процессе выполнения боевых задач.

Модернизированные подлодки проекта 636.3 превосходят предыдущих представителей проекта мощностью дизель-генераторов, скоростью полного подводного хода, дальностью плавания в режиме работы дизелей под водой (РДП); имеют гораздо меньший уровень подводного шума. У подлодки проекта 636.3 оптимальное сочетание дальности обнаружения целей и акустической скрытности; она оснащена автоматизированной информационно-управляющей системой и современным инерциальным навигационным комплексом, что обеспечивает лучшие характеристики подводной лодки среди аналогичных лодок. По данным проектировщиков, эти лодки благодаря низкому уровню шумности способны обеспечить гарантированное упреждающее обнаружение и возможность атаки кораблей противника с большой дистанции с помощью ПКР — противокорабельных крылатых ракет.

Главный вал вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута позволяет, при использовании данной технологии, обеспечить срок службы главного вала в течение 20 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector