«укрепит позиции россии»: чем уникален самый мощный в мире атомный ледокол «арктика»

Строительство

Строительство Sibir на Балтийском заводе, декабрь 2018 г.

Строительство первого проекта 22220 ледокола началась с церемонии стали резки на 1 ноября 2012 года и киля головного корабля класса был заложен на стапеле 5 ноября 2013 г. В церемонии открытия 16 -го июня 2016 года, ледокол был назван « Арктика» (русский: Арктика , тр. Арктика , IPA:  ) в честь первого надводного корабля, достигшего Северного полюса, который находился на вооружении в 1975–2008 годах. Первоначально строительство головного ледокола проекта 22220 планировалось к декабрю 2017 года, но из-за проблем, связанных с доставкой комплектующих отечественного производства, не удалось выполнить график. Арктика начала первый этап ходовых испытаний в Финском заливе на дизельном двигателе 12 декабря 2019 года и вернулась в Санкт-Петербург через два дня. Следующие ходовые испытания, в ходе которых судно будет впервые испытано в ядерной энергетике, начались 23 июня и завершились 13 июля. Вскоре после завершения последних ходовых испытаний к середине сентября « Арктика» отправилась из Санкт-Петербурга в Мурманск через Северный полюс, куда ледокол прибыл 3 октября. Церемония поднятия флага прошла в Мурманске 21 октября 2020 года, и ожидается, что « Арктика» войдет в строй на Северном морском пути в декабре 2020 года.

Киль второго проект 22220 ледокола (именуемый как «первый серийный корабль» класс в России) был заложен 26 мая 2015 года ледокол был запущен в Сибири (России: Сибирь , . Тр Сибирь ) на 22 сентября 2017 Ранее это название использовалось на втором ледоколе класса « Арктика », находившемся на вооружении в 1977–1992 годах. Как и в случае с головным судном, проблемы с доставкой оборудования отложили доставку судна с 2018 на 2022 год.

Церемония закладки третьего («второго серийного») ледокола проекта 22220 состоялась 25 июля 2016 года вскоре после того, как частично собранный корпус « Сибири» был перемещен по стапелю для окончательной сборки корпуса. Судно было спущено на 27 мая 2019 в Урало ( русский : Урал ). Имя ранее был выбран для окончательного ARKTIKA -класса ледокола , когда он был заложен в 1989 году, но во время строительства судно было переименовано 50 лет Победы (русский: 50 лет Победы , тр. 50 лет Победы ). Поставка судна, первоначально намеченная на 2020 год, перенесена на 2022 год.

Стальная режущая для четвертого ( «третий серийный») проекта 22220 ледокола началась в конце 2019 года и киль был заложен 26 мая 2020 г. Судно будет называться Якутии ( России : Якутия ).

Аяся церемония закладки пятой ( «четвёртая серийный») проект 22220 ледокол, Чукотка ( русская : Чукотка ), состоялись 16 декабря 2020 года.

Замена советского поколения

На сегодняшний день ведётся строительство трёх ледоколов проекта 22220 — «Арктика», «Сибирь» и «Урал». По плану, они будут сданы в эксплуатацию в 2020, 2021 и 2022 годах соответственно. В ближайшие годы будут заложены ещё два аналогичных судна. Оператором кораблей будет ФГУП «Атомфлот» (входит в «Росатом»).

Ледоколы проекта 22220 должны заменить находящиеся в строю советские аналоги (проекты 10520 и 10580). Новые отечественные корабли экономичнее и мощнее (60 МВт против 55 МВт). Высокий уровень автоматизации позволит почти в два раза сократить численность экипажа (до 75 человек). Кроме того, благодаря переменной осадке (10,5/8,55 м) ледоколы проекта 22220 смогут уверенно ходить и по глубокой воде, и по мелководью.  

Почётный полярник России, кандидат физико-математических наук Виктор Боярский пояснил в интервью RT, что эксплуатация ледоколов проекта 22220 позволит увеличить объём перевозок по Северному морскому пути (СМП). В 2024 году по Северному Ледовитому океану планируется перевезти 80 млн т грузов — в четыре раза больше, чем в 2018 году. 

«Очень важно, что ледоколы проекта 22220 смогут заходить в устья рек и создавать более широкие, чем советские корабли, каналы для проводки судов. Эти ледоколы будут ходить по западной ветке СМП

Эффективное движение по более сложному восточному сектору сможет обеспечить только «Лидер», — подчеркнул Боярский.

  • Макет ледокола проекта 10510 «Лидер»

К 2035 году Россия планирует построить три корабля проекта 10510. Производство будет осуществляться на верфи «Звезда» (расположенной в Приморье, в городе Большой Камень) в кооперации с Балтийским заводом. «Лидеры» обеспечат круглогодичную навигацию по СМП. Они смогут ломать лёд толщиной 4,3 м (против 3 м у проекта 22220) и создавать канал проводки шириной 52 м (против 34 м). Также эти сверхмощные ледоколы обеспечат необходимую коммерческую скорость танкеров, которая составляет 10—12 узлов (18—22 км/ч).

Также по теме


«Претензии будут только расти»: почему США пытаются оспорить права России на Северный морской путь

В ближайшие дни в китайский порт Цзянсу Жудун прибудут два российских танкера, которые доставят в КНР первую партию сжиженного…

Капитан 1-го ранга в запасе, доктор военных наук Константин Сивков заявил в беседе с RT, что в последние годы Россия добилась серьёзного прогресса в обновлении ледокольного флота. В частности, технологический рывок был совершён в двигателестроительной отрасли.

«Система электродвижения, разработанная в стенах КГНЦ, позволила уменьшить размер главной энергетической установки ледоколов. Ранее движение корабля осуществлялось через турбину, где главный турбозубчатый агрегат вырабатывал электроэнергию и обращал её в электромоторы. Но мы ушли от этой схемы. Сейчас вместо него используется мощный электродвигатель», — пояснил Сивков.

По словам эксперта, современные российские ледоколы отличаются «превосходной манёвренностью, поскольку стало намного проще решать задачи изменения скорости хода». Как полагает Сивков, новая система электродвижения будет широко востребована в гражданском и оборонном секторах. 

«Ледоколы проекта 22220 и проекта 10510 будут достаточно экономичными. Это качество имеет большое значение для реализации планов по развитию СМП. Новые системы электродвижения также пригодятся военным. Их интеграция позволит снизить шумность атомных подводных лодок. Мощный электродвигатель, созданный в КГНЦ, поможет ВМФ добиться превосходства над потенциальным противником», — резюмировал Сивков.

Строительство

Сибирь строится на Балтийском заводе, декабрь 2018 г.

Строительство первого проектаЛедокол 22220 начал церемонию резки стали 1 ноября 2012 г. и киль головной корабль класса был заложен на стапель 5 ноября 2013 г. В церемония запуска 16 июня 2016 г., ледокол был назван Арктика (Русский: Арктика, тр. Арктический, IPA:) после первый надводный корабль, достигший Северного полюса находился на вооружении в 1975–2008 годах. Первоначально поставка планировалась к декабрю 2017 года, строительство головного проектаЛедокол 22220 отстал от графика из-за проблем, связанных с доставкой комплектующих отечественного производства.Арктика начался первый этап ходовых испытаний в Финский залив на дизельном двигателе 12 декабря 2019 года и через два дня вернулся в Санкт-Петербург. Очередные ходовые испытания, в ходе которых судно впервые будет испытывать в ядерной энергетике, начались 23 июня. и завершился 13 июля. Вскоре после завершения последних ходовых испытаний к середине сентябряАрктика совершил плавание из Санкт-Петербурга в Мурманск через Северный полюс, куда ледокол прибыл 3 октября. Церемония поднятия флага прошла в Мурманске 21 октября 2020 года. и Арктика планируется ввести в эксплуатацию на Северном морском пути в декабре 2020 года.

Киль второго проектаЛедокол 22220 (который россияне называют «первым серийным кораблем» класса) был заложен 26 мая 2015 года. Ледокол спущен на воду как Сибирь (Русский: Сибирь, тр. Сибирь) 22 сентября 2017 г. Ранее это имя использовалось на втором Арктикаледокол, находившийся на вооружении в 1977–1992 гг. Как и в случае с головным судном, проблемы с доставкой оборудования отложили поставку судна с 2018 на 2021 год.

Закладка киля третьего («второго серийного») проекта.Ледокол 22220 состоялся 25 июля 2016 г. вскоре после частичной сборки корпуса Сибирь был перемещен вниз стапель для окончательной сборки корпуса. Судно спущено на воду 27 мая 2019 г. Урал (русский: Урал). Имя уже было выбрано для финала Арктика-класса при закладке в 1989 году, но при постройке судно было переименовано 50 лет Победы (Русский: 50 лет Победы, тр. 50 лет Победы). Поставка судна, первоначально запланированная на 2020 год, перенесена на 2022 год.

Резка стали для четвертого («третьего серийного») проекта.Ледокол 22220 спущен на воду в конце 2019 года, закладка киля — 26 мая 2020 года. Судну будет присвоено имя. Якутия (русский: Якутия).

По состоянию на июль 2020 г.производство пятого («четвертого серийного») ледокола проекта 22220, Чукотка (русский: Чукотка) не началось. Закладка киля запланирована на 2021 год.

Арктические рубежи

Генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв ранее рассказывал о целях, которые стоят перед атомным ледокольным флотом. В частности, планируется добиться круглогодичного использования Северного морского пути (СМП). По словам Лихачёва, это значительно улучшит качество жизни на прилегающих территориях.

Северный морской путь — транспортная артерия, проходящая вдоль арктических берегов РФ. В настоящее время администрация СМП обеспечивает навигацию в акватории от мыса Дежнёва на востоке до архипелага Новая Земля на западе. Имущественным фондом Севморпути управляет корпорация «Росатом», правовое регулирование и надзорные функции выполняет Министерство транспорта.

Также по теме


Перспективные льды Арктики: как Россия планирует развивать Северный морской путь

Грузооборот Северного морского пути (СМП) к 2035 году должен увеличиться в восемь раз, достигнув показателя в 160 млн т. Об этом…

Замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков, выступая 6 декабря на форуме «Арктика: настоящее и будущее», заявил, что к 2035 году объём перевозок по Северному морскому пути увеличится почти в восемь раз, достигнув показателя в 160 млн т. Для сравнения, в 2018 году этот показатель находился на отметке в 19,7 млн т.

В долгосрочных планах России — приспособить Севморпуть к международному транзиту.

По словам Юрия Кнутова, в последнее время не только Россия, но и другие державы активизировались в освоении арктических широт, проявляя интерес к СМП, потому что в Арктике находятся громадные запасы природных ресурсов.  

«Технологии, которые существовали 30—50 лет назад, не позволяли к этим запасам приблизиться, но сейчас всё изменилось. Когда более дешёвые источники ресурсов окажутся исчерпаны, встанет вопрос об эксплуатации шельфа, который десятки, а может, и сотни лет будет обеспечивать потребности России в сырье и редкоземельных металлах», — пояснил эксперт.

Схожей точки зрения придерживается и Кошкин.

«Нельзя останавливаться на достигнутом, потому что приарктические государства весьма активно стали осваивать территории, которые находятся под их влиянием, в связи с тем, что много неарктических государств хотели бы участвовать в разработках углеводородных материалов. В арктических шельфах находятся запасы природных ресурсов, которые сегодня востребованы во многих экономически развитых государствах, в частности Китае, Австралии, Индии», — отметил он.

Юрий Кнутов обратил внимание, что именно ледокольный флот России обеспечивает ей уникальное преимущество в освоении арктических широт. «Россия обладает преимуществом в плане оснащения своего ледокольного флота перед другими странами, имеющими доступ в полярный круг

Сегодня у США всего два действующих ледокола, по сравнению с которыми даже советские ледоколы выглядят совершеннее и современнее. Если рассматривать ледоколы, которые сейчас строит Россия, то они на порядок лучше, чем у американцев», — подчеркнул эксперт.  

«Россия обладает преимуществом в плане оснащения своего ледокольного флота перед другими странами, имеющими доступ в полярный круг. Сегодня у США всего два действующих ледокола, по сравнению с которыми даже советские ледоколы выглядят совершеннее и современнее. Если рассматривать ледоколы, которые сейчас строит Россия, то они на порядок лучше, чем у американцев», — подчеркнул эксперт.  

Кошкин же отметил, что создание новых ледоколов — это только часть тех задач, которые надо решить для освоения СМП. 

«Боевой ледокол» проекта 23550, его преимущества

Весьма интересный проект патрульного корабля ледового класса, разработанный в рамках программы перспективных разработок для ВМФ РФ.

Официально имеет обозначение: «Универсальный патрульный корабль арктической зоны ледового класса», как видно из названия, такие корабли ни у нас, как и ни у кого другого, еще не строились.

Его особенностью является внушительное водоизмещение, подходящее скорее эскадренному миноносцу, чем патрульному кораблю. Но такое водоизмещение, обусловлено его ледокольными качествами, он способен раскалывать лед толщиной до 1.5 метра.

Назначение и характеристики.

Универсальный корабль проекта 23550 совмещает в себе функции патрульного корабля, буксира и ледокола. Может использоваться для проведения поисково спасательный операций, эскорта гражданских судов.

Основное назначение контроль северных морских границ, служба в качестве ледокола для сопровождения кораблей и судов обеспечения ВМФ.

Характеристики:

Водоизмещение: 8500 т.

Габариты: длинна -114 м, ширина — 20 м, осадка — 6 м.

Скорость хода: 16 узлов.

Дальность: 6000 миль, Автономность 60 суток.

Экипаж: 60 (основной)+50 (дополнительный) человек.

Вооружение: ПКР «Калибр» (модульное), 100 мм арт. установка А-190 (Возможен вариант установки 76 мм АК-176).

Есть ангар с вертолетом КА-27 (постоянное базирование).

Есть скоростные бронированные катера типа «Раптор» и судно на воздушной подушке » Манул «.

Преимущества проекта 23550.

— На картинке выше, видна часть корпуса, позволяющая оценить толщину борта двухслойного корпуса.

— Корабль проекта 23550 является кораблем двойного назначения, хоть он и называется патрульным кораблем, но имеет ангар для установки модульного вооружения и вполне может быть модернизирован до уровня боевого корабля.

— Так же, особенного внимания заслуживает достаточно крупная посадочная палуба с ангаром для постоянного базирования.

— Состав радиолокационного вооружения не называется, но вполне возможна установка РЛС уровня «Фрегат» или «Корвет», что благодаря высокой высоте антенного поста, даст кораблю хорошие возможности по обнаружению низколетящих и надводных целей.

— Стоимость данного корабля не называется, но судя по его экономичному оснащению, она не может быть большой. Корабль строится в соответствии критерию стоимость/эффективность.

— Корабль имеет большое водоизмещение, в него заложены высокие модернизационные возможности.

Мои комментарии:

1) Об РЛС заметности.

Обводы корабля выполнены с учетом снижения радиолокационной заметности, по крайней мере на уровне современных боевых кораблей.

Наибольшие вопросы вызывают формы рубки и антенной мачты, на как мы видим прямых углов там нет (по крайней мере в проектных эскизах).

Теоретически иллюминаторы могут портить радиолокационную сигнатуру, но это решается нанесением металлизированного напыления на стекла.

Ангары для лодок, должны закрываться жалюзийными заслонками.

2) О слабом вооружении.

По идее данный корабль в опасных миссиях будет действовать в составе флота и прикрываться коллективной ПВО флота. Хотя несколько зенитных автоматов могли бы и поставить. По ударному вооружению, также.

Более того, данный патрульный корабль, при модернизации вполне можно довести до уровня фрегата. Тем более мы не знаем, какое радиолокационное вооружение в него заложено по проекту, вполне могут установить ФАР «Фрегат М» или радар со списанного крейсера.

Заключение.

Перед написанием стати, думал что придется описывать этот корабль в негативном свете, но проанализировав его характеристики, пришел к выводу, что все с ним нормально, придраться не к чему… Он достаточно сбалансирован и вполне может применяться в военных целях.

Корабль нужный, если мы хотим контролировать свои северные территории. Более того, это первый корабль с водоизмещением эсминца, построенный в современной России.

Основная интрига, заключается в том, какие на него будут ставить двигатели? Ведь он разрабатывался до санкций, хоть и был заложен в 2017 году. Надеюсь у нас есть подходящие для него двигатели….

«Самые мощные в мире»

В настоящее время на Балтийском заводе идёт строительство трёх атомных ледоколов проекта 22220 — «Арктика», «Сибирь» и «Урал».

Головное судно этого класса, «Арктика», было заложено 5 ноября 2013 года. Менее чем через три года, 16 июня 2016-го, состоялся его торжественный спуск на воду. В декабре 2019 года «Арктика» успешно прошла первый этап испытаний, в рамках которого была проведена проверка хода судна от резервных дизель-генераторов и достигнута самостоятельная скорость в шесть узлов. Помимо этого, специалисты завода протестировали работу связи, навигации и бытовых систем судна.

Также по теме


Зона интересов: в США обвинили Россию в «агрессивных действиях» в Арктике

В США заявили об обеспокоенности «агрессивными действиями» России в Арктике. Это стало одной из тем заседания, состоявшегося в нижней…

Но в феврале испытания прошли не столь успешно — у ледокола вышел из строя один из шести двигателей. Однако глава Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов в интервью газете «Коммерсантъ» подчеркнул, что «Арктика» — «это научно-исследовательская работа, головной пароход, такого в мире не существовало».

«Ничего катастрофического не произошло. Можно сделать на борту определённые работы, можно сделать в доке определённые работы, у нас все технологические ходы записаны: мы понимаем, что мы будем делать в случаях A, B, C», — пояснил Рахманов.

Напомним, первым серийным атомоходом проекта 22220 стала «Сибирь». Строительство этого судна началось 26 мая 2015 года, спущено на воду оно было 22 сентября 2017-го. Второй серийный ледокол проекта, «Урал», был заложен 25 июля 2016 года. В мае прошлого года его спустили на воду.

Разработкой проекта 22220 с 2009 года занимается ЦКБ «Айсберг» (Санкт-Петербург).

По мнению экспертов, существенным преимуществом ледоколов этой серии является двухосадочная конструкция, которая позволяет использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

Длина атомоходов составляет 173,3 м, ширина — 34 м, высота борта — 15,2 м, водоизмещение — 33,54 тыс. т. Управляются данные суда экипажем из 52 человек. Срок службы ледоколов проекта 22220 достигает 40 лет. 

  • Второй из двух парогенерирующих блоков (ПГБ), входящий в реакторную установку РИТМ-200, устанавливается на головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220
  • РИА Новости

Как отмечается на сайте Балтийского завода, российские атомоходы проекта 22220 «станут самыми большими и самыми мощными ледоколами в мире». На них устанавливается двухреакторная энергетическая установка на базе ядерного реактора РИТМ-200 мощностью 175 МВт, который был разработан нижегородским ОКБМ имени И.И. Африкантова и производится на машиностроительном заводе «ЗиО-Подольск».

По сравнению с предыдущими моделями реакторных установок данного типа, в РИТМ-200 был увеличен срок службы оборудования. Помимо этого, его отличает повышенная безопасность, которая достигается за счёт использования «пассивных и самосрабатывающих систем и устройств безопасности». Они ограничивают «неблагоприятное влияние отказов внешних систем, источников энергии, ошибок персонала», указывается в материалах ОКБМ.

Производитель отмечает, что универсальные ледоколы проекта 22220 предназначены для круглогодичной проводки судов и караванов в западном районе Арктики, на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы, оказания помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде, а также буксировки различных плавсредств. При этом предельная толщина ледового покрытия, которую такой ледокол может преодолеть при непрерывном ходе со скоростью 1,5—2 узла (2,78—3,7 км/ч), составляет 2,8 м.

Стратегическая задача

«Арктика» — самый крупный и мощный на сегодняшний день атомный ледокол в мире. Его закладка состоялась в ноябре 2013 года, спуск на воду — в июне 2016-го.

В декабре 2019 года начались ходовые испытания корабля для проверки гребной электрической установки, манёвренных характеристик от резервных дизель-генераторов, навигационного оборудования и системы жизнеобеспечения. В начале октября 2020-го капитан сдаточной команды «Арктики» Олег Щапин заявил, что корабль подтвердил заложенные проектом характеристики.

  • Председатель правительства РФ Михаил Мишустин на ледоколе «Арктика»

12 октября «Арктика» прибыла из Санкт-Петербурга в порт приписки Мурманск. Судно преодолело порядка 4800 морских миль (около 9 тыс. км), из них во льдах — около 1030 миль (более 1900 км).

Во время перехода ледокол вышел к географической точке Северного полюса. Как рассказал руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в Петербурге Константин Князевский, «Арктика» успешно преодолела все ледовые поля на 50% мощности. По его словам, «этого удалось достичь благодаря уникальным обводам корпуса судна».

«Арктика» оснащена инновационным водо-водяным ядерным реактором «РИТМ-200» разработки ОКБМ имени И.И. Африкантова (Нижний Новгород). Энергетическая установка была спроектирована с учётом современных тенденций развития мировой атомной энергетики и не имеет аналогов в мире.

Также по теме


Энергия для Арктики: какую пользу принесут России плавучие атомные электростанции

В России введена в эксплуатацию единственная в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), сообщили в компании «Росэнергоатом»….

«РИТМ-200» почти в два раза легче и компактнее, соответственно, дешевле по материалоёмкости и занимает меньше места на судне, а следовательно — экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нём (интегральная компоновка)», — поясняется в материалах ФГУП «Атомфлот».

«РИТМ-200» является установкой двухреакторного типа. Его совокупная тепловая мощность достигает 350 МВт, а показатель мощности на валах — 60 МВт.

Водоизмещение «Арктики» составляет 33,5 тыс. т, длина корпуса — 173,3 м, ширина — 34 м, высота — 15,2 м, осадка — 10,5 м/8,65 м, скорость хода по чистой воде — 22 узла (40,7 км/ч), численность экипажа — 53 человека. Корабль способен преодолевать лёд толщиной до 2,9 м.

В настоящее время на «Балтийском заводе» ведётся строительство трёх кораблей проекта 22220: «Сибирь», «Урал», «Якутия». Они должны войти в строй в 2021, 2022, 2024 годах. В 2021 году будет заложен пятый ледокол «Чукотка» со сроком сдачи заказчику в 2026-м.

Финансирование строительства кораблей осуществляется за счёт бюджетных денег и привлечения средств госкорпорации «Росатом». Новые корабли заменят постепенно выводящиеся из эксплуатации атомные ледоколы советских проектов. В настоящее время Россия продолжает использовать четыре таких судна: «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы».

В комментарии RT заместитель председателя комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Пушкарёв заявил, что замена советских ледоколов осуществляется в плановом порядке.

  • Атомный ледокол «Арктика» в полярных льдах

«Строительство ледоколов, безусловно, укрепит позиции России в Арктике. Наша страна своевременно создаёт новые суда, способные работать в высоких широтах

Это важно делать, так как другие страны тоже предпринимают определённые шаги на этом направлении», — сказал Пушкарёв

Как отметил депутат, модернизация атомного ледокольного флота является стратегической задачей для современной России. По его словам, ввод в строй новых кораблей позволит эффективно развивать экономику отечественного Заполярья. В частности, ледоколы проекта 22220 обеспечат достижение плановых объёмов транспортировки грузов по Северному морскому пути (СМП) в 80 млн т к 2024 году.

Основным драйвером роста перевозок в Арктике являются расширяющиеся мощности проекта ПАО «Новатэк» в Ямало-Ненецком автономном округе по сжижению природного газа («Ямал-СПГ»). В Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики ожидают, что к 2030 году грузопоток по Северному морскому пути увеличится до 120 млн т, а к 2035 году — до 160 млн т.

Первый в мире

Реализация проекта 22220 направлена на плановое обновление атомного ледокольного флота РФ и обеспечение круглогодичной навигации в Арктике. На «Балтийском заводе» строятся ещё два ледокола этого типа, «Сибирь» и «Урал». Кроме того, в августе 2019 года госкорпорация «Росатом» и завод заключили контракт на строительство ещё двух судов этого проекта.

Ледоколы проекта 22220 станут самыми крупными в мире. Их водоизмещение составит 33,5 тыс. т, длина — 173,3 м, ширина — 34 м, высота борта — 15,2 м, автономность — около шести месяцев. Такие суда могут ломать лёд толщиной до 2,8 м.

Также по теме


«Развитие ВМФ — в числе приоритетов»: на что способны новейшие российские корабли ледового класса и неатомные субмарины

На «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге началось строительство многофункционального боевого корабля ледового класса проекта…

Эти суда превосходят по характеристикам своих предшественников. Мощность их ядерной силовой установки РИТМ-200 разработки ОКБМ им. И.И. Африкантова (Нижний Новгород) составляет 60 МВт (против 55 МВт у аппаратов советского поколения). Атомные ледоколы имеют неоспоримое преимущество перед дизельными, так как силовая установка с ядерным реактором позволяет ему двигаться во льдах, используя всего несколько грамм топлива в день.

Другое важное преимущество новейших атомоходов заключается в автоматизации систем управления. Современное оборудование позволило почти вдвое сократить численность экипажа — до 75 человек

Ещё одной особенностью атомоходов этого проекта является переменная осадка

Возможность изменять осадку корабля с 10,5 до 8,55 м позволяет им ходить как по глубокой воде, так и на мелководье, что важно, поскольку российские ледоколы регулярно заходят в устья сибирских рек

Новые ледоколы заменят разработанные в СССР суда проектов 10520 и 10580. Президент РФ Владимир Путин в апреле заявил, что к 2035 году у России будет не менее 13 тяжёлых ледоколов, девять из которых — атомные. 

Стоит подчеркнуть, что на сегодня Россия является единственной в мире страной, эксплуатирующей атомные ледоколы.

В беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов подчеркнул, что Россия всё время повышает уровень развития своих технологий, в том числе в плане разработки судов, создаваемых для работы в Арктическом регионе.

«Более того, она сейчас подходит к этапу, когда на атомные подводные лодки нового поколения, а также корабли ледокольного класса и линкоры будут устанавливаться реакторы с неперегружаемыми каналами, которые в период службы работают без остановки. Также будет изменена форма судна, что позволит использовать новую технологию, с помощью которой можно проламывать льды большей толщины, чем могут ледоколы советской постройки», — отметил Кнутов.

Россия обладает самым многочисленным и опытным ледокольным флотом, напомнил в разговоре с RT заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Андрей Кошкин.

«У нас есть довольно хорошие традиции в судостроении, особенно ледоколов, в создании соответствующих двигателей, которые работают на ядерном топливе. Сегодня Россия является флагманом в арктических широтах», — отметил политолог.  

Разработка

ЛК-60Я

После Вторая мировая война, то Советский союз запустила амбициозную программу развития морского транспорта с намерением превратить покрытые льдом Северный морской путь в судоходный маршрут, который затем можно было бы использовать для добычи природных ресурсов в Арктике. Это включало замену устаревших паровых ледоколов на более мощные дизель-электрические суда и завершилось постройкой первый атомный ледокол в конце 1950-х гг. Второй этап, начавшийся в начале 1970-х и продолжавшийся до распад Советского Союза, еще больше расширила советский ледокольный флот новыми атомными и дизельными ледоколами, которые обеспечили бесперебойную круглогодичную работу в западной части Северного морского пути, а также продлили навигационный сезон в восточном секторе.

В 1980-х годах исследования Центральный Морской научно-исследовательский и проектный институт (ЦНИИМФ) и ЦКБ «Айсберг» В результате была создана «типоразмерная серия ледоколов» от 7-мегаваттных вспомогательных ледоколов (ЛК-7) до 110-мегаваттных атомных ледоколов-лидеров (ЛК-110Я). Один из предлагаемых новых классов ледоколов, ЛК-60Я, был разработан как прямая замена ледоколов предыдущего поколения. Арктика-учебный класс атомные ледоколы, введенные в строй в конце 1970-х годов и получившие широкое распространение в российской Арктике. Помимо работы в качестве тяжелых линейных ледоколов на всем протяжении Северного морского пути от Мурманска до Берингов пролив, новые ледоколы мощностью 60 МВт также заменят мелкосидящие атомные ледоколы. Таймыр и Вайгач на Дудинка-Мурманск Маршрут включал ледокольные работы в Енисей река устье. Последняя операция стала возможной благодаря новой функции двойной осадки, способности сбрасывать балласт с судна при приближении к мелководным прибрежным районам. Другие технические характеристики атомных ледоколов нового поколения основаны на обширном опыте эксплуатации русских на арктических судах. Например, было определено, что для обеспечения надежной круглогодичной навигации в западной части Северного морского пути ЛК-60Я должен быть способен преодолевать лед толщиной не менее 2,8 метра (9 футов), что лучше, чем Старый Арктика‘s 2.3-метровая ледокольная способность. Кроме того, сопровождение российских арктических грузовых судов, таких как тогдашние обычные Тип СА-15 Для безопасной и эффективной работы в тяжелых ледовых условиях потребуется ледокол с шириной от 32 до 33 метров (от 105 до 108 футов) и водоизмещением от 34 000 до 36 000 тонн (от 33 000 до 35 000 длинных тонн).

Хотя объемы перевозок по Северному морскому пути в начале 1990-х годов резко сократились из-за спада в российской экономике, Тем не менее в рамках президентской программы была запущена амбициозная программа обновления флота. Возрождение торгового флота России (1993–2000). В итоге ни один из запланированных ледоколов так и не был построен, а реализация федеральной программы Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.) включены средства на строительство только два новых дизель-электрических ледокола в дополнение к завершению незавершенного Арктикаледокол 50 лет Победы и начало эскизного проекта атомных ледоколов нового поколения.

Проект 22220

Хотя эскизный проект был разработан еще в конце 1980-х годов, окончательный технический проект ЛК-60Я был выполнен в 2009 году ЦКБ «Айсберг» как проект.22220.

Строительство головной корабль был присужден Санкт-Петербург-основан Балтийский завод, часть государственной Объединенная судостроительная корпорация, в августе 2012 г. с контрактной ценой 36,959 млрд. рубли (около 1,16 миллиарда долларов США). В мае 2014 года был подписан дополнительный контракт на 84,4 миллиарда рублей (около 2,4 миллиарда долларов США) на два дополнительных судна. и второй контракт на сумму более 100 миллиардов рублей (около 1,5 миллиарда долларов США) еще на два контракта в августе 2019 года. По состоянию на 2020 год, всего пять проектов22220 атомных ледоколов строятся или заказываются.

С проектом22220 ледоколов в стадии строительства, акцент был перенесен на создание еще более крупных и мощных атомных ледоколов, известных как Проект 10510 Лидер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector