Р-17 эльбрус — r-17 elbrus

Выполнение

Все Скады произошли от немецкого V2 , как и большинство американских ракет того времени. По своей конструкции они очень неточны. В этом плане Скад можно рассматривать как оружие с большой площадью поражения . Иракские модификации ракеты увеличивают дальность действия последней в ущерб точности, эта ракета получила название Al Hussein .

Как и у некоторых других ракет, военное преимущество «Скада» заключается в простоте транспортировки на транспортных средствах, оборудованных трапами для запуска ракет, установками- тягачами-установщиками . Такая мобильность позволяет выбирать из множества огневых позиций и повышает живучесть такой системы вооружения.

Анализ деформаций и перемещений в SCAD

Анализ перемещений в SCAD выполняется с помощью операций одноименного раздела (рис. 5) инструментальной панели. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • указанием на закладку активировать режим анализа перемещений;
  • из списка Выбор загружения выбрать анализируемое загружение;
  • в списке Вид перемещений выбрать направление перемещения;
  • нажать кнопку вызова операции отображения результатов расчета (например, Совместное отображение исходной и деформированной схемы).

Набор операций отображения позволяет получить различные формы представления резуль­татов расчета перемещений. Каждой форме соответствует кнопка в инструментальной панели. При анализе перемещений от статических нагрузок в стержневых конструкциях можно восполь­зоваться кнопками:

  • совместное отображение исходной и деформи­рованной схем;
  • отображение деформированной схемы;

  • вывод значений перемещений в узлах;
  • цветовая индикация величины перемещений в узлах;

  • отображение схемы.

При этом допускается совместное отображение деформированной схемы и одного из видов цветовой индикации. Узлы имеют цветовую идентификацию согласно определенному промежутку перемещений при выбранном направлении.

Сравнительная характеристика

Баллистические ракеты 1-го поколения

Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет первого поколения
Наименование ракеты Р-1 Р-2 Р-5М Р-11М Р-7А Р-9А Р-12 и Р-12У Р-14 и Р-14У Р-16У
Конструкторское бюро ОКБ-1 КБ «Южное»
Генеральный конструктор С. П. Королёв С. П. Королёв, М. К. Янгель С. П. Королёв М. К. Янгель
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор КБ-11, Ю. Б. Харитон КБ-11, С. Г. Кочарянц
Организация-разработчик заряда и главный конструктор КБ-11, Ю. Б. Харитон КБ-11, Е. А. Негин
Начало разработки 10.03.1947 14.04.1948 10.04.1954 13.02.1953 02.07.1958 13.05.1959 13.08.1955 02.07.1958 30.05.1960
Начало испытаний 10.10.1948 25.09.1949 20.01.1955 30.12.1955 24.12.1959 09.04.1961 22.06.1957 06.06.1960 10.10.1961
Дата принятия на вооружение 28.11.1950 27.11.1951 21.06.1956 1.04.1958 12.09.1960 21.07.1965 04.03.1959–09.01.1964 24.04.1961–09.01.1964 15.07.1963
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса не ставились 10.05.1956 переданы в СВ в 1958 01.01.1960 14.12.1964 15.05.1960 01.01.1962 05.02.1963
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении 36 6 29 572 101 202
Год снятия с боевого дежурства последнего комплекса 1966 1968 1976 1989 1983 1977
Максимальная дальность, км 270 600 1200 170 9000-9500 — тяжёлый блок; 12000-14000, 17000 — лёгкий блок 12500-16000 2080 4500 11000–13000
Стартовая масса, т 13,4 20,4 29,1 5,4 276 80,4 47,1 86,3 146,6
Масса полезной нагрузки, кг 1000 1500 1350 600 3700 1650–2095 1630 2100 1475–2175
Длина ракеты, м 14,6 17,7 20,75 10,5 31,4 24,3 22,1 24,4 34,3
Максимальный диаметр, м 1,65 1,65 1,65 0,88 11,2 2,68 1,65 2,4 3,0
Тип головной части неядерная, неотделяемая моноблочная, неядерная, отделяемая моноблочная, ядерная
Количество и мощность боевых блоков, Мт 1×0,3 1×5 1×5 1×2,3 1×2,3 1×5
Стоимость серийного выстрела, тыс. руб. 3040 5140
Источник информации: Оружие ракетно-ядерного удара. / Под ред. Ю. А. Яшина. — М.: Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2009. — С. 23–24 — 492 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-7038-3250-9.

Р-11 и Р-17

Тактико-технические характеристики

Р-11 Р-11М Р-17 Р-17М? (9К77)

«Эль Хуссейн»

Р-17ВТО(9К72-1) «Эль Аббас»
Страна
Индекс ГРАУ 8А61 8К11 8К14 9М77 8К14-1Ф
Код НАТО SS-1A SS-1B Scud A SS-1C Scud B SS-1D Scud C SS-1E Scud D ?
Длина, м 10,424 10,5 11,164 12,29
Диаметр, м 0,88 0,88 0,88 0,88 0,88 0,88
Взлётная масса, кг 5350 5400 5862 5900
Полезная нагрузка, кг 690 950 989 735? 1017 485?
Двигательная установка Одноступенчатая, жидкостная
Дальность стрельбы, км 270 150 300 550 235 850?
КВО, м 3000 3000 450 ? 50 ?

Армейский оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус»

Армейский оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К-14 (Р-17) предназначен для поражения живой силы, пунктов управления, аэродромов и других важнейших объектов противника. Дальнейшая модернизация ракет Р-11М показали нецелесообразность использования вытеснительной системы подачи топлива для повышения удельной тяги двигателя. Малый запас тяги двигателя не позволял повышать запас компонентов ракетного топлива (а значит и общую массу ракеты), при этом дальнейшее повышение давления в баках также было невозможным из-за достижения предельного значения.

Наилучшим вариантом решения проблемы было использование двигателя с турбонасосной системой подачи топлива. Кроме того, турбонасосный агрегат обеспечивал лучшую «управляемость» двигателя (за счет точной регулировки тяги), а значит, появилась реальная возможность повысить точность ракеты по дальности.

К 1957 году в ОКБ-3 НИИ-88 главного конструктора Д.Д. Севрука был разработан ЖРД с ТНА С3.42, который мог быть использован в ракетах с габаритами Р-11, при этом гарантировал достижение максимальной дальности около 240 км.

По предложению инициативной группы главным конструктором СКБ-385 В.П. Макеевым было принято решение подготовить до 10 января 1958 г. проектный чертеж компоновки, пневмогидравлическую схему и основные расчеты новой ракеты. В ОКБ-1

С.П. Королев поддержал этот проект, благодаря чему эта идея также нашла поддержку и в Главном артиллерийском управлении (ГАУ). Постановлением ЦК КПСС и правительства№ 378 -18 1 от 1 апреля 1958 г. СКБ-385 поручалась разработка ракеты Р-17 (с турбонасосной системой подачи топлива) с дальностью стрельбы от 50 до 240 км.

Новой ракете Р-17 в ГАУ был присвоен индекс 8К14. Ведущий конструктор — Ю. Бобрышев. Ведущим по изделию от МО назначен подполковник А.В. Титов, а по системе управления подполковник П.В. Захаров. Для ускорения процесса разработки комплекса массогабаритные характеристики новой ракеты были выбраны близкими к Р-11М. Таким образом, обеспечивалась возможность частично использовать в составе нового комплекса агрегаты наземного оборудования от ракеты 8К11.

Несмотря на внешнюю схожесть Р-17 с Р-11М,

конструктивно эти ракеты имеют мало общего: фактически была полностью изменена компоновочная схема, разработана более совершенная система управления, использована принципиально иная пневмогидравлическая система, метод заправки компонентами ракетного топлива и прочее.

В процессе работы над ракетой Р-17 в ОКБ-5

(во главе с главным конструктором А.М. Исаевым) был разработан новый двигатель с улучшенными характеристиками. Благодаря более высокой тяге нового двигателя удалось повысить максимальную дальность ракеты.

Первый испытательный пуск ракеты Р-17 состоялся на полигоне Капустин Яр 12 декабря 1959 года.

На первом этапе разработки опытные образцы ракет изготавливались на Златоустовском машиностроительном заводе, однако на втором этапе летных испытаний изготовление изделий (а впоследствии и серийное производство) было передано на Воткинский механический завод (№ 385), который уже выпускал Р-11М (8К11).

На начальном этапе разработки ядерной боевой части предполагалось использовать в корпусе 8Ф14 заряд мощностью 5 килотонн (боевая часть 407А14), аналогичный тому, что использовался в авиабомбе 407Н, которая разрабатывалась в то же время. Однако впоследствии был разработан более мощный заряд (10 кт) с лучшими массогабаритными характеристиками и на вооружение была принята боевая часть 269А в том же корпусе (8Ф14).

Для транспортировки и запуска ракет было разработано гусеничное шасси 2П19 на базе ИСУ-152, внешне похожее на стартовый агрегат 2У218 ракеты Р-11М.

Четыре гусеничных стартовых агрегата 2П19 с ракетами Р-17 приняли участие в военном параде по Красной площади 7 ноября 1961 года.

24 марта 1962 года постановлением Совмина СССР ракета Р-17 была принята на вооружение Советской Армии.

Дизайн

R-17 отличался важными улучшениями по сравнению с R-11. В двигателе Исаева РД-21 использовалась комбинация окислителя ингибированной красной дымящей азотной кислоты (IRFNA) и несимметричного диметилгидразина (НДМГ), подаваемого в камеру сгорания топливными насосами, что обеспечивало более стабильную тягу. Система наведения, активная только во время фазы форсирования, использует три гироскопа , что дает ей вероятную круговую ошибку (CEP) 450 м (900 м по западным источникам). Ядерная боеголовка была разработана для Р-17 с выбираемая мощность от 5 до 70 килотонн. Однако он мог также нести химическую боеголовку, содержащую 555 кг вязкого VX ; обычное оружие с одиночной осколочно-фугасной боевой частью; или серию осколочных боеприпасов с использованием фугасных, противотанковых или взлетно-посадочных боеприпасов.

МАЗ-543 Ураган с SS-1с Скад Б (9К72 Эльбрус)

Сначала Р-17 перевозился на гусеничном телескопе, аналогичном таковому у Р-11, получившему обозначение 2П19, но это не принесло успеха, поскольку вибрация гусениц имела тенденцию мешать работе пусковой электроники. Производство этой модели было прекращено после того, как Хрущев отменил производство тяжелых танков в 1962 году, а колесная пусковая был разработан Titan ЦКБ, став в эксплуатацию в 1967 г. Новый МАЗ-543 автомобиль был официально назначен 9P117 Uragan , и его русский экипажи прозвали его Кашалот ( кашалот ) из-за его размеров. Восьмиколесный МАЗ-543 имеет полную массу 37 400 кг, скорость по шоссе 55 км / ч и запас хода 650 км. Он может выполнять последовательность запуска автономно, но обычно это осуществляется с отдельной командирской машины. Ракета поднимается в вертикальное положение с помощью кранов с гидравлическим приводом, что обычно занимает четыре минуты, а общая последовательность действий длится около часа.

Модификации

Р-11М

Верхняя часть Р-11М, военно-исторический музей Самары

Р-11М (Индекс ГРАУ — 8К11, по классификации МО США и НАТО — SS-1b Scud-A) — вариант Р-11 модернизированный в части возможности установки на ракету головной части в ядерном снаряжении.

Зависимость времени полёта ракеты 8К11 и характеристик рассеяния от дальности
Дальность, км Время полёта ракеты, сек. Среднее отклонение
в продольном направлении, км в боковом направлении, км
60 194 0,4 0,3
74 206 0,4 0,3
100 225 0,5 0,4
150 259 0,6 0,5
200 291 0,6 0,6

Из-за своих массо-габаритных характеристик ядерные заряды, производимых в СССР в то время, не могли быть использованы в фугасной боевой части ракеты Р-11. Поэтому, масса разработанной для ракеты 8К11 ядерной боевой части 3Н10 составила 950 кг, вследствие чего уменьшилась максимальная дальность ракеты до 150 км.

В боевой части 3Н10 был использован заряд имплозивного типа на основе конструкции заряда РДС-4 с применением в качестве ядерного горючего только урана-235. Для инициирования цепной реакции использовался внешний импульсный нейтронный источник. Боевые части 3Н10 оснащались зарядами различной мощности: 10, 20 и 40 килотонн.

В сентябре 1961 года на Новой Земле в рамках учения «Волга» проводились пуски ракет со штатными боевыми частями в ядерном снаряжении.

10 сентября 1961 года мощность взрыва составила 12 кт (что было выше рассчитанной), а 13 сентября 1961 года мощность взрыва составила только 6 кт (ниже рассчитанной), однако, заряд был взорван на заданной высоте и все мишени были уничтожены, а боевое поле получило высокую степень заражения, фоновые значения радиации восстановились только к 1977 году.

Основные весовые и габаритные данные ракеты 8К11
Параметр Значение
Длина ракеты от опорных пят до вершины наконечника головной части 10 344 мм
Диаметр ракеты 880 мм
Размах стабилизаторов 1800 мм
Вес незаправленной ракеты 1990,1 кг
Вес заправленной ракеты при температуре +15 °С 5409,6 кг
Вес топлива и воздуха 3419,4 кг

Р-11ФМ

Р-11ФМ (индекс — 8А61ФМ) — морская модификация ракеты Р-11 для надводного пуска с подводных лодок, имевшая максимальную дальность 250 км и принятая на вооружение ВМФ. Разрабатывалась СКБ-385 В. П. Макеева.

Р-11МУ

Р-11МУ (индекс ГРАУ — 8К12) — проект усовершенствованной ракеты Р-11М разрабатывавшийся СКБ-385 по постановлению правительства вышедшему весной 1957 года. При разработке планировалось переработать КД на ракету с учётом накопленных к этому времени опыта серийного изготовления и предложений по улучшению технологичности изготовления, а также внедрить в бортовую систему управления дублирование электрических цепей и ряда элементов. Остальные элементы конструкции ракеты, а также наземное оборудование планировалось без изменения заимствовать от Р-11М.

В июне 1957 года В. П. Макеев назначил ведущим конструктором по Р-11МУ Ю. Бобрышева. В процессе работ по проекту, ввиду увеличения массы дублированной СУ, встал вопрос по обеспечению заданной дальности стрельбы в 150 км. В результате поиска решения этой проблемы, было решено установить ЖРД с турбонасосным агрегатом (ТНА), обладающий более высокой удельной тягой. В результате поиска такого двигателя в ноябре 1957 года, конструкторами было решено использовать ЖРД С3.42 разработки ОКБ-3 Д. Д. Севрука, обеспечивающим, по расчётам, дальность стрельбы до 240 км.

В декабре 1957 года предложения конструкторов СКБ-385 по новой ракете были одобрены В. П. Макеевым. После проработки компоновки, пневмогидравлической схемы новой ракеты и проведения основных расчётов, в январе 1958 года, после посещения ОКБ-1 Макеевым с группой конструкторов СКБ-385, было получено одобрение С. П. Королёва.

1 апреля 1958 года, после согласования вопросов по новой ракете с ГАУ, было подписано постановление ЦК КПСС и правительства № 378—181 о разработке в СКБ-385 новой ракеты Р-17 с дальностью стрельбы от 50 до 240 км. Работы по проекту Р-11МУ были прекращены.

Р-11А

На базе Р-11 была создана геофизическая ракета Р-11А пуски которой осуществлялись на Новой Земле по программе Международного геофизического года в 1958 году.

В поисках «дальней руки»

На вооружении ВСУ находятся разработанный в СССР тактический комплекс 9K79 «Точка-У» дальностью до 120 км. До 2009 года украинская армия обладала более мощным оружием — комплексом 9К72 «Эльбрус», однако все образцы были утилизированы при финансовой поддержке США.

Также по теме


«В составе украинской армии это бесполезное оружие»: сможет ли Киев получить американский комплекс Patriot

Киев рассчитывает купить американский зенитный ракетный комплекс (ЗРК) Patriot. Об этом заявил министр обороны Украины Степан…

С конца 1990-х годов Украина не оставляет попыток разработать ракетное вооружение нового поколения. Так, после 2014 года Киев запустил несколько проектов по созданию комплексов нового поколения. Власти стремятся увеличить дальность поражения с целью «сдерживания российской агрессии».

В январе 2018 года в украинских СМИ появилась информация об испытаниях противокорабельной крылатой ракеты «Нептун» (Романенко назвал этот образец «Гарпуном». — RT) разработки государственного предприятия «Луч» (Киев). Дальность морской версии боеприпаса ограничена 280—300 км.

«Нептун» предназначен для поражения кораблей водоизмещением до 5 тыс. тонн. По неподтверждённым данным, «Луч» может создать наземные и воздушные версии этой ракеты, дальность которых превысит 300 км. Информация о характеристиках «Нептуна» и планах его развёртывания не разглашается.

Некоторые украинские специалисты сомневаются, что «Нептун» является новейшей разработкой. Существуют мнения, что «Луч» просто доработал советскую противокорабельную ракету Х-35 или позаимствовал технологические решения, реализованные в американской ракете RGM-84 «Гарпун» (Harpoon). 

  • Крылатая ракета «Нептун»
  • Facebook

Наиболее амбициозным проектом украинской оборонки является наземный оперативно-тактический комплекс (ОТРК) мобильного базирования «Гром-2». Работы над ним ведут КБ «Южное» (Днепропетровск) и Павлоградский химзавод.

2 января 2018 года на странице в YouTube Национального промышленного портала Украины появился ролик с испытанием самоходной установки и ракеты комплекса. Шасси с колёсной формулой 10х10 — детище Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени А.А. Морозова, ракета — продукт инженерной мысли КБ «Южное».

Предполагается, что «Гром» будет вооружён баллистическими (дальностью до 250—300 км) и крылатыми ракетами (до 450—500 км). В сентябре 2017 года украинский военный эксперт Жирохов на страницах издания «Деловая столица» заявил, что в зону поражения «Грома» «попадает даже Москва, не говоря уже о Саратове, Смоленске, Ростове, Белгороде, Курске и Липецке».

Подобное утверждение вызвано тем, что арсенал перспективного ОТРК и других перспективных ударных платформ может пополнить дозвуковая крылатая ракета «Коршун-2». Зарубежные СМИ называют её аналогом BGM-109 «Томагавк» и российской ракеты «Калибр». Дальность «Коршуна» может составить до 1,5—2 тыс. км.

  • Украинский ракетный комплекс «Точка»
  • globallookpress.com

Однако на текущий момент отсутствует официальная информация о том, на какой стадии находятся работы по «Грому» и «Коршуну». На сайте КБ «Южное» говорится, что ОТРК и крылатая ракета создаются без привлечения бюджетных средств и «в рамках коммерческих проектов».

В январе 2018 года в интервью изданию «Апостроф» директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец заявил, что ОТРК разрабатывается для одной из ближневосточных стран (предположительно, Саудовской Аравии), а не для нужд ВСУ.

По мнению эксперта, испытания «Грома-2» находятся на ранней стадии. В частности, украинские предприятия проверяют эффективность ракетного двигателя. Государственные испытания комплекса могут стартовать в лучшем случае через пару лет.

Цена вопроса

Кто же первым завёл речь об «Оке» на переговорах в Женеве? По информации автора, это были американцы, которые выложили на стол западные каталоги, в них указывалось, что дальность стрельбы у комплекса — 550 километров. И «Ока» была включена в повестку дня. Ну а потом в дело вступили министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе и президент СССР Михаил Горбачёв. Без предварительной компетентной проработки вопроса, не советуясь с военными специалистами, они на встрече с госсекретарём США согласились уничтожить «Оку».

РИА Новости
Президент СССР Михаил Горбачёв и министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе без предварительной компетентной проработки вопроса, не советуясь с военными специалистами согласились уничтожить «Оку».

В итоге в 1989 году было уничтожено 360 ракет «Ока» — 239 боевых и 121 учебная, отмечал в одном из своих выступлений член-корреспондент Российской академии наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий главный конструктор «Оки» Сергей Непобедимый. А также 106 боевых машин, столько же транспортно-заряжающих машин, все средства регламента и технического обслуживания как в войсках, так и на базах и арсеналах, оборудование учебных центров, в том числе оборудование и материальная часть в училищах Ракетных войск и на полигонах.

Сергей Непобедимый также отмечал, что некомпетентно был решён вопрос и об уничтожении ОТРК. На ликвидацию ракет и других элементов комплекса израсходовали несколько сотен миллионов рублей. Тогда как разработчики комплекса «Ока» предлагали использовать его в интересах отечественной и мировой науки — для геофизических исследований на высотах до 300 километров. И комплекс нашёл бы большой спрос за рубежом. Однако с этим предложением в Кремле не согласились.

Добившись ликвидации «Оки», США оставили Сухопутные войска СССР практически без оперативно-тактических ракет. Остававшиеся на вооружении ракеты Р-17 («Скад») никто всерьёз не принимал. Они были так стары, что их нельзя было применять — из-за невозможности соблюсти меры безопасности…

Тогда, правда, у них ничего не вышло.

wikipedia.org
Американская ракета средней дальности «Гера».

Обустройство на земле

Комплекс наземного оборудования для РК 9К72 создавался в ГСКБ ГКОТ (КБТМ, главный конструктор В. П. Петров). В него вошли 32 агрегата, 18 из которых были созданы по проектам ГСКБ и семь серийно выпускались.

Опытный образец стартового агрегата – самоходной пусковой установки (СПУ) «объект 810» создали в КБ-3 ЛКЗ (главный конструктор Ж. Я. Котин) на базе шасси тяжелой самоходной артиллерийской установки ИСУ-152К. Он был принят на вооружение под обозначением 2П19 (вес – 39,6–41,5 т). Позже появилась модификация – 2П19М.

Практически одновременно с 2П19 испытывался колесный стартовый агрегат 2П20 (вес – 37 т), созданный в ЦКБТМ (главный конструктор Н. А. Кривошеин) на базе минского четырехосного тягача МАЗ-535 повышенной проходимости с колесной формулой 8х8. Опытная СПУ прошла комплекс испытаний, но в серию не пошла и на вооружение принята не была.

В 1967 году в ЦКБТМ (ведущий конструктор Я. И. Глазов) создается колесная СПУ 9П117. Постепенно она стала заменять в войсках гусеничную установку 9П19. Агрегат 9П117 (полная масса – 38 900 кг) смонтирован на специальном автошасси МАЗ-543 с колесной формулой 8х8, первоначально предложенным для РК «Темп-С». Опытные СПУ 9П117 изготовлялись в ЦКБТМ. Производство серийных установок организовано на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения в Казахстане.

В дальнейшем в комплексе применили модернизированную колесную пусковую установку 9П117М, с которой удалили элементы бескрановой перегрузки ракет, затем – СПУ 9П117М1.

Рекорды модернизации

Потенциал 9К72 поистине неисчерпаем. Сегодня известны зарубежные варианты модернизации ракеты Р-17. Часть проданных Ираку ракет Р-300Э модернизирована немецкими и бразильскими специалистами. Так появились известные «Аль-Хусейн» с дальностью стрельбы до 600 километров и «Аль-Аббас» с дальностью стрельбы до 900 километров. Усовершенствован ракетный комплекс и в Северной Корее. При этом система управления осталась практически без изменений. В 80-х годах «Аль-Хусейн» и «Аль-Аббас» Ирак применял против Ирана.

Еще в советское время – в 1964–1968 годах специалистами ОКБ завода № 235 (главный конструктор Е. Д. Раков) проводились опытно-конструкторские работы под шифром «Рекорд» по модернизации ракетного комплекса 9К72 с ракетой Р-17 (8К14). Цель разработки – увеличение дальности стрельбы и времени хранения ракеты в заправленном топливом состоянии при минимальном изменении габаритов и массы ракеты. В результате разработана документация комплекса Р-17М с ракетой 9М77 с дальностью стрельбы до 500 километров.

Однако в связи с созданием оперативно-тактических ракет на твердом топливе «Темп-С» с дальностью полета до 900 километров работы по комплексу Р-17М прекратились, несмотря на положительные результаты испытаний.

С принятием на вооружение комплекса 9К72 встал вопрос и об автоматизации управления ракетными подразделениями, частями и соединениями. Для управления ракетным дивизионом с 1965 года в томском ПО «Контур» под руководством О. Г. Протопопова начата разработка системы автоматизированного управления «Ужба-Т». В 1977-м принят на вооружение комплекс автоматизированного управления ракетной бригадой с комплексом 9К72, а в 1985-м – созданный под руководством Ю. П. Пакина унифицированный комплекс автоматизированного управления ракетными бригадами с ракетами оперативно-тактического назначения «Плед».

В 1974–1980 годах ОКБ Воткинского завода совместно с ЦНИИАГ выполнены научно-исследовательские экспериментальные работы (НИЭР) по определению возможности создания оптической корреляционной системы управления головной части для наведения на цель на конечном участке траектории для баллистических ракет Сухопутных войск.

По результатам полигонной отработки таких систем принимается решение о серийном изготовлении головных частей «Аэрофон» для опытной эксплуатации, ракетный комплекс получил обозначение 9К72-1.

Несколько серийных партий этих изделий изготовлены в 1991–1992 годах. В настоящее время подобные системы наведения используются на современных отечественных ракетах оперативно-тактического назначения.

На вооружении

  •  СССР

    • 233-я инженерная бригада РВГК — сформирована в период июль-ноябрь 1954 года в г. Клинцы, Брянской области в составе 4-х дивизионов (два дивизиона с Р-1 (8А11) и два с БМД-20), в период с марта по июль 1959 выполняла пуски Р-11 и Р-11М на 4 ГЦП;
    • 77-я инженерная бригада РВГК, сформирована в июле 1953 года в с. Капустин Яр, 16 октября 1953 года передислоцирована в п. Новые Белокоровичи Житомирской области (Прикарпатский военный округ). На Р-11 бригада перевооружена в 1955 году, в августе 1958 года 77 ибр была передана из подчинения заместителя Министра обороны СССР по специальному вооружению и ракетной технике в состав Сухопутных войск и передислоцирована в ГСВГ. Бригада стала именоваться 23-й ракетной бригадой. Выполнила на 4 ГЦП 5 пусков в августе и 2 пуска в октябре 1959 года. В начале 1960-х годов 23 рбр перевооружена на ракетный комплекс с гусеничной ПУ 2П19 и ракетой 8К14. Дислоцировалась в г. Кёнигсбрюк;
    • 90-я инженерная бригада РВГК, проводила пуски Р-11 и Р-11М на 4 ГЦП в марте-июле 1959 года;
    • 199-я гвардейская ракетная бригада (сформирована в 1960 году на базе 199-й инженерной бригады), в период с марта по июль 1959 года, как 199 ибр, проводила пуски на 4 ГЦП;
    • 159-я ракетная бригада (сформирована в 1958 году на территории 233-й инженерной бригады в г. Клинцы без получения техники, после чего передислоцирована в г. Тахиа-Таш Туркестанского военного округа, где в 1959 году третий дивизион получил на вооружение Р-11М. В том же году бригада без третьего дивизиона была вновь передислоцирована в г. Кировоград Киевского военного округа и в 1960 году была полностью доукомплектована техникой ракетного комплекса Р-11М. В 1963 году бригада перевооружена на Р-17 и вновь сформирован третий дивизион)
    • 153-я инженерная бригада, в период с сентября по декабрь 1959 года выполнила 19 пусков на 4 ГЦП;
    • 164-я инженерная бригада, в декабре 1959 года выполнила 4 пуска на 4 ГЦП;
    • 106-я ракетная бригада; 403 ордн из её состава совместно с контрольной группой 60-го учебного ракетного центра Сухопутных войск в период с 4 по 11 октября 1968 года выполнил десять пусков ракеты 8К11 в в/ч 03080 в Приозёрске (с целью испытаний огневого комплекса системы С-200)
  •  Венгрия, состоял на вооружении 5-й отдельной ракетной бригады (MN 1480) «Тапольца» (венг. Tapolca) сформированной в 1963 году — в том числе в 1970-е годы (в середине 1970-х гг. перевооружена на РК 9К72)
  •  ГДР, состоял на вооружении:

    • 5-й ракетной бригады «Bruno Leuschner» (Демен)
    • 3-й ракетной бригады «Otto Schwab» (Таутенхайн);
  •  ПНР, состоял на вооружении:

    • 3-й Варшавской оперативно-тактической ракетной бригады (Бедруско (польск.)русск.)
    • 2-й Померанской оперативно-тактической ракетной бригады (г. Хощно)
    • 18-й Померанской оперативно-тактической ракетной бригады (г. Болеславец)
    • 32-й Померанской оперативно-тактической ракетной бригады (г. Ожиш)
  •  Румыния, состоял на вооружении:

    • 32-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Текуч)
    • 37-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Инеу)
  •  Чехословакия, состоял на вооружении:

    • 311-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Йинце (англ.)русск.)
    • 321-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Рокицани)
    • 331-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Йичин)
  •  Болгария, состоял на вооружении:

    • 46-й ракетной (артиллерийской технической) бригады (г. Самоков) — в 1975 году бригада была первооружена на комплекс 9К72
    • 56-й ракетной бригады (Марино-Поле) — расформирована в 1989 г.
    • 66-й ракетной бригады (Ямбол) — в 1975 году бригада первооружена на комплекс 9К72
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector