Новости от впк. кораблестроение. апл «пермь», апл «хаски», дэпл «синдукирти», бпк «маршал шапошников», новый судостроительный комплекс в севастополе. обзор за 4-5 апреля

В составе ВМФ СССР

БПК «Адмирал Чабаненко»

В конце 50-х годов ХХ века в СССР было принято решение создать эшелонированную противолодочную оборону, где в дальней зоне лодки перехватывались вертолётоносцами (проекта 1123) и базовой противолодочной авиацией, а в ближней — ракетными сторожевыми кораблями, первыми из которых стали БПК проекта 61. Стоит отметить, что временно в состав ВМФ СССР включались также корабли проекта 61МЭ, которые строились по заказу ВМС Индии. Позже в составе индийского военного флота эти БПК были переклассифицированы в эсминцы.

Дальнейшим развитием БПК проекта 61 стали большие противолодочные корабли с усиленным вооружением — проект 1134 «Беркут», решение о проектировании которых было принято ЦК КПСС и Советом Министров СССР 30 декабря 1961 года.

Позже проект 1134 получил развитие в виде БПК проектов 1134А и 1134Б. Несмотря на большую схожесть названий этих проектов, по сути это были существенно отличающиеся друг от друга корабли.

По тактико-техническому заданию 1972-1973 годов Северным проектно-конструкторским бюро был разработан проект новых противолодочных кораблей проекта 1155. Всего было построено 12 таких БПК.

В середине 1970-х годов в СССР начались работы по созданию нового корабля, который должен был стать ответом на создание в США крупной серии современных эсминцев УРО типа Spruance. Однако созданные эсминцы проекта 956 не удовлетворяли требованию универсальности из-за недостаточно эффективных противолодочных средств. По этой причине на основе БПК проекта 1155 был создан новый проект — большие противолодочные корабли проекта 11551. Всего планировалось построить 10 кораблей данного типа, однако до развала СССР были заложены только 3 из них, а достроен только один — «Адмирал Чабаненко».

Кроме перечисленных типов, к БПК также относили переоборудованные из эскадренных миноносцев боевые единицы — проекты 57А и 56-ПЛО. Также до 1977 года к большим противолодочным относились корабли проекта 1135, которые позже переклассифицировали в сторожевые (СКР).

Список больших противолодочных кораблей ВМС СССР

БПК проекта 57А БПК проекта 61 БПК проекта 61МЭ БПК проекта 1134 «Беркут» БПК проекта 1134А БПК проекта 1134Б БПК проекта 1155 БПК проекта 11551
«Гневный» (1958) «Комсомолец Украины» (1960) «Надёжный» (1977) «Адмирал Зозуля» (1965) «Кронштадт» (1968) «Николаев» (1969) «Удалой» (1980) «Адмирал Чабаненко» (1992)
«Упорный» (1959) «Сообразительный» (1961) «Губительный» (1978) «Вице-адмирал Дрозд» (1968) «Адмирал Исаков» (1968) «Очаков» (1971) «Вице-адмирал Кулаков» (1980)
«Гремящий» (1959) «Проворный» (1962) «Ловкий» (1979) «Владивосток» (1968) «Адмирал Нахимов» (1969) «Керчь» (1972) «Маршал Василевский» (1981)
«Жгучий» (1959) «Огневой» (1963) «Твёрдый» (1983) «Севастополь» (1969) «Адмирал Макаров» (1970) «Азов» (1973) «Адмирал Захаров» (1982)
«Зоркий» (1960) «Образцовый» (1964) «Толковый» (1986) «Маршал Ворошилов» «Петропавловск» (1974) «Адмирал Спиридонов» (1983)
«Бойкий» (1959) «Одарённый» (1964) «Адмирал Октябрьский» (1971) «Ташкент» (1975) «Адмирал Трибуц» (1983)
«Дерзкий» (1960) «Отважный» (1964) «Адмирал Исаченков» (1972) «Таллин» (1976) «Маршал Шапошников» (1985)
«Гордый» (1960) «Славный» (1965) «Маршал Тимошенко» (1973) «Симферополь» (1987)
«Храбрый» (1961) «Стройный» (1965) «Василий Чапаев» (1974) «Адмирал Левченко» (1985)
«Стерегущий» (1966) «Адмирал Юмашев» (1976) «Адмирал Виноградов» (1987)
«Красный Кавказ» (1966) «Адмирал Харламов» (1988)
«Решительный» (1966) «Адмирал Пантелеев» (1988)
«Смышлёный» (1966)
«Строгий» (1967)
«Сметливый» (1967)
«Смелый»
«Красный Крым» (1969)
«Способный» (1970)
«Скорый» (1971)
«Сдержанный» (1972)

Достоинства и недостатки

Большие противолодочные корабли проектов 1155 и 1155.1 создавались для решения задач, которые и сегодня остаются достаточно актуальными. Конструкция их оказалась достаточно удачной, что обусловлено следующими преимуществами:

  1. Возможность использования вертолетов для активного поиска подводных лодок противника;
  2. Мощная и в то же время экономичная силовая установка;
  3. Универсальный комплекс вооружения, позволяющий уничтожать все виды целей;
  4. Хорошие мореходные качества;
  5. Неплохие условия для экипажа.

Наиболее существенным недостатком исходного проекта 1155 было отсутствие в составе вооружения противокорабельных ракет. Этот недочет устранили в проекте 1155.1 и можно только пожалеть о том, что был построен всего один такой корабль.


БПК проекта 1155 «Маршал Шапошников» в сухом доке. Хорошо виден гидроакустический комплекс «Полином» в нижней части корабля – обычно он скрыт под водой

Из других минусов можно отметить явно устаревший гидроакустический комплекс, особенно на БПК проекта 1155. Дальность обнаружения в 90-100 километров давно уже является недостаточной. Правда, этот недостаток отчасти компенсируется при грамотном использовании вертолетов, но всё же ГАК лучше заменить – помимо прочего, его не самая удачная форма не дает возможности полностью реализовать потенциал силовой установки – скорость могла бы быть и повыше.

Вооружение кораблей

Иногда БПК проекта 1155.1 называют эскадренными миноносцами. Это связано главным образом с существенным изменением комплекса вооружения. Единственный представитель этого подтипа, «Адмирал Чабаненко», намного более универсален, чем его предшественники.

БПК проекта 1155

На борту БПК проекта 1155, таких, как «Удалой», или «Адмирал Харламов», размещалось противолодочное, артиллерийское и противовоздушное оружие. Оно позволяло уничтожать практически все виды целей, а также защищать корабль от крылатых ракет и торпед.

Главной частью противолодочного вооружения является комплекс «Раструб-Б» для стрельбы ракето-торпедами. Он представляет собой две пусковые установки, размещенные под ходовым мостиком.

Схема применения комплекса «Раструб-Б»

При установлении контакта с подводной лодкой, находящейся на расстоянии до 50 километров от корабля, может быть выполнен запуск ракеты, которая доставит в район обнаружения субмарины малогабаритную торпеду УГМТ-1 (имеется также вариант с боевой частью в виде ядерной глубинной бомбы). Это средство поражения способно самостоятельно выполнять поиск целей и наводиться на них. Всего в двух установках имеется восемь ракето-торпед.

На коротких дистанциях (до шести километров) против субмарин, или для перехвата атакующих торпед может быть применен двенадцатиствольный реактивный бомбомет РБУ 6000 «Смерч-2». На кораблях проекта 1155 имеется две таких установки. Размещены они на кормовой надстройке.

Кроме того, БПК оснащается двумя торпедными аппаратами (в каждом по четыре трубы) . Устанавливаются они на вращающихся платформах. В состав боекомплекта могут входить как противолодочные торпеды СЭТ-65, так и 53-63К для поражения надводных целей.

Дополняют артиллерийское вооружение четыре шестиствольных автомата АК-630 калибром 30 мм. Эти установки предназначены для уничтожения воздушных целей, включая подлетающие противокорабельные ракеты. Кроме того, автоматы могут с успехом применяться против небольших судов.

Модуль из четырех пусковых установок комплекса «Кинжал». Находится на полубаке

Противовоздушная оборона корабля обеспечивается зенитно-ракетным комплексом «Кинжал». На полубаке размещен модуль с четырьмя пусковыми установками, еще четыре таких устройства находятся на корме – две продольно в передней части задней надстройки, между реактивными бомбометами, и еще две поперечно в задней части средней настройки. В состав боекомплекта входит 64 ракеты, по 8 на каждую установку.

Дальность действия «Кинжала» составляет 12 километров, высота поражения целей – от 10 до 6000 метров. Вертикальный старт ракет обеспечивает всеракурсность комплекса, способного одновременно вести огонь по четырём разным целям. Основной режим работы «Кинжала» автоматический, система самостоятельно выбирает приоритетные цели и осуществляет запуск.

БПК проекта 1155.1

«Адмирал Чабаненко», единственный представитель больших противолодочных кораблей проекта 1155.1, наряду с противолодочным и противовоздушным оружием мог применять крылатые ракеты «Москит-М», предназначенные для поражения надводных кораблей и наземных объектов, находящихся на значительном удалении. Дальность действия этого оружия при полете по маловысотной траектории на сверхзвуковой скорости (до 2,5М) может составлять до 120 километров.

Несмотря на то, что в ходе учений американским корабельным средствам ПВО удалось по крайней мере один раз поразить малоразмерную цель, летящую со скоростью «Москита», проделать то же самое с настоящей ракетой будет значительно труднее, поскольку она еще и маневрирует по траектории, причем очень активно.

Перечень других изменений, внесенных в комплекс вооружения, выглядит следующим образом:

  1. Установки «Раструб-Б» демонтированы. Вместо них используется противолодочный комплекс «Водопад» — те же самые ракето-торпеды запускаются из обычных торпедных аппаратов. Боекомплект составляет 64 ракето-торпеды;
  2. Вместо двух артустановок АК-100 поставлена одна двуствольная АК-130;
  3. Автоматы АК-630 демонтированы;
  4. Установлены два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик»;
  5. Вместо РБУ-6000 используются РБУ-12000 – десятиствольные 300-мм реактивные бомбометы.

ЗРАК «Кортик» представляет собой комбинацию из пусковой установки для зенитных ракет 9М311-1 и двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Он способен уничтожать воздушные цели на дистанциях до 8 километров в диапазоне высот от 5 до 3500 метров. В боекомплект входят 128 ракет и 24 000 патронов.

Модернизация БПК «Маршал Шапошников»

С 11.02.2016 г. БПК «Маршал Шапошников» находится на модернизации в ОАО «Центр судоремонта Дальзавод» (Владивосток). Согласно опубликованному плану закупок «Дальзавода» на 2017 год, для модернизации корабля проекта 1155 закуплено:

  • поз. 601-ЕП: УВПУ 3С-14-1155, 2 шт., поставщик — АО «КБСМ», г. Санкт-Петербург (пусковые установки комплекса «Калибр»);
  • поз. 570-ЕП: Изделие 3Р-14Н-1155, 1 шт., поставщик — АО “Концерн «Моринсис-Агат», г. Москва (система управления стрельбой комплекса «Калибр»);
  • поз. 432-ЗЦ: АПК ИПЭ-1155 (аппаратно-программный комплекс информационной поддержки эксплуатации);
  • поз. 431-ЗЦ: СИП БЖ 1155—114 (система информационной поддержки борьбы за живучесть);
  • поз. 596-ЕП: КАСУ 3Р-60У, поставшик — АО “Концерн «Гранит-Электрон», г. Санкт-Петербург (аппаратура системы управления ПКРК «Уран»);
  • поз. 576-ЕП: Изделие «Пурга-115», поставыщик — АО “Концерн «Гранит-Электрон», г. Санкт-Петербург (система управления торпедной и бомбовой стрельбой противолодочного оружия).

Также планируются работы:

  • поз. 147-ЗЦ, 395-ЕП: Восстановление стеклопластиковой части обтекателя ГАК МГК-355 (ГАК «Полином»);
  • поз. 418-ЗЦ: Средний ремонт газотурбинных двигателей ДО63 (маршевые двигатели);
  • поз. 417-ЗЦ: Средний ремонт газотурбинных двигателей ДТ59 (форсажные двигатели);

Таким образом, в результате модернизации на корабле планируется установить 8 ПКР «Уран» и комплекс «Калибр» с УВП на 16 ячеек.

10 июля 2020 года «Маршал Шапошников» вышел в Японское море для проведения заводских ходовых испытаний. На корабле проведён ремонт донно-забортной арматуры и корпусных конструкций, смонтировано новое оборудование. Демонтированы и вновь изготовлены более 20 % надстройки корабля. Частично заменены магистральные кабельные трассы. Установлены комплексы ударного ракетного оружия «Калибр-НК» и «Уран», смонтирована новая артиллерийская установка. После проверки в море работы главной энергетической установки корабль вернётся к причалу «Дальзавода». Возврат корабля в состав флота планируется на конец 2020 года.

В результате модернизации установлены:

  • Вместо носовой 100-мм артиллерийской установки АК-100 — новая 100-мм АУ А-190-01 в стелс-исполнении.
  • Вместо второй башни АК-100 — два модуля УВП 3С14 комплекса «Калибр-НК» по 8 ячеек каждый (всего 16 ячеек). УВП позволяет применять ПКР 3М54, крылатые ракеты средней дальности 3М14, ПКР «Оникс», ПКР 3К22 «Циркон» и ПЛУР 91РТ.
  • Вместо двух пусковых установок противолодочных ракет «Раструб» — две ПУ 3С24 комплекса «Уран» по 4 контейнера для ПКР каждая.
  • На топе фок-мачты, где у БПК проекта 1155 расположена РЛС обнаружения низколетящих целей МР-350 «Подкат» (на «Маршале Шапошникове» отсутствовала) — РЛС общего обнаружения 5П-30Н2 «Фрегат-Н2».
  • СУО корабельной артиллерии МР-123-02/3 «Багира»;
  • Комплекс РЭБ ТК-25-2;
  • Комплекс связи Р-779-28.

Представители проекта

Наименование Верфь Заложен В строю Флот Состояние
Удалой 637 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 111 23.07.1977 05.02.1980 31.12.1980 СФ Списан Утилизирован
Вице-адмирал Кулаков 626 ССЗ им. А. А. Жданова 731 04.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 СФ В строю
Маршал Василевский 687 ССЗ им. А. А. Жданова 732 22.04.1979 29.12.1981 08.12.1983 СФ Списан Утилизирован
Адмирал Трибуц 564 ССЗ им. А. А. Жданова 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 ТОФ В строю
Адмирал Захаров 513 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 112 16.10.1981 04.11.1982 30.12.1983 ТОФ Списан Утилизирован
Адмирал Левченко 605 ССЗ им. А. А. Жданова 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 СФ В строю Заложен как «Хабаровск»
Адмирал Спиридонов 555 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 113 11.04.1982 28.04.1984 30.12.1984 ТОФ Списан Утилизирован
Маршал Шапошников 543 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 114 25.05.1983 27.12.1984 30.12.1985 ТОФ В строю Модернизирован 2021 году и переклассифицирован во фрегат. Получил УКСК под 16 ракет «Калибр», «Оникс» и 8 ПКР «Уран».
Североморск 619 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 115 12.06.1984 24.12.1985 30.12.1987 СФ В строю До 27.12.1995 — «Симферополь»
Адмирал Виноградов 572 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 116 05.02.1986 04.06.1987 30.12.1988 ТОФ В строю Возможно в 2021 году встанет на ремонт и модернизацию под РК «Калибр», «Оникс», «Уран», станет фрегатом.
Адмирал Харламов 678 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 117 07.08.1986 29.06.1988 30.12.1989 СФ Списан Выведен из состава флота в 2021 году, готовится к утилизации
Адмирал Пантелеев 548 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 118 28.01.1988 07.02.1990 19.12.1991 ТОФ В строю

Цвета таблицы:

Белый —не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный —действующий в составе ВМФ России Синий —находится в ремонте или на модернизации Серый —выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный —списан, утилизирован или потерян

Особенности конструкции

Между кораблями проектов 1155 и 1155.1 имеются довольно значительные различия, которые затрагивают как их конструкцию, так и состав комплекса вооружения. По этой причине их приходится описывать отдельно друг от друга.


«Адмирал Чабаненко», единственный большой противолодочный корабль проекта 1155.1

БПК проекта 1155

Корпус кораблей, построенных по проекту 1155, изготавливался из стали. Его форма во многом была определена особенностями обтекателя гидроакустического комплекса «Полином». Так, расположенные в носовой части корабля шпангоуты имеют увеличенный развал. Две трети всей длины корпуса составляют полубак.

В средней и кормовой частях корабля расположены три группы надстроек. Сделаны они из сплавов на основе алюминия и магния, что позволило в значительной мере снизить массу конструкции. Дно корабля – двойное, внутренняя полость используется в качестве основной топливной ёмкости. Ангары для вертолетов размещены в кормовой надстройке.

На борту имеется стационарная противопожарная система, тушение огня выполняется при помощи пены. Кроме того, распространению пламени должны помешать и переборки, сделанные из огнеупорных материалов и разделяющие внутренние помещения.

Корабль оборудован специальной системой, в три раза уменьшающей амплитуду колебаний при сильной бортовой качке. Это намного облегчает работу экипажа и увеличивает устойчивость.

Корабль приводится в движение двумя винтами фиксированного шага (ВФШ). Каждый из них подключен к собственной энергетической установке М9. В её состав входят два газотурбинных двигателя, маршевый и форсажный. Мощности их составляют, соответственно, 9000 и 22 500 лошадиных сил. Таким образом, вся силовая установка позволяет развить до 63 тысяч л.с.


БПК проекта 1155 на полном ходу с включенными форсажными двигателями

Предполагается, что при следовании обычным экономическим ходом используются маршевые газотурбинные двигатели. При необходимости быстрого разгона включаются форсажные моторы, что приводит к стремительному наращиванию общей мощности. Такой подход обеспечивает кораблю высокую подвижность и в то же время позволяет экономить горючее.

Матросы, входящие в состав экипажа БПК, размещаются в кубриках на 12 или 14 мест. Для мичманов предусмотрены двух- и четырёхместные каюты, а для офицеров – одно- и двухместные. На борту корабля, кроме того, есть лазарет, спортивные залы и комнаты отдыха.

БПК проекта 1155.1

Конструкция корпуса больших противолодочных кораблей проекта 1155.1 в основном повторяет 1155, однако водоизмещение корабля значительно выросло. Кроме того, изменилась носовая часть. Это связано как с установкой нового гидроакустического комплекса «Звезда-2», так и с заменой двух артиллерийских установок АК-100 на одну АК-130.

Кроме того, установлены новые форсажные газотурбинные двигатели, развивающие по 25 250 лошадиных сил. Общая мощность силовой установки доведена до 68 500 л.с.


БПК «Адмирал Чабаненко» ведет огонь из установки АК-130

Построенные корабли

Название Заводской № Заложен Спущен на воду Вступление в строй Примечание
«Удалой» 111 23.07.1977 5.02.1980 31.12.1980 В 2001 г. исключен из боевого состава флота. В 2002 г. разобран на металл.
«Вице-адмирал Кулаков» 731 4.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 Прошел модернизацию 1994-2010гг. В составе СФ.
«Маршал Василевский» 732 22.04.1979 29.12.1981 8.12.1983 Входил в состав СФ. Утилизирован в 2004 г.
«Адмирал Захаров» 112 16.10.1981 4.11.1982 30.12.1983 входил в состав ТОФ. В 2002 г. корабль передан на утилизацию.
«Адмирал Спиридонов» 113 11.04.1982 28.04.1984 13.12.1984 Входил в состав ТОФ. Передан на утилизацию в 2003 г.
«Адмирал Трибуц» 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 Входит в состав ТОФ. В 2004 г. совместно с РКР «Варяг» и МПК «Кореец» посетил порт Инчхон (Чемульпо) по случаю 100-летнего юбилея сражения крейсера 1-го ранга «Варяг» и кононерской лодки «Кореец» с японской эскадрой.
«Маршал Шапошников» 114 25.05.1983 28.04.1984 30.12.1985 Входит в состав ТОФ.
«Североморск» 115 12.06.1984 24.12.1985 30.12.1987 «Симферополь» до 1995 г. Входит в состав СФ.
«Адмирал Левченко» 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 До 24.05.1982 г. «Хабаровск». Входит в состав СФ.
«Адмирал Виноградов» 116 5.02.1986 4.06.1987 30.12.1988 Входит в состав ТОФ.
«Адмирал Харламов» 117 7.08.1986 29.06.1988 30.12.1989 Входит в состав СФ.
«Адмирал Пантелеев» 118 28.01.1988 7.02.1990 19.12.1991 Входит в состав ТОФ.

Что такое БПК

В 1966-м году в советском военно-морском флоте был введен новый, не существовавший ранее класс кораблей. Это решение было обусловлено резко возросшими возможностями подводных лодок. Особенную опасность представляли атомные субмарины, вооруженные баллистическими ракетами. Специально для борьбы с ними строились сторожевые корабли проекта 61. Первый из них был спущен на воду еще в 1962-м году, а общая численность со временем достигла двадцати единиц.

Именно эти специализированные корабли и получили первыми официальное название больших противолодочных (сокращенно БПК). Этот термин использовался только в советских ВМС и был наиболее точным. В дальнейшем его использовали и в отношении других кораблей, имевших сходное предназначение и возможности. Строились они по проектам 61, 1134А, 1134Б, 1155 и 1155.1.

Общие сведения

При проектировании новых БПК в 1970-е годы конструкторы постарались максимально учесть опыт строительства и службы предшествующих серий кораблей этого класса, устранив присущие им недостатки и применив наиболее совершенные и перспективные образцы вооружений. Газотурбинная энергетическая установка нового поколения, отличаясь компактностью и экономичностью, должна была сбалансировать проект, позволив уложиться со всем необходимым вооружением и оборудованием в пределы ограниченного водоизмещения. БПК проекта 1155 «Фрегат» получились мощными и современными боевыми единицами, вполне эффективными для задач ПЛО. Задуманные для совместной работы с эсминцами проекта 956, они взаимно дополняли боевые возможности друг друга, обеспечивая широкий спектр задач от охранения океанских соединений и противолодочной борьбы до поддержки десантов.

После 1991 года, в условиях резкого сокращения оборонных расходов и списания большей части корабельного состава, именно БПК этого проекта остались в числе немногих активно продолжающих службу кораблей российского флота. Вплоть до настоящего времени БПК проекта 1155 образуют основу океанских соединений ВМФ России, при необходимости обеспечивая эскорт более крупных боевых единиц (авианосного или ракетных крейсеров) в дальних походах и демонстрируя отечественный Военно-Морской флаг в различных точках Мирового океана.

«Адмирал Спиридонов», однако, был не так удачлив, как другие корабли его типа, и прослужил недолго: уже в 1993 году его перевели в резерв 2 категории, а в 2002 году исключили из состава флота и утилизировали.

Постройка и испытания

Головной корабль проекта – «Надёжный» – во время испытаний, 1979 год

Заказ на постройку кораблей проекта 61МЭ выполнил судостроительный завод имени 61 коммунара в городе Николаеве. Ранее именно на этом заводе была построена большая часть БПК проекта 61 для ВМФ СССР. Имеющийся опыт постройки, а также хорошо отлаженная работа предприятия позволила выполнить индийский заказ в достаточно короткие сроки. Уже в 1974 году, ещё в ходе проектирования кораблей в СПКБ, завод начал выпускать технологическую документацию для начала строительства, и 11 сентября 1976 года головной корабль проекта был заложен на стапеле. В ноябре того же года за головным последовал второй, а в июне следующего – 1977 – года заложили и третий БПК проекта 61МЭ. Предполагалось постройкой этих трёх кораблей и ограничиться, однако в 1979 году, когда головной корабль уже завершался строительством, руководство ВМС Индии решило увеличить свой заказ ещё на две единицы. Для этих двух кораблей второй серии проект был несколько усовершенствован; заложены они были в 1981 и 1982 годах, а сданы заказчику уже в 1986 и 1987-м соответственно.

При достройке корабли комплектовались советскими экипажами и временно включались в состав 130-й дивизии противолодочных кораблей КЧФ. После прохождения всех испытаний принятый от промышленности корабль приводили в Поти, где его принимал индийский экипаж. Предварительно индийские моряки стажировались на советском БПК «Решительный», а потом, после получения своего корабля – дополнительно проходили практику уже на нём. Полигоны для этой практики предоставлял советский Черноморский флот. В Индию достроенные корабли уходили уже с индийскими экипажами, на борту первое время оставалось лишь несколько гарантийных специалистов от советской промышленности. В дальнейшем обслуживание и поддержание боеготовности техники переходило полностью к индийской стороне; по контракту с СССР для ремонта газотурбинных двигателей в индийском порту Вишакхапатнам был построен специализированный завод.

Сроки строительства всех кораблей проекта 61МЭ отражены в таблице ниже.

Название, заводской № Заложен Спущен на воду Вступил в строй Передан ВМС Индии Индийское название, бортовой номер
«Надёжный», С-2201 11.09.1976 17.09.1977 30.11.1979 4.05.1980 «Раджпут» (англ. Rajput), D51
«Губительный», С-2202 29.11.1976 27.09.1978 30.09.1981 10.02.1982 «Рана» (англ. Rana), D52
«Ловкий», С-2203 29.06.1977 16.06.1979 20.07.1983 24.11.1983 «Ранджит» (англ. Ranjit), D53
«Твёрдый», С-2204 24.10.1981 12.03.1983 30.12.1985 21.04.1986 «Ранвир» (англ. Ranvir), D54
«Толковый», С-2205 19.03.1982 1.02.1986 15.10.1987 21.12.1987 «Ранвиджай» (англ. Ranvijay), D55

Принятые Индией корабли в дальнейшем включались в состав Восточного флота ВМС Индии с главной базой в порту Вишакхапатнам.

Заключение.

Даже по сегодняшним меркам, эти устаревшие противолодочные корабли производят впечатления и представляют реальную опасность подводным лодкам противника. Они вполне способны выполнять свои противолодочные функции.

Да их начинка серьезно устарела, один только ГАС «Полином» имеет вес около 800 тонн и имеет максимальную дальность обнаружения 50 км. И корпус так же не соответствует современным тенденциям к снижению радиолокационной заметности.

Но нашему флоту не хватает кораблей первого ранга, и модернизация вполне удачных кораблей проекта 1155, может положительно сказаться на укреплении нашего флота.

Надеюсь все корабли этой серии пройдут такую (или более продвинутую) модернизацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector