Крушение ан-124 «руслан» под киевом, 1992 год

Катастрофа Ту-154 3 января 1994: последовательность событий

На высоте 300 метров сигнализация оповестила о пожаре двигателя номер 2. Экипаж выполнил разворот в сторону Иркутска и запросил экстренную посадку. Второй двигатель продолжал гореть, что привело к разрушению расположенных рядом баллонов с гидросмесью. Отказали все гидросистемы самолёта, экипаж утратил способность управлять машиной. Через 12 минут после взлёта самолёт на скорости порядка 500 км/ч, по скользящей траектории, врезался в молочную ферму в поселке Мамоны, который находится в 3 километрах от Иркутска. На земле погиб 1 человек.

Обломки самолёта были найдены в радиусе 400 метров от места падения.

Идентифицировать удалось останки 74-х человек.

https://youtube.com/watch?v=ibk7XGjq5qI

Бомба взорвалась при взлете?

Геннадий Телегин, главный инженер АО «Рыбинские моторы» (там собирали разбившийся
«Руслан»):

– Самой важной мне представляется информация о том, что практически одновременно
остановились два двигателя левого крыла, а затем и третий на правом крыле, четвертый
начинает работать с перебоями. Это позволяет уже сейчас прийти к выводу: дело
не в двигателях и не в их конструкции

Однозначно ясно, что остановку трех двигателей
в течение нескольких секунд можно объяснить только внешним воздействием на них.

Цепь загадочных совпадений не размыкается. Некоторые люди, разбиравшие останки
погибшего экипажа, и часть работников авиазавода «СУ» считают, что на борту
«Руслана» якобы могла быть заложена бомба, которая и взорвалась при взлете,
отключив компьютер. Во всяком случае, ходят слухи, что из тел тех самых восьми,
впоследствии пропавших, доставали осколки металла, не имевшие ничего общего
с самолетным (везли ли эти люди что-то с собой или просто сидели ближе всех
к адской машине – неясно)

Некоторые намекают, что таинственно исчезнувшие тела
забрало на экспертизу местное управление ФСБ, но намекают осторожно – по тому
что боятся, а ФСБ, естественно, на эту тему не распространяется. Запрещено давать
интервью рабочим завода «СУ» (с ними удалось пообщаться только за пределами
проходной), набрали в рот воды работники аэродрома – да и кто подтвердит, что
его начальство допустило на борт посторонних?! Да это ж клевета просто! Уж,
конечно, такого человека с работы снимут или еще чего

Президент профсоюза летного состава России Сергей Плевако:

– Как профессионал могу сразу сказать одно: версии, выдвигаемые через официальные
источники, вызывают просто улыбку. Например, говорилось, что перепутали летнее
топливо с зимним и из-за этого и случилась катастрофа. Чепуха! Из-за этого самолет
не упадет, да и не могли там тип топлива перепутать. Мы точно знаем, что они
из Москвы летели на том же топливе, что и взлетали в Иркутске!

2006 год. 125 погибших

9 июля 2006 года пассажирский самолет Airbus A310 авиакомпании «Сибирь» (S7) выполнял рейс №778 Москва-Иркутск. Приземлившись на взлетно-посадочной полосе иркутского аэропорта в 07.42, лайнер не остановился, съехал на поле, пробил бетонное ограждение и врезался в гаражный кооператив, который располагался в 280-ти метрах от «взлетки». В результате столкновения произошла частичная разгерметизация топливных баков и возгорание топлива под левой плоскостью крыла и центральной частью фюзеляжа. Всего погибло 125 человек. В их числе дочь известного писателя Валентина Распутина Мария и начальник Управления ФСБ по Иркутской области Сергей Коряков.

Авиакатастрофа 2001 год. Фото: Максим Шутов

По результатам расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК) причиной катастрофы стали ошибочные и бесконтрольные действия экипажа. После повторной комплексной летно-технической судебной экспертизы было установлено, что непосредственной причиной авиакатастрофы явилась нештатная работа систем управления самолета, их конструктивные недостатки, ошибки в разработке логики бортового компьютера, снижение эффективности торможения самолета на пробеге. 

Самолёт

Ан-124-100 (регистрационный номер RA-82005, заводской 4516003, серийный 01-07) был выпущен в 1985 году (первый полёт совершил 30 октября) и первоначально под б/н СССР-82005 эксплуатировался авиакомпанией «Аэрофлот» (КБ Антонова).
14 февраля 1988 года был передан ВВС СССР (566-й военно-транспортный авиационный полк, место базирования — аэродром Сеща), в них получил б/н 08; с 1992 года — в составе ВВС России, бортовой номер сменился на RA-82005, б/н в ВВС остался тот же — 08. Оснащён четырьмя двухконтурными трёхвальными турбореактивными двигателями Д-18Т производства Запорожского машиностроительного КБ «Прогресс». На день катастрофы совершил 576 циклов «взлёт-посадка» и налетал 1034 часа.

1 выживший из 9

Таков печальный итог этой аварии. Командир отдал приказание всем членам экипажа покинуть судно. Сделать это смог только бортинженер Фокин, находящийся вместе с Левченко в задней части судна. Почему не выпрыгнул следом Левченко, осталось непонятным. У остальных членов экипажа шансов выжить не было. Деформация фюзеляжа не позволяла добраться до люка. Фокин выпрыгнул на высоте 1200 метров, под ним расстилался высокий лес. При ударе об деревья он сломал позвоночник, но остался жив. Упал самолёт в 1,5 км от станции Буян Макаровского района Киевской области. Из членов экипажа без экспертизы можно было опознать лишь Бабича, который сжимал в руках портфель с документами.

Подарки Шойгу и Путина

Каждый год 6 декабря ребята из детского дома едут на кладбище в Ново-Ленино, где похоронены три девочки и сын воспитательницы Макар. Потом все идут в церковь, ставят свечки. В этот день в столовой детского дома обязательно подают кисель и блины. В 14.45 ребята и воспитатели выходят на митинг.

Храм Рождества Христова, построенный в память о погибших, стоит прямо за забором детдома. В 1999 году на его освещение в Иркутск прилетал Сергей Шойгу, который был на этом месте сразу после катастрофы «Руслана». Шойгу опекал детский дом в течение нескольких лет — он подарил иркутским ребятишкам свой выигрыш в игре «О, счастливчик!» — 32 тысячи рублей (сейчас эта игра называется «Кто хочет стать миллионером?»).

Но вот детдомовским ребятам, лично обласканным сильными мира сего, как-то не везло.

В 2000 году Владимир Путин подарил Тане Лущинской полутораметровую куклу, и вскоре девочка была переведена в коррекционную школу.

В 2002 году министр МЧС Сергей Шойгу подарил Антону Гроссману часы с надписью «Единая Россия». Мальчик отправился в коррекционный детский дом в Усть-Уде.

А Римме Васильевой, так сильно пострадавшей в катастрофе, никто никогда не преподносил таких подарков. Возможно, это к лучшему, потому что один подарок — новая семья — для Риммы однажды уже обернулся бедой. 

Сентябрь 2018 года. Трое погибших

2 сентября 2018 года вертолет Ми-8 авиакомпании «Ангара», выполнявший спецрейс для проведения аэросъемки из Усть-Кута в Кунерму, пропал с радаров. На поиски воздушного судна немедленно отправился борт Росавиации, а также самолет Ан-26 одной из местных авиакомпании. Поисковая операция в этот день не дала результатов и была отложена до утра 3 сентября из-за наступления темноты и сложных погодных условий. На следующий день спасатели обнаружили разрушенный вертолет в 290 км на юго-востоке от Усть-Кута. С воздушного судна не было видно людей рядом с обломками. Также стало известно, что Ми-8 находился в труднодоступном ущелье.

Ми-8. Сентябрь 2018 года. Фото: Пресс-служба Восточно-Сибирского СУ на транспорте СКР Подробнее: https://irkutskmedia.ru/news/730567/?from=47

Спасатели приземлились в полутора км от места падения воздушного судна и добирались пешком до места крушения. Специалисты предварительно установили, что Ми-8 получил сильные разрушения от удара о землю. Среди обломков вертолета нашли тела троих членов экипажа. В авиакатастрофе погибли трое человек: командир воздушного судна, второй пилот и бортмеханик.

Наиболее вероятной причиной авиакатастрофы стала потеря командиром воздушного судна пространственной ориентировки в горной местности в сложных метеоусловиях. В итоге при попытке выполнения разворота вертолет столкнулся с поверхностью земли. 

Таинственный звонок

Дальше – больше. Когда корреспондент «Собеседника» навестил жэк в Иркутске
на улице Авиастроителей, 28, где работала комиссия по оказанию помощи пострадавшим,
его приход восприняли без особой радости и на вопрос о количестве жертв катастрофы
ответили несколько странно: «Зачем вам это? Число пострадавших мы сказать не
можем. Разве что официальное». Интересно, нужны ли тут еще какие-то разъяснения?
В морге на вопрос, сколько людей к ним привозили именно из числа экипажа, сначала
вообще промолчали. Только спросили шепотом: «А вы разве не слышали?» – «Слышали».
– «Ну и чего же тог да спрашиваете?!» Разумеется, то, что на борту, по сути,
секретного объекта находились посторонние люди, не может не вызвать удивления.
Более того, один из милиционеров божился, что половина лица одного из этих восьми
погибших полностью сохранилась и это было… лицо китайца. Что мог делать иностранец
на «Руслане», куда он летел и зачем ему надо было лететь именно во Вьетнам,
у которого с Китаем, мягко говоря, не очень хорошие отношения? Но даже если
милиционеру это в горячке почудилось и покойник был просто азиатского происхождения,
легче от этого не становится. Такую группу людей летчики сами при всем желании
взять на борт не могли. Все, кто летал на военных самолетах и меньшего класса,
это подтвердят. При сильном желании можно смухлевать – взять от силы одного-двух
«зайцев», но никак не более… Значит, это сделано по звонку свыше. Кого? А
это теперь не выяснишь. Ведь нет никаких восьми «лишних» трупов. И стало быть,
нет проблем.

Завод «Запорожские моторы» (поставлявший двигатели к злополучному «Руслану»),
пресс-секретарь Ярослав Сухой:

– Тут очень много странного. По моему мнению, это не простая поломка. Если
б наши двигатели действительно подвели, самолет не разломился бы, а разбился
на одни мельчайшие кусочки. Двигатели же специально разработаны для самолетов
АН-124 «Руслан», и сегодня а мире больше ста машин летают на них. Когда двигатели
проходили испытания, никаких претензий к ним не было – так же, как и во время
обслуживания. Вот я вам зачитаю формуляр: «Ресурс – 2000 часов, средняя наработка
– 710 часов», то есть считается, что эти двигатели хорошо обкатаны. На двух
(I), а не то что на четырех двигателях «Руслан» взлетает при морозной погоде
и при полной нагрузке делает спокойно маневры. Четыре двигателя ему поставлены
для того, чтобы он мог просто поднимать большой груз. Там точно было что-то
другое, о чем рассказывать не хотят.

Когда из Брянской области в Иркутск приехали родственники погибших летчиков,
рассказывали, что у женщин была страшная истерика. «Это не он, не он!» – кричали
они, не признавая мужа в обуглившемся куске мяса. К моргу подходили родственники
жильцов сгоревшего дома. Они переживали, что в Брянск увезут останки их близких.
Однако эксперты морга уверили всех, что при опознании были использованы данные
медицинских досье летчиков и ошибки быть не могло. Относительно того, какие
именно данные, никто не распространялся. Ну были и были, вам-то какое дело?
А в то же время было заявлено, что в Иркутске нет аппаратуры по идентификации
с помощью ДНК… Как же тогда узнали? Прямо мистика какая-то. Похоже, что различные
ведомства просто соревнуются между собой в сокрытии обстоятельств иркутской
катастрофы. Например, толпы очевидцев рассказывали, что в первые часы после
крушения чудовищные размеры приняло мародерство. Проворнее всех оказались мальчишки.
Юркие пацаны проникали в квартиры с крыш, брали все ценное, что попадалось под
руку, вниз спускались по веревке, а то и вовсе нагло выходили через подъезд.

«Мародеров журналисты выдумали, – спокойно заявил чуть позже дежурный городской
милиции в разговоре с корреспондентом «Собеседника», – ничего подобного не было».
Тут же выходишь из отделения – и видишь мужчину лет сорока, пришедшего с бесполезным
заявлением: у его сестры в той страшной неразберихе украли 5 миллионов рублей.
Ну и кому же теперь верить?

Расследование

Для расследования причин катастрофы борта RA-82005 (08) была создана специальная комиссия.

Запись переговоров экипажа не сохранилась — оба бортовых самописца оказались в центре пожара и были сильно повреждены.

11 февраля 1998 года были оглашены результаты расследования причин катастрофы правительственной комиссией, которая установила, что самолёт упал из-за конструктивных недостатков двигателей Д-18Т, выпущенных украинским предприятием «Мотор Сич»: двигатели №1 и 3 отключились на ВПП, когда «Руслан» еще не взлетел. Уже в воздухе сработал электроклапан остановки двигателя №2. Сразу после катастрофы эксперты предположили, что отказ произошел из-за смешения так называемого летнего и зимнего топлива, которое по вине наземных служб могло быть залито в баки «Руслана». Однако члены комиссии установили, что топливо здесь ни при чём, а двигатели вышли из строя из-за конструктивных недоработок (это, по крайней мере, можно сказать о двигателях №1 и 3). Почему сработал электроклапан остановки двигателя №2, установить не удалось: после падения самолёта от него практически ничего не осталось. Комиссия пришла к выводу о необходимости замены двигателей Д-18 первой серии на двигатели третьей серии на всех 20 Ан-124, эксплуатировавшихся в тот момент в России, на что, по предварительным подсчетам, требовалось около $ 200 000 000.

3 марта 1998 года председатель правительства РФ Виктор Черномырдин не согласился с выводами комиссии и счёл целесообразным привлечь к дополнительному расследованию причин катастрофы гражданских специалистов. Украинские двигателестроители также не согласились с результатами расследования российской военной комиссии и заявили, что считают одной из причин трагедии скопление значительного количества ледяной крошки в топливной системе самолёта.

В 2014 году бывший начальник службы безопасности полетов ВВС РФ (с 1993 по 2002 годы), член комиссии по расследованию авиапроисшествий с воздушными судами, генерал-майор авиации Борис Туманов в интервью сообщил, что причиной катастрофы стал отказ трёх двигателей в результате помпажа, вызванного их конструктивным дефектом — низкой газодинамической устойчивости. Туманов уточнил, что первый двигатель отказал через 6 секунд после взлета, второй ещё через 6, через 2 — третий. Туманов полностью возложил вину на производителя двигателя, заявив, что представители Украины были приглашены в Москву на совещание, где им были представлены доказательства, а также статистика: с 1987 по 1997 годы произошло 60 отказов двигателя Д-18Т: 23 на разбеге (7 после отрыва), 15 в полёте, 4 при посадке, 3 при опробованиях и стендовых испытаниях, 42 из-за малого запаса газодинамической устойчивости. Доводы украинской стороны о том, что двигатели остановились из-за заправки некачественным, с примесью воды, авиатопливом были опровергнуты комиссией МАК. Туманов готовил переписку президента России Бориса Ельцина с президентом Украины Леонидом Кучмой и утверждает, что Ельцин получил письмо от Кучмы, в котором тот настаивал на невиновности запорожского завода, и что из-за политических причин наказания за катастрофу никто не понёс.

Римма и угол атаки

Специалисты называли несколько причин катастрофы, но постепенно почти все из них были отметены. Осталась одна: сбой в работе бортового компьютера. Но и она вызывала и вызывает сомнения экспертов. Катастрофа «Руслана» и еще одного российского лайнера, перевозившего боевую технику, легла в основу романа Андрея Таманцева «Угол атаки», в котором автор настаивает на иной версии случившегося. Исходя из сюжета романа, причиной гибели самолетов могли стали происки американцев, которые пытались заполучить крупные контракты по поставкам боевых самолетов.

Спустя десять лет выяснить истинные причины произошедшего довольно сложно. Обломки разбившегося «Руслана» долгое время лежали на территории авиазавода, но потом были сданы в металлолом. Место трагедии совершенно преобразилось: детский дом реконструирован, рядом с ним возвышается православный храм.

Маленькие ребятишки из детского дома № 1, ставшие свидетелями катастрофы, давно выросли. Почти все они уже покинули стены детдома, и только Римма, девочка, пережившая весь ужас того страшного дня, больше месяца пролежавшая в больнице с ожогами, достигнув 18-летнего возраста, продолжает жить в детском доме. Каждое утро Римма просыпается, смотрит на портреты погибших подружек — Ани, Яны и Люды — и идет на работу, на авиазавод, с аэродрома которого 6 декабря 1997 года взлетел самолет «Руслан».

Катастрофа навсегда сохранится в памяти Риммы — ее ноги и руки покрыты шрамами от ожогов, оставленных пламенем, ворвавшимся в пятую группу детского дома 6 декабря. Долгое время девочка прятала эти страшные следы беспощадного огня под брюками и кофтами с длинными рукавами. И только повзрослев и поняв, какая она все-таки красавица, девушка начала раскрепощаться и надевать открытые наряды.

В детском доме никто и никогда не укажет Римме на ее недостатки — даже совсем маленькие ребятишки, живущие по соседству, знают, откуда это у нее и почему говорить об этом не стоит.

Но сейчас Римма работает. Она выходит в город, ездит в общественном транспорте

Красивое лицо девушки привлекает внимание. Потом взгляды падают на руки, и Римма оказывается незащищенной от колких высказываний

Однажды в автобусе один мужчина, увидев шрамы на руках Риммы, начал выспрашивать, что это да откуда.

Ну как она могла рассказать совершенно постороннему человеку о том страшном дне, когда она, будучи восьмилетним ребенком, закрывала лицо руками, прячась от огня; как сворачивалась в комочек, принимая позу эмбриона в надежде почувствовать ту защищенность, которую ощущала в утробе матери, той матери, которую потом лишили родительских прав; как лежала больше месяца в ожоговом центре и ждала чуда. Но чудо, свершившись, обернулось для нее еще одной трагедией…

Воспитательница привела сына в детдом за 15 минут до катастрофы 6 декабря 1997 года, суббота. Ребятишек в детском доме было мало: кто в Доме творчества, кто в бассейне, кто на катке. В пятой группе остались Римма Васильева, Аня Зернис, Яна Потанина, Люда Шашкина… Воспитательница группы Надежда Мелешко за 15 минут до трагедии сбегала домой и привела в группу своего пятилетнего сынишку Макара.

Огонь ворвался в помещения пятой группы внезапно. Воспитательница находилась в состоянии аффекта и не знала, что делать. Две девочки куда-то спрятались, Римма закрывалась руками от огня, Надежда Мелешко тащила своего горящего сына…

Галина Крюкова, директор детского дома № 1, вспоминает, как вечером 6 декабря, когда всех детей уже перевезли в 13-й интернат, воспитатели недосчитались двоих. Сразу после катастрофы в больницу увезли Аню Зернис, Римму Васильеву, воспитательницу Надежду Мелешко и ее сына Макара. А вот Яны Потаниной и Люды Шашкиной, 8 и 9 лет, не было нигде.

— Мы ходили, искали, всех расспрашивали, а в 12 часов ночи меня пригласили на опознание, — рассказывает Галина Крюкова. — Тела сгорели так, что уменьшились до 70—80 сантиметров. И опознать я их могла только по размеру: Яна — вот эта, потому что поменьше…

15-летняя Аня Зернис умерла в больнице через пять дней. Макара, сына воспитательницы, доставили самолетом в Москву, но спасти мальчика не удалось, он умер в середине января. Где сейчас мать Макара, в детском доме никто не знает.

Выжившие

Галина Ушакова

Бортпроводница Галина Ушакова — единственный выживший член экипажа рокового рейса 3739 «Аэрофлота». 9 февраля в одну минуту она потеряла одиннадцать коллег. Они похоронены на Радищевском кладбище, на их памятниках указано: «Трагически погиб». Каждый год — все сорок лет — в свой профессиональный праздник иркутские авиаторы приносят цветы на их могилы.

Галине Алексеевне тогда исполнился 31 год, за плечами — почти 11 лет работы в авиации. Она не должна была лететь злополучным рейсом, но пришлось подменить коллегу. Говорит, что никаких предчувствий не ощущала, беды ничто не предвещало, всё шло своим чередом: бортмеханик готовил самолёт, бортпроводники загружали багаж, принимали питание, рассаживали пассажиров, которых, по словам моей собеседницы, оказалось 100 человек. 99 заняли пассажирские кресла, а одного взяли до Новосибирска, усадив на диванчик. В 8 часов 14 минут начали взлетать.

Фото: АиФ

— У меня пуговичка отлетела, и я зашла в закуток, чтобы пришить, вдёрнула нитку в иголку, положила на стол, а когда пиджак снимала, смахнула. Наклонилась — и в это время грохот… Я услышала крики… и потеряла сознание, — вспоминает Галина Алексеевна. — Очнулась в обломках, увидела спасателя, попросила его помочь мне освободить застрявшую ногу и опять потеряла сознание. Второй раз очнулась, когда меня вытащили из обломков, а потом уже только в больнице пришла в себя.

Анатолий Засядко

Галина Алексеевна помнит, что на часах было 8.17, когда всё произошло. Самолёт рухнул сразу после взлёта, но с какой высоты — точной информации об этом нет, по крайней мере — в открытых источниках. В одних указано, что лайнер упал с 30 метров, в других — с 80, в третьих — примерно с 200 метров. Пассажир того рейса Анатолий Засядко, которого нам удалось найти, вспоминает, что когда смотрел на землю из иллюминатора, деревья были размером со спичечный коробок, значит, высота, по его мнению, была уже в несколько сотен метров.

Анатолий Алексеевич, в ту пору молодой преподаватель политехнического института, а ныне профессору ИРНИТУ, летел тем рейсом в Ленинград. Ему удалось спастись одному из первых вместе с другом. Он до сих пор помнит номер ряда — 17-й, в котором сидел. Это почти в конце салона.«Когда фюзеляж разрушился, образовалось открытое пространство — выход в поле, моё сидение как раз подъехало к этому разлому, ремень отстегнулся, и силой инерции меня вытолкнуло наружу, — рассказывает Анатолий Алексеевич. — Когда выскочили, самолёт лежал, одно шасси было оторвано, крыло потеряно, фюзеляж разрушен, двигатель дымился. Страшная картина, от которой мы с другом хотели убежать быстрее и дальше».

Новость по теме

Девять лет исполнилось со дня крушения аэробуса А-310 в аэропорту Иркутска

пассажира того рейса Виктора Червонина

2009 год. Четверо погибших

10 мая 2009 года, в 62 км от Иркутска, произошла катастрофа вертолета Bell 407 RA-01895. На борту, кроме пилота, находились губернатор Иркутской области Игорь Есиповский и сопровождающие его лица (два человека). В 17 км от площадки взлета вертолет столкнулся с деревьями, упал в лес, разрушился и сгорел. В результате четыре человека погибли. 

По данным МАК, трагедия произошла из-за профессиональной неподготовленности командира воздушного судна к выполнению полетов на данном типе вертолета. К тому же несанкционированный полет выполнялся ночью, в горной местности, на высоте, которая была значительно ниже безопасной. Также были и другие сопутствующие факторы. 

Самолёт

Тяжёлый транспортный самолёт Ан-124-100 №82002 был третьим выпущенным «Русланом». Год выпуска – 1984. Многое в нём появилось впервые и проходило обкатку. На обычных режимах полёта лайнер показал себя хорошо, но в этом полёте случилась беда. При выполнении сертификационного полета, на высоте 5800 м в разгоне от V = 530 км/ч до V = 650 км/ч, с с полностью отклоненным рулем поворота, на V = 614 км/ч произошло разрушение обтекателя радиолокационный станции и носовой откидной части фюзеляжа, приведшее к резкому торможению, возникновению сильной тряски и шуму в кабине.

Разрушение носовой части фюзеляжа привело к отказу двух двигателей, многочисленным отказам систем (в т.ч. отказы указателей скорости и высоты), сильной тряске конструкции, непрерывным звуковому и световому сигналам «критический режим».

Ан-124 CCCР-82002 в Ле-Бурже, 1985 год

Большие повреждения осколками потерпел 3-й двигатель, полностью вышедший из строя. При этом было нарушено функционирование гидросистем, а вышедшая из строя электроника стала передавать неверные данные.

Действия экипажа нельзя назвать хладнокровными, но в такой обстановке сохранить самообладание трудно. На приборной доске можно было увидеть, что скорость упала до 0, а высота показывалась на 1200 метров выше действительной. В кабине постоянно работала световая и звуковая сигнализация. Экипаж попробовал выпустить закрылки, но они не вышли до конца. Поскольку скорость невозможно было определить по приборам, её измерил находившийся неподалёку Ан-22 «Антей». Командиру «Антея» передали, что с «Русланом», находящимся неподалёку, происходит что-то непонятное.

Василий Самаров, КВС «Антея» сразу развернулся и увидел самолёт на высоте 5200 метров, но при подлёте обнаружил его уже на высоте 3000 м. По расчётам Самарова «Руслан» должен был находиться на километр выше. Он сообщил диспетчеру, что скорость «Руслана» 450 км/ч, и передал КВС Горбику, что те снижаются слишком быстро, и что за высоким лесом находится поле, пригодное для посадки. На это Горбик ответил: «Мы не снижаемся, мы падаем».

После второго сигнала место катастрофы было определено точно, все те, кому положено быть на месте аварии, прибыли в считанные минуты, но спасать было некого.

2016 год. 10 погибших

1 июля 2016 года самолет Ил-76 МЧС России вылетел с аэродрома в Усольском районе на ликвидацию лесного пожара в Качугском районе. На борту находилось 10 человек. В 11.30 экипаж должен был выйти на связь, однако этого не произошло. В результате двухдневных поисков самолет был обнаружен в 145-ти км от Качуга, все члены экипажа погибли. Выяснилось, что от крушения воздушного судна возник лесной пожар. 

Указом президента России Владимира Путина за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные в экстремальных условиях, экипаж тяжелого самолета МЧС России Ил-76, погибший при тушении лесных пожаров в Иркутской области, награжден Орденами Мужества посмертно. На месте, где упал самолет, установили православный крест из лиственницы, возле него были посажены 10 сосен в память о погибших.

Ил-76. Фото: МЧС России

Ил-76. Фото: МЧС России

Ил-76. Фото: МЧС России

1 / 3

Римму взяли в семью, а потом вернули в детдом

Римма Васильева пролежала в ожоговом центре месяц и десять дней. Девочке сделали несколько пластических операций. А так как о катастрофе в Иркутске тогда говорила вся страна и по телевидению постоянно показывали различные сюжеты об этой трагедии, то в одном из них показали и девочку Римму, всю в бинтах лежащую на больничной койке.

Увидев Римму на телеэкране, женщина из Тверской области объявила своему мужу: «Она будет моей дочкой». Вскоре Ирина и Игорь Тюрины вместе со своим сыном-школьником приехали в Иркутск. Сотрудники детдома и власти области оценили подвиг женщины из Лихославля, и, хотя обычно процедура оформления опекунства занимает довольно длительное время, этой семье была оказана вся необходимая помощь — нужные бумаги подготовили в кратчайшие сроки.

Римму и ее новую семью провожали с почестями. Новоиспеченная опекунша рассказывала, как нужна ей эта девочка и как она будет о ней заботиться. Но в городе Лихославле ребенок из иркутского детского дома не прожил и полугода. Уже в конце мая Римму вернули назад.

Ирина Тюрина, которая так мечтала об этом ребенке, заявила директору детского дома, что не может больше жить вместе с Риммой, что в семье из-за этой девочки постоянно возникают конфликты.

А Римма, наверное, была даже рада. Она с удовольствием вернулась в детдом и больше никогда не вспоминала ни о той женщине, которая хотела стать ее мамой, ни о городе Лихославле.

Сейчас Римма сирота. Ее биологическая мать, лишенная когда-то родительских прав, умерла. Окончив профессиональный лицей № 23, девушка получила специальность повара-кондитера и пошла работать на авиазавод.

Всем детям, которые в день катастрофы находились в детдоме, государство предоставило компенсации — 1600—1700 рублей. Деньги можно было снять только по достижении совершеннолетия, и они полностью обесценились. По закону детдомовцам полагается жилье, но за те одиннадцать с лишним лет, что Галина Крюкова работает директором, квартиру не получил ни один очередник. Дети вырастают, создают семьи и снимают жилье, отдавая за аренду почти все заработанные средства. Некоторые, конечно, получают комнаты в общежитиях по месту работу. И Римма, устроившись на авиазавод, тоже ждет, когда у нее появится своя жилплощадь.

Римма как-то уже пыталась уйти из детского дома, жила где-то целое лето, но потом вернулась. Ей больше неоткуда ждать помощи и некуда идти. Она живет в той же самой группе, в комнате на двоих. А в рядом расположенном зале, где дети отдыхают и смотрят телевизор, Римма каждый день может видеть фотографии своих погибших подруг — Ани, Яны и Люды.

2011 год. Двое погибших

5 июля 2011 года в 190 км севернее Киренска Иркутской области произошло авиационное происшествие с вертолетом Ми-8Т авиакомпании «ЮТэйр» Приобского МТУ ВТ ФАВТ. Экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту Усть-Кут -Даниловская площадь — буровая 72. На борту находились 13 пассажиров и груз.

После прибытия воздушного судна в район посадочной площадки 72-я Даниловская экипаж не смог обнаружить пригодную для приземления посадочную площадку и приступил к ее подбору с воздуха. Местность оказалась заболоченной. Однако было принято решение высадить пассажиров и разгрузить воздушное судно, удерживая вертолет в полувзвешенном состоянии. 

Во время выгрузки часть пассажиров перемещалась из вертолета на землю и обратно. На поверхности постоянно оставались четыре человека, которые относили груз в сторону от вертолета. В процессе выполнения разгрузочных работ у вертолета началось кренение в левую сторону, которое, по объяснению командира воздушного судна, достигало 15-ти градусов. Попытки привести положение вертолета в нормальное состояние не увенчались успехом. Машина провалилась колесом в грунт и опрокинулась на правый борт. После этого лопасти несущего винта ударились о землю и начали бесконтрольно вращаться. Были повреждены левый двигатель и левая часть кабины. В результате случившегося двое рабочих, находящихся на земле погибли, еще один — пострадал. После остановки вращения вертолета борт воздушного судна покинули оставшиеся пассажиры и члены экипажа. Травмы получили одна из пассажирок вертолета, а также командир воздушного судна и второй пилот.

Выводы комиссии

В срочном порядке была создана комиссия по расследованию причин ужасной катастрофы, помощи пострадавшим и ликвидации последствий случившегося. Первоначально появилось 9 версий случившегося, после проработки осталось 3. Основная касалась конструктивных особенностей двигателей Д-18Т, которыми оснащена уникальная машина.

Вторая причина, на которой настаивали некоторые члены комиссии это отказ электронной аппаратуры, вызвавший остановку сразу трех двигателей. И наконец третья версия касалась качества самого топлива. Эксперты возлагали надежды на расшифровку бортовых самописцев — знаменитых черных ящиков, но тщетно. Большая часть информации самописцев восстановить не удалось из-за очень высокой температуры в эпицентре пожара.


Фото с места проишествия

По восстановленным данным получалось, что катастрофа произошла после последовательной остановки трех двигателей из четырех в течение нескольких секунд.

Таким образом, главным виновником трагедии комиссия признала двигатели Д-18Т Запорожского завода, хотя там и полностью отрицают даже возможность отказа сразу трех двигателей. На этом и остановились. Получается, что в данной трагедии опять больше вопросов, чем ответов. Помните упавший в Италии АН 124 «Руслан» с оружием?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector